Полная версия
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1
Если позитивная энергия интенсивного эгоистического желания воссылается в молитве, но энергия эта недостаточно могущественна, чтобы принудить к исполнению этого желания, то она рассеивается, и тело, в котором она была порождена и из которого исходила, оказывается сломленным или разбитым обратной реакцией.
Если же с высшей точки самоотречения душа, пребывающая в совершенном состоянии отсутствия напряжения, воссылает молитву к Бесконечности – не ради какой-то личной выгоды, но из веры, из любви к этой Бесконечности – тот же самый закон, который принуждает один полюс электричества отвечать другому, призовет ответ из царств Бесконечности, и этот ответ будет согласовываться с истинными нуждами устремленной души. И вы часто обнаружите, что самый верный путь обрести какую-либо вещь – это отказаться даже от желания обладать этой вещью.
Мысль – это одна из форм энергии, слова – другая форма той же энергии; будучи объединены, они создают третью форму, и этой иной формой является искренняя молитва. Созданная и посланная ввысь человеческим сердцем, она возносится так высоко, насколько внутренне присущая ей сила может вознести ее. Если молитва или чаяние эгоистичны, они сталкиваются на внутреннем плане с другими формами той же энергии, желания которых противоположны им, и одни нейтрализуют либо разрушают другие. Последствием этого является то, что ни одно из желаний не достигает слуха тех, кто обладает способностью ответить на них.
Мудрость эпох спрессована в словах, произнесенных Иисусом: «Не моя воля, но твоя да будет[34]». Только молитвы, предваряемые этими словами и окрыленные бескорыстной любовью, которые просят лишь позволения любить, а не быть любимыми, могут получить ответ Всемогущего. Высочайшая сила обретается лишь путем отречения. Отрекайтесь всем сердцем своим, любите всем сердцем своим, трудитесь всем сердцем своим – и все сущее в небесах и на земле станет вашим.
ЭНЕРГИЯ ОТРАЖЕНИЯ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ
Урок 22
Энергия, которая контролирует отражение и преломление света, содержит тайну соответствующих феноменов слов и идей. Поднесите призму определенной формы к глазу и посмотрите через нее на объект на некотором расстоянии – и вы увидите, как один объект постепенно разделяется и становится двумя объектами, одинаковыми по форме. Продолжайте смотреть, сохраняя решимость соединить их – и они очень постепенно приблизятся друг к другу и сольются. Вам говорили, что призма изгибает или преломляет луч света и порождает этот феномен. Если бы дело было только в этом, у вас возник бы вопрос: при чем же тут действие воли или разума? И тот факт, что воля и разум действительно как-то связаны с этим феноменом, доказывает мой вывод, а именно – что та энергия, которая порождает этот феномен, содержится не в материальной призме или луче света, как их понимает наука, но в разуме человека и разуме призмы, ибо материя или энергия не могут существовать отдельно от разума.
Если мы считаем доказанным, что потенциальная энергия преломления есть действие разума, направленного волей, тогда аналогии между воздействием разума и воли на свет и призму и воздействием той же самой энергии, только управляющей идеями и словами – то есть формированием языка, – становятся очевидными, как становится очевиден феномен телепатической коммуникации. При мысленной передаче высочайшего порядка необходимость в словах отпадает; образ идеи целиком вспыхивает на чувствительной поверхности, приготовленной для него в человеческом разуме. В следующей по уровню форме передачи мысли одно-единственное слово, содержащее идею, мысленно произносится отправителем и улавливается своего рода акустическим зондом разума адресата; интеллект последнего схватывает это одно слово и благодаря своей способности к преломлению разбивает его на компоненты. Таким образом, в мозгу формируется предложение, воплощающее эту идею, а затем оно произносится или записывается посредством человеческих чувств и органов. Вы можете убедиться в истинности этого утверждения самостоятельно. Вам нередко приходилось услышать или прочесть одно-единственное слово из предложения – и, смотрите-ка! почти мгновенно вся идея целиком, воплощенная в предложении, становится вам ясна.
