bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Светлана Валерьевна Кривушина

Загадочные существа

Предисловие

Все мы живем в реальном мире. Он подчиняется известным законам и правилам, которые позволяют нам планировать свою жизнь. Однако совсем рядом существует еще один мир – его можно было бы назвать параллельным, если бы он не пересекался с нашим так часто.

Многие называют Волшебную страну другим измерением, кто-то просто не верит в ее существование. Тем не менее она есть, и с этим приходится считаться.

Чудесные существа живут в наших тесных городских квартирах и просторных деревенских домах, ходят рядом с нами по улицам. Иногда они могут помочь в каком-то деле, чаще же подшучивают и издеваются, а при случае и причиняют вред. Следует постоянно помнить об их присутствии и вести себя очень вежливо и предельно осторожно.

Многие из обитателей Волшебной страны, описанные в этой книге, знакомы нам с самого раннего детства. И действительно, кому на ночь не читали старинных сказок о прекрасной царевне, томящейся в плену у страшного злодея Кощея Бессмертного (его еще рисуют похожим на скелет, напяливший на голову большую золотую корону), об ужасной Бабе-яге, которая в любое время суток не прочь полакомиться свежей человечиной…

Кого в детстве не пугали, ругая за непослушание: «Вот придет бука и заберет тебя, если не будешь вести себя хорошо!» Каждый при этом представлял себе незнакомое страшилище по-своему. Точно так же обстоит дело с кикиморой, гномом, домовым – мало кто осведомлен об истинной внешности сказочных существ. Возможно, подробные характеристики, помещенные в нашей книге, наконец-то помогут разобраться в этой запутанной ситуации.

Кроме описаний внешности разных обитателей Волшебной страны, в книге содержатся все необходимые инструкции по общению с ними. Каждый должен знать, чего следует опасаться в дремучем лесу (а по каким дням туда вообще нельзя заходить), как вести себя при встрече с чем-то необычным (бежать сломя голову, попытаться познакомиться или же совершить какой-то специальный магический ритуал).

Бояться чудесных созданий, даже самых злобных, не следует. Если не совершать необдуманных действий и поступков, вреда от них не будет никакого. Однако стоит запомнить одну очень важную вещь: осторожность еще никому не помешала.

Древние и современные обитатели Волшебной страны

Неужели они были такими?

Многие животные знакомы нам по ярким иллюстрациям из детских книжек – толстый, неуклюжий и очень добродушный бегемот, царственный лев, необычный подводный обитатель осьминог… Однако в мифологии их именами, оказывается, называли страшных и злобных чудовищ.

Анталоп

Несмотря на очень похожее название, этот зверь – совсем не антилопа. Описание его внешности можно встретить в древних мифах и легендах.

Анталоп настолько силен и зол, что охота на него считается смертельно опасной даже для самого опытного человека. Рога этого зверя очень остры и прочны, он даже может срезать ими молодые деревца. Кроме силы, анталоп обладает превосходной координацией движений и умеет очень быстро передвигаться даже в густой чаще леса.

Считается, что поймать этого диковинного зверя можно только в том случае, если он запутается своими длинными рогами в густых ветках кустарника, растущего на берегу реки.

Упоминания об анталопе часто встречаются в литературных произведениях Средневековья, а также в некоторых библейских текстах.

Рога этого необычного существа олицетворяли две основные части Священного Писания – Ветхий и Новый Заветы, призванные помочь простым смертным справиться с пороками и соблазнами. Густой кустарник, в котором животное запутывалось своими длинными рогами, чтобы затем погибнуть, в христианских легендах сравнивался с грехопадением.

Аспид

Многим известно название этой очень ядовитой змеи, обитающей в южных краях. Однако в мифологии аспид совершенно не похож на нее.

В Библии и других церковных книгах нередко можно прочесть об аспиде – страшной ядовитой змее. На голове у нее растут большие рога, кожа светло-бежевого цвета, покрыта устрашающими белыми и черными пятнами.

