bannerbanner
Маскотерапия. В поисках лица
Маскотерапия. В поисках лица

Полная версия

Маскотерапия. В поисках лица

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

На четвертом этапе (семейном), осознавая семейный пласт психики, мы не можем в психотерапевтических диалогах обойти темы взаимодействия с кругом родных людей, которые в настоящий момент окружают или могут окружать пациента.

На последнем (индивидуальном) этапе работы над портретом совершенствуются отношения пациента с самим собой, с собственным лицом; осознается уникальная структура личности, выделяющая человека из обезличенной массы людей.

На последнем этапе происходит осознание своей роли в жизни и ее основного смысла.

Психотерапевтический диалог может иметь варианты развития и непредсказуемые изгибы, препятствия и/или остановки, но в его русле не может не быть течения и финала, когда возникает полная картина взаимодействия личности со всеми пластами психики и ее архетипами.

Портретируемый пациент, последовательно проходя по всем этапам портретирования (пластам психики), может системно и детально строить диалоги отдельными мирами, этносами, членами рода, семьи, с самим собой, он может осознавать себя в различных (даже самых необычных) отношениях и понимать свое место среди живой природы и людей в этом мире.

Диалоги и структура личности

Личность состоит из множества субличностей.

Субличности влияют на реакции, состояния, отношения, мысли и проявляются в определенное время и в определенной жизненной ситуации в теле, лице человека.

Субличности представляются постепенно в определенной последовательности и в портретах.

Субличности можно увидеть, услышать, почувствовать и осознать через ассоциации при длительном исследовании лица синхронно с портретированием.

В каждом человеке свой набор субличностей, определяющих личность и ее сценарии жизни.

Субличности можно уподобить граням кристалла или отдельным кусочкам мозаики, личность же – кристалл или мозаика в целом.

Цельная личность всегда больше, чем суммы отдельных ее частей (субличностей), так как субличности формируются во время жизни человека, а личность всегда выходит за рамки личной истории, окунаясь, например, в будущее.

Задача маскотерапии – выявить и осознать субличности и их влияние на жизнь пациента, изменить их конфликтные отношения, нездоровую иерархию, при необходимости дополнить новыми субличностями и организовать их в новые группы.

Множество субличностей определено нашим окружением, воспитанием, образованием и мировой культурой.

Мы вбираем их как воздух и пищу, развиваясь, не осознавая иногда, из чего именно состоит наша душа.

Выявить и определить субличности (составные части души) можно, когда синхронно с развитием портрета и при его наблюдении возникают ассоциации с другими личностями – вымышленными и/или реальными, живущими и ушедшими или предполагаемые в будущем.

Субличности и диалоги, возникающие между ними благодаря воображению или в измененных состояниях сознания, например, во сне, характеризуют внутренний мир личности и определяют его.

Выявить субличности и определить их, изменить или построить диалоги между ними, способствовать договоренности между ними – основа целостности и силы личности.

Только сейчас понимаю, насколько важна книга «Диалоги душ» для меня (опубликованная ранее).

Если посмотреть на диалоги, представленные в этой книге, с точки зрения психологии самопознания, то становится ясно, что они отражают беседы не просто персонажей реальных или вымышленных, а отношения субличностей автора.

Если душа состоит из субличностей, которые всегда ведут между собой диалоги, то от этих диалогов зависит и самоощущение, и отношение к себе, и жизненный путь, и его финал.

Что-то подобное говорил в свое время Гоголь, описывая свое творение «Ревизор», как диалоги своего сознания, диалоги внутренних персонажей, частей его души.

Я не исключаю, что и Платон за тысячи лет до нашего времени в своих «Диалогах» передал отношения и мысли не только или не столько реально существовавших людей, но более всего – внутренние диалоги своей души.

Мой призыв – осознайте свои субличности и научитесь участвовать в их диалогах; возглавьте диалоги ваших субличностей и направьте их в положительное русло – вот основа душевного здоровья, развития и укрепления личности.

Важно здесь упомянуть диалогизм сознания в трудах М.М.Бахтина и диалог с зеркальным двойником у основателя маскотерапии Г.М.Назлояна, речь о котором пойдет дальше.


З. Фрейд перед своим портретом

6. Синхронистичность

Понятие (закон) синхронистичности выходит за пределы причина-следственных связей (его сложно понять человеку, объясняющему все в своей жизни только причинно-следственными связями), но уже более чем полвека изучается современной наукой.4

Начнем изложение темы с примера. Как то я работал в центре Г.М.Назлояна и заметил, что рядом стоящая скульптура пациента в полный рост, согнулась в области колен под девяносто градусов, но не упала.

