bannerbanner
Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты
Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты

Полная версия

Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 7

В 1885 году старанием священника И. Д. Квятковского и приходского попечительства был построен дом для церковноприходской школы.

В марте 1886 года в приходе была открыта церковноприходская школа. В летописи церкви упоминается еще о существовании в приходе Борисоглебской церкви школы грамоты.

В 1899 году в селе Борисоглеб (второе название села Красный берег) было построено здание еще одной школы.

В церкви служили следующие священники:

Иван Дмитриевич Квятковский (с 8 июля 1879 г. по 17 сентября 1899 г.), Иван Симеонович Гнедовский (с 8 ноября 1898г. по 1 марта 1910 г.), Марк Евдокимович Щербаков (с 6 апреля 1910 г. по 1914 г.).

На основании имеющихся документов проследить дальнейшую историю церкви не представляется возможным.

В ф.39 Государственного архива Псковской области хранятся метрические книги Краснобережной церкви за 1878, 1881, 1882 гг.

В данной церкви служили:

Священник – Георгий Никифорович Лузгин с 1857 по 1865 гг. (см. раздел «Священники»).

Священник – Василий Кушин, умер 08 июля 1875 г. (Василий Стефанович Кушин родом из Невельского уезда села Плиссы. Воспитание получил в Полоцкой духовной семинарии. По окончании курса по 2 разряду, в 1845 г. был рукоположен во священника к Ситнянской церкви Полоцкого уезда. В 1847 г. перемещён в село Рудня Городокского уезда и затем в 1869 году перемещён к Краснобережской церкви Невельского уезда. Награждён набедренником и бронзовым крестом в память войны 1853 – 1856 гг. Священствовал около 30 лет. Умер 53 лет от роду. После него остались жена, 15 – летняя дочь, сын 11 лет и 13 – летний племянник.

Священник – Иван Габович, с осени 1875 г. (до этого учитель Полоцкого духовного училища). Пономарь – Иван Овсянко, умер 9 апреля 1876 г.

Священник – Иоанн Габович до 04 июля 1878 г. (в марте 1879 г. упоминается как заштатный священник Краснобережной церкви).

Священник – Василий Васютович, рукоположен 15 октября 1878г. (до этого дьякон Витебской Христорождественской церкви).

Священник – Иоанн Пороменский, 17 мая 1879 г. вернулся из командировки, а 28 июня 1879 г. переведён в Рудню.

Церковный староста – Иван Ананьев с марта 1883г.

Псаломщик – Павел Сырохнов до 01 апреля 1884 г.

Псаломщик – Стефан Купалов с 01 апреля 1884 г. В марте 1886 г. (по прошению) переведён на священническое место в с. Липинишки Динабургского уезда.

Псаломщик – Арсений Купалов с марта 1886 г.

Священник – Иоанн Квятковский, в апреле 1886 г. награждён набедренником. 29 апреля 1890 г. назначен на должность окружного следователя. 17 сентября 1898 г. перемещён в с. Пуповичи.

Псаломщик – Иван Шавельский, согласно прошения переведён 13 мая 1896 г. в с. Спастырь Невельского уезда на аналогичную должность.

Псаломщик – Иван Журавский с 25 апреля – 27 мая 1896 г. Перемещён к Козаковской церкви Велижского уезда 01 ноября 1907 г.

Священник – Иоанн Гнедовский, рукоположен 08 ноября 1898 г. К дню св. Пасхи 1906 г. награждён скуфьей, за усердный и полезный труд на ниве народного образования. Перемещён 05 марта 1908 г. к Кобыльницкой церкви Витебского уезда. С 02 апреля 1908 года перемещён обратно в с. Красный Берег. Резолюцией Его Преосвященства от 1 марта 1910 г. за №1350, по прошению, перемещён к Поддубьевской церкви Витебского уезда. За примерное служение церковно-школьному делу 10 января 1911 года удостоен Архипастырского благословения.

Псаломщик – Владимир Околович с 01 ноября 1907 г. Уволен от должности, согласно своего прошения, 16 сентября 1909 г.

Священник – Пётр Афанасьев с 05 марта 1908 г. (переведён из Витебского кафедрального собора). Перемещён к Загоскинской церкви Велижского уезда 15 марта 1908 г.

