bannerbanner
Энциклопедия духовных качеств в мудрых изречениях и размышлениях
Энциклопедия духовных качеств в мудрых изречениях и размышлениях

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3


Энциклопедия духовных качеств в мудрых изречениях и размышлениях

Одеяние духа

В различных культурах мира присутствует идеал совершенного человека, возникший из стремления к более прекрасной, справедливой, чистой, благородной жизни. Основатели лучших философских и религиозных систем давали многообразные характеристики такого идеала. Несмотря на то, что язык и форма этих учений могли сильно отличаться, будь то притчи, краткие изречения, трактаты и т.п., – их главные нравственные идеи близки и созвучны по своей сути. Совершенный человек не может не быть мудрым, сострадательным, любящим, ответственным, наблюдательным, распознающим, мужественным и т.п.

Обоснование универсальных решений насущных проблем человеческого бытия – важный мировоззренческий принцип Учения Живой Этики и связанного с ним корпуса книг, которые послужили источниками для составления «Энциклопедии духовных качеств…». Поэтому содержание книги будет познавательно и полезно вне каких-либо социальных, расовых, конфессиональных и иных делений.

Учение Живой Этики (Агни Йоги) составлено Е.И. Рерих (1879–1955) и Н.К. Рерихом (1874–1947) в сотрудничестве с индийскими Духовными Учителями в 1920–1940-е гг. В самом названии отражено его основное содержание: это этическое учение, исследующее многомерную природу и нравственный облик человека, его последовательное духовное преображение и достижение гармонии с эволюцией планеты и космоса. Это учение являет удивительный синтез восточной и отечественной философской мысли с акцентом на достижениях передовой науки.

Подход к решению нравственной проблематики в Живой Этике отличается философски обоснованной широтой и синтезом; рациональной доказательностью с опорой на внутренний (духовный) опыт личности; направленностью на выявление сущностного единства смысложизненных ценностей при допущении разнообразия их культурных форм, выработанных на протяжении долгой истории человечества.

Идеи Живой Этики всесторонне поясняются в философских письмах и публицистических статьях Е.И. и Н.К. Рерихов, находят отражение в работах их сыновей – Ю.Н. Рериха (19021960) и С.Н. Рериха (1904–1993). Поэтому эти труды были широко использованы при составлении энциклопедии.

В 2020 г. отмечалось 100-летие Учения Живой Этики (24.03.1920 г. – начало его создания). Уже при жизни Рерихов оно получило распространение (во многом благодаря культуроохранной и миротворческой деятельности Н.К. Рериха и его известности как выдающегося художника) и практическое преломление в трудах их единомышленников (А.И. Клизовского, Р.Я. Рудзитиса, Е.А. Зильберсдорфа и др.). Особый интерес в контексте проблематики энциклопедии представляют нравственно-философские Записи Б.Н. Абрамова (1897–1972), вышедшие в свет под названием «Грани Агни Йоги» (более 20 книг). Этот многотомный труд созвучен Учению Живой Этики и по содержанию, и по творческому методу написания: в его основе также лежит общение с Духовным Учителем и личный опыт применения излагаемых идей в повседневной жизни.

Движение к духовному идеалу затруднительно без многостороннего представления о нём – как можно более полного, чёткого и ясного. В обозначенной философской традиции уделяется пристальное внимание исследованию различных качеств и свойств сознания человека. Рассматриваются вопросы их источника и природы, взаимосвязи и различения между внешне схожими формами их проявления, этапы формирования, методы воспитания и управления. В текстах акцентируется проблема обоснования жизненной необходимости духовно-нравственного совершенствования – целенаправленного взращивания в себе духовных (положительных) качеств сознания.

В российском менталитете, при всём богатстве отечественной философии и литературы, понимание палитры духовных качеств человека сложилось, к сожалению, недостаточно глубоко и объёмно. Нравственный образ члена современного общества, поддерживаемый СМИ и книжным поп-рынком, производит убогое впечатление. Это имеет свои негативные следствия в сферах воспитания, образования и медицины.

Как в научном, так и тем более в обыденном представлении о нравственных качествах смешиваются самые разнородные и неожиданные смыслы. Так, любовь объединяет и влечение к вкусным блюдам, и привязанность к домашним животным, и половую несдержанность, и патриотические чувства, и глубоко духовную любовь к Богу… В понимании человечности, порой, видят только мягкость натуры, уступчивость, слабоволие и сентиментальность… В представлении о снисходительности сталкиваются высокомерие и попустительство. Справедливость часто оказывается синонимом бездушия и жестокости. Каков же подлинный лик добродетели и порока? В чём сущность и роль многообразных качеств человеческого сознания? Какие из них несут в себе радость, здоровье и поступательное развитие, а какие приводят к внутреннему опустошению, болезням и бедам?

