Полная версия
Искусство тетриса
Камни на дороге
Обучаясь чему-либо, человек практически в точности повторяет поведение ребёнка. Сначала ему просто любопытно, затем любопытство перерастает в интерес, потом, когда человек более-менее уже может «держаться в седле», он сталкивается с неадекватной оценкой собственных возможностей и начинает думать о себе гораздо выше, чем оно есть на самом деле. Это положение неизбежно приводит к тому, что человек получает проблемы там, где их быть, по его мнению, не должно. В принципе, это нормально, особенно если допускаемые им ошибки человек превращает в собственный опыт с помощью спокойного логического анализа. Совершенно другой оборот дело принимает, когда и если человеку так и не удаётся разглядеть свою ошибку, и всё дальнейшее обучение как бы застопоривается. Например, на сравнительно ровном участке дороги начинающий велосипедист может чувствовать себя весьма уверенно, он делает различные повороты, он может разгоняться или тормозить. Но стоит ему поехать под горку, как от его былой уверенности может и следа не остаться. Он привык, что скорость движения полностью зависит от него самого, но тут его усилий абсолютно не нужно, сила тяжести разгоняет двухколёсного коня сама. Далее бедолаге становится очевидно, что все его навыки маневрирования на такой скорости практически ничего не стоят. Он пробует затормозить, но велосипед начинает угрожающе заносить в сторону. Чем дольше будет длиться эта паника, тем катастрофичней будет итог такой головокружительной поездки. В таком случае нужно падать с велосипеда и чем быстрее, тем лучше, потому как лучше разодранные локти и колени, чем шея в гипсе. Оправившись от травм, человек ещё какое-то время будет опасаться выезжать на протяжённые участки дороги с уклоном. Иными словами, покорение горных троп на велосипеде отложится до следующего сезона или до того момента, когда человек сумеет самостоятельно постичь искусство управления на большой скорости или когда он найдёт сведущего в этом предмете наставника. Ну, это так, весьма отвлечённый пример. Суть проблемы, как правило, доходит гораздо быстрее, если говорить предметно и на вполне объективные темы.
Принимая решение начать обучение, человек руководствуется чем угодно, но только не тем, на что эти знания направлены в принципе. Это и не мудрено по той простой причине, что ничего подобного в цивилизации до этих пор не было, так откуда же могло взяться это понимание? Говоря коротко, мотив для начала обучения звучит коротко: «Надо навести марафет в своей жизни». Иными словами, человек в той или иной степени видит, что в его жизни не так, и решает по этому поводу кое-что предпринять. При старой стратегии обучения человек начинал тереть программы, но не потому, что действительно понял, что это такое на самом деле, а потому, что так сказали. Он начинал плотное общение с ИП, почувствовав вкус к новому способу получения информации. Он начинал простраивать ситуации исходя из того, что считал для себя целесообразным. Получаемые результаты говорили ему, что он находится на верном пути и его намерения по наведению марафета вполне возможно осуществить с помощью методов Системы Знаний. Но…
Тот, кто более-менее вник в суть этих знаний, тот понял, что самостоятельно постичь всю эту науку весьма и весьма затруднительно, и без советов или более развёрнутых пояснений с моей стороны обойтись невозможно. В таких случаях мне звонят или пишут. В этих разговорах есть одна общая черта – ещё никто не предугадал, в какую сторону развернётся беседа! Любой из этих разговоров заканчивается полнейшей озадаченностью ученика. Не думаю, что сильно ошибусь, если предположу, что кроме, открыто выраженной благодарности за беседу, ученик параллельно недоумевает: «что я не так делаю?». Это недопонимание есть, и его суть в том, что мы смотрим на вещи совершенно в иной плоскости, в том числе и на само обучение. Для меня цель обучения заключается в том, чтобы научить человека мыслить совершенно новыми для него категориями и принципами, а не в том, чтобы просто сделать ученика сытым, богатым, здоровым и мало-мальски интересным человеком. И то, по каким темам приходится вести беседы с учениками, ясно показывает, что наши понимания сути и возможности знаний весьма серьёзно разнятся.
Взять хотя бы маятник и ИП. Едва освоив основные приёмы работы с маятником, ученик получает в распоряжение нечто, что способно выдавать готовые ответы. Подумать только, какая прелесть, не надо лишний раз напрягать мозги.
