bannerbanner
Новый век начался с понедельника
Новый век начался с понедельника

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 12

И только в конце XV века в Западной Европе были изобретены классические шахматы, множество попыток улучшения которых, предпринималось ещё с древности.

Несмотря на кажущуюся бесконечность разыгрываемых партий, человеческий ум всегда требовал расширения возможностей этой игры.

Шахматисты и математики перепробовали многое, чтобы улучшить улучшаемое.

Это и изобретение доски с полями 30×30, и деление шахматной плоскости на треугольники и ромбы, и произвольное расположение фигур на доске, и даже удвоение их количества.

Но ни одну и этих вариаций ещё нельзя было назвать шахматной игрой, так как такого рода потуги не выдерживали строгого математического анализа.

Мысль о несовершенстве классических шахмат и возможности и целесообразности создания новых, с математической точки зрения более «чистых», пришла к нашему гению, как осеняющая, совершенно нежданно.

С одной стороны он, как житель казачьего края, никак не мог согласиться с относительно небольшой мощностью шахматного коня.

С другой стороны, как математик, он не мог понять нелогичность его ходов и привилегий.



Если слон, ладья и ферзь – основные ударные фигуры, перемещались в рамках своих возможностей по всей доске, то конь – эта мобильная и надёжная основа всех казачьих войск – только на два поля вперёд и одно в бок, да ещё вдобавок и перепрыгивая через фигуры.

Такие «ходы конём» не были присущи гордым и смелым представителям не только Кубанских, но и Донских, и прочих степей и весей, тем более они были необъяснимы и с точки зрения математики.

До глубины души возмущённый такой несправедливостью, посчитав существующее положение нелогичным, желая реабилитировать коня, математический гений рьяно взялся за дело.

В результате сложных же математических исследований, совершенно непонятных для нормального, без высокого математического образования, человека, Валентину Даниловичу – специалисту по теории меры, вероятностей, случайных процессов и теории игр – удалось создать-таки шахматную игру нового порядка, не сразу названную им «Супершахматы».

Они стали финальной шахматной игрой цивилизации, так как явились абсолютно и принципиально не улучшаемым вариантом шахмат.

С их открытием сбылась мечта многих поколений творцов шахматной игры – был достигнут высший предел (nec plus ultra).

Это событие поставило точку в более чем двух тысячелетней истории становления и поиска наилучшего варианта шахматной игры.

Гениальный мыслитель, на основе строгого в теоретическом отношении исследования фундаментальных основ классических шахмат, применил современные подходы к решению данной проблемы.

Таким образом, он открыл весьма сильное фундаментальное свойство классических шахмат.

Их структура оказалась связанной и обусловленной «золотым сечением» (φ = 0,6180339), величина которого была известна ещё в III веке до н. э., но термин которого, ввёл лишь Леонардо да Винчи.

Оно легло в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства, в основном архитектуры, ещё со времён эпохи Возрождения.

Затем на основе этого свойства он применил современные математические методы и на аксиоматическом уровне строгости построил теорию φ – совершенных шахматных игр, охватывающую и эффективно характеризующую все возможности шахматной игры на квадратных досках любого размера и с любыми шахматными фигурами.

В итоге, на основе этой теории, и оказалось возможным сделать открытие «Супершахмат», которые явились более сложной, тонкой, изощрённой, и существенно более точной реализацией идеальной шахматной игры.

Валентин Данилович Ляпунов искренне считал, что это открытие станет началом качественно новой истории шахмат, истории шахматной игры на её самом высоком уровне, с использованием самого совершенного шахматного инструмента – Супершахмат.

Название этой игры произошло в большей степени из-за новых возможностей всех фигур, по праву ставших называться «Супер…».

Например, у «Суперпешки», по сравнению с обычной, добавились ходы «конём» вперёд и взятие такими же ходами вправо и влево.

У «Суперкороля» появились дополнительные ходы и взятие на вторые поля вокруг себя, кроме диагоналей.

У «Суперконя» – дополнительные ходы и взятие по диагоналям на одно, или два поля через одно.

