bannerbanner
Капканы и империи
Капканы и империи

Полная версия

Капканы и империи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 10

Горцы начинают искать другой источник пополнения запасов – море. Царская армия во главе с генералом Вельяминовым принимает решение: «Нужно возбранить подвоз жизненных потребностей со стороны Чёрного моря. Истребление полей их в продолжение пяти лет кряду даст возможность обезоружить их и тем облегчить все дальнейшие действия».

Другой генерал, Венюков М.И., оставил мемуары: «Горские аулы были выжигаемы целыми сотнями, едва лишь сходил снег, но прежде, чем деревья одевалися зеленью (в феврале и марте); посевы вытравлялись конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляемо к берегам Чёрного моря и далее, в Турцию. Сколько раз приходилось в опустевших при нашем приближении хижинах заставать на столе тёплую кашу с воткнутою в неё ложкою, починявшуюся одежду с невыдернутою иголкою, какие-нибудь детские игрушки в том виде как они были разложены на полу, около ребёнка».

Земли, освобождённые от коренного населения, по предложению генерала Милютина, принято заселить следующим образом: «Пространство это также заселится казаками азовскими, черноморскими и донскими: первые из них составят исключительно приморское население, которого главным назначением будет мореходство; черноморцы и донцы займут внутренность края, который будет для Черномории чрезвычайным приобретением, в особенности по изобилию леса; когда займётся казаками всё пространство до самого Адагума, тогда можно будет снова передвинуть передовую линию ещё вперёд и таким образом стеснить постепенно непокорных горцев и с востока и с запада».

Н.И. Евдокимов писал Александру II следующее: «В настоящем 1864 году совершился факт, почти не имевший примера в истории, огромное черкесское население, обладающее некогда большим богатством, вооружённое и способное к военному ремеслу, занимавшее обширный Закубанский край от верховьев Кубани до Анапы и южный склон Кавказского хребта от Суджукской бухты до реки Бзыба, владея самыми неприступными местностями в крае, вдруг исчезает с этой земли…». Злодей был награждён орденом Георгия II степени, получил звание генерала от инфантерии, а также стал хозяином двух имений: под Анапой в 7 000 десятин, и под Железноводском в 7 800 десятин.

Но русское культурное общество, петербургская интеллигенция не разделяли восторга императора Александра II. Они были против варварских методов ведения войны, неоправданной и не нужной жестокости к черкесам, которые со времён Ивана Грозного и Петра I были преданы Российской империи.

Князь, поверьте мне, черкесы сопротивлялись как могли, они всеми силами старались остаться и покидали Родину только тогда, когда уже не могли противостоять мощному военному натиску. Те, кто чудом избежал ужасов погрома, спасались в лесах и в труднодоступных высокогорьях. Позже они возвращались на свои пепелища и пытались восстановить быт, отстроиться заново. Но для их уничтожения снова формировались карательные отряды, которые должны были повторно изгнать возвращенцев – доставить к кораблю для выдворения в Турцию.

В наши дни идут жестокие гонения на мусульман. Писатель Староставский А.В. писал: «Сколько дел, совсем не вяжущихся с христианской моралью, совершалось под её прикрытием в исторической жизни народов, от времён отдаленнейших до событий нам современных», «Насильственное поглощение мелких политических организмов, или частей их; вековые жестокие гонения обездоленных племён, наречий и верований; наконец, открытое, без зазрения совести, провозглашение политики «крови и железа» – всё, от чего в частной деятельности содрогнулся бы человек самой обыкновенной, умеренной морали представлялось вполне дозволенным, даже почётным и славным, когда оно решало судьбу не одной, не двух личностей, а тысяч и миллионов людей, когда совершалось во имя государственного блага, политической необходимости», имея в виду покорение и истребление коренного населения Африки, Америки, Австралии и Кавказа. Кавказ – это море, плодородные земли и природные красоты, схожие с красотами Швейцарии, Франции, Италии, но на Евразийском континенте, притягивал взоры империй, которые соседствовали с ним. Не одна, так другая империя обязательно покусится на неё. Англичане, французы, испанцы проплывали через океаны, чтобы завоевать себе новые территории».

