Полная версия
Чай со Слоном. Вторая чашка
Во-первых, не за что с врагами драться!
А во-вторых, идей-то, нет сейчас.
И наконец, посмотрим, что там, в третьих,
Природа ведь, не терпит пустоты!
И вот уже, бакс с евро, в этом свете
Затмили все прекрасные мечты.
Власть выставила нас на распродажу!
Поступок, по понятьям воровским,
Обычного крысятничества гаже
И нет рецепта как бороться с ним.
Сегодня дня герой, не вор в законе,
А беспредельщик, крыса и фискал,
Которого, на самой дальней зоне,
Опустят сразу, чтобы не вонял!
Но терпим мы, ведь нет у нас идеи,
И ждём, когда придёт к нам добрый царь.
И просим Господа, чтобы на той неделе,
Вернул нас всех, и поскорее, встарь.
И вот тогда мы, строем по четыре,
Пойдём вперёд. Подгонит нас конвой.
Чтоб снова, как в позавчерашнем мире,
Никто не смог нарушить этот строй!
Ноябрь 2012.
ПЛАЧ ПО РОССИИ
Страна господ, страна – рабов.
Кремлёвских залов золочёных.
Простых, неструганых гробов.
И невиновных заключённых.
Страна полей, страна лесов.
Страна родных просторов наших,
Где сладко барином живёт
Тот, кто не сеет и не пашет.
Страна вождей, страна – толпы,
Что каждый день у нас готова,
Разбив не раз граблями лбы,
На них идти, с восторгом снова!
12.09.2015.
16. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
«Каждому своё!» Так было написано на вратах ада, по Данте. А мы, если верить нашим руководителям, живём в Аду. Так, что если кто-то, что-то серьёзное и напишет, то это будет, наверняка посленее призведение перед Апокалипсисом…
От того-то, все пишут ни о чём.
17. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Нет смысла дробить фантастку, на мой взгляд, на составляющие…
И Бредбери, и Шекли, и Саймак будут всегда. Ну а Браться Стругацкие, вообще вне времени и пространства, поскольку они вечны. У меня до сих пор слёзы на глаза наворачиваются, когда я вспоминаю, что Борис Стругацкий, с которым я встречался и общался, уже не с нами…
ПРОСТИ, УЧИТЕЛЬ!
(На смерть Бориса Стругацкого)
Уходят лучшие… Кончается эпоха
Великих потрясений и надежд.
И от того нам всем сегодня плохо,
Что власть лелеет лишь одних невежд.
И «на коне» опять сидит дон Рэба,
Слуга Господень, интриган и вор.
Ну а Будах-мудрец, страны надежда,
Готов взойти как жертва, на костёр.
С Руматой рядом нет барона Пампы.
И не придёт космический корабль,
Чтоб нас спасти от тягостной расплаты
За всё, что сделали, стремясь в свой личный рай!
Прощай Учитель! Мне сегодня больно
За то, что я остался дальше жить.
Своим уходом Ты сказал: «Довольно!»,
А я, увы, не смог так поступить…
20.11.2012г.
18. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?
Если можешь не писать – не пиши, если не можешь – не бзди!
19. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?
А вот в таком:
СИНЮХОВИНА
Заблудился я в синем лесу.
Синим днем, в нем душа заплутала.
Но сумел я найти полосу,
Где удача меня поджидала.
Синий леший из синего леса
Угостил меня синею брагой.
Для неё этот старый повеса
Все синявки собрал из оврага.
И когда посинели мы оба,
Поднабравшись его синевухи,
Он шепнул мне заветное слово,
По которому все молодухи
Рады будут приметить и встретить,
И душою, и сердцем приветить.
И отдать в мои жаркие руки
Свое тело для сладостной муки.
Позабыл я про хмель свой и рьяно
Побежал сквозь колки и поляны.
Но приметная синяя тропка,
Запетляла, запутала ловко.