В Учении Живой Этики ставится цель очищения и углубления многих понятий, среди которых значительное место занимают духовно-нравственные качества. «Можно представить двух собеседников, приблизительно одинаково развитых и всё же не понимающих друг друга, – справедливо отмечается в книге «Община». – Может быть, в их сознании недостает лишь нескольких малых звеньев, но эта малая разница заставляет иначе вращаться зубчатые колеса мышления, а в результате начинают двигаться совсем различные рычаги»1. Сознательное формирование целостного представления о нравственном идеале и его характеристиках способствует консолидации общественных сил вокруг проблемы духовности, углубляет понимание сложной природы человеческого сознания, расширяет возможности помощи в развитии его творческого потенциала.

Всемерная актуализация вопросов духовно-нравственного совершенствования и целенаправленная выработка их философского и психологического решения – необходимые шаги на пути ускорения эволюции общества, его гуманизации и противодействия гибельным следствиям потребительства, эгоизма и безответственности, либеральному размыванию нравственных ориентиров, тенденции к устранению воспитания из сферы образования и другим кризисным явлениям.

Основные цели «Энциклопедии духовных качеств…» – систематизировать богатейшую палитру положительных (духовных) качеств человеческого сознания, обосновать их значимость для развития личности, дать их общую характеристику, показать особенности приложения в повседневной практике.

В «Энциклопедии…» представлено более 160 положительных качеств сознания. Все они – подлинное духовное богатство русской культуры и языка. Многие близкие понятия освещены отдельно во избежание унификации и потери ценных оттенков смысла.

Рассматриваемые качества охватывают различные сферы внутреннего мира и творческой деятельности человека: нравственную, познавательную, волевую, коммуникативную, трудовую и т.д. Тем самым выражается целостность и многогранность духовного идеала. Все качества объединены в небольшие группы по их внутреннему созвучию и близости.

Каждому качеству посвящена отдельная тематическая подборка цитат. Многие из предложенных высказываний представляют собой глубокие афоризмы, которые могут быть признаны мудрыми «формулами жизни», правилами, помогающими нам ориентироваться в потоке жизненных событий, оценивать их соизмеримо с высокими целями и ценностями, учиться «переводить» наши впечатления и переживания в позитивный жизненный опыт и знания. В краткости формул ярко «выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила»2.

Поясним некоторые аспекты представления о человеке и мире в философии Живой Этики и связанные с ними термины.

В учении человек выступает как многомерный микрокосмос, состоящий не только из физического тела, но и души (сознания – в терминах Живой Этики), и духа (духовного начала)3.

Духовное начало – высшая, лучшая, творческая часть человеческой природы, её связующий центр. Дух является активной, созидательной, антиэнтропийной силой, ведущей к бесконечному поступательному развитию человека. Постоянные, мощные импульсы духа участвуют в формировании человеческого сознания и самосознания. Дух как источник высших, альтруистических стремлений противостоит низшей животно- эгоистической природе человека, проявляющейся в невежестве, корысти, раздражительности, отчуждении и других негативных свойствах и поступках.

Не случайно древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом или окном. Чем оно чище и прозрачнее, тем ярче и теплее лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Тогда как сознание, затемнённое невежеством и эгоизмом, слабо воспринимает и пропускает сквозь себя воздействия духа, а значит, внутреннее состояние такого человека и его отношения с миром становятся беднее, однообразнее и ограниченнее. Поэтому и стоит перед человеком цель – очищение и расширение сознания, совершенствование и утончение его качеств для свободного, гармоничного проявления духа.

В Учении Живой Этики, как и во многих других философских и религиозных учениях, сокровенным средоточием духа в человеке является сердце. Оно понимается здесь как метафизический орган, собирающий «благую чашу» жизненного опыта, знаний, творческих способностей человека. Поэтому нравственное восхождение основывается прежде всего на умении распознавать голос сердца и его силой противостоять низшим проявлениям как изнутри, так и извне. Обращение к сердцу – это сознательное пробуждение лучшей, высшей части человеческой природы.

