bannerbanner
Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы
Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы

Полная версия

Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Сила и благополучие народа, государства зависит от количества полноценных, достроенных до верха и сложенных красиво людей, проживающих в нем. Очевидно, что помогают правильно и красиво сложить пирамидку традиции, семья, школа и церковь.

Время

Одно из самых странных явлений для человека – это время. Смотрим на часы, и стрелки всех без исключения с одинаковой скоростью отсчитывают минуты, часы и дни жизни. Синхронность работы хронометров не вызывает ни у кого сомнения – это объективно. Вспоминаем свое детство, а в нем каждому хотелось быстрее повзрослеть, и это же самое время тянулось и тянулось, порой даже казалось, что оно останавливается. В объективности этого явления сомнения также нет. Наступает зрелость, время ускоряет и ускоряет свой бег, потом старость – оно уже летит во весь опор и нет возможности его даже притормозить.

Время похоже на строптивого непослушного скакуна, на которого нас кто-то усаживает в возрасте четырех-пяти лет, и каждого он везет по извилистой дороге жизни. Мы обращаем свое внимание на него и даже конфликтуем с ним, но только в детстве и старости. Скакун не слушается, когда мы малы и пытаемся подстегнуть его, когда становимся старыми и пытаемся придержать. Только когда человек силен и молод, он не замечаем этого скакуна, сливаясь с ним в азарте земной жизни.

В детстве время притормаживается для нас, а жизнь кажется бесконечной, может, для того, чтобы без суеты и спешки выучиться и подготовиться к сложной земной жизни. В старости время ускоряется, а жизнь представляется короткой, возможно, для того, чтобы спровоцировать человека на подведение итогов, на просветление, умудрение и достижение понимания ухода как рождения в другую жизнь.

Вампиризм

Все начитались эзотерики, и стало модно говорить о вампиризме, краже человеческой энергии. Общее представление, что вампиры – штучные воры, не вырабатывающие энергии своей, а питающиеся только чужой, внешне они даже симпатичные, и обмануться легко. На самом деле все не так, и подсознательно многие это чувствуют. Каждый человек, не любящий ближних своих, а только себя – вампир. Любящий – дарящий, дающий. Нелюбящий – забирающий, отнимающий. Первый на добро ответит вдвойне, и для каждого оно удвоится. Второй добра не понимает, смотрит с подозрением и порой считает за провокацию или воспринимает как обязательную дань. И чем больше его делается, тем больше подозрение и недовольство. Вот она – «черная дыра». Вот он – вампиризм.

Бывает и иначе. Спор людей, живущих в разных измерениях, является обоюдным вампиризмом. А бывает так, что обычные люди могут стать невольными вампирами по отношению к случайно попавшим к ним из другой, более высокой интеллектуальной или культурной прослойки. В общем, вампиризм возникает там, где невозможно понимание и один другого воспринимает наоборот.

Вывод. Живи в окружении людей своего уровня. Не вступай в полемику (в спорах никакая истина не рождается) и старательно обходи тех, кто живет в другом измерении.

Тщеславие

Тщеславие заключается в искании славы, земных и суетных почестей, хвастовстве, самооправдании, зависти, внимании к своему внешнему виду и др. Желание преуспевать в науках и искусстве также считается тщеславным. Христос учил любое дело и поступок совершать не напоказ, а тайно, перед Богом. Именно эта особенность делает тщеславие трудно исцелимой страстью.

А надо ли полностью исцелять эту страсть и жестко бороться со всеми ее проявлениями? Мы живем не только сами по себе, но и в социальной системе, законы которой далеки от данных нам Христом. Представим такую картину, что тщеславие искоренено в человеческом обществе полностью. Не будет ли жизнь тогда пресной, скучной и неинтересной? Ведь для многих пропадет стимул развивать свой талант (а ведь это тоже грех). Жизнь-то наша скрашивается блеском талантов: артистов, художников, ученых, политиков, спортсменов. Ну уж от спорта-то надо тогда вообще всем отказаться, и даже болельщикам. Как раз в нем собраны все грехи тщеславия. А если у человека талант управленца? Благо, если такой будет нами управлять. И как же он может быть выбран без славы и внешнего вида?

