bannerbanner
Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы
Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы

Полная версия

Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Реакцию Иоанна привел неслучайно. Как же точно. А ведь я боялся, что слишком резко позволяю себе писать о женщинах. Уж пожил, слава Богу, и в основном видел от них глупость, лживость, подлость, назойливость, обидчивость и бесконечную мстительность. Удивительно, что искренности, преданности и настоящей любви в реальной жизни в их исполнении не встретил, только в литературе. Наверное, существуют и в жизни, но очень редко, а в литературу такие дамы попадают, должно быть, как что-то необычное, о банальностях ведь писать и читать скучно.

Психологи сравнивают такое явление с качанием маятника. Мол, если существует прекрасное, то обязательно есть и что-то на противоположном полюсе гадкое. То есть маятник качается от прекрасного до гадкого. У женщин амплитуда качания этого маятника самая большая и как-то странно он в случае женщин качается. Слишком уж надолго тормозится в районе гадкого и быстро, почти незаметно, проскакивает зону прекрасного.

Думаю, это связано с тем, что женщина – лучшее зеркало, отражающее реальную социальную жизнь, а в ней сегодня властвует бес. Вот он-то и проявляет себя в образе женщин. Влияние окружающей жизни на нее так велико, что христианство, например, рассматривается ею как красивая картинка, но в душу не пускается, поскольку находится в противоречии с реалиями жизни. Бес в большинстве женских душ оказывается сильнее. Конечно, есть исключения. Вот ведь встретил в Интернете стихотворение Любови Павловой как раз говорящее об этом:

Да… стервой быть меня не научили,И я не знаю правила игры.Как видно, мне неправильно внушилиЧто люди искренними быть должны.Я не умею ожиданьем мучить,Скрывать и лгать, презрительно смотреть,И не могу я подходящий случайИспользовать, чтоб выгоду иметь.Я говорю «скучаю», если грустно,«Люблю», когда моя душа поет.Мне недоступно женское искусствоС лукавством говорить наоборот.Я не умею обижать напрасно,капризничать, ругаться и кричать,Завидовать и злиться ежечасно,Еще я не умею предавать…Мне трудно в этот мир вписаться,Живу, как чувствую, иду своим путем…Пока не разучилась улыбаться,И, слава Богу, не жалею ни о чем.

Правда, здесь необходимо заметить, что кривую реальную социальную жизнь создали европейские мужчины, это как раз результат их самомнения, когда еще в средние века они поставили в центр мироздания человека вместо Бога. Кстати, приказ отрубить голову Иоанну Предтече Ирод отдал на почве великого собственного самомнения и гордыни.

Вот, и так бывает, святой спровоцировал меня выплеснуть свои накопившиеся за жизнь эмоции до конца, причем, совсем не позитивные. Хотя возможно, что эти мои мысли очень даже позитивны?

Забавно, что и без них, женщин, плохо, а с ними, порой, совсем невыносимо.

Все религии понимают, как важна женщина для человеческого общества и пытаются ввести это по природе прекрасное, но анархичное и чрезмерно эмоциональное создание в жесткие традиционные социальные рамки. Лучше всего это удается народам восточным.

Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, воспроизводству потомства и уходу за детьми, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и так далее, если муж или опекун не возражают.

А вот как обстоят дела у индусов. Первейшая заповедь индуски – конечно же, быть идеальной женой и матерью, ибо в этом качестве, как утверждает индуизм, на нее нисходит наивысшая благодать, которая распространяется и на окружающих. Она может и в храм не ходить, потому что муж для нее и есть бог. Результат более чем нагляден – количество населения в стране почти 1,3 миллиарда человек.

Духовная основа у китайцев не религия, а этические учения, Конфуцианство, например. А что мы видим там? Фундаментальной чертой семейной организации в Китае была практически абсолютная власть отца – главы семьи, которая распространялась на всех членов семьи, – сыновей, внуков, их жен, детей, незамужних дочерей, младших по возрасту родственников. Отец пользовался властью над своими потомками—мужчинами, даже если они достигли преклонного возраста. Любая семья имела признанного главу; в семье из двух поколений главой семьи был отец, в семье из трех поколений – дед.

