Полная версия
Чай со Слоном. Вторая чашка
Чай со Слоном. Вторая чашка
Влад Ааронович Костромин
© Влад Ааронович Костромин, 2018
ISBN 978-5-4493-3272-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Не обязательно быть знаменитым писателем, чтобы у вас брали интервью. Мы даем возможность абсолютно всем авторам рассказать о себе, о своих увлечениях и стремлениях. Поведать: с чего начиналась творческая карьера, каким было первое произведение и какой вклад в развитие литературы планирует внести.
Интервью – это знакомство с авторами «Бумажного слона». Разный возраст, разный опыт, разные пути, разные цели, разные политические взгляды и моральные ориентиры. Их всех объединяет стремление донести свои мысли до читателя, используя лишь силу своего слова.
«Чай со Слоном» – это сборник бесед, из которых вы узнаете мысли современных авторов и поближе познакомитесь с реалиями загадочной профессии писателя.
Ярослав Хотеев – один из организаторов клуба писателей «Бумажный слон»
Татьяна Молко
1. Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Я учусь на филолога, моё основное направление – Германия, немецкий язык и литература. Также изучаю английский и японский языки. В свободное время люблю петь и играть на гитаре, читать, смотреть фильмы и сериалы или заниматься фотографией.
2. Как давно вы пишете?
Вообще я ещё с детства любила придумывать всякие истории, но осознанно начала писать с 2013-го года.
3. Почему решили попробовать себя в этом творчестве?
Меня очень вдохновил концерт группы Placebo, на котором мне довелось побывать в том же 2013-м. Он оставил после себя столько эмоций, их надо было куда-то выплеснуть. Рассказать было некому, и я нашла «собеседника» в виде большой тетради.
4. О чем было самое первое произведение, которое вы написали?
Возможно, это и банально… Конечно, о внутренней пустоте и одиночестве.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Когда как. Если пишу просто чтобы выразить эмоции, все даётся легко. Когда же надо следовать тематике, я сначала стараюсь найти в чем-то вдохновение, а это не всегда просто, особенно во время кризиса.
6. Как вы считаете, что важнее всего в литературе?
Жизнь. Литература должна быть живой. Такой, чтоб читатель мог оказаться внутри мира, который описывает автор, чтоб мог ассоциировать себя с персонажами, переживать вместе с ними, будто это реальные люди, его друзья или даже он сам. Это самое важное и самое сложное.
7. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Здесь я могу перечислить очень многих, так как выдающихся писателей и поэтов, достойных уважения, довольно много. Но выделить хотелось бы Селинджера и Бодлера, произведения которых очень помогли мне в трудный период моей жизни. Я немного знаю о них как о людях, но как творцов я определённо их очень уважаю.
8. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Пожалуй, оставаться ребёнком. Сохранить где-то внутри себя хотя бы немного детской невинности, наивности и доброты очень и очень трудно, и всегда было трудно. В жизни можно пережить многое, у каждого свои проблемы, разные, все очень важные и сложные. Но если, несмотря на всё, ты все ещё иногда по-русски радуешься жизни, остался добрым и не уподобился тварям, которые часто встречаются на пути, то знай, ты очень сильный.
9. Что вам дает творчество?
Как было сказано выше, творчество даёт выход моим эмоциям и мыслях, которые не выразить обычными словами.
10. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Самым ценным в жизни – временем.
11. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Сейчас я работаю над сборником авторский песен, планирую в дальнейшем создать блог с музыкой и стихами на ютубе.
12. Что пожелаете своим коллегам по перу?
Успехов в творчестве и в жизни, а также побольше сил и стойкости. Жизнь – трудная штука, но мы справимся :)
13. Вы не против, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Не против.
http://vk.com/club132421108
Владимир Кащеев
1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Я человек скучный. Занимаюсь исключительно литературой. И ей же увлекаюсь. Когда не читаю, пишу. Когда не пишу – читаю.
2. Как давно Вы пишете?
