Полная версия
Проблема демократии в американской политической мысли ХХ века
165
Дьюи Д. Демократия и образование. С. 85. Дьюи не забывает добавить – для Америки это весьма существенно – что демократия есть дело богоугодное, ибо она являет собой земное воплощение божественного замысла: ведь это не просто форма правления, а еще и форма справедливого обустройства социального мира. (См.: Christianity and Democracy. Address before the Students of Christian Association of the University of Michigan. May 1894. Monthly Bulletin. June // The Early Works of John Dewey. Carbondale, 1971, v. 4).
166
Dewey J. Philosophy and Democracy // The American Intellectual Tradition. P. 169.
167
Dewey J. Philosophy and Democracy // The American Intellectual Tradition. P. 169.
168
Dewey J. Philosophy and Democracy // The American Intellectual Tradition. P. 169.
169
Дьюи Д. Демократия и образование. С. 85.
170
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 58.
171
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 56.
172
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 56.
173
Американская философия. Введение. С. 423.
174
См., в частности: Liberalism and Social Action; A Liberal Speaks Out for Liberalism // The Later Works of John Dewey. Carbondale, 1987, v. 11.
175
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 63.
176
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 80.
177
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 63.
178
Дьюи Д. Общество и его проблемы. С. 80.
179
Dewey J. Social Absolutism // Dewey J. Middle Works, v. 13. P. 315–316.
180
Политическая наука: новые направления. С. 84. Явная ошибка в переводе. Речь идет, конечно же, не о «количественных методологиях», а о «количественных методах исследования».
181
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 110.
182
Almond G. and Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, N.J., 1963. P. Vll.
183
См., в частности: Merriam Ch. Prologue to Politics. Chicago, 1939 и The Role of Politics in Social Change. N. Y., 1934. В книге Мерриама «Американские политические идеи. Исследование развития американской политической мысли. 1865–1917» содержится глава «Типичные интерпретации демократии» (Merriam Ch. American Political Ideas. Studies in the Development of American Political Thought. 1865–1917». N. Y., 1926. Pp. 35–70).
184
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939.
185
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941.
186
Merriam Ch. E. What Is Democracy? Chicago, 1941.
187
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 122.
188
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 64.
189
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 117.
190
Merriam Ch. Е. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 3.
191
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 11.
192
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 11.
193
Merriam Ch. Е. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 11.
194
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 11.
195
Merriam Ch. E. What Is Democracy? Chicago, 1941. P. 15.
196
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 13.
197
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 5.
198
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 5.
199
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 6.
200
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 7.
201
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 6.
202
Merriam Ch. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 5.
203
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 6.
204
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 7.
205
Lasswell Н. Propaganda Technique in the World War. L.; N. Y., 1927; Psychopathology and Politics. Chicago, 1930; World Politics and Personal Insecurity. N. Y., 1935; Politics: Who Gets What, When, How. N. Y., 1936; The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol. 46, No. 4 (Jan., 1941); Democracy Through Public Opinion. Menasha, WI, 1941; The Analysis of Political Behavior. L. 1947; Power and Personality. N. Y., 1948.
206
Lasswell Н. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol. 46, No. 4 (Jan., 1941). P. 468.
207
Farr J., Hacker J., Kazee N. The Policy Scientist of Democracy: The Discipline of Harold D. Lasswell //American Political Science Review. Vol. 100, No. 4. November 2006. P. 579.
208
Lasswell Н. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 126.
209
Как справедливо отмечают многие исследователи, для американских бихевиоралистов характерна «очевидная нестрогость, размытость определений власти, которыми они оперируют» (Алюшин А. Л., Порус В.Н. Власть и «политический реализм» // Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 99), что в немалой степени связано с многозначностью английского слова power: это и «власть», и «сила», и «влияние», и даже «контроль». Эта «нестрогость» относится и к Лассуэллу, хотя суть его трактовки этой категории в общем понятна.
210
Lasswell Н. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 108.
211
Lasswell H. A Study of Power. Glencoe, 1950. P. 3.
212
Lasswell H. Democracy Through Public Opinion. Menasha, WI, 1941. P. 1.
213
Lasswell Н. Democracy Through Public Opinion. Menasha, WI, 1941. P. 1.
214
Lasswell H. Democracy Through Public Opinion. Menasha, WI, 1941. P. 1.