Именно этот пациент не смог прийти накануне на сеанс маскотерапии по случаю простудного заболевания. В этот же день перезвонил опекун пациента и сообщил, что они прийти не смогут.

Я выровнял скульптуру, но она через час вновь изогнулась. Пришлось укрепил скульптуру более основательно.

Юнг называл процессы и события, совпадающие по смыслу, но не связанные между собой причинно-следственными связями, синхронистичностью.

В практике маскотерапии события со скульптурой и с клиентом, совпадающие по смыслу, но не связанные между собой причинно-следственными связями, иногда наблюдаются.

Второй случай. В мастерской Назлояна было много людей и кто-то зацепил стоящий у стены пластилиновый портрет пациентки. Портрет упал и немного повредился нос. Назлоян попросил меня исправить повреждения на портрете, заметив при этом, что как бы чего не произошло с пациенткой, которая должна быть только вечером.

Вечером пришел муж этой пациентки и сообщил, что у нее был психогенный припадок несколько часов тому назад и что она не придет.

Следующий случай. Я пришел к Назлояну с целью помочь ему отлить с гипса несколько готовых портретов. Он показал мне еще один старый портрет из гипса, который почему-то лопнул в области шеи и попросил его починить.

Я занялся делом и, вдруг, Назлоян заходит с телефоном в руке и спрашивает, догадываюсь ли я кто звонит? Звонила пациентка, чей портрет я ремонтировал. Она не звонила несколько лет, но именно в этот момент ей захотелось узнать как у Назлояна дела и как поживает ее портрет?

Следует подчеркнуть, что синхронистичность К.Г.Юнг противопоставляет фундаментальному физическому принципу причинности и описывает синхронистичность, как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла.

В выше приведенных случаях, возможно, мы имеем примеры именно такого творческого принципа, упорядочивающего события на основании их смыслов.

Синхронистичность, как творческий принцип смыслового поля, вводит нас в особые отношения с миром во время создания и жизни портрета.

Важно еще раз подчеркнуть, что в этих отношениях нет причинно-следственных связей. Никто и ничто ни на кого и ни на что не влияет.

Творится портрет и он имеет разнообразные смысловые связи с лицом и личностью портретируемого. В этих смысловых связях ключевую роль играет наблюдатель, способный понимать смыслы. Не только портрет и портретируемый, но и их наблюдатели составляют систему смысловых взаимоотношений.

В процессе сотворения портрета возникают и объединяются смысловые единицы, создавая уникального двойника, зацепленного синхронистичными связями со своим прототипом.

Смысловые связи синхронистичности не ограничиваются пространством и временем, но выходят за их пределы.

Тело человека живет в рамках пространств и времени, но не его душа, воспринимающая смысловые поля, выходит за любые пределы физического мира.5


Дополнение

Двойник (портрет) имеет право и возможность на свою жизнь.

И согласно теории многомирия Эверетта, двойник может жить в своем мире, где у него есть свое время и пространство. И только синхронистичность, смысловая созависимость связывает двойников с прототипами.

В итоге – чем больше подобия, тем больше смысловых совпадений, спутанностей линий судьбы, созависимостей и привязанностей.

Портрет-двойник способен не только пережить свой прототип, но жить бесконечно долго и это делает двойников подобными в смысловом поле.

Портрет, словно двойник, отправленный во временной бесконечный космос, а синхронистичность, связывая его с прототипом, словно вневременная телефония, насыщает обоих смыслами вечности, увековечивая жизнь смертную.

Прототип в реальной жизни обогащается смыслами, выходящими за пределы жизни его тела, передавая в вечность свое реальное лицо и душу, стоящую за ним.

Портрет привносит в жизнь портретируемого смыслы вечности, смыслы того будущего, которое ему предстоит прожить.

Насыщенность жизни настоящей смыслами будущего происходит согласно закону синхронистичных связей, и его сложно понять человеку, объясняющему все в своей жизни только причинно-следственными связями.

Что-то похожее происходит иногда и с родителем, когда он переживает будущую жизнь своих детей, которая ему потенциально недоступна, так как произойдет она уже после его смерти.

Закон синхронистичности связывает портретируемого и с его предками, или с теми людьми, которые ассоциативно присутствуют в портрете и могут являться структурными элементами (субличностями) души пациента.

Для свободы развития личности важно научиться замечать и понимать смысловые совпадения своей жизни с жизнями других людей, в противном случае бывает невозможно объяснить многие поступки и события.