Многие ученые, изучающие различные старинные рукописи, полагают, что это создание произошло от огромной египетской кобры, длина тела которой может достигать двух метров. Считается, что именно такую кобру царица Клеопатра прижала к своей груди, решив покончить с собой. Египетские фараоны использовали голову и расправленный капюшон гигантской кобры в качестве символов верховной власти.



В Средние века существовало народное поверье, что аспида можно без труда выманить из его глубокой норы при помощи особой музыки или пения опытного заклинателя. Однако хитрое существо, обладающее тонким слухом, иногда находило способ избежать неминуемой смерти: оно прижималось одним ухом к земле, а другое плотно затыкало своим собственным длинным хвостом. Эту легенду можно более подробно прочесть в Псалтыре.

В Библии аспид символизирует либо простого смертного, погрязшего в своих грехах, либо древнего мудрого змея, соблазнившего праматерь Еву отведать прекрасный плод с запретного дерева (то есть, в сущности, самого дьявола).

Некоторые старинные авторы описывали аспида как волшебное крылатое животное, похожее на дракона, но гораздо меньших размеров. Они утверждали, что аспид всю свою жизнь проводит в полете, лишь изредка опускаясь на вершины неприступных скал. По другим сведениям, в голове у этого чудища находится большой драгоценный камень удивительной красоты, который в темноте может испускать слабый мерцающий свет.

Бегемот

Другое название этого животного – гиппопотам. С давних времен до нас дошло множество легенд и преданий, связанных с бегемотом.

Начнем с названия. В переводе с греческого слово «гиппопотам» означает «речная лошадь» (хотя сходство этого существа с лошадью довольно сомнительно). Еще в XIX столетии его нередко именовали нильской лошадью.

Бегемота можно считать одним из самых значительных зверей, о которых упоминается в Библии. Некоторые ученые считают, что под этим названием скрывается древний ископаемый слон или даже огромный доисторический ящер (возможно, динозавр).

Множественное число названия странного создания в переводе означало «бестии», «чудища». В древних еврейских легендах именно бегемота (а не льва) считали истинным царем зверей – точно так же Левиафан мог повелевать всеми рыбами в морях, а Зиз был верховным правителем птиц.

По преданиям, бегемот способен одним-единственным глотком выпить всю воду из священной реки Иордан и за один день съесть всю траву со склонов тысячи огромных холмов. Именно поэтому Господь создал всего лишь двух таких ужасных монстров (по другим сведениям, даже одного, причем мужского пола). Они были лишены инстинкта продолжения рода и способности к размножению, что в общем-то справедливо – расплодившись, гиганты пожрали бы всю растительность на Земле и затем сами умерли бы от голода.

Приверженцы ислама почему-то считают, что бегемот представляет собой огромных размеров рыбину, на которой стоит исполинский бык. На голове быка прочно закреплен гигантский рубин, в котором заключается основа мироздания.

В Древнем Египте бегемот олицетворял злобное божество по имени Тифон. Кроме того, это ни в чем не повинное животное было символом нечестивости и нахальства.

В средневековой Европе с бегемотом сравнивали жадных и бесчестных людей, притесняющих бедняков, но благоговеющих перед властью и богатством. Как ни странно, это животное ни разу не упоминается в легендах как символ тучности.

Бык

Быков очень часто описывают в легендах и преданиях разных народов. Например, у жителей Древнего Египта это животное считалось священным. Культ чудесного быка по имени Апис, изначально возникший в Мемфисе, быстро распространился по всему Египту и оказал значительное влияние на духовную жизнь населения этой страны.

Существуют и другие культы священных быков, например Мневиса (по легендам, именно в нем нашел свое земное воплощение бог Ра) и Бухиса (олицетворения бога Монту). Небесный свод древние египтяне считали брюхом гигантской коровы, поэтому в облике этого домашнего животного изображаются многие небесные богини: Ихер, Мут, Исида.

