bannerbanner
У истоков литературы. Учебное пособие
У истоков литературы. Учебное пособие

Полная версия

У истоков литературы. Учебное пособие

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 17

Так же Sioux, прежде чем отправиться на охоту за медведями, исполняют «танец медведей», точно воспроизводя движения медведя: идет ли он на задних ногах, двигается ли на четырех лапах, выпрямляется ли, чтобы лучше видеть. Остальные члены племени обращаются в это время с песней к Маниту, прося его милости.

Существуют подобные же военные танцы, где изображаются преследование врага, засады, схватки, скальпирование и т. д.» [4, с.291].

На чём основывается вера в силу таких танцев? Н.Ф.Познанский считает, что «в мимических танцах центр тяжести лежит не в том, чтобы уподобиться животному (или еще кому-либо), а в изображении того, исполнение чего желательно со стороны изображаемых существ. Суть дела не в том, что краснокожий ревёт бизоном, а в том, что этого ревущего бизона охотник гонит к селу. Сила военных танцев не в том, что при них изображают убиение и скальпирование, а в том, что именно над врагом всё это проделывается» [4, с.291].

Американский учёный Дж. Кемпбелл в своей книге «Первобытная мифология» пересказывает одну из легенд североамериканского индейского племени черноногих, которая «объясняет, как охотники-живописцы палеолита должны были понимать обряды, проводившиеся в загадочно украшенных пещерных святилищах».

Миф черноногих рассказывает о преддверии одной зимы, когда индейцы не смогли запастись достаточным количеством бизоньего мяса: животные упорно ускользали от охотников, пытавшихся сбросить их с горы. Когда стадо подгоняли к обрыву, бизоны сворачивали у самого края в сторону и уносились прочь.

Случилось так, что однажды утром девушка из голодающего селения, расположенного у подножия отвесной скалы, пошла за водой и, подняв глаза, увидела стадо бизонов, пасущихся вверху на равнине, у самого обрыва. Девушка крикнула бизонам, что выйдет замуж за любого из них, если стадо запрыгнет в загон. И вот животные бросились к обрыву, многие сорвались и разбились насмерть. Девушка, конечно, удивилась и обрадовалась, но потом, когда огромный бык одним махом перескочил через ограду загона и помчался на нее, ее охватил ужас.

– Пойдем со мной, – велел бык.

– О, нет! – Девушка попятилась, но бизон напомнил про ее обещание, заставил подняться наверх и увел через прерию прочь от дома.

Пропажу обнаружили лишь после того, как обрадованные «свалившейся с неба» удаче жители деревни закончили добивать бизонов. Отец девушки отыскал ее следы и, углядев рядом отметины копыт, сбегал домой за луком и стрелами, а потом поднялся на плоскогорье. Одолев немалый путь, он пришел к бизоньему болотцу и увидел неподалеку стадо. Охотник был утомлен и решил посидеть, пытаясь сообразить, что же делать дальше; тем временем прилетела сорока.

– О! – воскликнул человек. – Какая красивая птица! Ты ведь всюду летаешь… прошу тебя, как увидишь мою дочь, скажи ей, что отец ждет ее тут, у бизоньей лужи.

Изящная длиннохвостая белобока вспорхнула и полетела прямо к стаду; углядев среди бизонов девушку, она села на землю и принялась деловито вертеть головой, будто выискивая жучков, а сама тем временем подбиралась все ближе к пленнице. Оказавшись рядом, сорока сказала:

– Отец ждет тебя у бизоньей лужи.

Девушка испуганно оглянулась: в нескольких шагах от них дремал ее нечаянный муж.

– Тихо!.. Возвращайся, – прошептала она, – и скажи, чтобы отец не уходил.

Птица вернулась с этой вестью к болотцу, а бык-вожак тем временем проснулся.

– Сбегай-ка за водой, – велел он.

Девушка поднялась на ноги, сняла с головы мужа рог и направилась к пруду. Отец тут же крепко схватил ее за руку.

