Полная версия
Зарисовки. О человеке. О любви. О России. О жизни. Мысли православного деда. Из прошлого. Парадоксы
О говорении и делании
Есть люди, в человеческом обществе их не так и много, способные красиво говорить и увлекать народ за собой, как правило, как раз они самые успешные в социуме. Достаточно много таких сконцентрировано в Думе. Кто-то из них в молодости начинал делать дело, и даже неплохо получалось, Миронов, например, но, возможно видя, что карьера быстро делается только говорением, сделал свой выбор. Ну, а такие как Зюганов сразу учились говорить, зажигать народ словом.
Можно заметить интересную закономерность, чем красивее и убедительнее оратор способен говорить, тем сам он меньше следует тем ценностям, которые проповедует. В качестве доказательства обратимся к нашим недавним коммунистическим временам. Мы хорошо помним, в чем нас убеждали, и к чему призывали коммунистические функционеры. Сегодня же хорошо знаем, чем и как они жили сами.
У многих справедливо возникнет вопрос, а как же в церкви ведь там каждый второй священник прекрасный оратор? А и в церкви также. Чем красивее и лучше священник в своих проповедях убеждает нас жить по-христиански, тем, как правило, он в своей личной жизни дальше отступает от христианских принципов. Правда, здесь суть другая. Священник сознательно никого не обманывает, убедительно и образно говорить он обязан, а вот жить соответственно говорению очень сложно, поскольку Христос задал такую высокую и аскетическую планку жизни, что обычный светский человек, священник здесь не исключение, может только приближаться к ней, двигаясь в правильном направлении, которое священник как раз помогает выбрать. Жить полностью по-христиански, дано только единицам, ушедшим, как правило, от светской жизни.
Так, а к чему же эти рассуждения? Да к тому, что есть еще одна часть населения, почему-то в обществе считающаяся второсортной, делающая все, чем живет человек. Хлеб, литература, искусства, наука, техника – все это делается умением, а не говорением. И судить о человеке нужно не по словам его, а по делам. Особенно слово священника не должно расходиться с делом, ведь сказано в Евангелии – «Как дерево узнаете вы по плодам его, так и людей узнавайте по делам их». Делающие дело, как правило, не относятся к категории сладко говорящих, в речах их мы можем слышать резкости и противоречия, но ведь это искренний поиск правильного пути, правильного делания.
Человеку, ищущему свой путь в жизни, лучше с осторожностью относиться к красиво говорящим, не искушаться на их успех, а ориентироваться на умеющих делать дело. Делание – это творение, приближающее человека к Богу, куда как сильнее, чем складное говорение.
Университеты
Живем мы в основном понятиями и ценностями, навязанными нам этой земной жизнью, и как-то не задумываемся о том, насколько они ложны и не соответствуют действительности. Кто пережил 90-е годы хорошо знают, что ценности эти способны меняться на прямо противоположные в одночасье.
Общество хорошо представляет, что есть люди образованные и необразованные. Образованных людей принято делить на тех, кто имеет среднее образование или высшее. И как-то чуть ли не узаконено считать, что самые качественные люди те, у кого образование – высшее, ну а остепененные, кандидаты или доктора наук – это уж вообще какие-то небожители.
А так ли на самом деле? Чтобы получить высшее образование достаточно быть амбициозным, иметь неплохую память, а еще много денег, которые сегодня лучше всего помогают получить престижное образование и научные степени. В общем, очевидно, что не может современное светское образование одухотворять человека, делать его чище и лучше.
А жизнь-то очень коротка и как-то в битве за образование и карьеру не осознаем мы того, что ни эта учеба для человека самая важная и нужная. Многим невдомек, что каждого из нас, рожденных на этой земле, независимо от природных способностей Господь принимает в два Университета, один называется «Рождение», а другой «Смерть». Они куда как сложнее и серьезнее светских учебных заведений. Чтобы состояться, как человек по-настоящему, на закате жизни быть мудрецом и уйти в тот мир с чистой совестью необходимо эти два университета, где ректор понятно Господь, окончить на отлично. Как же мало кому это удается! Находятся даже и такие кто в них учиться не желает.