Духовность представляет собой такое состояние человеческого сознания, когда в нём главенствует дух и его живительные эманации пронизывают всё многомерное существо человека (его побуждения, мысли, чувства, желания и т.д.). Наиболее полно и выразительно духовное начало проявляется через положительные качества сознания. «…Качества есть одеяние духа», – подчеркивается в «Гранях Агни Йоги»4. Поэтому духовность также можно определить как гармоничное звучание симфонии духовных качеств человеческого сознания.

Качества в отличие от преходящих чувств, настроений, эмоций и аффектов характеризуются бóльшим постоянством, устойчивостью и закреплённостью в психике. В них кристаллизуются жизненный опыт человека, его понимание людей и отношений, выражаются его мировоззренческие принципы (выработанные им, конечно, с разной степенью сознательности). Нравственные качества формируют те привычные для каждого человека «каналы» мышления и психофизические реакции, которые проявляются в конкретных жизненных ситуациях как переживания, эмоции, мнения, впечатления, поступки.

Концепция многомерности бытия и человека обусловила новое – тонко-энергетическое – понимание природы всех проявлений его сознания: мыслей, чувств, волевых побуждений, желаний и т.п. В этом свете качества не просто абстрактные добродетели или пороки, а свойства внутренней психической энергии (силы) человека. Положительные качества сознания накапливают и «кристаллизуют» более высокую, чистую психическую энергию, дающую человеку духовную бодрость, здоровье и творческое развитие. Тогда как отрицательные свойства (раздражение, гнев, трусость, зависть и т.п.) бесконтрольно растрачивают её и разрушают психофизическое равновесие организма. В связи с такой важнейшей ролью качеств сознания в жизни человека они достойны самого внимательного и вдумчивого отношения с нашей стороны.

Нравственные недостатки не могут являться непреодолимыми препятствиями на пути духовного совершенствования и быть оправданием слабоволия и пассивности. В «Гранях Агни Йоги» справедливо отмечается, что «на несовершенства свои надо смотреть как на отправную точку, от которой начинается путь совершенствования. …Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Свету»5. В недостатках, когда они осознаны, продуктивнее видеть возможность для новой ступени развития.

Согласно Учению Живой Этики, духовное совершенствование – это единственный естественный путь эволюции человека и человечества. Несмотря на то что этот процесс медленный и очень непростой, он является надёжной «длинной линией» вечных, нетленных накоплений сознания по отношению к внешне ярким и быстро достигаемым (но и преходящим) цивилизационным благам, которые, однако, никогда не заменят доброго сердца, стойкости и мужества, радости творчества и чуткого восприятия красоты… И тем более, никакие из материальных благ не будут доступны человеку в его будущем посмертном существовании. Тогда как светлые жизненные накопления сознания, как об этом утверждают Живая Этика и большинство религиозных и философских учений, оказываются лучшей основой, энергетическим «топливом», поднимающим человека в соответствующие им по качеству сферы многомерного бытия, а также являются там утончённым «одеянием» его бессмертного духа.

Важнейший этап совершенствования – это выработка правильного представления о каждом из положительных качеств сознания, которые подлежат взращиванию и бесконечному развитию. Обратим внимание на большое различие между информированностью человека и его убеждённостью: «Прежде чем начать утверждать какое-либо качество, хорошо дать себе полный отчёт и представить ясную картину, что именно даст желаемое качество духу, какое преимущество заключается в нём и как будет способствовать оно эволюции сознания. Ни чтение, ни убеждения, ни увещевания, ни проповеди не помогут, пока не наступит осознание значения того, для чего и почему это необходимо. “Осознание есть почти уже овладение”6 и кратчайший путь к приобретению нужного качества»7.

Подчеркнём, что целью человека является созидание в себе не просто отдельных качеств, а всей их духовной симфонии. В Учении Живой Этики отмечается: «Если одно качество разовьётся прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. …Равновесие качеств даётся большим напряжением сознания»8. Указанное напряжение закономерный результат большой работы, которую призван вести каждый человек не только по изживанию своих недостатков, но важно – по умелому и гармоничному вмещению разнообразных, порой, внешне противоположных, качеств: мужества и осторожности, самоотверженности и бережности, подвижности и твёрдости, суровости и нежности. Какое из качеств и в какой мере применить в бесконечном потоке жизненных встреч и конкретных ситуаций – тончайшее искусство и «благословенная наука»9, которыми постепенно должен овладеть каждый из нас.