Где-то класса со второго-третьего. Если говорить о серьезных вещах – то, может быть, с седьмого.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
Придумывать истории – одна из лучших черт, что я приобрел в детстве. Фантазии, проекции – все это в конечном итоге срослось в желание стать писателем.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
Если в принципе первое – о говорящей собаке по кличке Рик. Если в более серьезном возрасте – фантастический роман «Новый мир». Видели его всего несколько человек, и я очень надеюсь, он нигде и никогда не всплывет.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Мне тяжело абстрагироваться от множества идей, чтобы выбрать какую-то одну. Если у меня есть картинка сцены, диалога – записывать их скорее жизненная необходимость, чем усиленное выдавливание из себя. Если я вижу идею книги, мне срочно требуется ее записать. Так что – нет, я недолго раскачиваюсь. Могу тяжело отходить от написанного, переживая те или иные моменты написанного, но никакой боязни белого листа или еще каких «профессиональных» проблем у меня нет.
6. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?
Честно? Откладываю до дедлайна. Давно заметил, что наличие какого-то режима в написании очень помогает в плане самоорганизации. Ты можешь взять 2 дня, чтобы попинать балду, а потом 5 суток выдавать тысяч килознаков, чтобы уложиться вовремя. И, как показывает практика, такой подход для меня наиболее продуктивен.
7. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
В людях, событиях, книгах, фильмах. Да даже в погоде. Никогда не знаешь, что придет в голову, пока куришь на пожарной лестнице. Упавшая на перила снежинка может вдохновить не меньше, чем прочитанная книга или сюжет из фильма.
8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Безусловно – «Битва за Эдем»
9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Могу, умею, практикую. При очередном подсчете насчитал то ли 9, то ли 8 пишущихся одновременно проектов. Часть из них быстрее, часть медленнее – но сам факт!
10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Пожалуй, это «Новый мир». Тогда, в 2012 году, он казался мне шедевром, сейчас хочется восславить редакторов ЭКСМО, что они отказались от его публикации.
11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Умение зацепить читателя. Не важно, пишешь ты художественную или бизнес литературу. Если ты не зацепишь своего читателя, ни о какой пользе твоей книги речи быть не может.
12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Достаточно большой список можно привести. Хотя, по большому счету, в нем будут не авторы, а их творения. Мне все равно, кто написал произведение, если оно меня зацепило. Поэтому круг литературы, мною потребляемой, достаточно широк.
13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Не скрою, иногда такое желание возникает. К счастью, еще не изобрели способ бить оппонента по лицу через монитор.
14. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Познание личного смысла жизни
15. Что вам дает творчество?
Это моя жизнь, мой хлеб, мой смысл. Без творчества – жизнь пуста. Возможно, звучит пафосно, но так оно и есть.
16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
У меня очень мало друзей и близких. А тот круг общения, что имеется, практически полностью состоит из коллег по перу.
17. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Заканчиваю цикл книг об антиутопическом будущем. В дальнейшем будет выбран один из наиболее удачных и востребованных на данный момент романов. Он и пойдет в основную работу.
18. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Скорее, я вижу разницу в применяемых приемах. По сути, любую историю можно подать и тем, и другим. Вопрос в том, как развесить крючки, чтобы это цепляло именно нужную аудиторию.
19. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Совершенно нет. Есть определенное количество потребителей массовой литературы, указанной в вопросе, и гораздо меньшее количество потребителей литературы «серьезной». И, по большей части, эти аудитории не пересекаются. Если человек не хочет напрягать мозги, читать «серьезные» книги его и под дулом пистолета не заставишь. И наоборот – если человек не приемлет «легкого» чтения, он никогда добровольно не начнет читать массовую литературу.
Конечно, мое мнение может идти в разрез с именитыми авторами, с трибуны машущих ботинком, что читатель не берет их книг. Но, правда такова, что для выживания нужно уметь уживаться с реалиями своего времени. Если серьезная литература не востребована сейчас так, как легкая – с этим нужно либо смиряться, либо менять подход.
20. Сериальность это благо или вред для автора?
Тут не может быть однозначного ответа. Есть, например, цикл о «попаданце», в котором на данный момент будет опубликована 52 книга. И ее ждут с нетерпением. И есть другой автор, его сериал насчитывает всего 8 книг, но читатели уже жалуются, что пора бросать плодить сущности. Так что если автор умеет писать так, чтобы читатель был увлечен и с нетерпением ожидал каждую следующую – он молодец и действует правильно. Если же таких навыков нет, увы, лучше завершать пораньше.
21. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Возможно, я отстал от жизни, но разве его уже не отделили? Да, формально, это та же выдумка, что и fiction. Но для русского потребителя, думаю, разумнее четкое разделение, где фэнтези, а где фантастика.
22. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?
Три Т – Труд, Терпение, Твердолобость. Именно в таком порядке.
23. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?
Хм, темное фэнтези, антиутопии, постапокалипсис. Пожалуй, жить мне лучше в нашем мире и времени.
24. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
Если все по канону – почему нет, пусть набивает человек руку. В любом случае, когда человек вдохновляется твоим творчеством – это здорово.
25. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
Учитывая реалии современного кинематографа, пусть будет «Некромант из криокамеры».
26. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
Уже написана одна книга и пишется вторая. В соавторстве с Дарьей Сорокиной. Цикл называется «Академия Высокого Волшебства». В дальнейших планах есть задумки и на новые совместные проекты.
27. Трудно ли вообще работать в соавторстве, тем более с женщиной?
Нет. Но у нас особый случай. Мы прекрасно чувствуем слабые и сильные стороны друг друга. Отлично друг друга дополняем, чувствуем, куда и как повернуть так, чтобы соавтору понравилось. Кроме всего прочего, у нас схожие вкусы, что и породило идею начать писать вдвоем.
28. Какие концовки книг у вас любимые?
Раньше, лет до двадцати, нравились открытые концовки. Теперь же – мне ближе четкая точка в сюжете. И при этом не важно, плохая или хорошая. Ведь все сказки, если их рассказывать до конца – кончаются смертью.
29. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Бывает и такое. Но чаще случается, что следующие куски текста приходят перед сном – в тот сладкий момент, когда ты забрался под одеяло и мечтаешь только о том, как погрузишься в замечательный сон. А тут нате – получите, распишитесь.
30. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Конечно. Но нужно разграничивать. Между желанием переписать какие-то моменты и действием – огромная пропасть. Не считаю полезным для автора переписывание одно и той же книги бесконечное количество раз. В таких условиях совершенства не добиться. Да и историю твою никто не увидит, если ты никак не можешь ее закончить.
Так что – мелкие правки, редактура – да. Переписывание с ноля – никогда.
31. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Запросто. Писательство – такая же работа, как и, скажем менеджер по работе с корпоративными клиентами. Вопрос в том, на что вы готовы ради этого? Ведь занимает сил и времени процесс не мало.
32. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
На каком-то этапе – разумеется, можно попробовать. Особенно, если есть возможность получить отзывы. Иногда критика коллег по перу помогает по-новому взглянуть на собственную работу. Когда она не является слабо прикрытым метанием экскрементов, естественно.
33. Есть ли, по-Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
Честно? У меня двоякое мнение на этот счет. Я знаю нескольких коллег, кто частенько заглядывает на подобные тренинги. И пишут хорошо. Знаю тех, кто не заморачивается подобным и тоже отлично пишут. Сам я на подобное не хожу. Могу изредка послушать, что там нового скажут, но крайне редко.
34. Вы пишете на ЛитЭре. Что это дает Вам как автору?
На данной площадке сложилась определенная и, главное, большая аудитория. Это позволяет не переживать о поиске читателя, а заниматься исключительно написанием книг. Конечно, без сторонней рекламы тоже не обходится, но это уже – за неизбежное зло в современных реалиях.
35. Случалось ли Вам получать «Серебряное перо» на ЛитЭре?
Случалось, неоднократно)
Это радует.
Да, всегда приятно получать такое подтверждение, что трудишься не напрасно.
36. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
Пожалуй, на признании «Лучший писатель человечества», полученном в сто двадцать пятый раз можно будет подумать о завершении карьеры.
37. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Да нет, конечно.
38. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Нет, не против, хотя и не вижу для подобного сборника коммерческого потенциала. Очень уж специфическое чтиво.