Довесок в качестве института или университета официального совсем не обязателен. Разве не встречаем мы порой удивительно мудрых дедушек и бабушек, ни в каких институтах не обучавшихся. Встречаем и людей накопивших кучи знаний, но мало что понимающих в жизни и по-человечески уж очень несимпатичных. Сбивают нас с толку бесовские ценности, назойливо навязываемые нам социумом.
Университет под названием «Рождение» – дети, которых мы родили и растим. Они и есть профессора этого университета. Понятно, что чем больше преподавателей, тем качественнее образование. Это они, дети, усмиряют наше эго, учат жить для кого-то, а не для себя. Мужчину, отца, учат жертвенности и понятию «Родина» в котором заключены; дети, матери, жены, и та земля, на которой все это существует и произрастает.
В Университет под названием «Смерть», как правило, поступает человек во второй половине своей земной жизни, пережив это явление и задумавшись о многом после проводов туда своих родных или близких. В этом учебном заведении учат усмирять гордыню, правильно понимать иррациональное, любить Бога и быть ему благодарным за любовь и поддержку. А еще там учат исправить по возможности то, что было наломано в жизни раньше.
Нация всегда стремиться в будущее, в бессмертие и ведут ее туда только окончившие хорошо божественные университеты, ибо именно они могут одухотворять поколение, идущее им на смену и передать волшебный национальный код.
Любовь и подлость
Как же тянется человек к любви, читает о ней, смотрит фильмы, сам хочет любить и быть любимым. Можно подумать, что это касается только женщин? Да нет и мужчин тоже, только они в этом вопросе сдержаннее и не могут уделять любви столько внимания как женщина, поскольку предназначены природой еще для созидания и разрушения. Строить и воевать – важнейшие для них задачи.
На первый взгляд может показаться удивительным и непонятным то, что реальную, настоящую любовь как-то встречаешь уж очень редко, зато часто встречаешь подлость. Почему так? Думаю ответить на этот вопрос совсем нетрудно. Все знают, что в мире есть Бог и бес. Бес талантливый лицедей, ему из века в век легко удается обманывать человека. Жертвами он выбирает людей порядочных и доверчивых, а действует через людей эгоистичных, подлых.
Многие знают и то, что совесть в душе человека – это Бог. Чем больше совести, тем больше Бога. Когда совести мало или ее совсем нет, место это, тут же занимает бес, а человек замены совсем не замечает, считая себя хорошим и правильным. Парадокс еще и в том, что совестливый человек всегда переживает за свои поступки, не навредил ли кому. Бессовестный же, творя подлости не только не переживает, а часто радуется, принимая их за свои победы и достижения.
Психологи считают, что подлость в основном зарождается в раннем детстве, еще в семье. Возможно оно и так, но в чем первопричина? Мне кажется, что в тех социальных экспериментах, через которые прошла страна в последнее столетие. Не случайно из нашего лексикона выпали такие слова как честь и порядочность. Все это время честные и порядочные успеха в нашем обществе не имели. Мог ли такой человек сделать карьеру во времена коммунистические, когда процветала двойная мораль или после либерального переворота, когда в стране вообще властвовали бандиты? Конечно, не мог, общество относило их к категории неудачников.
Как правило, в «неудачники» такие люди шли сознательно, поскольку не могли существовать в атмосфере подлости. Самые злачные области деятельности человека, к сожалению, сегодня пронизаны этой атмосферой. Самые же для человека важные, где этой атмосферы почти нет, властью унижены, например, наука, образование, культура.
Тоньше всего на уровне подсознательном успешных мужчин чувствуют женщины, именно подлые мужики казались большинству женщин красивыми и привлекательными. А как же иначе! Она консервативна, ее природная задача не только родить и вырастить, но и научить ребенка успешно выживать. Создавались семьи, в атмосфере подлости рождались дети, и впитывали ее в свои души. Ученые, пожалуй, правы.
