bannerbanner
17 лет строго креативного режима. Территория Матфака
17 лет строго креативного режима. Территория Матфака

Полная версия

17 лет строго креативного режима. Территория Матфака

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Ещё одни мои вирши отражают значимость факультета не только для меня. Этот с позволения сказать стих (я сваяла его в 2000 году) с удовольствием читала ведущая нашего концерта «XX & 1» Катя Ермакова. А позже ностальгически напоминала «ВКонтакте»: «… ИВК! А помните…?» Помню-помню. Ещё как помню. Каждый сентябрь вывешиваю на стенд распечатанным крупным шрифтом. Читай, Катя!

Остановись, человечество, стой!Пусть пульс будет ровным, дыхание плавным.Найди ответ на вопрос непростой:В веке двадцатом, что было главным?Двадцатый – это век скоростей.Акселерации и экстремальности.Век новостей самых разных мастей,Космоса и виртуальной реальности.Озоновых дыр и мировых войн,Штрихового кода, мультипликаций,Союза Советского, НАТО, ООН.И многих других организаций…Хичкока, Азимова, Ива Монтана,Арнольда Шварценеггера и Брюса Ли,Маргарет Тэтчер, принцессы Дианы,Битлз, Би Джиз, Сальвадора Дали…Многозначность века – непреодолима,На один вопрос бесконечность ответов.Но для себя мы твердо решили:Это век становления первого факультета!!!

Из справедливого чувства скромности полагаю, что круг читателей этой книги будет таким, что нет необходимости объяснять, почему вдруг Матфак я называю первым факультетом. Однако, в надежде на то, что эти страницы могут заинтересовать тех, кто не имеет отношение к Матфаку, привожу дополнительную информацию: в реестре факультетов нашего Пермского педагогического вуза (института, затем университета) математический значится под номером 1. Первый. И это правильно.

Наш факультет много чего делал первым.

Например, именно студенты-матфаковцы начали делать концерты не только на студвесну, но и по другим поводам. К 23 февраля или 8 марта. Или к Посвящению в студенты. Ранее, даже на Матфаке, Посвящения проходили не в виде концертов. Эти факультетские концерты «просто так» начались ещё до меня, в смысле до моего прихода на пост замдекана по ВР. Однажды в разговоре со мной тогдашний директор студклуба Лена Жижилева то ли недоумённо, то ли восхищённо сказала:

– Вы всегда какие-то концерты проводите!

Пару-тройку раз мы организовывали маленькие концертики на «последние звонки», хотя долгое время эти церемонии проходили у нас в формате капустников.

Концерты «не на весну» в традициях оставались долго. Сейчас запал как-то поутих. И студенческий контингент сменился, и попадать в отремонтированный актовый зал четвёртого учебного корпуса стало всё сложнее и сложнее.


Идея известного сейчас на всех факультетах мероприятия для первокурсников «Вертушка», проводимого в первую неделю сентября, – моя. В начале века на факультет принимали много студентов. Все они рано или поздно начинали интересоваться о месторасположении бухгалтерии, студенческой поликлиники, отдела кадров и других структур вуза. И я поняла, что вместо того, чтобы повторять одно и то же сто раз, надо просто один раз показать, где находятся самые необходимые точки. В то время студенческая поликлиника была недалеко от вуза, что позволило включить её в «маршрутный лист» наряду со студенческим профкомом, студклубом, лыжной базой, здравпунктом, бухгалтерией, отделом кадров, а позже и отделом по внеучебной работе.

Формат этого мероприятия был банальным «весёлым паровозиком». Время от времени мои студенты изощрялись и проводили его как Encounter (или типа того). Но цель всегда была одна: в весёлой и непринуждённой обстановке знакомить пекусов (первокурсников) со структурой вуза. Ну и попутно формировать коллектив и тестировать на креатив. Первая наша «вертушка» состоялась в 2003 году и сразу дала ощутимый эффект.


Матфак одним из первых стал на студвёснах делать необычные декорации. Не только оформлять задник, украшать кулисы и что-то подвешивать к балкам. «Одежда сцены» стала играть большую роль на наших концертах. Мы создавали свой сценический мир. Содержание задника усложнялось, декорации стали динамичными. Мы их спускали-поднимали, меняли, трансформировали, выстраивая сложное пространство сцены. После изобретать «работающие» декорации стал иняз.