В древнейшие времена родовых общин бык считался символом плодородия и силы. Так, в Вавилоне быков рисовали над входом в различные общественные здания или в жилые дома – люди всерьез верили, что эти изображения не позволят злобным духам поселиться в их жилищах.

В Египте изображение быка символизирует царскую (королевскую) власть. Такое же толкование довольно быстро прижилось и во многих других странах. Существует древняя французская легенда о том, что королевский род Меровингов произошел от «водяного человека», принявшего облик быка, и прекрасной принцессы Меровены, на которую он напал.

У семитских народов рог быка обозначает власть. По легенде, древнееврейский первосвященник Аарон – брат Моисея – сделал из золота маленького быка (точнее, тельца) и использовал его в качестве божественного символа. Именно в те времена появилось известное выражение «золотой телец». Среди евреев этот культ по своей популярности даже превзошел поклонение языческому богу Яхве.

В древнегреческих мифах в облике быка нередко изображается сам Зевс – царь богов (например, в легенде о похищении красавицы Европы). В виде быка с лицом человека часто предстает бог виноделия и растительного мира Дионис.

Во времена античности быков очень часто использовали в качестве жертвенных животных (по некоторым сведениям, такой обряд символизировал принесение в жертву самого царя). Нередко на алтаре гибло огромное количество животных: существовала так называемая гекатомба – жертва, состоящая из ста быков. Ее приносили только в исключительном случае, когда человек просто не мог обойтись без помощи богов.

Вепрь

Всем известно, что вепрь – это дикий лесной кабан, близкий родственник обыкновенной домашней свиньи. В переводе на русский язык его название означает «дикость», «жестокость».

Одна из самых характерных черт вепря – обжорство. В глубокой древности на гробницах правителей Египта изображали в виде барельефа сцену суда Осириса, который превращал обжору в грязную свинью.

В Средневековье вепрь стал символом лени и разврата. На некоторых живописных полотнах того времени можно увидеть богиню Венеру, изображенную сидящей верхом на кабане.

Древние египтяне, финикийцы и мусульмане называли вепря «нечистым» животным. Позднее мясо свиньи даже было запрещено к употреблению в пищу, причем этот запрет среди приверженцев ислама действует по сей день.

В Индии вепря считали одним из ярких проявлений божественной сущности. Например, в древней индуистской легенде о многочисленных превращениях Вишну упоминается, что этот бог однажды превратился в огромнейшего вепря, чтобы спасти землю от исчезновения в бездонном океане.

Довольно часто кабана использовали как жертвенное животное в различных религиозных ритуалах. В античные времена на золотых монетах изображали Марса, на плечи которого была наброшена шкура вепря – этот страшный зверь с огромными клыками, торчащими из оскаленной пасти, считался символом бога войны.

Лесной кабан нередко изображался на гербах средневековой аристократии. Так, на щите британского короля Артура нарисована голова вепря. Во времена правления Генриха III это животное вместе с леопардом и львом стало одной из центральных фигур, расположенных на английском государственном гербе.

Ворон

Многим еще с детства известно, что этой птице с древних времен приписывали различные колдовские способности и волшебные свойства.

В древние времена полагали, что ворон обладает огромной властью над судьбами людей. Особенно сильная власть была приписана черным воронам. У этих птиц от природы очень резкий, пронзительный голос и зоркие глаза – возможно, именно потому многим людям в их крике слышится предвестье грядущей страшной беды.

В Древней Греции воронов обвиняли в том, что они способны вызвать страшную бурю, хлопая своими большими крыльями.

В Шотландии и Ирландии воронов посвящали кровожадным богиням войны – Мачи, Ньюмэн и Бадбе. Этих птиц еще именовали «бадб ката», что в переводе означает «воинственный ворон». Такому отношению к довольно безобидным птицам можно найти объяснение: воины, участвовавшие в серьезной схватке, часто видели воронов, кружащихся над полем битвы, выклевывавших глаза у погибших солдат и вырывавших куски еще теплого мяса из их и без того израненных тел.

