bannerbanner
Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения
Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения

Полная версия

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Подчинение в Церкви имеет Божественный авторитет. Во-первых, вся тварь повинуется своему Творцу. По словам священномученика Климента Римского, «Небеса, по Его распоряжению движущиеся, в мире повинуются Ему: и день и ночь совершают определенное им течение, не препятствуя друг другу. Плодоносящая земля, по Его воле, в определенные времена производит изобильную пищу человекам, зверям и всем находящимся на ней животным, не замедляя и не изменяя ничего из предписанного им. Беспредельное море, по Его устроению совокупленное в большие водные массы, не выступает за положенные ему преграды, но делает так, как

Он повелел. Определенные ветры, каждый в свое время, беспрепятственно совершают свое служение. Наконец, малейшие животные мирно и согласно составляют сожительства между собою. Всему этому повелел быть в согласии и мире великий Создатель и Владыка всего». Человек получил одну-единственную заповедь в раю и не сохранил ее – заповедь о послушании.

Во-вторых, пример истинного послушания мы видим во Христе. Ведь Он по Своему человечеству будучи образом Божиим… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6, 8). Все святые повиновались Богу и Его велениям. Подчинение присутствует и в Церкви для лучшей ее деятельности и организации церковной жизни. Но апостол говорит нам также и о том, чтобы мы подчинялись друг другу, естественно в добром и спасительном.

Но между первенствующими греховного мира, общественными властителями и церковным начальством существует огромная разница. Тогда как вожди мира господствуют над подчиненными, начальствующие в Церкви самоотверженно служат православному народу. Ибо Господь наш говорит: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22, 26). Христиане обязаны служить друг другу со всей искренностью и сердечной простотой.

Ведь по словам блаженного Феодорита Кирского, «…повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поскольку апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым группам людей».

Павел далее пишет: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22–23). По той же святости, коей отличается союз Церкви и Христа, крепятся отношения между мужем и женой. Однако не всякое собрание людей именуется Церковью, но только то, главою которого является Господь. Также и не всякая семья знаменует собой по-настоящему христианский брачный союз, но лишь та, в которой приличествует подчинение жены мужу по заповедям Христовым и пламенеет любовь.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Почему так сказано? Потому, что если они единомысленны, то и дети их воспитаны хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благоуханием. Если же где дела обстоят наоборот, то там во всем беспорядок и замешательство».

Святая Церковь названа телом Христовым. Апостол не зря говорит об этом и делает сравнение с супружескими отношениями. Этого ярчайшего примера достаточно, чтобы, по словам блаженного Феодорита Кирского, «…и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам». Ибо слышим далее, что как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 24).

И действительно, ведь Церковь берет свое начало от Господа и есть Его Тело, стало быть, во всем Ему подчинена. Подобно тому и в брачном союзе, благословленном Богом, жена должна быть послушна мужу и во всем вести себя с ним согласованно, признавая и принимая его первенство разумом по взаимной и благословенной любви. Церковь соучаствует Христу в распространении веры и делах благих, милосердных, и благочестивые семьи совместно создают пример благочестивой жизни, всегда предпочитая своему – Божие и земному – Небесное.

Апостол Павел призывает к любви: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф. 5, 25–26). Господь любит Церковь, которая очищается посредством Христа и торжествует в благодати этой спасительной любви.

Но если кто-либо не принадлежит Церкви, разве в состоянии он познать всю полноту Божественной любви, всю ее необыкновенную благодатную силу? Конечно, нет, потому что, по своей эгоистичной злой воле, отвергает Христа, пребывает в грехах и не очищается спасительным покаянием. И как может Господь пребывать с теми, кто скверный и нечистый душою и телом?!

Мужья должны любить своих жен искренне и самоотверженно, как Сын Божий любит Церковь Христову. Эта та великая мера любви, определяющая и обеспечивающая законный порядок человеческой жизни и взаимоотношений. В семье присутствует любовь и забота, когда становится радостью и счастьем носить тяготы друг друга. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным или потерпеть и выстрадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы потерпел все это, не думай, будто ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос».

Семейные трудности, которые выпадают христианам, облеченным супружеским союзом, они терпят, разделяя поровну, тогда как Господь страдал за Церковь, за весь род человеческий, который ненавидел и презирал Его, не слушался, гнал, прекословил. Но смирением и снисхождением Своим Сын Божий образовал всех верных в Церковь, обратил к Божественной истине, возвел в торжество Небесной благодати и любви.

