Полная версия
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1
Встревоженные отцы и испуганные матери! сыновья ваши не выйдут из заботы и призрения Сынов Мудрости, и дочери ваши не заблудятся, ибо поддерживает их великое Материнское сердце Божие.
Стали бы вы, если бы могли, силой удерживать свое дитя от стремления исследовать величайшую тайну – огонь, потому что ребенок может получить легкий ожог, если бы знали вы, что такое пламя является только нижней нотой в гамме великой и славной гармонии – огня истребляющего, который сжигает лишь все несовершенства, все отбросы субстанции, уничтожает лишь куколку и приуготовляет условия для прибытия ангелов сияющего света, Мудрости, Знания и Силы; и если бы знали вы, что неведение об одной лишь этой ноте могло бы поставить под удар пришествие этих ангелов?
Отчаявшиеся, усталые носители бремени, будущие спасители человечества и мира! сердца ваши затрепещут от восторга, когда в конце своего путешествия склонитесь вы, чтобы сбросить ношу, которую несли так долго, и, когда спадет последняя оболочка, узрите прекрасный лик прекрасной души, вглядывающийся в видоизмененный мир. Те пища и питье, по которым вы изголодались, уже ждут вас на другом конце пути, по которому вы устало ступаете, – стоит сделать лишь еще один шаг в пределы этого изболевшегося [за вас] сердца. Поверьте мне, ни вы сами, ни те, кто вам дороги, не могут уйти от силы любви, которая вызвала вас и их к жизни.
Остерегайтесь, дети мои, чтобы скальпель хирурга-бытия не обнажил нежные ростки веры и доверия ко всему живому, подставив их огненному дыханию тайфуна. Ибо, как бы ни был темен путь и яростна борьба, как бы ни были остры инструменты мучений, как бы гнусен и отравлен ни был поток, сквозь который вы должны направить челн своей жизни, источник этого потока чист, и началом и концом всех вещей, всего опыта являются любовь, свет и мир.
Вы взывали ко мне в туманных далях прошлых эпох; и вновь взываете сегодня; и ныне, как и тогда, я отвечаю вам: «Сбросьте свое бремя привязанности к результату». Исполняйте свой ближайший долг. Не соблазняйтесь лживыми речами тех, кто тщится убедить вас, что существует какой-то лучший и более быстрый путь. Верьте в истину, которую стесненная душа ваша заставит вас услышать и понять – истину о том, что только когда путы, коими вы связаны, разорвутся, потому что ваш рост нельзя будет более удерживать такими средствами, только тогда придет к вам совершенная свобода. Верьте обещанию, данному мною и другими, подобными мне, в давно минувшие дни, когда вы еще странствовали как народ дикарей, сквозь джунгли, пустоши и леса; когда еще сидели вы на украшенных драгоценными каменьями тронах и держали в руках своих скипетры деспотической власти – или трудились рабами, возводя почитаемых сфинксов и пирамиды, которых в другую отдаленную эпоху предстояло вновь узреть вашим глазам; или когда голыми руками вы старались вырвать из бесплодной груди природы пищу, чтобы сохранить от смерти своих детей и не остаться еще более покинутыми и одинокими. Верьте данному нами обещанию, что мы будем стоять на пороге Великих Залов Посвящения и с радостью откроем для вас их запертые двери, когда вы придете и возложите на них ладони в знак послушания – как свидетельство силы, позволившей вам достичь такой высоты, и способности выстоять без поддержки, пока эти двери не откроются.
ЗЛО НЕВЕРИЯ
Урок 28
Если вы готовы понять трудности, с которыми сталкиваются Посвященные высших ступеней Ложи в своих попытках разрешить любую из великих мировых проблем, то представьте, с какими трудностями столкнулись бы вы сами, какие опасности приводили бы вас в смятение, какое уныние вас ослабляло бы, попытайся вы разрешить любую из даже малых проблем вашего теперешнего городского управления с высоты личного высокого идеала.