С давних времен считается, что вороны способны сообщать избранным о грядущих событиях. Нередко они кружат над воинами, которым суждено погибнуть в предстоящем сражении. Существует поверье, что если несколько воронов усядутся в ряд на крыше какого-нибудь дома, его хозяева в скором времени разорятся или же их постигнет страшное несчастье.

В Дании многие полагают, что появление в деревне крупного черного ворона предвещает скорую смерть местного священника. В Уэльсе при появлении гостя на пороге дома, прежде чем открыть ему дверь, хозяева внимательно прислушиваются: если откуда-нибудь раздастся громкое карканье ворона, человек пришел с дурными намерениями и впускать его в дом не следует.

Ирландские легенды об этих птицах не менее интересны. Так, если скрипучий голос ворона слышится с северо-востока, в скором времени следует ждать кражи домашнего скота.

Если зловещая черная птица влетала в распахнутое настежь окно и садилась на кровать человека, недавно уехавшего из дома, ему уже не суждено было вернуться обратно. Неминуемая смерть ждала женщину, если ворон пробирался к ней в комнату и устраивался на подушке.

Если ворон садился на ворота и каркал тихо, почти неслышно, это предвещало болезни обитателей дома и массовый падеж скотины. Если жена, проводив мужа в дальний путь, в тот же день видела большого ворона, кружащего над дорогой, ей суждено было через некоторое время стать вдовой.

Гидра

Обыкновенный пресноводный полип под названием «гидра» в древние времена не был таким незаметным и безобидным для человека, как сейчас.

Одна из самых известных гидр – Лернейская, подробно описанная в мифах Древней Греции. Это дочь двух страшных монстров – Тифона и Ехидны (Эхидны).

Изображают это чудовище в виде змеи с девятью человечьими или драконьими головами, расположенными на длинных извивающихся шеях. Тело гидры покрыто крупной зазубренной чешуей, поблескивающей на солнце. Ее туловище по толщине превосходит самое крупное дерево, а длина тела настолько велика, что если страшилище поднимется на кончик хвоста, его головы будут возвышаться над лесом.

По легенде, Ехидна родила свое страшное дитя неподалеку от волшебного источника, бьющего из земли неподалеку от озера Лерн. К этому роднику обычно приходили убийцы, чтобы очистить свои души от греха и скверны. Именно там впоследствии и поселилась гидра.

Громадное чудовище постоянно испытывает ужасный неутолимый голод и очень быстро уничтожает все доступные ему запасы еды. Пищей гидре служат стада коров и коз, а также спелые пшеничные колосья. Ее смертоносное дыхание способно убить любое животное или растение.



Долгое время никому из древних воинов не удавалось победить злобное создание. Удача сопутствовала лишь Гераклу – великому древнегреческому герою. Он наступил гидре на длинный чешуйчатый хвост и начал палицей сбивать головы. Однако на месте каждой отлетевшей в сторону головы тотчас же появлялись две новые, и гидра становилась все сильнее.

Неизвестно, чем бы закончилась эта кровавая битва, если бы на помощь герою не пришел его верный друг Иолай. Он стал прижигать шеи гидры, новые головы перестали вырастать, и вскоре ужасный монстр был побежден.

В средневековой литературе довольно часто встречается упоминание о другой гидре – водяной змее. Она обитала в мутных водах реки Нил и постоянно дралась с крокодилом, жившим в той же реке. По легенде, она каждое утро терпеливо ждет, когда крокодил крепко уснет на берегу, широко открыв свою ужасную пасть. Увидев это, гидра заползает в его нутро и с силой разрывает на мелкие клочки.

Борьба гидры с крокодилом символизирует очищение от грехов: крокодил является прообразом ада и смерти, а гидра выступает в роли Христа-спасителя, который спускается в ад и выводит оттуда души грешников.

В средневековых скульптурных и живописных произведениях гидра изображается в виде семиголового дракона Апокалипсиса.