Я достаточно пожил на белом свете, и элементы тщеславия заметил абсолютно во всех самых блестящих и интересных людях, с которыми сводила меня судьба.

Великий композитор Прокофьев всю свою жизнь вел дневник. Писатель Борис Носик, читавший его, удивляется, что Прокофьевым двигали в основном соображения престижа, признания, славы-честолюбия и славолюбия. Он пишет: «Откуда нам знать может именно этими недобрыми чувствами, мелочными обидами и страстями побуждается великое творчество».

Грех тщеславия виден у многих верующих и даже присутствует как массовый у православных христиан, старообрядцев, например.

Может, лучше выделить и поощрять здоровое тщеславие как стремление к реализации творческого потенциала человека и бороться с неумеренным, необоснованным возвышением своего «я»?

Продолжительность жизни

Что-то упорно не сходится в нашей жизни на этой Земле. Сто лет назад не было проблем с экологией, пили чистую воду, дышали чистым воздухом, ели пищу не отравленную химией, а жили в два раза меньше, чем сейчас. Нам говорят, что уменьшили детскую смертность и победили эпидемии. Отчасти это так, (страшновато читать «Былое и думы» Герцена, молодых и красивых всех подряд там косит чахотка). Отчасти потому, что появились новые страшные эпидемии СПИД и массовая наркомания, например. И все же, если смотреть на проблему в комплексе, то стали выживать дети нестойкие, хронически больные, с запрограммированным коротким веком. А эпидемии поменяли на отравленный воздух, воду и пищу. Невозможно поверить, что такая замена способна сильно увеличить продолжительность жизни. Лет на десять-пятнадцать представить можно, но в два раза никак.

Предполагаю, что основная причина совсем в другом. Эти сто лет шла на спад техническая революция и поднималась информационная. С каждым поколением человек вынужден был дольше учиться, а во время трудовой деятельности переучиваться. Увеличился период юности, зрелости, а значит, и жизни. Продолжительность жизни зависит от внутренней установки, то есть страсти жить, и еще от востребованности.

Статистику не обманешь. В 1943-м году в нашей голодной, раздолбанной войной стране наблюдался всплеск рождаемости, и только по одной причине – радости. Погнали немца – радостней стало жить. В 90-е годы, наоборот, в стране рождаемость резко упала, и умерли больше трех миллионов молодых 30—45 лет, в основном мужчин. Официально от рака, инсульта или инфаркта, а на самом деле от невостребованности и безысходности.

В Японии, например, средняя продолжительность жизни на двенадцать лет больше чем в России. Дольше они живут, наверное, совсем не потому, что едят морепродукты, а быстрее всего оттого, что информационная и технологическая революция там началась раньше, чем в других странах, а еще бережно хранятся традиции, по которым старые люди почитаемы и востребованы обществом. Им хочется жить – вот и живут.

Научимся жить в труде, любви и радости – не захочется помирать и нам.

О любви к непутевым

Многие всю жизнь работают над собой, правят, выдавливают из себя всякие бяки, стараются стать праведными, чистыми душой, думая порой, что будут авторитетнее и привлекательнее для окружающих. Проходит время и они с удивлением замечают, что чем успешнее продвигается их работа, тем дальше большинство близких, родных, удаляются от них, а для многих они становятся даже совсем чужими и нелюбимыми. Удивляет и другое. Любимыми и желанными остаются безобразники со всеми их человеческими пороками. Кто не знает эту русскую традицию жалеть непутевых? Может показаться странным, что праведность и интеллект могут унижать и раздражать ближнего. А ничего странного здесь нет, все закономерно. На самом деле природа человека порочна и каждому очень хочется подняться над ближним, быть уважаемым пусть не всеми ну хоть кем-то одним. Непутевого человека, должно быть, любят за то, что не надо напрягаться, чтобы возвыситься над ним. Он уже своим существованием возвышает окружающих. Большинству ведь напрягаться не хочется. Масса любит безобразников, оправдывает и ценит их именно за то, что те помогают ей легко решать эту задачу.