Вот и мы, братья и сестры, должны действовать так же – упорным смирением и любовью, желанием не наказать, но понять и вразумить. И пусть вторая сторона не понимает или даже гонит и презирает нас, потщимся переубедить ее безмерным попечением, заботой и вниманием, научимся прощать и любить.

Долготерпением Своим Господь освятил Церковь, очистив банею водною, посредством слова. Церковь смывает всю греховную грязь, преображая человека в вере и благочестии. Также и в супружестве православном: если муж терпелив к жене, предан семье, если все трудности переносятся вместе, в теснейшем союзе, если в горе и радости они едины, то в такой семье будет торжествовать любовь и Божественная благодать.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостольское чтение преподносит всем нам очень важный нравственный урок. Каждый человек ответственен за те отношения, в которые он вступает. Ничто не происходит в этой жизни без воли Божией. И трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, должны нас не расхолаживать, а укреплять в вере и закалять.

Научимся благодарить Бога не только за хорошие и благие приобретения, но и за скорби, за испытания, делающие нас духовно сильнее. Ведь что такое благодарность? Благодарность – это чувство человека верующего, то есть того, кто ощущает свою зависимость от Бога и понимает важность Божественного участия в его жизни. Но как часто мы забываем об этом, получая всяческие земные благодеяния! Столько даров Божиих нам отведено: сама жизнь, здоровье, возможность трудиться, растить детей, пребывать в вере и благочестии и многое другое! Но даже за все это мы далеко не всегда благодарим. А когда приходит беда, то и вовсе забываем о благодарности, начинаем роптать и сетовать на жизненные обстоятельства, не понимая того, что сами наверняка этого заслуживаем.

Однако со всеми заботами и сложностями мы вправе обратиться к Богу, дерзнуть приблизиться ко Христу с нашими оскверненными душами. Мы приходим к Богу, потому что верим в любовь Божию, надеемся, что Господь пошлет нам Свою всесильную помощь и заступление. Мы должны быть готовы принять от Бога даже то, что горько и больно для нас, но полезно и необходимо для спасения. Апостол Павел призывает нас к повиновению друг другу в страхе Божием, то есть в глубочайшей уверенности в том, что Бог повелевает всеми нашими взаимоотношениями. Повиновение означает то, что каждый должен учитывать Божественную волю и мнение других, а не поступать согласно своим эгоистическим устремлениям или воззрениям, только как угодно и выгодно ему одному.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если ты повинуешься из-за подчинения, из-за денег, из-за стыда, то тем более из-за страха Божия (повинуйся). Пусть не занимает один место свободного, а другой раба; но пусть у вас будет общество друг другу служащих друзей, где нет ни гнева, ни досады, ни раздражения, где все действуют по свободному избранию и по любви друг к другу. Служи всем, как господам, и скоро ты будешь иметь их слугами. Еще более ты приобретешь их, если ничего от них не получая, будешь отдавать им свое».

Христиане в непрестанном служении Богу должны научиться обуздывать свои страсти, питать любовь друг к другу, поддерживать ближних заботой и милосердием, только в этом случае последователи Христовы достойны человеколюбия Божия. В этом заключается важная мудрость христианских отношений. Ибо все, что мы делаем и созидаем в жизни, совершается пред очами Божиими.

Церковь Христова отличается святостью. Господь сделал так, что Церковь является святой и непорочной. Господь предал Себя за Церковь Свою, претерпев крестную смерть за всех ее членов – верующих людей. Каждый человек, принимающий Таинство Святого Крещения, освящается, очищаясь банею водною, посредством слова, троекратным погружением в воду со словами: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Видимое действие Святого Крещения подразумевает невидимое, когда крещаемый крестится «в смерть

Христову», то есть погружается в воду так же, как Христос был погружен во мрак гроба, трижды – в память о трех днях, проведенных Христом после смерти во аде; крестится, получая отпущение всех грехов, чтобы выйти из купели обновленным и воскресшим для новой жизни – жизни во Христе. Это совершается и происходит с каждым членом Церкви Христовой, стало быть, и со всею Церковью в целом. Так, очистившись банею водною, посредством слова, вся Церковь становится святой, достойной Господа нашего Иисуса Христа.

