Полная версия
Святые места Забайкалья. Краткая история Забайкалья
Святые места Забайкалья
Краткая история Забайкалья
Сергей Пузырев
© Сергей Пузырев, 2023
ISBN 978-5-0055-5263-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Из официальных источников о покорении Сибири мы знаем, что покорять ее пришлось после того, как в 1555 году сибирский хан Едигер прислал послов в Москву с согласием на вассальное подчинение Сибири Московскому царству. Хан Кучум (Чингизид) напав на Едигера в 1563 году, убив его и его брата Бекбулата, занял город Кашлык (Искер, Сибирь), став владетельным ханом над всеми землями Сибирского ханства. И тем самым аннулировал прежнее соглашение о вхождении Сибири в Московское царство. Есть мнение о том, что боевые действия между «Москвой» и «Сибирью» были спровоцированы тогдашними финансовыми воротилами Строгановыми, грабившими местные племена, поэтому эту тему рассматривать не будем.
Главное сражение в октябре 1582 г. на реке Иртыше у Чувашского мыса произошло в походе казаков атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь, организованного теми же Строгановыми. Это было сражение за овладение столицей Сибирского ханства Кашлык (Искер или Сибирь). Вопрос, кто победил в этом сражении остается открытым, так как победителями считают себя обе стороны, когда сам Ермак оказался убитым, а в плен взяли только раненого царевича Маметкула, когда казаки вынуждены были отходить с большими потерями. А по факту более сильная цивилизация всегда поглощает более слабую и пока хан Кучум, отступая от постоянно прибывающих русских ратей, не сгинул, где-то на просторах своего ханства, Сибирь исследовали ученые специалисты. В большей степени иностранные, когда первые карты сибирских территорий были изданы не в России, а в других странах. Во время исследования Сибири строились временные поселения – остроги.
Рассуждая логически, Забайкалье должно находиться где-то за Байкалом, и вооружившись словарем Ф. А. Брокгауза и И.А.Ефрона видим: «Забайкальская область, – в Восточной Сибири, на восток от озера Байкала. Площадь 617 тыс. кв. км. Поверхность, в общем гориста: Яблоновый (до 2400 м.), Нерчинский, Большой Хинган (до 2000 м.) и др. Хребты пересекают область; на юго-восток, по рекам Онону и Аргуни – степи…
Кроме Байкала, много озер (Гусиное озеро и др.). Много значительных рек: Ангара, Витим, Шилка, Селенга, Онон, Аргун и д.р… История Забайкалья не восходит далее XVII в., когда сюда явились русские; о более отдаленном прошлом края сохранились лишь предания среди инородцев; берега реки Онона считаются родиной Чингисхана.
Население (1905) 1742 тыс., в том числе городских 48,4 тыс. человек; русских 66,8%, бурят 27,2%, тунгус 4,0%, православных 66,3%, ламаистов 25,8%, шаманистов 0,6%, евреев 1,2%, магометан 0,5%. Забайкальская область – центр русского буддизма; в Гусиноозерском дацане (близ г. Селенгинска) живет глава буддистов Восточной Сибири Бандидо – Хамба. Населенных пунктов 791, городов 7; из них самый значительный – областной город Чита (39 тыс. жителей). Русские состоят из казаков, крестьян и ссыльных; большинство бурят и тунгусов – кочевники… 8 округов: Читинский, Акшининский, Нерчинский, Нерчинскозаводский, Верхнеудинский, Баргузинский, Селенгинский и Троицкосавский» [1].
На Территории Забайкалья свободно могут разместиться многие европейские страны, такие как Франция, например. Территории таких стран, как Армения, Грузия и ряд других, могут расположиться на территории Забайкальского края сотнями.
Первое животное, – по мнению местных ученых, – вышедшее на берег из пучин морских во времена глубокой древности, сделало свои первые зафиксированные «шаги» в Забайкалье…
На стратиграфической колонке Забайкалья, синим цветом, отмечены моря.… На колонке видно, что синий цвет исчезает после 165 миллионов лет, то есть последнее море было у нас в юрском периоде и, «пятясь, как рак», ушло на восток, в Тихий океан. Наш край вот уже 165 миллионов лет развивается как страна гор, равнин, рек и озер [2].
