bannerbanner
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.

Полная версия

Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 17

В рамках общей проблемы планирования разрабатывались балансовые методы и математические модели экономического роста. Одним из первых достижений советской экономико-математической школы стала модель сбалансированного экономического роста, разработанная Г.А. Фельдманом{116} [читать подробно]. Модель Фельдмана для долгосрочного планирования была отвергнута; партия и правительство взяли курс на ускоренную индустриализацию и, в конечном счете, – на «производство ради производства». В 1931 г. Госплан подвергся основательной «чистке», Фельдман и ряд других сотрудников были уволены, некоторые репрессированы.

Одним из наиболее острых вопросов переходного периода был вопрос о направлениях развития крестьянского хозяйства. Сформировалась научная школа, представители которой утверждали, что крестьянство имеет трудовую природу и не стремятся к такой капиталистической цели, как максимизация прибыли. Лидер этой школы А.В. Чаянов обосновал концепцию семейно-трудового крестьянского хозяйства, разработал теорию крестьянской кооперации и выдвинул ряд предложений по организации сельскохозяйственной отрасли.

С 1925 г. был взят курс на сворачивание НЭПа, а к концу 20-х гг. были прекращены все теоретические экономические дискуссии. Возобладала идея коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации и, следовательно, концепция плана-директивы{117}. (О состоянии экономической науки в 30–50-е гг. и судьбе ученых-экономистов мы пишем далее.)

В 1927 г. на XV съезде ВКП(б) были утверждены директивы по составлению Первого пятилетнего плана на 1929–1933 гг. – страна готовилась к форсированной индустриализации. С самого ее начала остро встала проблема нехватки инженерно-технических кадров в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. О том, как решалась эта проблема в 30-е гг. и как это повлияло на систему образования, речь пойдет в следующей главе.

2.6. Культурно-просветительская деятельность

В 20-е гг. формировалась «официальная культура», основанная на государственной марксистско-классовой идеологии и коммунистическом воспитании. В 1927 г. на XV съезде ВКП(б) было заявлено о начале «культурной революции»{118}.

Энциклопедии определяют культурную революцию в СССР как комплекс мероприятий, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества (см., например, [12, т.16]). В современной историографии преобладает традиция относить культурную революцию лишь к периоду 1928–1931 гг. и трактовать ее как часть социально-экономических преобразований (индустриализации, коллективизации и др.). Эти представления оспариваются многими российскими и зарубежными историками, утверждающими, что революционные преобразования культурной жизни страны, имевшие долгосрочное воздействие на образование, науку и особенно просвещение, были сделаны большевистским правительством еще в первые годы советской власти. С такой точки зрения проанализируем некоторые действия советской власти в этот период.

20 января (2 февраля) 1918 г. был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он не только устанавливал светский характер государственной власти и провозглашал свободу совести и вероисповедания, но и означал смену государственной идеологии (православной в Российской империи – на коммунистическую в Советской России). Эта смена происходила в форме борьбы с религией, проходившей с большей или меньшей интенсивностью все время существования советского государства.

Другим принципиально новым (революционным) направлением политики советской власти впервые в истории было создание государственной системы просвещения (просветительская деятельность в дореволюционной России была делом личным или общественным).

Важнейшим фактором культурной революции в Советской России была борьба с неграмотностью. Коренное отличие от аналогичной деятельности в Российской империи состояло в масштабах и интенсивности работы (особенно в 30-е гг.), что привело к качественным социокультурным изменениям в стране. В частности, если согласно переписи 1920 г. умели читать 41,7 % населения в возрасте от восьми лет, то по переписи 1939 г. грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла 87,4%. Качественными были изменения в разрыве грамотности городского и сельского населения, а также мужчин и женщин.

Революционный (демократический) характер имела политика формирования новой интеллигенции. Она проводилась в двух направлениях: с одной стороны, принимались постановления о доступности высшего образования для всех трудящихся и организации рабфаков для поступающих; создавались новые учебные и научные учреждения, призванные воспитывать будущую советскую интеллектуальную элиту в духе новой идеологии, и т.п. С другой стороны, были отменены ученые звания и степени, проводились регулярные «чистки» в целях «пролетаризации» студенческого и преподавательского состава. «Вытеснение» дореволюционных специалистов и замена их малообразованными «выдвиженцами» происходило не только в учебных и научных учреждениях, но и на производстве. К концу 20-х гг. «вытеснение» приобрело массовый и репрессивный характер («Шахтинское дело», «Академическое дело» и др.).