Кстати, то же самое мы видим и в христианстве. В Библии читаем очень важное правило: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», говорится в пятой Заповеди Божьей (Исх. 20, 12). А в Евангелии: «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Не менее красиво, чем в индуизме, а результата из-за болезней западного общества под названием секуляризация и феминизация нет.

У русских, быстро возвращающих православие в свою социальную среду, шанс возродиться еще есть, а европейцы, отказавшись от христианства, обречены на вымирание. Уже сейчас в Европе восточные народы с исламской культурой активно замещают местное вымирающее население.

Душа и тело

Интересная мысль пришла в голову про душу и тело.

Значимость их для человека меняется с возрастом, а еще зависит от пола. Для мальчиков и девочек в детстве и юности важно в основном тело, его сила и красота. К этому иногда добавляется интеллект и для немногих творческое самовыражение. Тело же все равно главное. Они, молодые, еще не понимают, что тело это всего лишь футляр для духа и пытаются заставить дух свой служить телу. Женщина, например, может всю свою жизнь посвятить служению ему.

Молодое тело иногда своими хворями дает сигналы душе, но она долго отмахивается от них как от чего-то несерьезного, преходящего. Но вот наступает зрелость, неотвратимо приближается старость и сигналы от тела становятся постоянными, от них уже не отмахнуться. Приходит момент, когда душа начинает зависеть от тела иначе, по-другому. Красота его становится вторичной, незаметно меняясь на выживание. Теперь особо значима душа, она выходит на первый план, и окружающие судят о человеке по ее качествам. Да и жизнь человека на земле попадает в полную зависимость от ее страсти жить и силы духа, которому тело вынужденно до поры до времени подчиняться.

Возврат к традициям?

Чем старше человек, тем легче понять, что он из себя представляет. При этом человека можно даже не видеть, но по делам, которых за спиной уже немало, точно распознать его душу.

И какая же сложная задача у молодых, ищущих свою вторую половину, душу родственную себе. Еще почти ничего ими не сделано. Все красивые, энергичные, подающие надежды, но невольно при выборе руководствующиеся ценностями, навязанными современным обществом, совсем не направленными на здоровье семьи.

Как бы это научить детей при выборе не только советоваться с родителями, но и считать их мнение не менее важным, чем свое? Конечно, современные родители не ангелы, и даже несут в душах осадок криминальных 90-х годов. И все же, я уверен, если научить, то семьи будут крепче, брошенных детей меньше, а государство сильнее.

В 1917 году мы скопом отказались от всех своих традиций, наработанных предками, а ведь некоторые из них основополагающие, являющиеся фундаментом государства, например, уважение к старшим и благословение родителей на брак детей.

Может, настало время попытаться их восстановить?

Умный – дурак

Очевидно, что человеческое общество неоднородно. Всегда в нем есть большинство – средняя масса, которая тоже неоднородна, но отличается, или объединяется тем, что достаточно адекватно и одинаково реагирует на установки свыше, извне, ведущие ее куда-то. Существует в этом обществе и меньшинство, реагирующее на установки неадекватно, живущее совсем не так как средняя масса, да порой еще и задающее вопросы. Например, такие – «куда нас ведут?». Средняя масса это меньшинство совершенно четко делит на умных и дураков. Умные в глазах массы те, кто в человеческой иерархии занимают высокое положение, или жизнью своей доказал право не соглашаться с мнением большинства. За ним оно, конечно, не идет, но, тем не менее, уважает, а иногда даже рукоплещет. И что интересно, в течение жизни в клане «меньшинства» идет активная ротация. Например, в юности – «умные» те, кому Бог дал способности быстро обучаться, то есть компьютерные, а еще способности к ниспровержению «незыблемых основ» и всеми признанных авторитетов, порой очень циничному, что как раз и завораживает.

