Полная версия
Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции
Quesnay. Droit naturel. Гл. III (Ibid. T. II. Ч. 1-я. С. 46).
61
Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (T. II. 4. 1-я. C. 396).
62
Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 43).
63
Выражение Дюпон де Немура (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 22). – Cp. Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés. Гл. XXIV.
64
Dupont de Nemours (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 22).
65
Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 338).
66
Сами физиократы приписывают этой «сущности» божественное происхождение и думают, что «закон создан тою же рукою, которая создала права и обязанности». Dupont de Nemours (Т. 11. 4. 1-я. C. 347).
67
Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1. C. 338).
68
Dupont de Nemours. Discours préliminaire к Droit naturel Кене (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 20).
69
Это право, no Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. C. 45–47), является фундаментом каждого общества.
70
Китай по своему правлению, Египет по администрации. Introduction à la Philosophie économique. Гл. III (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 680, 796).
71
Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 364).
72
Он написал апологию китайского деспотизма, и L. de Lavergne не без основания заметил, что «она имела вредное влияние на его учеников». (Les Economistes français au XVIII-e siècle. C. 107).
73
Quesnay. Maximes générales: Maxime I (Collection. T. II. 4. 1-я. C. 81). Ср.: Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 3-я. C. 796).
74
Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. Т. II. Ч. 2-я. C. 784–785). Ср.: Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 248).
75
Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. Гл. XXIV).
76
Mercier de la Rivière. (Ibid. T. I. Гл. XXIV).
77
Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 670).
78
Essais de moral et de politique, франц. перев. (T. VI. C. 29 и след.). Вот примеры положений, которые можно рассматривать «как аксиомы в политике»: наилучшая монархия та, в которой власть наследственна; наилучшая аристократия требует знати без вассалов, а народ, выражающий мнения чрез своих представителей, составляет наилучшую демократию. (Loc. cit. C. 38).
79
Ibid, франц. перев. (T. VI. С. 406).
80
Essais de moral et de politique (T. VI. C. 406).
81
Тенденция Юма вмешивать государство в экономические отношения была справедливо отмечена Эспинасом в Histoire des doctrines économiques (C. 264–265).
82
Leslie Stephen. English Thaught in the eighteenth century (T. II. C. 186).
83
Pfleiderer. Leibniz als Patriot (C. 429).
84
См. в Abrégé du droit de la nature et des gens, котор. Formey извлек из сочинений Вольфа, Principes du Droit naturel (Кн. I. Гл. I, § 9, io, 11).
85
Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. I, § 16).
86
Ibid. (Кн. VIII. Гл. 1).
87
Ibid. (Кн. VIII. Гл. IV).
88
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 14).
89
Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. III, § 16).
90
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 127).
91
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 136).
92
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 16).
93
Bielfeld. Institutions politiques (T. I. C. 292).
94
Так называет ее Блюнчли в Lehre vom modernen Staat (I. Кн. I. Гл. V).
95
См., напр., Léon Say. Turgot (Collection des grands écrivains).
96
Turgot. Eloge de Gournay (Сочинения. T. I. C. 272).
97
Turgot. (Сочинения. Т. II. C. 686).
98
L. de Lavergne в своей книге о французских экономистах (les Economistes français. C. 253), отметил, что Тюрго в начале царствования Людовика XVI далеко не благоволил созванию генеральных и провинциальных штатов; когда друзья, между прочим Мальзерб, упрашивали его, он ничего и слышать не хотел об этом. Затем автор прибавляет: «Тюрго во всем рассчитывал на королевскую власть, руководимую им самим».
99
Ср. Mémoire 1775 г-
100
Léon Say сам делает указание на это (Turgot. С. 34).
101
Mémoire sur les états provinciaux (Ч. 3-я. C. 87).
102
Tocqueville. Oeuvres complètes (T. VIII. C. 152).
103
Principes des moeurs chez toutes les nations, ou Catéchisme universel (1796).
104
A. Sorel. EEurope et la Révolution (T. I. C. 123 и след.). – В частности относительно Пруссии, см. Cavaignac. La formation de la Prusse contemporaine (T. I. C. 47, 96–97).
105
L'Ancien Régime et la Révolution (C. 60–61).
106
Cousin. Philosophie sensualiste au XVIII-e siècle. Этот том содержит лекции, читанные Кузэном в 1819 г.
107
A. Sorel. L'Europe et la Révolution (T. I. C. 107).
108
Эта идея очень ясно указана самим Бильфельдом. Instit. polit. (T. III. C. 11).
109
Politique tirée de V'Écriture sainte (Кн. I. Гл. IV. Пол. 7).
110
Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions en Amérique et en Europe (Paris, Thorin, 1893). Ср. статьи, напечатанные тем же автором в Annales de l’École libre des sciences politiques, апрель 1890 г. и январь 1891 г.