У «Суперслона» – дополнительные ходы и взятие по прямым линиям на одно, или два поля через одно.

У «Суперладьи» – вообще добавились ходы «конём» со взятием в любых направлениях на один, или на два «хода конём» через один.

Ну, а у «Суперферзя» и подавно, как и в классических шахматах, – суммировались возможности, но теперь «Суперладьи» и «Суперслона».

И все эти супер фигуры по своей средней мощности также оказались связанными между собой золотой пропорцией.

И классические шахматы и Супершахматы реализуют на 64-клеточной доске идеальную шахматную игру с помощью композиционного ряда различных фигур, попарные отношения средних мощностей которых образуют отрезки последовательности подходящих дробей для непрерывной дроби, представляющей число φ – «золотое сечение».

Именно этим как раз и объяснялась величайшая красота и притягательность классических шахмат ещё в эпоху Возрождения.

Однако теперь мощность этих фигур характеризовались не числами 3, 5, 8 и 13, а более крупными числами из ряда Фибоначчи 34, 55, 89 и 144, и потому их взаимные отношения ещё точнее и идеальнее приближались к золотому сечению.

Таким образом первооткрыватель и изобретатель «Супершахмат» Валентин Данилович Ляпунов доказал, что «Супершахматы» являются единственно лучшей по отношению к классическим шахматам и не улучшаемой игрой из всего возможного множества шахматных игр.

Они, образуя с классическими шахматами дружественную пару игр, и находясь ближе к идеалу по сравнению с ними с фантастическим превосходством в 125 раз, позволили признать их шедевром новейшего времени.

Рассматривая своё открытие с философской точки зрения, он поставил своё изобретение в один ряд с музыкой, считая, что гениальная ёмкость семи нотного ряда заключает в себя всю музыкальную бесконечность.

И прошедший век лучше, чем какой бы то ни было, показал удивительное разнообразие и безграничность музыкальных вариаций.

Поэтому, как посчитал гений, возможно, что классическая последовательность нот имеет сходство с «Супершахматами», где действия «Суперфигур» принципиально оправданы и на бесконечной доске.

А принцип уникального «золотого сечения» – этот общий принцип единой гармонии, – пронизывает всё наше мироздание, гениально просто выражая необъятное и непостижимое.

Кроме того, гению удалось также проработать вопросы, связанные с размерами шахматной доски; формами и размерами фигур; цветом фигур и доски согласно теории цветового зрения Э. Геринга; количеством участников соревнований и их квалификацией; системой подсчёта очков и организацией соревнований, – то есть сделать шахматы настоящим видом спорта.

Но это выдающееся открытие и изобретение гения предстояло ещё и популярно донести до народа.

Платону лишь периодически приходилось общаться с Валентином Ляпуновым, – отцом своего коллеги по работе Алексея, активно помогавшего тому в разработке Супершахмат, – который очень часто посещал сына, мешая тому работать своими бесконечно неразрешимыми проблемами, отвлекая от дел и других его товарищей по работе.

Платону также были не чужды глубокие мыслительные процессы, присущие гениям.

Со временем, спровоцированный идеями Валентина Ляпунова, под натиском умозаключений этого гения, Платон также выдал свою оригинальную и гениально простую сентенцию.

Он сделал вывод, что с точки зрения математики теоретический предел человеческого возраста должен быть 144 года.

Согласно мощностям шахматных фигур по числам Фибоначчи, Платон разложил человеческую жизнь на следующие периоды:

До 8 лет (числа Фибоначчи 1,2,3,5,8) – человек ещё ребёнок и не имеет «шахматной» мощности. Его нет пока в обществе как личности, с которой можно считаться.

С 8 до 13 лет (к наступлению полового созревания) – человек уже доходит до мощности «пешки», являясь таковой в руках родителей и школы.

Им можно манипулировать, помыкать им, и его можно и нужно вести по жизни вперёд, помогая, по-возможности, пройти в «ферзи».

С 13 до 21 года – человека перестали пестовать и баловать.