Суть этой проблемы в той самой природе Зёрен Духа, находящихся в тонких телах сознания человека. Именно эти самые Зёрна и формируют шоры, которые и направляют внимание ученика. Условия Шаблонов никоим образом не способствуют тому, чтобы человек действительно чему-нибудь успевал научиться. Находящемуся в настоящем цейтноте псевдо-Духу остаётся лишь быстро схватить то, до чего можно дотянуться, и постараться использовать это на полную катушку, пока хозяин не вернулся. В итоге получается так, что, обретая какое-либо умение или талант, человек его просто пользует, не удосуживаясь разобраться в его сути и настоящих возможностях. И обращается он с ним соответственно, зачем холить и оберегать то, что, в общем-то, тебе не принадлежит, а если и принадлежит, то временно. Вот и получается, что настоящего мотива разобраться в сути явлений не возникает. То место, где должен был вырасти этот интерес, занято меркантильными личными нуждами, ограниченными узостью внимания. Но это только одна грань проблемы, в которой, если говорить с некоторой натяжкой, вины ученика нет. Но есть и вторая грань. По мере увеличения количества контактов с ИП ученик отбрасывает то, что более затратно по времени. А именно, многие приёмы, такие как тесты «Лучшее решение» и «Шустрое решение», почему-то выпадают из арсенала средств, работа с подсказками (один из способов работы с алфавитом), в которых даётся лишь намёк на имеющуюся проблему, по сути дела вообще не ведётся! Вместо этого, ученики подсаживаются на развёрнутые комментарии с готовыми ответами. На вопрос «Когда ты в последний раз оценивал(а) качества общения с окружающими, в ответ звучит гулкая тишина. И это только первое, что пришло в голову. Удивительное дело, получается, что начинающие работают с маятником более качественно, чем уже как бы опытные. Абсурд. Складывается такое впечатление, что человек, как нерадивый студент, пробегает по параграфам, словно это какие-нибудь зачёты, которые в конечном итоге дадут ему право на диплом. Но дипломов в Системе Знаний нет, и не будет. Жизнь всё расставит по местам, и тот, кто просто собирал автографы в зачётке, в один прекрасный момент серьёзно получит по голове. Я не устану повторять, что ничего, что написано в книгах, не сказано просто так ради красного словца. Всё написанное и сказанное имеет огромное значение, но ученики всё равно предпочитают пользоваться полученным от меня по своему усмотрению! За низкие оценки учитель отвечает лишь в том случае, если он задаёт задания по теме, которая ещё не изучалась на уроках. Но это некорректное, а посему недопустимое поведение для настоящего учителя. Во всех других случаях неуспеваемость – проблема самого ученика.
Кроме непосредственной работы с маятником, недостаток должного внимания также наблюдается и с освоением теории. Очень многое, если не вся теоретическая база воспринимается чем-то эфемерным, имеющим прикладное отношение к обыденной жизни. Потрясающая недоработка, влекущая за собой далекоидущие последствия. Повторюсь, ничего маловажного в книгах нет, и если столько времени и места отведено на чистую теорию, то это может означать только одно – это чертовски важно. Теория – это система, только опираясь на которую возможно разобраться с человеческой жизнью. Хватая что-то наугад, беря лишь то, что интересно или понятно, категорически невозможно не только навести должный порядок в жизни, но даже и просто получить хоть сколько-нибудь стоящие результаты. Вот вам такая задачка: человек получает задание построить некую сложную конструкцию, состоящую из тысячи сложных деталей. Вопрос: сколько времени у него уйдёт на работу, если он ссыпал все детали в одну кучу, а подробную инструкцию изучить не удосужился. Весьма очевидно, что конечный результат так и не увидит свет. В своё оправдание он может заявить, что он же всё-таки работал, и предъявить даже некие отдельные узлы большой конструкции, которые он сумел-таки собрать, пользуясь тем, что уже знал о методах сочленения подобных деталей. Именно так и происходит, если брать отдельные куски чего-то нового и такого огромного, что даже сразу в мозг не впихивается.