Для более подробного ознакомления с «Энциклопедией духовных качеств…» приглашаем на сайт «Этика во мне»:

https://etikavomne.ru


Источники

• Учение Живой Этики (любое издание):

Листы сада Мории. Зов.

Листы сада Мории. Озарение.

Община.

Агни Йога.

Беспредельность (в 2-х кн.).

Иерархия.

Сердце.

Мир Огненный. Часть 1.

Мир Огненный. Часть 2.

Мир Огненный. Часть 3.

Аум.

Братство. Часть 1.

Братство. Часть 2. Надземное (в 3-х кн.).

Напутствие Вождю.

• Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры г. Самары, РТО, 1993.

• Письма Мастеров Мудрости. Сборник. М.: «Сфера», 1997.

• Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. М.: Прогресс-Культура, 1992.

• Письма Елены Рерих (1929–1938). В 2-х т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

• Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. В 18 т. М.: Прологъ, 2007–2013.

• Рерих Е.И. Письма. В 9 т. М.: МЦР, 1999–2009.

• Космологические записи / Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 246-247.

• Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

• Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

• Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995–1996.

• Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

• Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

• Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

• Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1994.

• Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

• Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

• Рерих Ю.Н. Советы на каждый день / Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Сборник. Новосибирск: СибРО, 1994. С. 144.

• Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2012 (3-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск: «Алгим», 2014.

• Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013–2014.

• Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. Новосибирск, 2012.

• Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2017 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. Новосибирск, 2015–2016.

• Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: «Алгим», 2009.

• Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск, 2021 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013 (2-е изд.)

• Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск, 2022 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 2015 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

• Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

• Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск, 2019 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск, 2020 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск, 2021 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 2018 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1967 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

• Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

• Грани Агни Йоги. 1969 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

• Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

• Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

• Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: «Алгим», 1998.

• Спирина Н.Д. Капли. Стихи. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2019.

Сокращения

ЛСМ. Зов – Листы сада Мории. Зов.

ЛСМ. Озар. – Листы сада Мории. Озарение.

Общ. – Община.

АЙ. – Агни Йога.

Беспр. – Беспредельность.

Иер. – Иерархия.

МО-1 – Мир Огненный. Ч. 1.

МО-2 – Мир Огненный. Ч. 2.

МО-3 – Мир Огненный. Ч. 3.

Бр. – Братство. Ч.1.

Надз. – Братство. Ч.2. Надземное.

НВ. – Напутствие Вождю.

ПМ – Письма Махатм.

ПММ – Письма Мастеров Мудрости.

ЕПБ – Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Т. 1.

ЕИР – Е.И. Рерих.

ЗапЕИР – Е.И. Рерих. Записи Учения Живой Этики.

ПЕИР – Письма Елены Ивановны Рерих.

НКР – Н.К. Рерих.

СНР – С.Н. Рерих.

СНР. ИиЖ – С.Н. Рерих. Искусство и Жизнь.

ЮНР – Ю.Н. Рерих.

ГАЙ – Грани Агни Йоги.

БНА. УС. – Б.Н. Абрамов. Устремлённое сердце. Сборник.


[В квадратных скобках] – примечания составителя.

Дух. Духовность

«…Тождественны основы нравственных учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един. Могут быть подробности бытовые и различие наречий, но основы будут нерушимы. …Мы говорим об основах действительных, а не о мнимых». Надз. 295

«Именно, воскресение духа даст Новую Эпоху. Что же может сравниться с мощью духа? …Каждое творчество, которое будет насыщаться воскресшим духом, может быть залогом великой эпохи. Каждое строительство, которое будет зиждиться на воскресении духа, может быть залогом восхождения. Духовное продвижение начнётся, лишь когда придёт понимание обновления духа. …Лишь обновление духа даёт прочный фундамент для нового строительства. В нём человечество найдёт своё великое назначение и своё место в Космосе. Истинно, воскресение духа будет творчеством Новой Эпохи». МО-3. 186

«Сознание, что дух в зерне своём содержит то качество Света, которое может возжечься в устремлении, истинно может служить вечным двигателем к восхождению. Каждый дух [здесь: человек] должен чуять это единство со Светом, которое огненно живёт в зерне. Как же не устремиться к той силе, которая может пробудить лучшие импульсы в духе!» МО-3. 252

«Напряжение высших энергий духа является одним из самых мощных творческих каналов. Напряжение духа касается самых тонких энергий в недрах Сущего». МО-3. 345

