Полная версия
Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Главная книга по транзактному анализу
Реальность и другие люди не только мешают человеку сразу удовлетворить его желания, но и постоянно угрожают его жизни. Всевозможные энергетические системы вокруг него: бурные моря, жестокие ветра, изрыгающие лаву вулканы, готовые к прыжку звери и, наконец, агрессивно настроенные человеческие существа – все они также ищут пути уменьшить свои напряжения. Все эти мешающие динамические предметы не только раздражают человека, но и вынуждают следить, как бы не помешать данным предметам слишком уж жестким или недопустимым способом. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами, чтобы удовлетворить свои желания максимально быстро и с наименьшими проблемами.
В некоторых частях света для этого применяется магия. За небольшое вознаграждение, например, за десяток собачьих зубов или пластинку для проигрывателя, новогвинейский колдун наведет порчу на соперника, досаждающего его клиенту. Он сделает это, воткнув колючки в сплетенное из травы изображение жертвы. Обитатели мест, в которых часто случаются ураганы, полагают, что ветер любит сырое мясо – чтобы умилостивить управляющего ветром бога и предотвратить катастрофы в будущем, ему приносят в жертву животных. В некоторых частях света люди представляют смерть кем-то вроде официанта, падкого на чаевые, и улучшают свое самочувствие щедрой благотворительностью. В нашей стране в подобные вещи в основном не верят, а полагают, что наилучший метод – изучить, как ведут себя другие люди и природа в различных условиях и как добиваться от людей и природы желаемого результата с максимальными шансами на успех. Итак, чем вернее мы судим об окружающем мире, тем вероятнее получим то, что хотим.
Чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятности, человек должен научиться управлять своими либидо и мортидо. Иначе говоря, он должен уметь ждать. Также ему необходимо научиться правильно судить о своем окружении и умело обращаться с ним, чтобы уменьшить опасность поражения и гибели, когда наконец придет время действовать.
Это проблема управления. Человек должен уметь контролировать три вида сил: самого себя, других людей и природу. Принцип Реальности гласит: чем более реалистичен человек – то есть чем точнее воспринимает он эти три аспекта – тем скорее и полнее он сможет безопасно удовлетворить свои либидо и мортидо. Принцип требует, чтобы человек формировал четкие образы.
Как правило, у людей складываются вполне удовлетворительные образы некоторых окружающих их вещей. Хороший фермер разбирается в явлениях природы. Удачливый бизнесмен понимает, чего ожидать от людей в определенных обстоятельствах. Но лишь в редких случаях человек ясно представляет, что заставят его делать даже без его ведома собственные либидо и мортидо. Именно так и совершаются крупнейшие и наиболее частые ошибки.
К счастью, мы имеем в себе нечто, позволяющее нам справляться с трехликой действительностью, которую нам приходится удерживать в тонком равновесии. Данная система называется Эго, и, как предполагается, она действует в соответствии с Принципом Реальности. Также предполагается, что она производит правильные наблюдения и составляет правильные суждения о внутренних напряжениях индивида и о напряжениях окружающих его энергетических систем. Она руководит индивидом в соответствии с полученными данными, наилучшим образом способствуя его благу. С ее помощью индивид откладывает, когда выгодно, удовлетворение своих желаний и пытается перестроить окружающий мир таким образом, чтобы достичь цели впоследствии.
Чтобы выполнить свою задачу, Эго должно обладать определенным мастерством, чтобы управлять психической энергией, а также обращаться с людьми и вещами. Таким образом, Эго – это «орган мастерства». Он функционирует за счет энергии либидо и мортидо, постепенно отделившейся еще в раннем детстве. Данная энергия становится независимой и даже во многих отношениях противопоставляет себя первичной энергии либидо и мортидо. По мере того как личность знакомится с действительностью, энергия Эго управляет первичной энергией в соответствии с Принципом Реальности. Человек получает большое удовлетворение, управляя собственным телом при плавании и нырянии, управляя резиновым мячиком, который он гоняет по площадке для гольфа, управляя маленькими бумажными прямоугольниками, которые называются игральными картами, или управляя силой самолетного мотора. Все эти занятия дают двоякое удовлетворение: они удовлетворяют не только первичные либидо и мортидо, но и те доли либидо и мортидо, которые теперь находятся под контролем Эго.