Вы часто путаете идеограмму[35], которую кто-то высший по уровню развития пытается послать вам ради утешения или помощи, с остатками ваших собственных мыслей или с полуоформленными идеями, уловленными от тех, с кем вы обычно общаетесь, и присутствующими в вашей мысленной сфере. Результатом является то, что вы неверно интерпретируете или неправильно переводите эту идеограмму, а затем принимаетесь убеждать себя, что никто и не пытался послать вам утешение или помощь. Все подобные трудности имеют причиной недостаток способности к концентрации.
Чувствительная пластина вашего разума бесконечно более восприимчива к различным градациям света и тени, которые создают ощущение вашей картины жизни, чем чувствительная пластина, используемая в фотографии, восприимчива к свету и тени, отбрасываемым солнцем. И если поле зрения заполнено мусором, то центральная фигура в нем будет размыта так, что ее нельзя будет узнать. Предшествующие наставления по развитию силы воли помогут вам в преодолении этой трудности.
Когда вы осозна́ете, что до начала изучения оккультного знания не сделали никакой сто́ящей упоминания попытки расчистить это поле внутреннего зрения, что полуоформленные мысли всю вашу жизнь обладали практически полной властью над вами, – вы, возможно, поймете, что высшему «я» приходится немало преодолеть, прежде чем низшее «я» станет способно правильно читать язык богов.
Как уже говорилось в предыдущих наставлениях, рассматриваемая нами энергия также стоит за всеми проявленными вещами, относятся ли они к ментальной или физической области бытия. С плана неизменного Духа все вещи отражаются на астральный план, как луна отражается в океане, и энергия преломления разделяет эти отражения на их составные части. Более высокая форма той же самой энергии – Слово Бога, или Фохат – понижает вибрации преломленных отражений, и так проявляется физическая материя. Та же энергия дифференцирует Космический Алфавит и манифестирует слова – из Единого Слова, которое этот алфавит представляет и которым он является.
ВОСТОК И ЗАПАД
ОТ УЧИТЕЛЯ М.[36]
Урок 23
Как воды Нила, как пески пустыни, как змея под хижиной, которые крадутся по земле и убивают бесшумно, неодолимо, злонамеренно – так вкрадывается к нам и разрушительная сила разобщенных интересов. Апатия, предательство, трусость и неверие – с одной стороны; настороженность, тяга к власти, эгоистическая активность – с другой, создают, формируют, разделяют и подразделяют класс за классом, закладывая основы арсеналов, ставя смертоносные мины в гаванях, раскидывая сети, в которые вплывают массы, как и возлюбленный народ мой вплыл столетия назад, попав сперва под власть моголов[37], мохаров[38], риши[39] и жрецов, а под конец – под власть наций-захватчиков. И все это изначально имело своей причиной бесчеловечное обращение со слабым полом, с женской частью расы; а во вторую очередь – недоверие и ненависть, существовавшие между классами. И по сей день границы классов настолько резко обозначены, что нет между ними никакой возможности к сближению – что предает все классы на милость пришельца, который, преследуя собственные интересы, подстегивает и поощряет вражду между сикхом и афганцем, между бехарцем и бенгальцем, между воином и священником. Зная все это; любя свой народ, как отец любит своих детей; будучи принужден видеть, как он впадает в ничтожество среди других народов; осознавая, что единственная его надежда заключена в англосаксонской расе, ныне перерождающейся в Америке – ибо на ней лежит великий кармический долг, – удивительно ли, что я питаю определенный интерес к делам этой нации и даже до некоторой степени отождествляю себя с ней? Однако невежды и самоослепленные не могут увидеть ни опасности, которая угрожает им самим, ни вопиющей нужды арийской расы, ни понять моих мотивов в стремлении сблизить эти давно разделенные народы. Они способны лишь стоять в стороне и отрицать либо мое существование, либо мое присутствие среди них, хотя могли видеть меня лицом к лицу. Это ничего! – пусть все идет своим чередом, великий закон сам определит свои следствия. Увы птице, что оскверняет свое собственное гнездо; гнездо же соседки для нее еще менее свято.
