Полная версия
История России. Дорога в Рай. От Рюрика до Горбачева
История России. Дорога в Рай
От Рюрика до Горбачева
Лим Ворд
© Лим Ворд, 2018
ISBN 978-5-4490-3382-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Начало отсчета
С пятого века нашей эры большая часть Руси, кроме Поморья, обозначена на древних картах как часть империи гунна Атиллы. Что происходило здесь раньше и вплоть до девятого века, когда появляются соответствующие упоминания в летописях, до появления новых особых методов проникновения в прошлое, пока еще неизвестно.
Империя гуннов
Киевская Русь
1. Империя гуннов (434—453 г.г. н.э.). Образована на месте поселения сарматов (Сарматия – Крым, территории севернее, и несколько южнее), скифов (Скифия, восток-юг от полуострова), частично – Восточной Германии и Балкан. Наивысшего расцвета достигает в период правления Атиллы.
Сами гунны – кочевники севера Китая, воевавшие с Поднебесной и монголами в первом веке н.э., не достигшие там большого успеха, в поисках приключений и добычи устремившиеся на Запад. В пятом веке они завоевывают Германию, Францию, северную Италию, накладывают дань на Римскую империю. После битвы с мощными объединенными римскими и германскими войсками на Каталаунских полях (неопределенный исход) Атилла несколько сбавляет темп, через год умирает. Его сыновья ссорятся друг с другом, и ничего умного для спасения своего государства, сделать уже не могут.
Территория империи сокращается, к 530 году это государственное образование, в целом, прекращает свое существование.
В германских героических сказаниях, как то, «Песне о Нибелунгах» правитель гуннов выглядит весьма достойным, просвещенным правителем, уклад государства которого не особенно то отличается от европейского. Более о давних порядках на территориях как-никак, будущих Украины (Киевской Руси) и частично России, нам ничего не известно.
…Каганат аварский, составленный из следующей, могучей азиатской волны переселения, раскидывается от линии (приблизительно) с Крыма на север, до границ современной Франции, захватывая при том и часть Балкан. С некоторых пор доминирование т.н. аваров (обров) окончательно надоедает монарху Священной Римской империи Карлу Великому. Деятельный король организует обширную коалицию народов, включая разрозненные еще славянские племена и немало потерпевших от своих соседей причерноморских болгар.
В 805 году каганат терпит катастрофическое поражение. Обры, рыжеволосые, крепкие, свирепые и гордые, как свидетельствуют летописи, исчезают повсеместно, на всей территории былого проживания.
…Еще один, хазарский каганат имеет центр в современном Дагестане, занимает часть бывшей империи гуннов, контролирует некоторые территории будущей России, часть Крыма, Поволжья и Казахстана. В 660 году он рассеивает войска соседней (и частично с каганатом пересекающейся) Великой Болгарии. Племена расселяются: часть формируют хорошо известную нам причерноморскую Болгарию, другие уходят на Волгу и Каму, образуя Булгарию Волжскую, становясь при этом предками казанских татар и чувашей. Татары переходят в ислам, в борьбе против каганата надеясь на помощь своих единоверцев из Персии. Некоторые группы остаются на месте, и платят хазарам положенную дань (обычно одну серебряную монету с сохи).
В 964 году русский князь Святослав разбивает хазарское войско, ставит крепость Белая Вежа в стратегически важном месте на реке Дон (ныне на дне Цимлянского водохранилища), захватывает Саркел (Тмутаракань, нынешний Таманский полуостров). Окончательно хазаров дожимает новая волна кочевников с Востока – вездесущих и неутомимых половцев.
Много позже, в 13 веке половцы войдут в состав Золотой Орды ассимилируются, передадут монгольским завоевателям свой (кипчакский) язык. Хазары же рассеиваются по всей земле, возможно, составляя некоторую часть европейских еврейских общин.
С 576 года Тюркский каганат, некое отражение каганата Хазарского, порядочно однако смещенное на Восток, к Китаю, отторгает у Византии часть Крыма и Северный Кавказ.