Но даже после отделения Эго, остается огромная масса первичных либидо и мортидо. Психиатры, руководствуясь серьезными психологическими причинами, представляют эту массу как «все это», или просто «Оно». Либидо и мортидо, заключенные в Эго, и либидо и мортидо, оставшиеся в Оно, часто противостоят друг другу, а не сотрудничают, поскольку одна из задач Эго – владеть и управлять. Оно желает немедленного выражения и удовлетворения, а Эго нередко пытается заставить Оно подождать.
Так как психиатры в разных странах говорят на разных языках, они сочли удобным использовать в качестве научных терминов греческие и латинские слова, еще с древности широко известные во всем мире. Поэтому они обычно называют Оно на языке древних римлян Ид, а либидо и мортидо, оставшиеся в Ид – «инстинктами Ид».
Здесь уместно предостеречь читателя от некоторых сравнений. Поршень автомобильного мотора толкает приложенная к нему сила, но это вовсе не значит, что его толкает человечек, сидящий в моторе. Точно так же энергия Эго и инстинкты Ид – это силы, а не человечки, сидящие в нашем мозгу с заряженными револьверами и готовые сразиться друг с другом при первом удобном случае (в действительности есть и человечки, и большие мужчины и женщины, сидящие у нас в мозгу и всегда готовые заговорить, но о них речь пойдет дальше, в главе о транзактном анализе).
Наша жизнь трудна именно потому, что Эго находится в описанной выше сложной ситуации. Ему противостоят три силы, с которыми оно должно бороться, держать их под контролем и в итоге заставить их работать, чтобы удовлетворить и обезопасить индивида: инстинкты Ид, природа и другие люди. Люди обычно отдают себе отчет о существовании природы и остальных людей, но недостаточно ясно представляют, что Ид тоже является реальностью, весьма важной и беспокойной, с которой приходится считаться. Так происходит, в частности, в связи с тем, что Ид всегда прячется и находит всевозможные способы обмануть Эго.
Как бы ни был искушен человек в обращении с людьми и окружающими предметами, он не найдет покоя, если не научится так же хорошо справляться со своим Ид. В конце концов наше счастье зависит не от способности очаровывать женщин или зарабатывать деньги, а от умения установить мир в собственной психике. Проблема человеческого Эго – найти путь наименьшего внутреннего и внешнего сопротивления для безопасного удовлетворения созидательных и деструктивных стремлений. Проблема общества – воспитать созидательные стремления и подавить деструктивные.
5. Как люди выражают свои стремления
Пока человек откладывает момент, чтобы снять напряжения Ид, энергия, связанная с подавленным желанием, не находит выхода. Вдобавок Эго требуется приложить немало усилий, чтобы удержать Ид в повиновении. Большое количество энергии затрачивается также на то, чтобы удерживать соответствующую часть Ид в скрытом состоянии. Весьма напоминает деятельность тайной полиции, цель которой – лишить часть общества свободы слова. В результате общество ослабевает не только потому, что многие граждане недовольны и не могут содействовать национальным целям, но еще и потому, что немалое число людей вынуждено присматривать за недовольными. Если бы последние были удовлетворены, они бы направили свою деятельность на пользу нации, а не во вред ей, а тайная полиция стала бы ненужной, и поэтому полицейские тоже смогли бы заняться каким-нибудь полезным делом. Кто видел тюремную охрану, стерегущую заключенных, легко поймет, какой двойной ущерб это причиняет обществу. Точно так же процессы подавления приводят к потере энергии у отдельного человека.
Если Ид удовлетворяется безопасным образом, Эго отдыхает, и тогда Эго и Ид, действуя вместе, используют добавочную энергию для дела, полезного индивиду и обществу.