РАДИОАКТИВНОСТЬ
Урок 24
Открытие заново элемента, именуемого радием, и особое внимание к нему ученых представляют особый интерес для тех, кто изучает оккультные науки. Поскольку радий является манифестацией энергии света, удерживаемой в связанном состоянии, его изучение подводит вас на один шаг ближе к возможности навести мост через бездну, разделяющую два плана бытия, то есть Энергию и Материю.
Бесконечно малые атомы, составляющие пространство, приводятся в движение формой энергии, которую иногда называют «Словом Божиим». Со временем всякая скорость движения или вибрации проявляется, во-первых, как форма силы, во-вторых, как уровень материи – то есть заставляет проявиться вовне субстанцию, которая уже проявлена на внутренних планах, и разделяет такую субстанцию на группы, называемые элементами. Волновые движения, посредством которых такие элементы проявляются, не являются энергиями, они – всего лишь источник манифестации. На духовном плане звук, свет и движение взаимозаменяемы. Свет на духовном плане может быть силой или энергией на физическом плане. Радиоактивность – это действие запасенной энергии света, каковым также является отражающее свойство золота, которое составляет бо́льшую часть ценности этого металла. Это свойство отражения есть прана, или жизненная сущность, удерживаемая в связанном состоянии в более плотной материи. Все формы материи, которые способны отражать свет, имеют более высокую вибрацию, чем те, которые свет поглощают, и первые из них обладают той же природой, как и форма жизненной сущности, что оживляет ядро клетки во всей способной к творению материи. Те, кто ищет и жаждет способности творить материю, должны сперва отыскать и выделить энергию, которая проявляется в таких субстанциях, как радий, окружить ее протоплазматической субстанцией, которую природа всегда предоставляет в качестве защиты или средства переноса пранической энергии, и, наконец, выстроить ограничивающую ее оболочку.
В ответ на просьбу дать больше наставлений, касающихся действий света в человеческом теле, я бы сказал, что, обратившись к другим наставлениям о свете, вы увидите, что звук, цвет, форма и число являются четырьмя очевидными качествами концепции «Я ЕСМЬ» в манифестации.
Скрытым сиянием этого «Я ЕСМЬ» является Духовный Свет, который в то же время представляет собою скрытое сияние индивидуальных эго, эманировавших из него и ныне проявленных. Эта единая однородная субстанция является жизненной сущностью всех планов манифестации и становится видимой или отраженной в физической материи посредством солнца – так же как сила отражения духовной жизненной сущности становится возможной через самопожертвование Сынов Солнца – Христов – ради низших форм человечества. Световая сфера, которая окружает каждый предмет или тело, является таким отражением; но игра цветов внутри этого света вызвана действием воли и разума персонального эго. Этот свет невозможно различить благодаря физическому чувству зрения: на это способны единицы из нынешнего человечества, но он станет видимым для широких масс Шестой расы.
Сфера света или аура, окружающая личность, чья жизнь отличается чрезвычайной чистотой и отсутствием эгоизма, становится столь ослепительно яркой, что, хотя ее невозможно видеть физическим оком, ощущения, испытываемые астральными глазами наблюдателя, столь остры, что они переводятся на язык ощущений, доступных физическим чувствам. И человек чувствительный может, так сказать, ощутить благодать или сияние, исходящее от такой личности.
Для того, кто привел в соответствие свое физическое и астральное чувство зрения, эти световые сферы делаются видимыми посредством волевого акта. Такой наблюдатель может ясно видеть игру цветов внутри световых сфер и происходящие в них изменения. Всего несколько мгновений потакания себе в эгоизме, ненависти и тому подобных чувствах могут изменить красивейший цвет ауры на тусклый, безжизненный оттенок, равно как противоположности таких чувств просветлят и украсят соответствующие оттенки цвета.