Заметим, что термин «культурная революция» – это оксюморон, поскольку культура по своей сути есть хранительница многовекового опыта нации. Революционным было создание условий для приобщения наций к их культурам (в частности, создавалась письменность для многих народностей страны) и всех вместе – к достижениям русской и мировой культуры.

2.6.1. Политика советской власти в сфере культуры

В 1917 г. при Наркомате просвещения был учрежден Отдел искусств, на должность комиссара искусств Республики назначен композитор А.М. Авраамов{119} [читать подробно].

Одним из первых решений Советской власти стал декрет от 28 октября (10 ноября) 1917 г. о национализации памятников искусства, сыгравший важную роль в сохранении культурных ценностей от разграбления и уничтожения. В феврале 1918 г. создан Комитет по охране культурных и художественных ценностей России. Одной из его задач была пропаганда исторической и эстетической ценности памятников прошлого. В сентябре 1918 г. вышел декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины», а 5 октября – декрет «О реорганизации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В течение пяти лет было поставлено на учет 2350 отдельных памятников и 520 усадеб. Кроме того, вышли декреты об охране письменных памятников.

Практически одновременно были приняты меры по ограничению свободы печати и огосударствлению всех культурно-просветительских учреждений (библиотек, музеев, театров и т.п.).

27 октября (9 ноября) 1917 г. вышел «Декрет о печати», согласно которому закрывались газеты, призывающие к неповиновению правительству; сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов; призывающие к действиям преступного характера. На основании этого декрета с октября 1917 г. по июнь 1918 г. были закрыты более 470 оппозиционных газет.

8 (21) ноября 1917 г. Совнарком выпустил декрет «О монополии на печатание объявлений», по которому печатать объявления могли только правительственные издания. Это лишило все остальные печатные органы денежных поступлений.

В начале 1918 г. Совнарком принял декрет «О революционном трибунале печати», по которому за «контрреволюционные выступления» полагались различные наказания – от штрафа и закрытия газеты до лишения политических прав и ареста (трибуналы печати просуществовали недолго – до мая 1918 г.).

В 1918-1919 гг. были конфискованы все частные типографии и предприятия бумажной промышленности. Таким образом, ни один печатный орган уже не мог появиться без разрешения правительства.

4 марта 1918 г. было принято постановление Совнаркома «О контроле в кинопредприятиях», подчинившее частный кинематограф местным Советам, а в августе 1919 г. вся фото- и кинопромышленность была национализирована и поставлена под контроль фотокиноотдела Наркомпроса РСФСР. Согласно постановлению Совнаркома от 19 декабря 1922 г. на базе фотокиноотдела было создано Центральное государственное кинематографическое предприятие – Госкино.

В 1918 г. В.И. Лениным была выдвинута программа развития монументального искусства и его мобилизация как важнейшего средства воспитания и просвещения масс – так называемый «Ленинский план монументальной пропаганды». Реализация этого плана обеспечивала скульпторов государственными заказами на городские памятники и содействовала развитию советской скульптурной школы.

В рамках этого плана были созданы многочисленные советские монументальные композиции: памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, российским и зарубежным общественным, политическим и революционным деятелям, выдающимся ученым, писателям, художникам, композиторам и др.

Большинство работ были сделаны из дешевых недолговечных материалов и не сохранились, другие были уничтожены или перенесены в музеи, на кладбища, в парки и другие места. Но некоторые стоят до сих пор: в Москве – памятники Степану Разину на Красной площади (С.Т. Коненков), Герцену и Огареву перед старым зданием МГУ (Н.А. и В.А. Андреевы), памятник Тимирязеву у Никитских ворот (С.Д. Меркуров) и др.; в Ленинграде – памятники «Героям Революции» на Марсовом поле (Л.В. Руднев), Г.В. Плеханову перед зданием Технологического института (И.Я. Гинцбург, М.Я. Харламов), Н.Г. Чернышевскому на Сенатской площади (Теодор Залькалнс) и др., а также памятники Радищеву и Белинскому в Саратове, Карлу Марксу в Калуге и Ульяновске и ряд других.

В 1918 г. для централизации театрального дела при Наркомпросе был создан Театральный отдел во главе с наркомом А.В. Луначарским. Задачей отдела было освоение культурного наследия в рамках новой государственной идеологии и создание революционного театра с соответствующим репертуаром. Ленин предупреждал, что «торопливость и размашистость в вопросах культуры вреднее всего» и подчеркивал необходимость сохранения традиций, «чтобы не упали основные столпы нашей культуры» [88, т. 45, с. 389].

