bannerbanner
Маскотерапия. В поисках лица
Маскотерапия. В поисках лица

Полная версия

Маскотерапия. В поисках лица

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 6

Маскотерапия

В поисках лица


Сергей Антонович Кравченко

© Сергей Антонович Кравченко, 2022


ISBN 978-5-4485-6911-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящается основателю маскотерапии Г. М. Назлояну


Г.М.Назлоян (1947—2016 гг.). Москва, 2015 год.

О книге

Портрет нам открывает зрение,

Приостанавливая время,

Берёт за душу и подводит

К зеркалу преображения.

Но горе тем заблудшим,

Кто восхищен чужим лицом,

Невольники слепого подражания,

И только страстная любовь

Спасает их от перевоплощения.


Из дневника маскотерапевта

Вы держите в руках исправленное и значительно дополненное издание книги о психотерапевтическом методе маскотерапии.

Метод маскотерапии сконцентрирован на центральной части личности, на лице человека, на лице биологическом и психологическом одновременно.

Лицо человека неисчерпаемо по своей природе, как и его основа – душа, отражающаяся в теле во всей своей сложности и объединяющая в себе все измерения времени жизни своей и не только.

Если у души есть форма, то она неизбежно должна быть похожа на лицо, и чаще всего, с множеством разнообразных масок, которые люди получили еще на заре истории из рук, что не распознали.

С тех пор человек использует маски и не всегда осознанно, и не всегда во благо себе и другим, зачастую не зная и не понимая их природу и значимость.

Пришло время осознать всю глубину лиц и силу масок, что их скрывают, защищают, сохраняют, украшают, имитируют, выражают, подстраивают, расслабляют, развлекают, готовят к инициации, подчеркивают качества, пробуждают силы, возвышают и утверждают статус, подстраивают и совершенствуют, напоминают, объединяют, рекламируют, умножают и увековечивают, имитируют и заменяют, упрощают, подменяют и ограничивают, наказывают, уничтожают, разрушают и в таком измененном, а порой и в неузнаваемом виде представляют миру, людям и самому обладателю лица.

Пришло время осознать разнообразие индивидуальных наборов масок у каждого человека и стоящих за ними субличностей, научиться жить с ними в гармонии, использовать их потенциал для развития отношений с другими людьми, укрепления здоровья и процветания.


Книга обобщает опыт, накопленный в работе с сотнями клиентов частной психологической практики и пациентами различных клиник и центров, с которыми автору приходилось сотрудничать.

Накоплен значительный опыт и в обучении методу маскотерапии специалистов различного профиля (психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов и др.), а в главе «Обучение» представлены образовательные программы по маскотерапии.

Хорошим дополнением к содержанию книги является и глава «Просвещение» с текстами некоторых интервью о маскотерапии, что публиковали различные СМИ.

Книга создавалась не одно десятилетие.

Первые записи к книге были сделаны в 1998 году, когда автор только стажировался у основателя маскотерапии Г.М.Назлояна.

С тех пор прошло более 24 лет.

За это время появились новые знания, отклики и опыт, конкретизировались некоторые понятия, умножились точки зрения и прояснились взгляды на метод маскотерапии.

Несмотря на то, что маскотерапия восхищает результатами и эффективностью, это не мешает ей развиваться и становиться более совершенной, например, с помощью использования результатов исследований личности в различных состояниях сознания и измерениях времени (прошлом, настоящем, будущем, безвременьи и вечности).

Эффекты же маскотерапии, думаю, будут удивлять людей столько же, сколько люди способны будут творить и создавать портреты и/или автопортреты в стиле постепенного созидания от простых и примитивных форм к сложным и совершенным, осознавая при этом свои ассоциации, мысли и события, что разворачиваются синхронно с портретом/автопортретом.


С.А.Кравченко.

Сентябрь 2022 г.


Обращение

Автопортрет нас собирает,

И делает лицо организующим

Началом мироздания.

Уважаемый читатель, треть жизни я применяю метод маскотерапии в психологической практике.


Автор книги С. А. Кравченко, 2020 г.


Познакомился же я с методом Г. М. Назлояна еще в начале 90-х годов прошлого века, а чуть позже познакомился и с ним лично, прошел обучение и стажировку в Центре маскотерапии, в Москве.

И какой бы пациент ни встретился потом на моем профессиональном пути, у меня не возникало уже чувства неуверенности, когда в кабинет входила искалеченная или просто страждущая душа.