215
В своей знаменитой речи, произнесенной 19 ноября 1863 года по случаю победы северян под Геттисбергом и Виксбергом (Gettysburg Address) Линкольн провозгласил: «…правительство народа (government of the people), из народа (by the people), для народа (for the people) никогда не исчезнет с лица земли» (The Collected Works of Abraham Lincoln: Vol. 1–9. Ed. by R.P. Basler. New Brunswick, 1953, vol.7. P. 19). Так принято переводить изречение Линкольна в отечественной научной литературе. (См., напр.: История США в четырех томах. Гл. ред. Севостьянов Г. Н. Том первый. Отв. ред. Болховитинов Н. Н. М.: “Наука”, 1983, с. 442). На самом деле формула Линкольна не так проста, как может показаться на первый взгляд, ибо допускает разные, а в некоторых своих частях противоположные толкования. Английское слово “government” может переводиться не только как «правительство», но и как «правление», а это открывает простор для разных интерпретаций. «… Предлог of, – пишет Дж. Сартори, – может указывать и на субъект, и, напротив, на объект действия. А это значит, что в отношении этой части [высказывания] допустимы следующие варианты [толкования]: (а) правление народа означает самоуправление народа, прямую демократию; (b) и, напротив, что народ выступает в качестве объекта управления, что он управляется; (с) что правление исходит от народа в том смысле, что оно обретает легитимность в результате согласия народа; (d) что правительство избирается народом; (е) что правительство направляет народ. Таким образом, – заключает Сартори, – первая характеристика покрывает или может покрывать весь спектр политики; не только все мыслимые формы демократии, но и [формы] управления народом, не имеющие ничего общего с демократией. Второй элемент, “government by the people”, страдает от противоположного дефекта: он слишком туманен, чтобы получить специфические толкования. By the people в каком смысле? Эта формула лишена точности. Только третий элемент, “government for the people”, лишен двусмысленности: for означает, со всей очевидностью, в интересах народа, ради его блага, во имя его выгод. Но многие режимы прошлого, никогда не претендовавшие на то, чтобы быть демократиями, провозглашали себя правлением во имя народа. И ныне коммунистические диктатуры претендуют на звание демократий именно ссылаясь на это (т. е. на то, что являются правительствами для народа. – Э.Б.)” (Sartori G. The Theory of Democracy Revisited. Chatham, N.J., 1987. P. 34–35).
216
Lasswell Н. Psychopathology and Politics. Chicago and London, 1986. P. 194.
217
Lasswell H. Psychopathology and Politics. P. 196.
218
Lasswell H. Psychopathology and Politics. P. 196.
219
Lasswell Н. Psychopathology and Politics. P. 197.
220
Lasswell H. Psychopathology and Politics. P. 198.
221
Lasswell H. Psychopathology and Politics. P. 197.
222
«Политика превентивных действий не зависит от серии изменений в организации правления. Она зависит от переориентации умов (reorientation in the minds) тех, кто размышляет о центральных проблемах, стоящих перед обществом…» (Lasswell Н. Psychopathology and Politics. P. 198).
223
Sartori J. The Theory of Democracy Revisited. Chatham (N. J.), 1987. R 144.
224
Sartori J. The Theory of Democracy Revisited. Chatham (N. J.), 1987. R 144.
225
Lasswell H. Agenda for the Study of Political Elites // Political Decision-Makers. Ed. by D. Marvick. Glencoe, 1961. P. 66.
226
Sartori J. The Theory of Democracy Revisited. Chatham (N. J.), 1987. P. 144.
227
Lasswell H. and Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven, 1950. P. 201.
228
Sartori J. The Theory of Democracy Revisited. Chatham (N. J.), 1987. P. 144.
229
Lasswell Н. Power and Personality. N.Y., 1948. P. 109.
230
Lasswell Н. Power and Personality. N.Y., 1948. P. 109.
231
Lasswell H. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 146.
232
Lasswell H. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 146.
233
Lasswell H. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 148.
234
Lasswell Н. Democracy Through Public Opinion. Menasha, WI, 1941. P. 1.
235
Lasswell H. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 150.
236
Lasswell H. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 150. Курсив в тексте. – Э.Б.
237
Lasswell Н. Sino-Japanese Crisis: The Garrison State versus the Civilian State // China Quarterly, XI (1937).
238
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 468.
239
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 455.
240
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 455.
241
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan.,1941). P. 455.
242
Lasswell H . The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). Р. 457.
243
Lasswell Н. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 462.
244
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 461.
245
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 462.
246
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 462.
247
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol.46, No.4 (Jan., 1941). P. 460.
248
Lasswell Н. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol. 46, No. 4 (Jan., 1941). P. 466.
249
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol. 46, No. 4 (Jan., 1941). P. 467.
250
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol. 46, No. 4 (Jan., 1941). P. 468.
251
Lasswell H. The Garrison State // The American Journal of Sociology. Vol. 46, No. 4 (Jan., 1941). P. 468.
252
Lasswell Н. Power and Personality. N. Y., 1948. P. 108.
253
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. XIII.
254
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 4.
255
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939. P. 4.
256
Merriam Ch. E. What Is Democracy? Chicago, 1941. P. 91.
257
Merriam Ch. E. The New Democracy and the New Despotism. N. Y., 1939; On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941; What Is Democracy? Chicago, 1941.
258
Lasswell H. Democracy through Public Opinion. Menasha, WI, 1941.
259
Perry R. B. Shall not Perish from the Earth. N. Y., 1940.
260
Becker С. Modem Democracy. New Haven? 1941.
261
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942.
262
Merriam, Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 125.
263
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 109.
264
См.: Мальков В.Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика. М., 1973.
265
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 76.
266
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 111.
267
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 77.
268
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 78.
269
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 99.
270
Merriam, Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 12.
271
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 12.
272
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 17.
273
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 17.
274
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 23.
275
Об американском лоббизме см.: Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. М., 1976.