Священник – Иван Соколов с 20 марта 1908 г. (Окончивший курс Витебской духовной семинарии)

Церковный староста – Евфимий Федотов с 01 июля 1908 г. (Крестьянин Стайкинской вол. дер. Шугачева Невельского уезда, на 1-е трёхлетие).

Псаломщик – Иван Пороменский с 16 сентября 1909 г. (Перемещён от Кадоловской церкви). Резолюцией Его Преосвященства от 23 февраля 1911 года за №1199, согласно своего прошения, уволен за штат.

Священник – Павел Березкин (Резолюцией Его Преосвященства от 10 марта 1910 года за №1569, протодиакон Витебского Николаевского собора Павел Березкин назначен на священническое место к Краснобережской церкви Невельского уезда).

Священник – Марк Щербаков (Предложением Его Преосвященства от 6 апреля 1910 г. за №2329, священник Гультяевской церкви Марк Щербаков перемещён, ради пользы службы, на вакантное место священника к Краснобережской церкви). Резолюцией Его Преосвященства от 9 октября 1915 г. за №3626, за примерно-доброе поведение и исправность по службе награждён скуфьей и той же резолюцией, по прошению, уволен за штат, с назначением ему выслуженной священнической пенсии. Указом Св. Синода от 27 января 1916 г. назначена пенсия в размере 300 руб. в год. К празднику Рождества 1917 г. награждён камилавкой. Из наградного листа: «Заштатный священник Марк Щербаков: за 46-летнюю службу церкви Божией, исполненную благоговейного усердия и всегдашней готовности трудиться до последних сил…»

Псаломщик – Семён Пороменский (Резолюцией Его Преосвященства от 23 февраля 1911 года за №1230, псаломщик Дворжецкой церкви Полоцкого уезда Семен Пороменский, согласно прошения, перемещён на такую же вакансию к Краснобережской церкви Невельского уезда). Резолюцией Его Преосвященства от 1 декабря 1911 года за №6705, согласно прошения – уволен за штат.

Церковный староста – Иван Гусев (Крестьянин Стайкинской волости, дер. Старые Мигари, на 1-е трёхлетие с 25 июля 1911 г.) Псаломщик – Феодор Серебренников (Резолюцией Его Преосвященства от 24-го января 1912 года за №467, запрещенный в священнослужении священник Феодор Серебренников, назначается на вакансию псаломщика к Краснобережской церкви Невельского уезда). Резолюцией Его Преосвященства, от 11 мая 1912 года за №2976, согласно прошения, временно перемещён на вакансию второго священника Круто-Сергиевской церкви Велижского уезда.

Псаломщик – Семён Пороменский (Резолюцией Его Преосвященства, от 11 мая 1912 года за №2982, заштатный псаломщик Семён Пороменский, согласно прошения, определён на вакансию псаломщика Краснобережской церкви).

Церковный староста – Косьма Никифорович Ладвищенко (Крестьянин Алексеевской волости, дер. Сивцева, на первое трёхлетие с 3 августа 1914 г.)

Священник – Василий Тихомиров (Резолюцией Его Преосвященства от 12 октября 1915 г., учитель Куриловской церковноприходской школы Василий Тихомиров назначен священником к Краснобережской церкви). К празднику Рождества 1917 г. награждён набедренником.

Разное:

В 1881 году в храме производился ремонт.

Осенью 1883г. прихожане с. Красный Берег получили разрешение Епархии построить часовню на Пестриковском кладбище, на собственные средства.

Состав церковноприходского попечительства (1887): Председатель – крестьянин Василий Гаврилов; Члены: крестьяне – Василий Якимов, Яким Наумов, Федор Сергеев, Николай Исидоров, Димитрий Гаврилов, Василий Кузьмин, Маркелл Яковлев, Ермолай Иванов, Филипп Иванов и Прокопий Михайлов.


Памятный крест на месте Борисоглебской часовни


В мае 1887 г. прихожанам с. Красный-Берег поступило разрешение от епархиального начальства построить церковную ограду из булыжного камня, на приходские средства и 199 руб. церковных.

В состав церковноприходского попечительства в 1893 году вошли: председателем крестьянин Прокофий Васильев и членами: крестьяне – Иван Васильев, Стефан Иванов, Яков Демидов, Андрей Алексеев, Федор Сергеев, Ксенофонт Григорьев, Николай Исидоров, Яков Павлов, Филипп Иванов, Антип Алексеев и Тарасий Исидоров.