Мои студенты первыми в вузе создали и показали видеоролик на весне в 2006 году. Он назывался «Особенный день». Некоторые фрагменты сюжета этого ролика в разных вариациях и без вариаций потом показывали многие факультеты. Но общая идея осталась уникальной. Позже мы (в смысле студенты) стали создавать ролики по любому поводу: посвящения первокурсников, отработка пропусков по одной специальной дисциплине, дни рождений, последние звонки. Сейчас это уже привычное дело, а десять лет назад, наше самолюбие ликовало – вот какие мы!

Мы были в первых рядах, кто стал писать сложные по структуре сценарии на студенческие вёсны и закладывать в тему определённую концепцию. Не просто классический концерт, а сюжетные линии, открытое ведение концерта (не традиционный конферанс), номера нон-стопом и другие «театрализованные» примочки.

Концерт «Дождь и дорога» (2009) ознаменовался тем, что мы первыми использовали видео-сценографию. Как всегда, будучи просто уверенными, что так должно быть, мы создали на сцене неповторимый по своей органичности мир. Если во время номера горели яркие софиты, то был виден задник, на котором уходила «вдаль, за горизонт» дорога, нарисованная и вырезанная из ватмана. На одних кулисах был чёрный силуэт человека с зонтом, на других – просто идущий человек. Во время некоторых номеров мы через проектор (сами притащили, установили в зале и регулировали) пускали на задник картинки с изображением «дождливых» сюжетов, дороги или дождливой дороги. И – прямо удивительно! – статичные изображения вписывались в видеоряд, как будто, так и надо. А ведь придумывалось всё умозрительно, презентацию готовили одни люди, а рисовали другие. Волшебство!

Мы с ребятами первые и единственные – как факультетская команда, естественно – проводили выездные семинары «Школа Лидера» в 2007 и 2008 годах. В 2007 (после «Школы») мои мальчишки организовали вузовский Encounter. Опять же – впервые в истории не только факультета, но и вуза.


На каждом факультете есть традиция, отражающая научное творчество студентов. На Матфаке ещё со времён моего студенчества была Неделя науки. В тяжёлые перестроечные, а позже голодные девяностые неделя «усохла» до эпизодических кафедральных студенческих конференций без особого статуса. В 2007 году появилась возможность возродить именно неделю, включив в её программу не только выступления студентов по материалам своих курсовых и выпускных исследований, но и массу других мероприятий: научно-популярные лекции, познавательные занятия, дидактические игры и даже спектакль с использованием оригами (спасибо контактам Галины Геннадьевны Шеремет). Уже через два года, благодаря содействию деканата и благосклонности кафедр, неделя трансформировалась в научную сессию, сначала весеннюю, а потом появилась и осенняя. А потом возникла ещё и математическая декада. Но об этом позже.

А потом, когда от накопившегося опыта и материалов стало «тесно в груди» мы организовали Всероссийскую методико-математическую олимпиаду. Но это уже совсем другая история.


В сентябре 1995 года декан Евгений Карлович Хеннер, его заместители – Ирина Сергеевна Цай и Тамара Михайловна Соромотина – подвигли студентов на создание оригинального органа самоуправления – студенческой Думы Матфака. Студенты отозвались энтузиазмом и полным согласием. Название студенческой организации отражало те политические трансформации, которые происходили в нашем обществе.

Предполагалось, что вся деятельность, до сих пор выполнявшаяся комсомольскими лидерами, будет реализована через вновь созданное объединение. Поначалу так и происходило. В студенческой Думе были организованы комитеты, отвечающие за различные направления в студенческой жизни: по культуре, науке, информационный, учебно-производственный. Однако, стремительные изменения жизни, менталитета студентов и другие объективные и субъективные обстоятельства привели к тому, что учебный аспект остался за рамками работы думовцев.

Тем не менее, ответственность за осенне-весенние субботники по уборке факультетских территорий, выпуск стенных газет и обеспечение материалами вузовской газеты «Учитель», организация факультетских мероприятий «Посвящение в студенты», «Последний звонок» – всё это оставалось в ведении студенческой Думы. Под пристальным вниманием Дума держала первокурсников (весь период адаптации к трудной студенческой жизни от встречи первого сентября через «Посвящение» до первой сессии). Да и в общеуниверситетских мероприятиях она возглавляла матфаковцев.