– Нет, – возразила девушка. – Он прибежит и убьет нас обоих! Нужно ждать, пока он опять заснет, тогда я ускользну незаметно, и мы убежим домой.

Она наполнила рог водой и вернулась к мужу. Бизон осушил рог одним глотком, потянул носом воздух и сказал:

– Чую человека. Он еще раз принюхался, поднялся с земли и заревел. Каким же ужасным был этот рев!

Бизоны вскочили на ноги. Они хлестали себя по бокам короткими хвостами, вскидывали морды и мычали, а затем, взрывая копытами землю, бросились врассыпную на поиски. Они скоро добрались до болотца и насмерть затоптали беднягу индейца, который пытался спасти свою дочь. Быки поддевали его рогами и вновь сбрасывали под копыта, пока на земле не осталось ни кусочка тела.

– Отец, отец мой! – кричала девушка, и по лицу ее катились слезы.

– Ага, вот как ты плачешь по своему отцу! – сурово заявил бык. – Надеюсь, теперь ты понимаешь, что мы чувствуем, когда режут и убивают наших матерей, отцов и всю родню. Но мне жаль тебя, и я дам тебе еще один шанс. Если тебе удастся оживить отца, отпущу обоих домой.

Несчастная девушка поговорила с сорокой и упросила ее разыскать в изрытой земле кусочек отцовского тела. Птица долго обшаривала болото длинным клювом и наконец наткнулась на осколок позвонка. Девушка осторожно извлекла его из грязи и, спрятав за пазухой, запела волшебную песню. Вскоре у нее под рубахой уже угадывались очертания мужчины. Приподняв подол, девушка узнала отца, но он еще не ожил, и потому девушка вновь опустила рубаху и продолжала петь, пока отец не задышал. Он встал на ноги, а сорока с радостным стрекотанием взлетела в небо. Вожак был поражен.

– Много странного мы сегодня видели, – сказал он остальным бизонам. – Человек, которого затоптали до смерти, снова жив. Люди и вправду сильны. А теперь, – обернулся он к девушке, – прежде чем вы с отцом уйдете, мы научим вас нашим песням и танцам. Никогда их не забывайте.

Дело в том, что это были волшебные песни и танцы: с их помощью можно вернуть к жизни убитого людьми бизона, – подобно тому, как был возвращен к жизни убитый бизонами человек.

И быки затанцевали. Как подобает таким огромным зверям, шаг их был размерен и тяжел, а сопровождающая песня – медленна и торжественна. Когда танец закончился, большой бизон сказал:

– Идите домой и не забывайте того, что видели. Научите этому танцу и песне свой народ. Священные предметы этого обряда – голова и шкура бизона; танцующие должны надевать их.

«Просто удивительно, как оживают раскрашенные фигурки на стенах палеолитических пещер в свете подобных легенд, рассказанных охотничьими народами гораздо более позднего времени, – пишет Дж. Кемпбелл. – Конечно, нельзя утверждать, что предлагаемая связь целиком верна, однако можно не сомневаться, что главные идеи наскальных рисунков были именно такими. К их числу можно отнести представление о том, что убиваемые звери – добровольные жертвы, что церемонии обращения к их духам олицетворяют мистический договор между людьми и животными, а загадочная сила этих обрядов запечатлена в танцах и песнях».

Таким образом, важнейшими средствами организации ритуальных действий первобытных людей являлись пантомима, охотничьи маскировки и пляски.

Искусство первобытного человека носило синкретический характер, то есть представляло собой сплав искусства, мифологии и магии. В нём не выделялись и не различались ещё основные виды искусства: изобразительное искусство, музыка, театр и танец. Учёные называют такое искусство «первобытным синкретическим (объединённым) искусством», родившемся из магических ритуалов, прежде всего из охотничьей магии.

Синкретическое искусство возникло в глубокой древности, и его невозможно датировать, т.к. оно не может быть подтверждено никакими археологическими данными. Тем не менее, историки не сомневаются, что через этот этап прошло искусство всех народов.