Озеро Байкал – уникальный природный объект мирового значения. В нем сосредоточено 20% мировых запасов поверхностных вод высокого качества. Уникален и животный мир Байкала, две трети видов которого являются эндемиками. В настоящее время ставится цель долговременного сохранения и воспроизводство его экосистемы и генофонда, а также прилегающей к озеру водосборной территории, обеспечивающей постоянство состава воды Байкала.
В XVII веке край, расположенный к востоку от Байкала назывался Даурией. Новиков-Даурский, например, считает: «Исторически правильно именовать „Даурией“ всю страну, лежащую на восток от Яблонового хребта, в бассейне верхнего Амура с его основными притоками – Ононом, Ингодой, Шилкой, Аргунью и Зеей» Однако западная граница Даурии здесь определена неточно. Название краю дано по народности дауры (дагуры, дахуры). Даурия – край, где живут дауры.
Уже в 1639 году землепроходец М. Перфильев сообщал о «даурских конных людях» и «даурских пашенных людях». В 1655 году дается царский «наказ» А. Ф. Пашкову на воеводство в Даурской земле. Следовавший с Пашковым протопоп Аввакум писал, что его сослали «В Дауры». На «Чертеже» 1684 года между реками Ингодой, Удой, и Нерчей есть надпись «Даурска», на «Чертеже» 1698 года надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.
Позднее появляется название Даурские остроги. В 1692 году «для освидетельствования разного рода актов» учреждаются новые печати. На даурской печати была надпись: «Печать государева сибирские земли Даурских острогов». Даурскими острогами, которыми управляли Нерчинские воеводы. Это были: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравинский (Яравнинский), Аргунский, Сретенский и Итанцинский. Таким образом, западная часть Даурской земли простиралась до Итанцинского острога, на реке Итанце. С образованием в Сибири губернии Даурские остроги Нерчинского воеводства вошли в состав сначала провинции, а затем Нерчинского уезда.
Территория Забайкалья расположена в глубине Азиатского материка: от морей и океанов она отделена горными хребтами и огромными достигающими нескольких тысяч километров расстояниями.
В Восточной Сибири чрезвычайно велики сезонные колебания температуры. Разница среднемесячных температур между самым жарким и самым холодным месяцами достигает 50?С, значительны и суточные колебания температуры.
Состояние погоды в Восточной Сибири находится под сложным воздействием, так называемого среднеазиатского антициклона. Восточное Забайкалье, кроме того, испытывает влияние восточноазиатского муссона.
Антициклон представляет собой область высокого атмосферного давления. В этой области давление воздуха возрастает от периферии к центру, достигая здесь своего максимума. Вследствие этого воздушные массы оттекают от центра к периферии, образуя вихревые движения, которые можно наблюдать, когда облака на небе вытягиваются в линию и закручены в форме лабиринта. Как правило, в антициклоне господствует ясная сухая погода летом и холодная зимой. Муссонами же называются сезонные ветры, дующие летом с океана на сушу, а зимой – с суши на океан. Именно преобладанием тихоокеанского муссона в Забайкалье и объясняется то, что большая часть осадков выпадает здесь летом.
Сравнительно небольшое количество осадков и некоторые особенности грунта (песчаная почва, быстро всасывающая влагу, гористая местность, вследствие чего выпадающие осадки быстро сбегают в многочисленные ручьи и речушки) обусловливают невысокую влажность воздуха.
«Друзья! Не говорите с таким презрением о Сибири, по крайней мере, со стороны физической, – обращаются к читателям сибирские писатели 18 века, – Сибирь – земля живописная; девственная ее природа до сих пор мало еще обнажалась рукою мудрого испытателя природы, – говорили о Сибири представители Иркутской интеллигенции 18 века. До сих пор восхищался живописными берегами Селенги, с благоговейным ужасом смотрел на высоты Хамар-Дабана, Ныку-Дабана – один только путешественник, силою случая или обязанностей туда завлеченный. Мудрая природа, кажется, с намерением рассыпала здесь чудеса свои, чтоб заменить ими недостаток людскости и душевных бесед».