111
Следует заметить, что уже Курно возводил французскую революцию к этой отдаленной причине: «Революция, – писал он в 1867 г., – которой Франция дала свое имя, хотя предварительные симптомы ее появились на другом полушарии и, в свою очередь, являются лишь следствием движения английского протестантизма в XVII веке…» Traité de l’enchaInement des idées fondamentales (T. II. C. 459).
112
Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions (C. 22–23).
113
Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (Сочинения, изд. Laboulaye. T. IV. С. 4).
114
Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).
115
Ibid. Кн. XI. Гл. II (T. IV. C. 3).
116
Ibid. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).
117
Ibid. Kn. XI. Гл. I (T. IV. C. 1).
118
Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).
119
Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. VI (T. IV. C. 8).
120
Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).
121
Монтескье раскрыл эту знаменитую формулу и увидел, что заключающаяся в ней идея является одной из главных причин разложения монархии. Ibid. Кн. VIII. Гл. VI (Сочинения. T. III. С. 309).
122
См. далее: Кн. V. Гл. I и II.
123
Esprit des Lois. Кн. XII. Гл. I (T. IV. С. 59).
124
Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).
125
Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).
126
Главы XI, XII, XIII книги XII Духа Законов содержат требование свободы мысли, слова и печати. Не следует забывать, однако, что Монтескье ставит границы всем этим видам свободы и, например, не доходит до терпимости к свободе культа. «Государственная религия, умеренная индифферентностью большинства и неверием избранных, кажется ему, по существу, предпочтительнее соперничества сект». A. Sorel. Montesquieu (Collection des grands écrivains. C. 113).
127
Esprit des Lois. Кн. XXIX (T. V. C. 379).
128
Ibid. Кн. I. Гл. I (T. III. C. 91).
129
Ibid. Кн. I. Гл. III (T. III. C. 99).
130
Ibid. Кн. XXIX. Гл. XIX (T. V. C. 114).
131
Ibid. Кн. XXIX. Гл. IV (T. V. C. 383).
132
Esprit des Lois. Кн. XXIX. Гл. I (T. V. C. 379).
133
«Я уже сказал, и мне кажется, все это сочинение написано мною лишь с целью доказать, что дух умеренности должен быть духом законодателя…» Ibid. Кн. XXIX. Гл. 1 (T. V. С. 379).
134
Contrat social. Кн. II. Гл. II.
135
Ibid. Кн. II. Гл. II.
136
Ibid. Кн. I. Гл. 1.
137
Contrat social. Кн. II. Гл. II.
138
Ibid. Кн. II. Гл. 1.
139
Ibid. Кн. II. Гл. III.
140
Ibid. Кн. II. Гл. IV.
141
Ibid. Кн. I. Гл. VII.
142
Ibid. Кн. II. Гл. 1.
143
«Депутаты народа не являются и не могут быть его представителями: они только его доверенные». Ibid. Кн. III. Гл. XV.
144
Ibid. Кн. I. Гл. VI.
145
Contrat social. Кн. I. Гл. III.
146
Ibid. Кн. I. Гл. II.
147
Ibid. Кн. I. Гл. V и VI.
148
Ibid. Кн. I. Гл. VI.
149
Ibid. Кн. 1. Гл. V. Эти выражения встречаются также у Боссюе и Гоббса; безразлично, Боссюе ли заимствовал их у Гоббса вместе с некоторыми идеями своей Политики, как полагали некоторые (G. Lanson. Bossuet), или скорее, как мы полагаем, и Боссюе, и Гоббс говорили самостоятельно, пользуясь политическим языком своего времени.
150
Ср. особенно Taine. Origines de la France contemporaine, l’Ancien Regime (C. 321) и A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 108).
151
Contrat social. Кн. I. Гл. IV.
152
Ibid. Кн. II. Гл. IV.
153
Contrat social. Кн. II. Гл. V.
154
Ibid. Кн. I. Гл. IX.
155
Ibid. Кн. I. Гл. IX.
156
Ibid. Кн. I. Гл. VIII.
157
Ibid. Кн. I. Гл. VIII.
158
Ibid. Кн. I. Гл. VIII.
159
Contrat social. Кн. I. Гл. VIII: «Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма замечательную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью…»
160
Contrat social. Кн. IV. Гл. VIII.
161
Ibid. Кн. I. Гл. IV.
162
Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.
163
Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.
164
См. далее. Кн. III. Гл. II.
165
Contrat social. Кн. II. Гл. VII.
166
«Одним словом, необходимо, чтобы он (законодатель) отнял у человека его собственные силы и дал ему чужие, которыми он не мог бы пользоваться без посторонней помощи. Чем полнее эти естественные силы умирают и уничтожаются, тем больше и крепче становятся приобретенные вместо них…» Contrat social. Кн. II. Гл. VII.
167
Ibid. Кн. II. Гл. VII.
168
Ibid. Кн. II. Гл. VII.
169
Ibid. Кн. II. Гл. X.
170
«Великая душа законодателя – настоящее чудо, которое должно свидетельствовать об его миссии». Contrat social. Кн. II. Гл. VII.