Все теоретические выкладки необходимо знать на «ять». Это обязательное условие любой деятельности. Свободное владение теорией позволяет очень быстро ориентироваться в поисках ответов самостоятельно, а не обращаться за помощью по любому поводу. Взять хотя бы вопрос о Расовой позиции человека. В первую очередь следует напомнить, что эта тема дана для того, чтобы было возможно быстро и чётко определить основные качества человека, его характер, его интересы и так далее. Это, в свою очередь, помогает не только лучше понять самого себя, но и также позволяет найти оптимальные модели поведения с окружающими. Многих ставит в тупик то, что Расовые позиции иногда «прыгают»: вчера человек высвечивался, например, как голубой созидатель, а сегодня он вдруг «упал» в оранжевую позицию. Подобные «сюрпризы» выливаются из того, что в расчёт должны браться все три Расовые позиции, а не одна. По-хорошему к Расовым позициям надо добавлять и неэволюционную установку Судьбы и устремления человека. Одним словом, будет совершенной ошибкой пытаться описать такое сложное явление, как склонности характера и другие качества человека всего одной фразой. Человеческая сущность – это не камень и не деревяшка. Вчера у него было замечательное настроение, и он смотрел на мир полным надежды взором, а сегодня у него случился ряд неприятностей, и он уже видит во всём непонимание его устремлений. Вполне естественно, что человек, получив нагоняй на работе, на какое-то время даже думать о ней не захочет, а просто уйдёт в семейные дела, где ему всё понятно и комфортно. Иной раз бывает ещё круче, вчера человек был в Расах, а сегодня оказался в имитаторах. В голове возникает вполне закономерное недоумение – «Как же так, я знаю этого человека сто лет, он понимающий, разумный, местами даже добрый, и вдруг – имитатор или даже вампир!». И что же делать дальше, ведь в книгах чёрным по белому сказано, что коварней существа не бывает. На самом деле опять произошла та же ситуация, человек попал в очень тяжёлые обстоятельства и под их давлением на какое-то время отбросил свои настоящие взгляды на жизнь. На Расовые позиции нужно смотреть шире, а не использовать их как некую матрицу, с помощью которой можно просветить человека подобно рентгеновским лучам. В том числе нельзя воспринимать позицию имитатора однозначно негативной. Если рассматривать это вопрос со всей широтой, то получается следующая картина. По своему определению, имитатор – это человек, который потерял свою эволюционную задачу, то есть его истинный Дух впал в «кому». Это положение по всем, что называется, параметрам соответствует и тому, кем на данный момент являются все, кто взялся за обучение. Ни один из Духов, ни при каких условиях, не поставит эволюционной задачей для человека поиск свободы. Вот и выходит, что даже если человек и не проявляет основные качества имитатора, то является таковым, потому как утратил эволюционную задачу.
А кто же всё-таки рулит?
Подобные вышеописанные противоречия кого угодно могут поставить в тупик, что неизбежно сказывается на эффективности дальнейших действий. Суть этой проблемы описывается коротко, ученик вроде пытается думать как хозяин своей жизни, принимая роль Духа, но ведёт себя при этом не выходя из привычных человеческих рамок. Это происходит вследствие недостаточной критической позиции к собственной персоне, которая диктуются Зёрнами Духа, являющимися фундаментом личности. Именно эта внутренняя слепота не позволяет рассмотреть ни чувства собственной важности и исключительности, ни свою глупость и самонадеянность, ни жалость к самому себе и вопиющую невнимательность к окружающим, причём как с позитивной стороны, так и с негативной. Корни этого опять-таки скрыты в человеческой природе, человек завсегда готов себя оправдать. По большому счёту, человек готов признать себя виноватым только в одном случае, если это сулит вполне очевидные выгоды. Но такая позиция крайне далека от объективности и не может дать верную оценку ни ситуациям, ни обстоятельствам. А если объективной картины нет, то надеяться на эффективную деятельность – верх самомнения! Для чёткого понимания придётся рассмотреть все упомянутые негативные качества учеников более детально.