Пространство между Леною и восточным океаном по справедливости можно назвать Тунгусиею. Если взглянуть на Маньчжурию и полосу земли между Леною и Енисеем, где живут народы тунгусского племени, то надобно признаться, что народ сей давно существует и есть один из главнейших сибирских старожилов; якуты и буряты живут на их местах. Сколько ветвей произошло от тунгусов! Ламуты, коряки, чуванцы, юкагиры, карагасы, дауры, солоны, натки, гиляки – все тунгусского племени.
Образ жизни, кажется, препятствует размножению сего народа.
Некоторые из тунгусов крещены, но большая часть без религии, и кроме шаманства ничего не знает. Однако ж шаман, ни в каком отношении не может быть почтен за жреца; он просто колдун, призыватель духов, и приглашается или во время болезни, когда полагают, что больного мучит дух, или в других важных случаях, где надобно узнать о будущем. У нас напрасно говорят и пишут: такой-то народ имеет шаманскую религию. Теперь нет шаманской религии; да и была ли она когда-нибудь. Некоторые поверья, сохранившиеся между сибирскими инородцами, нельзя еще принять за обломки какой-нибудь древней религии, потому что между ними нет ничего общего; шаманов же имеют ламайские буряты, крещеные якуты и мы православные, только под названием колдуна, ворожеи и проч.
Тунгусы, населяющие Якутскую область, суть:
1) Кангаласские, кочующие по Алдану и впадающей в него речке Тёмтёну; по Амуру, Джее, Шилки, Аргуни. Первые собираются на речку Тёмтёк в ноябре и декабре или в то же время на речку Оюн Чёмпо; последние ясак выносят в крепость Горбицу, недалеко от соединения рек Шилки и Аргуни лежащую.
2) Майские, кочуют по Мае, Маймакану, Бурае, Силимже; по Учуру и Удским покатям собираются на урочище Алачак. Первый сбор бывает в ноябре, второй в марте и апреле, самое же большое собрание бывает в мае месяце на речке Нелькане, впадающей в Маю; сюда приезжают и охотские тунгусы.
3) Учурские, кочуют по Алгаме, впадающей в Учур; по Джее, Уди, сборище их бывает в мае месяце на реке Учуре.
4) Удские кочуют по рекам Уди, Силимже, Бурае, Буракане, Тороне, Амале и Ангуне, собираются в Удьское в апреле, июне и июле.
Кроме сих, есть еще тунгусы верхоянские, вилюйские и другие. Из сего видно, что некоторая часть наших тунгусов кочует в пределах Китайского государства, напр.: по рекам Бурае, Силимже, Джее и проч., потому что реки сии текут в Амур по правую сторону Яблонового или Станового хребта, признанного по обоюдному согласию за границу между двумя великими империями. На Амур привлекает наших тунгусов удобность доставать муку, порох, свинец и водку от дауров хлебопашцев и манжуйских торгашей.
После запрещения, сделанного нашим купцам ездить по тунгусским улусам с товарами, съестными припасами и оленями, большая часть дорогих пушных товаров пошла в Китай. Тунгусы называют сами себя эвенки, якуты называют их тонгус; но сомнительно, чтоб русские заимствовали от них сие наименование; русские узнали тунгусов прежде, нежели имя якута им было известно.
Звериные промыслы, в которых участвует практически все население, начинаются с 1 октября и оканчиваются к 15 ноября; это мнимый срок, потому что ловля зверей продолжается во всю зиму, а белку стреляют даже весною.
На сию отрасль промышленности до сих пор кажется не обращено должного внимания. Дикари губят зверей без пощады, отчего промыслы с каждым годом уменьшаются. Теперь бедному соболю остались только восточные пределы нашего государства. В сибирской истории мы читаем, что вогуличи и остяки платили ясак соболями, но много ли теперь в торговле обских соболей? Сами якуты за медный котел платили соболями, набивши его доверху оными. Кажется, было бы не худо определить законом, чтоб зверя промышляли только в продолжение октября и ноября месяцев, в прочее время отнюдь бы никто не смел его беспокоить… [3]. Таким образом, численность населения Сибири напрямую зависит от количества лесного зверя живущего на этой территории.