Я брал пластилин или карандаш и бумагу и предлагал моему пациенту создать, сотворить его портрет или автопортрет.

Такое начало невольно организует пространство терапевтической беседы, снимая множество преград.

Создавая портрет человека, мы ставим в центр мироздания личности не просто его лицо, но стоящую за ним душу со множеством невольно всплывающих субличностей, психологических масок.

Если же вести психотерапевтическую беседу без портрета, то собеседники могут соскальзывать на другие темы, где отсутствует пациент, главный герой диалога.

Вокруг возникающего из пустоты портрета, вокруг развивающегося образа личности организуется неповторимая атмосфера, которую сложно с чем-либо сравнить, кроме как с самым доверительным разговором вокруг главного, личного, интимного и возвышенного, духовного и в своем пределе – святого.

Основатель метода маскотерапии Г.М.Назлоян в свое время рассказывал такую историю.

В роли лечащего врача (психиатра) он вошел к пациенту в палату и увидел, что больной спрятался под одеяло.

Было известно, что пациент уже много лет скрывается таким образом от своих терапевтов, и выманить его оттуда для беседы всеми испробованными способами было невозможно.

Гагик Микаелович Назлоян сел у постели больного и начал лепить его предполагаемое лицо, комментируя свою работу и размышляя вслух.

Терапевт творил по наитию, сопровождая свою работу вопросами без ответов.


Портрет пациента в руках терапевта


Он делал и предположения, каким является лицо человека, что сидит под одеялом.

Через пять-десять минут стало заметно, что за терапевтом и его работой скульптора-портретиста наблюдает из-под укрытия пациент.

А через полчаса длительно прятавшийся от всех человек уже сидел на краю кровати и, свесив ноги, дружественно беседовал с терапевтом-скульптором о достоинствах и недостатках портрета.

Данный рассказ ярко свидетельствует нам о том, что портрет по непонятным на первый взгляд причинам может быть настолько привлекательным для человека, что он может изменить свои привычки и/или преодолеть страхи и пойти на диалог с другим человеком, невольно соглашаясь на терапию.

Подобная история была и в моей практике.

Даже в состоянии серьезного душевного расстройства интерес человека к самому себе, к тому, кого он не знает до конца, но хотел бы узнать поближе, сохраняется: портрет-двойник может быть подсказкой для познания и понимания портретируемого, для преодоления расстройства души, для решения конфликтов с миром, с людьми и с самим собой.


***


Когда мы наблюдаем изображение человеческого лица, которому десятки, сотни или тысячи лет, мы автоматически присоединяемся к состоянию его и невольно переносимся в то время, когда портрет создавался.

Происходит смещение во времени и мы окунаемся в прошлое, которое благодаря лицу личности в портрете становится настоящим.

Важно подчеркнуть основную мысль, которая здесь разворачивается.

Мысль в том, что портрет способен – подчеркиваю: только портрет способен – преодолеть время и соединить самое отдаленное прошлое с настоящим.

Настоящий портрет (чаще всего завершенный) способен и на большее – он может открыть глаза на перспективу человека в жизни и придать организующий смысл существованию.

Портрет терапевтический делает время относительным, устраняет время как препятствие, как основную характеристику ушедшей жизни, как основную часть уходящей жизни, как что-то такое, перед чем все преклоняются.

Портрет не просто преодолевает время, он приподнимается над временем, выходит за его пределы; для портрета время почти не существует.

Мысли о преодолении времени текут невольно, когда мы наблюдаем творящийся на сеансе маскотерапии образ вечной души.

Портрет будет жить завтра, через месяц, через год, через десять лет, через сто, а может быть и через тысячу, тысячи, десятки тысяч лет.

Создавая портрет пациента, мы отстраняем время и приближаем образ личности к переживанию вечности и ее ценностей, к переживанию бессмертия.

Даже если мы не будем касаться подобных философских тем у портрета, пациент все равно почувствует приближение вечности, выйдет за пределы настоящего и увидит отраженную в своем лице суть бессмертной души.


***


Мои ученики всегда спрашивают: а можно ли стать маскотерапевтом, если не являешься художником, если не умеешь рисовать или лепить?

При этом вопрошающие изначально убеждены, что они совершенно не способны создавать скульптуру, живопись или рисунок человека.

И теперь – очень важные слова!

Если вы и дальше будете продолжать думать, что не умеете лепить или рисовать, то вы действительно не сможете научиться или ваше обучение будет сопряжено с большими трудностями по преодолению ложной установки.