Для покорения Кавказа не надо переплывать океан. Прошу Вас, князь, умоляю, начните процесс соединения с Российской империей! Я читал воспоминания участников войны. Простые солдаты, офицеры страдали от того ужаса, что они видят и творят, но только царские генералы никак не унимались. Ведь генералы ждали земли адыгов в награду от царя. Чтобы обозлить царя, генералы писали о «тысячах головорезов», которые на них нападали и проявляли жестокость, не поддающуюся описанию, а они якобы только защищались. Главное, чтобы Вы увидели корень проблемы: большая часть князей, в основном, преследует свои личные интересы, между ними нет союза и согласия, что крайне пагубно сказывается на черкесском народе. Слова македонского царя Филиппа «Разделяй и властвуй» актуальны всегда.

Рассказывая о Русско-Кавказской войне Кургоко Атажукину, невольно вспомнил слова журналиста Доренко32: «Мы твёрдо знаем, что в нашей стране есть регионы, несущие смерть в русские города. Мы твёрдо знаем, что Россия условно контролирует этот смертоносный регион. Я за территориальную целостность России. Я хочу, чтобы это было понятно абсолютно точно. Я не хочу отсоединять Северный Кавказ. Да и поздно, ребята. Кавказцы в Москве и Питере, они в Астрахани и Волгограде. Всюду. Поздно дёргаться. Но я не вижу, почему Северный Кавказ несёт смерть, а мы не даём адекватного ответа. Мы отдали власть местным, но это не работает. Рано или поздно русским придётся вернуться на Кавказ, только не в виде жалкого тряпки-Хлопонина33, который ходит со своей улыбочкой. Над Хлопониным смеётся весь Кавказ без исключения. Кавказцам нужен реальный русский генерал-губернатор и серьёзная при этом военная работа. Полнó снарядов и авиабомб, склады переполнены… Мне рассказывал об этом генерал Казанцев. Думаю, это смог бы подтвердить генерал Шаманов. Нам не пора ли возвращаться?» Одно радует – поддержки эти слова Доренко не нашли, «лайками» он не поддержан.

– Жизнь Вашего правнука Измаил-бея – пример того, что можно и нужно дружить с Россией, – не унимался я. – И нет ничего постыдного в том, чтобы заключить союз с великой страной, у которой есть чему научиться. Я хотел бы ещё рассказать об истории трёх народов, живущих на Кавказе, в разное время просивших русского царя о союзе через объединение с Россией. Первый – грузины, государство в Ваше время называется Картли-Кахетия со столицей в городе Мцхета, а в наше время – Грузия. Они, находясь в той же ситуации, что и Черкесия, представляя интерес для Османской, Персидской (Иранской) и Русской империй, попросят императора Павла I в 1801 году присоединения к Российской империи. Вскоре после подписания Георгиевского трактата появится Грузинская губерния в составе Российской империи. Из России в Грузию построят дорогу, которая существует и в наши дни – военно-грузинская дорога.

Сказав о военно-грузинской дороге, вспомнил, как в мае 2019 года я ездил в Грузию в составе экскурсионной группы с братом Тимуром как раз по ней. Успел побывать в солнечной Грузии, пообщаться с гостеприимными людьми, отведать их невероятно вкусную пищу до того, как шаловливые и смрадные «американские ручки» снова учинили пожар в едва налаживающихся российско-грузинских отношениях в июне 2019 года. Вспомнил нашего очаровательного гида, которую из-за синей пряди волос Тимур назвал Мальвиной. Она, узнав, что мы кабардинцы, рассказала интересную легенду из грузинской летописи. Случилось это в XII веке, во времена царицы Тамары, эпоху которой называют «золотым веком грузинской истории». В те времена древнюю Грузию одолевали то ли османы, то ли персы (я запамятовал). И обратилась царица Тамара с призывом к своим соседям помочь её народу противостоять вражескому нашествию. И отозвались на эту просьбу о помощи 400 кабардинских всадников. Они первыми встретили нежданных «гостей» на грузинской земле и дали им отпор. Никто из 400 черкесов не выжил. Нападавшие, встретив такое ожесточённое сопротивление, не решились идти вглубь грузинских территорий, развернулись и ушли. В память о 400 черкесах в Грузии был установлен памятник черкесскому воину, и царица Тамара повелела грузинам перейти на черкесскую форму одежды. Сказать, что мы с Тимуром были удивлены, это не то слово! Но, чтобы не отходить от темы, я не стал утомлять Кургоко этой историей…

– Грузинам легче, так как они христиане, – сказал князь.

– Да, грузины – православные, им проще, как-никак религия – основополагающий фактор, но есть два других народа, маленьких, мусульманских, которые сделают то же самое: в 1827 году они обратятся к русскому царю Николаю I с предложением о добровольном присоединении и тем самым спасутся.