Непосредственно с Забайкальем связаны два острога Енисейский (Тунгусский), который был основан как острог в 1619 году, ставший административным и экономическим центром Восточной Сибири. Отсюда шло движение русских землепроходцев на юг и восток. И Якутский (Ленский) острог, который был заложен на правом (восточном) берегу реки Лены в 1632 г. казаками енисейского сотника Петра Бекетова.
Незадолго до этого в 1631 году на берегу реки Ангары был построен Братский острог. Крепость построили казаки под командованием атамана Максима Перфильева. Здесь есть несколько вопросов связанных с систематизацией обследования казаками-первопроходцами территории Сибири, информации о которой нет. Здесь можно увидеть, что определенная функция была возложена на сотника Петра Бекетова, учитывая, что строил и Якутские и Забайкальские остроги. И в то же время отсутствует информация, откуда пришел в Забайкалье сотник Бекетов со своими казаками. Я считаю, что он мог бы прийти и из Якутска, если бы знал дорогу, о которой косвенным образом подтвердил Избрандт Идэс, возвращаясь из Нерчинска, указав, что плотбище на реке Чите находится. О древних торговых путях, скорее всего, знали и местные тунгусы. Как бы то ни было, но огромная территория Сибири своеобразно «закольцована» на Братском остроге, о чем позднее будет видно влияние отсюда и на территорию Аляски.
Здесь просматривается определенная система, в соответствии с которой первопроходцы продвигаются в пределах древнего караванного пути, идя сразу по нескольким волокам. Один, из которых проходит через Арейское плато, и идет в направлении серебряных рудников расположенных на восточных границах Забайкалья, где выросли Александровский завод, Нерчинский завод и Горный Зерентуй. В этом направлении основаны город Доронинск и поселение Улеты, первые упоминания о поселении встречаются в 1788 году, хотя по факту оно основано много раньше в форме зимовья.
Забайкальский край
«Забайкалье! На тысячу верст ты раскинулось с востока на запад, на тысячу верст ты простерлось с юга на север. Только одним орлам доступна высь твоего неба. Только диким оленям знакомы каменистые кручи седовласых гольцов, только перелетные птицы знают всю красоту твоих бесчисленных озер и рек.
Забайкалье! Край степной сотни верст, скачи на коне и не увидишь кустика. Только иногда вдали проплывает сопка, издали похожая на гонимое ветром облако, или в древней лощине вырастут перед тобой могильные плиты бронзового века, или, ударят копыта коня о камни скалы, разбитой грозами и ураганами. Парит степь, пляшут опаловые огни. Молчат птицы. На старых бутонах изнывают от жары орлы – курганники.
Забайкалье! Край таежный. Куда ни взгляни, зеленые гряды гор. Пышно курчавятся сосновые боры, с поднебесной выси хребтов угрюмо смотрят кедровые леса. По северным кручам белеют березовые рощи. По широким долинам мари да болота. Из толстых мхов торчат лиственницы – заморыши, ели да пихты. Между гор по-звериному ревут порожистые речки, по утрам туманятся озера.
Из этой зеленой пучины возвышаются гольцы Сохондо, Алханай, Шаман, Скалистый. Не пройти мимо их зверю, не пролететь птицам. Они дали жизнь Амуру и реке Лене. У этих великанов рождается весна в Забайкалье. Когда наступает апрель, то ранним звонким утром где-нибудь в колке запоет глухарь, на его зов отзовется квохтаньем глухариха, и весь лес наполнится песней. От нее растают снега, и бурные потоки наполнят до краев реки.
Отсюда, с сопки, на десятки километров открывались дали. У самой кромки горизонта еле заметно синела гора Хан-ула (Царь гора). Справа виднелась излучина Онона. От облаков по степи скользили легкие тени» [4].
После красочного вступления Николая Кузакова, знакомство с Забайкальем продолжим, ознакомившись с Читинской области, где к бассейну озера Байкал относится территория к западу от хребта Яблоновый. Это – Красночикойский, Петровск – Забайкальский, Хилокский административные районы, а также небольшая часть Читинского сельского и Улетовского районов. Их общая площадь 59,8 тыс. км? или 16,3% бассейна озера Байкал в пределах Российской Федерации. В природном отношении большая часть рассматриваемой территории представляет собой Хэнтэй-Чикойское нагорье. В Читинской части бассейна Байкала проживает 121,6 тысяч человек (1985 г.). Плотность населения в среднем 2,3 человека на 1 км? (по области 3,1) [5].