Дж. Фрэзер в своей книге описывает ритуалы племён Центральной Австралии, очень похожие на проявления первобытного синкретического искусства. Племена разделены там на тотемные кланы, на каждом из которых лежит ответственность за размножение своего тотема с помощью магических обрядов. Большинство тотемов – это употребляемые в пищу животные и растения. Основным результатом, которого ждут от совершаемых обрядов, должно быть снабжение племени пищей и другими необходимыми вещами. Часто обряды являются имитацией такого результата. Так, например, мужчины клана эму «способствуют» размножению этой птицы тем, что рисуют на земле ее священное изображение, в особенности тех частей ее тела, которые считаются наиболее лакомыми кусками. Мужчины рассаживаются вокруг этого рисунка и поют. После этого танцоры в головных уборах, напоминающих длинную шею и маленькую голову эму, подражая внешнему виду птицы, изображают, как она стоит и бесцельно вертит головой, оглядываясь во все стороны. Мужчины тотема «личинки» (witchetty grub) совершают обряды, чтобы вызвать размножение личинки этого жука, которого употребляют в пищу члены племени. Один из таких обрядов сводится к пантомиме, изображающей насекомое в тот момент, когда оно вылупляется из куколки. Возводится длинное и узкое сооружение из веток, напоминающее личинку жука. Внутри его помещаются несколько мужчин, имеющих жука своим тотемом. Они поют о различных стадиях, проходимых этим насекомым. Затем они на корточках выползают наружу, продолжая петь песню про появление насекомого из куколки. Считается, что все это содействует размножению личинок. Один из авторов истории Мадагаскара сообщает, что «до возвращения мужчин с войны женщины и девушки ни днем ни ночью не прекращают танцевать, они не ложатся спать и не едят в домах. И ни за что на свете они не вступят в связь ни с одним мужчиной, пока их мужья и женихи на войне. Они пребывают в твердой уверенности, что в противном случае воины были бы убиты или ранены. Танец, по их убеждению, вселяет в воинов силу, придает им мужество и сопутствует удаче; поэтому в такое горячее время они не дают себе поблажки. Соблюдается этот обычай со всей строгостью».

И ещё несколько интересных примеров из книги Д. Фрэзера, но уже связанных не с охотничьей, а с военной магией: «У говорящих на языке тши народов Золотого Берега жены находящихся на войне мужчин выкрашивают себя в белый цвет и украшают тело бусами и амулетами. В день ожидаемого сражения они бегают с ружьями или вырезанными в форме ружей палками и, схватив зеленые плоды по по, по форме напоминающие дыню, разрубают их ножами, как если бы это были головы врагов. Нет сомнения в том, что эта пантомима является примером имитативной магии, преследующей цель помочь мужчинам сделать с врагами то, что женщины проделывают с плодами по по…. Когда на войну уходили мужчины племени юки (Калифорния), женщины не смыкали глаз; они танцевали, распевая и махая ветками. По их словам, если они будут танцевать непрерывно, то мужья не почувствуют усталости… В Массэт во время отсутствия воинов женщины гайда танцевали и пели военные песни, все вещи вокруг себя следовало держать в определенном порядке. Несоблюдение женой этих обычаев могло якобы привести к гибели мужа. Когда на войну выступал отряд индейцев карибов (р. Ориноко), их друзья, оставшиеся в деревне, старались как можно точнее высчитать момент, когда воины пойдут в атаку на врага. Тогда они клали на скамью двух юношей и, раздев их догола, задавали им жестокую порку. Юноши переносили ее безропотно, так как в страдании их поддерживало непоколебимое убеждение, которое они впитали с молоком матери: от твердости и силы их духа зависит мужество и успех их сражающихся товарищей» [7, с.33—34].

