Полная версия
Послания апостолов. Обновление 21
Послания апостолов
Обновление 17
перевод с древнегреческого И.М. Носов
Переводчик И. М. Носов
© перевод с древнегреческого И.М. Носов, 2024
© И. М. Носов, перевод, 2024
ISBN 978-5-4493-9660-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Послания апостолов
Послание Павла к римлянам
Павел, раб Христа Иисуса, призваный посланник, отделенный для Благой вести Бога, о которой предвещено через Его пророков в Святых Писаниях о Его Сыне – по плоти быть ставшем от потомства Давида Сыне Бога, установленном по воскресению из мертвых в силе согласно Духу святости – о Христе Иисусе, нашем Господе, через Которого мы приняли благой дар и служение посланников для послушания вере в знание о Нем во всех народах – к ним мы призваны Христом Иисусом – всем дорогим Богу призваным в Риме святым: вам благой дар и покой от нашего Бога Отца и Господа Иисуса Христа!
И прежде благодарю Бога моего за всех для Христа Иисуса вас – о вере вашей возвещается во всем мире, и свидетель мне Бог – я в духе моем Благой вести о Сыне Его служу, и всегда на молитве моей молю, и непрестанно о вас вспоминаю, да когда-нибудь по воле Бога благоустрою мой путь придти к вам, и стремлюсь вас увидеть, чтобы передать вам для вашей поддержки некий духовный дар и друг другом взаимное утешение ради веры вашей же и моей.
И хочу, чтобы вы, братья, знали – много раз я предполагал придти к вам, чтобы среди вас принести некий плод как среди других народов – однако, поныне был удержан. Эллинам и варварам, мудрым и непонятливым я – должник; по мне, готов и вам в Рим нести Благую весть. Я Благой вести не стыжусь, сила Бога – в спасении всех верящих, сначала – иудея и эллина. За веру в ней открывается праведность Бога от веры, как написано: «Праведный от веры будет жив»; а на любое нечестие и неправду людей, вместо истины держимых в неправде, с Небес открыт гнев Бога;
потому что знаемое от Бога открыто среди них, Бог им открылся, от сотворения мира незримое мыслимое творение и Его вечная сила и божество зрится созданиями Его, чтобы они противоречить не смели; и раз они узнали Бога не для того, чтобы Бога прославить или возблагодарить, но в своих сомнениях осуетиться – сердце их омрачило безрассудство: заявляя о мудрости, они стали нелепыми и променяли славу нетленного Бога на отпечатление образа птиц, четвероногих, гадов, тленного человека, из-за чего Бог предал их на страсть к бесчестию, и жены их променяли природное употребление на то, которое против природы; подобно и мужи, оставив природное употребление жен, воспылали влечением друг к другу, устраивая непристойное муж на муже, в самих себе получая должное воздаяние за свой обман. И раз они не разобрались, чтобы в познании иметь Бога, Бог предал их непригодным умом делать неподобающее – исполненных любой неправды, лукавства, жадности, злости; полных зависти, убийств, распри, коварства, злонравия, наушников, сплетников, высокомерных, оскорбителей, ненавистников Бога, изобретателей зла, гордых, непокорных родителям, безрассудных, несобранных, черствых, немилосердных; и о правде Бога узнав, что делающие это достойны смерти – они не только делают это, но и делающих одобряют.
(II) И осуждая, не смеет возразить никакой человек, потому что когда судишь другого – осуждаешь себя, потому что судя – ты делаешь это. Мы знаем, что согласно истине на делающих это есть суд Бога, а ты, человек, это делающих судя, считаешь – делая это, избежишь суда Бога? Ты разве не пренебрегаешь обилием блага милости, терпения, великодушия Его, не понимая, что благо Бога ведет тебя к раскаянию – однако, из-за твоего ожесточения и нераскаянности сердца, на День откровения, правосудия и гнева Бога ты сам сберегаешь себе гнев – (Бог) «каждому воздаст по его делам»: ищущим вечную жизнь согласно терпению в добрых делах – славу, честь и нетление, а тому, кто сварлив, и убеждаясь неправдой, не убеждается истиной – гнев и ярость. Скорбь и теснота на каждую душу человека, устраивающего зло, сначала – иудея и эллина. Слава, честь и покой каждому, устраивающему благо, сначала – иудею и эллину, а к лицам Бог беспристрастен: кто вне Закона бестолков, погибнет вне Закона; кто бестолков при Законе, по Закону будет осужден – у Бога праведен не слушатель Закона, оправдан будет по Закону поступающий;
и когда человек от народов, не имея Закон, по природе делает то, что согласно Закону – тогда, не имея Закон, он сам для себя Закон; и когда через Иисуса Христа Бог судит сокровенное людей – о чем я говорю в моей Благой вести – он показывает дело Закона написанным в своем сердце, обвиняясь и оправдываясь при внутреннем рассуждении и при своей поручившейся совести. А если ты называешься иудеем и покоишься на Законе, хвалим от Бога и знаешь волю (Его), и держась Закона, разбираешься в лучшем, убедив себя быть поводырем для слепых, светом в тьме, воспитателем неразумных, учителем младенцев с видимостью знания и истины от Закона – и вот уча другого, ты не учишь себя? Провозглашая «не красть» – крадешь, говоря «не изменять» – изменяешь, гнушаясь истуканов – кощунничаешь? Кто хвалим за Закон, через преступление Закона Бога бесчестит, как написано: «Знание о Боге проклинается в народах из-за вас». Обрезание полезно, если ты поступаешь по Закону, а если по Закону ты – преступник, твое обрезание становится необрезанностью; а если «необрезанность» сохранит праведность Закона – необрезанность этой праведности разве не будет рассмотрена как обрезание, и Закон исполнив, природная необрезанность согласно обрезанию и букве (Закона) тебя, законопреступника, разве не осудит? Иудей – не в очевидном; обрезание – не в очевидной плоти; иудей – кто в скрытом; обрезание сердца – в духе, не в букве, ему похвала от Бога, а не от людей.