– Кто это? – удивлённо спросил Кургоко.

– Это карачаевцы и балкарцы.

– Я помню, как ты говорил «Кабардино-Балкария», «Карачаево-Черкесия», но не хотел перебивать. Не понял о чём идёт речь.

Чтобы ответить на его вопрос, мне пришлось обратиться к статье Унежева К.Х. – доктора философских наук, кандидата исторических наук, профессора КБГУ, который исследовал многое, в том числе происхождение балкарцев и карачаевцев.

– Один учёный адыг, Унежев Кашиф, пишет, что карачаевцы и балкарцы происходят от кипчаков, известных как половцы или куманы (команы), обосновавшихся в Крыму с середины XI века. Это один народ, у которого общий язык, традиции, обряды. Основная масса предков карачаевцев и балкарцев вышла из Крыма и переселилась на черкесские земли. Но в историю Кавказа эти выходцы вошли под разными названиями: карачаевцы и балкарцы. В семье одного из крымских ханов в 1639 году произошли раздоры между детьми двух его жён, и дети второй жены должны были покинуть Крым. К ним присоединилось более 60 семей, и они покинули родную землю. По одним сведениям первоначально они поселились в местности под названием Инал-Куба, а по другим – вблизи Сухума. На этих местах они долго не задержались и впоследствии поселились на р. Архаз (Архыз). Затем дальше на северо-восток в район Байтал-Чапкан, потом – в Боргустан34, а оттуда – в Баксанское ущелье, принадлежавшее кабардинцам, где образовали поселение с названием Эль-Джурт. Здесь они прожили около 40 лет. Вождь племени Карча, богатырь из Турции, давал строгое указание: не рубить деревья вблизи рек, чтобы не привлекать к себе внимание кабардинцев. Но кабардинцы вытеснили часть поселенцев в верховье Кубани, где кочевники и основали населённые пункты Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук и др.

Остальная часть расселилась по ущельям Кабарды – Черек, Чегем в бассейне реки Малка (Балка, Балъкъ). Переселенцы обосновались в местности под названием «Балкары» на землях кабардинских князей Каншао-мурза и его племянника Абшита Взрекова. Они и стали тем народом, который называется на русском – балкарцами, а на кабардинском «кушха», «къущхьэ». Русский вариант названия берёт свои корни от аланского варианта – топонима «Балка». В наши дни мы эту реку называем по-русски «Малка», а по-кабардински «Балъкъ». Балкарцы – горцы, живущие на вершине гор – это русский перевод названия «къущхьэ», где «къурш» – гора, а «щхьэ-ищхьэ» – вершина. Балкарцев ещё называют по другому: «балъкъгъэр», где «балъкъ» – в корне название реки Малка (Балъкъ) и «гъэр» – пленник на Малке, данник. Кабардинцы разрешили балкарцам обосноваться на их территории, в труднодоступных вершинах гор, и за это брали с них дань. Всё было взаимовыгодно: балкарцы получили гористую землю, но они были свободны от притеснений, а кабардинцы получали дань, правда, не деньгами, а продукцией натурального хозяйства. Так как балкарцы Черекского ущелья были наиболее многочисленными и играли значительную роль в общественно-политической и культурной жизни этноса, этноним «балкарец» позже и перешёл на всех жителей этих ущелий.

По поводу карачаевцев, это те же выходцы из Южного Крыма, из тех же мест, где есть река под названием Чёрная речка, которую местные называют «Карасу» или «Кара-Чай». «Карасу» – новое татарское название, а «Кара-чай» – старое кипчакское. Все жители в бассейне реки Кара-Чай называли себя карачаевцами. Они переселились на черкесские земли. Оказавшись в новых местах и основывая новые поселения, карачаевцы в память о покинутой родине стали давать им старые топонимы, а новую землю назвали, как и на родине, «Кара-Чай», что теперь пишется без дефиса «Карачай». К 1828 году численность карачаевцев достигла 8 000 человек.

Таким образом, потомки половцев, монгол, и крымских ханов обосновались на черкесской земле. Балкарцы называются по топонимам бассейна реки, что они заняли в Кабарде. А карачаевцы принесли своё новое название из прежних крымских поселений в бассейне Кара-Чай, – закончил я свой пересказ.

– Удивительная история. Надо же, как названия рек переходят в названия народов. Не ожидал, – сказал он и погладил бороду.

– Так какова их роль в грядущей Русско-Кавказской войне? Сейчас здесь проживает всего-то несколько горско-татарских общин… Когда они успели?