Получено обязательное школьное, и ещё какое-либо дополнительно, образование. За плечами к этому году у многих, как правило, армия и институт. Впереди открываются дороги, по которым можно идти почти во всех направлениях. Он – король, так как набрал его «шахматную» мощность. Его оберегает и лелеет уже всё общество, как надежду семьи, нации и государства.

От 21 до 34 лет – человек становится взрослым. Но, благодаря жизненным перипетиям, начинает искать обходные пути в жизни, всё чаще делая «ходы конём», формируясь и трансформируясь в коня, достигая его «шахматной» мощности.

От 34 до 55 лет – человек становится зрелым и относительно успешным, уверенным в себе. Он всё меньше гнётся, реже прибегает к хитростям, и всё больше косолинейно лезет напролом, как слон, достигая его мощности.

От 55 до 89 лет – человек, достигнув, почтив всего в жизни, что ему хотелось и не хотелось, уже практически ничего не боясь, дорастает до мудрой ладьи с её нереализованными потенциальными возможностями, достигая её «шахматной» мощности, но уже дуболомно ходя только прямо.

От 89 до 144 лет – почивая на лаврах, человек имеет почёт и уважение. Он уже никому не нужен, потому его возможности безграничны. И человек должен прожить этот отрезок жизни, хоть медитируя, как йог, чтобы дойти до теоретически предельной «шахматной» мощности и уйти из жизни, закончив свою партию ферзём!

И наоборот, поскольку шахматы связаны только с деятельностью людей, то и мощности их фигур должны были соответствовать человеческим мощностям, «открытым» Платоном, а не расти беспредельно, абсолютно идеально приближаясь к золотому сечению.

И действительно, продолжал Платон, чем выше числа Фибоначчи, тем ближе их соотношение к «золотому сечению».

Поэтому для Супершахмат можно было бы, на первый взгляд, возможности всех фигур продлить без ограничений на всю доску.

Например, пешке добавить возможности, позволяющие ей за один ход пройти всю шахматную доску.

Да и другим фигурам тоже.

Тогда их мощности существенно возрастут от 34, 55, 89 и 144, как в открытых Супершахматах, до величин, допустим 377, 610, 987 и 1597.

Но тогда на ограниченном пространстве шахматной доски с количеством полей 8 на 8 нивелируются мощности остальных фигур, чьи возможности за один ход уходят далеко за её пределы.

И чем сильнее фигура, тем она становится относительно слабее.

Как бы край доски срезает её потенциальные возможности.

Поэтому реализация этой идеи бессмысленна.

Как поле 8 на 8 в шахматах имеет ограничение в пространстве, так и человеческая жизнь имеет ограничение во времени! – сделал глубокомысленный вывод Платон.

Оказывается, так легко найти гениальное и у простого человека!

И вообще, ведь гениальное – это то, что как раз можно легко, просто, доходчиво и даже шутливо объяснить.

Да и сама гениальность не только наивысшая степень проявление творческих сил человека.

Под впечатлением от взаимодействия пары соседних чисел Фибоначчи между собой и связи этого взаимодействия с универсальным волшебным золотым сечением, Платон не удержался и сочинил стихотворение.

А всё могло бы быть иначе –Истории поверим –Не родился бы Фибоначчи?Сейчас сие проверим.Мы наименьшее берём простейшее число.Пожалуй, даже только единицу.И прибавляем, смело ноль мы до него,Пока лишь снова получая… единицу.Один и ноль даёт один.То сумма первых чисел.А через раз – два плюс один.То сумма новых чисел.А три и два – уже ведь пять.А дальше будет восемь.Хоть Вы устанете считать,Но всё же Вас попросим.Затем тринадцать и «очко».Потом тридцать четыре.Мне даже нравится оно:Живу я в той квартире.Затем идёт полсотни пять,И восемьдесят девять.Не устаю я повторять,Но что теперь поделать.И если только я бы могВ своей родной квартиреПрожить бы полностью весь срок:Все сто сорок четыре.Заполнить чисел можно рядКонечно в бесконечность.И записать их все подряд,Продолжив ряд тот в вечность.А при делении всех ихНа то, что рангом выше,Даёт набор дробей простых.И частное – всё ближе.В итоге – частное одно.«Златое» то «сечение».Весьма волшебное оно!У Вас другое мнение?Важнейших чисел этих рядПридумал Фибоначчи.А как на Ваш пытливый взгляд,Могло бы быть иначе?