Обучение, по убеждению Платона, есть ничто иное, как воспоминание того, о чем душа знала и на время забыла.

В процессе обучения самое важное – просто вспомнить и поверить, что вы можете лепить и рисовать.

Как об этом помнят дети, которые бывают в моем кабинете.

Если любому ребенку становится доступен пластилин или краски, он сразу начинает творить, никогда даже не сомневаясь в своих способностях к творчеству.

Как только очнется ваша память, как только она вспыхнет в вашей душе, в это же мгновение вы станете художником, рисовальщиком, живописцем и скульптором.

А использовать скульптуру или рисунок в терапевтических целях при создании портрета или автопортрета вам поможет эта книга и обучение маскотерапии.

Другими словами, вера в то, что вы художник, изначально определит и уровень вашего вхождения в арт-терапевтическую практику.

Если вы пока не чувствуете, что вы художник, то пробудите это чувство.

Пока оно спит и не проснулось, не занимайтесь арт-терапией, тем более маскотерапией до его пробуждения.

Опыт показывает, что совершенно неподготовленный в художественном плане человек способен за несколько недель превратиться в первоклассного скульптора и портретиста, который может талантливо слепить свой автопортрет.

В моей практике сотни людей создали свои автопортреты и подавляющее большинство из них при первой встрече говорили, что они не художники, не умеют лепить или рисовать человека и никогда даже не пробовали (!) это делать.


***


Берите смело кусок пластилина или глины в руки.

Обязательно садитесь перед зеркалом, наблюдайте внимательно свое отражение и творите образ и подобие свое.

Не слушайте никого из тех, кто будет вам внушать, что вы не художник или не скульптор, что у вас ничего не получится.

В процессе работы над портретов глубина вашей души всегда отзовется сокровенным, тихим и истинным «Я», которое подскажет вам, как создать своего настоящего двойника.

В зеркале постепенно вы увидите все, что вам надо создать.

В зеркальном двойнике через две недели ежедневных часовых усилий вы сможете увидеть гораздо больше, чем ожидали.

Ведите дневник ваших мыслей, ассоциаций и синхронных с портретом событий, фотографируйте развивающийся портрет каждый раз, как только заметите в нем что-то новое и интересное.

Никакая другая работа по самопознанию не сравнится с автопортретом.

Особенно важно внимательно отслеживать свои ассоциации, которые будут возникать у вас во время создания автопортрета.

Ассоциации отражают черты масок-субличностей, скрывающих истинное психологическое лицо личности и составляющие структуру души.

Ассоциации с другими лицами и событиями, возникающие синхронно с портретом, подсказывают нам, что в глубине души в настоящий момент является важным, что в первую очередь нам надо увидеть в себе и осознать, переосмыслить, прочувствовать, сделать предметом диалога с самим собой или с терапевтом ради гармоничной и счастливой жизни.

Еще более продуктивной ваша работа будет, если вы синхронно с портретом сможете записывать ваши чувства, ассоциации, мысли и события, меняющие вашу жизнь, что очень не просто.

На первый взгляд они иногда кажутся совершенно отвлеченными от портрета. Но, уверяю вас, нет отвлеченных мыслей и ассоциаций, если вы держите в руках портрет/автопортрет.

Все, что происходит вокруг портрета/автопортрета – есть проявление вашего истинного «Я», вашей самости.


***


Сложно определить, что является первопричиной и влияет в первую очередь: портрет – на окружающую нас жизнь или окружающая действительность и люди в ней – на портрет.

Можно прийти к компромиссу, утверждая, что портрет и его окружение непосредственно связаны между собой и развиваются синхронно.

И ключевым понятием здесь является диалог внутренний.

Диалог внутренний у портрета нам поможет продвинуться в глубину душевной природы.

Г. М. Назлоян ставил диалог в центр маскотерапии, подчеркивая, что отсутствие внутреннего диалога характеризует человека с душевным расстройством.

Отсутствие внутреннего диалога предполагает отсутствие полноценного диалога внешнего с миром и людьми.

Если же мы развиваем внутренний диалог благодаря портрету и зеркальному двойнику, отражая поток сознания в дневнике, то подобный диалог будет совершенствоваться и с окружающей нас действительностью.

Отрабатывая фигуры высшего пилотажа во внутреннем диалоге, мы можем перенести эти образцы виртуозного владения внутренней речью на внешнюю действительность, преодолевая конфликты и развивая жизненную ситуацию.