Союз Христа и Церкви, конечно же, превосходит союз мужа и жены, но освящает его верой, благочестием и истинными христианскими отношениями. Блаженный Феодорит призывал: «Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в отношении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы ее очистить, сделать славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам, и прилагать об них попечение, как о собственном своем теле».

Апостол Павел уделяет особое внимание супружеству потому, что большинство людей в нем пребывают. Естественно, характер связей в семье волнует каждого человека, являясь насущным вопросом бытия. Просто если человек порядочен и исправен в брачном союзе, то он будет справедлив и к другим членам общества.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии».

Узы супружества соединяют и объединяют людей настолько, что они живут единой жизнью, как одно целое. Общие заботы облегчают тяготы и скорби бытия, общие радости придают семейной жизни действительное счастье. Для единодушных супругов не существует ничего невозможного, потому что во всем они уповают на Бога и слушаются Божественной воли. И только такое отношение к жизни возводит верующих супругов на высшую ступень семейной славы и благочестия.

Посему, по словам священномученика Климента Римского, «Этою заповедью и этими внушениями утвердим себя, чтобы ходить со смирением, повинуясь святым повелениям Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, – только на кроткого и тихого, и трепещущего слов Моих” (Ис. 66, 2). Итак, будем повиноваться всесвятому и славному имени Его, избегая прореченных Премудростью угроз непокорным… Примите совет наш, и не раскаетесь. Ибо жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных, так что выполнивший в смиренномудрии, с непрестанной кротостью, Богом данные заповеди и повеления. сей поставится и изберется в число спасающихся чрез Иисуса Христа, чрез Которого Ему слава во веки веков».

Аминь.


Слово 6. О родословии Христовом

Во вторник восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…

Лк. 3, 23

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Лк. 3, 23-4, 1) представляет нам родословие Господа нашего Иисуса Христа. Евангелист Лука пишет: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин… Далее идет перечисление имен. Всего евангелист Лука называет семьдесят шесть имен, завершая цепочку: …Сифов, Адамов, Божий.

Простой, казалось бы, список имен предков Христа как Сына Человеческого, восходящий от Него в прошлое и до Адама, на самом деле содержит глубокий смысл и великие тайны. О некоторых из них мы и поговорим сегодня.

Перечисление родословия Христа (которое обычный читатель нередко, открывая Евангелие, пропускает, потому что не видит ничего более, нежели список ветхозаветных имен) было нужно для того, чтобы, во-первых, убедить иудеев в том, что именно ко Христу как Сыну Давидову относятся пророчества о Мессии, который должен был произойти из рода Давидова, как о том писалось в ветхозаветных пророчествах, и, в частности, в пророчестве, высказанном святому царю Давиду от Бога через пророка Нафана: Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки (2 Цар. 7, 12–16). Иудеи ждали обетованного Мессию как потомка Давида.

Но это родословие было нужно также и чтобы показать будущим еретикам-гностикам (появившимся уже в апостольском веке и далее), многие из которых считали, что Сын Божий не воплощался на самом деле, то есть не имел подлинной человеческой плоти, а был только Богом, и потому не рождался, не распинался, не умирал, не воскресал, а только лишь создавал иллюзию для зрителей… Поэтому было важно утвердить истину о том, что по Своему человечеству Христос такой же как все прочие люди и имеет предков. Итак, с точки зрения этого родословия Христос – обетованный Мессия и реально воплотившийся Бог – Богочеловек.

Святое Евангелие конкретно указывает срок выхода Сына Божия на общественное служение, на проповедь Царства Небесного. Тридцать лет у иудейского народа считались временем полного возраста, когда мужчина нес всю ответственность за произнесенные им слова и совершенные действия. Именно поэтому Господь начал благовествовать в эти годы.

Перечисление имен могло показаться бы нам и излишним, потому что в своей родословной мы, как правило, не знаем никого далее прадедушек и прабабушек, и то – в лучшем случае. Но как же дошло до человечества родословие Иисуса Христа?

Первая семья на земле состояла из Адама и Евы. У них родились сыновья – Каин и Авель. Потом, как мы знаем, Каин из зависти убил Авеля, заслужив проклятие. Так было совершено первое убийство. Затем у Адама и Евы родился еще один сын – Сиф, благочестивый и богобоязненный, ставший радостью и надеждой для родителей. Но ведь из Священного Писания известно, что Адам прожил еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей (Быт. 5, 4), то есть, – что потомство первого человека было многочисленным.