Проходит время, очень быстро, пролетает. Многие из «умных» слишком вошли в азарт, заигрались своей ролью и неожиданно для себя превратились в «дураков». Те, кто когда-то с восторгом внимали им, отвернулись, поняв, что мир не делиться на черное и белое, что им правит не бездушный расчет, логика и жесткость, а любовь и терпимость. Пришло время «собирать камни». Умным совсем неожиданно становиться тот, кто к финишу приходит ни счетной машиной, ни ниспровергателем устоев, но светлым мудрецом.

Старики

Как же мудро устроена жизнь человека! Его путь – детство, юность, молодость, зрелость, старость. Каждый этап проживается по своим законам, и после каждого, что-то теряется, а что-то приобретается. Потеря – это плата за приобретение. И как же должны быть благодарны судьбе те, кому Господь даровал счастье пройти весь этот путь. Приходит время, оглядывается такой человек назад на прожитое и, порой, перехватывает у него дыхание от радости, от осознания богатства, накопленного за жизнь, радость эта так велика, что большинство, живущих в европейских странах (статистические опросы проводились только там), считают старость самым счастливым периодом жизни.

Многое человеку открывается только на финише, когда пройден почти весь путь. Например, важность для государства здоровой семьи и иерархии в ней. Может стать очевидным и то, что успешная жизнь нации и государства только там где одинаково уважаемы и тактика и стратегия. Причем тактика находиться в зависимости от стратегии, а стратегия она только у стариков. Фундамент стратегии – опыт поколений и традиции.

Старики это не бремя для умного государства, а золотой фонд, который надо уметь использовать. Экономические и социальные успехи многих восточных стран – Японии, Южной Кореи, Китая и других как раз из-за того, что там самые уважаемые люди – старики, и последнее слово всегда за ними.

Духовное и материальное

Они, прошедшие войну, наши родители, были авторитетны для нас, авторитетными остались на всю жизнь, несмотря на то, что когда мы подросли и выучились, вдруг увидели некоторый примитивизм многих из них, прямолинейность, иногда внешнюю грубость в отношениях и необразованность.

Пришло время, и мы заняли их место. Какое-то время казалось, что мы поднялись выше грамотностью своей и общим развитием. Когда же дожили до времени, когда нас стали отодвигать в сторону уже собственные дети, то вдруг поняли, что во многом и может самом главном мы не дотянули до своих стариков, уступали им искренностью, трудолюбием, неприхотливостью, незлобивостью, отходчивостью и не стяжательством. Качествами, определяемыми близостью к Богу, а они, эти качества, как оказалось, от меньшей привязанности к материальному. Кроме этого со всей ясностью, глядя со стороны на молодое поколение, которое сами и вырастили, вдруг поняли, что абсолютно все стремление к материальному – от беса. Оказывается, мы со своей грамотностью плохо понимали то, что было хорошо известно даже древним грекам, которые говорили – «Чем меньше имеешь, тем ближе к богам».

Теперь, возможно, мы уже для детей своих носители тех прекрасных качеств, в которых не дотянули до своих стариков, а еще бес и мы, устроившие дикую перестройку своей стране, не дали детям нашим в массе своей подняться на тот интеллектуальный и духовный уровень, на который они были рассчитаны. Оглядываясь на 90-е годы, удивляешься, как же быстро удается бесу превращать человека в животное!

Неужели эта деградация продолжится и в следующих поколениях? А если продолжится, то куда же мы идем, и во что превратимся?

Страсть к творению

Давно заметил, что каждому предопределен свой потолок интеллектуального развития, который жестко увязан со страстью познания и творческой потенцией человека. Бывает так, что некоторое время страсть познания существует, а вот творческой потенцией человек обделен, тогда интеллект растет только на амбициях, он поверхностен, фрагментарен и охватывает в основном то, что производит впечатление на окружающих. Растет он недолго и быстро сходит на нет. Только творчество позволяет интеллекту развиваться бесконечно.