Природа выработала способы, позволяющие избегать такой двойной затраты энергии, поэтому желания Ид, которые не получается выразить прямо и в полной степени, могут проявляться в косвенной форме. Тем самым хотя бы часть энергии направляется на полезные цели, и у Эго получается частично отдохнуть при ослаблении напряжений Ид.
Иногда на короткое время удается вытеснить некоторые желания Ид из нашего сознания, убеждая себя, что их не существует, однако ни в коем случае нельзя забывать, что их невозможно устранить окончательно. Когда-нибудь так или иначе они пробьют себе дорогу, вопреки всем нашим усилиям. Если человек не отдает себе отчета, он может натворить немало странных дел. Признавая у всех остальных наличие бессознательных конструктивных и деструктивных стремлений, человек отрицает их у самого себя, и собственное поведение застает его врасплох.
Чем больше мы знаем о желаниях нашего Ид, тем легче избавиться от сексуальных ошибок и обуздать праведный гнев. Спустя некоторый промежуток времени, в течение которого Эго вытесняет из сознания или подавляет желания Ид, они способны косвенно проявиться, например, следующим образом: дождавшись, пока Эго уснет, они выступают, замаскировавшись в наших сновидениях.
Если напряжения достаточно сильны и не находят выхода, подавленная энергия Ид может нанести столь сильный вред организму и поведению человека, что Эго теряет контроль над частью его тела или психики. Такая потеря проявляется в виде невроза. Невроз (или психоневроз, что в нашем случае одно и то же) оказывается скрытым выражением желаний Ид. Но данным вопросом мы подробнее займемся в дальнейшем. А сейчас постараемся понять, каким образом Ид влияет на нормальное повседневное поведение, и как можно выпустить пар, не превращая свою (во всяком случае, взрослую) жизнь в череду яростных стычек.
Наиболее очевидный способ достичь этого – направить энергию на другой объект или другую деятельность. Замена должна быть достаточно близка к первоначальной цели, чтобы на какое-то время успокоить Ид, и достаточно далека от нее, чтобы избежать угрожающих последствий.
Первичная потребность либидо – как можно теснее сблизиться с другим человеком, чаще с человеком противоположного пола. Конечно, способ ее удовлетворения отчасти зависит от возраста. Теснейшее сближение младенца с другим человеком – это грудное вскармливание, что и является созидательной цель либидо у младенцев обоего пола. При искусственном питании ребенок чаще нуждается в добавочных ласках, возмещающих наслаждение от сосания. По достижении зрелости теснейшее возможное сближение – это объятие. В старости, пожалуй, самый доступный способ удовлетворить данную первичную потребность – держать кого-нибудь за руку и разговаривать[11].
Телесный контакт напрямую удовлетворяет либидо, однако его напряжение можно ослабить чем угодно, что дает ощущение сближения: физического, духовного или эмоционального. В этом смысле хорошо подойдет близкое соседство, откровенное обсуждение общих интересов или переживание общей эмоции. Помогает даже заниматься одним и тем же в одно и то же время, пусть и порознь. Некоторые разлученные пары договариваются думать друг о друге каждый день в одно и то же время, например за ужином, писать друг другу в определенное время дня и делать другие вещи, чтобы даже в разлуке быть вместе.
Однако в некоторых ситуациях подобные «предварительные наслаждения» не облегчают напряжения либидо, а лишь усиливают его или дополнительно мобилизуют. В ряде случаев, когда «предварительные наслаждения» действительно предшествуют половому акту, их интенсивность способствует полноте конечного удовлетворения. Женщины обычно верят больше мужчин, что чем сильнее партнеры любят друг друга и чем больше у них общих интересов, тем большее удовлетворение они получат от секса.
Если секс откладывается слишком долго по внешним обстоятельствам или по требованиям морали, люди используют другие возможности. Во-первых, частичное удовлетворение можно получить от ухаживания и общения. Во-вторых, некоторые люди способны получать почти полное удовлетворение с партнером того же пола или вовсе без партнера посредством мастурбации. В первом случае у них нет надлежащего объекта, но достигается сексуальная цель – оргазм. Во втором случае у них есть надлежащий сексуальный объект, то есть лицо противоположного пола, но не достигается сексуальная цель – половое сношение. В обоих случаях нечто оказывается вытесненным – либидо смещается с собственной цели или с собственного объекта.