Дума всегда объединяла замечательных студентов. Положительных эпитетов для них можно подобрать много: весёлые и остроумные, находчивые и неугомонные, неутомимые и жизнерадостные, умные и добрые, поющие и танцующие. Одним словом талантливые на студенческую жизнь ребята.

Особо хочется отметить мужественных председателей Думы. Им приходилось нелегко, ведь «руководящую должность» надо было совмещать с учебным процессом. Чаще всего им это удавалось. Когда я стала заместителем декана, председателем был Андрей Стариков, но он в этот год уже выпускался. Следующие два с половиной года председателем был легендарный Паша Суханов. Под его руководством Дума увлеклась КВНом, а вот собственно разговор о Паше – это отдельная сага, которая заслуживает своих страниц. Когда Паша перестал учиться в третий раз, то самовыдвижением на пост пришла Ольга Таганова. После неё председателями были Фёдор Шардаков, Инна Баранова, затем Тимур Шаймарданов, следом Маша Горкунова. (Лена Останина уже именовалась культоргом.)

В 2010 году мы отметили пятнадцатилетний юбилей студенческой Думы Матфака. А потом стали происходить разные события: грандиозный ремонт четвёртого корпуса, смена поколений… И как-то незаметно, оставшись без крыши над головой, Дума ушла в подполье. В том смысле, что работу делала, но инкогнито. И сейчас студенты самоотверженно живут и работают во славу и авторитета факультета, вот только не называются думовцами.

В сентябре 2015-го Думе исполнилось 20 лет. А в сентябре 2016 – 21 год! Наша Дума выросла, стала совершеннолетней и ушла в большую жизнь. Очень хочу, чтобы она вернулась домой, или бы ей на смену пришла хорошая активная смена, которой будет мало только организации досуга (сколько можно играть?). И захочет она – эта новая смена – чего-нибудь серьёзного. Но, видимо, я большая фантазёрка? Ну и ладно. Главное, чтобы студенческое творчество било ключом во благо самим студентам и любимому факультету.

(Перечитывала старые выпуски газеты «Учитель», наткнулась на статью, посвящённую десятилетию Думы, написанную очевидцами событий, выпускниками 1999 года. Так вот в этой статье есть девиз «Матфак – это я, Матфак – это мы, Матфак – это лучшие люди страны». Матфак! А вовсе не истфак, как сейчас многие думают. Кроме того, и кричалка «Фи-и-и-и-и-и-зИческий!» тоже произошла от «Ма-те-ма-тИ-ческий!». Вот как-то так.)


Если кто-то подумает, что Матфак только во внеучебной работе такой инициативный, то вот и нет!

Наш факультет одним из первых не только в вузе и Перми, но и в России стал реализовывать двухуровневое высшее образование. «Всеобщий бакалавриат» наступил в российских вузах с 2011 года, а мы начали подготовку бакалавров в 1993-м году сначала по направлению «Естествознание», а с 2000 года – «Физико-математическое образование». 2004 год ознаменовался открытием на факультете магистратуры.


Вот так и живёт мой замечательный, любимый, единственный и неповторимый математический факультет Пермского государственного теперь уже гуманитарно-педагогического университета. Пусть эта плодотворная жизнь продолжается в веках.

                                                                Мои творения

В этот период мною

– написаны стихи: «Упаси меня Бог стать поэтом…»4, «Моя душа как чётное число»5; «XX & 1», «О ребятах Матфака»;

– сочинены переделки к народной песне «По бугоркам…» (для утренника «Сон Матфака в зимнюю ночь…») и многим эстрадным песенкам (к «Последнему звонку»);

– созданы текст к КВНовскому конкурсу СТЭМов «Следственный эксперимент», монолог «Мечта Матфака», новелла «О Дне Рождения»6;

– придуман сценарий к студвесне, который включал переиначивание чьих-то афоризмов, четверостиший и народных пословиц «в пользу Матфака», а также дописывание стихотворения, который лёг в основу финала концерта.

Некоторые тексты представлю здесь, другие – в тематических разделах.