276
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 41.
277
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 41.
278
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 33.
279
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 50–51.
280
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 51–52.
281
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 53.
282
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 56–57.
283
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 64.
284
Merriam Ch. Е. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 62.
285
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 63.
286
Merriam Ch. E. On the Agenda of Democracy. Cambr., Mass., 1941. P. 57–58.
287
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 130.
288
Reves Е. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 131. В американской политической литературе понятие «нация» (nation) имеет несколько значений: оно означает и страну, и национальную общность, а в ряде случаев и государство как синоним страны. Это нашло отражение и в нашем политическом лексиконе: United Nations Organisations мы переводим как Организацию Объединенных Наций.
289
Reves Е. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 131.
290
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 132
291
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 132.
292
Reyes E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 132. Под «государствами» Ревеш понимает «группы индивидов», обладающих (в данный момент) суверенитетом.
293
Reves Е. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 133.
294
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 134.
295
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 134.
296
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 134–135.
297
Reves Е. A Democratic Manifesto. N.Y., 1942. P. 139.
298
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 139.
299
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 143.
300
Reves E. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 143.
301
Reves Е. A Democratic Manifesto. N. Y., 1942. P. 143.
302
Reves E. The Anatomy of Peace. N. Y., 1945.
303
Reves Е. The Anatomy of Peace. N. Y., L., 1946 (1945). P. 257.
304
Reves E. The Anatomy of Peace. N. Y., L., 1946 (1945). P. 256.
305
Reves E. The Anatomy of Peace. N. Y., L., 1946 (1945). P. 290.
306
«Если бы между двумя группами суверенных наций, возглавляемых США и СССР разразилась война, ужасная война, то пусть это была бы, по крайней мере, гражданская война. Давайте не будем сражаться за базы, территории, престиж, границы. Давайте, по крайней мере, сражаться за идеал. Конец такой борьбы должен автоматически положить конец международным войнам и принести победу всемирной федерации» (Reves Е. The Anatomy of Peace. N. Y., L., 1946 (1945). P. 287).
307
Reves E. The Anatomy of Peace. N. Y., L., 1946 (1945). P. 291.
308
Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. М., 1994. С. 21. Курсив в тексте. – Э.Б.
309
Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. М., 1994. С. 21.
310
Capitalism, Socialism, and Democracy. A Symposium // “Commentary”, 1978, apr. P. 37.
311
Это приводило к тому, что наряду с серьезными теоретическими исследованиями, предпринимавшимися в академической среде, в стране производилось немало пропагандистской продукции (в ее изготовлении участвовали профессиональные пропагандисты, политики, представители академического мира и вездесущих спецслужб), рассчитанной, прежде всего, на внешнее потребление и зачастую не отличавшейся высоким качеством.
312
Хотя процесс глобализации и интернационализации общественной жизни затронул общественные и гуманитарные науки, разрушив разделявшие их ранее границы, различия между национальными традициями – особенно американской и немецкой, американской и французской, остаются, пусть и менее существенные, чем прежде. Это признают и современные историки политической мысли, хотя некоторые из них (в частности, авторы «Энциклопедии демократии») продолжают говорить об «англо-американской теории демократии».
313
См., в частности: A New Handbook of Political Science. Ed. By Robert E. Goodin and Hans-Dieter Klingemann. Oxford Univ. Press, 1996 (В русском переводе: Политическая наука: новые направления. М., 1999); The Encyclopedia of Democracy. S. M. Lipset Ed. in chief. Congressional Quarterly Incorporated. Vol. 1–4. Wash. D. C., 1995; Galston W. Political Theory in the 1980s: Perplexity among Diversity // Finifter A. (ed.). Political Science. The State of the Discipline П. Wash. (D.C.), APSA, 1993.
314
Надо при этом заметить, что во второй половине ХХ столетия исследование проблем демократии не выходило за пределы академического сообщества (университеты, особенно крупные, входящие в знаменитую Лигу плюща; исследовательские центры типа Брукингского и Предпринимательского институтов или РЭНД корпорэйшн; фонды вроде Фонда Карнеги). За все послевоенные годы в США не появилось ни одного крупного политического деятеля калибра Вудро Вильсона или Роберта Лафоллетта, которые могли бы с полным на то правом претендовать одновременно и на роль теоретиков демократии. Правда, в 1978 году известный американский политический и общественный деятель, в прошлом сенатор и претендент на пост президента США Юджин Маккарти опубликовал книгу под интригующим названием «Вновь посетив Америку. Спустя 150 лет после путешествия А. де Токвиля» (М., 1981). (McCarthy E. America Revisited. 150 Years after Tocqueville. N. Y., 1978). Но это были всего лишь публицистические заметки. О демократии часто говорили и президенты, пребывавшие в Белом доме во второй половине ХХ столетия. Но до Вильсона им было далеко.
315
О современном понимании политической науки см.: Гудин Р.И., Клингеманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина // Политическая наука: новые направления. Гл. 1.
316
См.: Easton D. Political Science in the United States. Past and Present // Divided Knowledge. Ed. by D. Easton, C. Schelling. Newbury Park, London, New Delhi, 1991.