171
Ibid. Кн. III. Гл. XV.
172
Ibid. Кн. III. Гл. IV.
173
Недостаточно отмечено старание Руссо придать в Общественном договоре большую точность некоторым терминам политического языка, употреблявшимся до тех пор в неопределенном и изменчивом значении. Впрочем, это стремление довольно часто приводит его к излишним тонкостям. См. определения: государя – Кн. 1. Гл. VI, VII; государства (недостаточно содержательное) – Кн. I. Гл. VI и Кн. III. Гл. II; правительства – Кн. III. Гл. I. – Ср. в Письмах с горы (Lettres écrites de la Montagne. 4. 1-я. Письмо V) то место, где сам Руссо указывает свое намерение. Он говорит, что хотел в Общественном договоре «фиксировать точный смысл выражений, которые нарочно оставляли неопределенными, чтобы, смотря по необходимости, придавать им любое значение по своему желанию». И прибавляет (loc. cit.): «Вообще, руководители республик ужасно любят пользоваться языком монархий. Из любви к терминам, которые кажутся священными, они мало-помалу научаются делать вещи, обозначенные этими терминами».
174
См. его суждение об историческом духе и методе: Esquisse d’un tableau historique des progrès de I'esprit humain, изд. Agasse, 10-я эпоха (C. 254).
175
Ibid. 10-я эпоха. C. 338.
176
Ibid. 10-я эпоха. C. 281 и 340.
177
Esquisse, 10-я эпоха. С. 238.
178
Ibid. 10-я эпоха. С. 240.
179
Ibid. 10-я эпоха. С. 281.
180
Ibid. 9-я эпоха. С. 278.
181
Ibid. 9-я эпоха. С. 240.
182
Esquisse, 9-я эпоха. С. 240.
183
Metaphysik der Sitten, Rechtslehre. Часть 1-я. Гл. III, § 41.
184
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.
185
Rechtslehre. Прибавление к Введению.
186
Ibid. Прибавление к Введению.
187
Rechtslehre. Введение, § Е.
188
Антитеза Rechtstaat и Polizeistaat, впрочем, очень употребительна в Германии.
189
Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.
190
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.
191
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.
192
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.
193
Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.
194
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.
195
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.
196
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.
197
«Не следует понимать под этим благосостояние и счастье граждан, ибо весьма возможно, что эта цель достигается гораздо вернее и удобнее, как предполагает и Руссо, в естественном состоянии или при деспотическом правлении: я имею в виду состояние наибольшего согласования государственного строя с принципами права – состояние, к которому в силу категорического итератива заставляет нас стремиться разум». Rechtslehre. Ч. 2-я, 1-й отд., § 49.
198
Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А.
199
Ibid, loc. cit. – Ср. статью, озаглавленную Ueber den Gemeinspruch: das mag in der Theorie richtig sein… etc. (Сочинения. T. VIII. C. 208. Rosenkranz).
200
Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А и E.
201
Rechtslehre, loc. cit.
202
Vom Verhältniss der Theorie zur Praxis im Staatsrechte (Uber den Gemeinspruch, II).
203
Кант рисует, однако, род идеального «республиканского правления» и полагает, что правительство должно стремиться к нему. См. Rechtslehre, § 52.
204
Beiträge zur Berichtiguhg der Urtheile des Publicums über die f ranzösische Revolution, 1793. (Сочинения. T. VI).
205
Beiträge. Кн. 1. Гл. 1. C. 87.
206
«Руссо, которого вы не перестаете называть мечтателем даже в тот момент, когда его мечты осуществляются перед нашими глазами, слишком щадил вас, эмпирики! В этом была его ошибка». Beiträge. Eineleitung (C. 71).
207
Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).
208
Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).
209
Ibid. Кн. I. Гл. 1 (С. 86).
210
Beiträge. Кн. 1. Гл. 1 (С. до).
211
Ibid. Кн. 1. Гл. 1 (С. 103).
212
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 117).
213
Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 119).
214
Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 127).
215
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).
216
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).
217
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 133).
218
Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 135).
219
Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 148).
220
Ueber die Bestimmung des Gelehrten. (Сочинения. T. IV. C. 306).
221
Espinas. Histoire des Doctrines économiques (C. 135 и след.).
222
Histoire des Doctrines économiques (C. 165).
223
Ibid (C. 241 и след.).
224
An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776, цитир. изд. 1828 г., Эдинбург – Лондон).
225
Inquiry (T. III, см. всю 4 книгу).
226
Ibid (T. III. C. 160).
227
Ibid (T. II. C. 276).
228
Ibid (T. II. С. 276).
229
Inquiry (T. II. С. 121).
230
Ibid (T. II. C. 121).
231
Ibid (T. III. C. 160). К этим трем обязанностям Смит присоединяет (Кн. V. Гл. 1. Отд. 4) некоторые издержки, которые государю приходится делать «для поддержания своего достоинства».