Отразив, запечатлев, слепив «других в себе» в портрете, через осознание и диалоги с этими «другими», мы получаем значительную свободу от них и особую точку зрения на себя, как награду за труды.


Автопортрет талантливого пациента

7. Жизнь без лиц

Способность видеть определенные вещи может быть безвозвратно утрачена в раннем детстве.

В сфере восприятия лица ряд особенностей – не все люди могут одинаково хорошо различать их.

Более того, около 2-х % людей вовсе не могут это делать, а до 10% – могут различать лица только частично.

Способность распознавать лица формируется с детства и может угасать к старости.

Что же касается восприятия психологического лица, то предполагается, что такая уникальная способность может развиваться только у избранных при специальном обучении или талантливых от природы людей.

Возможно ими являются именно те специалисты, кто умеет писать пси-портреты или те одаренные от природы люди, кто наделен талантом воспринимать (чувствовать, видеть, слышать) неискренность пси-масок.

Судя по всему, если в разных языках есть такое понятие как потерять лицо или его приобрести, то по всей вероятности психологическое лицо – вещь не постоянная, а является сущностью мерцающей.

Более того, пси-лицо неизбежно связано с человеческим существованием и с его деятельностью в мире людей.

При этом важно заметить, что мир людей не всегда исчезает при одиночестве.

Здесь мы не будем развивать тему одиночества, а только заметим, что одиночество может быть патологическим и приводить к душевным расстройствам, что неминуемо искажает и точность восприятия своего лица.

В понятиях «потерять лицо» и «скрыть лицо» мы легко улавливаем разные смыслы.

Если лицо потеряно, то что остаётся?

Маски и только они?

Если же лицо скрыто, то оно где-то все же есть под масками?

Подобно лицу физиологическому, психологическое лицо неминуемо связано с тем нашим Я, которое мы отождествляем с нашей истинной сущностью.

Но если пси-маски скрывают частично или полностью наше пси-лицо, то и в физ-лице в этот же момент появляются маски, скрывающие частично или полностью наше истинное лицо.

Устоявшиеся понятия «приобрести или потерять лицо» связаны с нравственным законом.

Это первое.

Пси-портрет и пси-маска связаны с характером, чувствами и социальным поведением.

Это второе.

Логично будет и вновь вводимое нами понятие пси-лица определять подобно им.

При этом важно заметить, что портрет и маска всегда только – упрощенная версия лица.

Если мы научились создавать физические портреты и видеть маски, что иногда очень подобны физ-лицу, то нам осталось увидеть и пси-лицо.

В Японии потерять лицо равносильно смерти, и в синтоизме самоубийство поощряется в варианте харакири, или сэппуку.

Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно, в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.

Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому! Гласил кодекс чести русского офицера.

Кодекс был составлен в 1804 году и, по всей видимости, он об этом же, где честь относится к пси-лицу.

За честь – хоть голову снесть, гласил кодекс купца.

Что значило купеческое слово в больших и малых сделках, как не проявление пси-лица?

Пси-лицо – синоним чести!

Потеря чести равносильна потере лица!

Потрея лица – равносильна смерти.

Потерявший пси-лицо видит ли адекватно своё лицо физическое?

Можем ли мы восстановить лицо с помощью маскотерапии?

Если честь превыше страха смерти, то Пушкин идёт на дуэль и погибает, что говорит о его пси-лице, которое он не хотел терять.

Если пси-лицо в определенных культурах – дороже жизни тела, то иметь лицо – должно быть равносильно жизни.

Честность – первая глава в книге мудрости (Томас Джефферсон).

Нет наследия ценнее, чем честь (Уильям Шекспир).

Я люблю имя чести больше, чем боюсь смерти (Юлий Цезарь).

Лучше потерпеть неудачу с честью, чем добиться успеха обманом (Софокл).

Честь не должна быть выиграна, она должна не быть потеряна (Артур Шопенгауэр).

Честное разногласие часто является хорошим признаком прогресса (Махатма Ганди).

Возможность без чести не имеет смысла (Цицерон).

Фундаментальная честность – основной принцип бизнеса (Харви. С. Файерстоун).

Наша жизнь создана смертью других, которые не могут не отразиться в лице.

Настоящим является именно тот портрет, который отражает истинное (честное, искреннее) лицо.

Это может быть верным, как для лица физического, так и для пси-лица.

Вероятно, что пси-лицо возникает во времени из поступков и нравственного закона.