26 августа 1919 г. Ленин подписал декрет Совнаркома «Об объединении театрального дела», согласно которому театры подлежали национализации и переходили на гособеспечение (к этому времени многие ведущие театры уже были национализированы). Им отводилась роль центров просвещения, пропаганды, политического и эстетического воспитания народных масс.

В 1919 г. Совнарком РСФСР учредил звание «Народный артист Республики» – высшее почетное звание, которое присваивалось деятелям искусства за выдающийся вклад в отечественную культуру. Первым народным артистом Республики стал Федор Иванович Шаляпин. 10 августа 1931 г. указом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) были установлены почетные звания РСФСР: «Заслуженный артист РСФСР», «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и «Народный артист РСФСР». В 1936 г. учреждено высшее почетное звание страны – «Народный артист СССР».

В начале Гражданской войны военной цензурой занимались специальные отделы Реввоенсовета, постепенно эти функции передавались ВЧК (ОГПУ) и окончательно перешли в ее ведение в августе 1921 г. 21 декабря 1921 г. в ОГПУ был создан Отдел политконтроля с гораздо более широкими полномочиями, чем упраздненная военная цензура: помимо перлюстрации и изъятия почтово-телеграфной корреспонденции, сотрудники Политконтроля вели наблюдение за работой типографий, книжных магазинов, просматривали ввозимые в страну и вывозимые из нее печатные издания, полиграфическую и кинопродукцию, с 1922 г. осуществляли политический контроль за деятельностью театров и кинотеатров.

После окончания Гражданской войны и провозглашения НЭПа появилось много частных издательств, газет и журналов, вошел в обиход термин «неп» – независимая печать, а партийно-советская пресса оказалась в тяжелом кризисе. В 1921 г. состоялась публичная дискуссия между Лениным и Г.И. Мясниковым{120}, который призывал к демократизации большевистского режима и, в частности, к свободе слова и печати. В ответ Ленин написал: «Свобода печати в РСФСР, окруженной врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и ее вернейших слуг – меньшевиков и эсеров» (цит. по книге [45]).

К началу 1920-х гг. относится создание органов управления культурной жизнью общества. В апреле 1920 г. был учрежден Отдел агитации и пропаганды ЦК РКП(б) (Агитпроп).

6 октября 1922 г. декретом Совнаркома РСФСР был учрежден Главлит – Главное управление по делам литературы и издательств. Целью его создания было объединение существовавших в дореволюционной России разных видов цензуры печатных произведений. В декрете были сформулированы критерии, которыми должен был руководствоваться Главлит при запрещении издания или распространения произведений: агитация против Советской власти, разглашение военной тайны, возбуждение общественного мнения путем сообщения ложных сведений, возбуждение националистического и религиозного фанатизма, порнографический характер произведения. В дальнейшем принципы цензуры были значительно расширены и дифференцированы по направлениям. В 1923 г. в составе Главлита был учрежден Главрепертком для контроля над репертуаром театров. (Под разными названиями Главлит просуществовал до октября 1991 г.)

В начале 20-х гг. развернулась кампания по изъятию из библиотек «идейно чуждой» литературы, активное участие в ней принимала Н.К. Крупская. Вначале изъятые книги просто уничтожались, но к 1926 г. были созданы так называемые «спецхраны» (СХ) – отделы, куда по распоряжению цензурных органов помещались книги и периодические издания, которые можно было выдавать только по специальному разрешению. В ноябре 1926 г. вышло «Положение об СХ в библиотеке», где было сказано, что в состав спецхранения следует включать: литературу, вышедшую в СССР и изъятую из общего пользования; изданную за рубежом русскую литературу, имеющую научное или политическое значение; издания, передаваемые другими учреждениями в публичную библиотеку на особое хранение. Первые спецхраны в крупнейших библиотеках создавались на базе дореволюционных «секретных отделений» с относительно небольшим количеством изъятых книг. (К концу 1980-х гг. в некоторых спецхранах находилось до полумиллиона книг и периодических изданий.)

С середины 20-х гг. цензурные ограничения усиливались. В 1925 г. под грифом «Совершенно секретно» Главлит выпустил первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР». Текст первого списка имел 16 страниц и содержал 96 пунктов, в дополнение к перечню выпускались циркуляры с указанием запрещенных тем (см., например, [45]).

В 1921 г. в составе Академического центра Наркомпроса было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями (Главнаука) – государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды науки и культуры. В задачи Главнауки входили развитие и материальное обеспечение сети научных и художественных учреждений, подготовка и использование научных кадров в интересах построения советской культуры, организация научных съездов и конференций, распространение научных знаний и художественной культуры, развитие краеведческого движения. При Главнауке был создан Государственный музейный фонд (1921–1928), распределявший между музеями национализированные произведения искусства. Главнаука занималась также организацией научных экспедиций; учетом, охраной и реставрацией историко-художественных памятников (под разными названиями Главнаука существовала до 1933 г.).