Совсем недавно социологи провели опрос среди двадцатилетних девушек. Задавался всего один вопрос: «За кого вы мечтаете выйти замуж?». Около девяноста процентов из них ответили: «За миллионера». Так что совсем не случайно естественную жажду любви мы пытаемся утолить фильмами и книгами.
Правда, все-таки в душе есть сомнения в выводах ученых. Непонятно, совесть – это то, что мы получаем от родителей, в семье, или то, что нам дает Бог, как талант, например? Если совесть получаем от Бога, то, наверное, она при определенных обстоятельствах может быть загублена, также как и талант? В своей жизни я отследил судьбу некоторых семей и увидел, что если один из родителей совестливый и порядочный, а другой нет, то дети могут разделиться, кто-то в одного, а кто-то в другого. Ничего не знаю о детях из семей, где оба родителя непорядочные или порядочные. Предполагаю, однако, что из семей, где отсутствует атмосфера подлости, непорядочных детей выходит меньше. Да! Очень вопрос этот непростой, но не сомневаюсь в том, что если общество научится ценить порядочных и совестливых людей, воздавая им должное, то любви в нем будет больше.
Финиш
Ровно год назад я закончил свою активную производственную деятельность среди людей. Нет! меня не выгоняли с работы, я был востребован, и даже очень, в силу катастрофического недостатка инженерных кадров. Когда поставил точку, мне было 69 лет, физически я бы еще продержался пару лет, но морально не смог.
Сначала мне было удивительно, что тут же был забыт институтом, в котором отработал восемь лет, но быстро понял, что это закон жизни. Возвратившись памятью в прошлое, обратил внимание на то, что она, эта жизнь, не течет каким-то ламинарным потоком, а движется рывками.
Вот оно детство – эго самоутверждение собственного Я.
Юношество – опять же самоутверждение, или нахождение себя в стае таких как и ты. Это уже соревнование за личную крутизну, а чуть позже и за самую красивую девушку.
Зрелые годы – соревнование уже на профессиональном поприще, удовольствие и радость жить, пахать не для себя, а для страны, семьи, для жены и детей.
Быстро проходит и это. Дети вырастают и замещают тебя в этой земной деятельности. Подергавшись немного, вынужден уступить.
Остается одна свободная ниша – творчество, если ты на него способен. Правда, если накопил что-то важное за свою жизнь, всегда имеешь шанс поделиться этим со следующим поколением.
Работая преподавателем, сделал и это.
Ну вот, все. Теперь я семидесятилетний дед сижу в полной тишине никому уже ненужный, меня списали. Чувствую, что это не намек, а, почти, приказ: «Уходи с этой земли. Ты все сделал, кончай коптить».
Пожалуй, я с этим согласен, но внутри зуд литературно описать тот путь, который удалось пройти. В душе острое желание сделать и надежда на то, что это может быть самое важное в моей земной жизни. До сих пор были фрагменты картины, а теперь можно показать ее целиком. Мне кажется, тот, кто ее прочитает, или увидит, поймет, откуда выросло сегодняшнее время, сможет избежать штрафных кругов и исключить возможность наступать на одни и те же грабли.
Я на финишной прямой. Боже помоги успешно добежать до финиша!
О церкви
Вот уж целых тринадцать лет как я воцерковленный и десять лет как человек активно пишущий. За эти годы жизни во Христе мое мировосприятие сильно трансформировалось, думаю лучшим образом. Черно-белое представление мира как-то незаметно ушло в небытие. Я понял насколько все непросто и правда она не так и однозначна, как иногда представляется индивидууму, незаметно для него находящемуся в плену собственного эгоизма. Чем больше эгоизма, тем правда представляется проще и очевиднее.
Церковная жизнь у меня также прошла все необходимые этапы; от восторга в первые три года до некоторого разочарования в последние. Разочарование было в том, что придя в церковь, я не сомневался, что встречу там других, избранных людей, особенно честных и порядочных. И уж в чем я был уверен так это в высоких нравственных качествах всех священнослужителей.