– Не роль… Я хотел сказать о том, как они избежали уничтожения своего малочисленного народа. В январе 1827 года они отправили своих представителей в город Ставрополь, где в то время находился главнокомандующий царскими войсками на Северном Кавказе генерал Эммануэль Г.А. Он и принял от депутации присягу. Но депутация высказала некоторые пожелания.

– И какие?

– Не выселять их с земель и не подселять к ним никого, чтобы они и дальше могли жить по своим законам, вершить суд по законам шариата, а также не призывать мужчин в рекрутский набор, то есть в войска. Россия согласилась. При этом позволила им носить оружие и даже освободила от уплаты податей (налогов).

– Каким образом?

– Стороны договорились. В мае 1827 царь Николай I официально подтвердил подданство балкарцев и карачаевцев. И на днях эти народы отметили 193-летие своего присоединения к России.

– Даже если бы не было всего того, что случилось с 1763 до 1801 года, с момента присоединения к России Картли-Кахетии (Грузия) в 1801 и карачаевцев и балкарцев в 1827 году, нашли бы повод начать войну с черкесами, потому что у Российской империи нет общих границ ни с Картли-Кахетией (Грузией), ни с карачаевцами и балкарцами, живущими в высокогорьях Черкесии!

О преимуществах союза с Россией и способах избежания участия в войне говорит и рост численности их населения – карачаевцев и балкарцев, живущих в Черкесии. Тут я обратился к принтскину из Википедии:

– В 2010 году в Адыгее на площади 7 792 квадратных километра живет 439 996 человек, где:

русские – 270 714 человек или 61,53 %

адыгейцы – 107 048 человек или 24,33 %

черкесы – 2 651 человек или 0,6 %

кабардинцы – 519 человек или 0,12 %

Теперь возьмём население Карачаево–Черкесии, где на площади 14 277 квадратных километров в 2010 году живут:

карачаевцы – 194 324 человека или 41,0 %

русские – 150 025 человек или 31,6 %

черкесы – 56 466 человек или 11,9 %

абазины – 36 919 человек или 7,8 %

ногайцы – 15 654 человека или 3,3 %

Теперь Кабардино-Балкария, чья площадь составляет 12 500 квадратных километров и состав населения по данным 2010 года следующий:

кабардинцы – 490 453 человека или 57,3 %

русские – 193 133 человека или 22,55 %

балкарцы – 108 577 человек или 12,63 %

черкесы человек – 2 475 человек или 0,29 %

карачаевцы – 1 028 человек или 0,12 %

адыгейцы человек – 524 человека или 0,06 %

ногайцы – 289 человек или 0,03 %

Получается, что до Русско-Кавказской войны адыгов (черкесов) в 12 народностях было до 5 миллионов, а сейчас 697 344 человек!

Услышав эти цифры, Кургоко Атажукин отвернулся совершенно подавленный. Он встал у окна, двумя руками взялся за оконные выступы и долго молчал. Эти минуты мне показались вечностью, а ему, наверняка, адом. Я видел вздувшиеся вены его рук, упиравшихся в боковины с такой силой, что казалось проломят выступ.

– Этот день… Это худший день в моей жизни! Не этого я ожидал… Мои потомки противостоят друг другу. Князья только о своей власти и думают. А народ, мой народ… – голос дрогнул, и он снова замолчал.

Через некоторое время князь поднял правую руку, развернул ладонь, и, посмотрев на пальцы, сказал:

– Черкесы! Мы как пальцы одной руки – когда мы едины, тогда – непобедимы. Эти руки выращивают хлеб, держат в узде скакуна и, когда требуется, не роняют кинжал и шашку. Но пройдёт буквально немного времени, и от адыгского народа останется лишь горстка людей на родине! Я не знаю, я не понимаю, как моё сердце ещё не разорвалось от боли, как я ещё не лишился ума от услышанного и увиденного. Пройдёт полтора столетия, а народ будет таким малочисленным?! Народ, который крепок, как вековой дуб с сильными корнями и желудями на каждой ветке, станет одуванчиком на ветру?! Его пушинки разбросает по свету! Смотрю я на тебя, вроде парень ладный, статный. Повадкой – черкес. Но это только внешне. Языком не ахти, словно на хромой кобыле ковыляешь, ремёслами не владеешь. Да что там, ремёсла: не воин ты! Это я не к тому, что шашки в руках не держал и не владеешь им. Мужчина – тот, в ком держится стержень, ибо на его плечах не только ответственность за свою семью, но и за род, а раз за род, значит – за народ. Нет, не чувствую я в тебе корня! Если у тебя нет корня, то не для жизни ты.... А в жизни смысл – достойно предстать перед Всевышним и не растерять накопленное веками предками и передаваемое от отца к сыну. Но самое страшное – я уверен, что ты не один, ставший одуванчиком дуб. За сердце твоё доброе, сынок, благодарствуй! Я тебя никогда не забуду. А мольбы твои услышаны: все мои помыслы и усилия, все мои молитвы будут теперь направлены на единение с русским царём!

– Простите меня, князь! Я Вам обещаю: постараюсь стать достойным моих предков потомком! Феликс Наков открыл школу, где разработал методику обучения, но это не только владение черкесской шашкой, это и традиции рыцарства, кодекс кавказского воспитания с высокими понятиями о чести, долге, уважении к личности и общечеловеческих ценностях. Буду там совершенствоваться. Обещаю подтянуть и знание адыгского языка.

Я не стал рассказывать об идеях Феликса Накова создать туристический комплекс или городок, где были бы представлены жилища черкесов, национальная кухня, кисло-молочные продукты, получившие распространение в России именно из Кавказа.

– Теперь скажи мне, вместо Черкесии у вас Кабардино-Балкарское княжество, Карачаево-Черкесское княжество и княжество Адыгея? Я правильно тебя понял?

– Не совсем… Княжество – когда власть переходит от отца к сыну. У нас всё не так. Теперь «князя» величают президентом, а президента каждые пять лет выбирает народ.

– Надо же! – расхохотался Атажукин. – И как этот народ живёт? Мир да лад?

– Вроде бы дружно, но бывает и так, что коса на камень находит.

– Неужели?! – усмехнулся князь.

– Да я и сам не пойму, почему иногда складываются странные взаимоотношения, и не знаю, как правильно их объяснить. Вот представьте, живут народы на одной земле, много народов. Например, в Кабарде – кабардинцы, русские и балкарцы. Было в нашей истории время, когда балкарский народ, целиком состоявший тогда из женщин, стариков и детей, выселили из Кабардино-Балкарии по вердикту властей. Мужчины были на той Великой Отечественной войне, защищая страну. Беда была страшная. Много людей погибло. Отправили их семьи в степи Казахстана и Киргизии. Время было такое… Спустя четырнадцать лет им было позволено вернуться. Кабардинцы подставили плечо, помогали чем только могли. Делили хлеб, воду – всё, что есть.

Вспомнил лекцию историка, балкарца по происхождению, Асхата Мустафаевича Зумакулова35. Лектор рассказывал, что никогда не забудет, как кабардинцы встречали вагоны с переселенцами из Средней Азии. С его слов, железнодорожный вокзал в Нальчике был оцеплен военными, на перроне были накрыты столы, образующие один длинный. И там было полно вкусных блюд кабардинской кухни, именно тех блюд, с которыми черкесы встречают самых дорогих гостей. Лектор расчувствовался, и в голосе мужчины «зазвучали» слёзы. Асхат Мустафаевич твердил, что никогда не забудет ни этот день, ни то, как кабардинцы встречали его народ. Как, несмотря на проблемы с продуктами они смогли так хлебосольно приветить депортированных балкарцев. Это была своего рода спецоперация – накрыть стол и уйти незамеченными войсками. Много добрых слов говорил историк. Лекция шла 45 минут.

Я не стал рассказывать князю Атажукину о претензиях балкарцев на черкесские земли, о том, как балкарские национальные организации в 90-е годы XX века объявили о создании Республики Балкария и выходе из КБР. Естественно следующим шагом кабардинцев стало объявление о создании Кабардинской Республики (как и было прежде). Встал вопрос о земле, черкесской земле, на которую теперь стали посягать и когда-то нашедшие здесь приют балкарцы. Для разрешения этого вопроса Комиссией Верховного Совета КБР с участием представителей Конгресса кабардинского народа и Национального Совета балкарского народа была проведена работа по изучению и обобщению архивных и исторических документов, хранившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Владикавказе и Тбилиси. Изучение исторических данных доказало, что к середине XIX века балкарцы, которых в тот период называли горскими татарами, жили разрозненными и небольшими группами на территориях, близко расположенных к вершинам ущелий, и не имели единой и целостной этнической территории. Исследование карт землепользования 1863 года периода правления Александра II позволило сделать выводы о том, что балкарцы численностью около 8 тыс. человек проживали существенно выше пос. Кашхатау и г. Тырнауз, а левобережье реки Баксан с горой Эльбрус входило в историческую и всемирно известную Кабарду. Именно на той территории и было предложено балкарцам строить свою новую республику. Только благодаря этим доказательствам лидеры Национального Совета балкарского народа отказались от реализации плана по созданию республики Балкария.

Хорошо быть журналистом. Всегда находишься в гуще информации. С интересом я прочитал стенограмму выступления в 1991 году на съезде народов КБР Мальбахова Тимборы Кубатиевича – главы Кабардино-Балкарской республики (1956 – 1985 годы): «Нас ограбили. Горланя песню о дружбе народов, разворовывали наши деньги. Отобрали наши земли. Не восстанавливают районы, которые были раньше, и границы, существовавшие в 1944 или в 1922 г. Нас зажимают по всем азимутам: и в экономике, и в культуре, и в кадрах, и т. д. Не правда всё это, товарищи. Всё это – чистейшая ложь». (Аплодисменты.) Зная о том, что балкарцы не привезут с собой никакой земли, никакого скота, никакого запаса питания и тем более – жилья, мы начинали дело с восстановления жилья и организации питания. Мы выделили балкарцам по 2 тыс. гектаров земли в Терском и Прохладненском районах. Кабардинские и русские колхозы и совхозы вспахали эти земли, засеяли их и сказали: «Приезжайте их убирать и разделите урожай сами так, как считаете нужным». (Аплодисменты.) Через два года мы добавили ещё 4 тысячи гектаров. Мы видели, в каком положении находятся эти люди, видели, сколько времени может потребовать восстановление хозяйства, и поэтому из кабардинских и русских колхозов и совхозов выделили 7 тыс. голов скота живым весом и по самым дешёвым закупочным ценам передали их балкарскому народу. Кроме этого, мы передали (преимущественно бесплатно) 1,5 тыс. лошадей. А кроме 7 тыс. голов скота, о которых я говорил, было передано около 2 тыс. коров и нетелей, более 30 тыс. овец. Были выделены немалые суммы для благоустройства балкарских населённых пунктов. Ни одной копейки из этих денег кабардинцы и русские не съели. Все эти деньги, и не 68 млн., как на днях было написано в наших газетах и было сказано на сессии Верховного Совета республики и на съезде балкарского народа, а в 3 раза больше были израсходованы на подъём балкарского хозяйства. Добром надо нам вспоминать наших предков, которые и в XVIII и в XIX веках делились по-братски землёй с балкарцами. И не надо теперь вспоминать эти времена, во всяком случае, предъявлять счёт потомкам балкарского народа, получившим тогда от наших предков такой подарок. Хочу сказать балкарским товарищам следующее. Точно так же, как вот сейчас выступавшие передо мной товарищи искажали, извращали, к сожалению, историю, уж больно по-мальчишески, я сказал бы, подходили к этим вопросам – также извращали историю и балкарские товарищи. Ведь не проживало 60 тыс. балкарцев на территории Кабардино-Балкарии! По переписи 1939 года балкарцев было 39 тыс. человек; 36 тыс. человек было погружено в эшелоны и вывезено отсюда. Вернулось 39 тыс. человек из Киргизии и Казахстана. Не было призвано в армию 16 тыс. молодых балкарцев. Не могло быть такого! Было призвано 5,5 тыс. человек. Некоторые товарищи говорят: вот нас подставляли, вот кабардинское руководство выселяло балкарцев и т. д. Не выселяли кабардинцы балкарцев. Наоборот, кабардинское руководство было выселено вместе с балкарцами. Вы знаете, что через 3 месяца после выселения балкарцев отсюда изгнали и тов. Кумехова, и тов. Ахохова и многих других руководителей. Не выселяли кабардинцы ни калмыков, ни чеченцев, ни ингушей. Выселяли их в Москве. Выселяли их Сталин и его соратники. Выселяли бесчеловечно, необоснованно. Кстати, вместе с балкарцами с такими же обвинениями из Кабарды было выселено 5 тыс. кабардинцев. (Председательствующий по просьбе делегатов предоставил тов. Мальбахову ещё 2 минуты). Вывод таков: не получится балкарская государственность – а получится полубалкарская республика; не получится даже республика – получится полубалкарская полуреспублика. Поэтому давайте, товарищи, серьёзнее подойдём к этому делу. Немного переступим и через кабардинское, и через русское самолюбие и не будем его поджигать».

На страницу:
9 из 10