Некоторые из наиболее интересных и общественно полезных вытеснений либидо происходят, когда и цель, и объект частично замещают биологическую цель и биологический объект. Это случается при сублимации[12], то есть деятельности, стремящейся приблизить других людей и самого творца к высшим материям. Ряд психических функций устроен так, чтобы доставлять людям столь утонченные виды наслаждений.
Хорошим примером тут служит живопись. Художник подставляет в качестве объекта модель, заменяющую любовного партнера (причем модель может быть не человеком, а каким-либо неодушевленным предметом, например пейзажем или корзиной фруктов), а в качестве цели – творческий трепет, заменяющий любовный.
Жизнь Данте Алигьери демонстрирует, как великий поэт выражает себя в своем творчестве, когда невозможно прямо выразить себя в любви. Он ставит воображаемых людей и вымышленные обстоятельства на место подлинной женщины, которую не в силах обрести или которой не может обладать, то есть заменяет любовную страсть творческим пылом. Все это проявляется во взаимосвязях между поэзией Данте и его Беатриче. Впрочем, можно сублимировать и не будучи гением. Многие ощущают такой же творческий трепет, когда плотничают, собирают коллекцию ракушек или почтовых марок, хвастаются, управляют машиной или лодкой, любовно собранной своими руками.
Есть и другие способы удовлетворения путем сублимации. Данные примеры мы привели лишь с целью показать, каким образом подавленное либидо через разные виды деятельности косвенными путями сбрасывает психические напряжения от неудовлетворенных первичных желаний.
Энергия мортидо точно так же находит косвенные пути выхода. Первичная потребность мортидо – устранить другого человека, обычно того же пола. Половые различия между объектами либидо и объектами мортидо наблюдаются также у животных – у птиц, рыб и млекопитающих. Дятлы, золотые рыбки, слоны и собаки обычно любовно относятся к представителям противоположного пола, ищут сближения с ними. А представители собственного пола, как правило, вызывают у них ярость и попытки устранить раздражающий объект. То же происходит и у людей, как только с них спадет налет воспитанности. Каждый может убедиться в этом, посетив любое питейное заведение.
Мортидо гораздо загадочнее, чем либидо, поскольку в мирное время его можно полностью удовлетворить лишь путем убийства и самоубийства. В военное время психиатры узнают о нем больше, поскольку в их задачу входит изучать действия мортидо на реальном материале. Куда больше знают о подобных вещах тоталитарные и автократические правительства. При демократии, когда насилие и пытка не являются законными методами полицейской практики, а осуждаются как преступные и неестественные, некоторые аспекты мортидо менее известны. В повседневной жизни либидо имеет возможность вылиться в разнообразные виды деятельности, а у мортидо для этого меньше условий. В жизни сколько-нибудь счастливого индивида приступы ярости случаются реже оргазмов.
Возможно, бессознательное мортидо влияет на политические решения. В данных вопросах нередко упускают из виду психологическую основу, фокусируя все внимание на внешних проблемах и ситуациях.
Пытаться избежать войны, меняя общественные условия – это примерно то же, что пытаться предотвратить появление детей, контролируя, во что одеваются женщины. Трансформируя состояние первичного объекта, почти невозможно усмирить силу изначальных стремлений, которые в итоге пробивают себе дорогу.
Все, что дает ощущение «слияния», содействует удовлетворению либидо. Точно так же все, что дает ощущение «сепарации», содействует удовлетворению мортидо. Расставания, ссоры, насмешки, всевозможные выходки наперекор другим из одного только упрямства – все это косвенные пути удовлетворения мортидо. Как это ни странно, сюда же относится воздержание, хотя на первый взгляд оно кажется чем-то противоположным «сепарации».
