Полная версия
Мастер Игры. Осознанность. Ответственность. Развитие. Свобода
Мастер Игры
Осознанность. Ответственность. Развитие. Свобода
Ирина Витальевна Романенко
Посвящаю эту книгу лучшему в мире мужчине. Спасибо тебе, сын, за вопросы, которые ты мне задавал. Они во многом определили мой выбор во второй половине жизни.
Посвящаю эту книгу лучшей женщине в мире. Спасибо тебе мама за то, что всегда поддерживала и защищала меня, за твою мудрость и жизненную силу. Твоя любовь во многом определила то, кем я стала сегодня.
Корректор Сергей Ким
Дизайнер обложки Мария Бангерт
Иллюстратор Натали Висвелл
© Ирина Витальевна Романенко, 2020
© Мария Бангерт, дизайн обложки, 2020
© Натали Висвелл, иллюстрации, 2020
ISBN 978-5-4493-1673-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
БЛАГОДАРНОСТИ
Огромное спасибо моей семье за то, что верите в меня, и поддерживаете все мои безумные идеи и начинания. Спасибо за независимость ваших суждений и нестандартный взгляд на жизнь, за то, что заставил меня пересмотреть некоторые аксиомы, которые я ранее принимала на веру.
Благодарю моих друзей, которые стали первыми читателями отдельных глав этой книги. Спасибо за вашу поддержку, терпение, советы и обратную связь. Без вас эта книга не состоялась бы.
Особая благодарность Ольге Ваниной за добрую силу и за личную историю, которая помогла мне структурировать некоторые ключевые главы этой книги.
Огромное спасибо талантливой художнице, Натали Висвелл, которая сделала иллюстрацию для обложки. Я надеюсь, нам удалось передать в твоей работе дух этой книги.
Благодарю команду «Экстра Консалтинг», моих друзей и бизнес-партнеров, за интересные беседы и неоценимую обратную связь, а также за бережную редактуру этой книги.
Благодарю команду коллег и единомышленников «Ощадбанка» в Украине, а также коллег в «Erste Bank Group AG» в Австрии за неоценимый опыт, который мы вместе пережили, и которым я делюсь на страницах этой книги.
Благодарю команду #Freepublicity School и Екатерину Иноземцеву за вашу игру под названием «Пишу книгу за 90 дней». Играйте увлеченно, вовлекайте других и вместе выигрывайте, делая это мир немножко лучше и интереснее.
Благодарю владельца и генерального директора «Белгазавтосервиса», Михаила Супруновича, за спонсорскую поддержку, интерес и доверие к моей работе, а топ-менеджеров компании – за то, что стали активными слушателями моих тренингов и одними из первых читателей этой книги.
АННОТАЦИЯ
Если вас волнует вопрос, почему одни люди добиваются успеха, финансовой независимости, подлинной любви, а другие так и не решаются сделать хотя бы пару шагов на пути к своему призванию и счастью, то эта книга для вас.
Цель данной книги – помочь читателям найти их уникальный путь в жизни в любой области, которую они выбирают для развития – будь то карьера или собственный бизнес. Обучение оптимальной модели личного и социально-группового поведения, нахождение баланса между свободным развитием человека и развитием общества – это те темы, которые рассматриваются в данной книге.
В первой части книги представлены психологические техники индивидуального развития, которые помогут читателю осознать свою уникальность, преодолеть страхи и негативные убеждения, осознать, в какую игру он играет в данный момент жизни и понять, есть ли смысл продолжать эту игру. Книга поможет разработать новую стратегию жизни и план действий. Вы поймете, с чего вам надо начинать, определитесь с целями по основным жизненным сферам, со сроками и необходимыми ресурсами. Но главное, вы осознаете смысл данного этапа вашей жизни, сможете осознанно выбрать игру, в которую будете играть ближайшие годы. Окончательный выбор всегда останется за вами – наполнять жизнь смыслом или нет, действовать или откладывать жизнь на потом, планировать свои шаги или плыть по течению. Конечно, сам по себе стратегический план не гарантирует вам успех, однако его отсутствие точно гарантирует неудачу.
Что же гарантирует нам успех? Об этом мы поговорим во второй части книги. На исторических примерах проанализированы выборы, которые делали мастера своего дела, и игры, в которые они играли на разных этапах своей жизни. Рассмотрены психологические факторы, которые позволили им добиться мастерства в своем деле, успеха в карьерных и в бизнес-играх. В книге раскрыта психология успеха и самореализации, создания осмысленной и интересной жизни.