«Знать своё назначение – значит знать, что дух человека есть выражение Высших Сил. Лишь тот, кто знает эти устремления, может понять, как нужно тонко прислушиваться к голосу Высших Сил. Какое чудесное понятие, что человек создан по Образу Божьему! Ведь это и открывает Беспредельность, умножая все силы и устремления. Разве может человек отрицать Беспредельность и Бессмертие, когда перед ним великое сравнение Образа Макрокосма с микрокосмом. Ведь такое напутствие есть мощный зов к совершенствованию духа. Напоминание о Прообразе Божьем должно ввести человека в Новый Путь…» МО-3. 147

«Человек на основе закона Любви и сотрудничества его со всем Сущим может многообразно выявлять себя путём совершенствования всех своих свойств и качеств. (…) Духовная эволюция является главным фактором всего развития… Принцип Духовности лежит в основании всего Сущего. …Духовная, психическая эволюция идёт рука об руку с эволюцией физиологической и физической». ЕИР «Космологические записи»

«…Примените к человеку слово – возжжение духа. Именно, дано человеку возжжение Огня, который пребывает во всех проявлениях творчества. Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжжёт дух, тот не выполнит назначения. Именно, самоусовершенствование прежде всего заключается в сознании проявления духовности. …Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало». МО-2. 447

«…Жизнь и есть путь. И когда осознаётся, что жизнь есть путь приближения к Свету и утверждения Света в себе, то сама жизнь и становится этим путём. …Целесообразность становится ведущим началом. Ценно лишь то, что продвигает, полезно и нужно только способствующее восхождению. Так же познаётся временность и ненужность вещей. Ценности духа приобретают особое значение, ибо их можно удержать, взяв с собою в путь дальний, и донести до конца, пронеся через всю жизнь. Ни нарядов, ни одежды, ни обуви не пронести: износятся и превратятся в хлам, но мужество, но стойкость, но знания, но любовь, но преданность, но способности духовные – можно, и не только пронести, но и приумножить. Сказано: “Не собирайте себе сокровищ на Земле…”, ибо земные сокровища и вещи земные все временны и их с собой в Мир Высший не взять. “Но собирайте сокровища на Небесах”, то есть незримые ценности духа собирайте в себе, в своём высшем “Я”… Всё в духе, и всё решает дух». ГАЙ-1955. 52

«Бог вложил человеку вечность в сердце, – обитель духа нетленна, вечна через все воплощения. И познаёт она свет, ибо и сама является источником света. (…) Внутренний человек хочет только добра и в минуты сердечного сияния он необманно знает, где благо. Из сердечного сияния истекает лишь благо, и свет излучаемый может пресекать все изломы нарощенного невежества. Ибо грех, невежество – братья мрака. Жить в духе – значит сиять и благотворить, и постигать, жить в плоти – значит затемнять и осуждать, и невежествовать и удлинять путь». НКР «Держава Света»

«Утверждает человек сам ту власть, которая царит в его существе. Власть эта будет состоять из главных качеств духа. Люди живут под властью различных потенциалов. Можно отличать явление строительства и разрушения. К строительству притягиваются те, кто живёт под властью красоты. Они создают своим потенциалом господство духа. Они возрождают жизнь красотою. …Говоря о власти разрушения, нужно иметь в виду власть самости, которая противостоит власти красоты. Так нужно понять, насколько человек или ввергается в бездну, или подымается в Беспредельность. Господство духа и сердца есть великий космический закон». МО-3. 28

«Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях [развития человека] она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом. Он познает труд как необходимый способ совершенствования, и сердечная молитва его будет огненно прекрасна». МО-3. 499

«Так снова возвращаемся к качествам, от которых никуда не уйти, ибо качества есть одеяние духа. Думают: проживём и так, без всяких качеств. Но так мыслит тьма и саморазрушается. Сердце, не обладающее качествами, умирает и разлагается. (…) Воспитание, или культура сердца, является неотложнейшей задачей человечества. И сердце забыли, и вверглись в разрушение, ибо сердце – основа всего». ГАЙ-1954. 465

«…Надо проникать в происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: “Припадок корыстолюбия у вас”, или “анемия самомнительности”, или “камни предательства”, или “чесотка сплетен”, или “удар ненависти”. (…) Друзья! Повторяю держите мысли чистыми, это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство». Община. 23

На страницу:
1 из 3