Иногда творческая потенция и страсть познания разделены по времени. Страсть может вспыхнуть в детстве или молодости и быстро погаснуть как бенгальский огонь, а может некоторое время гореть маленьким лампадочным огоньком, с годами же разгореться в ровное сильное пламя. Творчество провоцирует человека на глубину познания и тогда человек, кажущийся в молодые годы заурядным, в зрелом возрасте может подняться духовно и интеллектуально очень высоко. Это подтверждается жизнью генеральных конструкторов сложнейших технических систем. Невероятным образом все они оказываются долгожителями и до последнего дня их жизни организации, которыми они руководили, обойтись без них не могут. Объяснить это можно только тем, что творение – это великое счастье и радость. Способность творить Господь дал только человеку и, должно быть, поэтому творцам Он дарует годы жизни.

Фундамент дома

Как же человек похож на дом. У него, как и у дома, есть фасад, размер, чердак, подполье и фундамент. Удивительно, что для совместного проживания человека выбирают точно так, как выбирают дом, в первую очередь по фасаду и размерам. Только во вторую очередь обращают внимание на размеры чердака и порядок в нем. Когда сходятся люди пожившие, то они не обходят своим вниманием и подполье, проявляя иногда к нему даже повышенный интерес. Вот только фундамент, как правило, выпадает из поля зрения. А ведь он основа всего. С него начинается строительство дома. Самый красивый и большой дом не устоит долго на гнилом фундаменте. Также и человек, фундамент свой получает в начале жизни в семье. Прочный фундамент можно вынести только из здоровой полной семьи, в которой работает иерархия – Бог, отец, мать, дети.

Люди-горы

Чем дольше человек живет на белом свете, тем чаще оглядывается назад на прожитую жизнь и обязательно охватывает взором тех людей, с которыми шел по жизни рядом, вспоминая их молодыми, зрелыми, а некоторых видит и старыми. В какой-то момент к нему может прийти понимание, что люди в конце жизненного пути, уж очень напоминают горы. Разница с земным ландшафтом в том, что горы бывают в одном месте либо пологими, либо крутыми, либо высокими, либо низкими. Люди-горы не перемешаны, крутые и высокие как правило не находятся вместе, а вот низкие, пологие и просто бугорки всегда кучкуются, подобно земным горам. Высота людей-гор соответствуют не их социальному положению, а уровню интеллекта, крутость же показывает, как человек его достиг, почти мгновенно, как дети-вундеркинды, или в течение всей жизни постоянно упорно трудясь и совершенствуясь. Например, японская мудрость гласит «В десять лет – чудо, в двадцать – гений, а после тридцати – обыкновенный человек». Так вот, она описывает крутую, но не очень высокую человека-гору. Ну а бугорки соответствуют обычному обывателю, для которого интеллект особой ценности не имеет.

О таланте

Талант – тяжелая ноша, а развитие его – громадный труд. В детстве талантливы почти все, но только немногим Господь дает нести этот тяжелый крест, поскольку каждому подбирает его по силам. Талантливый человек – самый близкий к Богу из людей, поскольку жизнь его – почти как у Бога, созидание и творение. Талантливые создают Красоту и продвигают человечество в его развитии. И именно талантливые – это те «белые вороны», которых при жизни народ гонит, предает, распинает и… обожает. Жизнь почти каждого таланта – «восхождение на Голгофу», как у Христа.

Награда, как правило, после смерти, чаще всего не сразу и совсем не для всех.

Авторитеты

Может показаться, что способность слушать и слышать, связана с близостью, любовью и значимостью человека. Реально почему-то иначе. Мы лучше, внимательнее слушаем и слышим чужих, чем своих. Авторитеты для нас где-то там за углом, вдали. Да разве может быть что-то значимое, существенное рядом? Формула «Лицом к лицу, лица не увидать» практически является законом для человека. И чтобы увидеть, понять, оценить, надо как-то удалиться, разойтись. Не поэтому ли для своих близких реальную цену человек приобретает только тогда, когда уходит в мир иной?