Маскотерапия познаёт пси-маски и подводит нас к открытию пси-лица.

Психологическое лицо не является последней инстанции, то есть первой, от которой всё в личности и идёт.

Предполагается, что под психологическим лицом есть ещё что-то, что отражается в нем.

Психологическое лицо, по аналогии с лицом физиологическим, является только поверхностью того, что стоит за ним.

7.1. Познать себя в лице

Основная ошибка в познании себя в лице заключается в том, что исследуются маски, в то время, когда истинное Я личности (если оно конечно существует где-то) скрывается в тени и остается непознанным.

Существуют авторы (Брюс Худ), которые утверждают, что Я личности и вовсе не существует.6

При всей моей любви к людям, со временем все больше убеждаюсь, что психология личности и лица может быть полезна не для всех, так как личность и лицо – не у каждого.

Психологическое лицо и лицо личности – два очень близких понятия, которые могут быть иногда отождествлены с понятием «Я личности».

У индивидуальности своего психологического лица может и не быть, как не бывает в некоторых сообществах организованности, лидера и выраженного смысла существования.

Лицо личности (ядро души) появляется с раннего возраста и развивается у всех по разному, отражая своеобразие и неповторимость личности на этапах взросления.

Признаки Лица личности возникают постепенно, как в определенном возрасте появляются вторичные половые признаки.

Лицо личности может и не появиться, или, появившись, не развиваться.

И с отсутствием лица личности (ядра души) нужно смириться.

Ядро души можно потерять, что отражено в словах «потерять лицо», и вновь не приобрести.

В маскотерапии мы делаем попытку выявить, развить и закрепить такое ядро.

В самых сложных случаях – сформировать ядро личности, возродить или вернуть лицо человеку.

Но самое интересное в том, что потребность в таком лице, потребность в ядре личности у некоторых индивидуальностей может и отсутствовать.

7.2. Лицо и темпоральный невроз

Психолог – всегда писатель.

Психолог-писатель не должен судить, но понимать, принимать, сочувствовать и соучаствовать.

Психолог-писатель не просто что-то сочиняет, а создает новые смыслы, переформатирует время и пространство.

Понимание измерений времени (прошлого, настоящего, будущего и безвременья) – шанс на трансформацию и изменение отношений ко всему, изменение присутствия мира в нас.

Взглянуть на лицо со стороны вечности с пониманием его сути – одна из точек, дающая шанс понимания.

Через понимание возможно сочувствие, соучастие, сопричастность, взаимодействие и влияние.

Соучастие меняет событие, так как увеличивает количество его участников.

Не просто отстраненное знание о прошедшем, настоящем или будущем лица, но и построение определенных отношений с их участниками, естественное и вероятное изменение событий.

Диалог с другими лицами, субличностями (между ними), искренний и зафиксированный в словах – один из существенных инструментов присутствия и взаимовлияния в любом временном измерении.

Разрыв диалогов личности с одним из измерений времени ведет к темпоральному неврозу.

7.3. Лицо болезни

Лицо болезни напоминает лицо войны, состоящее из обломков мира.

Психопатология имеет свои лица.


Автопортрет пациента до терапии (на дальнем плане) и после


Деменция – приобретённое слабоумие – ведет к разрушению ядра личности, Я личности, психологического лица.

Сосудистые деменции или атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика) в крайних формах проявляются в тотальном слабоумии, что влечет грубые нарушения в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности).

Лицо синдрома Дауна ни с чем не перепутаешь.

Алкогольный синдром плода (АСП) – физиологические и умственные аномалии в развитии, вызванные алкоголизмом беременной женщины – специфические особенности строения лица и черепа (короткая и узкая глазная щель, широкая плоская переносица, сглаженный губной желобок, тонкая верхняя губа, микроцефалия и др.).

Выше упомянутые особенности, в том числе и наследственные, проявляющиеся на лице, вынуждают нас говорить в этом случае не столько о лице личности, сколько о лице болезни.

У каждой болезни или синдрома есть свои признаки, отражающиеся на биологическом или психологическом лице, что и составляет лицо болезни.

Но лицо может быть и у душевного расстройства, например, у идиотии, паранойи или депрессии.

В патологическом лице субличность может доминировать над ядром личности или центр личности и вовсе отсутствует, что можно наблюдать в расстройстве множественной Личности.

Лицо болезни может играть роль маски и скрывать истинное лицо, или уничтожать и подменять его.

Лица отражают психические состояния, чувства и эмоции в норме или патологии.

