bannerbanner
Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты
Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты

Полная версия

Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Торжество освящения новоустроенной кладбищенской церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского происходило 22 ноября 1898 года под руководством благочинного 2-го Невельского округа Иллариона Никоновича. Народ к этому времени все больше и больше собирался в церковь, так что все молящиеся не имели возможности вместиться, и многим приходилось стоять вокруг её. При виде церковного торжества, люди приходили в умиление и выражали чувства глубокого религиозного настроения».

Дальнейшая судьба этой церкви нам не известна. Скорее всего, её следы были намеренно стёрты Советской властью, в годы религиозных гонений. Но то, что богова делянка у деревни Карулино сохранилась до сих пор, и прирастает печальными холмиками даже в 21 веке – неумолимый факт.

Источник: «Полоцкие епархиальные ведомости», 1899, №4

КУБОК

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

По благословенному распоряжению Преосвященного Владыки Александра – Епископа Полоцкого и Витебского, 17 марта 1898 года в селе Кубок Невельского уезда, был освящён новый приходской храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.


Поклонный крест на месте приходского храма


Накануне освящения церкви её настоятель о. Ширкевич, под наблюдением местного благочинного священника 2-го Невельского округа Иллариона Никоновича приготовил все необходимые вещи для торжественного церемониала и расположил их на столе за престолом.

Посреди храма поставили большой стол, на котором поместили принадлежности жертвенника и св. престола в следующем порядке: на левой половине были уложены покрывало, одеяние и полотняная срачица на жертвенник, а поверх их: напрестольный покров, одеяние, полотняная срачица, воздухи и илитон. На другой половине стола были поставлены: ковчег, евангелие, крест, потир, дискос, звездица, копьё, лжица, тарелочки и губки в антиминс и потир.

Сам стол был покрыт белой материей. Возле него стояли два аналоя, на которых лежали иконы Спасителя, Божией Матери и Рождества Пресвятой Богородицы. Чуть позади был поставлен семисвечник, а около аналоев два больших подсвечника.

У стола было совершено всенощное бдение, которое началось в 6 часов пополудни с литией и величанием, в сослужении пяти священников и диакона Кубецкой церкви.

Служба и помазание освящённым елеем продолжалась более трёх часов. По окончании богослужения многие из крестьян пожелали исповедоваться, что и было исполнено указанными ниже священниками.


Редкие камни фундамента церкви


В день освящения новой церкви в старом храме была совершена ранняя литургия, которую провёл местный пастырь. Следует отметить, что на ней были удостоены св. причастия более 200 человек.

В 9—30 утра, по завершении водоосвящения, местный благочинный совершил освящение храма в сослужении благочинного 1-го Невельского округа Петра Серебреникова, настоятеля Невельского собора – Дмитрия Гнедовского и следующих священников: Каратаевской церкви – Арсения Лузгина, Болоздынской церкви – Александра Завилейского, ЯзноБогородицкой – Антония Нарбута, Язно-Пятницкой – Николая Савицкого и Кубецкого священника – Митрофана Ширкевича. Затем был совершён крестный ход за св. Антиминсом в старую церковь. После чего, согласно чиноположения, было совершено вступление во вновь созданный храм со св. Антиминсом, положение его на престол и коленопреклонённое прочтение молитвы: «Господи Боже наш».

Освящение церкви закончилось многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященному Александру Епископу Полоцкому и Витебскому, благотворителям и всем прихожанам новосозданного храма. После чего местный благочинный произнёс приветственное данному случаю поучение.


Один из камней крыльца церкви


Божественная литургия совершалась Дмитрием Гнедовским, с четырьмя священниками. За литургией, во время причастного, произносил поучение Митрофан Ширкевич, а после «Буди имя Господне» слово взял отец Гнедовский. Молебное пение в честь Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия человека Божия было совершено девятью священниками.

При освящении храма, и во время литургии, прекрасно пели ученики Трехалёвского народного училища, под управлением псаломщика Трехалёвской церкви В. Пиаровского. Торжественное служение и пение тронули сердца всех собравшихся и располагали к молитве. Освящение собрало около трёх тысяч человек, от мала до велика, несмотря на то, что о времени торжества местные прихожане и христиане других церквей смогли узнать только за два дня до события от своих священников.