Начнём с роли Духа, которую силится принять ученик. Эта роль характеризуется, в первую очередь, своей претензией на свободу самоопределения. Приступая к обучению, человек совершает первый и самый важный шаг – он отвергает практически все цивилизационные устои и традиции. Он начинает смотреть на вещи и явления абсолютно с иной высоты, чем положено среднестатистическому псевдо-Духу, и пытается действовать в обыденной жизни именно со своих новых позиций. Человек перестаёт слепо доверять тому, что раньше вызывало у него непререкаемый авторитет. В качестве примера можно взять хотя бы религии и семейные ценности. Всё это выливается в то, что ученик начинает замечать, что окружающие ведут себя крайне глупо. Он улавливает лёгкий оттенок того, что чувствуют истинные Духи по отношению к человечеству, и вольно или невольно начинает вести себя подобным образом. Это проявляется в том, что человек достаточно резко меняет свой круг интересов, его перестают прельщать старые удовольствия, а прежний круг общения способен породить у него лишь скуку. Подобные оценки можно было бы назвать абсолютно справедливыми, если не одно следствие. Человек начинает задирать нос, чувствуя собственное превосходство над окружающими.
Важно понимать, что чувство собственной важности – это не только надменный нрав и вызывающее поведение. Второй, не столь откровенной гранью этого качества личности, является оценка человеком собственных проблем и возможностей. Читая, к примеру, о семейных отношениях, он приходит к однозначным выводам, но последовать им в жизни у него не получается. Он осознанно или нет, но делает себе послабление, считая, что это на бумаге всё так просто, а вот лично у меня обстоятельства совершенно иные и сложнее на несколько порядков. Точно такая же картина может складываться и с поиском соответствующей сферы занятости. Человек полностью согласен с тем, что на имеющейся работе он очень мало реализует свой потенциал, но сменить работу не спешит, потому что, как обычно, выбирает из двух зол привычное, а не меньшее. В человеческой природе главный приоритет отдан не поиску новых перспектив, а отстаиванию стабильного. Чтобы пуститься на поиски нового, нужно полностью отказаться от старого, но человека это страшит. Он не привык так рисковать. Поиск новых отношений заменяется поисками того, что было хорошего в прежних. Перспектива интересной работы разбивается об опасения потерять стабильный кусок хлеба, хотя, как правило, новая работа сулит даже хлеб с маслом. Такой подход к организации собственной жизни приводит к тому, что создаётся некий список, с чем человек готов работать, а с чем – нет. Особенно чётко этот аспект чувства собственной важности становится виден у тех учеников, кто пытается работать с людьми. Зачастую они с лёгкостью дают советы, которым сами следовать не в состоянии.
Чувство собственной важности идёт рука в руке с жалостью к собственной персоне. Наталкиваясь на одну из ключевых проблем, человек начинает увиливать от её решения. Он начинает делать всё что угодно, но только не то, что следует. Ему то не хватает времени, чтобы всё обдумать, то на него наваливаются срочнейшие дела, то он находит, по его мнению, более важные и интересные темы. Человек готов рассмотреть любые варианты, но только не признать себя малодушным персонажем, пасующим перед принятием действительно важного решения. Этот страх способен даже затмить уже имеющийся у человека опыт. Например, ставить на место наглых родственников он уже может, а вот урезонить хамоватого продавца в магазине – нет. Или наоборот, сути дела это не меняет. Качество жалости к себе любимому опасно тем, что человек признаёт свою слабость, а для достижения свободы требуется воля и дисциплина. И эта дилемма может привести даже к отказу от обучения. (Эта тема будет освещена ниже, поэтому пока упустим её). И игнорировать её бесконечно не получится. Это неизбежно по той простой причине, что ничто в этом мире не стабильно, всё течёт и изменяется, это Закон. Любая мелкая рана, если её не промыть, способна стать эпицентром заражения всего организма. Рану следует промывать, как бы это ни было больно. Рано или поздно, но человек окажется перед жёстким выбором, куда ему следует идти. Его слабости будут тянуть в прежнее болото, с которым он уже как бы расстался, и, скорее всего, человек изберёт именно это направление, потому как его смелости и настойчивости не хватило даже в менее жёстких условиях.
Ученик, чувствуя себя Духом, из-за собственной важности и жалости остаётся вполне способным на обычную человеческую глупость и самонадеянность. Начав применять методы Системы Знаний, ученик получает достаточно весомые результаты, если, конечно, у него хватает самокритики понять, что ничто не упало на него, как манна небесная. Эти результаты начинают скапливаться, но то, что чёткого и ясного понимания у ученика не сложилось вследствие расплывчатого знания теории и пунктирного внимания, приводит к весьма опасной позиции. Опасность такого положения в том, что человек теряет из виду ту грань, за которой он оказывается уже не способным действовать эффективно. И как правило, это становится очевидно, когда ученик уже оказывается по самые уши за этой самой гранью. Это опять подтверждает принцип о том, что если объективные проблемы не заметить вовремя, то они обязательно перерастут в катастрофу. И чтобы такие проблемы стали очевидными, надо это что-то не совсем понятное довести до гротеска или абсурда. Хорошо, если ситуация будет выглядеть просто смешной, но, как правило, такие ситуации имеют противоположный характер. Я всегда говорил, что эти знания призваны вести человека к свободе, и для легкомысленных игр на этом пути нет ни места, ни времени.