Техники, которые представлены в этой книге, легли в основу авторских тренингов. Они базируются на логотерапии, или терапии смыслом, учении австрийского психотерапевта Виктора Франкла. Часть техник основана на методах нейролингвистического программирования и позитивной психологии. Деловые игры и упражнения были разработаны на основе концепции Integrative Оutdoor Аktivitäten в рамках магистерской программы Венского университета.
Очень надеюсь, что благодаря представленным методикам, вы найдете свой уникальный путь в жизни и начнете движение к успеху и самореализации.
Часть 1.
Учимся играть
Глава 1.
Альфа и омега
Начало
У каждого человека есть два важнейших дня в его жизни – день, когда он родился, и день, когда он понял зачем.
Уильям БерклиЭту фразу Уильяма Беркли, думаю, стоит сделать эпиграфом к этой книге. Хотя бесспорными для всех нас в жизни являются только два факта – день нашего рождения и день нашей смерти. И вся интрига заключается лишь в том, какой путь мы выберем, как мы пройдем из точки Альфа в точку Омега.
Перед каждым из нас рано или поздно встают базовые вопросы жизни:
• Что я хочу сделать?
• Как я могу это реализовать?
• Зачем мне это надо?
Потребность найти ответы на экзистенциальные вопросы бытия возникла у людей с того момента, как они осознали себя. Для меня, например, еще в юношеском возрасте важно было понять, зачем я пришла в этот мир. Зачем вся эта суета вокруг денег, успеха, признания, если мы все равно уйдем. А в саване, как известно, карманов нет.
Когда-то давно мне попались в руки мемуары Бронни Вэр, австралийской медсестры, которая многие годы ухаживала за умирающими больными. Все они проходили через страх, отрицание, гнев, еще большее отрицание, принятие и смирение. Перед уходом люди вспоминали о ярких, эмоциональных моментах жизни, которые они пережили вместе с близкими и друзьями. Никто не перечислял карьерные достижения и не пересчитывал заработанные деньги.
Напротив, люди сожалели о том, что им не хватило смелости жить той жизнью, которая действительно была им по душе, что они много работали в жизни, что у них не хватало смелости открыто выражать свои чувства и чаще общаться с друзьями и близкими, что они не позволяли себе быть счастливыми. Наиболее удовлетворенными и счастливыми оказались те люди, у которых был круг близких друзей или родных.
Многие вспоминали яркие эмоции, пережитые в детстве. Например, впечатления девятилетнего мальчика: ранее утро, солнечные зайчики на воде, лодка, запах свежести и леса, отец, забрасывающий удочку, радость от пойманной рыбы.
Я задумалась над тем, какие счастливые моменты жизни могли бы прийти мне в голову перед уходом. И с ужасом осознала, что не могу ничего вспомнить и вообще ничего не чувствую. Именно в тот момент я поняла: пора что-то менять в жизни, в работе, в себе.
Я приняла решение организовать свою жизнь так, чтобы найти баланс между работой и личной жизнью, между зарабатыванием денег, свободой и творчеством.
Я задала себе вопрос: «На что я действительно хочу тратить свое время и энергию?»
Человек в поисках смысла
…trotzdem Ja zum Leben sagen или… и все же скажите жизни – «Да!»
Виктор ФранклНе знаю, как происходит у вас, но если я четко формулирую вопрос, то жизнь всегда дает мне ответ. Как только я спросила себя, чем я действительно хочу заниматься дальше в жизни, мне попалась в руки книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», которая подтолкнула меня всерьез задуматься о смысле моей жизни.
Виктор Франкл – психолог, философ, создатель логотерапии, основоположник третьей венской школы психотерапии, основанной на экзистенциальном анализе. Он сумел выжить в немецких концентрационных лагерях Аушвиц и Дахау с 1942 по 1945. После освобождения из лагеря вернулся к психологической практике и преподаванию в Венском университете.
Книга была написана им сразу после возвращения из концентрационного лагеря и впервые была издана в Вене в 1946 году под называнием «И все же сказать жизни – „Да!“». Автобиографический рассказ о жизни в концлагере и возвращении к мирной жизни был позднее дополнен Франклом описанием логотерапии, его психотерапевтического метода лечения больных смыслом.
Этот вариант книги под названием «Человек в поисках смысла» многократно переиздавался. К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров. Она также вошла в список мировых бестселлеров, оказавших наибольшее влияние на развитие человечества.
Еще в юном возрасте Виктор Франкл задумывался над вопросами смысла и предназначения. Свою первую статью он опубликовал в 19 лет в одном венском психологическом журнале. На статью обратил внимание Зигмунд Фрейд и между юным Франклом и Фрейдом завязалась переписка. Однако Франкл быстро покинул круг учеников и последователей Фрейда. Фрейд объяснял психические процессы с точки зрения базовых, бессознательных сексуальных инстинктов.