И еще одно, не менее важное сопутствующее явление – это то, что такие блудливые люди постоянно развлекают родных и близких своими детективными похождениями, причем оправдываясь, как правило, вываливают им на суд, понятно как сущностям в их глазах высшим, все интимные подробности и детали. А ведь еще древние греки говорили, что после хлеба вторым по значимости для массового человека являются зрелища. Совсем не случайно у нас в России главные герои – лицедеи.

Сила на этой земле, пожалуй, не у тех, кто совершенен духом и высок интеллектом, их силу способен оценить только настоящий интеллектуал, а таких всего два-три процента от общего числа населения, сила у тех, кто может легко повести за собой массу.

Интеллектуалы и продвинутые духовно для массового населения это придурки, которые вместо того, чтобы собирать жемчужные зерна на земле летают где-то непонятно для чего в заоблачной выси.

Отсюда понятно агрессивное отношение к православию и легко расшифровывается феномен Жириновского в нашей общественной жизни. Невероятным образом он сочетает в себе все. Он интеллектуал, лицедей и даже клоун. Жириновский занял важную нишу блаженного при нашей власти, а поэтому одинаково любим и властью и народом. Только ему позволено говорить в прямом эфире все что желает, плескать воду из стакана в лицо оппоненту и в этом же эфире таскать за волосы дам.

О смерти

Как по-разному, как не похоже уходят люди в мир иной. Именно здесь, как мне кажется, особенно видна рука Бога, ведь большинство уходов с позиции обычного человека сначала представляются неожиданными и совсем нелогичными, но со временем, как правило, все проясняется.

Когда-то, когда я был совсем молод, меня удивила и даже потрясла смерть от сердечного приступа молодой женщины, моей соседке по лестничной площадке. Это была добрая женщина, жившая вместе со своей давно парализованной матерью. Она почти не улыбалась, на лице всегда была грусть, а разговоры только о матери ее болезни и ее здоровье.

Прошло много времени и аналогичная ситуация складывается в семье моего приятеля детства, с которым я не прерываю дружеских отношений по жизни. Парализует одинокую мать его жены. Они забирают мать к себе в дом, и жена на три года практически уходит от мужа и семьи к ней. Дочь неожиданно скоропостижно умирает, а мать поправляется и живет до 89 лет.

Недавно попалась мне статья под названием «Долгожитель», где корреспондент берет интервью у мужчины, отметившим свое сто четырехлетие. Иногда мы аналогичные интервью встречаем и всегда видим в них штампованные; энергию, бодрость и радость жизни. А здесь оказалось совсем не то, и веришь именно этому.

«Ты даже не представляешь, как ОДИНОКО мне жить на этой планете» – говорит старец корреспонденту, – «нет ничего, что мне было бы дорого. Ничего, никого. Как в пустыне. Ты теряешь не людей близких, ты целый мир теряешь. Все рушится, все опадает, рассыпается. Весь твой мир, все, к чему привык. Это такая тоска… Неописуемая. Я иногда смотрю телевизор, и не понимаю половины из того, что там показывают. Нет, с головой еще все в порядке. Просто все чужое. Все – не мое. Я как инопланетянином уже стал здесь…. И вот смотрю я телевизор и вижу, как иногда, то здесь, то там покажут старика, что дотянул до ста с чем-то…. И вот все восхищаются, улыбаются…. Это страшно на самом деле. Ты один в мире остаешься. Только воспоминания, но с ними еще хуже. Смотришь на фотографии, и выть хочется…. Я и вою… Я все время прошу Бога, чтобы дал смерти. Но живу. Как на чужой планете…. Хочу заснуть и не проснуться. Но просыпаюсь. И проходит месяц, год, а я все живу…. Такая вот история…»

Сюжет то ведь просто евангельский. В евангелии от Луки мы читаем, что жил в Израиле благочестивый старец Симеон. Ему было предсказано, что не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. В храме Симеон взял маленького Христа на руки и радостно произнес «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром».