К вышеперечисленным качествам ученика можно было бы добавить ещё несколько, но это только уведёт в сторону от вопроса, который взят в качестве заглавия данной статьи. Вопрос, кто рулит учеником, далеко не риторический. Это очень важный вопрос, прямо скажем, основополагающий. Представьте, с какими проблемами сталкивается лётчик, если он неуверен, кто управляет самолётом – он или автопилот? Положение ученика ещё сложнее, у лётчика хотя бы лампочка горит, когда автопилот включён. Ученик же оказывается в кошмарной ситуации, в которой автопилот (человеческая модель поведения, продиктованная прежним опытом) включается как бы спонтанно. Не имея должных критических инструментов, ученик не может увидеть признаки тех условий, при которых он теряет возможность принимать адекватные решения, и идёт на поводу у своей прежней природы, от которой он так старается избавиться. Подобный парадокс может перерасти в грандиозную растерянность, попав в которую человек может окончательно потеряться: кто он, что он и куда он идёт. В этом случае у ученика остаётся только одно – искать кого-нибудь, кто бы мог объяснить ему, правильно ли он поступает или нет. В общем и целом ученик оказывается лишён возможности делать самостоятельные выводы. И так как среди обычного окружения искать советы так же бессмысленно, как и пытаться затащить футбольного фаната в театр, то он обращается ко мне. Кстати сказать, далеко не все идут на прямой контакт. Кому-то мешает некий страх оказаться глупее, чем он сам о себе думал, кто-то самонадеянно полагается, что во всём способен разобраться самостоятельно, кто-то просто не придаёт должного значения тому, что происходит в его жизни. Словом, причины не обращаться за помощью были только что нами описаны.
Как порвать детские рисунки?
Кто-то может предположить, что те, кто набирается смелости и обращается ко мне, являют собой другую картину. На самом деле, спектр проблем и печалей тех, кто связывается со мной, и тех, кто упорно занимается сам, один и тот же. Всё дело в том, что я смотрю на всех людей как на явления, а не как на персонажей. Это отдельному персонажу кажется, что его жизнь и он сам являются чем-то ценным и уникальным. Это вполне справедливо, но только в очень малой степени. Чтобы проверить это, достаточно трезво оглянуться вокруг. Да, действительно, нет двух совершенно одинаковых личностей, но вот только все они варятся, по большому счёту, в одном и том же. И с какого перепугу те, кто обращается за помощью или будут обращаться в дальнейшем, должны отличаться от всего остального человечества? Скорее этот срез общества покажет, как будут себя вести остальные, если начнут обучение.
Анализ подобного общения привёл к следующему выводу. Ученики ни на ранних стадиях обучения, ни на последующих так и не могут понять ни в чём цель этих знаний, ни тех возможностей, которые они могут открыть. Как уже было сказано, любое действие начинается с мотива, это положение касается и обучения. Мотивом всегда выступает убеждение человека, что что-то в его жизни идёт не так, как он бы посчитал правильным и справедливым. Никакие другие аспекты жизни не участвуют в формировании мотивов. Грубо говоря, человек начинает чесаться только тогда, когда появляется настоящий зуд. Кто-нибудь, когда-нибудь видел, чтобы кто-то чесался заранее? Для этого требуется потрясающее внимание, которого у человека нет ввиду его ограниченной природы. Это значит, что те жизненные нюансы, которые весьма слабо проявлены в обыденной жизни, практически не берутся в расчёт при формировании человеком мотивов для своих действий. Если вы имеете дело с дальтоником, то поговорить о красках заката вам вряд ли удастся. Все эти положения проявляются тем, что ученик, несмотря на количество пройденных ступеней, продолжает копаться в рамках общечеловеческих проблем. А именно, здоровье, разного рода отношения и далее по спектру. Иными словами, ученики используют знания и методы Системы Знаний для того, чтобы поуютней устроиться в этом мире. Следует понимать, что сама Система ни в коей мере не против уюта, вовсе нет, этот фактор очень важен. Дело в том, что создание этого уюта затмевает собой всё остальное, а это уже чревато.