…Обо всех этих государственных образованиях информация весьма отрывочна. Часто каганаты совмещаются, как территориально, так и на хронологической шкале. Понятно лишь то, что они занимали значительную часть будущей Руси, как то взаимодействовали со славянскими племенами – воевали или вступали в союзы. Государственная религия аварского и хазарского каганатов – иудаизм, в большей или меньшей степени причудливо смешанный с языческими обычаями, тюркского – шаманизм и буддизм.
2. Древнерусское государство в 10—12 веках. Обращаем внимание: город Владимир на Волыни – суть Владимир-Волынский.
…Девятое столетие. Варяг (викинг, норманн), либо, возможно, прусс Рюрик княжит по приглашению народного вече в Великом Новгороде, северо-запад современной России, с двумя своими братьями – Трувором и Синеусом. Правитель с неплохой родословной, эффективный менеджер вне местных раздоров – общемировая практика и по сей день.
Слово «Русь» некоторые исследователи возводят к древнеисландскому Róþskarlar – «мореходы, гребцы», другие определяют как самоназвание древнего прибалтийского (славянского) народа пруссов. Есть также версия, выводящая «Русь» как древнеиранское ruksi – «белый, светлый».
Название единичного представителя данного народа изначально звучит как «русин».
Расцвет и распад Изначальной Руси
…Князь Олег регент сына Рюрика, Игоря, от имени последнего, движется на юг, захватывает средоточие торговых путей, весьма зажиточный Киев. Затем отправляется с посольством в Византию, по другим источникам на войну с ней, впервые именуется великим князем в синхронных византийских и европейских источниках. Погибает Олег Вещий, как сообщают народные былины, от змеиного укуса.
Князь Игорь впервые фиксируется византийскими хрониками как русский полководец, атаковавший Константинополь, причем значительными, – тысяча сорокаместных ладей, силами. Византийская эскадра применяет греческий огонь, уничтожающий большую часть русского флота. Ничья. Мирный договор с императором Византии, Романом Первым Лакапином, установление торговых, политических и религиозных связей.
Где располагалась база флота? Возможно, в русском анклаве, Тмутаракани – на нынешнем Таманском полуострове, или же, в районе современной Керчи (др. рус «Корчев»). Восточный Крым в это время управляется именно из Тамани, хотя часть полуострова (Херсонес, или, иначе, Корсунь, в границах нынешнего Севастополя) контролируется Византией.
Погибает князь от своей жадности, пытаясь повторно взимать дань: впрочем, все обстоятельства его гибели сильно запутаны.
Любимая жена Игоря, Ольга, первое имя Прекраса, крестится лично императором Византии, Константином Седьмым, выстраивает управление страной, искупает свои грехи, занимается воспитанием сына Святослава, того, который позже перед сражениями говорит: «Иду на Вы».
Святослав, в свою очередь, воюет с Болгарией, затем обращает оружие в сторону владений Византии во Фракии. В 970 году войска императора Иоанна Первого Цимисхия вынуждают князя отступить. Возвращаясь, тот, со своим войском, попадает в засаду печенегов (известное до середины 11 века кочевое племя) и погибает.
Следующий князь, заслуживающий отдельного внимания – Владимир Первый Святославович, он же Владимир Святой (былинное «Красное Солнышко»), плод связи Святослава с некоей раздатчицей милостыни, Малушей. Бастард воспитывается под присмотром княгини Ольги.
В 988 состоится очередная война с Византией. Владимир захватывает Корсунь (Херсонес Таврический, остатки которого находятся ныне несколько южнее современного Симферополя), заключает мирный договор.
Для вступления в династический брак с сестрой византийского императора Василия Второго Анной, здесь же, в захваченном им городе, князь принимает крещение (сотни языческих жен освобождаются от обязанностей).
Первый киевский митрополит, засвидетельствованный письменными источниками – Феофилакт, переведенный императором Василием Вторым в «Rosia из византийской провинции Армения Вторая, города Севастий (северо-восток современной Турции, или же, скорее, ее центр), взявший под свое начало четыре епископии – Белгородскую, Новгородскую, Черниговскую, и Полоцкую. Сведений о деятельности митрополита мало, оставляет свой высокий пост Феофилакт в 1018 году.