В XVII веке Даурией назывался целый край, расположенный к востоку от Байкала. Новиков-Даурский, например, считает: «Исторически правильно именовать „Даурией“ всю страну, лежащую на восток от Яблонового хребта, в бассейне верхнего Амура с его основными притоками – Ононом, Ингодой, Шилкой, Аргунью и Зеей» Однако западная граница Даурии здесь определена неточно. Название краю дано по народности дауры (дагуры, дахуры). Даурия – край, где живут дауры.
Уже в 1639 году землепроходец М. Перфильев сообщал о «даурских конных людях» и «даурских пашенных людях». В 1655 году дается царский «наказ» А. Ф. Пашкову на воеводство в Даурской земле. Следовавший с Пашковым протопоп Аввакум писал, что его сослали «В Дауры». На «Чертеже» 1684 года между реками Ингодой, Удой, и Нерчей есть надпись «Даурска», на «Чертеже» 1698 года надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.
Позднее появляется название Даурские остроги. В 1692 году «для посвидетельствования разного рода актов» учреждаются новые печати. На даурской печати была надпись: «Печать государева сибирские земли Даурских острогов». Даурскими острогами, которыми управляли Нерчинские воеводы. Это были: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравинский (Яравнинский), Аргунский, Сретенский и Итанцинский. Таким образом, западная часть Даурской земли простиралась до Итанцинского острога, на реке Итанце. С образованием в Сибири губернии Даурские остроги Нерчинского воеводства вошли в состав сначала провинции, а затем Нерчинского уезда.
Одна из достопримечательностей Забайкалья – объявленный государственным памятником природы массив Чарские пески, который находится в Чарской котловине, окруженной хребтами Кодар и Удокан.
Чарские пески поражают грандиозностью размеров и барханами и гидролакколитами. Местное название гидролакколитов – булгунях. В переводе местных жителей это слово означает «водяной чирей» или «ледяной волдырь». В словарях же это слово трактуют как курган, бугор, сопка. Массив Чарские пески издавна привлекал внимание ученых своей загадочностью и своеобразием.
Площадь песков примерно 50 кв. км. Пески расположены в осевой части Чарской котловины в междуречье Верхний и Средний Сакукан. Это песчаный массив с цепями настоящих барханов, возвышаясь на 70—75 метров над уровнем реки, представляет экзотическое зрелище на фоне северной природы с ее редкими, часто заболоченными лиственничными лесами, наледями, близким залеганием многолетней мерзлоты.
Длина отдельных барханов измеряется до 300 метров при расстоянии между грядами от 200 до 800 метров. Верблюд, стоящий в районе песков, может довершить экзотическую картину, полного соответствия природного образования с более мощными аналогами [6].
Изучением Чарских песков занимались многие ученые. Мне о Чарской пустыне, окружающих ее ледниках Кодара и древнем до историческом море, покрывающем территорию нынешнего Забайкалья, в частной беседе рассказывал Еникеев, Фарид Исхакович доктор геолого-минералогических наук, много лет, работающий в этом регионе. Говоря о геологах изыскателях, мне удалось «постоять рядом» с одним из открывателей Удоканского месторождения меди Эдуардом Гринталем лауреатом Ленинской премии, главным геологом Удоканской Экспедиции.
Данное исследование проводилось в рамках контрольной работы в одной из эзотерических академий, поэтому будем придерживаться принципа: «Нельзя получить правильной теории, построенной на ложном постулате». Понятие же святости или святого места, о которых пойдет речь дальше, обычно связывается с какой-либо религией. Поэтому не будем смешивать научную философию с религиозными мифами, давая оценки той или иной направленности, не смешивая друг с другом.