Тема понятно бесконечная. Подобраны несколько случаев, как мне кажется способных заставить задуматься и сделать какие-то выводы.

Для себя, я их тоже сделаю. Думаю, что необходимо каждому найти свой путь, решать свои задачи, но всегда помнить о смерти. Попытки идти по жизни чужой дорогой или жить за кого-то нарушают божественный уклад или смысл жизни. Болезни и неудачи в личной жизни – это, наверное, сигнал от Бога, что делаешь что-то не так правда иногда даются человеку и с целью духовного возрастания. Очень долгая жизнь может быть и не в радость. Видно каждому поставлена своя задача, которую необходимо распознать и решить. Возможно, удачное решение и определит счастье и полноту жизни, к которой все мы стремимся. Должно быть, Господь долго держит на земле тех, кто нашел свой путь, идет по нему, а задача, поставленная Богом, не имеет быстрого решения, а также тех жизнь которых – наглядный урок ближним.

Думаю, что будет хорошо завершить эти размышления мудрыми словами о смерти митрополита Антония Сурожского:

«Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни. Таким образом, смерть, мысль о ней, память о ней – как бы единственное, что придает жизни высший смысл».

Герои и жизнь

Удивляемся, почему жизнь в России никак не удается наладить. Ничто не помогает ни перестройки, ни большие деньги. Причин, конечно, много и одна из них совершенно очевидная. История, перевернутая с ног на голову и как следствие жизнь в зазеркалье, где все наоборот. Прославление, например, совсем не героев, а убийц и террористов. Громогласно объявляем на весь мир, что боремся с терроризмом и неприемлем его, а ведь улицы наших городов продолжают носить имена как раз убийц и террористов. Тщетно искать названия, увековечивающие память их жертв. В Санкт-Петербурге есть улица Желябова, но нет улицы убитого его сообщниками Александра II, есть улица Кибальчича, готовившего взрывчатку для теракта, но нет, ни улицы, ни памятника Александру III, против которого этот теракт был направлен. Сегодня оправдывать императора-освободителя Александра II или миротворца-Александра III никакой необходимости нет, в нашей истории они уже заняли место, которое по праву и должны занимать. Может возникнуть сомнение по поводу того, что террористы убивали только лучших граждан России. А ведь так оно и есть, хотя террор в цивилизованном обществе в принципе неприемлем и только дьявольская власть может прославлять бесов. Сегодня улицы имени Каляева, убийцы Великого Князя Сергея Александровича, есть почти во всех крупных городах России; Краснодар, Пермь, Екатеринбург, Пенза, Воронеж и т. д.

Что же с нами происходит? Самый свежий пример – прославление Ельцина вопреки мнению народа, (роскошный Ельцин-центр в Екатеринбурге, библиотека имени Ельцина в Санкт-Петербурге). Да! Лично он не убивал, но на его совести развал государства и промышленности. Как раз при нем героями в стране стали воры и бандиты, а созидательную часть населения превратили в изгоев. Следствием такой политики стало десятилетнее сокращение населения России на миллион ежегодно.

Власть вроде изменилась, время другое, а мы все прославляем не тех. И до сих пор не желаем вспоминать заслуги Великого Князя Сергея Александровича перед страной. А ведь он являлся покровителем, главой или почетным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства. Сергей Александрович был героем последней русско-турецкой войны, героем Плевны, известным меценатом, организатором многих научных экспедиций. Именно он был руководителем Императорского Палестинского Православного Общества, и способствовал укреплению позиции Русского Православия в Палестине. И, наконец, Великий Князь был руководителем Комитета по созданию Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Выходит, мы до сих пор считаем, что не заслужил Сергей Александрович ни жизнью своей, ни мученической смертью памяти народа, а вот бес Каляев заслужил.