Франкл уже тогда утверждал, что нельзя рассматривать человека только как набор базовых инстинктов. Он также не соглашался с другим учеником Фрейда Альфредом Адлером, который рассматривал психологические проблемы человека с точки зрения его детских комплексов. Франкл утверждал, что человек прежде всего стремится к осознанию себя, к пониманию смысла своего существования.
Перед началом войны Франкл, уже состоявшийся ученый, получил приглашение на работу в один из американских вузов. Перед ним встал тяжелый морально-этический выбор – оставить родителей в оккупированной фашистами Вене или остаться с ними и разделить их судьбу. Выбор, который он сделал в тот момент, определил всю его дальнейшую жизнь.
Он понимал, что, скорее всего, родители и он сам будут отправлены нацистами в концлагерь. Это действительно произошло. Все его родные были уничтожены. Его самого едва не отправили в газовую камеру. Он чудом остался жив и описал этот момент сортировки заключенных в своей книге. Но именно в этот тяжелейший момент его жизни родилось его учение о смысле жизни.
Его, как психолога, заинтересовал простой вопрос, кто вообще может выжить в таких ужасных условиях. В условиях, когда у человека не осталось ничего в жизни. Ни одежды, ни еды, ни личных вещей. Только тяжелая работа и скудная еда.
Вывод, который он сделал, состоял в том, что выживали «не сильные телом, а сильные духом». Выживали те, кто выбирал жизнь, те, кто находил хоть какой-то смысл в своем существовании, кто страстно желал чего-либо: увидеть жену, детей, близких, свой родной дом и сад.
Самого Франкла в один из отчаянных моментов жизни спасло от смерти видение того, как он читает студентам лекцию о логотерапии на кафедре Венского университета. Он нашел свой смысл жизни, начав писать свою книгу, будучи еще в концлагере. Именно это помогало ему выжить. Сам изнуренный и истощенный, он как мог помогал другим. Одним из сильнейших моментов книги для меня стала глава о спонтанном сеансе психотерапии, который Франкл провел с заключенными в тифозном бараке после изнурительного, полного смертей дня.
Сегодня нам не приходится проходить подобные испытания. Наша жизнь намного легче, безопаснее и благополучнее. Но экзистенциальные вопросы волнуют нас не меньше. Очень многие люди страдают от скучной, бессмысленной офисной работы, ежедневного бега по кругу дом-работа-дом, изматывающей гонки за деньгами или карабканья вверх по карьерной лестнице.
Как часто мы впадаем в депрессию при малейших неприятностях на работе или в личной жизни? Многие постоянно жалуются, обвиняют в своих проблемах других людей и обстоятельства, предпочитают сливать свою энергию и время на жалобы, рутину и ненужные игры, расходуя свою жизнь на ерунду.
Но если жизнь преподносит вам лимоны, то почему не попробовать сделать из них лимонад? Если можно найти смысл в нечеловеческих условиях концентрационного лагеря, когда у людей нет ничего в прямом смысле этого слова, то нам в нашей благополучной жизни просто смешно жаловаться.
Все действительно сводится к нашему внутреннему выбору – жить и быть счастливым или не жить и быть несчастным.
В деньгах ли счастье?
– Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? – спросил Остап. – Только подсчитайте все.
– Сто рублей, – ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
– Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо жить на свете.
Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и наконец объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо…
– Ладно, – сказал Остап, получите пятьдесят тысяч.
Ильф и ПетровКогда-то давно в конце девяностых, начиная свой консалтинговый бизнес, я тоже провела с собой подобный диалог и спросила, сколько мне для счастья надо денег. Тщательно перечислила, чего мне не хватает в жизни, и аккуратно подсчитала, сколько понадобится денег, чтобы все это купить. Получилась круглая сумма около четверти миллиона долларов. Через пару лет я ее заработала, но не скажу, что стала от этого счастливее.
Вообще-то все, кто начинает свой бизнес, обязаны ставить перед собой финансовые цели, вырабатывать стратегию их достижения, строить планы. А как же счастье и удовлетворенность жизнью? Можно ли оценить и запланировать счастье? Мы довольно хорошо понимаем, сколько мы хотим зарабатывать. Но мы менее уверены в том, что означает быть счастливыми и реализованными.
Помимо этого, меня всегда интересовал вопрос, как можно совместить одно с другим, как можно зарабатывать деньги и сохранить при этом любовь, здоровье, свободу.