И я понял, кружа до упаду,
Что теперь не приду куда надо.
Что у этого синего леса
Выпускать меня, нет интереса.
Ведь уйди я, и снова, и снова,
Чтоб узнать заповедное слово,
В лес потянутся толпами люди…
Все затопчут. И леса – не будет!
1987г.
20. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
А что это?
21. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
А наверно, вот это я бы предложил для маленького юмористического ролика, можно даже клипа.
Это текст песни, написанный мною для африканского ансамбля, гастролировавшего по Южному Уралу.
КИЛИМАНДЖАРО или африканец в Челябинске
Утром ранним, утром ясным
Я стою в толпе людской.
Вновь все вместе ждём напрасно
Мы автобус городской.
То ли дело по саванне
Без дороги, без пути,
По жаре как в русской бане
На своих двоих идти!
О-о-о! Килиманджаро!
Я автобус ждал в запарке
Ровно тридцать пять минут,
Ведь крутые иномарки
Пассажиров не берут.
То ли дело по саванне
Без дороги, без пути,
По жаре как в русской бане
На своих двоих идти!
О-о-о! Килиманджаро!
В тормознувшую маршрутку
Влез коленками назад.
Чуть отвлёкся на минутку,
Кто-то чем-то тычет в зад.
То ли дело по саванне
Без дороги, без пути,
По жаре как в русской бане
На своих двоих идти!
О-о-о! Килиманджаро!
Выпал я на остановке,
Оказалось, что не тут.
В этой жуткой обстановке
Не на тот попал маршрут.
То ли дело по саванне
Без дороги, без пути,
По жаре как в русской бане
На своих двоих идти!
О-о-о! Килиманджаро!
Вдруг подул с завода ветер
И внезапно заволок
Всё, что есть на белом свете,
Черный и вонючий смог.
То ли дело по саванне
Без дороги, без пути,
По жаре как в русской бане
На своих двоих идти!
О-о-о! Килиманджаро!
Ни до песни, ни до танца,
Не добраться в этой мгле.
Труден путь у африканца
На челябинской земле!
То ли дело по саванне
Без дороги, без пути,
По жаре как в русской бане
На своих двоих идти!
О-о-о! Килиманджаро!
2008г.
22. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве?
Не было предложений
23. Какие концовки книг у вас любимые?
Те, что не лишены надежды… Сейчас перечитываю Стругацких «Волны гасят ветер», а любимых книг у меня более сотни, в нашей библиотеке «Северная» целая папка отзывов на понравившиеся мне книги, так там, где-то 350 таких листов…
24. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Бывает, но не часто… Но, скорее герои фильмов, снятых по книгам известных авторов… Ну, Паганель, к примеру.
25. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Иногда! Но, не часто, обычно просто добавляются некоторые строчки… Вот стих, который был написан в 2001 году и тогда же опубликован, из-за чего пришлось поменять работу… А в 2010 году, добавилось в него ещё несколько строк и получилось это:
МОЛИТВА ВЕТЕРАНА
Я детство Сталину отдал.
Порывы юности – Хрущеву.
Дни лучшей жизни Брежнев взял
И не оставил Горбачеву.
Но, вот, немного, еле-еле
Забрезжил свет в конце туннеля
И я, сквозь демократий жуть,
Поверил Ельцину… Чуть-чуть.
Ну, а в награду мне досталась
Моих прошедших дней усталость.
Болезни. Тяготы. Заботы.
Необеспеченные льготы.
Стою, как витязь на распутье,
А предо мною, камнем, – Путин.
Скажи же мне, великий Боже,
Кто в этой жизни мне поможет?
Ответь мне, кто в карете едет,
Где кучером сидит Медведев?
И укажи мне в жизни путь,
Чтоб справедливость в мир вернуть.
…..………………………Нет ответа!
2001 – 2010 г.г.
26. Способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Нет! Если не продастся кому-либо…
Или если не сумеет сам вырваться в ряды популярных. Причём, на Западе, это – на порядок легче, чем в России, где всегда могут прийти и сказать: «Делись!»
27. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Есть ряд сайтов, в которых конкурсы проводятся, участввовал, но не столько ради навара, сколько, чтобы понять могу или не могу победить многих. Пока получается…
А вот за эти частушки получил банное полотенце от партии «Справедливая Россия» в 2011 году на организованном ею конкурсе:
Что же это происходит
У меня в родном селе?
Матерятся нынче в поле
На китайском языке!
Мы в рекламе прочитали
«Жизнь в России, просто – рай!»
Посмотрели, где издали,
Напечатано «Китай»
28. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью? Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Пожалуйста!
Илья Луданов
1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Родился в январе 1985 года, в Тульской области. Получил два высших образования – экономическое и литературное (заочно). Занимался разными работами, с 2007 года зарабатываю корреспондентской работой – тележурналистика, статьи, пиар, видеопродакшн.
2. Как давно Вы пишете?
Плотно занимаюсь литературой с 2004—2005 годов. Однако профессионально работаю последние 5—6 лет.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
Плохо помню. Скорее всего, хотелось запечатлеть мысли, для их сохранения. Позже появилось желание рассказать историю.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
О борьбе за жизнь.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Зависит от формы, размера, жанра. Небольшой рассказ лучше писать сразу, пока не иссяк запал и свежа мысль. У меня были случаи, когда сюжеты «пропадали» и даже вспомнив замысел, я понимал, что уже не напишу его. Чем больше предполагаемый размер, тем большего обдумывания он требует. Последнюю повесть я написал по следам событий пятилетней давности. Сюжет романа, который недавно закончил, был, кажется, придуман в 2013 году.
6. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?
Нужно прилагать больше усилий, лучше обдумывать, концентрироваться на нем, копить силы. Одна из важных составляющих – силы, их должно быть очень много у автора, написание требует серьезных усилий, т.к. происходит масштабный выплеск энергии.
7. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
По-разному. Иногда сюжеты придумывались сами по себе, в нескольких случаях образы возникали в сочетании встреченного вдруг и давно обдумываемого. Последние годы сюжеты несколько раз приходили во снах.
8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Из готовых текстов, вероятно, самым удачным можно считать повесть «Вьюга» (в печати не опубликована). Также внимания, вероятно, достойны несколько рассказов последних лет.
9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Да, раньше так пробовал писать рассказы. Можно писать один текст и редактировать другой. Но крупная форма требует индивидуальной концентрации, всех усилий.
10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Я не доволен тем, как написаны все ранние тексты. Но чтобы стыдно – нет.
11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Не понял вопроса – вообще в литературе или в литературной работе? Вообще в литературе – эффект текста в чтении, а работе – ощущение цели.
12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Огромное количество. Так, я более 10 лет любительски занимаюсь творчеством Льва Толстого.
13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Странный вопрос. Не понимаю.
14. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Решительный поступок
15. Что вам дает творчество?
Чувство полезности
16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Силами, временем, деньгами
17. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Все силы отданы роману, первому крупному тексту у меня.
18. О чем будет Ваш роман?
Роман, правда, сложно сказать о чем… без лукавства. Действие происходит в современности, в провинции, небольшом городке. Схематически сюжет о захвате заложников, но это настолько «внешняя оболочка», что ее одну не стоит упоминать… книжка скорее о том, на что способен человек, когда отдается злу, что способен совершить и что это совершенное делает с самим человеком, и можно ли выжить после этого. Книжка про резкое и кардинальное изменение человеческой природы под влиянием обстоятельств. Как-то так в общих чертах…
19. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Психологические – нет. Но часто, когда берешь текст в руки, сразу видишь, что можно назвать «женской» прозой. Действительно, есть некоторые отличительные особенности.
20. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Я не разбираюсь в данных жанрах. Знаю, что выходит и продается огромное количество слабых, непрофессиональных текстов, которые в принципе сложно отнести к литературе. Это вряд ли убивает «серьезную» литературу, скорее заслоняет ее. «Виноваты» же в этом, конечно, не авторы или индустрия, а потребители этих текстов.
21. Сериальность это благо или вред для автора?
Не понимаю, в каком смысле употреблено «сериальность». Что это?
22. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Думаю, дело не в определении жанра или его границ, а качества произведения. К примеру, для меня идеальный пример фантастики – Стругацкие. Но это авторы исключительного качества. Они не стали хуже от обилия фантастики. Что есть «Властелин колец» и книги Дж. Мартина – фэнтези? – наверное – но это по-своему выдающиеся произведения, которым так повезло с экранизациями. Фэнтези «Гарри Поттер» – лучшая сказка последних лет. Роулинг, как и фантаст и мистик Стивен Кинг признаны классиками на уровне серьезных литературоведов. Только те же Стругацкие хуже от этого не стали.
23. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?
Сил и терпения. Набираться знаний и опыта.
24. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?
Я, по сути, реалист, мир моих текстов – наш мир, и я хотел бы жить в нем, что и делаю.
25. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
В любом случае, это должно быть самостоятельное произведение.
26. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
Пока нет готовых книг, чтобы какая-то из них подходила.
27. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
Не знаю, зависит скорее от темы.
28. Какие концовки книг у вас любимые?
Удачные
29. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Снились будущие сюжеты
30. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Нет. Я пробовал однажды отредактировать старый рассказ, ничего не получается. Нужно писать новый, а прошлое оставить как есть.
31. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Да, сегодня есть несколько десятков русскоязычных авторов, которые, насколько я знаю, живут за счёт гонораров, премиальных и проч.
32. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Множество раз участвовал в конкурсах, это один из немногих инструментов оценки текста и входа автора в литературную среду.
33. Есть ли, по-Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
Безусловно. Это одна из самых полезных практик для начинающего автора. Общение с опытным автором очень полезно.
34. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
Которая будет мне по силам. Никогда не планировал «будущее», оно не сбудется. Нужно просто много работать, и если повезет, удача откликнется.
35. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Не против.
36. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Не против.
Из изданного. Есть неплохая подборка в журнале «Сибирские огни»:
http://www.sibogni.ru/avtor/ludanov-ilya
Есть сборник на «Ридеро»:
https://www.litmir.me/bd/?b=249492
Также можно почитать в свежем сборнике:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/140176178/
Дмитрий Костюкевич
1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Родился и живу в белорусском Бресте. Счастливый муж и отец. За плечами две технические «вышки»; по полученным специальностям не работал ни дня, зато угораздило поработать на молочном комбинате, в оценке оборудования и проектном институте. В настоящее время – редактор раздела литературной критики вебзина DARKER, немного копирайтер. Увлекаюсь и занимаюсь литературой. Пишу в жанре хоррор и смежных жанрах.
2. Как давно Вы пишете?
Больше двадцати лет (с пятнадцати, кажется), если брать за точку отсчёта первый законченный рассказ, даже не рассказ, а сразу повесть.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
Я был очарован буквами. Как они складываются в книге в слова, в предложения, абзацы, которые оживают. Решил поиграть в этот магический конструктор: хотя бы предложение, ну ладно – абзац, два… в итоге не смог остановиться, даже создав целый мир.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
Фантастика а-ля Гарри Гаррисон, во всяком случае, тогда меня очень вдохновлял папа Джеймса Ди Гриза и Язона дин Альта. Писал в полуобщую тетрадь. Поработившие Землю пришельцы. Группа сопротивления. Герой с паранормальными способностями. Ну, вы поняли.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Не тяжело. Другой вопрос, что не всегда хватает времени. Случаются небольшие писательские паузы, в которые вызревает страх: «а вдруг разучился?», но в конечном итоге – главное, заставить себя сесть за компьютер и написать несколько первых предложений. Но если говорить о старте работы над новым произведением, то последнее время даю идее отлежаться, устаканиться в голове, обрасти блокнотными набросками, и только потом сажусь за компьютер.