Во время церемонии во всём соблюдался порядок и благоговейная тишина. Здесь же присутствовали и официальные лица: Невельский уездный исправник Р. А. Стуарт и пристав 2-го стана Невельского уезда Г. П. Булыгин. Заботы и ведение всего дела по постройке Кубецкого храма – заслуги бывшего местного священника о. Дмитрия Овсянкина. Это он убедил прихожан делать ежегодные взносы, на новое здание, начиная с 1878 года, сумма которых ко времени построения составила более 4000 рублей. Это именно им были исходатайствованы разрешение на построение храма, получено утверждение проекта постройки, совершён отпуск 4 000 денег из казны и совершена закладка храма 2-го апреля 1896 года.


Каменные кресты у подножия храма


Но Господь не судил о. Овсянкину довести до конца начатое дело из-за перемещения его в другой приход.

В то время, за построение новой церкви возле старого храма, а не в 1/4 версты от него, как желали некоторые прихожане, образовалась партия недовольных лиц, впоследствии мешавшая производству работ по сооружению новой церкви.

При таком положении дел строительство непременно затянулось бы и приход продолжал бы ютиться в старом и тесном здании. Задуманному очень поспособствовало усердие назначенного в Кубок священника Митрофана Ширкевича, который принял на себя этот нелёгкий груз и произвёл постройку не только согласно установленного плана и сметы, но и сделал дополнительные работы по улучшению здания. Простую наружную краску стен он заменил белилами, а внутреннюю, клеевую – масля ной краской, во всём храме покрасил пол. Вместо одноярусного иконостаса – устроил прекрасный трёхъярусный и два больших киота с золочёной резьбой за клиросами. Купил приличные облачения на престол и жертвенник, а также: семисвечник, два подсвечника к местным иконам, паникадило и две пары хоругвей (одно из которых – металлическое). На все эти улучшения и приобретения, с разрешения епархиального начальства, было потрачено 1500 рублей из церковной казны.

Работы производились под непосредственным наблюдением епархиального архитектора В. Ф. Коршикова, и были окончены и переданы в духовное ведомство 23 февраля 1898 года.

Как писал благочинный священник Илларион Никонович: «Теперь в селе Кубке возле ветхого, малого и крайне бедного храма красуется новосозданная и довольно вместительная церковь, размером 12 на 5 саженей, покрытая железом, с высокой колокольней и с вызолоченными железными крестами на главах. Храм окружён высокорастущими деревьями. Как снаружи, так и внутри производит приятное впечатление. В целом, всё построение и благоукрашение обошлось в 9500 руб., из которых 4 тысячи р. от казны, 4000 р. от церковноприходского попечительства и 1500 р. церковных».

Историческая справка:

Церковь Рождества Божией Матери (с. Кубок) – деревянная, крытая железом, не отапливаемая. Имела на Лопатинском кладбище приписную, холодную церковь «Казанской иконы Божией Матери» (1900), покрытую гонтом.

В ведении Кубецкого причта ранее находилось около 20 Га земли, из которых пользовалось для посева исполу: 5,5 четвертей для озимых и 11 четвертей под яровые. Ежегодно заготавливалось 50 возов сена, и пополнялся капитал за проданный лес в размере 220 руб.

У всех членов причта имелись сады. Последние причтовые постройки датируются 1885 годом. Общее количество прихожан на 1903 год составляло 2656 человек проживавших в 48 населённых пунктах Долысской и Кубецкой волостях. Кроме того, на территории причта проживало пять душ раскольников.

Имелись образовательные учреждения:

1) Мужская школа Министерства Народного Просвещения (1874) с общежитием на 50 человек;

2) Женское училище (1900).

А также, школы грамоты в сёлах: Демешки, Дубено, Заворцево, Захаркино, Иванцево, Смольница и Пыги.

В настоящее время Кубецкой церкви не существует, материалы Советского периода существования данного храма подлежат дальнейшему скрупулёзному изучению.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7