Вы могли бы годами трудиться, чтобы убедить своих сограждан в целесообразности, праведности и мудрости определенного курса, – и под конец уверились бы, что преуспели. Вы могли бы собрать целый арсенал аргументов, обещаний, поощрений и т.д., наметить прямой курс, который, соответственно вашему внутреннему ви́дению, обеспечил бы окончательный успех, блестящее достижение для всех заинтересованных сторон, – и все лишь для того, чтобы обнаружить в конце концов, что ваши великие идеалы были исключительно вашими; что ваши слова пали на глухое ухо; что ваши обещания отвергнуты; что предвкушаемые вами достижения – пыль и пепел под вашими стопами – и почему же? В основном потому, что помощники ваши, почти все без исключения, были движимы невежественным самодовольством. Ваш великий идеал мог казаться им прекрасной теорией, но, если они не сумели бы усмотреть в нем какой-либо способ получения немедленной и личной выгоды, они бы отвратились от вас даже в последнюю минуту и объединили жребий свой с противоположной стороной.
Средний человек не верит в глубине души своей ни человеку, ни Богу. Если он честен с самим собой, то знает, что он отнюдь не непогрешим, не полностью достоин доверия; знает, что он бы тоже пал, если бы на него оказывали достаточное давление. Как следствие, он убежден, что все остальные находятся в таком же положении, и если вообще кому-либо доверяет, то всегда с предосторожностями, которые, в конце концов, могут оправдаться. И печальнее всего то, что со своей конкретной точки зрения он прав.
Но чего он не знает – так это того, что он и другие подобные ему эпоха за эпохой поддерживают манифестацию демона Неверия; что они делают веру и доверие невозможными, постоянно порождая сомнение и живя им. В конце концов, лучше уж страдать ежедневно от обманутого простодушия, чем помогать разливаться великой реке неверия, которая парализует все человеческие усилия, которая каждый год разрушает тела и души миллионов человеческих существ.
Быть Мастером, Учителем – значит победить неверие, трудиться эпоха за эпохой, зная, что доверие твое будет предано, наилучшим образом продуманные планы потерпят поражение, твои великие идеалы будут презирать – но зная также, что когда-нибудь Бог в человеке одержит победу, что, несмотря на свою теперешнюю недостойность и слабость, человек все же стоит любви, стоит служения.
К несчастью, это ощущение неверия достигает своего апогея в интеллектуальных титанах рода человеческого – в людях, чья склонность к материализму пробудила дух эгоцентризма, далеко превосходящий эгоцентризм невежественных масс. Это люди, чрезвычайно невежественные в том, что касается фундаментальной истины всего знания, а именно – что космос представляет собой единое целое; это люди, которые верят, что материальная вселенная является, как сказать, стадом коров, созданным ради единственной цели – снабжать питанием их лично, и что они имеют право доить этих коров ad libitum[42], не обращая внимания на нужды и требования их более слабых собратьев.
Слепые поводыри слепой эпохи! Неспособные различить темные тучи грозящей бури, неспособные понять, что они сами лишают себя источника собственного питания, даже на физическом плане, и привязывая себя кармически к тем людям, которых они ныне используют как физически, так и астрально, на целые грядущие эпохи! Самонадеянность и самоугождение – это близнецы-разрушители.
СТРОИТЕЛЬСТВО В СОГЛАСИИ С ЕСТЕСТВЕННЫМ И БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАКОНАМИ
Урок 29
Трусливые, неверующие, льстивые прислужники Зверя Мамоны всегда пытались остановить продвижение эволюционного развития, создавая ментальные образы катастрофы и неудачи, расставляя сети уныния, дабы запутать в них энергии, направляемые теми, кто истинно любит род человеческий, к общей цели и общему благу.