Один мой знакомый австрийский психолог рассказал о лекции Виктора Франкла, которую тот читал в Венском университете для начинающих предпринимателей. В то время мой коллега был в самом начале создания своего бизнеса и собирался всерьез включиться в погоню за деньгами.
Франкл начертил на доске мелком линию, на которой обозначил две крайние точки: Поражение и Успех. Он сказал, что мы всю жизнь тяжело работаем, чтобы заработать деньги и стать успешными.
Деньги безусловно являются объективным, внешним мерилом успеха человека в нашей культуре. Об этом не принято говорить, но ни для кого не секрет, что всех нас легко можно разделить по социальному статусу и уровню доходов. И именно деньги сегодня выступают вполне объективным показателем успешности.
Мы сравниваем себя с другими по количеству заработанных денег, по нашему месту в организационной иерархии. Некоторые ищут также признания в определенных закрытых кругах общения – политических, деловых, финансовых, научных, культурных, гламурных. Но все равно в основе сравнения всегда лежат деньги.
Однако Франкл утверждал, что есть еще одна независимая шкала измерения, которую мы часто игнорируем в наших планах и рассуждениях. Он нарисовал эту ось измерения перпендикулярно горизонтальной шкале и поставил на ней также две точки: Депрессия и Удовлетворенность.
Франкл определил Удовлетворенность как внутреннее ощущение того, что наша жизнь удалась, что мы состоялись в жизни и реализовали наш потенциал. В отличие от успеха, реализация – это чисто субъективное, внутреннее ощущение человека от того, что он делает или сделал в жизни.
Конечно же, каждый из нас хотел бы попасть в квадрат Успех-Удовлетворенность. И все мы хотим избежать квадрата Поражение-Депрессия.
Странным может показаться квадрат Поражение-Удовлетворенность. Кто может быть бедным, но удовлетворенным и реализованным в нашей жизни? В качестве примера Франкл привел тибетских монахов. Он подчеркнул в своей речи, что для западного образа жизни тибетские монахи как пример для подражания вряд ли подойдут.
По словам Франкла, большинство европейцев находятся в квадрате Успех-Депрессия. Эти выводы подтверждаются статистическими данными исследований. Более 65% опрошенных респондентов в США были не удовлетворены своей жизнью, несмотря на высокий уровень доходов. А уровень самоубийств и депрессий в скандинавских странах, где один из самых высоких уровней жизни и социальной защищенности, существенно выше, чем в других странах с более низким уровнем доходов.
Рисунок 1. Успех и удовлетворенность в жизни
Проблема, по словам Франкла, состоит в том, что люди вместо того, чтобы работать над самореализацией и внутренней удовлетворенностью, пытаются закрыть внутреннюю пустоту еще большей погоней за деньгами, рискуя из белки в колесе перейти в состояние загнанной лошади.
Иногда нам стоит остановиться и прислушаться к себе, задав простые вопросы:
• Чего я действительно хочу?
• Что мне нравится делать?
• Что важно для меня в жизни помимо денег?
Очевидно, что только удовлетворенные, успешные и реализованные люди могут создать экстраординарные результаты для себя и для организаций, в которых они работают. Такие люди притягивают к себе внимание за счет внутренней силы, ореола успешности, энергии и харизматичности. Все хотят понять, в чем же их секрет, как они мыслят, какие решения принимают, как действуют. Какое внутреннее состояние является ключевым для достижения успеха и самореализации. Поиску ответов на эти вопросы посвящена эта книга.
В этой книге мы рассмотрим жизненный опыт успешных людей, мастеров своего дела, которые достигли не только финансового благосостояния, но и чувствовали себя при этом счастливыми и удовлетворенными.
Если вы хотите быть и успешным, и счастливым, стоит разделить для себя эти два измерения. И зарабатывание денег, и обретение удовлетворенности в жизни требуют размышления, планирования, распределения энергии, сил и времени.
Так в чем же счастье?
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
Эммануил КантСуществует масса рецептов и советов, как быть богатым и счастливым или, по крайне мере, как избавиться от неудач и проблем.
Гадалки предлагают заговаривать воду, снимать порчу или, того хуже, навести ее на обидчика. Эзотерики советуют медитировать, составляют гороскопы, некоторые учат выходить в астрал и общаться с инопланетным разумом, уверяя, что именно он руководит на этой земле всеми нашими делами. Служители церкви советуют покаяться, избегать восьми смертных грехов и прощать ближних. По сути, все техники прощения и нового мышления, используемые в позитивной психологии, можно свести к десяти заповедям, которые были переданы Моисею на горе Синай, и восьми смертным грехам, которые из них вывели священнослужители. Думаю, именно священников можно считать первыми психотерапевтами.