Одна из наиболее удивительных сторон современной механики вскорости проявится в форме устройства, посредством которого можно будет преодолеть некоторые трудности на пути выстраивания соответствий между физическим и астральным планами[40]. Подразделения световых лучей, ныне известные под именами их первооткрывателей, в реальности очень близко подходят к астральной материи, хотя и не являются той субстанцией, которая соотносит иные и внутренние планы бытия.
БЕСКОРЫСТИЕ КАК ЕДИНСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Урок 25
Дай, дай, дай – взываете вы вновь и вновь к Богу, к миру, ко мне. Ах, когда же поймете вы, что как роса небесная нисходит, чтобы поить землю, так и роса небесной мудрости тихо изливается на иссушенную почву ваших душ, даже если вы отворачиваетесь от нее в пылу своекорыстия, не размышляя и не впитывая, и обращаетесь к шумным демонстрациям толпы, которой нечего предложить вам, кроме безжизненной шелухи, в обмен на преданное служение ваших сердец!
Не ранее, говорю я вам, чем вы станете способны на бескорыстную любовь, сможете вы хотя бы ступить на Путь. Сейчас же, увы! вы слабы и нерешительны, даже достигнув высоты той любви, которую вы способны отразить. Вы высчитываете, критикуете и проводите различия, когда противоположность таким действиям является первым требованием к «Сыну Божьему», когда поставлены на карту интересы его «братьев меньших». Пока вы способны умышленно отказывать в сочувствии и помощи самому низкому из живых созданий, будь то преступник, распутник или просто несчастный, вы не сможете пройти по Мосту, который выстроен и поддерживается Бескорыстным Милосердием Воинства Света.
Первым и последним уроком, альфой и омегой оккультизма является бескорыстие; а всем известный эгоизм, его противоположность, является основополагающей причиной вашей неспособности обрести силу и проявлять такие необходимые качества бескорыстия, как готовность прийти на помощь и сочувствие, когда затронуты интересы развития ваших младших братьев.
Я говорю вам «следуйте за мной» (ибо нести вас я не могу) и указываю вам на вехи вдоль Пути, которым я сам прошел. Поначалу вы охвачены энтузиазмом, храбро устремляетесь вперед и, еще не достигнув первой вехи, кричите: «Дай мне более трудную задачу!», «Поставь передо мною сложную проблему!», «Излей на меня свои тайные наставления – и ты увидишь, сколь быстро я сумею впитать их!»
Говорю я вам: вы должны побороть определенные качества, вы должны очистить свое тело, прежде чем для вас станет возможным индивидуальное осознание Бесконечности, к которой вы стремитесь. И я показываю вам, почему это необходимо, пусть даже с научной или эгоистической точки зрения – и вот ваш энтузиазм мгновенно пропадает. Я говорю вам, что абсолютная Вера – не только в меня, но и в тех, кто меня представляет, – есть необходимый фактор в вашем развитии, как в психическом, так и в духовном плане. Я пытаюсь показать вам с помощью соответствия и аналогии, что слово «вера» в вашем понимании на самом деле является всего лишь другим именем одной из наиболее мощных форм энергии в манифестации и что ее верное приложение и применение жизненно важно для эволюции определенных качеств души. Но зачастую кто-нибудь из вас восстает и восклицает: «Все это очень хорошо в теории, но дай нам факты, дай нам увидеть это самим!» – хотя это было бы не более разумно, чем просить о возможности исследовать источник электричества, когда воздействие обеих этих форм энергии ясно демонстрируется при помощи материальных средств.
Если бы я попросил некоторых из вас стоять на одной ноге в течение определенного количества часов в день и уверил их, что, поступая таким образом, они приобретут способность к левитации, они бы попытались следовать этим наставлениям, каким-то образом предварительно себя убедив, что способность к левитации имеет большое значение для духовного развития. И если бы они обрели такую способность, якобы благодаря вышеупомянутым или похожим средствам, они бы ни за что не поверили, что обретение этой способности на самом деле было результатом, прежде всего, действия пробужденной энергии, которую мы зовем верой, а в конечном счете – духа послушания, который привел в действие их усилия.