Постепенно из первобытного синкретического искусства выделились отдельные виды искусств. Греческий философ Аристотель в «Поэтике» первым сделал попытку разделить все искусства на три вида в зависимости от того, какими способами ведётся «подражание действительности» – искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка), искусство Слова (литература).

Ссылки к главе I

1. Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. – Л., 1971.

2.Вишняцкий Л. И., На подступах к искусству (палеолит) // Стратум. Сборник символической индоевропейской истории. – СПб: «Нестор», 1997.

3.Дерягина М. А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. – М.: Изд-во «УРАО», 2003. – Режим доступа: http://vikent.ru/enc/6976/

4.Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. – Петроград: Типография Д. В.Орлова, 1917.

5.Токарев С. А. Сущность и происхождение магии/ Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990.

6. Угринович Д. М. Искусство и религия. – Режим доступа: http://verigi.ru/

7.Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1986.

8.Шерстобитов В. У истоков искусства. – М., 1971.

9.Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. – Л., 1936.

10.Malinowscki В. Magic, Science and Religion and other Essays. Glencoe, 111., 1948.


Дополнительные источники: Научная литература и Интернет-ресурсы

1. Лукьянов А. Н. Электронный учебник «Всемирная история для школьников: История первобытных времён». – Режим доступа: http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru/00/00.htm

2.Сайт «Виртуальный музей «Первобытное искусство». – Режим доступа: http://vm.kemsu.ru/rus/

3. Лекции по «Первобытному искусству». – Режим доступа: http://myunivercity.ru

4.История искусства и живописи. – Режим доступа: http://la-fa.ru/history/drevn.php

5.Сайт «Актиноя». – Режим доступа: http://aktinoya.ru/

7.Ларичев В. Е. Пещерные чародеи. – Новосибирск: Западносибирское книжное общество, 1990.

8.Лебок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: умственное и общественное состояние дикарей. – М.: Книжный дом «Либроком», 2011

9.Марков Г. Е. Первобытное общество. Учебное пособие. – М.: Издательство исторического факультета Московского университета, 2009

10.Мириманов В. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. – М.: Искусство, VEB Verlag der Kunst Dresden, 1973; 2009

11.Османкина Г. Ю. Представления первобытного человека в образах искусства//Журнал «Омский научный вестник». – Выпуск №2/106. – 2012

12.Померанцева Н. А. Первобытное искусство: эпохи, стили, направления. – М.: Белый город, 2006

13.Семёнов В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. – М.: Азбука-классика, 2008

14.Тайлор А. Б. Первобытная культура. – М., 1989

15.Фервори М. К психологии первобытного искусства. – М.: Красанд, 2011

16.Шер Я. А. Первобытное искусство: учеб. пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006

Художественная литература

1.Анэ К. Двенадцать тысяч лет назад.

2.Аугуста Й. Великие открытия.

3.Голдинг У. Наследники.

4.Джин М. Ауэл. Дети Земли.

5.Каратов С. Быстроногий Джар. Земля мамонтов. Каменный исполин.

6.Линевский А. Листы каменной книги.

7.Микулов О. Тропа длиною в жизнь. Закон крови.

8.Моисеева К. Волшебная антилопа.

9.Пейвер Мишель. Брат Волк. Сердце Волка.

10.Писарев С. Повесть о Манко Смелом.

11.Покровский С. Охотники на мамонтов. Посёлок на озере.

12.Радзиевская С. Рам и Гау.

13.Рони-старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев. Вамирэх.

14.Сенак К. Пещеры Красной реки.

15.Уткин Р. Вдоль большой реки. Гремящий мост. Горизонты без конца.

16.Уэллс Г. Это было в каменном веке.

17.Шторх Э. На большой реке. Охотники на мамонтов.

18.Э. д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика.

Документальные фильмы

1.«BBC: Прогулки с пещерным человеком» (Великобритания – 2003 год), реж. Ричард Дэйл (Сериал). С появлением современных устройств и продвинутых технологий появилась возможность в совершенном качестве показать первых людей на Земле, оживить их. Лучший среди документальных фильмов.