В подтверждение этой идеи привожу список восьми смертных грехов в сочинении Евагрия Понтийского. Суть учения о главных грехах сформулирована им в конце четвертого века в сочинении «О восьми злых помыслах» следующим образом: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него – блуда, третий – сребролюбия, четвертый – печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – тщеславия, восьмой – гордыня. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, – это зависит от нас».
Чем не основная идея современной позитивной психологии в нескольких словах? Не зря говорят, что новое это хорошо забытое старое.
Евагрий писал на греческом языке, поэтому перечень главных грехов в оригинале выглядит так:
• Γαστριμαργία (гастримаргииа) или чревоугодие, обжорство;
• Πορνεία (порнииа) или похоть, блуд;
• Φιλαργυρία (филаргирииа) или алчность, корысть;
• Θλῖψις (флипсис) или печаль, скорбь;
• Ὀργή (оргии) или гнев, злость;
• Ἀκηδία (акидииа) или уныние, тоска;
• Κενοδοξία (кенодоксииа) или тщеславие;
• ὑπερηφάνεια (гиперифаниа) или гордыня, высокомерие.
В католическом богословии этот список был несколько изменен и включал семь смертных грехов: чревоугодие, похоть, алчность, гнев, уныние (лень), зависть, гордыня.
Таким образом, и религия, и современная психология говорят об одном и том же.
Меняя мысли и поступки на позитивный образец, человек может обрести счастье и изменить жизнь к лучшему.
Весомый вклад в развитие психологии за последние сто лет внесли европейские ученые. Карл Густав Юнг и его последователи исследовали коллективное бессознательное и архетипы. Берт Хеллингер с помощью техники системных расстановок, позаимствованных у племен зулусов, с которыми он работал в качестве миссионера, пытался исцелять болезни души, убирая негативные программы прошлых поколений. Фрейд пытался решить все наши проблемы через анализ сексуальных инстинктов. Альфред Адлер – через работу с комплексами.
Сегодня психология переживает свой бум, активно используя новые знания об особенностях работы мозга человека. Возникли такие направления и методы работы с бессознательным, как эриксоновкий гипноз, нейролингвистическое программирование.
За последние сто лет наука также существенно продвинулась в изучении окружающего нас мира и сознания человека. Опыты в квантовой физике ясно показывают, что факт нашего наблюдения меняет поведение электронов. Когда мы наблюдаем за ними, электроны ведут себя как частицы, если же фокус наблюдения смещается, то электроны проявляют волновые свойства, картина мира не определена, существует многовариантность развития событий. Ученые доказали, что фокусировка нашего внимания воздействует на мир, хоть пока это и микромир элементарных частиц.
По сути, наука, религия, психология и философия в разные времена и на разных языках пытались объяснить одни и те же базовые понятия и принципы бытия. И все они сошлись в одном. Человек – это нечто большее, чем просто тело и мозг. Наши мысли, наш внутренний выбор и вера определяют, будем ли мы счастливы, чего добьемся в жизни, а главное – зачем нам это надо. Более того, мы все едины и взаимосвязаны – друг с другом, с Вселенной или Богом. Поэтому наша свобода, по словам Канта, заканчивается там, где начинается нос другого человека.
На одном из занятий по этике в Венском университете мы обсуждали категорический императив Канта. По утверждению Канта, количество выпадающих человеку страданий напрямую зависит от того, насколько он нравственен.
Нравственность в трактовке Канта – это формула счастья и выживания человечества. Чем меньше нравственности, тем отвратительнее жизнь. В своем знаменитом категорическом императиве он сформулировал правило, которое позволяет взвешивать на весах нравственности любые наши мысли и поступки, определяемые нашими мыслями: «Человек сам в себе цель и не должен быть средством».
Если выразить эту мысль проще, то это означает, что человек выше любых идеологий и государств, никто не вправе использовать, принуждать и манипулировать сознанием человека. Нравственно лишь то, на что мы сами даем добровольное согласие другому человеку. Мы вправе просить, предлагать и договариваться друг с другом. Позволив себе манипуляцию и шантаж, мы становимся безнравственными. А значит, обречены на расплату – страдание, разрушение и вражду.
Тонкая грань
Средства деформируют цель.
Эммануил КантСегодня мы живем в удивительное время. В нашем мире больше нет жестких социальных ограничений, которые существовали ранее. Человек свободен в выборе, у него есть возможность учиться и развиваться, есть больше шансов заработать деньги, принося пользу. Умный и талантливый программист за пять лет способен перевернуть мир, создав Google или Facebook.
Нам остается найти лишь ту сферу, где мы можем принести наибольшую пользу социуму, раскрывая свои врожденные таланты.