И либидо, и мортидо можно напрямую удовлетворить двумя способами. Либидо – приблизив индивида к объекту или приблизив объект к индивиду в разной степени у разных людей, а мортидо – убежав от объекта или обратив его в бегство. Пассивное либидо мужчины хочет, чтобы женщина пришла к нему, активное – побуждает добиваться женщину. Точно так же пассивное мортидо мотивирует на бегство, активное – вступить в бой, чтобы прогнать противника. Когда возникает опасность, некоторые бегут, а другие сражаются. Таким образом, мортидо связано с двумя эмоциями – страхом и гневом, а поведение человека зависит от того, какая из этих эмоций в данной ситуации сильнее. В любом случае цель одна и та же – удалить индивида от угрожающей энергетической системы.
Есть и иные способы удовлетворять как либидо, так и мортидо. Не обязательно уничтожать противника того же пола, можно атаковать его, не устраняя со сцены. Так происходит при деловой конкуренции, спортивных состязаниях или тогда, когда отпускают насмешливые замечания в споре. В других случаях человек уничтожает индивида противоположного пола, например муж из ревности убивает жену, хотя объектом мортидо является соперник того же пола. Или же индивид устраняет самого себя, совершая суицид. Наконец, вместо человека убивают животное, как это происходит на охоте. В первом случае объект имеется, но конечная цель не достигается, то есть мортидо смещается со своей цели. В остальных случаях объект замещается другими, но цель достигается, то есть мортидо смещается со своего объекта. Мортидо также может быть сублимировано. Например, резчики по камню, плотники и шахтеры создают прекрасные и полезные вещи, атакуя неодушевленные предметы. Одной из полезнейших сублимаций мортидо является хирургия.
Мы познакомили читателя с несколькими парами психологических понятий, необходимых для понимания людей. Вот они:
Созидательные стремления и разрушительные стремления; либидо и мортидо; энергия, направленная внутрь, и энергия, направленная наружу; слияние и сепарация; вытеснение цели и вытеснение объекта; активное и пассивное.
Вернемся к девушке-сироте Нане, посмотрим, как действуют некоторые из перечисленных пар, и убедимся, насколько неразумным и неразборчивым бывает Ид, и как напряжения либидо и мортидо пытаются найти выход одновременно, воспользовавшись подходящим случаем.
Мы уже отчасти знаем причины, по которым Нана стала смолоду вести беспорядочную жизнь. Ранняя смерть ее матери, беспутное поведение отца и отсутствие семейной жизни вызвали у нее сильную потребность в ласке или в чем-то похожем на ласку. Когда ей исполнилось девятнадцать, ее отца убили возле Первого национального банка Олимпии при попытке ограбить среди бела дня бронированную машину. Безрассудство покушения свидетельствовало, что ему не очень хотелось жить, и потому он не слишком боялся смерти. Отец часто говаривал: «Если человеку не хочется дальше играть, то не все ли равно, как выпадают кости».
После такого скандала Нане стало нелегко честно зарабатывать на жизнь, и вскоре она начала брать деньги у многочисленных поклонников, несмотря на отвращение к подобной мерзости. Мужчины взяли за обыкновение, подвыпив, посещать ее на Фоумборн-стрит. Отвращение Наны к своей профессии усиливалось из-за визгливых поношений, которыми осыпала ее миссис Фейтон, городская проститутка.
Нана, как могла, попыталась улучшить свое существование и согласилась жить с известным скрягой мистером Кроуном, худощавым высоким стариком мрачного вида, который к ней привязался. Она думала, что ненавидит мистера Кроуна, жестоко колотившего ее, как раньше это делал отец, но когда он умер, Нана, к собственному удивлению, горько скорбела, хотя он завещал все деньги не ей, как обещал, а Обществу противников вивисекции. И Нане пришлось вернуться к прежней жизни.
Рано или поздно она должна была подцепить венерическую болезнь. Так и произошло. Нана заразилась от мистера Мелигера, приличного на вид, но нервного юриста, часто ездившего по делам в Чикаго. Когда ей сообщил об этом доктор Пелл, она была шокирована и не сразу поверила. Впрочем, состояние ее быстро улучшилось благодаря правильному лечению. Но, решив, что она уже поправилась, Нана пренебрегла предостережением доктора и вновь тайно приняла двух своих любовников. В итоге Ролф Метис и Джозайя Толли тоже заразились от нее.