Владимир Красное Солнышко известен участием в добровольно-принудительной смене государственной религии. Персонаж множества народных сказаний. При нем вводится церковный устав, выстраивается иерархия священников, начинается чеканка «сребреников»; высококачественных классических монет, пришедших на смену вытянутым серебряным гривнам. Около 980 г. Владимир убивает Рогволода, князя Полоцкого княжества (территория современной центральной и северной Беларуси), дочь его, Рогнеду, силой берет в жены. Три сына от нее становятся ответвлением Рюриковичей, Изяславичами Полоцкими или, иначе, Рогволодовичами.
Ярослав Владимирович Мудрый, сын Владимира, князь новгородский, киевский и ростовский. Расцвет Русского царства. Введение свода законов – «Русской правды». Принцы и принцессы от Ярослава и его супруги, дочери шведского короля, Индигерды, всемерно приветствуются во Франции, Венгрии, Греции, Норвегии, Польше и Австрии.
Довольно складно взаимодействуют три центра силы – Киев, Владимир и Великий Новгород. Сюда можно добавить Полоцк, столицу будущей Белоруссии (или, если того потребует современный ее «король» – «Беларуси»). Киев является форпостом русской цивилизации: южнее, сразу за системой неизвестно кем за два века до нашей эры возведенных Змиевых валов, находятся владения половцев и монголов, с островком русских владений, Тмутараканью, располагавшимся на месте нынешнего Краснодарского края, и частично зависимым от него восточным Крымом.
Следующий популярный правитель (по «лествичному» принципу старшинства княжеского рода, чаще всего от брата к брату) – Владимир Всеволодович Мономах, т.е. «Единоборец», (1113—1125), внук пятого сына Ярослава Мудрого и императора Византии Константина Мономаха; князь ростовский, черниговский, переяславский, великий князь Киевский. Известен он прежде всего, оттеснением от границ Руси половцев (1111 год, своего рода «Крестовый поход» на Великую Степь), интересными автобиографическими текстами («Поучение детям», «Летопись жизни»), ограничением произвола ростовщиков из экс-хазар в Киеве – снижением, так сказать, учетной ставки с 200% до 50%, освобождением закупов – зависимых должников, и тому подобными мерами.
Несколько менее знакома нам, массовым читателям война князя с могущественной Византией, за интересы мужа своей дочери, самозванца «Льва Диогена» (1116—1122 г.г.), затем и его сына (своего внука). Существует мнение, что в череде ожесточенных и, в-общем, не нужных боев Владимир совершенно истощил потенциал своей страны, подготовил ее тем к последующему периоду раздробленности и упадка.
В двенадцатом веке, после смерти последнего сильного правителя, Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха со стычек князей Андрея Волынского и Юрия Долгорукого, ростовского, начинается гражданская война. Дочери Мстислава выходят замуж за престижных европейских королей – Норвегии, Венгрии, Дании, затем популярность сватовства в этих краях у лиц королевской крови резко падает.
Русь распадается на пятнадцать или восемнадцать княжеств, со своими династиями, и без них. В отсутствии внешних врагов такое разделение, на какое-то время, допустимо. Великий Новгород, по решению смешанного боярского и народного вече, приглашает к себе достойнейших князей. Его примеру следуют еще три княжества, выбирающие на княжение оставшихся не у дел младших сыновей основной династии. В Киеве престолы, управляющие теми или иными землями, работают рядом, чем-то напоминая нынешний, состоящий преимущественно из губернаторов, или их заместителей, российский Сенат (Совет Федерации). Разнообразие работает в плюс, если фрагменты могут собираться и разделяться в силу неких своих естественных причин. В составе единого организма части должны дышать, иметь «люфт» – экспериментируя с формами мироустройства, впитывая жизненную энергию большим объемом, оставаясь при этом друг с другом на связи. Так, чтобы в состоянии сплочения ассимилировать лучшие наработки друзей-союзников. Но, в этот раз объединение приходит извне, тогда, когда государственный организм наиболее восприимчив к внешним влияниям.