Огромного Ламбтонского червя, обитающего в Северной Англии, также можно отнести к роду гидр. Согласно легендам, он живет на дне реки. Каждую ночь это чудовище бесшумно выползает на берег и пожирает людей и их домашний скот.

Многие смельчаки пытались уничтожить Ламбтонского червя, однако все попытки заканчивались неудачно: его тело, разрубленное на мелкие куски, тотчас же снова срасталось и становилось единым целым. По преданиям, убить червя сумел хозяин Ламбтонского замка. Следуя совету мудрой ведьмы, он покрыл свои доспехи острыми и прочными шипами и бесстрашно вошел в реку.

Когда злой монстр обвился вокруг смельчака и сжал его в смертельных объятиях, шипы пронзили насквозь тело червя, разорвав его на мелкие клочки. Кусочки плоти унесло быстрое течение, так что они не смогли снова срастись. Так был уничтожен Ламбтонский червь.

Гриф

Геродот называет этих огромных птиц крылатыми чудовищами. Другой древний историк – Плиний – упоминает об их длинных ушах и страшном изогнутом клюве. По свидетельству известного историка Джона Мандевиля, туловище грифа по размерам больше, чем восемь львов, а сила этого монстра превышает силу ста громадных орлов.

Рассказывают, что гриф способен поднять в воздух и утащить в свое гнездо лошадь вместе с всадником. Чтобы кормить своих птенцов, он таскает им целых волов, которых ворует с полей парами вместе с упряжью. Когти грифа достигают огромной длины, из них изготовляют необычные чаши для питья. Из ребер этого существа раньше делали очень прочные и гибкие луки.

Многие путают грифов с грифонами, хотя последние существуют только в сказках и старинных преданиях. Грифы же – вполне реальные птицы, живущие на земле.

Ехидна (Эхидна)

В мифах Древней Греции Ехидна описывается как страшное чудовище – огромных размеров змея с женскими торсом и головой. Тело ее покрыто большими отвратительными пятнами. Лицо Ехидны довольно привлекательно, однако его приятные черты постоянно искажены дикой злобой.

Обитает это чудище в большой пещере, расположенной высоко в горах. Оно заманивает ни в чем не повинных путников в свое логово и там пожирает их живьем.

Происхождение Ехидны сомнительно. Одни предания свидетельствуют о том, что ее родителями были Тартар (бог бездонной пропасти) и Гея (Земля), другие – что она на самом деле дочь великана по имени Хрисаор и океаниды Каллирои.

Некоторые считают, что Ехидна находится в родстве с самой страшной горгоной – Медузой: согласно легенде, когда Персей обезглавил Медузу, из ее тела исторглись крылатый конь Пегас и великан Хрисаор, сын морского бога Посейдона. Если проследить за этой линией родственных отношений, можно выяснить, что Ехидна – внучка горгоны Медузы.

По мифам, чудовищная Ехидна сама произвела на свет уйму ужасных монстров. От Тифона – великана с множеством драконьих голов – она родила трехголового пса Кербера – будущего стража подземного мира, девятиголовую Лернейскую гидру и двухголового пса Орфа, который впоследствии стал охранять стада Гериона. По некоторым сведениям, детьми Ехидны также являются Сфинкс и Немейский лев.

Среди отпрысков Ехидны попадались и человеческие существа. Известнейший историк Геродот сообщает, что чудовище каким-то образом умудрилось соблазнить величайшего греческого героя Геракла и впоследствии родило от него трех сыновей – Агафирса, Гелона и, наконец, Скифа, который стал владыкой могущественного Скифского царства.

Ехидна могла бы породить еще множество не менее удивительных существ, однако ее век не был столь долгим: ее убил стоглазый великан по имени Аргос.

В Средние века появилась легенда о змее-ехидне, считавшейся в то время самым мерзким и похотливым существом с отвратительными повадками и привычками. По некоторым сведениям, она не способна рождать детенышей подобно животным и людям: через положенный срок дети прогрызают чрево своей матери, убивая ее, и выходят на свободу.