В результате выяснилось, что все совсем не так. Священнослужители оказались такими же людьми, как и мы, с такими же страстями и даже порой с заскоками. Конечно, влияние христианской философии у них заметно, но в основном в словесном описании действительности, но, довольно часто, собственное существовании в ней у них выводится за скобки. А за ними те же обычные человеческие страсти, замешенные на эгоизме человека. Эти страсти Христос оказывается, не может усмирить даже у священнослужителей.
В плане последней книги, которую я писал, было искренне поделиться с читателем на эту тему, благо материала накопилось достаточно. Книгу я уже закончил, в ней максимально честно описал свою жизнь, но вот к собственному удивлению запланированных откровений в отношении Церкви там не оказалось, только доброе и благостное. Рука не поднялась об этом написать, и я не мог понять почему?
Ответ нашел совсем неожиданно в книге В.В.Розанова «Мимолетное» где он пишет: «Вот разница: когда подсмеешься над чем-нибудь у духовенства, даже найдешь недостаток в Церкви, – то как-то радуешься сверканию «ума моего» и вообще удаче, силе и победе. Но поистине что миру до «ума моего».
Напротив, когда скажешь о Церкви что-нибудь доброе, то чувствуешь себя, как «выздоравливаю» или подал нищему, или уговорил соседа не ссориться. Или помог выхлопотать пенсию. Чувствуешь, что сделал дело».
К этим абсолютно правильным строкам Василия Васильевича необходимо добавить еще и то, что человек ищет в своей жизни духовно-нравственную опору, а когда находит, то очень трепетно к ней относится, и желания ее подтачивать или же подрывать, совсем не имеет.
Уроки жизни
Ценности, рисуемые социумом и властью, все время всех сбивают с толку, особенно молодых. Как же они переменчивы! Но знают это только те, кто имеет основательный жизненный опыт. В моей юности нас учили думать о родине, а потом о себе. Главными героями страны были физики, инженеры и рабочие. Детей же моих власть уже убеждала совсем в противоположном, богатеть любыми средствами, а главными героями представляла им экономистов, юристов и бизнесменов.
Пожив, начинаешь потихоньку понимать, что Кто-то заранее предложил тебе дорогу жизни и то, что ты не шел по ней прямо, а все время не только сходил на обочину, но порой вовсе начинал шуровать по оврагам да буеракам. Ты чувствуешь комфорт, когда на нее, эту дорогу, выходишь и некоторое время идешь по ней, хотя как раз именно в этот момент окружающие смотрят на тебя с удивлением, как на дурака что ли, потому что путь твой, как правило, против течения в котором плывет общественная масса. Поэтому мало кто смолоду идет по предназначенной ему дороге, не сворачивая. В юности для человека чрезмерно важны мнения друзей и ценности, пропагандируемые обществом, дураком быть не хочется. Понимание что дурак тот, кто идет по жизни не своим путем, а с толпой, руководствуясь общим мнением, приходит позже вместе с жизненным опытом и далеко не каждому.
Как же хочется в юном возрасте быть вместе со всеми молодыми, им Господь дает на некоторое время особенно тонкое чутье к массовым движениям и настроениям. Только молодые способны уловить какую-то ноту в моде на одежду, музыку или поведение, и их распирает от эйфории, что они такие как большинство в мире, поймавшие ее, эту ноту. Молодые уверены, что это и есть правда жизни, сила ее, а они носители всего этого: и правды, и силы. Как раз отсюда юношеский нигилизм, несколько небрежное отношение к старикам и, конечно, радикализм.
Эти настроения очень смягчают национальные традиции, если они сильны в обществе, и идеология государства, если она разумна и не противоречит традициям. В своей юности все это я испытал на собственной шкуре. С рождения меня достаточно жестко держали в рамках традиций. У отца был немецкий характер с его порядком во всем и аккуратностью, а мать выросла в старообрядческой семье. Сейчас на склоне лет я благодарен своим родителям за эту жесткость. Она уберегла меня от грубых срывов по отношению к старшим, а провокаций с их стороны в мой адрес было предостаточно. Как же мучилась бы моя совесть, если бы я позволил себе, хоть раз сорваться?