                Вот труп, который оставил Джек (для СТЭМа в первую игру КВН, осень 1999 года)

Вот труп, который оставил Джек.

А вот детектив: он бредёт по аллее и будет исследовать, сил не жалея, труп, который оставил Джек.

А это сам Джек. Он спокойно, учтиво обходит сторонкой того детектива, который шагает по тёмной аллее и будет исследовать, сил не жалея, труп, который оставил Джек.

А это то самое место, где утром повздорил наш Джек с нашим будущим трупом. И, после чего, Джек неторопливо обходит сторонкой того детектива, который бежит по знакомой аллее и будет исследовать, сил не жалея, труп, который оставил Джек.

А вот детектив обнаружил оружие! И, сразу отбросив все мысли досужие, он догадался, что здесь рано утром крепко повздорил Джек с будущим трупом. И, после чего, Джек неторопливо стал обходить стороной детектива, который промчался по тёмной аллее и стал исследовать, сил не жалея, труп, который оставил Джек.

А это погоня за Джеком! Стремительно мчится детектив. Его чувства волнительны: только что он обнаружил оружие! Прочь из головушки мысли досужие! Ведь убедился он в том то, что утром крепко повздорил Джек с будущим трупом. После чего, гад такой, он учтиво стал обходить молодца- детектива, который стремительно шёл по аллее и быстро исследовал, сил не жалея, труп, который оставил Джек.

Вот трупы, которые сделал Джек.

                                                                               СКТВ                                     «XX & 1»Ведущие: Екатерина Ермакова и Валерий Мазанов                                             Программа концерта7

1. Отрывок из поэмы Р. Рождественского «210 шагов» «Лирическое отступление о школьных оценках»: исполняют студенты III курса, постановка ИВК.

2. Стихотворение «XX & 1» (автор ИВК): исполняет Е. Ермакова (143).

3. Танец «Ретро»: исполняют студентки II курса математического факультета, постановка О. Мордкович.

4. Песня «Улыбка» (муз. М. Таривердиева, сл. М. Пляцковского): идея М. Рахимова (122) и В. Реутова (122), исполняет Владимир Реутов в сопровождении хора.

5. Песня «Молодость» (автор В. Комарова): исполняет ИВК.

6. Стихотворение «Кто не с Матфака – не поймёт» (автор ИВК): читают Е. Ермакова (143) и В. Мазанов (111).

7. Танец «Латино-американский интеграл»: исполняют Г. Скачков (132) и С. Дровняшина, постановка исполнителей.

8. Инсценировка песни «Облака» (идея А. Старикова (151), постановка Думы Матфака): исполняют студенты математического факультета.

9. Песня «Как птенцы из гнезда…» (муз. Л. Ваксман, сл. Д. Воронков): исполняет Н. Каменщикова (122)

10. Фантазия «Тишина на Матфаке»: идея М. Мугинова (131), автор текста С. Смольяков (113), исполняют участники концерта.

11. СТЭМ «Следственный эксперимент» (автор текста ИВК): читает С. Смольяков (113), исполняют П. Накипов (151), В. Реутов (122), А. Стариков (151).

12. Миниатюра «Барабанщики»: режиссёр-постановщик-дирижёр А. Стариков (151), исполняет весь цвет Матфака.

13. Танец «Медленный вальс»: исполняют Г. Скачков (132) и С. Дровняшина, постановка исполнителей.

14. Цирковой номер: исполняет И. Малькова (112).

15. Стихотворение «О ребятах Матфака» (автор ИВК): исполняет Е. Ермакова (143).

16. Танец «Им нравится это»: исполняют студенты математического факультета, постановка исполнителей.

17. Монолог «Мечта Матфака»: автор ИВК, читает автор.

18. Песня «По бугоркам…» (фольклор Матфака): исполняют Н. Каменщикова (122) и ИВК.

19. Финальный танец: исполняют студентки Матфака, постановка исполнителей.

20. Неоновая феерия (стихотворение из книги М. Семеновой «Волкодав»): текст читает С. Смольяков (113), исполняют студенты Матфака.8

                                                               Результаты

Диплом за организацию концерта и оформление программки. Диплом второй степени за исполнение миниатюры «Барабанщики». Диплом первой степени областного фестиваля СКТВ был вручен студентам математического факультета ПГПУ за исполнение миниатюры «Оркестр» («Барабанщики» по-нашему).