Власть и народ

Граждане страны, или масса, как любили называть народ коммунисты – это среда, которую используют и на которой жируют политики, партии и власть государственная, то есть чиновники. Чем авторитарнее государственный строй, тем использование массы властью примитивнее грубее и жестче. Кто же был в разных государственных формациях средой обогащающей власть. Рабовладельческий строй – бесправные рабы, использующиеся почти как животные. Феодальный строй – в основном это отчасти бесправные и задушенные налогами крестьяне и ремесленники. Социалистический строй – эксплуатируемая среда все деятельное, созидающее население.

Либерально-демократический строй построен намного хитрее, но суть та же – эксплуатация и использование большинства меньшинством. Раньше этот строй назывался капиталистическим, и хищническая природа его была очевидной. Сейчас он трансформировался всего лишь в новое название, но все осталось по-прежнему, главная ценность в нем мамона, а либеральная демократия – просто красивый фантик. Отличается этот строй от всех остальных формаций еще и тем, что власть там принадлежит капиталу. Эксплуатируемое большинство рассматривается современными либералами как население почти всей планеты, поскольку капитал превратился в транснациональный. Именно поэтому внедряется в сознание народов понятие глобализации. Опять же здесь процветает эксплуатация и обворовывание деятельного населения, хотя внешне все выглядит красиво, ведь человек поставлен в центр мироздания, и при этом как бы свобода всего и всех. Даже принципиальная разница от обществ вышеперечисленных уж очень симпатична; для существования и процветания этого строя население должно иметь более высокий материальный уровень, и потреблять все больше и больше. Намного больше, чем это необходимо. Пожертвовать же предлагается совсем немногим, национальной идентичностью. Все должны быть одинаковыми, как муравьи. Этот строй самый страшный, поскольку превращает человека в потребляющее животное, а человечество в конечном итоге в муравейник и ведет его к одной перспективе – гибели. Человечество с этим строем утонет также быстро как пассажиры Титаника в своих роскошных каютах.

Либеральная демократия превратилась на нашей российской почве в какого-то монстра, гибрида социализма с либеральной демократией. Власть под демократической вывеской продолжает быть авторитарной и, объединившись в девяностых годах с криминальным элементом, не желает ждать и поднимать материальный уровень населения, цинично торопится к личному богатству, а все проблемы пытается решать за счет граждан, не давая им возможности подняться с брюха даже на карачки.

Сегодня, пожалуй, ни в одной стране нет таких жестких внутренних противоречий между властью и народом как у нас. Средняя зарплата федеральных чиновников в двадцать раз превышает среднюю зарплату по стране. По этому показателю мы рекордсмены мира, для сравнения в европейских странах зарплата чиновников выше примерно в четыре раза.

Это государственное устроение обманом и силой навязанное России так невероятно искажается и естественно не приживается, думаю совсем не случайно. Народ наш сегодня всеми силами сопротивляется навязываемой внешним миром глобализации. Возможно, Высшие Силы готовят в стране почву для нашего духовного возрождения, а может и демонстрации здорового пути развития для всего человечества. Совсем неслучайно протестные настроения не выливаются в бунты, а реализуются в неожиданной и странной форме – в поиске духовной опоры, в воцерковлении населения.

Смешение или разделение?

Сколько же миллионов человеческих судеб погублено в советские времена полуобразованными коммунистами, ломавшими культуру и традиции народа ради своих надуманных идей. Какой страшный был у них лозунг – «Цель оправдывает средства». Время показало, что цели, не написанные для красоты, а реальные все были антинародными, в средствах же они не стеснялись; убийства, тюрьмы, лагеря, психушки, лишение гражданства, изгнание.