Резолюцией Его Преосвященства от 3 августа 1914 г. за №2598, состоявшейся на акте прихожан Краснобережской церкви утверждаются – председателем церковноприходского попечительства крестьянин дер. Мищенки Кир Исидорович Мироненко, кандидатом к нему – крестьянин Гавриил Никифорович Ладвищенок, казначеем – Леонтий Дмитриев и членами: Ульян Васильев, Иван Тимофеев, Дионисий Виноградов, Климент Федотов, Фёдор Николаевич Потакуев, Терентий Леонтьев, Василий Ильин и Семён Григорьев.

КАРАТАЙ

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Желание иметь каменный храм в Каратае зародилось у прихожан задолго до 1908 года, и побуждала их к скорейшему устройству нового храма. Прежняя приходская деревянная церковь обветшала от неумолимого течения времени, а приход по количеству душ увеличился настолько, что храм уже не мог вмещать всех молящихся в большие праздники и многие из них были вынуждены стоять во время совершения богослужения вне его стен. Совместно с прихожанами причт начал искать выход из такого затруднительного положения. Текущий ремонт и исправление недостатков в старой церкви постоянно вели к уменьшению церковных средств.


Часть трёхверстовой карты карты Невельского уезда XIX века


31 августа 1897 г., прихожане собрались в селе Каратай для обсуждения вопроса о капитальном ремонте здания церкви. Здесь, от присутствующих на собрании бывших подрядчиков они узнали, что на данный ремонт потребуется употребить более 1000 руб. местных средств, ведь к этому времени церковь уже простояла в Каратае более века. Если быть точным – 108 лет, так как была построена в 1789 году. Поэтому строители предупредили людей, что спустя какое-то время прихожанам всё равно потребуется вновь собирать деньги на новый ремонт.

Местный священник Арсений Лузгин, внёс предложение о целесообразности постройки каменной церкви и просил разрешения у сельчан дать согласие на возбуждении ходатайства перед Епархиальным начальством о дополнительном отпуске казённых денег к местным средствам, какие уже имелись у церковноприходского попечительства.

Прихожане одобрили предложение пастыря и, впоследствии, Святейший Синод поддержал их в решении этого вопроса. По смете 1902 – 1903 гг. на постройку нового каменного храма в селе Каратай было выделено 15 000 рублей. В 1902 г. были получены проект и составлена смета постройки, равная 21 629 р. 4 коп., которая сложилась в совокупности из казённых и местных денежных средств.

Когда пришло время закладки нового храма, промеж жителей произошёл разлад относительно места его обустройства. Некоторые прихожане желали, чтобы церковь была построена в чистом поле, вдали от жилых строений, а другая (большая) настаивала на постройке в центре села. Местному причту пришлось приложить немало усилий, чтобы примирить сельчан в пользу строительства храма в самом Каратае.

Позже нашёлся подрядчик на возведение храма, из бывших в то время мастеров на строительстве Петербуржско – Витебской железной дороги – Дмитрий Михайлович Бондарев, уроженец Черниговской губернии. Он согласился на все 43 пункта из условий населения, какие ему и были озвучены местным временно— строительным комитетом и позже выполнил все поставленные перед ним задачи досконально. Поэтому неудивительно, что 27 мая 1908 года при обозрении Каратаевской церкви Его Преосвященством Полоцкой и Витебской Епархии, Владыка Серафим (Мещеряков) обратил своё благосклонное внимание на особое благолепие храма.

И действительно, величественное здание церкви представляло собой виртуозную работу мастера, с рельефными до мелочей колоннами из тёсаного кирпича, наружным цоколем метровой высоты из тёсаного камня и водосточными трубами прекрасной заводской работы.

Внутри храма имелся трёхярусный иконостас с иконами на золочёном фоне чеканной работы, бетонный пол из разноцветных рижских плит расположенных симметрично, три железные печи хорошей работы и многое другое.

Всё это заставляло признать новый Каратаевский храм одним из лучших в Невельском уезде.

Кроме этого, следует отметить, что церковь располагалась на дивном месте. Она стояла на возвышенности, имея с трёх сторон довольно высокую искусственную насыпь, устланную для прочности, по откосам, колотым камнем. Была обнесена оградой по всему периметру и имела прекрасный вид на озеро и проходящую за ним железную дорогу.

К всенощному бдению, накануне освящения храма, к церкви со всех сторон начал стекаться народ. Службу вели трое священников. Закончилось бдение за два часа до полуночи, а на следующее утро, 8-го июля 1908 года, к ним присоединились ещё пятеро пастырей.

Прибывающий народ переполнил просторную церковь, и даже пространство между храмом и оградой.

После ранней литургии, совершенной в старом деревянном храме местным священником Арсением Лузгиным, пастырем Ракитинской церкви Стефаном Квятковским было совершено малое освящение воды.

Само же освящение нового храма было начато в 10 часов утра и было совершено местным благочинным – священником Сокольникской церкви Михаилом Борисовичем, при участии следующих священников: Витебского Успенского собора Сергия Лузгина, Плисской церкви Петра Серебреникова, Комшанской – Стефана Яновского и Болоздынской – Александра Завилейского. В процедуре также принимали участие пастыри: Ракитинской церкви – Стефан Квятковский, Каратаевской – Арсений Лузгин и Ивановской – Павлин Мурашкин.

На освящении все присутствующие особо отметили стройное и умелое пение на клиросе хора девочек, прибывших в Каратай из Плисской церковноприходской школы под управлением крестьянина Плисского прихода Михаила Васильевича Макарова.

Богу было угодно, чтобы и погода в этот день соответствовала высокому религиозному торжеству. День выдался солнечный, весёлый и тёплый.

По совершении освящения храма, было провозглашено обычное многолетие, а также произнесены поучения.

Первое из них было сказано местным благочинным. В нём проповедник, указав на особую важность возведения нового храма. Он отметил его особое благолепие, и обратил мысленные взоры слушателей на освящение и судьбу храма Соломона, который был несравненно великолепнее Каратаевского, но несмотря на это, оставил после себя только жалкие развалины… Где же причина этому? Без сомнения, в самом еврейском народе, которому Господь через царя Соломона, явившись ему в видении в ночь освящения, ясно возвестил, что храм его будет жить до тех пор, пока народ будет верно служить единому истинному Богу. Именно в этом причина долговечности любого храма Божьего и Каратаевского в том числе.

Второе поучение было сказано священником Витебского Успенского собора Сергием Лузгиным, на тему: «для чего строятся храмы». Затем последовало третье поучение, произнесённое священником Комшанской церкви Стефаном Яновским – «в защиту храмов» (против лжеучения штундистов). Во время Божественной литургии вместо запричастного стиха местный священник Арсений Лузгин произнёс четвёртое поучение.

По окончании литургии и совершении молебна святителю Николаю Чудотворцу, в честь которого был освящён новоустроенный храм, начался крестный ход на воду с особенно чтимой жителями Каратаевской местности иконой Ахтырской Божией Матери. Как писал очевидец тех событий: «Собравшийся на торжество народ, движимый религиозными чувствами, массой устремился за иконой Богоматери. Все желали нести её святой образ, спешили облобызать его и практически каждый из молящихся считал необходимым выразить своё благоговение к ней».

В 3 часа пополудни в Каратае закончились торжества освящения Николаевского храма. Как позже свидетельствовал об этом благочинный священник 3-го Невельского округа Михаил Борисович:

«Никто так не потрудился в создании Каратаевской церкви, как местный священник Арсений Лузгин, причём немало посодействовал ему в этом святом деле и местный земский начальник – прихожанин Каратаевской церкви Михаил Петрович Янковский, и нельзя не поскорбеть о той невнимательности, с какой отнеслись некоторые иереи округа к торжеству освящения, не явившиеся на него без уважительных причин и, как следствие, не проявившие ревности о славе Божией, а также не пожалеть об отсутствии при Каратаевском новом благолепном храме не только способных, но и усердных к преподаванию пения псаломщиков».

Историческая справка по данным 1903 года:

В селе Каратай имеется деревянная церковь св. Николая Чудотворца (1789), крытая гонтом, не отапливаемая. К ней приписаны: деревянная кладбищенская церковь Александра Невского в селе Карулино (1898), часовня в имении Заиванье во славу св. апостолов Петра и Павла (1856).

Ежегодно 29 июня совершается крестный ход из храма в часовню.

Церковные ярмарки – в день Преполовения и 14 сентября. На момент 1785 – 1847 гг. имеется земля в количестве 65 десятин (70,8 Га), леса 5 десятин (5,45 Га). Посева исполу: 5 четвертей озимых, 9 четвертей яровых, 30 возов сена.

Кроме этого имеются две пустоши:

1) «Тихоновка» (1785 – 1847) 50 десятин 1442 кв. саженей;

2) «Дядино» (1785—1845) 24 десятины 1200 кв. саженей.

В церковной собственности находится половина озера «Голоново». Для священника разбит плодовый сад. Последние причтовые постройки датируются 1866 г.

Количество прихожан – 4031 человек, проживающих в 75 населённых пунктах Карулинской, Трехалёвской и Чупровской волостях.

В приходе проживает 124 раскольника.

Имеется общеобразовательная школа Министерства народного просвещения (1867) с общежитием на 55 учеников и школы грамоты в деревнях Карманы, Кудиново и Подсосно.

По материалам газеты «Полоцкие Епархиальные ведомости», 1903 (№10), 1908 (№32).

Примечание:

В ф.39 Государственного архива Псковской области хранятся метрические книги Каратаевской церкви за 1881, 1882, 1914 гг.

В данной церкви служили:

Священник – Фёдор Иванович Лузгин с 03 ноября 1849 г. по 06 декабря 1885 г. (см. раздел «Священнослужители»).

Диакон – Василий Лузгин, умер 07 октября 1874г.

Причётчик – Трифиллий Высоцкий до сентября 1874г.

Причётчик (а позже псаломщик) – Иван Короткевич с осени 1874г. Умер 30 августа 1899 г.

Церковный староста – Фёдор Егоров с марта 1883г.

Просфорня – Анна Лузгина, умерла 21 июня 1883г.

Священник – Арсений Лузгин с декабря 1885 г. В апреле 1888 г. награждён набедренником. Награждён наперсным крестом в 1912 г. 12 июля 1912 г. назначен на должность члена благочиннического совета 2-го Невельского округа. С 1874 г. был наставником, а впоследствии законоучителем Каратаевского народного училища.

Церковный староста – Иван Николаев, упоминается в апреле 1887 г.

Псаломщик – Иван Игнатович, уволен за штат 23 октября 1889 г. С 04 января 1890 г. (по прошению) вернулся в штат церкви. 28 февраля 1890 г. перемещён в Гультяи.

Псаломщик – Николай Тихомиров с 23 октября 1889 г. по 04 января 1890 г.

Псаломщик – Василий Садовский с 28 февраля 1890 г.

Диакон – Иосиф Сазоновский, 05 марта 1906 г. перемещён к Усмынской церкви Велижского уезда.

Псаломщик – Владимир Игнатович с 06 марта 1906 г. (Перемещён от Полтевской церкви Витебского уезда, на вакансию 2- го псаломщика). Резолюцией Его Преосвященства от 9 октября 1911 года за №5652, ради пользы службы, перемещён на вакансию псаломщика к Лесохинской церкви Велижского уезда.

Церковный староста – Иван Яковлевич Марулев (Крестьянин Карулинской волости, дер. Сорочино, на 2-е трёхлетие с 30 мая 1910 г.)

Псаломщик – Алексей Игнатович (Резолюцией Его Преосвященства от 25 июля 1911 года за №4113, псаломщик Мосарской церкви Лепельского уезда Алексей Игнатович, согласно прошения, перемещён на вакансию псаломщика к Каратаевской церкви Невельского уезда).

Псаломщик (диакон) – Яков Модзалевский (Резолюцией Его Преосвященства от 9 октября 1911 года за №5652, псаломщик Лесохинской церкви Велижского уезда Яков Мадзолевский, ради пользы службы, перемещён на вакансию псаломщика к Каратаевской церкви Невельского уезда). Резолюцией Его Преосвященства от 1-го февраля 1917 г. за №283, согласно прошения, перемещён на вакансию псаломщика к Сокольникской церкви.

Псаломщик – Иоанн Носевич, Резолюцией Его Преосвященства, от 13 апреля 1912 года за №2327, диакон Топорской церкви Иоанн Носевич, согласно прошения, перемещён на вакансию псаломщика к Каратаевской церкви).

Псаломщик – Илья Модзалевский (Резолюцией Его Преосвященства от 19 февраля 1915 г. за №695 перемещён от Долгопольской церкви Городокского уезда).

Разное:

Состав церковноприходского попечительства (1887):

Председатель – священник Арсений Лузгин;

Члены: дворянин Николай Покромович и крестьяне: Герасим Семенов (он же казначей), Исидор Исаков, Герасим Афанасьев, Федор Андреев, Егор Никифоров, Федот Димитриев, Тимофей Макаров, Антон Григорьев, Григорий Макаров, Прохор Якимов, Павел Григорьев, Яким Павлов, и Осип Романов.

В июне 1887 г. причту и приходскому попечительству с. Каратай поступило разрешение от епархиального начальства исправить тёсовую обшивку стен и гонтовую крышу, починить пол, переделать два крыльца и покрасить стены приходской церкви, на 140 руб. из средств попечительства.

В состав церковноприходского попечительства в 1893 году вошли: председателем – местный священник Арсений Лузгин и членами – Герасим Семенов (он же казначей), Герасим Афанасьев, Петр Николаев, Федот Дмитриев, Егор Никифоров, Прохор Якимов, Семен Тимофеев, Филипп Григорьев, Василий Григорьев, Стефан Андреев, Евстафий Гаврилов, Василий Стефанович Покромович, Исидор Исаев и Иосиф Романов.

В январе 1899 г. священнику Каратаевской церкви Арсению Лузгину и прихожанам названной церкви была объявлена благодарность епархиального начальства за сооружение церкви в деревне Карулино Каратаевского прихода, на изысканные и пожертвованные средства.

В июне 1903 года хозяйственным Управлением при Святейшем Синоде был открыт кредит на постройку церкви в с. Каратай – 7500 руб. Этот кредит являлся дополнением (второй половиной) к кредиту открытому в 1902 году для той же цели.

Состав церковного попечительства в 1910 г.: Священник Каратаевской церкви Арсений Лузгин – председателем местного церковноприходского попечительства. Крестьяне: дер. Щербино Арсений Николаев; д. Курилково Феодор Павлов; д. Сорочино Михаил Васильев; д. Горушки Дементий Михайлов; д. Трушково Григорий Васильев; д. Макарково Михаил Васильев; д. Изоча Евстафий Гаврилов; д. Точино Михаил Иванов; д. Татырино Сергей Иоакимов; и дворянин села Колоцково Феодор Покромович – членами того же попечительства на трёхлетие 1910— 1912 гг.

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Изучая архивные материалы церковной периодики Полоцкой Епархии XIX века, я нашёл статью священника Каратаевской церкви Арсения Лузгина, о возникновении церкви имени святого благоверного князя Александра Невского, на кладбище около деревни Карулино Каратаевскаго прихода Невельского уезда и торжества освящения оной в 1898 году.


Каменные кресты на погосте Карулино


Чтобы избежать путаницы и прочих недоразумений, я привожу данную статью, опубликованную в феврале 1899 года, с переложением на современную письменную речь. Хочу также отметить, что названия деревень указанные в данном источнике несколько отличаются от настоящих, но понятны и даже очень интересны:

«Со времени моего вступления священником в приход Коротай, Невельского уезда, в 1885 г., мне не раз приходилось выезжать для погребения умерших на Карулинское кладбище, находящееся в 6-ти верстах от приходского храма. Случающиеся дождь, вьюга и вообще неблагоприятная погода при совершении погребения и панихиды, на открытом воздухе, вдали от жилых строений, заставляли меня думать об устранении неудобств, сопряженных при отправлении христианских треб. В таких случаях приходилось совершать отпевание даже в доме, где проживал умерший. Наконец, я решил, что в этом месте необходимо поставить деревянную часовню. И вот, такую свою мысль я стал постепенно проводить в среду крестьян, имеющих в той местности своё кладбище, т.е. домохозяев девяти деревень. Некоторые из них высказывали, что это здесь сделать трудно и невозможно, и что об этом до меня и разговора никогда не было. Тем не менее, я от своей мысли не отставал и начал всячески заботиться о приискании средств, для начала строительства. Первое пожертвование в размере 90 руб. было сделано петербургским мещанином Стефаном Аверьяновым, у которого в 5-ти верстах от погоста Коротая было имение, под названием «Сапуны». Имея 90 руб., я начал стараться о часовне. Испросив план и разрешение епархиального начальства на устройство часовни, я стал подыскивать понимающего мастера, но такого в моём приходе не оказалось. Тогда я отправился в Невель, где отыскивал лицо, берущее постройки с подряда, показывал ему план и, к смущению моему, оный подрядчик запросил с меня 700 руб., за устройство часовни из всего его материала. Опять для меня неприятность: денег много нужно, а их, кроме 90 руб., нет. Не желая иметь дело с городскими подрядчиками, я созвал своих прихожан, пригласил сведущих людей по постройке и, наконец, после долгих торгов, один крестьянин согласился устроить часовню, кроме фундамента, железного креста на куполе, рам в окна и обшивки стен тёсом – за 200 руб., из готового леса, с доставкой его прихожанами к месту постройки. Затем, я купил лес, а прихожане вывезли его на место. Как же быть дальше и что делать? Денег нет. В таком стесненном положении советуюсь со многими лицами о приискании средств. Наконец, узнаю, что в Петербурге есть крестьянин, довольно богатый, из моего прихода, родители которого погребены на Карулинском кладбище. Я написал ему письмо с просьбой оказать пожертвование на устройство часовни. Василий Романович, так зовут этого крестьянина, вступил со мною в переписку и выслал сначала 100 руб., а потом еще 50 руб. Наконец, я также узнаю, что есть одна крестьянка, прихожанка Невеля, довольно состоятельная. Отыскиваю её родственника, моего прихожанина, и с ним еду к ней, она пообещала помочь, но денег сразу не дала, позже я получил от неё 20 р. Кроме этого, я произвел мелочный денежный сбор среди крестьян девяти деревень, родные которых погребаются на Карулинском кладбище. И таким путем на собранную от разных лиц сумму, устроилась в этой местности деревянная часовня, размером 9x9 аршин внутри. Спустя несколько лет, я продолжил мелочный сбор денег, желая устроить из часовни церковь с пристройкой к ней алтаря с иконостасом. Находя средства от доброхотных пожертвований незначительными, я обратился к волостному писарю Карулинской волости Ф. Щолоку, исполнительному и старательному, надеясь, что при его содействии, крестьяне всего прихода придут мне на помощь. Моя надежда оправдалась: на волостном сходе крестьяне постановили пожертвовать в 1892 году 113 руб. 28 коп., и в 1893 г. точно такую же сумму на предмет продолжения работ. Деньги эти от волостного правления были получены. Затем, я обратился к прежнему плотнику и он согласился устроить алтарь и, кроме этого, иконостас с рамами для постановки в них икон. Нужный для работы лес был приобретён и доставлен к месту работ. Так совершилась пристройка. Иконы в иконостас приобретались поодиночке в разное время, по мере сбора пожертвований. Еще не закончив постановку икон в иконостасе, я стал помышлять о новой пристройке к церкви – притвора с колокольней. Средства в это время истощились, а новых лиц, к которым можно было обратиться за пожертвованием не предвиделось. Надежда на Господа ободряла меня. И вот однажды, я получил из Петербурга, от одного благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным – 125 руб. На эти деньги было приобретено облачение на престол, жертвенник, катапетасма, аналои и пр. По прошествии некоторого времени убеждаюсь, что пристройка притвора с колокольней становится все более необходимой. Я начал ходатайствовать о плане и разрешении на строительств. Вскоре всё было получено от епархиального начальства. Но денег, к моему прискорбию нет, за исключением нескольких рублей из оставшихся от пожертвований. Я вновь созвал прихожан и предложил оказать пожертвование деньгами в размере 50 коп. от каждого домохозяина и ссыпкой озимого и ярового хлеба, который можно обратить в продажу. Предложение крестьяне приняли. Дело стало подвигаться вперед, а между тем колоколов для новой церкви нет, кроме одного небольшого, около пуда весом, пожертвованного из Петербурга для часовни. Решаюсь опять обратиться письмом к известному мне жертвователю Василию Романовичу, прося его о двух колоколах для церкви. Просьба была исполнена: 14-го октября 1898 года, я получил два колокола – средний и большой. С Божией помощью устройство церкви было доведено до конца. Общий расход по строительству со всеми принадлежностями и поступившими пожертвованиями, а также приобретением строительного материала, обошелся в 1000 руб., не считая при этом доставку материала, которая безвозмездно производилась прихожанами.

На страницу:
6 из 7