Святые места Забайкалья
Забайкалье Уникально не только по своему географическому положению, оно выделяется еще и тем, что на территории Забайкальской области какое-то время одновременно существовали, возможно, две «государственные»1 религии: Шаманизм (ламаизм) и Христианство. Религия евреев, буддистов и других религиозных направлений не обладают статусом «государственной» религии в России и за малочисленностью их последователей в данном случае не учитывается.
Для того чтобы был понятен термин «государственная» религия, необходимо определить отрезок времени, в течении которого территория Забайкальской области имела статус самостоятельного государства, с соответствующими и определяющими этот статус полномочиями. Так представители древнейшего народа исповедавшего религию шаманизма, – тунгусы (эвенки), имели свои определенные родовые территории для каждого отдельного рода и племени управляемые правителями – князьями.
По данным историка Сибири Цыбикова, в 1760г. из проживающих на территории Забайкалья тунгусских родов, подчиненных князю Гантимурову был образован пятисотенный тунгусский полк под начальством Гантимурова, для охраны границы России. В 1764г. так же были сформированы четыре казачьих полка из селенгинских и хоринских бурят под руководством зайсана ашебагатского рода Балдуева (хоринские буряты несли службу по Яблоновому хребту от Мензенского караула до Бальджинского караула [7].
Религия шаманизма-ламаизма закрепилась в Забайкалье, как наследие «Золотой орды» и подчинения Сибири хану Кучуму, а затем и методом «поглощения», и объединения территорий в Сибирь пришло православие.
Каждая народность, исповедующая какую-либо религию, считает, что у нее имеются свои, особо почитаемые, святые места, которые связывают эту народность с местом проживания, религиозными обрядами, определенными и сформированными предшествующими поколениями и другими особенностями, когда «святыми» местами, какой-либо народности обычно являются наиболее почитаемые в народе участки местности или возведенные на этих участках культовые строения, которым поклоняются и которые служат религиозными символами, для представителей, какого-либо вероисповедания.
Шаманизм
Религиозная принадлежность тунгусов – шаманизм (от эвенкийского шаман, саман – возбужденный, иступленный человек), ранняя форма религии. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основные функции шаманских ритуалов – лечение больных [8]. Разные исследователи религиозной принадлежности местных народов, давали свои суждения и отмечали в своих дневниках о служителях культа, описывая их ритуальные действия:
Шаманов мало интересует духовность. Они очень практичны. Хорошо известно, что шаманы обычно производят впечатление людей неуравновешенных, или даже больных. Может быть, именно это и заставляет тебя считать их духовными людьми. Они всегда пытаются объяснить необъяснимое. В ходе бесплодных попыток дать объяснение тому, что нельзя до конца объяснить или при каких обстоятельствах, они зачастую проявляют излишнюю настойчивость и поэтому теряют связность мысли и начинают, говорит глупости… [9].
Жители Иркутска передают свои наблюдения: «Когда мы подъехали к Кяхте, день был прекрасный. Гуляя, увидела я юрту и нашла в ней несколько женщин. Тут было довольно чисто; в стороне, на небольшом возвышении, стояли маленькие деревянные болваны, а перед ними в медных чашечках пшеница и вода. Одна старуха бурятка вынула листок тонкой бумаги с изображением на нем безобразных фигур и говорила мне что-то; но я, не зная нисколько языка ее, ничего не могла понять, кроме слова Бурхан (так они называют своих идолов). Потом старуха взяла колокольчик и начала звонить. Не знаю, была ли старуха шаманка или принадлежала к поколению лам, но мне не случалось видеть этого в других местах» [10].
Шаман, как у тунгусов, так и у якутов и бурят, почитается человеком, имеющим сообщение с дьяволом. Шаманом не всякий может сделаться, но обреченный судьбою на сей великий подвиг, еще с детских лет начинает бесноваться; удаляется в лес, мечется в огонь и в воду, хватается за орудие, чтоб заколоть себя. По сим признакам родственники узнают, что малой будет шаманом. Тогда призывают они старого шамана, с которым ученик сряду по три вечера шаманит; старый знакомит молодого с духами и научает его способу призывать их. Но часто бывает, что ученик другими словами призывает духов и делает иные штуки, нежели учитель, например: ученик, умеет вонзать в себя нож, а учитель этого не делает, и проч.