Я повторяю вам наставление, которое давали бесчисленные великие учителя, – «не судите!» – однако вы часто отказываете в вере и любви другу, узнав, что он уступил какому-то великому искушению. И при этом полностью игнорируете тот факт, что отказываете ему в энергии, которая требуется для исправления совершенной ошибки, забывая ту истину, что в вашей собственной природе кроются скрытые механизмы, которые лишь выжидают сходной обстановки и сходного искушения, чтобы проявиться в таких же точно или похожих ошибках.
Вы утомляетесь от повторения одних и тех же указаний и практик, которые жизненно важны для воспитания высших духовных атрибутов; но я спрашиваю вас: принесет ли вам пользу изучение теорем Евклида до того, как вы усвоили правило «золотого сечения»? Знание – действительно сила, и сила эта может стать вашей; но если такую силу предполагается использовать ради блага человечества, она должна покоиться на фундаменте духовного понимания, который невозможно поколебать. Поэтому говорю я вам: чтобы вы ни предприняли, сперва обратитесь к развитию трех великих энергий – Любви, Воли и Действия, – на которых выстроена Вселенная, и никогда не позволяйте себе считать их просто свойствами своей низшей человеческой природы.
Законы притяжения, отталкивания и сцепления; законы гравитации и химического сродства – все это является лишь иными названиями и иными разновидностями вышеупомянутых великих реальностей. Следовательно, воспитание последних [Любви, Воли и Действия] развивает или проявляет внутренне присущие силы первых как в индивидуальной ауре, так и в Космосе, а также сообщает способность управлять этими силами эго-центру каждой ауры.
Те, кто наблюдает и ждет, всегда должны приветствовать признаки такого развития с надеждой и ободрением.
СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
Урок 26
Общеизвестная истина о том, что Вселенная разделяется на три великих состояния сознания, именуемые телом, душой и духом, признана также и оккультистом, и для последнего является непреложным фактом. Одним значительным различием в убеждениях оккультиста и остальных масс человечества является то, что вера первого основана на знании, в то время как вера остальных опирается на традиции. Другое различие возникает, когда оккультист отказывается принять твердость и непреложность границ, проведенных между такими состояниями сознания, и доказывает разумному мыслителю, что между двумя видимыми подразделениями материи, силы и сознания не существует никаких пропастей или пустот и что кажущиеся пустыми промежутки в действительности заполнены еще более тонкими уровнями материи и жизни в еще более тонких состояниях сознания.
Знания и сила, обретенные оккультистом, позволяют ему вступать в сознательный контакт с этими промежуточными состояниями и жизнями и в достаточно значительной степени классифицировать их. Таким образом, вместо того чтобы ограничивать свои исследования тремя изначальными состояниями сознания, ради удобства классификации он разделяет эти три первых состояния на шесть, а затем, считая все объединенные состояния одним общим, получает в сумме семь. Каждое из этих семи вновь разделяется на семь меньших или еще более тонких ступеней, что в сумме дает сорок девять. Чтобы завершить сумму своего опыта и завоевать венец Адепта, эго должно быть способно не только входить в контакт с этими планами или состояниями сознания, но также задерживаться в каждом из них до тех пор, пока долгий опыт не научит его всему тому, что возможно в нем приобрести. Опыт эго на каждом плане имеет значительное сходство с его опытом на всех планах. Например, на том плане, на котором ныне действует ваше сознание, вы осознаете развитие определенных уровней жизни, которые именуете жизнью духовной, нравственной, ментальной и физической. То есть вы сознаете развитие атрибутов, которые принимают участие в формировании вашей нравственной природы, в то же время осознавая те из них, которые можно обозначить как ментальные, духовные и физические. Таким образом, метод, с помощью которого происходит приобретение этих атрибутов, находится в точном соответствии с методами, с помощью которых эго обретает силу и способность использовать ее на любом из внутренних планов бытия. Сущность этих атрибутов одинакова на всех планах бытия, но законы, которые управляют их проявлением на так называемых духовных – трех высших – планах, значительно отличаются по действию. Например, на физическом плане мысль невидима, трудно контролируема, бесформенна и беззвучна. На ментальном плане она видима в форме, находится под контролем, и ее действие сопровождается ощутимым звуком. На духовном плане она бесформенна, беззвучна и невидима в том смысле, в котором мы привыкли рассматривать форму, звук и вид. Это вид движения, вечная матрица, в которой постоянно отражается дух – в которой и посредством которой дух живет, движется и обретает свое первое проявленное существование. Другими словами, мысль есть единый великий океан силы, волны которого вызывают феномены, именуемые нами атрибутами, характеристиками, привычками и т.д. Вечно скрытый дух, который управляет этими изменениями океана, определяет, что некоторые из них могут стать видимыми при определенных условиях – таких, например, как условия, действующие на плане разума или души, – но останутся невидимыми на других планах и при других условиях. Но он всегда и вовеки остается в сущности своей одним из трех неразделимых, вечных, великих реальностей.