В 1921 г. в Российской академии наук была создана Комиссия по изучению истории, философии и техники под председательством В.И. Вернадского, затем переименованная в Комиссию по истории знаний (КИЗ). В 1930 г. КИЗ возглавил Н.И. Бухарин.

В 1920-е гг. культурная политика Советского государства сочетала идеологическое давление и политические репрессии с относительной терпимостью по отношению к литературно-художественному творчеству и заботой о просвещении масс под жестким партийно-государственным контролем.

В эти годы возникали сообщества и организации левых писателей, художников, кинематографистов и др. В 1925 г. на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей была организована Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Активистами РАППа были Д.А. Фурманов, Ю.Н. Либединский, В.П. Киршон, А.А. Фадеев, В.В. Ермилов и другие писатели и литературные критики. В Ассоциации состояло более четырех тысяч членов. После образования в 1928 г. ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей) РАПП играл в нем ведущую роль, а к 1930 г. все остальные литературные сообщества были разгромлены, и идеологический диктат РАППа усилился. Когда был создан единый Союз писателей СССР (1934), большинство членов РАПП вступили в него, а некоторые его руководители (А.А. Фадеев, В.П. Ставский) заняли в СП СССР высокие посты.

2.6.2. Просветительство государства и общества

Одним из важнейших условий просвещения (точнее – политпросвещения) большевики считали создание центрального информационного органа страны.

18 ноября 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР было учреждено Российское телеграфное агентство (РОСТА). Оно ведет свою историю от Санкт-Петербургского телеграфного агентства (1904–1914), с началом войны переименованного в Петроградское телеграфное агентство (1914–1918){121}.

В 1918 г. РОСТА, как и все органы власти, переехало в Москву. Популярность агентству принесли сатирические плакаты «Окна сатиры РОСТА», они выставлялись в витринах магазинов и были посвящены злободневным политическим, экономическим и другим событиям; иногда служили иллюстрациями к официальным телеграммам, передаваемым в газеты. В первые годы советской власти «Окна РОСТА» играли важную информационно-пропагандистскую роль. В 1919–1922 гг. над «Окнами» работали Михаил Черемных, Иван Малютин и Владимир Маяковский. За это время было выпущено около 1300 плакатов, большую часть текстов сочинил Маяковский, он же сделал рисунки для 400–500 выпусков. В разное время в создании «Окон» принимали участие также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов и другие известные художники. «Окна РОСТА» издавались не только в Москве: автономные творческие группы работали над своими «Окнами» в Петрограде, Харькове, Одессе, Баку. В 1929 г. состоялось важное событие: впервые материалы ТАСС, переданные журналу «Наука и техника», прозвучали по радио.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 10 июля 1925 г. на базе РОСТА было создано Телеграфное агентство Советского союза (ТАСС) – центральный информационный орган, обладавший исключительным правом собирать и распространять информацию внутри страны и за ее пределами. В составе ТАСС находились информационные агентства союзных республик. РОСТА как информационный центр РСФСР просуществовал до 1935 г.

Издательская деятельность. В ноябре 1917 г. был образован Литературно-издательский отдел (ЛИТО) Наркомпроса. 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) ВЦИК издал декрет «О государственном издательстве». Для налаживания издательской деятельности правительство выделило 1,5 млн. руб. В качестве первоочередной была поставлена задача массового выпуска произведений классической литературы и учебников.

В 1918 г. было создано Главное управление государственным издательством Наркомпроса РСФСР. 21 мая 1919 г. на основании Положения ВЦИК было учреждено Государственное издательство РСФСР (сокращенно – Госиздат или ГИЗ) при Наркомпросе – первое крупное советское издательство. Его руководителем был назначен Вацлав Воровский{122}.

До организации Главлита в 1922 г. Госиздат выполнял функции цензуры всей издательской отрасли. Для этого в нем был создан Политотдел под руководством Н.Л. Мещерякова, историка и литературного критика.

С самого начала большевистское правительство полагало необходимым наладить массовый выпуск общественно-политической литературы. С этой целью летом 1918 г. было создано издательство «Коммунист» под руководством В.Д. Бонч-Бруевича{123} [читать подробно]. 21 мая 1919 г. оно вошло в Госиздат в качестве отдела политической литературы.