Заяц лунный

Следует знать, что лунный заяц – это вовсе не обычный заяц-русак, которого можно встретить в лесу. Не стоит путать его и с солнечными зайчиками, которые так любят пускать зеркальцами маленькие дети, поскольку это животное совершенно особенное.

Легенды о лунном зайце начали рассказывать в Китае. Говорят, что Будда во время одного из своих многочисленных телесных воплощений страдал от голода. Чтобы спасти его от смерти, один смелый и самоотверженный заяц бросился в огонь и, разумеется, сразу же поджарился в пламени. В награду за это Будда отправил душу зверька на Луну.

Так обыкновенный земной заяц превратился в лунного. Теперь он прохлаждается в тени, пасется на мягкой свежей травке, а по вечерам растирает в волшебной агатовой ступе особые снадобья, из которых потом можно приготовить эликсир бессмертия, одновременно исцеляющий человека от всех болезней. В некоторых районах лунного зайца даже называют доктором или агатовым зверем.

Змей (змея)

Во многих древних легендах змея упоминается как самое ужасное чудовище из всех обитающих на земле.

Настоящие и придуманные змеи нередко становятся объектом поклонения. Люди в своем воображении часто наделяют их многими волшебными способностями и свойствами.

Например, одного из самых главных богов, которым поклоняются индейцы Центральной Америки, зовут Кецалькоатль, что в переводе означает «змей, покрытый зелеными перьями». Считается, что именно ему принадлежит идея создания мира. Изображают Кецалькоатля похожим на человека или же в облике змея, туловище которого густо покрыто перьями.

У большинства древних народов змея является символом мудрости, коварства и хитрости. Так, в Мексике бога по имени Витцлипутцли изображают с большой змеей в правой руке, а в его храмах на стенах рисуют священного удава, вытянувшегося во всю длину или свернувшегося кольцами.

В индийских мифах также постоянно упоминаются змеи. Довольно часто предметом поклонения становятся так называемые наги – своеобразные полубоги со змеиными телами и длинными хвостами, покрытыми мелкой чешуей. Для индийцев змея до сих пор остается символом плодородия и, как ни странно, смерти. Перед началом сезона дождей змей обязательно задабривают, принося им различные жертвы.

В религии и мифологии Древнего Египта змеи занимают одно из центральных мест. Иногда их называют добрыми покровителями, в других случаях они становятся злыми чудовищами, способными навредить Солнцу.

В облике королевской кобры изображают богиню плодородия по имени Рененут, которую еще называют правительницей закромов. Бога земли Геба нередко рисуют в человеческом обличье, но с головой змеи.

В Древней Греции змея символизирует обновление жизни и возрождение – возможно, из-за того, что это животное периодически сбрасывает кожу, как бы вновь рождаясь из нее.

Бог медицины и врачевания Асклепий всегда изображается с длинным посохом, обвитым змеей. В святилище этого бога постоянно содержались прирученные священные змеи.

В мифах и легендах Древнего Рима Асклепий именуется Эскулапом. Его культ начался в III веке до Рождества Христова. Перед постройкой святилища этого бога из Эпидаврского храма привезли священную змею и отпустили ее на волю на одном из островов реки Тибр. Там, где это животное устроилось на отдых, и был основан храм Эскулапа.

В Афинах существовал храм, где в специальном помещении обитала большая змея, посвященная дочери Зевса – богине Афине. В одном из древнегреческих преданий говорится, что первыми правителями Афин стали Кекропс и Эрихтоний – наполовину люди, наполовину змеи.

В Древнем Египте изображение змеи считалось одним из основных атрибутов царской власти.

Во многих странах змей выступает в роли повелителя подземных рек, ему подвластны дождь и град. В некоторых мифах и легендах змея упоминается как символ вечно продолжающейся жизни.

В древние времена змея чтили как покровителя домашнего очага и защитника жилища от недоброго глаза и козней злых духов. Изображения этого животного помещали на стенах домов, а также на главных городских воротах.

На страницу:
1 из 3