Очевидно, всем детям Адама и Евы было поведано о грехопадении, о благословенной жизни в раю, о Боге и понесенном наказании. И конечно же, о будущем избавлении, о приходе Мессии. Но наверное, далеко не все потомки Адама и Евы слушались наставлений родителей. По крайней мере, только имя Сифа стоит сразу после имени Адама в услышанном нами сегодня перечне. И это не случайно, – Сиф воплощал в себе лучшие качества человека, будучи честным, порядочным и преданным Богу.

О Сифе, кстати, в Святом Писании сказано, что он жил сто пять лет и родил Еноса. По рождении Еноса жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей (Быт. 5, 6–7). Обратите внимание, братья и сестры, опять говорится о многочисленном потомстве, но выделяется только имя Еноса. Скорее всего, по той же причине. Многим было говорено о грехопадении и грядущем обетовании, но вероятно только Енос воспринял сказанное с должной степенью важности и серьезности, запомнив имена предков и передав узнанное им последующим поколениям.

Десятый человек от имени Адама в этой цепочке был Ной, который, как мы знаем, обрел благодать пред очами Господа. В книге Бытие сказано, что происходило во времена Ноя, когда земля исполнилась страшного беззакония и идолопоклонства и люди стали пренебрегать Истинным Богом. Ной оказался единственным из всех людей, чье потомство продолжило жизнь на земле после всемирного потопа, потому что Ной сохранил верность Богу и благочестие. Остальная же земля растлилась пред лицем Божиим, наполнилась… злодеяниями (Быт. 6, 11). И за все это человечество понесло наказание от Бога: все живое и беззаконное погибло.

Духовным преемником Ноя стал праведный Сим. Много рождалось потом людей, но никто из них не был достоин благодати Божией. И только одиннадцатому по счету от Сима – Аврааму – Бог повелел: пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ (Быт. 12, 1–2). Об Аврааме апостол говорит, что он стал отцом всех верующих (Рим. 4, 11) и получил великие обетования от Бога.

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова (Мф. 1, 2), Иаков – двенадцать сыновей, от которых произошел целый народ, относящийся к этой родословной. Иудеи считали себя прямыми наследниками благословенных обетований, данных Богом Аврааму, но далеко не все отличались благочестивой жизнью, хотя и причисляли себя к избранной нации. И вот, родословие Христа показывает, что Христос имел также родство и с Авраамом, что Он – и Сын Авраамов, так же как Сын Давидов. Это тоже было очень весомым аргументом для иудеев с точки зрения принятия ими христианского Благовестия о Христе. И самое главное, отметим, что родословие Христа относится лишь к Его человеческой природе, а не к Его Божественной природе, поскольку как Бог – Он предвечно родился от Бога Отца и вечен. И это различие важно понимать. Таков вкратце и очень бегло богословский смысл таинства родословия Христова.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Для чего же Святая Церковь предлагает нам сегодня именно это

Евангельское чтение? Ведь на первый взгляд, мы, современные христиане, отстоим слишком далеко от всех этих людей. Так какое отношение к нам все это имеет помимо богословия о Самом Христе?

Однако если внимательно посмотреть и подумать, то – самое прямое и непосредственное. Имя Господа нашего Иисуса Христа завершает это родословие по плоти. Но от Сына Божия начинается другое родословие – родословие по духу, по благодатному Небесному родству всех верных и преданных Богу. Потому что через Господа мы получили достоинство быть усыновленными Небесному Отцу, получили возможность стать не просто рабами, но возлюбленными чадами Божиими. Эта благодать и эта родословная дана тем, кто исповедует Иисуса Христа своим Господом. Тем, кто целью своей жизни ставит самоотверженное служение Богу.

Вот – наше торжество и спасение!

Господь Иисус Христос Благовестием Своим духовно родил для новой жизни святых апостолов, которые распространили Учение Его по всему миру. Они не только проповедовали, но посредством Таинства священства рукополагали себе преемников – епископов, которые в свою очередь рукополагают священников и диаконов. Это тоже своего рода – родословие, родословие Церкви Христовой. Ее история хранит многие замечательные имена святителей, угодников Божиих, немало послуживших на ниве Христовой. У нас осталось их выдающееся наследие – книги, написанные ими, которые и по сей день наставляют нас, современных христиан, в чистоте веры православной, в благочестии христианском.