Монгольское нашествие
В 1240 году русские княжества захвачены монгольскими завоевателями, полумиллионным войском, незадолго до того покорившим китайскую империю династии Цзинь. Северные фрагменты Руси избавлены от прямого вторжения, но платят Батыю тяжелую дань имуществом, деньгами и людьми. Вопрос о том, могли ли русины объединиться для непримиримой борьбы, в княжествах-бастионах, укрытыми на Севере, остается открытым. Александр Невский предпочитает «дружить» с Золотой Ордой, поневоле вводя на Руси ее азиатские порядки и обычаи, нежели меряться с ней силами, вряд ли достигавшими пятидесяти тысяч относительно регулярного войска.
Полоцк избегает монгольского нашествия, но попадает в состав Литовского княжества – по сути, Западной Руси, номинально готовой воевать с Ордой. Многие русские князья, не согласные с примиренческой доктриной Невского уходят в Ливонию (не путать с современной Литвой!) далее вместе со своими дружинами, испытывают действие двух центров тяготения – Московской Руси и Польши. Отделенные от Орды Диким Полем, а также, уже исправно платящим дань русским государством, они оказываются более или менее предоставлены самим себе.
К нынешней Литве это государственное образование имеет лишь косвенное. Племена жмуди, жемайтов, аукшайтов, и пр., действительно, являлись данниками великого (в большей своей части – русскоязычного) княжества. После завоевания их немецкими орденами, будто бы в качестве моральной компенсации, северные народности заимствовали названия «Литва». Само же литовское княжество, объединившись с Польшей, в значительной мере принявшее католицизм, стало со временем называться «Речью Посполитой».
В силу своего географического положения, преимущественно степные южные княжества подвергаются наиболее мощным ударам, теряют прежнее значение и самостоятельно восстановиться уже не способны. С тринадцатого века Киевом управляют баскаки улуса Ногая, малоизвестные местные распорядители, которым для утверждения ярлыка даже не нужно приезжать в ставку хана. Город перестает быть и резиденцией митрополита. В середине четырнадцатого века Киев захватывает Княжество Литовское, хотя для этого ему приходится сразиться и с несколько ослабевшими в серии междоусобиц, ордынскими войсками.
Денежные средства вновь становятся маловыразительными двухсотграммовыми продолговатыми слитками; на Севере, из-за обычая рубить такие деньги на несколько частей, появляется название «рубль».
Эпоха Дмитрия Донского, вторая половина четырнадцатого века, весьма противоречива. Победа над войсками Мамая, тестя верховного правителя Орды, Бердибека, вообразившего себя там главным, в 1380 году, ничего особенно не меняет. Остатки войск Мамая, набирающие силы в Крыму, «дожимает» законный наследник Чингисхана, хан Тохтамыш. Мамай живет недалеко от Кафы, ввязывается в борьбу с приютившими его генуэзцами, и лишается головы. Похоронен этот, по своему культовый, вошедший в русскую общинную память персонаж, как подтверждают проведенные в 1941 году раскопки, недалеко от Феодосии, в селе Айвазовское (Шейх Мамай), что для меня, листающего сейчас файлы энциклопедий – удивительное открытие.
Ягайло (Яков), потенциальный союзник Мамая (если верить летописям), он же Владислав Второй Ягелло, князь витебский, великий князь литовский, позже – король Польский, так или иначе, участия в эпической битве, на стороне Орды не принимает. Позже, в 1384 году на одном из переломов Истории решается вопрос: уния с Польшей, или союз с Россией. В результате, как известно, выпадает второй вариант. Еще через два года Литовское княжество переходит в католическую веру, великий князь женится на 13-летней польской принцессе Ядвиге. Его потомки (от второй и четвертой жены) образуют династию Ягеллонов, правящей Речью Посполитой до 1572 года.