Природа обеспечивает всякое из своих царств совершенной формой и соответственно совершенными принципами управления. Лишь насколько человек замечает эту форму и следует ей, насколько он воплощает эти принципы в своей конституции, настолько он преуспеет в создании праведного правления, будь то церковь или государство. Основные принципы управления Соединенных Штатов были позаимствованы у аборигенов, у шести индейских племен. Эти законы были даны индейцам Гайаватой, посланником Белой Ложи. Древние перуанцы, атланты и многие другие народы и нации были обучены и управлялись теми же самыми законами. Это законы, которые правят пчелами, муравьями и любым другим видом насекомых и животных, который не был уничтожен вследствие контакта и общения с родом человеческим.
Великим камнем преткновения, о который один за другим спотыкаются отдельные личности, организации и народы, и либо калечатся, либо рассыпаются на куски – это эгоизм, бессердечие тех, кто обладает властью, будь то самозваные учителя, вожди, президенты или монархи. В религии некая часть всеобъемлющей мировой философии отделяется от целого или неверно интерпретируется каким-либо искателем силы. Определенная когорта [почитателей] формируется вокруг распространителя этой интерпретации или учителя, который изолирует их от прочих и игнорирует всю остальную философию, не согласующуюся с его позицией, почитая невозможным общение с другими из-за их очевидной «узколобости». И эта группа сама становится неспособной к деятельности в более широкой сфере из-за действия законов сжатия, которые немедленно приходят в движение, когда один или несколько человек отделяют себя от массы человечества в области мысли или чувств. Эти законы приводят в действие могущественную силу, которая преграждает таким людям путь к прогрессу, как мог бы сделать это железный брус на физическом плане. Мы как раса должны выстоять или пасть вместе, ибо МЫ ЕСТЬ ОДНО. Когда одна личность поднимается над остальными в любой фазе развития, она делает это по причине присущего ей и проявляющегося в ней добра; ибо зло отрицательно и не оставляет по себе никакого продолжительного эффекта.
Великий план Ложи по развитию человеческого рода настолько сверхчеловечески велик и совершенен в своей целостности, равно как и в отдельных частях, что было бы бесполезно даже пытаться сделать его понятным широким массам нынешней эпохи. Он подобен основанию прекрасной мозаики, в которую Мастер-Ремесленник вставляет по кусочку то тут, то там, и каждый кусочек вырезан и обработан так, что точно подходит к своей точке рисунка – но все они расставляются с оборотной стороны. Только Адепту и Мастеру-Ремесленнику знаком план рисунка; никто иной не может сформировать даже приблизительного представления о превосходящем всякое воображение великолепии, которым он воссияет, когда свет Духовного Солнца падет на завершенную работу. И я здесь для того, чтобы обрисовать вам один маленький фрагмент ее основы, чтобы вы трудились над ним.
Чтобы работать эффективно, организация Храма должна направлять свои труды из центра, достаточно сильного, чтобы удерживать и сохранять силы, посланные для его продвижения; и достаточно мощного, чтобы обеспечить предметный урок всем, кто обратит свой взор в его направлении. Это динамический центр, который, привлекая даже тех, что поначалу недоверчиво усмехаются, может побудить их остаться и трудиться. Непрерывно организуя эти труды, как одну из их целей стоит обрисовать всем заинтересованным лицам проект построения города, где могут быть верно воплощены идеи праведного правительства – правительства, руководимого народом и работающего ради народа. Построен он будет на избранном нами участке земли в одном из Западных штатов, где ради блага человека уже сделано все, что природа может сделать для людей; где встречаются две важные магнитные линии, и где однажды уже стоял город и правил народ, далеко превосходивший нынешнюю цивилизацию, обучаемый и руководимый одним из великих Мастеров Ложи. Этот город, который когда-нибудь будет построен, уже создан на небесах в готовой форме. И эта форма вскоре будет дарована вам.
Все великие мировые центры возникли и постепенно развились из маленьких поселений. Неудачи множества попыток основать такие центры происходили по причине узости и несовершенства мышления и труда.
Я не затронул здесь вопрос о преимуществах для изучающих оккультизм, которые проистекают из особого расположения этого места и существующих там условий. Это мы оставим на будущее.
(Дано 14 августа 1900 г.)
ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО КОЛЕН
Урок 30
Действие кармического закона в делах народов и отдельных людей, равно как и в Космосе, – наиболее интересный из всех вопросов, хотя слишком часто непонятный среднему исследователю. В глубинах каждой живой души обитают чувство абстрактной справедливости и отвращение к ее противоположности – или тому, что обычно называется несправедливостью; это результат действий двух полюсов одного врожденного качества или состояния субстанции, которое проявляется как мудрость.
Как бы низок ни был человек, убежденность в том, что природа или люди с ним поступают несправедливо, пробуждает в нем сильный, даже если молчаливый протест – и слишком часто этот протест, особенно если он длится долго, изменяет природу нормального человеческого существа и готовит путь к его вырождению. Если бы все люди были убеждены, что действие негативного полюса кармы в действительности является результатом их собственных ошибочных или злых мыслей и поведения, это растворило бы без остатка самую горькую каплю в чаше их скорбей. Признавая справедливость своего наказания, человек бы постепенно пришел к знанию о том, что считавшееся им до сих пор безжалостным или несправедливым наказание было всего лишь действием в высшей степени благодатного закона, стремящегося только к утверждению утраченного равновесия.
Ни одна вещь или существо не живут лишь ради себя и не являются самодостаточными. Закон, несущий возмездие за зло, причиненное ближнему, – это тот же самый закон, который контролирует движение светил на их орбитах, управление муравьев в их муравейниках, возвратную волну от дальнего берега Океана Бытия.
Сказано: «и [воробей] не упадет на землю без воли Отца вашего[43]»; так и светило не может соскользнуть со своей орбиты в пространство космоса без ведома Отца. Причина обоих таких событий может быть найдена в потревоженном равновесии, в расстройстве вечных гармоний. Тот самый единственный воробей, о котором идет речь, может и не быть виновным в этом нарушении, но ставшая сущностью общая душа всех воробьев, возможно, настолько потревожила гармонию сферы, в которой она проявилась, что навлекла на все составляющие ее создания ту же судьбу, которая постигла данного конкретного воробья, а именно – смерть.
До третьего и четвертого колена переходит проклятие – дьявол злодеяния, – которое нарушило равновесие любви Отца (ибо библейский термин «колено», то есть поколение, часто передает идею о целой эпохе). И до тех пор, пока эта общая душа, проявившая себя как зло, не установит снова гармонию, покорившись воле Отца; пока нота, которой она прежде соответствовала в гамме творения, не прозвучит вновь чисто и ясно, воробьи – ее творения – будут продолжать падать.
Если бросить камень в толщу воды, то волны, возникающие как результат силы, порожденной движением камня и его контактом с водой, не могут прекратить своего движения, пока не коснутся самого дальнего берега и не вернутся к точке своего начала. То же происходит, когда разлад или грех порождает вибрацию в океане бытия. К периферии своей сферы действия и обратно к центру своего существования должен этот разлад или грех двигаться и возвращаться, пока сила его не будет истощена. И сила, что побуждает его двигаться вперед, является средством его наказания, ибо только там, где она бездействует, есть покой, а только в покое может существовать совершенное согласие, только в покое любовь может реализовать себя.
Следствием одиночного действия природы или человека не становится великая невзгода. Но век за веком по одному небольшому поступку, по малой толике прибавляется к общей массе, пока чаша не переполнится – а когда она переполнена, ее содержимое выплескивается благодаря последнему поступку или событию, какими бы незначительными они ни казались.