                                                    Из газеты «Учитель»                                                               Апрель, 2000

«<…> сколько выдумки, фантазии, задора и увлечённости, как здорово работает сильная половина факультета! А необычная неоновая феерия – это признание в любви к своему факультету, такой неожиданный и красивый финал.

<…> Хочется сказать самые тёплые слова главному организатору, автору стихов, певице и гитаристке ИВК. Когда за дело берётся целеустремлённый способный и неравнодушный человек – результат радует и зрителей, и исполнителей. <…>»9

Любовь Михайловна Пучкова,член жюри СКТВ-2000                                                                   Май, 2000                        Звёзды Матфака

Каждому ближе знакомые звёзды на родном небе. Мы узнаём своих Медведиц – Большую и Малую, – а где-то любят созвездие Центавра.

У меня есть мнение: на математическом факультете не бывает плохих студентов. Есть только хорошие и очень хорошие. Последняя категория не многочисленная. И попадают в неё те, о которых принято говорить: «мал золотник, да дорог».

Особенно приятно сказать мне о двух студентах Матфака выпуска—2000 (символично, не правда ли?), получавших второе высшее образование на базе бакалавриата. Как администратор я знаю «героев факультета» в лицо. Как преподавателю, целый год работавшему в их группе, мне знакомы они как прилежные студенты. Общение в неформальной обстановке позволило открыть их как неординарных личностей.

Юлия Викторовна Соловьёва. Это имя с сентября прошлого года значилось в ведомости на получение именной стипендии мэра города Перми. Также будут звать своего учителя ученики одной из пермских школ (вот кому-то повезёт!).

Юля постоянна в своих привычках: в этом году, освоив специальность, она получит диплом того же цвета, что и в прошлом, когда отлично закончила бакалавриат – красного. Давно не в моде называть умных женщин синими чулками. А если бы автор этого прозвища увидел нашу Юлю, то и не придумывал бы глупости. Обаятельна, эффектна, с лукавинкой в умных глазах.

Очарование и интеллект не единственные Юлины достоинства. Если бы проводился конкурс на лучшего старосту, то по всем мыслимым и не мыслимым номинациям она была бы «впереди планеты всей». Её деловые качества могут поспорить только с её же умением общаться с компьютером.

Андрей Владимирович Стариков. Уже сама фамилия (star – звезда) обрекла его на такую известность, которой могли бы позавидовать многие акулы шоу-бизнеса. Начиная появляться на сцене с первых лет обучения (КВНы, студвёсны, факультетские концерты), к пятому курсу Андрей прочно занял лидирующую позицию в рейтинге популярности на факультете. (Достаточно вспомнить нашу панику перед последней игрой КВН, когда он отказался от участия в связи с началом сессии.)

Председатель Думы Матфака Андрей Стариков стоял у истоков её создания, и помнит все знаменательные события факультетской жизни. А его личный вклад в культурную деятельность факультета просто неоценим. Чувство юмора, невозмутимость и особый склад ума принесли Андрею уважение и любовь своей группы, профоргом и душой которой он был с третьего курса.

151 группа и факультет гордятся Юлей и Андреем. А я немного грущу о расставании и завидую тем, с кем они будут работать и общаться в будущем.

На Матфаке звёзды все. Только некоторые светят ярче.

«В любви признавалась» ИВК

Амнистия была возможна

2000—2001 учебный год

Любой студент Матфака должен знать меру, норму и предел.

Анекдот + ИВК                                                                         События

Посвящение в студенты. Первая шоу-тусовка «Сам себе Матфак!». КВН (достаточно неплохо, мне помнится). Вузовский конкурс «Мисс ПГПУ» – Ольга Таганова (111 группа). СКТВ—2001 «Начало» (призы за лучшую организацию концерта и музыкальное оформление, итог – середина «турнирной таблицы»). Последний звонок.

                                      ***

Первый год моей жизни в деканате Ирина Сергеевна мне существенно помогала. Однако объём работы был значительным, и потребность во втором заместителе возникла с необходимостью. Конечно, Ирина Сергеевна задала мне вопрос о том, на какой функционал мы ищем человека. Я должна была выбрать – заниматься учебной или внеучебной работой.