Но и в Таинстве Святого Крещения мы получаем не только очищение от всех грехов, но и благодать Святого Духа, а также возможность вступить в Небесное родство. По сути, в Крещении каждый человек как бы рождается заново, полностью преображаясь для новой жизни – жизни со Христом и во Христе.

Поэтому и библейское родословие, услышанное нами сегодня в Евангельском чтении, имеет для каждого из нас, братья и сестры, особое значение и смысл, зная который совершенно не скучно слушать всю эту длинную вереницу библейских имен. За каждым стоит история веры и человеческого обращения к Богу. Разве это не интересно? Разве не появляется у нас желание узнать более подробно о каждом из них, вернуться к забытым страницам Священного Писания, чтобы прочитать их более внимательно, с духовным разумением?

Вот оно – наше начало, основа главного и непреложного! Мы все, как оказывается, причастны к целой истории взаимоотношений людей и Бога, начинающейся в период истории человечества до Первого пришествия Христова и в следующий период – между Первым и Вторым Его Пришествиями. В этот второй период истории живем мы с вами.

Многие из нас, к сожалению, в течение всего прошлого – ХХ века теряли свою родовую память, то есть историю своего рода, предков, и потому часто смутно представляем себе, кто именно были наши предки три-четыре и более поколений назад. Семидесятилетняя безбожная эра сделала многих из нас «Иванами не помнящими родства», не имеющими корней, истории, ответственности, наша жизнь стала какой-то «беспочвенной» из-за этого, как будто до нас никого не было и после нас никого не будет, да и вообще нам все равно… В то время как еще в дореволюционный период такая родовая память в нашем народе православном, как правило, бережно хранилась. Потому что предки славились своим благочестием и хранили его как высокую честь для своего потомства, то есть для нас с вами. И если мы не помним своих предков после пятого поколения назад, то что уж говорить о масштабе всемирной истории многочисленных человеческих поколений? Но вот, Библия дает нам существенное свидетельство об этом, называя имена людей, оказавшихся важными с точки зрения истории, причем не той, что вообще, а именно истории Домостроительства спасения, той, которая придает смысл всечеловеческой истории, как таковой. И мы теперь оказываемся не просто как цветы, непонятно зачем расцветающие и увядающие, сменяющие друг друга на поле жизни, а понимаем, кто мы, кто был до нас, к чему мы призваны и каково наше место в истории. И в этом заключается наша огромная духовная и жизненная сила! Так история становится не просто написанной на бумаге, но зримой, полновесной и осязаемой. Самим Господом сотворена и утверждена эта величественная родословная ветвь, где каждый верующий человек, имеет свое четкое и осознанное место, гармонично входя в общую историю спасения человечества.

Сколько великих тайн приоткрывается нам в родословии Христа! Сколько нравственных уроков мы можем извлечь из него!

Во-первых, обратим внимание на тот интересный факт, что в Евангелиях приводятся два варианта родословия Христа-Спасителя: у евангелиста Матфея – в привычном хронологическом порядке (из прошлого – в будущее) – от Авраама до святого Иосифа Обручника, названного мужем Девы Марии (Мф. 1, 1-25), а у евангелиста Луки – наоборот: от Христа до Адама и далее до Бога как Творца Адама (Лк. 3, 23–38). И конечно же, в Священном Писании как Божественном Откровении не может быть ничего случайным и напрасным, но все имеет свой весьма глубокий смысл, глубины которого далеко не сразу и не всем открываются в своей полноте, но лишь святым людям с чистым сердцем. Поэтому обратимся к их свидетельствам. Так, блаженный Феофилакт Болгарский по этому поводу пишет: «Лука представляет родословие Господа в порядке, обратном сравнительно с евангелистом Матфеем, чтобы показать, что родившийся ныне по плоти есть от Бога, – ибо, смотри, как родословие восходит до Бога, – и вместе, чтобы мы знали, что Он воплотился для того, чтобы всех посредствующих отцов возвести к Богу и сделать сынами». Мы призваны стать сынами Божиими по благодати. В этом заключается высочайший идеал нашего спасения и совершенства. Но этот идеал появился не сам по себе, а стал возможен только потому, что дорогу к нему для всего человечества проложил Сам Воплощенный Сын Божий – Господь Иисус Христос.

На страницу:
5 из 7

Другие книги автора