И, как оказалось, ничто просто человеческое не было чуждо и гению.

Как присущих всякому гениальному человеку, Валентин Ляпунов имел и ряд, в основном обыденно-бытовых, недостатков, которые постепенно свели его преимущество в интеллекте только лишь к математической области.

И посему, со временем, нашего гения просто занесло.

Валентин Данилович Ляпунов давно нигде не работал, поэтому был лишён простого человеческого общения с коллегами.

Естественная тяга к контактам с разумными людьми выливалась у него в безудержную словесную околонаучную, точнее около математическую, диарею. В этот момент с ним совершенно невозможно было беседовать.

Любой ваш вопрос оставлялся им без ответа, как будто вы его и не задавали вовсе. Любое ваше выступление сразу обрывалось его научной тирадой на совершенно другую тему. От скуки и распирающих его идей у него было огромное, просто патологическое, желание высказаться хоть кому-нибудь, поспорить на разные темы.

Так, например, Платон и Валентин в корне разошлись во мнении о философии, её роли и месте в жизни.

Платон придерживался классической точки зрения, что философия – наука всех наук.

А Валентин считал её просто неконкретной болтологией, в отличие от конкретной математики.

Иллюстрируя математический подход к жизни, он победоносно как-то заявил Платону:

– «Вообще говоря, с точки зрения математики, даже жизнь лишена какого-либо смысла. Мало кто может чётко и внятно сформулировать, для чего он живёт. Только те, кто вносит в жизнь какой-то порядок, конкретику, систему, пытается улучшить и скрасить жизнь свою и окружающих – заслуживает уважения, как человек, не зря живущий на свете и понимающий смысл жизни!».

Платон выждал короткую паузу, давая возможность оппоненту насладиться произведённым эффектом, осторожно, но твёрдо, возражая:

– «Валентин! Мне кажется, ты здесь неправ! Может с точки зрения математической, формальной логики жизнь смысла и не имеет, а вот сточки зрения философской, или обыденной, повседневной, именно жизнь только и имеет смысл! Ибо, если бы ты, например, не жил, то и не смог бы на эту тему разглагольствовать сейчас передо мной!».

Гений пытался что-то снова возразить Платону, но тот изящно перевёл разговор на другую, лестную для оппонента тему, подводя его к остро философскому подводному камню:

– «Ой, слушай! А как ты здорово заметил по поводу семи нот и огромного количества возникающих из них вариаций музыкальных произведений!».

Лицо гения с вызывающе-напряжённой гримасой тут же покрылось снисходительно-лёгкой улыбочкой.

И в этот момент Платон дожал потерявшего бдительность спорщика:

– «А сколько же может возникнуть вариаций из десятков и сотен тысяч слов! А ты говоришь, болтология!».

Следующий раз они встретились на трамвайной остановке.

Уже в трамвае Валентин попытался изложить Платону свой подход к теореме Пифагора через золотое сечение:

– «Рассмотрим произвольный треугольник из всего множества треугольников, и запишем соотношение его сторон, как: 0 < А ≤ В ≤ С.

Возьмём подмножество треугольников, у которых соотношение сторон А/В = √φ (корню из золотого сечения).

Это примерно 0,786.

Тогда отношение квадратов этих сторон будет равняться φ, то есть примерно 0,618 (золотому сечению).

А все треугольники будут обладать свойством отношения А/В равному отношению В/С и равному некоторой величине α, лежащей в интервале 0 < α ≤1, при равенстве которой 1, треугольник становится равносторонним.

Дальнейшие мои исследования показали, что если 0 < α < φ, то треугольник невозможен.

При: α = φ – треугольник вырождается в совмещённые отрезки.

При: φ < α < √φ – имеем тупоугольный треугольник.

