Полная версия
История России. Дорога в Рай. От Рюрика до Горбачева
На фотографии, как вы здесь видите, Москва, Кремль, мост практически неузнаваемы – хотя это именно то место, где сделал снимок неизвестный нам фотограф. Исчезает каменная лестница, возвышение, солидный фонарь, меняются, будто, масштабы улиц и зданий. Что это – обман зрения, свойство оптики фотографических аппаратов, или действительное аномальное свойство пространства и времени.
Вообще же, создается ощущение того, что Москва начала двадцатого века отличается от нынешней столицы так же, как румяная, бойкая, любящая наряды и развлечения девушка от некоей бледной, не понимающей, чего она сама желает, меланхоличной дамы.
10. Православный храм.
1) Престол (алтарь, от лат. аltarium, «высокий», навершие жертвенника). Название распространено в православной традиции. Изначально (в дохристианскую эру) алтарь сооружается из земли, глины, камней (по возможности, цельной каменной глыбы) в местах, где наиболее ярко произошло взаимодействие с высшей силой – у ручья, на поляне, в роще, на вершине горы. В Древней Греции алтарь (мощное каменное основание) по существу, является и самим храмом. Престол Восточной церкви примерно равен алтарю церкви Западной.
Православный престол являет собой стол квадратной формы, место таинственного присутствия Бога. Здесь располагаются священные реликвии. (1) – антиминс, платок, со знаком креста, с вшитыми в него частицами мощей какого-либо великомученика, а также и подписью архиерея епархии, к которой относится храм. Антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение литургии. При совершении богослужения антиминс разворачивается, на него ставятся потир и дискос – сосуды для вина и хлеба, необходимые для причащения. Прикасаться к платку могут только священнослужители в полном служебном облачении, либо (во время вне богослужения) с одетой лентой епитрахиль (греч. επιτραχήλιον – то, что вокруг шеи). В определенных случаях, благодаря своей силе, антиминс может заменять собой и сам престол.
(2) Евангелие (Новый Завет).
(3) Один, или, чаще два, напрестольных креста. Кресты применяются при совершении литургии, на благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения, освящении воды на Богоявление, и особенно торжественных молебнах.
(4) Дарохранительница (кивот). Священный сосуд, шкатулка, где хранятся святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения (Евхаристии, от др. греч. εὐ-χᾰριστία – благодарение, честь, признательность). Тело – круглый, несколько раздвоенный, в знак божественной и человеческой природы Иисуса Христа, напоминающий печать кусочек хлеба, просфора (προσφορά – «приношение»), приготовляется из пшеничной муки, с добавлением дрожжей, на воде и соли. Вино – в православии обычно красное, сладкое (кагор). В латинском обряде литургический хлеб называется опресноком, гостией (лат. hostia – «жертва»), либо облаткой (лат. oblatio – приношение, предложение, дар), он выпекается исключительно из смешанной с водой муки, и напоминает тонкую монету. Вино, как правило – белое.
Освященный, действующий храм, в идеале – место, где снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог воплощается в мире. Можно добавить и то что уходит различие временного и трансендентного, вечного, человек может ощутить бесконечность на вкус, так, что оно ему начинает нравиться.
Таинства Евхаристии состоят из а) проскомидии (греч. «подношение»), когда священник, после чтения молитв о ниспослании Святого Духа, в присутствии многих верующих, но и при закрытых Царских Вратах приготовляет на Престоле Кровь и Тело. Вино смешивается с водой и вливается в потир. Просфоры надрезаются специальным копием – ритуальным обоюдоострым ножом с треугольным лезвием. б) Литургии оглашенных (наставляемых в вере, а также кающихся и отлученных от причастия). В великой ектении (греч. «протяженное моление») возносятся (сначала) глобальные, затем меньшие, общецерковные и общественные, затем и личные прошения. в) Литургии верных (присутствуют только лица, принявшие крещение). Приготовленные Святые Дары торжественно переносятся с жертвенника на престол через Северные врата: перед иконостасом, верующими. После того Царские Врата закрываются, задергивается алтарная завеса. Оставшиеся одни священники читают евхаристическую молитву анафора, по окончании которой происходит Возношение (поднимание вверх) Святых Даров. В этот момент, таинственным образом, вино и хлеб претворяются в Кровь и Тело Христовы.
Священники причащаются, затем причащают Святых Христовых Тайн и мирян.
В римском обряде Евхаристическая Литургия называется Месса (возможно, от римского missio – миссия, послание). Принципиальных различий нет. Служба проводится на латыни.
2) Жертвенник. Четырехугольный стол, укрытый в такие же «одежды», что и престол, слева от горнего места (северная часть храма). Место расположения священных сосудов, а также хлеба и вина – даров христиан, пригодных для совершения евхаристии. В перерывах между богослужениями закрывается пеленой.
Горнее место – часть православного храма напротив престола, у центральной части восточной стены. В небольшой нише, на некотором возвышении устроена кафедра (трон, Горний престол) для архиерея. Трон окружают полукругом сиденья (синтрон) священников меньшего ранга. В некоторых приходских храмах горнее место обозначено лишь лампадой, либо же высоким подсвечником со свечами.
3) Алтарь. Пространство между полукруглой (восточной) стеной – апсидой и иконостасом.
4) Пономарская (северная), она же иногда «райская», из-за обычных сюжетов росписи, дверь в иконостасе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.