Главными эмоциональными напряжениями Наны являлись: во-первых, жажда ласки, которой она была лишена в детстве; во-вторых, стремление к красивым вещам, усиленное убогостью ее жизни (все деньги, заработанные ею сверх повседневных расходов, она тратила на репродукции известных картин и книги об искусстве, которые хранила в запертом шкафу втайне от своих поклонников); в-третьих, досада на отца, не додавшего ей ласку в желательном для нее виде и с желательной частотой; и, в-четвертых, обида на общество, которое она винила в гибели отца и своей несчастной жизни.
Двигателями ее поведения стали неудовлетворенные напряжения Ид, большей частью появившиеся уже в раннем детстве. Но теперь им было легче выплеснуться, поскольку после смерти отца Нана оказалась «независимой» и еще более одинокой.
Конечно, с ее стороны неразумно было сваливать вину на банк, перевозивший деньги в бронированной машине, но так уж получилось. Ид нередко перекладывает или смещает вину.
Ее жизнь предоставила ей разные способы удовлетворить изголодавшееся либидо, направленное на внешний мир, но не позволяла нормально эмоционально сблизиться с другим человеком, а предлагала лишь убогие заменители. Жизнь давала ей деньги, чтобы удовлетворять сублимированные созидательные стремления, проявлявшиеся в тайном интересе к искусству, но внутренняя деликатность и угрызения совести не давали ей в этом признаться. Наконец, образ жизни позволял Нане носить дорогие платья, также удовлетворяя этим направленное на внешний мир либидо через тщеславие.
Направленное внутрь мортидо также получало выход при такой жизни, поскольку женщина, с ее чувствительностью, немало страдала от своего поведения, а Мистер Кроун доставлял ей более прямое облегчение тем, что колотил ее. Что касается мортидо, направленного наружу, Нана удовлетворила его, отобрав у старого скряги часть его драгоценных денег, а затем заразив двух поклонников, что окончательно их отвернуло и тем самым удовлетворило ее деструктивное стремление.
Если пренебречь ее собственными объяснениями и принять в расчет лишь то, что на самом деле произошло (а так обычно и поступают психиатры), нетрудно выявить по крайней мере два случая вытеснения объекта. Мистер Кроун занял во многих отношениях место отца Наны, и это сходство усиливало ее бессознательное удовольствие и от его финансового наказания, и от проявленной к нему нежности. Смешанные чувства девушки к отцу сместились на мистера Кроуна, хотя она это не вполне сознавала, о чем свидетельствуют неожиданные слезы после смерти старика. Ролф и Джозайя, награжденные болезнью, были связаны с банком, и Нана сделала их козлами отпущения, отомстив за смерть отца.
В мести этим троим видна и активная, и пассивная сторона. Мистера Кроуна Нана наказывала активно, вынуждая его тратить деньги и ревновать своими экстравагантными затеями. Двух других она наказала пассивно. Чтобы заразить их, она ничего не предпринимала сама, а просто поддалась их уговорам, не сказав о болезни. Повидимому, она сделала это без всякого умысла, поскольку убедила себя в выздоровлении.
Очень важно, что во всех поступках Наны либидо и мортидо удовлетворялись одновременно. Яснее всего это проявилось в злополучную ночь, когда она получила удовольствие от секса с двумя мужчинами и заразила их. То же демонстрируют и ее смешанные чувства к мистеру Кроуну. В действительности, не имея отчетливого представления, она испытывала своеобразные двойственные, противоречивые чувства ко всем участникам истории, в том числе и к самой себе.
Кое-кому может показаться, что нехорошо рассматривать данный случай таким образом, как мы сделали выше, потому что Нана на самом деле не подозревала, что все еще больна. Действительно, ее Эго не знало наверняка, но некоторые сомнения все же оставались, как обнаружилось впоследствии, когда она обратилась к психиатру. Одним из способов проявления Ид и является «грех забвения».