При: √φ < α <– имеем уже остроугольный треугольник.

А соответственно при: α = √φ – получаем прямоугольный треугольник, где соотношение квадратов его катетов равно, соответственно, φ».

Далее Валентин, по мнению внимательно его слушавшего Платона, пошёл в своих рассуждениях, как с ним бывало часто, куда-то в сторону от теоремы Пифагора, объясняя ему разницу между вероятностью, используемой в России, и шансом, используемым в США.

– «Но теперь, кажется, осталось выяснить, чему равняется С в квадрате!» – попытался вернуть своего визави на землю догадливый Платон.

Однако Валентин, словно не расслышав сказанное собеседником, считая его только слушателем, продолжал своё страстное излияние.

С большим, неподдельным интересом слушая очередную сентенцию навязчивого гения, Платон вынужден был прервать его:

– «К сожалению, мне пора выходить. Но мне, как в своё время называвшемуся учителями и учениками, «Великому геомэтру», очень интересно послушать дальнейшие твои доказательства. Пока!».

Уже дома Платон взялся самостоятельно пройтись по рассуждениям математического гения. И стал выводить.

Пойдём, как часто я делал, с другого конца.

Возьмём формулу теоремы Пифагора: А2 + В2 = С2.

Имеем право разделить все части выражения на В2.

Получим: А2/В2, то есть φ, и + 1 = С 2/В2.

А теперь возьмём, да и умножим все части выражения на В2.

Получим В2 × (φ + 1) = С2.

Теперь заменим φ на А2/В2.

И после умножения получим: А2 + В2 = С2.

Теорема Пифагора! Доказано?! Нет! А что же я выявил?

Что нечто, равно самое себе. Да-а!

Видать не с того конца я пошёл!? Прям математическая шутка какая-то получилась!

Надо всё-таки об этом поподробнее порасспросить нашего гения!

И их встреча вскоре состоялась, но на совершенно неожиданной основе.

На этот раз Валентин Ляпунов поведал Платону, что в процессе его расчётов и замеров катетов, получаемых и выстраиваемых в результате этого прямоугольных треугольников, привели его к мысли, что эти катеты, являясь полуосями эллипса, при их соотношении, равном «золотому сечению», придают эллипсу идеальную форму – форму яйца. И замеры яиц, проведённые им, якобы подтвердили это его предположение.

На что Платон тут же продуктивно пошутил:

– «Здорово! Давай назовём это открытие теоремой, или даже ещё точнее, аксиомой…Кочета!».

– «?!».

– «Соотношение сторон прямоугольника, описывающего яйцо – есть «золотое сечение»!».

– «Ну, во-первых: тогда уж лучше, ещё проще и короче! Соотношение осей яйца – есть «золотое сечение»! А, во-вторых, извини меня, а причём здесь ты?».

– «Так в данном случае кочет – это же петух, а не моя фамилия!».

– «Хм! Надо подумать!».

Они дружно рассмеялись, каждый, думая о своём, похлопывая друг друга по плечу и предплечью, раскланиваясь и прощаясь.

Дома Платон не поленился замерить специально купленные для этого куриные яйца. Но тщетно!

Математическое ожидание от деления их осей всё время находилось на отметке 0,77, и никак не хотело приближаться к «золотому сечению» = 0,6180339.

– «Ну, что ты будешь делать? Жалко! Может куры у нас теперь ненормальные?» – вслух предположил Платон.

– «Или может быть…, как Валентин сказал? Замеры его яиц… это! А! Именно его!» – окончательно резюмировал Платон.

Как известно, часто верным признаком гениальности являются проявления шизофрении. Обуреваемый математической конкретикой и возмущением от лицемерия верховной власти, Валентин придумал замену Гимну России, написанному, как он выразился, гимнистом (официальным поэтом) С. Михалковым.

Валентин Данилович Ляпунов написал свой вариант, назвав его «Гимнец России», по его глубокому убеждению, наиболее точно отражающий существующее положение вещей, при этом назвав себя гимнецистом, и подписавшись псевдонимом, Тин Умнов.

При очередной встрече он поведал об этом Платону.