С выбором профессии потерпел некоторое фиаско, поскольку руководствовался ценностями того времени – выучился на инженера механика. Был уверен, что моя профессия всегда будет в цене. В 90-х став профессионалом в своей области на уровне главного конструктора оказался ненужным стране вместе с отраслью, в которой совершенствовался – краностроением. Сын, руководствуясь уже ценностями 90-х, стал юристом, отработал 15 лет, и тоже уже не нужен. А в стране опять появился высокий спрос на инженеров. И как тут угадать?
Странное противоречие
Совсем недавно обратил внимание, что способность, или умение представить себя кем-то другим: женщиной, мужчиной, конкретными или абстрактными, даже животными или рыбами, раскрашивает жизнь, делает ее адекватнее, успешнее, насыщеннее и красивее, а обладающий этим даром человек получает от жизни полноту счастья. Он естественный лидер, видящий шире и глубже большинства, знающий то, что другим недоступно. Качество, присущее писателям и вообще людям с творческим складом ума.
Возвращаются с охоты два охотника, у одного в рюкзаке тощий кулик, а у другого три тетерева и пара уток. Понятно, что по дороге говорит в основном неудачник: и ружье-то у него не очень и дробью он не угадал, да и ходил не там. Он не понимает главного, что не своим делом занят, и чтобы удачно охотиться необходимо, как это ни странно, любить и понимать дичь.
Я в своей жизни много раз ловил рыбу на зимней Ладоге и всегда удивлялся тому, что некоторые рыбаки при прочих равных условиях, облавливали всех и всегда. Наблюдал даже случай когда, на претензии к везунчику, что у него, мол, особая блесна он снял ее и отдал неудачнику. Все повторилось. На «плохую» блесну, он продолжал таскать одну за другой. Неудачник же и на «уловистую» поймать ничего не мог, хоть и пытался копировать все движения удачливого рыболова. Рыба ловится тогда, когда наживку ей рыбак подает как живое аппетитное существо. Удачливый рыбак это понимает и реализовывает. Это, конечно, талантливый обман.
Почти тоже и с грибниками. Для удачи необходимо чувствовать лес, знать его и взаимоотношение гриба с ним, а еще учитывать психологию массового грибника, который шел здесь до тебя.
Да и в работе ведь то же самое, чтобы открыть новые возможности и горизонты необходимо знать дело и действовать нестандартно, видеть технические противоречия не так как видят их все, а как бы с другого ракурса.
Способность человека добиваться успехов на этих поприщах и делает его счастливым в жизни.
Вот только не работает эта формула, может в самом главном, в жизни семейной. В ней его талант не приводит к успеху, к счастью. Чем большей способностью к абстрагированию и пониманию он обладает, тем больше будет под постоянным ее подозрением, что странный, не такой как все. И не спасет его ни личная порядочность, ни достижения, сотворенные в течение жизни, ни природная честность. В глазах ее он будет всегда подозрительным, неуютным, плохим, в общем.
Совсем не случайно самые знаменитые, гениальные мужчины не смогли найти счастья в семейной жизни. Исключения, пожалуй, мы знаем два, причем с особенно нестандартными личностями – Ф.М.Достоевским и А.И.Солженицыным. Оба получили семейное счастье во второй половине своей жизни, правда, каждый из них предварительно так сильно пострадал, что Господь, должно быть потому и воздал им.
Эта ситуация коротко и предельно ясно описана в Евангелии. Иисус сказал: «Не существует пророка без чести, кроме как в своем отечестве, в своем доме и у родственников».
Так что, большинство талантливых людей вынуждены эту жизнь проживать вот в таком несимпатичном противоречии, счастья от успехов в творении и неудачах в личной жизни.
А может Господь так устроил специально для стимулирования таланта этих людей и его развития, ведь не зря он его им даровал?
Примеров предостаточно, но самый яркий мы знаем из истории взаимоотношений великого писателя Куприна с его первой женой Марией. Из-за загулов Александр Иванович никак не мог дописать свою повесть «Поединок», тогда супруга заставила его снять квартиру, выпроводив из дома. Навещать жену и дочь он мог только в том случае, если приносил новые страницы рукописи. Как-то Куприн принёс старую главу. Мария была обижена обманом и заявила, что теперь она будет забирать страницы рукописи только через приоткрытую на цепочку дверь. Понятно, что кончилось все плохо. Супруги в результате стали чужими людьми и мирно расстались навсегда.