Организация как тип деятельности мне всегда удавалась. У меня не было проблем с составлением расписания или решением иных вопросов в рамках учебной работы факультета. Но, однажды узнав вкус неформального общения со студентами, ощутив себя в круговороте студенческого творчества, от этого невозможно отказаться добровольно.

Думала я недолго. Полминуты. И моя дальнейшая судьба была предрешена. О принятом решении я не пожалела ни разу.

Спустя где-то лет восемь мне был задан вопрос:

– А что ты будешь делать, когда тебе надоест развлекаться? (Внеучебная работа в глазах «серьёзных преподавателей» была недостойной внимания тратой времени.)

Я зависла с ответом, потому что тогда искренне не понимала, как это может надоесть? Спустя ещё восемь лет я осознала – это не лечится. Уйти с должности замдекана по ВР можно. Но совершенно по другим причинам: дать дорогу молодым (я об этом мечтаю!), под влиянием внешних жизненных обстоятельств, ещё каких-нибудь. Но надоесть эта работа не может. Это как альпинизм: лучше гор могут быть только горы…

Не раз – в порыве эмоций или от усталости – я говорила себе или окружающим:

– Всё, хватит! Это последняя весна (последний год, последняя декада, последняя олимпиада…).

Но заканчивался август, и в моём планинге появлялись записи: вставить олимпиаду в расписание, найти разработку марафона, назначить собрание по весне и т. д.

А сознание и подсознание в редком единомыслии продуцировали фантазии для воплощения в грядущем учебном году. И тогда думовцы или деканат вздрагивали от моих слов:

– Слушайте, у меня тут появилась идея!..

                                                                         Из жизни

В ходе проведения первой шоу-тусовки «Сам себе Матфак!», первокурсникам было дано задание – нестандартно расшифровать аббревиатуру «ПГПУ». 111 группа сделала это гениально: Помоги, Господи, Паше учиться.

Не помогло, – энергии просьбы хватило ровно на два года…


Из лекции на математическом факультете:

– Строим график функции. С чего начнём?

– С осей координат…

                                      Сочинение на заданную тему                      Швец, жнец и на дуде игрец

Когда я в 1984 году поступала на Матфак, из 175 первокурсников мальчиков было пять. Очевидно, что традиция беречь мужской контингент восходит к последней трети двадцатого века. Мальчишек было мало. Их забирали в армию. Некоторые из них потом не возобновляли обучение, поэтому заканчивало Матфак их ещё меньше.

Как видно, девушек было в 35 раз больше юношей. На мой взгляд, это не просто «в разы» или «на порядок» больше, а просто «в разы порядков». Может быть, поэтому мужская инициатива «растворялась» в общей массе жизни факультета. Во всяком случае, ни одного студента сильной половины человечества в стройотряде «Молодость» не было.

В конце прошлого века ситуация слегка изменилась. Во-первых, снизился план приёма. Уже в 1988 году вместо семи групп набирали шесть, в 1993-м – пять, а в 1999-м – четыре группы. (В 2004 году принимали уже три группы: две на бакалавриат и одну специалистов. В 2006 год – по одной, а с 2011-го – вообще одну. Затем началось снижение контингента с двадцати человек до пятнадцати. Но это к делу уже не относится, хотя…)

Во-вторых, в девяностых мальчишки стали как-то больше привечать наш факультет. Итог – количество ребят повысилось и в абсолютных цифрах, и в относительных (на «женскую душу населения»). Они составили элиту факультета, если не по уровню интеллекта, то уж по креативности – однозначно. Меня тогда волновали другие проблемы, к внеучебной работе я отношения не имела. Ну, или имела, но самое отдалённое. В основном по просьбе Марины Рюриковны Игошевой (сейчас Карпиной), которая на тот момент была негласным (или гласным? что-то не помню уже) организатором студенческой жизни на факультете. Именно тогда (не помню для чего, возможно для КВНа) я переделала слова двух песенок: «Чёрный кот» и «Я готов целовать песок…», посвятив первую мужчинам Матфака, а вторую самому Матфаку, но от мужского лица.

На страницу:
2 из 7