Некоторые жалкие, поддавшиеся самообману учителя психической науки[41] поощряют своих учеников верить в возможность достижения нирваны и разглагольствуют о ней, находясь при этом в своих теперешних физических телах и окружении, уверяя, что Ангел Покоя – Смерть – более не имеет над ними власти. Это заблуждение становится очевидным при тщательном рассмотрении соответствующих феноменов. Как ночь и отдых следуют за днем и трудами на протяжении всей великой эпохи, так и смерть следует за жизнью, неизменно и неизбежно, до самого завершения великой Манвантары. Между приемами пищи всегда должны существовать перерывы, чтобы усвоить пищу, поступившую в желудок; равным образом для эго важны интервалы, называемые смертью, а для музыкальной науки – интервалы или паузы между нотами. Те периоды, которые мы именуем смертью, отдыхом и усвоением, являются таковыми только применительно к состоянию жизни, интервалу или ноте, оставшимся позади. В реальности же человеческое сознание не делает никаких пауз; оно точно так же активно на том плане, в который входит после смерти, как и прежде, и деятельность его заключается в усвоении своего недавнего опыта – в воплощении сущности этого опыта в субстанцию, которую можно будет применить в другой инкарнации. Единственная разница, существующая в этом отношении между Посвященными высшего порядка и мужчинами и женщинами современности, заключается в том, что внешние жизни – воплощения – первых, равно как и интервалы между ними, становятся длиннее, чем у последних. Между периодами обращения различных звезд и планет существует огромная разница, но, тем не менее, в движении они находятся постоянно.
ВЕРНЫМ
Урок 27
Возлюбленные ученики мои!
Вы, кто проходит там, где смертоносная тень ночная выдыхает свои ядовитые испарения; вы, кто отходит ко сну, сознавая, что василисково око притаившейся кобры устремлено на вас; вы, кто утро за утром поднимается, не ожидая ничего, кроме новых укусов аспида и душащих колец удава; вы, чьи ближайшие спутники – голод и жажда, нужда и несчастье – не обязательно голод и жажда физического тела, но голод и жажда души по слову одобрения, по взгляду понимания, по прикосновению дружеской руки, каждое из коих благ для вас что роса для песков пустыни – к вам иду я со словом, с взглядом, с прикосновением, пусть и останутся они неслышными, невидимыми, неощущаемыми слухом слишком грубым, чтобы слышать, глазами слишком усталыми, чтобы видеть, и руками слишком бессильными, чтобы чувствовать.
Подымите взоры, возлюбленные мои! Пробудитесь от кошмара, который довлеет над вами, и постарайтесь понять, что даже смертоносная ночная тьма содержит и жизнь, и смерть в своих листьях и цветах; что кобра бессильна ужалить Сына Божьего, и что любовь правит ею, как и всеми прочими созданиями; что и у аспида, и у удава есть свое назначенное место в порядке вещей; и что если бы не голод и жажда, не усталость и боль – вы бы никогда не познали полноты вечной любви, никогда бы не испили воды из источников вечной истины и не познали бы благословенной радости и покоя, которые следуют за трудами праведными и терпеливым перенесением страдания.