О вранье
Интересно. Человек, привыкший врать, надеясь, что таким образом завоюет более высокое положение в социуме, или быстро получит какие-то материальные блага, неожиданно для себя оказывается самым несчастным из живущих. Всю жизнь он строит себе искусственный мир, замешанный на собственном эгоизме. А мир-то этот никак не стыкуется с миром реальным. Бедный строитель вынужден не жить искренне и правдиво, а все время играть роли, в которых он, понятно, представляет себя самым лучшим, добрым и правильным. Ему невдомек, что окружающие видят и понимают куда больше, чем ему кажется.
Какое же ненужное напряжение пытаться занять место в этой жизни тебе не предназначенное, играть не свою роль и все это на очень неумной почве – ощущения себя центром мироздания. Да! Чтобы поставить себя в один ряд с окружающими сколько-то ума, но надо иметь. Как же много сил и времени порой тратит человек на работу, результат которой – обязательное разочарование. Обмануть мир невозможно.
В женских коллективах такие игры иногда срабатывают, поскольку в природе женщина представлять себя лучше, чем она есть, почва созвучная всем женским душам, заставляющая с пониманием и снисходительно относиться к обману. Но и здесь заигрываться нельзя, есть свой предел и свои рамки для компаний с разными уровнями интеллекта и духовного развития.
В мужских коллективах эти игры почти не работают. У них, мужчин, конкуренция самоутверждения имеет место быть, но она на других принципах, связана не с телом или личным я, которое вот такое особенное от рождения, а в основном с его совершенствованием и умениями. Правда, если что-то значимое родилось в мужском коллективе, то многим его членам кажется, что их роль в успехе была ключевой. В смешанных коллективах, например в семьях, часто эти игры превращаются в цирк с огнями, как правило, по причине естественной разницы в мировосприятии мужчины и женщины, а сегодня, главным образом, от разврата современной женщины идеями феминизма, ложащимися на благодатную почву женских душ. О них великий мудрец Омар Хайям, хорошо знавший женщин, писал: «Скорей голодный лев откажется от пищи, чем женщина от подлости и лжи».
Заканчивается это, чаще всего, у мужчин ненормированным рабочим днем, пьянством, убеганием подальше от дома, на рыбалку или охоту, у женщин – истериками, осуждениями собственного мужа со своей родней и подругами, и у всех недоверием, агрессивным отношением друг к другу, к миру, ближним, разводами и гипертонией.
Женщина
Женщина. Какое же она удивительное существо, как же много от нее зависит в жизни общества. Рядом с ней становится немощным самый сильный мужчина. Она, слабая женщина, реально управляет миром, поскольку является шеей умных мужских голов и разворачивает их в угодную для себя сторону. В человеческой истории множество примеров этому. А один из самый ярких – история усекновения главы Иоанна Предтечи.
Царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата Иродиадой. Почитаемый и любимый народом Иоанн прилюдно указывал ему на безнравственное поведение. Царь почитал Иоанна как пророка и, опасаясь народного гнева, не трогал его. Иродиада же люто ненавидела Пророка и желала Иоанну смерти. Ей представился удобный случай на пире в честь дня рождения Ирода. Ее дочь Саломия откровенным танцем покорила Ирода, и тот обещал выполнить любую ее просьбу. Будучи в растерянности, она побежала к матери посоветоваться. Мать изъявила желание видеть отсеченную главу Пророка на блюде. Желание Саломии царь выполнил.
Эту возможную деструктивную, злую силу женщины хорошо понимали святые отцы. Так в Евангелии апостолом Павлом определено место женщины в семье в отношении мужчины: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12). Иоанн Златоуст на свидетельство святого Евангелия об усекновении главы Иоанна Предтечи реагирует следующим образом: «…Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене».