bannerbanner
Феномен управления в экономическом пространстве
Феномен управления в экономическом пространстве

Полная версия

Феномен управления в экономическом пространстве

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Таким образом, экономическая жизнь оказывается той же экономикой – в её предельно широком понимании, однако уже не вычлененной по частям, а целостной, единой частью человеческой жизни. Соответственно данному подходу логично предположить, что хозяйственная жизнь есть не что иное, как целостное образование, включающее в себя жизнь экономическую (продолжая проводить аналогию). Однако здесь стоит отметить, что подобная экстраполяция вряд ли возможна: дело в том, что экономика в широком понимании – одновременно и как наука, и как явление, и как процесс – охватывает, на наш взгляд, всё многообразие приведённых определений и понятий. Дело в том, что экономика как наука занимается, в том числе, изучением распределения, обмена и потребления благ, которые происходят и в результате хозяйственной деятельности в том числе.

Таким образом, исследование категорий экономической и хозяйственной жизни относится к числу проблем и задач, решаемых экономикой как категорией, рассматриваемой в широком понимании. Что же касается их соотношения между собой, то здесь стоит придерживаться уже приведённой аналогии: экономическую жизнь можно включать в хозяйственную – это обосновано их пониманием на основе определений экономики как явления и процесса, хозяйства и хозяйствования.

Как уже говорилось, вершиной выстраиваемой нами иерархии является экономика в широком понимании её сути. В то же время всепроникающий характер данного явления даёт возможность рассуждать о таком понятии, как экономическое бытие. В самом деле, если анализировать место экономики (в самом широком её понимании) в жизни современного человека, то можно с уверенностью отметить её ключевую роль. Соответственно, в едином бытийстовании индивида можно условно выделить категорию экономического бытия как специфического бытия человека экономического (здесь совмещаются онтологический и социологический подходы к изучению экономики) с целью её последующего философского анализа.

Итак, по нашему мнению, экономическое бытие – категория, фиксирующая основу существования для всей экономики в целом либо для любого её элемента (в том числе хозяйствующего субъекта) в её же рамках, специфицирующая особый статус, роль и поведение всех своих элементов в реальном жизненном процессе. Как часть бытия в его общем понимании экономическое бытие олицетворяет весь комплекс проблем, сопутствующих элементам экономики в их исторической динамике.

Дальнейшее рассмотрение структуры экономического бытия логически подразумевает поиск механизма, обеспечивающего функционирование сложнейшего комплекса экономики, для чего логичным будет применить метод философского анализа и провести дальнейшее разложение основополагающих понятий на составные элементы. В связи с тем, что движущий механизм, лежащий в корне всех экономических процессов (в данном случае экономику стоит понимать предельно широко), един, то, соответственно, для упрощения анализа в дальнейшем будем использовать и термин «экономика», и термин «хозяйство», однако не забывая о том, что они не являются синонимами.

В. Зомбарт писал: «Хозяйственная деятельность только тогда имеется налицо, когда человеческий дух приобщается к материальному телу и воздействует на него. Если говорить образно, то можно относиться к хозяйственной жизни как к организму и утверждать о нём, что он состоит из тела и души. Хозяйственное тело образует не внешние формы, в которых функционирует хозяйственная жизнь: хозяйственные и технические формы, многообразные организации, в среде которых и с помощью которых осуществляется хозяйствование. Однако и внешние условия, при наличии которых происходит хозяйственный процесс, можно также причислить к хозяйственному телу, которому именно и противополагается хозяйственный дух»[29]. Здесь автор приведённых выше строк говорит о том, что человеческий дух прилагается к неким материальным предметам, в результате чего и можно говорить о хозяйствовании.

Не только в трудах В. Зомбарта, но и в большинстве современных определений экономики и экономических теорий уделяется внимание понятию материальных ресурсов и их ограниченности. Основной задачей экономики, в соответствии с таким пониманием, становится удовлетворение неограниченных потребностей человечества при помощи ограниченного набора ресурсов. Выполнение данной задачи становится возможным благодаря способности к комбинированию ресурсов и возможности альтернативного использования их наборов.

Однако комбинируемые ресурсы являются лишь частью хозяйствования, что особо подчёркивали многие исследователи (М. Вебер, В. Зомбарт, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, И. А. Ильин и др.).


И. А. Ильин объясняет, почему, по его мнению, так происходит: «Экономическая жизнь есть творческий процесс, отдаваясь ему, человек вкладывает свою личность в жизнь вещей и их совершенствование. Вот почему хозяйственный труд имеет не просто телесно-мускульную природу и не только душевное измерение, но и духовный корень»[30].

С. Н. Булгаков подходит к данному определению с другой стороны, утверждая, что жизнь – это, прежде всего, хозяйственный процесс[31].

На наш взгляд, данные замечания чрезвычайно важны. Ведь сами по себе ресурсы зачастую не представляют собой никакой ценности, будучи лишь сырьём для процессов производства благ. Субъекты экономической деятельности интересуются ресурсами исключительно постольку, поскольку они предполагают их дальнейшую переработку и производство благ.

И лишь приложенное к природному ресурсу духовное начало создаёт благо в процессе производства. Соответственно, центральным звеном любой экономической деятельности следует считать процесс производства, поскольку именно оно обеспечивает возможность создания благ и их последующего распределения, потребления и обмена (рисунок 3).


Рисунок 3. «Вложенность» процессов экономической жизни


Именно в процессе производства происходит сочетание ресурсов и приложенных к ним духовных сил. Однако и сам процесс производства не является наименьшей структурной единицей экономической жизни. Дело в том, что существует некий обобщающий набор ресурсов, необходимых для производства, – это факторы производства. Говоря о факторах производства, прежде всего, вспоминают классическую политэкономию, которая утверждала, что факторов производства всего три: земля, капитал и труд. Более поздние исследователи отмечают предпринимательскую способность в качестве одного из такого факторов. Рассмотрим подробнее факторы производства и их ключевые особенности.

Ключевой компонент любого современного предприятия – условно называемый нами фактор «земля». Что он собой представляет? Стоит понимать, что фактор производства «земля» и земля в понимании территории, местности, на которой расположено предприятие, – совсем не одно и то же.

Изначально земля была ключевой производственной единицей сама по себе, поскольку она и была, прежде всего, производством: её обрабатывали с помощью орудий труда с целью получения из ресурса – земли – благо, а именно пищу. Поэтому с давних пор закрепился принцип: «чем больше земли – тем больше пропитания, богатства и т. п.», и это действительно так.

В классической трактовке категория «земля», рассматриваемая в качестве фактора производства, охватывает все земли, на которых осуществляются сельскохозяйственные работы, и городские земли, отведенные под жилищное или промышленное строительство, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Однако, на наш взгляд, такое определение характеризуется узостью и однобокостью понимания, не имеет реального отражения в современной экономике и не отвечает требованиям современной науки.

По мере развития социума и увеличения человеческой популяции плодородных земель становилось всё меньше, что привело к необходимости социальной регуляции доступа к земле согласно структуре общественных отношений и места человека в общественно-политическом устройстве и появлению института собственности. Первоначально подобный институт существовал лишь в устном виде и не имел никакого законного характера; однако появление собственности стимулировало человека к усиленному производству (зарабатывая для себя, он более заинтересован в качественно лучшем и количественно большем результате, нежели не-собственник), что и привело позже к закреплению де-юре сложившейся де-факто ситуации в виде категории частной собственности. Причём важным является тот факт, что юридическое закрепление указанной категории являлось естественным, соответствующим текущему уровню развития социума. Ю. М. Осипов отмечает, что «произвольное и насильственное внедрение в общественно-культурную среду каких-либо конкретных отношений собственности вовсе не гарантирует развитие в данной среде адекватного этим отношениям способа производства»[32]. Именно поэтому категория собственности понимается разными народами по-разному, а следовательно, неодинаковы и способы производства в различных странах.

Таким образом, одним из базисных элементов современной экономической жизни и основным обеспечивающим фактором производства стоит считать категорию собственности.

Другим важным фактором производства считается капитал. Рассмотрение категории капитала через призму современного хозяйства позволяет также изменить содержание данной категории.

Современный экономический словарь утверждает, что капитал – «в широком смысле это всё, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Принято различать основной капитал, представляющий часть капитальных средств, участвующую в производстве в течение многих циклов, и оборотный капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного цикла. Под денежным капиталом понимают денежные средства, с помощью которых приобретается физический капитал»[33]. Также к данной категории относятся инвестиционные ресурсы. Однако стоит отметить, что современное содержание категории капитала более не удовлетворяет действительности – материальная составляющая капитала дополняется нематериальной, духовной (опять же, прослеживается приложение человеческого духа и к этому фактору производства), или, как её ещё называют, интеллектуальной.

Н. В. Астафьева определяет интеллектуальный капитал как интегрированную субстанцию, основой и движущей силой которой являются способности субъектов к генерации знаний, созданию новых объектов интеллектуальной собственности на основе имеющихся информационных, образовательных ресурсов и соответствующих институциональных структур[34]. Интеллектуальный капитал, таким образом, являет собой также некий потенциал своего обладателя, могущий получить реализацию в производстве.

На наш взгляд, интеллектуальный капитал целесообразно определять через конкретные виды активов. В данном случае, интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, навыков и производственного опыта конкретных людей (человеческие авуары) и нематериальных активов, включающих патенты, базы данных, программные продукты, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и увеличения других экономических и технических результатов. Кроме того, к данной категории можно отнести информационные ресурсы, знания, технологии и т. п., что гораздо точнее будет выражать сущность современного понятия «капитал».

Следующий фактор производства – это труд. Труд является чрезвычайно важным обеспечивающим процесс производства фактором. Н. Н. Зарубина отмечает, что труд – это «…одна из фундаментальных ценностей хозяйственной культуры»[35]. Именно приложенный к остальным факторам производства труд позволяет реализоваться благу в материальной форме.

П. Г. Ермишин пишет, что «под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат»[36].

Современное понимание категории труда складывается из осознания неоднозначности и многообразия данного понятия (труд может быть физическим и умственным, интенсивным и экстенсивным и т. д.) и дополняющих понятий вроде профессионализации труда, разделения труда и т. д.

Ключевой задачей экономического субъекта является комбинация и координация перечисленных факторов (вернее, их конкретных реальных проявлений) в реальном производстве. Поэтому в современных экономико-теоретических исследованиях наряду с тремя классическими факторами производства (трудом, землей, капиталом) отдельно можно также выделить предпринимательские способности как фактор особого рода, характеризующий деятельность по рациональной комбинации остальных факторов производства, включая те из них, которые связаны с НТП (информацией и инновациями).

Носителями предпринимательских способностей в рыночной экономике являются предприниматели, то есть люди, которые на свой собственный страх и риск за счёт собственных или заёмных ресурсов организуют какое-то новое дело (т. е. реализуют новую комбинацию факторов производства). Некоторые исследователи утверждают, что таких людей чрезвычайно мало: не более 5–8 % даже в странах с развитой рыночной экономикой (в России подобный показатель близок к 5 %)[37].

С одной стороны, обеспечивающая роль предпринимательской способности очевидна, с другой – предпринимательство явно доминирует по степени проникновения в другие факторы производства. Здесь стоит вспомнить И. Шумпетера: «Задача предпринимателя – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и созданию новой отрасли промышленности…»[38].

Более того, функциональную роль предпринимателя австрийский исследователь видит в создании неравновесного состояния на рынках под влиянием инноваций, что и приносит более высокий доход собственнику ресурсов – в данном случае собственнику предпринимательской способности – предпринимателю (рисунок 4).

Таким образом, предпринимательские способности, как особый фактор производства, характеризуют не просто определённый потенциал человеческого ресурса, но особое качество управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, её ориентацию на предприимчивость, то есть выбор наиболее рациональной и эффективной трансформации производственных ресурсов в готовый продукт на основе создания и продвижения инноваций с целью максимизации получаемого предпринимателем дохода (прибыли).


Рисунок 4. Виды дохода от факторов производства


Соответственно, предпринимательская способность является тем особенным фактором производства, который и реализует управленческий механизм (посредством координации и кооперации других факторов производства) в производстве (см. рисунок 5).


Рисунок 5. Соотношение факторов производства в обеспечении экономики


Таким образом, в основе любой экономической структуры и любого хозяйства лежит управленческий механизм, реализуемый посредством предпринимательской способности субъекта управления – менеджера либо собственника ресурсов. Именно благодаря этому механизму происходит развитие экономики, распределение благ, их потребление и воспроизводство.

Управленческий механизм можно назвать обеспечивающим: он является той производительной силой, которая является базисом всей остальной хозяйственной жизни во всех её проявлениях. Графически место управленческого механизма в экономике общества можно представить следующим образом (см. рисунок 6). В итоге, как видно из рисунка 6, в структуре экономики в широком понимании, включающем в себя всё её триединство (как науку, явление и процесс), можно выделить два ключевых процесса: хозяйствование и экономика, в процессе реализации которых возникают экономические и внеэкономические отношения. Вторые из них как раз являются характерными отличительными чертами понятий хозяйства и хозяйствования.

Вместе с тем ядром любой хозяйственной или экономической системы выступает производство – процесс, обеспечивающий переработку исходных ресурсов путём координации и комбинации факторов производства, которых всего четыре: собственность, капитал (в т. ч. интеллектуальный), труд и предпринимательская способность.

Управленческий механизм, являющийся базисным элементом, от которого далее идёт построение любой хозяйственной системы, заключается в четвёртом факторе производства – предпринимательской способности. И действительно, если задуматься, то любое хозяйственное начинание – предприятие, общественная организация, учреждения здравоохранения и государственные структуры – предполагает наличие субъекта реализации своей идеи, предпринимателя.

На рисунке 6 управленческий механизм показан в виде стрелок, направленных от предпринимательской способности к остальным факторам производства; в то же время все факторы производства соединены между собой тонкой линией, что указывает на их целостность, единство и неразрывность, несмотря на наличие явного центра.


Рисунок 6. Место управленческого механизма в структуре экономики общества


В заключение отметим, что экономика как философская категория является многогранным и многоаспектным понятием, рассматриваемым, во-первых, как теоретическое знание и как практическая деятельность, а во-вторых, как процесс и как явление.

В классической политической экономии ключевым моментом любой экономической деятельности является процесс производства, так как оно обеспечивает возможность создания благ и их последующего распределения, потребления и обмена. Именно в процессе производства происходит сочетание ресурсов и приложенных к ним духовных сил человека. Обобщающий набор ресурсов, необходимых для производства, представляет собой совокупность факторов производства, таких как земля, капитал и труд. Задачей хозяйствующего субъекта является комбинация и координация перечисленных факторов в реальном производстве. Поэтому наряду с тремя классическими факторами производства (трудом, землей, капиталом) отдельно можно также выделить предпринимательские способности как фактор особого рода, характеризующий деятельность по рациональной комбинации остальных факторов производства.

Таким образом, предпринимательские способности, будучи специфическим фактором производства, характеризуют не просто определённый потенциал человеческого ресурса, но и особое качество управленческой деятельности. Как следствие, управление неотъемлемо от человеческого бытия, поскольку с его помощью обеспечивается совместная деятельность разобщённого по интересам или взглядам социума. Каждый человек при выполнении сугубо индивидуальных действий сам управляет своими действиями, но любая целенаправленная деятельность нуждается в осознанной координации (управлении).

В целом, управление является целесообразной и осмысленной деятельностью хозяйствующего субъекта, представляющей собой своеобразное творчество, направленное на решение поставленных и возникающих задач, отличающейся своеобразием средств и методов управления, предмета труда и продуктов труда.

1.2. Историко-философское осмысление экономики

Анализируя определения экономики, предложенные в различных научных источниках, надо отметить, что они, выделяя основные характерные черты явления, всё же не позволяют сформировать полное и разностороннее представление об экономических процессах и явлениях, не отражают роли человека в экономической жизни общества, мотивацию его экономических действий, не определяют значение сознания людей в экономических процессах, ментальности. Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к социально-философскому анализу экономической мысли, формировавшейся в различные периоды развития человеческого общества. Исходя из этого, мы считаем необходимым рассмотрение экономических явлений на различных этапах исторического развития, а также процессы формирования и развития различных течений, направлений, школ экономической мысли с целью проектирования прошлого опыта на сегодняшнюю действительность для выявления закономерностей протекания экономических процессов и явлений в современном обществе.

В течение длительного исторического периода люди вели хозяйство исходя из накопленного опыта и традиций, передававшихся от поколения к поколению. Первоначально знания и представления об экономике носили эмпирический характер и не представляли собой единой научной системы. Формируясь на основе многолетней хозяйственной практики в условиях первобытного общества, рабства и феодализма, экономические знания в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, странах средневековой Европы существовали и развивались в рамках философии.

Существует три точки зрения по поводу появления отдельных экономических знаний и зарождения экономической науки.

В частности, исследователь Н. В. Ефимов пишет: «…когда и где зародилась экономическая наука, сейчас сказать не представляется возможным. Очевидно, в V–IV веках до новой эры на Земле началось ее возрождение»[39].

А ученые Д. Валовой, В. Жамин, Е. Василевский, Т. Е. Журавлева и другие считают, что истоки экономической мысли следует искать в учениях мыслителей Древнего Мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. В первых произведениях – «Речении Ипусера», созданном в Египте, и «Кодексе царя Хаммурапи», созданном в Вавилоне, датированных XVIII веками до новой эры, – рассматривались вопросы экономических взаимоотношений между людьми. В произведении «Речение Ипусера» рассмотрены вопросы государственной власти, рабства, ростовщичества. Акцент делается на деспотически-бюрократическом механизме регулирования хозяйства в Древнем Египте[40]. В «Кодексе законов царя Хаммурапи» предусматривалось создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого», долговое рабство ограничивалось тремя годами, давалась отсрочка выплаты долга в случае неурожая без уплаты дополнительных процентов[41]. Эти экономические идеи, отраженные в вышеперечисленных литературных памятниках, по мнению ученых Валового Д. В., Жамина В. А., Василевского Е. Г. и др., считаются наиболее существенными и достаточно наглядно показывают систему экономических взаимоотношений[42].

Третья точка зрения также позволяет обозначить появление экономики и экономической науки. Дело в том, что задолго до появления всех вышеуказанных источников существовали экономические отношения различного рода. Так, отношения, возникающие в результате обмена предметов быта, раздела добычи, отчуждения результатов личного труда в пользу племени, уже можно считать экономическими. По сути, развитие экономических отношений было и остается неразрывно связанным с процессом эволюции общественного устройства.

Древнеиндийские «Законы Ману», датированные IV–III веками до новой эры, по мнению ученых Ховарда К., Журавлевой Г., Эриашвили Н., обосновывали существовавшее в то время общественное разделение труда и отношения господства и подчинения.

В трактате «Артхашастра», созданном в Индии в IV веке до новой эры, рассматриваются вопросы государственной жизни, отношение к богатству и проблемы его распределения, решение финансовых проблем, проблемы соотношения цены и стоимости[43].

В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых можно выделить Конфуция, Сюнь-Цзы, Мэн-Цзы, Цзы Чаня, Шань Яна, Лао-Цзы, обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического, причем умственный труд объявляется монополией «высших слоев», второй – уделом простолюдинов[44]; рассматриваются вопросы равномерного распределения богатства; выдвигается аграрный проект; решалются проблемы защиты народного хозяйства от рыночной стихии и др.[45]. Особо необходимо отметить идеи выдающегося мыслителя Древнего Китая Сюнь-Цзы, который считал, что экономическая политика государства должна основываться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу, сохранении излишков. Он исходил из «злой природы» человека и утверждал, что лишь практическая деятельность порождает добродетель; не осуждал стремления к богатству; пришел к идее организации труда[46].

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Необходимо отметить, что взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других обозначили сущность учения об экономической деятельности. В частности, по словам К. Маркса, ими рассматривались проблемы разделения труда, проблемы рабства, отношение к земледелию, отношение к богатству и собственности, идеи о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правила обмена хозяйственных благ[47].

На страницу:
2 из 3