Не просто молчаливый портрет в тотальной тишине, но и диалог, что происходит вокруг портрета, – важные элементы арт-терапевтического процесса под названием маскотерапия.

Подводя итог моего обращения к вам, уважаемый читатель, я хочу предостеречь от механистического подхода к данному методу.

Не ждите, что портрет сам чудесным образом и непроизвольно изменит душу к лучшему, хотя бывает иногда и такое.

Портрет/автопортрет более напоминает универсальный инструмент, которым умелые руки мастера могут преобразить действительность души и реальность окружающего мира к лучшему.

Портрет/автопортрет переживает чаще всего автора и натуру, он преодолевает время и увековечивает душу.

Искусством портрета мы не просто реализуем арт-терапию, мы прикасаемся к тонкой ткани бессмертия.

Мудрец сказал: каждый поступок художника отзывается эхом в вечности.

А я дополню: каждый портрет преобразует душу и приближает к совершенству.

Создавайте портреты/автопортреты – творите себя и окружающую нас действительность.

В созидании себя и окружающего нас мира высший смысл жизни, смысл наших отношений с людьми и со своей душой.

Удачи вам!


Маски и маскотерапия

Человек с первых мгновений жизни, двигаясь по пути развития, всегда чувствует в глубине души свою самость и невольно стремится к своему психологическому лицу.

Психологическое лицо – уникальное я личности, смысл и цель жизни, итог существования и результат его, оправдание на Суде.

Вначале жизни движение к своему я несознательно, но со временем оно все более и более осознается.

Путь к психологическому лицу всегда пролегает по лесу масок физических, биологических, психологических и др. (смотрите главу «Десять видов масок»).

Пройдя сквозь множество масок, пережив множество ролей и испытав свои способности быть другим, человек мечтает познать себя.

Но жизнь в масках и в окружении масок несет в себе опасность потеряться для самого себя, стать чужеродной сущностью, увязнуть в конфликтах масок-субличностей и даже преждевременно умереть с чужеродной маской на лице, так и не познав своего настоящего психологического лица.

Еще на заре своей цивилизации человечество изобрело портрет, который всегда играл вспомогательную, терапевтическую роль в познании и утверждении человеком самого себя.

В маскотерапии пришло время очистить портретный метод, который использовался не всегда осознанно и назвать его.


Четыре вида отношений человека с масками


Каждый здравомыслящий человек понимает, что настоящее лицо человека, его самость где-то там, за масками.

Пристальное изучение природы масок, их видов и функций позволяет нам совершенствовать и метод – маскотерапию.

Маскотерапия, в свою очередь, подобно микроскопу или телескопу, помогает нам изучать маски более подробно, открывая новые, которые невозможно было бы заметить невооруженному сознанию.

Взгляните вокруг и вы увидите множество разнообразных масок во всех сферах деятельности.

И человек в своей жизни вынужден строить с масками сложную и уникальную систему отношений, стремясь быть принятым в социуме.

Можно выделить четыре вида отношений человека с масками.

На рисунке мы видим четыре схемы, иллюстрирующие эти виды.

Первая схема показывает привычное, упрощенное и всем понятное отношение человека с маской физической и/или психологической – человек пользуется маской, закрывая (украшая, защищая, меняя или с другой целью) лицо.

На второй схеме мы видим, что масок всегда больше, чем одна.

К основной схеме прибавляется и упрощенная структура личности – сознание (с.) и бессознательное (б.с.), где присутствуют психологические маски (персоны) – социальные роли.

Мы получаем уже более сложную схему отношений.

В мире существует множество масок и человек научается их использовать физически и психологически.

Психологические маски, как субличности, находятся и в бессознательной части души, непроизвольно всплывая и проявляясь.

На третьей схеме изображена структура личности, которой сложно найти аналог в физическом мире.

Но если представить, что человек с рождения носит маски, сменяя их в зависимости от социальной роли, и никогда не открывает своего лица и не знает своего лица, то схема становится понятной.

Таких людей можно назвать «человек без лица».

«Люди без лица» никогда не выходят из своих социальных ролей.

Даже в одиночестве «человек без лица» продолжает носить маску. Субличности сознания и бессознательного (маски) сменяют друг друга, ни на минуту не оставляя психологическое лицо обнаженным.

«Человек без лица» не знает своего психологического лица или не имеет его.

На четвертой схеме мы видим человека с открытым, обнаженным, незащищенным психологическим лицом и не имеет опыта ношения психологических масок.

Такой человек всегда с обнаженной душой и никогда не прячется за социальной ролью.

Аутизм более всего подходит к такому описанию.


***

Здесь мы и подходим непосредственно к методу маскотерапии – искусству отыскивать психологические маски (субличности) и лица, развивать, исправлять, исцелять и творить отношения между масками (субличностями), порождая, творя, открывая психологическое лицо личности.

Маски, которые нас интересуют в первую очередь, – конечно же, психологические.

Но выявить маски психологические в полной мере невозможно без понимания полного спектра существующих масок физических, биологических и иных, которые возникли в истории человечества и продолжают возникать в наше время, например маски аватарные и киборговые.

Смыслы и функции масок, физических, биологических, двойниковых, киборговых, аватарных и других помогают нам в полной мере понять всю сложность психологических масок.

Во всех видах масок могут присутствовать и в разной степени нездоровые маски, что выделяет их в отдельную категорию масок – маски болезни.

Дополнительно можно выделить маску смерти, маски-сущности и маски-роботы.

Таким образом, в общем числе мы получаем десять видов масок:

– Физические;

– Биологические;

– Киборговые;

– Двойниковые;

– Аватарные;

– Маски болезни;

– Маска смерти;

– Маски-сущности;

– Маски-роботы;

– Психологические.

Маски и маскотерапия – тесно связанные понятия.

Маскотерапия развивает и лечит не с помощью масок, а сами маски, отношения с ними и теми субличностями, что за ними стоят, формируя структуру личности и определяя ее внутреннее содержание и состояние.

Маскотерапия выявляет не только маски (субличности), но и внутренний диалог между ними, создает условия для его развития или возникновения, возрождения, если он остановлен и/или отсутствует.

Ключевые слова маскотерапии – выявление или сотворение!

Выявить неосознаваемые маски (субличности) и/или сотворить необходимые для здоровья в душе человека отношения и субличности – одна из задач маскотерапии.

Человек тысячи лет пользуется масками и они не всегда были и есть осознаваемые человеком.

Если маска возникает как проявление подсознательной субличности, то ее распознание всегда связано с осознанием скрытой в глубинах души сущности.

Маскотерапия использует портрет или автопортрет, как основной инструмент для работы.

Автопортрет психотерапевтический – всегда развивается, как плавная последовательность постепенно осознаваемых масок, которые отражают субличности в структуре души.

Психотерапевтический портрет завершается, когда структура души познана и достигнуто гармоничное единство субличностей в царстве целостной личности.

Портрет всегда содержит, помимо образа натуры, образ творца, то есть его автопортрет, что делает автопортрет наилучшим инструментом самопознания и самопомощи.

Личность творца присутствует в портрете натуры, что очень важно знать, если портрет пациента создает только маскотерапевт, а пациент к нему не притрагивается.

Образ маскотерапевта зачастую становится одной из ключевых субличностей пациента, и потому творцу портрета важно быть цельной и гармоничной, здоровой и благотворно влияющей субличностью во множестве других сущностей в структуре личности пациента.

Мудро сказано: учись у счастливого, лечись у здорового!


Почему же маскотерапия?

Иногда меня спрашивают: почему метод называется маскотерапией?

В этом вопросе есть много подсмыслов, и один из них подтолкнул меня назвать новый этап развития маскотерапии в одной из моих книг «Лицо личности».

Но метод «Лицо личности» – это уже развитие маскотерапии.

Что же касается основ маскотерапии, то название «Маскотерапия» в последние десятилетия прижилось по нескольким причинам.

Одна из них – простота и запоминаемость слова, которое пусть и не отражает, на первый взгляд, суть метода, но распространилось и укрепилось среди специалистов и пациентов.

Подобное происходит и с некоторыми масками, которую человек носит всю жизнь, скрывая свое истинное лицо, а иногда и не зная его или не имея вовсе.

Если же присмотреться к методу маскотерапии поближе, то возникает впечатление, что иного названия у маскотерапии и быть-то не может.

Что имеется в виду?

При создании портрета (автопортрета), который является основой маскотерапии, сходство с натурой на первых этапах часто отсутствует, но во всей красе возникают другие «неслучайные» образы, маски.

Почему они неслучайны?

Потому что при повторном создании портрета (автопортрета), но только в более крупном размере, «неслучайные» образы, как ни странно, возникают вновь и вновь.


«Неслучайные» образы проявляются как при портретировании, так и при автопортретировании

На страницу:
1 из 6