В 20-е гг. в Петрограде (Ленинграде) была возобновлена работа основанного в 1909 г. книгоиздательства «Образование» (переименовано в Культурно-просветительское товарищество «Образование»). При активном участии видных ученых (В.А. Стеклова, А.Н. Крылова, А.П. Карпинского и др.) издательство выпустило более 200 монографий и учебников, преимущественно по математике и естественным наукам, а также по методике их преподавания в школах и вузах. До сих пор вызывают интерес ученых и историков науки сборники «Новые идеи в философии», «Новые идеи в математике» и др., а также серии «Популярная естественно-научная библиотека» и «Библиотека философов».

Особое внимание уделялось литературе для детей, как для самых маленьких, так и для подростков и юношества. В 1922 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ в целях просвещения и воспитания молодежи было основано издательство «Молодая гвардия». В его составе создан сектор детской литературы, в начале 30-х гг. послуживший базой для издательства «Детгиз».

Аркадий Гайдар, Валентин Катаев, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Даниил Хармс, Корней Чуковский и многие другие замечательные писатели и поэты создали советскую детскую литературу, едва ли не самую богатую в мире.

Первый советский детский журнал «Северное сияние» был основан Горьким в 1919 г. и выходил почти год в Петрограде и Москве. В 20-е гг. начали издавать журналы «Пионер», «Мурзилку»{124}. В 1927 г. был основан журнал для крестьянских детей (в 1932–1937 гг. – «Колхозные ребята»). Его организатором и первым редактором была Е.Е. Фрумкина-Гвоздикова. Журнал выходил один раз в две недели начальным тиражом около 10 тыс. экз., в качестве приложения выходили брошюры карманного формата – «Библиотечка журнала «Дружные ребята». В 1929 г. по инициативе редакции был созван I съезд деткоров (школьников – корреспондентов детских журналов и газет). С конца 30-х гг. журнал «Дружные ребята» утрачивал самостоятельное значение и в 1953 г. стал частью журнала «Пионер».

Реализации культурно-просветительских начинаний большевиков немало способствовала Новая экономическая политика (НЭП). При ней оживилась издательская деятельность (особенно частная), появилось большое количество новых журналов, многие из которых выходят до сих пор. В их числе «Молодая гвардия» (1922), «Сибирские огни» (1922), «Крокодил» (1922), «Октябрь» (1924), «Звезда» (1924), «Новый мир» (1925).

Одним из создателей журнального дела в СССР и самым известным советским журналистом был М.Е. Кольцов{125}. Его биография – яркое свидетельство духовной жизни нашей страны и ее места в мировом культурном сообществе в 1920–1930 годы. [Читать подробнее]

В 1923 г. благодаря усилиям Михаила Кольцова было возобновлено издание журнала «Огонек», основанного в 1899 г. как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости» (в 1918 г. выпуск журнала был прекращен). В 1925 г. Кольцов основал акционерное издательское общество «Огонек» (в 1931 г. преобразовано в «Журнально-газетное объединение» – «Жургаз»). С 1925 г. в серии «Библиотека «Огонек» выходили художественные и публицистические книги и брошюры.

В 1923 г. было основано издательство Российской Академии наук Его первым изданием стал очередной том «Известий Российской академии наук», вышедший в конце 1924 г.

Сначала издательство РАН базировалось в Петрограде, его первым руководителем был академик А.Е. Ферсман{126} [читать подробно]. После переименования РАН в АН СССР в 1925 г. издательство получило название «Издательство Академии наук СССР».

В 1925 г. постановлением Президиума ЦИК было создано акционерное общество «Советская энциклопедия», которому было поручено издание Большой советской энциклопедии (БСЭ){127}. В 1926 г. вышел первый том БСЭ, за 1926–1947 гг. было выпущено 65 томов и дополнительный том «СССР» (без номера). Главным редактором первого издания БСЭ был назначен академик О.Ю. Шмидт{128} [читать подробно].

В 1927–1934 гг. издательство «Советская энциклопедия» выпустило 26 томов «Технической энциклопедии», тираж каждого тома составлял около 30 тыс. экз. Главным редактором издания был назначен Л.К. Мартенс{129}. Вместе с энциклопедией с 1927 г. выходил «Справочник физических, химических и технологических величин» в восьми томах.

Советская власть придавала большое значение выпуску разнообразной научно-популярной литературы, в том числе периодических изданий, распространяемых по подписке.

В 1926 г. был основан журнал «Знание – Сила» с подзаголовком «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков». Однако он недолго сохранял общепросветительское направление и в связи с ускоренной индустриализацией с 1928 г. был перепрофилирован в журнал с преобладанием технического содержания (таким оставался до 1933 г., когда был основан журнал «Техника – молодежи»).

На страницу:
10 из 17