Лицо личности, как мы уже определили ранее, может проявиться только в рамках нравственной нормы и в окружении других личностей.

В болезни лицо личности может исчезать.

7.4. Лицо и маска

Искренность даже в болезни может явить лицо.

А маска – не только социальная роль, но и фальшь в рамках этой роли или вне её, всегда лицо закрывает.

Лицо скрывается психологическими масками разного порядка.

Фальшь – это первый и всем заметный уровень псимасок, потом идёт социальная роль (Персона), потом – архетип, Эрос или Танатос в том числе.

Лицо Личности всегда находится где-то глубже.

Свою маску, в том числе и болезненную, лицо может одеть добровольно, а архетип, захвативший личность, воле не подвластен.

Архетип есть живая субличность, с которой нужно вести диалог.

Архетип может нести в себе разрушение лица личности, например, как это делает Танатос.

Личность всегда ведёт диалог с масками в рамках ритуалов, когда предполагается, что маска – хранилище чьей-то души и лица, что не исключает болезненные переживания.

Маски, будучи индивидуальными, как и многие субличности, например, Матери и Отца, одновременно являются и коллективными, так как имеют коллективные архетипические образы, например, образ Бога-Отца.

Болезнь может проявиться на любом уровне души, скрывая или разрушая лицо.

Мировые маски связывают лица с другими мирами времён и пространств, где могут быть иные нормы нравственности и иные определения отклонений в сторону расстройств здоровья.

Иерархия масок и лиц, их интерпретация в жизненной ситуации в значительной степени является особым умением и духовной практикой, где лица болезни важно отличать от лица личности, как мы отличаем сломанное дерево от целого.7

7.5. Амблиопия

В процессе маскотерапии мы иногда наблюдаем полную неспособность пациента видеть объёмно свое лицо (тело), тем более, лепить эти объёмы.

Наблюдения показали, что животные, выращенные в среде, где отсутствовали прямые линии, в конце концов оказывались неспособны смотреть прямо.

Исследования проблем депривации (лишения) в раннем возрасте продемонстрировали ее влияние на всю последующую жизнь.

Если в раннем возрасте исключить опыт восприятия каких-либо аспектов ощущений, эффект этого останется на всю жизнь. Например, дети, выросшие с неполноценным зрительным опытом, приобретают устойчивую потерю зрительного восприятия, известную как амблиопия.

Амблиопия – это проблема не глаз, а тех областей мозга, которые формируют визуальный образ.

Им не поможет ношение очков.

Страдающие амблиопией (около 1—1,5% в общей популяции) не могут полноценно воспринимать фильмы в 3D – у них отсутствует стереовидение, требующее, чтобы в раннем детстве адекватная информация поступала в мозг от обоих глаз.

Неполноценный зрительный опыт может наступить в результате:

– значительного различия преломляющей способности глаз;

– депривации одного глаза, вызванной врождёнными аномалиями;

– косоглазия;

– истерии;

– нарушения цветоощущения, сужения полей зрения, светобоязни и т. д.;

– нечёткой фокусировке объектов одним или обоими глазами.

Неполноценный зрительный опыт в детстве приводит не только к проблеме восприятия 3D развлечений (игры, тематические парки и аттракционы, кинотеатры и музеи), но и к проблеме объемного восприятия вообще.

Мир воспринимается плоским.

Внутренние образы и представления о мире для них, вероятно, плоские в том числе!

При создании автопортретов из пластилина в маскотерапии, когда человек сидит перед зеркалом, восприятие своего лица плоским делает перспективу создания объемного изображения нереальной.

Такие люди не лепят формы объемными, например, глаза, а рисуют на пластилине их изображение.

Графическое автопортретирование в этом случае, возможно, более эффективно, так как плоскостное восприятие более привычно.

Можно утверждать, что «плоская жизнь» в зрелом возрасте наступает в результате депривации целого ряда аспектов ощущений в детстве.

В результате, самореализация в зрелом возрасте в значительной степени зависит от способности компенсировать недостающую информацию об окружающем мире и о мире скрытом, невыраженном.

8. Десять видов масок

На первый взгляд маски могут быть только двух видов: физические и психологические.

Если с физическими масками все достаточно ясно, например театральные маски, обрядовые, посмертные и др., то с психологическими – такой ясности до сих пор не существует.

Маски – не только яркий предмет обыденной жизни, но и объект научного внимания.

В психологии К. Г. Юнг описал архетип Персоны (Маски), представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращенные к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими.

На страницу:
4 из 6