Ментально, морально и физически вы сами являетесь результатом эпох попеременного развития и деградации, и все, что касается вас, подлежит действию тех же законов. На Земле сегодня существует бесконечное число человеческих существ, каждое из которых ждет лишь одного слова, одного взгляда, одного действия другого человека, чтобы совершить последний шаг, который приведет его под начало Мастеров Белого Братства. Но есть и бесконечное число других, ждущих единого слова, взгляда или действия другого человека, чтобы сделать последний шаг, который увлечет их со временем в пучины бытия – под власть Братьев Тьмы. Не в моих силах заставить вас понять и осознать великий кризис, который присутствует ныне в делах людей и народов, или то, насколько важны ваши мысли и действия сейчас и в будущем. В некоторых случаях такие мысли и действия можно сравнить с тем последним незначительным деянием или событием, которое переполнит чашу, вызвав великое бедствие; в других же ваш эволюционный статус таков, что вы можете и бессознательно оказывать колоссальное влияние. Ваша мысль, слово или поступок могут вызвать к жизни элементальную силу, которая, отыскав канал или проводника в каком-либо влиятельном воплощенном лице, создаст необходимую связь – и, поскольку необходимые приготовления уже сделаны, факел приблизится к погребальному костру, и тогда вспыхнет пожар, последствий которого не представляет ни один человек.
СЛОВО ТВОРЯЩЕЕ
Урок 31
Океан эфира, это безбрежное, беззвучное, недвижимое зеркало Бога, хранилище всей жизненной сущности всех вечностей, приводится в движение Фохатом, Словом и Божественной Мыслью. Это Вечное Все рассыпается на волны различной длины и силы, облекая души, ожидающие воплощения, их первыми проявленными покровами. Современные ученые зовут их световыми и звуковыми волнами, но средний ученый пока еще не развился до того уровня, с высоты которого он мог бы осознать, что синтез индивидуальных форм множества его инкарнаций (а именно – его персональное «я») является в действительности одной из таких волн эфирного океана, приведенной в движение бесчисленные эпохи назад. И она станет продолжать это движение, пока Божественное Слово, призывающее ее вспять, не будет произнесено спустя многие эпохи, и будет она создавать и разрушать форму за формой посредством мощи своей собственной врожденной жизненной силы на потребу душе – сущности Слова, – изошедшей из глубин этого безмолвного океана. В обширных неизмеримых пространствах небес мириады и мириады волн приводятся в движение Словом, становясь покровами душ, которые когда-нибудь населят другие системы миров, ныне пребывающие в процессе создания.
В начале каждой великой манвантары дается изначальный импульс, долженствующий со временем проявиться в бесчисленных расах существ, которые в будущие эпохи манифестируют как разумные существа на этой и других планетах. Но было бы ошибкой воображать эти синтетические световые и звуковые волны как нечто более низкое по отношению к расе человеческих существ, которые ныне населяют землю. Напротив, они являются первым облачением бессмертных душ, чистых и святых, рожденных Богом. И когда будут пройдены долгие циклы перерождений и душа вновь облечется в бессмертие (сбросив все изношенные одежды своих физических форм, сохраняя лишь знания, силу и опыт, полученные от контакта с материей), она войдет в этот безмолвный океан как индивидуальный дух силы и сияния невыразимого. Я говорю – безмолвный, но это неточное выражение, ибо условия духовной жизни будут беззвучны лишь для физического слуха, хотя и нельзя описать их смертным языком или пером.
Именно по причине обладания знанием об истинной сущности этих световых и звуковых волн, или сил, Посвященный предостерегает ученика от эгоистического пользования тем, что в обиходе называется силами природы. Он сам часто применяет эфирные волны для вызова разнообразных форм феноменов, но использует их так, как друг мог бы использовать друга, а не как хозяин – раба. Он не пользуется ими для достижения материального богатства или власти, ради собственного удовлетворения или прославления, как делает новичок в оккультизме, который часто по невежеству своему открывает двери энергетическим вампирам во время попыток по установлению связи с другими на расстоянии. Посвященный действительно часто использует их для передачи сообщений посредством своих доверенных лиц или учеников – и здесь вновь отчасти проявляется удивительная математическая точность различных подразделений Вселенной и их отношений друг с другом. Одна-единственная световая волна может создать связь с рядом людей в телесных формах, причем объединенные ауры этих людей формируют соответствующую волну, и между ними возникает сродство, которое существует с момента установления конкретной иерархической линии. Мастер, принадлежащий к такой иерархии, должен пользоваться определенным подразделением этих эфирных волн для любого естественного феномена, который он может вызвать, и посредник для этого должен также принадлежать к той же иерархии. Если бы Мастер попытался передать сообщение через какого-либо посланника посредством волны, часть которой была ослаблена временным падением воплощенной души (и таким образом душа эта стала неспособна к действию, а связь между нею и волной была разорвана), то усилия его были бы напрасны, и связь между ним и тем, с кем он хотел связаться, прервалась бы. И до тех пор, пока падшая душа не восстановит своего равновесия, отправитель и адресат сообщения были бы неспособны связываться друг с другом без помощи душ, принадлежащих другой иерархической линии. Члены Ордена Семи, занимающие определенное положение в иерархической линии, к которой я принадлежу, будь они способны поддерживать правильное, преданное состояние разума – другими словами, быть в положительной позиции по отношению к позиции отрицательной, которую я должен занимать, связываясь с ними (в противном случае сила моей собственной ауры лишила бы их смертной жизни), – дали бы мне возможность передавать им силу и открывать пути сообщения с ними. Но в то мгновение, когда один из них выпадает из позитивного аспекта в негативный, он нарушает волновое движение, и поток не может двинуться дальше той точки, которую до этого он занимал; так что все, кто подключен к этой конкретной волне после него, отрезаны от нее, так же как и он. Печальные примеры такого рода часто возникают во всех истинных группах учеников, когда некоторые из них, не будучи способны увидеть духовные явления физическим зрением или предпочитая собственные желания, сколь угодно ошибочные, исполнению истинных законов бытия, без колебаний лишают братьев своих, так же как и себя самих, способности к обретению знания и мудрости.
Лучезарные, всемогущие группы солнц, что освещают неизмеримые глубины космоса внутри некоторых созвездий – таких как совершенно восхитительная группа созвездий Геркулеса, известная астрономам как Омега Кентавра, – были когда-то всего лишь одиночными волновыми движениями эфира – эфира en masse, который пришел в движение по требованию бесконечного закона. Он двинулся сквозь эфирный океан, прибавляя в силе с каждой рябью и волной на своем пути сквозь миры и системы миров, возвращаясь со временем сквозь все царства огня, земли, воздуха и воды к своей исходной точке – теперь уже в виде солнц, чтобы освещать великие пространства; в виде сияющего воинства, обладающего способностью творить и поддерживать вселенные, способностью произносить беззвучное Слово Творящее, которое посылает бесчисленные мириады душ в то же жизненное путешествие, из которого они вернулись многие эпохи назад. Если бы око человека могло узреть лучезарную энергию объединенного сияния такого воинства ангельских существ, то мозг его был бы потрясен этим зрелищем.
Уподобляя созвездия одиночным семьям обычных земных людей, а эти лучезарные солнца – объединенному совету монархов и правителей Земли, можно получить приблизительное представление об их относительном месте на лестнице творения; тем не менее вы тоже находитесь на пути к такой великой судьбе, если только захотите завершить его. Чего сто́ят любые человеческие амбиции в свете такой реальности? Есть ли такая великая жертва, чтобы не стоило принести ее ради такого достижения? Неужели нет в жизни ничего более прекрасного, чем те объедки, которыми столь многие удовлетворяются? А если ко всему указанному мною еще добавить знание, мудрость, мощь Богов, которые эти солнца воплощают и которыми являются?
ДОКОЛЕ, О ГОСПОДИ!
Урок 32
«Пожалей меня всяк, идущий сим путем!» – срываются слова с бледных уст, как печальный рефрен, исторгнутый из почти отчаявшегося сердца каждого продвинутого чела Ложи, который достиг духовной высоты большей, чем та, на которую взошла основная масса его братьев.
Он научился протягивать полную до краев чашу сочувствия всем прочим нуждающимся, но должен отказывать самому себе и в малом глотке из этой чаши и оставаться без утешения, если только другой путешественник, идущий по тому же пути, интуитивно не почувствует нужду его и не удовлетворит ее.