6. Любите писать в блокнотах?
Последнее время, да. В блокнот удобно писать полулёжа, его всегда можно взять с собой. К тому же, когда переносишь текст из блокнота в компьютер, видишь шероховатости, редактируешь – ещё один этап «фильтрации».
7. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?
Если произведение не идёт или идёт через силу, если присутствует неудовлетворение промежуточным результатом, значит, я не до конца доволен идеей, складывающейся картинкой. Можно похоронить недописанный рассказ. Можно его отложить, поискать новые ходы или смыслы. Можно дописать и глянуть на итог – иногда опасения напрасны. Можно и доработать рассказ.
8. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
В странных вещах, ситуациях, людях. В книгах, научных программах, декорациях. Иногда идеи подкидывает брат.
9. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Роман «Этика Райдера», написанный в соавторстве с Алексеем Жарковым, моим другом. Рассказ «Ненастоящий дядя».
10. Можно пару слов про Вашего друга и соавтора Алексея «Кэпа» Жаркова?
С Лёшей познакомились в 2011 году, если не изменяет память. В Сети, на конкурсе «Фантрегаты». Сначала общались как участники (не без ругани), потом решили написать совместный рассказ. И написали: «Тысяча тухлых акул». Потом ещё один, и ещё. И до романа добрались. С тех пор дружим. Удалось пообщаться и в живую: были с супругой в гостях у Алексея, в Москве, он – у нас, в Бресте.
11. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Да, это про меня. В работе постоянно несколько вещей. Идёт сбор информации, делаются пометки, что-то пишется; если надо, переключаюсь с одного произведения на другое.
12. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Из опубликованных… хм, имеется небольшая неловкость за некоторые творения, в основном написанные довольно давно (они мне дороги по-своему, потому что их писал другой я, который уже не вернётся); перед публикацией я старался их подшлифовать. Но если дал добро на публикацию – значит, что-то в них вижу (не только я, но и те, кто хочет их опубликовать), и мне за них не стыдно.
13. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Живые герои, которым хочется сопереживать.
14. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Братья Стругацкие, Станислав Лем, Михаил Булгаков, Ильф и Петров, Стивен Кинг.
15. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Нет.
16. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Оставаться человеком среди тех, кто притворяется людьми.
17. Что вам дает творчество?
Смысл, ощущение некой нужности, хорошо выполненной работы. После семьи это самая важная вещь.
18. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Не буду лукавить: творчество порой «проглатывает», требует всецелого внимания. А это время, которое можно провести с ребёнком. Но когда успеваешь то и другое – все счастливы.
19. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
В данный момент собираюсь продолжить работу над хоррор-романом «Пули». Также держу в голове соавторский с Максом Кабиром сборник «Век кошмаров», нам осталось написать три рассказа.
20. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Я ощущаю разницу между хорошей и плохой литературой, и только. Но нельзя не отметить, что талантливым писательницам, таким как Дина Рубина, свойственен чудесный стиль – хочется читать и читать, у них выходит интересно всё – любая бытовая мелочь, эмоция.
21. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Я не читаю подобную литературу. Что тут сказать? «…значит – это кому-нибудь нужно». Ориентируется ведь на спрос. Проблема не в книгах, а в тех, кто их покупает (или не покупает).
22. Сериальность это благо или вред для автора?
Вред, за редким исключением. Мне кажется, это лёгкий путь, «пауза» в развитии.
23. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
А разве уже не выделено, и даже само не стало ветвиться?.. Не знаю. Вся эта классификация жанров – не по мне. Главное, сама история, а уж в каком жанре она написана, в чистом или смежном, – второстепенно.