Ссылка для ознакомления: https://lit-era.com/book/nekromant-iz-kriokamery-dilogiya-b22702
Фото: https://pp.userapi.com/c623126/v623126876/29969/9i_-jBc_IcA.jpg
Иллюстрация: https://pp.userapi.com/c638518/v638518594/3fb14/oqxYsFAmWjE.jpg
Как я дошёл до жизни такой или интервью с поэтом (Игорь Яскевич)
1.Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Я Игорь Ипполитович Яскевич, родился 7 января 1946 года в новом, только что открытом родильном доме в Тракторозаводском районе города Сталинграда, где оказался первым младенцем мужского пола. Родился я восьмимесячным, ибо мама моя. Татьяна Васильевна, на субботнике неловко соскочила с грузовика и у неё начались роды. Отец мой, Ипполит Викторович, инженер-строитель, родом был коренной москвич, из дворянской семьи среднего достатка.
Его отец Виктор Васильевич был инженером-путейцем, увлекался разведением голубей и скачками, и на общественным началах, исполнял обязанности главного контролёра Моковского ипподрома. И, по семейному преданию однажды, правда, по ошибке, за руку поздоровался с королём Бельгии…
2. Как давно вы пишете?
Первое стихотворение я написал в 1961 году, когда, окончив семилетку поступил в Челябинский энергомеханический техникум и через год пришёл в школу на вечер встречи выпускников. Вот оно:
ВОСПОМИНАНИЕ О ШКОЛЕ
Льётся музыка из радиолы
И синеет на улице вечер.
Тихо очень под окнами школы,
В вечер этот, мне делать нечего.
Здравствуй, старая моя школа!
Как давно я не видел тебя.
Где друзья все мои, весёлые?
Где учительница моя?..
Всё прошло. Не вернётся опять
Беззаботность тех детских дней.
Будем изредка лишь вспоминать
Мы о старенькой школе своей.
Так прости же нас школа. Прости,
Всех, тебя постепенно забывших.
В тебе новые будут расти,
Ну, а мы уж, в разряде бывших.
1961.
3. Почему решили попробовать себя в этом творчестве?
В 15 лет я познакомился с ребятами, которые ходили в астрономический кружок при Челябинском областном планетарии, где в то время работала станция наблюдений искусственных спутников Земли №89, сеть которых была организована по территории всего СССР при университетах и педагогических ВУЗах. И там для меня впервые открылись бездны Космоса. Это прикосновение к Вселенной, скорее всего и стало толчком к рождению стихов. И именно это привело по видимости, к тому, что я стал писать стихи.
ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ
Уходит август… Лето видит осень.
В деревьях лист желтеет тут и там
И светятся как лысины прокосы,
Отдав богатства знойные стогам.
Луна ночами, кажется светлее.
Прозрачней неба синего хрусталь.
И птицы перелётные смелее
Уносят лета жар куда-то вдаль.
1962.
ОСЕННЕЕ
Свет фонарей золотится в лужицах.
Мимо машин проносятся тени.
Город в дождливом вальсе кружится.
Ветер горстями бросает деньги.
Медные деньги – жёлтые листья.
Лето, дань ими осени платит.
Хочет от старости откупиться.
Только денег на это – не хватит
Молодость лета прошла безвозвратно
В буйном угаре былого веселья.
Летние дни, не вернуть нам обратно.
Ветром беспечным они отшумели.
1963.
4. О чем было самое первое произведение, которое вы написали?
О прощании со школой, с детством.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Всё зависит от настроения. Некоторые стихи пишутся годами, некоторые рождаются мгновенно. Но, так или иначе, все они – отражение моего внутреннего восприятия мира. С этого всё началось и это продолжается всю мою жизнь.
6. Как вы считаете, что важнее всего в литературе?
Честность, здоровое ехидство и умение осмыслить итог собственного творчества.
7. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Очень многих и почему-то в основном зарубежных, от Апулея и Шеспира, до Ремарка и Хемингуэя, а из новых – японцев.
Из наших, конечно Чехова и Горького, Обоих Толстых, Достоевского, Лескова, Куприна и Бунина и конечно, Набоков.
Из поэтов Пушкин и Лермонтов, Бальмонт, Гиппиус, Галич, Высокий и многие другие…
А современных писателей, так много, что и перечислять, места не хватит.
8. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Лицо – нет, а морду лица – возникало. Проханову и Прилепину!
Проханову за то, что продался режиму, забыв все свои клятвы коммуниста и партию, идеологом которой он был много лет.
ОДА ПРОХАНОВУ
Певец толпы, живущей на халяву,
Не раз продавший Маркса и Христа,
Считает он, что он имеет право,
Учить нас, хоть и совесть – не чиста.
Задравший нос, чтобы не видеть землю,
Ту, на которой прожил он всю жизнь,
Уверенный, что вся Россия внемлет,
Ему, о чём бы он – не говорил,
Зовёт вернуться взад, как рупор хамов,
Тех, что на грабли шли весь прошлый век,
Нас, старый мистик – Александр Проханов,
Слепой, больной, безумный человек.
И есть ведь люди, что такому – внемлют.
Они, наперекор сомненьям всем,
Поддав слегка, свою доверить землю,
Готовы, вертикали МММ!
И то, что есть Проханов, просто счастье,
Для нашей русско-беспредельной власти!
31.10.2015.
А Прилепину, воспевшему российских маргиналов, за его личное участие в братоубийственной войне, в качестве такого же идеолога совков, каким был в КПСС Александр Проханов.
МОЙ ОТВЕТ ПРИЛЕПИНУ
Когда в одном, родном славянском теле,
Воюют страстно две его ноги,
То о какой победе, в самом деле,
Мечтают те, кто телу – не враги?
Ведь, если суждено нам шаг за шагом,
Идти вперёд к мечте, для всех одной,
Власть отдавать, кривым ногам – не надо.
А просто, надо думать головой.
Из одного мы вырастаем корня.
Одни проблемы мучают всех нас.
А тот, кто их войной гражданской кормит,
Для тела нашего, есть главный враг сейчас.
17.12.2016.
9. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Быть честным хотя бы перед самим собой. Ведь если для окружающих прикинуться шлангом можно, то самого себя обмануть нельзя, хотя иногда очень хочется.
10. Что вам дает творчество?
Осознание того, что я – живу полной жизнью. Для женщины огромную часть её жизни составляют дети, для мужчины, то – что им сделано. Ну а стихи, не требуют ни подъёмных кранов, ни металлоконструкций, ни песка и бетона. Их рождает чувство и мысль.
11. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Пожалуй, нет. На сегодняшний день у меня было столько потерь, что жертвовать, просто, нечем.
12. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Я не составляю планов, утром включаю радио и темы сами приходят ко мне…
Как раньше говорили юмористы Шуров и Рыкунин «Утром в газете, вечером – в куплете!», потому я и пишу в Интернете, чтобы мысли мои, мои чувства, желания и моя любовь к жизни были реализованы сразу, без посредников.
13. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Конечно ощущаю ибо многие писатели-мужчины пишут так по-женски, в то время, как, к примеру Маринина, создают произведения в абсолютно мужском, даже можно сказать, брутальном ключе, под стать даже не Сименону, а скорее Гарднеру или Макдональду.
14. Не кажется ли Вам, что женская фэнтези скатывается в некое лайт-порно?
А что ещё может привлечь нас в женщине, кроме лёгкого налёта порнографии? Та же Ксения Собчак, не будучи писателем, несёт этот флер на себе, что и привлекает сторонников и даже фанатов. Сегодня, издатели делают ставку на обязательность успеха. А в литературе, это – кровь и секс.
15. Как Вы относитесь к тому, что последнее время в русской фантастике возник явный крен в монархизм?
Это не крен, а сознательное исполнение замысла, изложенного в четырёхтомнике коллектива анонимных авторов явно из КГБ, «ПРОЕКТ РОССИЯ», где-то в 2007 рекомендованного Путиным «для прочтения» всем чиновникам страны. Не имея государственной идеологии, власть и РПЦ решили заменить её сплавом внутренних инструкция спецслужб и постановлений РПЦ, начиная со средних веков. Этим правителям думается, что беды страны можно будет решить только тогда, когда удастся «простроить весь народ» так, как им хочется.
СТАТЬЯ КОНСТИТУЦИИ
Не зря статья, под номером тринадцать,
Гласит, что нет идеологии у нас!