2.«Пещера забытых снов» (Канада, Франция и другой интернационал – 2010 год), реж. Вернер Херцог. Здесь показывается пещера, в которой стены разрисованы древними людьми.

3.«Одиссея первобытного человека» (Франция и другой интернационал – 2003 года), реж. Жак Малатье и Javier G. Salanova. В этом фильме рассказывается про появление первого человека и его дальнейшей эволюции. 4.«Homo Sapiens – человек разумный» (Франция – 2005 год), реж. Чип Прозер и Жак Малатье. Фильм рассказывает о том, как появился первый человек на планете 250 тысяч лет назад и как он смог выделиться среди других живых существ, приручив многих из них.

5.«Планета первобытных людей» – 2014 год. Это документальное кино появилось не так уж и давно. Вы узнаете, по какой причине из всех видов людей выжил именно человек разумный.

6.«Прежде чем мы покорили Землю» – 2012 год. В этом фильме ученые, археологи и историки рассказывают про отрезок истории Земли, когда появились первые люди.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

I. Вопросы для самопроверки:

1.Кто и где первым открыл первобытное искусство живописи? Что первооткрыватели увидели на сводах пещеры?

2. Почему археолог безоговорочно поверил, что увиденные им рисунки сделаны художниками каменного века, а учёный мир обвинил его в обмане?

3.Какое количество пещер с палеолитическими художественными галереями известно в мире? Где их находится больше всего? Назовите самые известные пещеры Европы и России.

4.Назовите основные памятники наскального искусства на Урале и в Сибири. Имеют ли они какие-то отличия от аналогичных памятников в Европе?

5. Создателем какой популярной теории является Андре Леруа-Гуран? В чём её суть?

6.Назовите не менее пяти названий научных монографий, посвящённых палеолитическому искусству. Укажите их авторов.

7. Каковы главные темы и сюжеты искусства первобытного человека? Почему?

8.Как первобытные художники передавали особенности поведения животных на своих «картинах»?

9.Что такое «палеолитические Венеры»?

10. Назовите основные гипотезы о возникновении первобытного искусства. Какая гипотеза, по-вашему, точнее других объясняет причину появления первобытного искусства? Докажите свою точку зрения.

11. Когда появляются изображения первобытных художников? Каков возраст древнейшей в Европе живописи?

12.Почему формирование детского изобразительного творчества можно считать моделью происхождения искусства?

13. Как вы можете объяснить тот факт, что «картинные галереи» первобытных художников находятся в труднодоступных местах?

14. Какова причина появления в первобытном обществе магии, какова её главная задача? Какие виды магии выделяет Д. Фрэзер и Токарев? К какому виду относится магический обряд, связанный с произведениями искусства первобытного человека? Почему?

15.В какой форме происходит самый распространённый в первобытном обществе магический обряд овладения охотничьей добычей?

16. Какое название первому и главному виду первобытного искусства дали учёные? Каково его назначение и особенности? Почему оно определяется как «синкретическое»?

II. Выполните тест по теме (выберите один правильный ответ из предложенных и запишите его словами рядом с цифрой вопроса):

1.Для палеолита характерны образы

• зверей и женщин,

• мужчин,

• охотников,

• деревьев.