«Пророк не имеет чести в своем отечестве», – сказал Иисус, покидая город своего детства Назарет, в котором жители, помня Его отроком, не приняли слов Его.

И не отсюда ли мы много лет не слышали своих пророков: Солоневича, Лихачева, Солженицына, Астафьева? Вот их уж и нет с нами, а мы не только не услышали, но и не поняли до сих пор, что это наши пророки.

Суета-сует

Раннее утро, начало шестого. Не спится. Стою в трусах у окна и смотрю на улицу, вдоль дома уже идут редкие прохожие, а вдали видна дорога на Москву, жизнь на которой не утихает даже ночью. Стал считать машины, оказалось, три десятка машин движутся в одну сторону и столько же в другую. Надо же сотня людей только в поле моего зрения в такую рань куда-то, зачем-то несется! Кто-то отрабатывает свою программу жизни на земле, добывая средства для существования семьи и детей, а кто-то пытается заработать на престижный отдых или машину. А ведь все суета сует! Машина, дорогой отдых – пустое, для утешения самолюбия, утверждения своего я в толпе, а отрабатывающий программу, не будет ли отброшен в сторону как что-то уже ненужное, мешающее, когда устанет, именно теми, для кого жил и работал.

Когда твоя суета позади, знаешь результат и понимаешь, как быстро все к нему приходят, становится как-то грустно от слепоты тех, кто так отчаянно вот прямо с раннего утра к нему стремится.

Оценит ли кто-то XXI век

Сплошным безумием назвал Василий Розанов в начале XX, век XIX. Кстати, кое-кто из великих чувствовал, каким станет век XX. Александр Блок писал:

Двадцатый век… ещё бездомней,Ещё страшнее жизни мгла(Ещё чернее и огромнейТень Люциферова крыла).

Мы, живя в начале XXI, можем уже сравнить эти два века. Однозначно предвиденье Блока сбылось – век XX оказался куда как безумнее и страшнее. Вывод очевиден. Если человек будет продолжать так жить на Земле, руководствуясь в основном животным, потребительским (а он продолжает), то оценивать XXI век, может быть, будет и некому.

Важность традиций

Чем дольше человек живет на белом свете, тем больше ведут его по жизни стереотипы поведения и восприятия этого изменчивого мира. Человек, живущий «как все», программируется окружающей действительностью, превращается почти в робота еще совсем молодым. Личность любопытная, жадная к познанию мира и человека влиянию стереотипов подвержена меньше, и они не так жестко руководят ею. И все же в зрелые годы все в какой-то степени невольно и совсем незаметно для себя воспринимают и мир и людей через эту призму наработанных стереотипов. Начиная с 1917-го года, и до сего дня Россия является самым изменчивым миром – это какой-то калейдоскоп меняющихся стереотипов. В результате мы, русские, друг для друга порой самые непредсказуемые, самые неуютные и самые нежеланные. Может, поэтому бежим мы со своей родины, а за пределами России не живем дружными землячествами, как все другие народы. Люди, выросшие на единых традициях, воспринимают друг друга близкими и родными, а мы друг другу – чужие.

Должно быть, единая культура и духовные ценности важнее единой крови.

Ценность одиночества

Я не сомневаюсь, что одиночество в старости, к которому Господь приводит большинство людей – является Его предложением осмыслить прожитую жизнь. Это осмысление может подвигнуть человека красиво прожить хотя бы последние годы на этой земле, и умереть хорошо, а может даже и с радостью. Ведь два важнейших события в жизни человека рождение и смерть он оценить не может. Их оценивают окружающие, близкие. Рождение у них, как правило, вызывает эмоции позитивные, а смерть негативные. Но это у людей близких. А такая ли реакция должна быть у главного действующего лица? Рождения своего он не помнит и радость появляется только в дни годовщин рождения, да и то если близкие из них, этих годовщин, делают праздник. А вот если человек осмыслит правильно смерть, то вполне может прийти к пониманию, что он прошел на земле весь жизненный путь, не каждому такое удается. Жизнь же земная катится дальше, цепляться за нее не надо, и уходить туда хорошо бы спокойно, а то и с радостью.