Применяя знания по своему усмотрению, человек получает некие результаты и видит в них потрясающие достижения. Он готов об этом рассказывать, ожидая если не похвалы, то хотя бы признания. В справедливости этим притязаниям отказать трудно, но что, если дальше этих побед дело не идёт? Конечно же, когда ребёнок в первый раз правильно завязал шнурки на ботинках, это стоит того, чтобы похвалить малыша. Но кто будет хвалить за эти же действия подростка? Иными словами, первичное обретение опыта – это достойный похвалы факт, а постоянная демонстрация одних и тех же достижений – это уже тоска зелёная. Человек однозначно помнит, какие потрясающие чувства даёт новая, свежая победа, но жажду ловить эти ощущения почему-то не проявляет. Казалось бы, очередной парадокс человеческой природы, ан нет. Те же яйца только в профиль. Ограниченное внимание не даёт возможности определить направление, которое может скрывать за собой очередную победу, а стремление к стабильности отнимает саму возможность этих действий. И человеку остаётся радоваться своим «детским рисункам», несмотря на то, что в его руках находятся инструменты и материалы, с помощью которых можно создать непревзойдённый шедевр.
Ещё более внятно это положение может пояснить такая картина. Представьте, пара матёрых волков, рыская по лесу, нашла стайку неприкаянных, брошенных на произвол судьбы волчат. Они их привели в своё логово и не только помогли зализать волчатам их раны, но и стали воспитывать. Прошло какое-то время, за которое взрослые волки научили подросший молодняк всем премудростям жизни в лесу. Они научили их, как прятаться от опасностей, как находить добычу и убивать её, как тренировать своё тело, чтобы оно было крепким и сильным. Казалось бы, всё чудесно, да вот только волчата так и не сумели избавиться от своего страха. Они вроде бы и не стараются оставаться на иждивении у своих приёмных родителей, но едва лишь высунут нос из тёплого и безопасного логова, как страх сковывает всё, чему их учили. С учениками всё происходит примерно так же. Страх перед жизнью не даёт им возможности покинуть то колесо проблем, внутри которого они бегают. И дело тут даже не в диктате Зёрен Духа, хранящихся в тонких телах, тут дело в самом человеке.
Уже не раз говорилось, что ученики, даже проявляя жгучий интерес к свободе, в огромной степени остаются людьми со всеми вытекающими отсюда последствиями. Главное отличие позиции Духа и позиции человека состоит в том, что Дух рассматривает окружающих как условия, в которых ему предстоит действовать, а человек видит в окружающих судей. А если это так, то человек будет из кожи вон лезть, чтобы найти признание среди себе подобных. И никакие самооправдания, никакие обещания самому себе, ни успешность разовых побед не могут поколебать это положение. Страх оказаться белой вороной не позволяет человеку действовать смело и открыто. Этот страх подрывает уверенность человека в собственных силах, что обязательно сказывается на эффективности его действий. Любая неудача скорее человеку скажет, мол, куда тебе соваться в такие дела, чем породит отчаянное намерение добиться своей цели. И что же в такой ситуации остаётся человеку? Ответ прост: во-первых, надо твёрдо отдавать себе отчёт в том, что он уже не совсем человек, то есть его мера ценностей и взгляды на действительность серьёзно отличаются от общепринятых. Во-вторых, надо воспитывать в себе такие качества, как железная воля и непреклонное намерение в достижении своих целей. А всё потому, что страх имеет двойной эффект. Страх парализует лишь того, кому кажется, что ему ещё есть что терять. Но когда терять уже нечего, когда человек оказывается припёртым обстоятельствами к стене, но воля ещё в нём не умерла окончательно, то страх уступает. Страх – это очень благородный противник, он может жестоко мучить слабого волей, но перед мужеством он с почтением снимает шляпу и складывает оружие. Именно в мужестве такого рода и проявляется сила и величие Закона Свободы Воли. У человека есть право не участвовать в том, что, по его мнению, губительно или бесперспективно, что, в принципе, одно и то же. И каким бы ни казался ужас диким, справится с ним проще всего.