2.Изображение пасущегося северного оленя было обнаружено в пещере

– Каповой

– Ласко

– Фондегом

– Альтамира

3.Изображения зверей приобретают схематический характер начиная с

– неолита

– нижнего палеолита

– мезолита

– бронзовой эпохи

4.Изображения рельефных бизонов находятся в пещере

– Ласко

– Монтиньяк

– Альтамира

– Фондегом

5. К самым северным палеолитическим памятникам относится

– Медвежья пещера

– Денисова пещера

– Пещера Кударо

– Зарайская стоянка

6. Капова пещера находится

– в Восточной Сибири

– на Южном Урале

– в Крыму

– на Кавказе

7. На наскальных рисунках Горного Алтая изображены

– олени и мамонты

– лошади и скот

– мамонты и быки

– быки и олени

8.Не имея постоянных жилищ, древние люди селились в

– землянках

– расщелинах скал и гротах

– шалашах

– стволах высохших деревьях

9.Первобытное искусство возникло в период

– 70 000 – 60 000 лет назад

– 80 000 – 50 000 лет назад

– 20 000 – 10 000 лет назад

– 40 000 – 30 000 лет назад

10.Петроглифы – это

– наскальные изображения

– каменные плиты

– каменные орудия труда

– каменные изваяния

11.Пещера Альтамира находится на территории

– Германии

– Испании

– Франции

– Португалия

12. Пещера Ласко была обнаружена на территории

– Испании

– Сибири

– Франции

– Северной Африки

13. Пещера Ла-Ферраси находится в

– Англии

– Франции

– Италии

– Испании

14. Фигурки тучных обнаженных женщин связаны с культом

– поклонения Солнцу

– «прародительницы», «владычицы стихии»

– плодородия

– поклонения огню

15. Фрески Каповой пещеры выполнены

– сажей

– мелом

– охрой и сажей

– желтой охрой и мелом

16. Явление в первобытной культуре, для которого характерна нерасчлененность сфер культуры, носит название

– шаманизм

– креационизм

– тотемизм

– синкретизм

17. Какой вид деятельности человека появился раньше всех остальных:

– мифология

– магия

– архитектура

– живопись

18. Самый распространённый образ наскальной живописи:

– бык

– корова

– змея

– олень

19. Какого цвета были стены в пещере Ляско:

– чёрного и белого

– чёрного и красного

– чёрного и зелёного

– чёрного и синего

20.Вход в какую пещеру оказался сейчас глубоко под водой:

– Руффиньяк

– Шове

– Коске

– Ляско

– Комбарелль

21. Назовите пещеру, в которой обнаружена древнейшая на сегодняшний день живопись:

– Коске

– Ляско

– Виллар

– Шове

– Альтамира

22. Каков примерный абсолютный возраст древнейшей живописи:

– 57 тыс. лет

– 29 тыс. лет

– 32 тыс. лет

– 17 тыс. лет

– 24 тыс. лет

23. Где в большинстве случаев располагается живопись в пещерах:

– непосредственно у входа

– в нескольких десятках метров от входа

– в сотнях метров от входа

– в самых отдалённых от входа местах

24. Какие персонажи преобладают в палеолитической пещерной живописи:

– изображения мужчин

– изображения женщин

– абстрактные фигуры

– животные

– неодушевлённые предметы

25. Какой период НЕ относится к каменному веку?

– неолит

– мезолит

– палеолит

– мегалит

26. Открытие какой пещеры послужило началом изучения искусства первобытных людей?

– Ласко

– Альтамира

– Фон де Гом

– Нио

27. Пещерная живопись была впервые открыта в конце XIX века:

– в Испании

– во Франции

– в Италии

28. На потолке пещеры Альтамира были изображены:

– бегущие бизоны

– бегущие олени

– раненые медведи

29.Какими красками пользовался первобытный художник:

– красной, чёрной, коричневой

– розовой, зелёной, жёлтой

– красной, зелёной, чёрной

30. Почему первобытные художники изображали животных:

– так они пытались сделать охоту успешной

– они не умели рисовать никого другого

– они надеялись, что так они смогут сделать животных домашними

31. Что помогает учёным разгадать назначение пещерных рисунков

– подробное описание рисунков

– наблюдение за жизнью племён, находящихся и сегодня на первобытной стадии развития

– изучение состава красок, которыми пользовались художники

32. Верно ли следующее утверждение: «На все загадки и тайны древнейшей живописи современная наука даёт точные ответы»?

– верно

– неверно

33. Верно ли следующее утверждение: «Разгадывая смысл древних рисунков, учёные, к сожалению, не могут опираться на наблюдения за жизнью современных племён и народов»?

На страницу:
3 из 17