К тому же смерть для человека верующего это совсем не конец бытия, а рождение в новую вечную жизнь.

Одиночество обгоняющих время

Не обольщайся: чем глубже ты будешь постигать проблемы бытия, тем больше окружающих тебя будут не понимать. Будь готов и к этому, и к тому, что тебя будут слушать как иностранца, говорящего на чужом языке, ведь человек все воспринимает только на уровне своего развития. Непонимание при жизни – судьба тех, кто обгоняет время. Работы Константина Леонтьева стали пониматься большинством читающих только век спустя после написания. Пушкин в последние годы своей жизни исписался, по мнению современников; следующие поколения считают, что создал шедевры.

Почему ты не такой как все?

Противоречия личности с действительностью провоцируют ее на объяснения себе и окружающим ее обывателям – «Почему ты не такой? Почему не хочешь плыть в потоке жизни вместе со всеми? Кто-то, как либералы, например, с болезненным остервенением отрицают всю окружающую их жизнь в России, многие, подергавшись и запутавшись в противоречиях элементарно спиваются. И только особенно талантливым единицам, таким как Солоневич, Солженицын и Довлатов удается объясниться.

Гениальность Довлатова в том, что объяснения его, в отличие от первых двух гениев, приняты всеми слоями нашего населения, правда, не всеми поняты.


* * *


«Хитрецы» выбравшие на их взгляд самый легкий путь в жизни обмана и использования ближнего – самые несчастные люди на свете. Каждый «удачный» случай обмана – это повешенная добровольно на себя гиря, которую придется тащить всю жизнь, постоянно путаясь и дополнительно неприятно напрягаясь при этом в паутине сокрытия обманов.


* * *


Несмотря на сложность человеческого устроения, главное в нем увидеть легко. Он рождается либо аналитиком, либо участником (делателем). Первый обычно олицетворяет прогрессивное начало, а второй – консервативное. Первых рождается значительно меньше, чем вторых, но для здорового государства одинаково важны и те и другие. Аналитику, как правило, жить в государстве и труднее и опаснее. Для него любимым писателем может быть Чехов, для участника – Джек Лондон, Куприн. Очень редко, но бывает даже так, что качества эти перемешаны в человеке почти в равных пропорциях. Неопределенность не длиться долго. С возрастом такой человек начинает смотреть на мир чаще всего глазами аналитика, хоть и добавляет себе этим порой жизненных проблем.

Самому понимать, судить о происходящем и видеть перспективы, великое искушение и радость. Правда, только при условии жизни в стране, где за инакомыслие не убивают.


* * *


В конфликте беса с ангелом победу человек почти всегда отдает бесу. Может, это оттого, что ангел пытается видеть в бесе подобного себе (на то он и ангел), и ведет себя соответственно. Нимб над головой беса положения его ухудшить никак не может. Бес же он и есть бес и, конечно, в ангеле пытается разглядеть беса, понятного для себя. Рогов на голове ангела народ невольно ждет, поскольку в душе каждого хоть немного беса да есть, а чистота она как-то унижает и порой даже раздражает человека. Как раз отсюда известной закон, который хорошо знают психологи: «Над высшими авторитетами тяготеет искус надругательства». Мы же из своей жизни знаем, что чистых душой и сердцем опорочить легче всего.


* * *


Каждый хочет радости в жизни и, причем постоянной, поэтому тянется к веселым и остроумным, выделяя их из массы, предполагая, что они такие всегда, а веселье и радость – одно и тоже. Бывает, и очень часто, когда человек, веселый в компании, в реальной жизни достаточно скучен, мелок, безлик, и жить с ним совсем не радостно. Но уж, будьте уверены, что это стремление массы человеческой к веселым известно бесу.

Многие совершенствуют в жизни только одно качество – умение понравиться на досуге и извлечь максимум из того дивидендов.

На страницу:
4 из 5