Василий Первый Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского (1371—1425) – находится как заложник в Орде, бежит в Молдавское княжество, удачно женится на дочери великого князя литовского Витольда, Софье, в 1389 г. получает ярлык, становится, помимо других титулов, великим князем Московским. Витольд тем временем решает померяться силой с, уже пошатнувшейся в междоусобных распрях Золотой Ордой, отказывает в выдаче, лишенного должности хана Тохтамыша другому соискателю этого высокого чина, Едигею. Задача максимум – посадить в Орде Тохтамыша, самому же, с помощью своего, ставшего весьма могущественным протеже, занять престол государя всея Руси. Силы сторон: Витовт, рыцари Тевтонского Ордена, Тохтамыш – 38 тысяч бойцов. Золотая Орда – 90 тысяч воинов. Сражение состоится на реке Ворксла (север нынешней Украины, частично – Россия). Заинтересованность Ордена – обещанный им Витовтом, в случае победы, разумеется, Псков. Тяжеловооруженные рыцари преследуют притворно отступающего врага, затем их, слабо защищенные доспехами лошади выкашиваются из луков и самострелов. На плечах, теперь уже вполне искренне отступающих тевтонцев, ордынцы врезаются во вражескую пехоту и довершают разгром. Потери «литвинов» – около 18 тысяч, ордынцев – неизвестно, в источниках присутствуют и такие оценки как «очень мало».
Несколько оправившийся от поражения Витовт, вместе с приятелем-конкурентом, польским королем Ягайло все еще мечтает стать объединителем восточно-русских земель. В 1408 году происходит (первое) стояние на реке Угра (несколько севернее современной Калуги). По некоторым причинам (нападение отрядов Едигея на территории Руси и самой Литвы, и пр.), в виду еще более грозного противника, битва не происходит. Тогда же Орда, недовольная задержкой выплаты дани подступает к Москве, разоряет окрестности и, судя по всему, получив солидные откупные, возвращается в свои степи.
Обязанный Великому княжеству Литовскому своим первоначальным продвижением, женой, и еще неизвестно чем, Василий Первый довольно легко уступает западным соседям Вязьму, Смоленск, многие другие русские земли.
Василий Второй Васильевич (Темный), 1415—1462, сын Василия Первого и Софьи Витольдовны. Много времени проводит он в вязкой мутной борьбе за престол со многими конкурентами, один из которых – мало известный князь звенигородский Юрий Дмириевич Шемяка («Шеемяка», то-есть тот, кто легко может намять шею – родовое прозвище), сын Дмитрия Донского, также его собственный, старший сын, Василий Юрьевич (прозвище – «Косой»), также и сын помладше – Дмитрий Юрьевич Шемяка. Суд Золотой Орды, в столь сомнительном споре о наследовании, выдает ярлык Василию Васильевичу. Далее следует ряд конфликтов, сражений против внешних и внутренних врагов, с неопределенным исходом, репрессий против сторонников оппонентов, рождающие тайную «пятую колонну», и новые перевороты. Собственно, все обозначенные здесь персонажи сколько-то времени занимают русский престол. Василий Второй лишь тот, которому удается продержаться на нем несколько дольше прочих.
Второй по успешности – пожалуй, князь Дмитрий Юрьевич. Потеряв Московское княжение, он тут же возглавляет престижную Новгородскую республику. Но, в конце концов, люди Василия Темного подкупают повара князя (по прозвищу «Поганка») и тот «доспеша» зелие (судя по всему, мышьяк) в подаваемую правителю курицу.
Духовник Василия Второго, Мартиниан Белозерский, узнав о произошедшем, выносит князю суровую епитимью, но, в результате только лишь лишается поста игумена Троицкого монастыря.
Право наследования становится прямым, не «лествичным» как ранее, то-есть, от отца к сыну, в обход всех младших братьев.