«Гимнец России» (Тин Умнов)

Россия – двуликая наша держава,Россия, как видите, наша страна.Тяжёлая доля, известная слава –Твоё достоянье на все времена!Припев:Славься Отечество наше безродное,Разных народов союз вековой,Предками данная глупость народная!Славься страна! Мы забыты тобой!От южных морей до полярных окраинРасхристаны наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая –Забытая Богом родная земля!Припев.Широкий простор для мечты и для тризныГрядущие нам открывают года.Нам лишь обстоятельством служит Отчизна.Так было, так есть и так будет всегда!Припев.

Написав рядом два варианта для сравнения, гений передал листок Платону.

Как истинный патриот своей страны, но человек тактичный, тот возмутился лишь мысленно: и почему он считает меня таким же, как он сам, чудаком на букву «М»? Наверно из-за того, что я всё время слушаю его идеи и, в основном, за исключением явно бредовых, как правило, поддакиваю ему. Пожалуй, так. Видимо недаром многие люди стараются подальше держаться от гениев, с их непредсказуемыми высказываниями и неадекватным поведением?! – заключил он.

Платон внимательно взглянул на Валентина, внешне напомнившего ему белокожего Мавра. Его голову осеняла густая шапка, хотя и с проседью, но весьма ещё чёрных, курчавых волос, словно демонстрируя наличие в голове её владельца такое же изобилие извилистых, длинных, заковыристых и витиеватых мыслей, в том числе и, возможно, чёрных, серых и седых.

Платон считал, что если Валентин сделал открытие Супершахмат, то это вовсе не значит, что он должен делать открытия и в других сферах человеческой деятельности.

Не надо свою гениальность искусственно переносить на всё.

Вслух же он неожиданно произнёс:

– «Мавр сделал своё дело! Мавр может… удавиться!».

В этот момент Валентин изумлённо взглянул на Платона.

Но надо всё же ответить ему и по существу! – решил Петрович:

– «Валентин! По первым трём строчкам с тобой можно согласиться! Но «безродное»! Это уже слишком! Ты разве не гордишься своими предками, своим родом!? И потом, как тогда быть с твоим утверждением, что любой русский человек просто умница, талант и гений. И лишь только когда они сходятся вместе, то только тогда возникает некий глупый коллективный разум?! И почему он дан предками, а не повседневной действительностью?

А насчёт забытости, я с тобой соглашусь!

А почему расхристанны? Кем и перед кем? Ведь леса и поля – категории объективные! Они выросли и образовались независимо от бога!

А дальше ты сам себе противоречишь! Тут же пишешь о Боге!

И потом, уж если какая в Мире земля и не забыта Богом, то это только Россия! Вспомни из истории! Сколько раз она поднималась из небытия, возрождаясь, как Феникс из пепла?!

А ты, видимо, не знаешь, что такое тризна? Это, проще говоря, похороны с помпой!

Неужто ты считаешь, что нас всех будут так хоронить?! Чушь!

А про обстоятельство! Если ты его имеешь ввиду в качестве второстепенного члена предложения, то это сказано очень точно и сильно! И, вообще, у тебя везде потеряна рифма!».

Валентин, как всегда, начал громко, что как раз и характерно для шизофреников, возражать Платону, приводя какие-то свои несусветные доводы.

Этим он уже почти достал бывшего инженера, который решил теперь всё-таки сбить спесь с навязчивого гения.

Неожиданно даже для самого себя Платон начал излагать Валентину, в качестве примера, своё софистическое доказательство:

– «Общеизвестна аксиома: знание – сила! Известна также поговорка: сила есть – ума не надо! Отсюда, следовательно, следует математическая запись: знание = сила, а сила ≠ ум. И логический вывод: знание ≠ ум!

То есть знание и ум понятия не тождественные! И это действительно так! Знание – это попросту говоря – набор информации. А ум – умение пользоваться ею, анализировать.

Можно пойти дальше и сделать хотя бы частный вывод, что человек, щеголяющий своими знаниями, не имеет ума!».

На страницу:
9 из 12