Одна из их глупых идей, внешне может и не самая страшная, перемешать на бытовом уровне всех граждан страны активно не выступающих против их идеологии. Мысль порой озвучивалась. Они говорили что, перемешав интеллектуально развитых людей с малоразвитыми мы поднимем общий уровень культуры населения. На самом деле эти действия привели однозначно к массовой деградации культуры, и в какой-то степени интеллекта населения. Дело в том, что массовое население в советское пост сталинское время видело, что имеет материальные и правовые преимущества перед культурой и интеллектом, поэтому носители этих качеств не были весомы и уважаемы у простого народа. В общем «вшивая интеллигенция», так пренебрежительно иногда население называло носителей культуры и интеллекта, авторитетом для советского народа быть не могла. Сама же интеллигенция, адаптируясь среди народа, невольно культурно опускалась.

Что поделаешь, из-за своей примитивности коммунисты не поняли устроения Господом человеческого мира, что все люди от рождения неодинаковы, и «каждая кухарка управлять государством не может». Так было всегда и так будет. Данность, с которой надо считаться, насильно пытаться смешивать то, что никогда смешаться во что-то однородное не может глупо и смешно. Человек с тонкой природной организацией, проживая в атмосфере высокой культуры, это конечно и быт тоже, возрастает духом, талантом своим и плоды этого возрастания вкушает потом его родина, или даже весь мир. Имеющие грубую природную организацию красоты не видят и не чувствуют ее, для них одинаково, что хлев, что дворец. Коммунисты же, отняв дворцы у законных хозяев, заселили их в основном теми, кто красоты не видел. В результате прекрасное, даже шедевры архитектуры были тут же заплеваны и загажены. Как этот процесс происходил можно в любой момент посмотреть в чудесном фильме «Собачье сердце». С годами красоты архитектуры стали разрушаться, поскольку власть не видела и, понятно, не ценила их, а воспринимала только как обычные бытовые строения.

Возможно сословное разделение человеческого общества, бывшее в России до 1917 года, очень разумно и естественно. Единственная очевидная ошибка – это то, что к высшей власти в стране допускалось только одно сословие – дворянство. Правда то, что не допускалось к власти купечество (богатеи) представляется на сегодня, после нашего буржуазно-либерального двадцатипятилетнего опыта жизни, оправданным. Кажется, что сословное деление с некоторой корректировкой должно в России остаться, именно оно может эффективно развивать нации и государство и осуществить максимально комфортную духовную и интеллектуальную жизнь для представителя каждого сословия, и страны в целом.

О чтении

Из размышлений Ивана Ильина «О чтении»:

– Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углубленно, оно должно стать творческим и созидательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит. Ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.

Прошло больше полувека, как Иван Ильин ушел в мир иной. Он был мудр, верил в Россию и верил в нас россиян. Может он и прав, может когда-то это случиться, и мы в массе своей будем и читать, и понимать, что читать следует, а чего читать не стоит. Но вот сейчас больше половины грамотного населения вообще ничего не читают, а основная читающая масса увлечена чтением «разлагающим и обессиливающим». И массы-то этой от общего количества населения не больше 35%. Думаю, вот этого Ильин от потомков своих точно не ожидал.

В центральной библиотеке города с количеством населения двадцать пять тысяч выяснил, что настоящую литературу читают всего три человека, а несколько сотен поглощают только любовные романы и детективы. В киосках можно купить любой глянцевый журнал, но невозможно купить литературный.

Парадокс, и как же его правильно понять? В России до 1917 года многие писатели жили литературным трудом. Количество литературных изданий превышало суммарное Англии, Германии и Франции. В советское время толстые журналы выходили стотысячными тиражами, и раскупались мгновенно. Сегодня литературные журналы живут за счет поддержки властей, выпускаются тиражами всего от одной до двух тысяч экземпляров и не в состоянии платить гонорары писателям.

Так что же это, яма на нашем историческом пути, логическая и неуклонная деградация? А вдруг это защитная реакция от повторения 1917-го и 1991-го годов, когда мы были самыми читающими в мире? Возможно, неумеренное увлечение литературой отрывает от реальной жизни и добавляет виртуальности в ее восприятие.

На страницу:
2 из 5