Отделение Русской Церкви
Важное событие времени – Русская церковь становится автокефальной, то-есть, совершенно самостоятельной. В 1435 году митрополитом Великого княжества Московского (формально – Киевского и всея Руси) по представлению константинопольского патриарха, провозглашается грек по происхождению, Исидор (Киевский). В Москве он убеждает, вовсе не любезно встречающего новшества Василия Второго, важность созыва Вселенского собора, где противоречия между католиками и ортодоксами непременно затушуются. Князь дает митрополиту сто человек свиты, необходимые для странствий деньги и отправляет в Италию, с наказом что-то вроде: «Чтобы ничего нового у нас не случалось». В марте 1441 года, изрядно поколесив по Европе, Исидор возвращается в Москву, передает Василию Второму послание римского папы Евгения Четвертого с просьбой о помощи митрополиту в важном деле воссоединения Католической и Русской церквей. Во время архиерейского служения в Успенском соборе, в числе предстоятелей Церкви Исидор упоминает и Папу Римского. Через три дня, по приказу Василия, митрополит берется под стражу, заключается в Чудов монастырь. В том же году, вероятно с тайного позволения князя, бежит в Европу, Византию, затем и Рим, где управляет доходами Священной Коллегии Кардиналов. В 1452 году, вместе с немногочисленным отрядом солдат прибывает в окруженный турками Константинополь, напоминает священникам о (формальном) союзе Римско-католической и Православной церквей. Участвует в обороне города, неузнанным попадает в плен, бежит, возвращается в Рим, где получает титулярный (без соответствующей юрисдикции и материальной базы) сан Патриарха Константинопольского.
Итак, мы видим, как первое на Руси серьезное непонимание между властью церковной и светской, (внешне) оканчивается победой земного правителя. Василий Второй, через частично контролируемый собор русских епископов, в 1448 году, утверждает на духовном престоле давно задуманного им беспрекословного патриарха Иону. Россия теряет духовную связь с Европой, отказывается от любых животрепещущих споров вообще, останавливается в своем развитии, что приводит к последующим через два столетия, слишком уж поспешным и свирепым реформам Никона, не зарубцевавшемуся до сих пор Расколу Православной Церкви.
Следует упомянуть и несостоявшегося предшественника Исидора, иеромонаха Герасима, епископа Смоленского, по воле князя литовского Свидригайло (Русь-2) отправившегося в Константинополь выпрашивать у патриарха сан митрополита «всея Русской земли». Сан то он получает, но, в пределах Литовского княжества (Витебск) попадает в опалу крайне мнительного князя, и крайне жестоко умерщвляется.
Любые насильственные действия в отношении представителей избранной власти – будь то власть духовная или светская, гулким эхом ударяют по всему обществу. В конце концов, мы видим, как Великое княжество Литовское постепенно теряет значение, становится провинцией, вливается в Россию, где отношение к руководителям, пусть даже признанными неугодными, хоть сколько-нибудь гуманнее.
1. Карта речи Посполитой
2. Гуляй-Город. Примитивная реконструкция
3. Фотография места сражения при Молодях
4 Картина А. Васнецова «Ранним утром в Кремле»
1. Речь Посполитая (Польша-зависимая Украина+Великое княжество Литовское) в границах 1619 года в сравнении с границами современных государств. 1) Королевство Польское (Корона), 2) Герцогство Пруссия – вассал Короны, владение Тевтонского Ордена. До того это т.н. госпитальное братство (девиз: Помогать-Защищать-Исцелять), вышедшее из ордена Госпитальеров, переродившееся, едва ли не в свою противоположность, неоднократно атаковало княжество Литовское но, в 1410 г. потерпело сокрушительное поражение в битве под Грюнвальдом от польско-литовских (русских) войск под командованием Ягайло и его двоюродного брата Витовта. 3) – Великое княжество Литовское, 4) Задвинское герцогство, кондоминиум Литвы и Короны, 5) Герцогство Курляндия и Семигалия, вассал Литвы, с 1569 года – Речи Посполитой.
2. Фрагмент «Гуляй-города». Историческая реконструкция.
3. Место расположения русского «Гуляй-города» в битве при Молодях, 11—15 августа 1572 года. Фото автора. За жилыми постройками виден Воскресенский храм (1703 года основания), при котором, увы, нет стел, плит, других знаков состоявшегося здесь великого события. По свидетельству старожилов, курганы захоронений героев сражения просматривались до 50-х годов прошлого века: после чего были распаханы под посевы свеклы, либо застроены.