(III) Какая польза от обрезания? В чем преимущество иудеев? – Большое, по многим причинам. Прежде в том, что им вверено Слово Бога. Что из того, что некоторые отказались верить – неужели неверие их упразднит веру в Бога? – Да не будет, истинный Бог да пребывает, а каждый человек – лжец, как написано: «Кто оправдается при слове Твоем? Победишь Ты на суде Твоем». Однако, если праведность Бога составляет наша неправда, что скажем мы? Я говорю, неужели Бог несправедлив, налагая гнев? – Да не будет, ведь тогда как Бог будет судить мир? – Но, если истина Бога оказалась полезной для Его славы из-за моей лжи, почему я как бестолковый судим? – Вот и ругают нас некоторые, и про нас говорят, что мы говорим: «Будем делать зло, чтобы пришло добро»; и осуждение их справедливо – однако, неужели (в зле) мы будем опережать всех? Отнюдь нет. Мы заранее обвинили каждого иудея и эллина за бестолковость, как написано: «Нет праведного ни одного, нет разумеющего; нет ищущего Бога – все уклонились и бесполезны; нет ни одного, выказывающего милость. Гортань их – открытый гроб, на языке их – коварство, в устах – яд змеи, рот их полон проклятий и желчи, ноги их скоры на пролитие крови, разрушение и бедствие – на пути их. Они не познали путь покоя, нет страха Бога перед очами их».
Мы знаем: все, что говорит Закон – говорит тем, кто под Законом, но чтобы уста заградить все, в ответе перед Богом стал весь мир; перед Ним и за дела Закона не оправдается никакая плоть. Через Закон только познание о бестолковости, а теперь открыта праведность Бога без Закона, Закон и Пророки ручаются за нее: для всех верящих праведность Бога – через веру в Христа Иисуса; потому что нет разницы – все бестолковы и лишены славы Бога, и по Его благому дару мы даром оправдываемся через избавление в Иисусе Христе – это искупление через веру, которое Бог предустановил для выказывания своей праведности, для прощения Его кровью при долготерпении Бога прежде быть ставших грехов и к выказыванию в наше время Его праведности, чтобы праведным быть Ему – и оправдывающим от веры в Иисуса. Итак, где похвальба? – Исключена. Каким Законом, дел? – Нет, но законом веры; мы рассчитываем оправдать человека верой без дел Закона. Или Бог – только иудеев? Нет – и народов! Да, и народов, если Бог один: согласно вере Он оправдает «обрезание», и за веру – «необрезанность».
Итак, ради веры мы упраздняем Закон? – Да не будет, мы воздвигаем Закон (IV) и скажем: что приобрел Авраам, праотец наш по плоти, при том, что если бы оправдался от дел – имел бы похвалу, но не у Бога? Что говорит Писание? – «Поверил Авраам Богу, и это засчиталось ему в праведность». Воздаяние трудящемуся мыслится не благим даром, но согласно долгу, а для не трудящегося, веру возлагающего на «Делающего праведным неблагочестивого» праведностью мыслится быть его вере – как и Давид говорит о безмятежности человека, которому Бог засчитывает праведность без дел: «Безмятежен, чье прощено беззаконие, чья бестолковость закрыта. Безмятежен муж, которому Господь не засчитывает бестолковость». Эта безмятежность «обрезанию» или и «необрезанности»? Когда говорим, Аврааму вера засчиталась в праведность – засчиталась как? Сущему при обрезании или при необрезанности? – Не при обрезании, но при необрезанности он принял запечатление обрезания; при необрезанности есть ознаменование праведностью веры, чтобы ему быть отцом и всех верящих при необрезанности для засчитывания праведности и им, он – отец обрезания не только тем, кто «от обрезания», но и тем, кто при необрезанности идет путем веры отца нашего Авраама – потому что обетование Аврааму и его потомству не через Закон; его наследником быть миру через праведность все-таки веры, а если наследники по Закону – значит, вера стала пустой, и упразднено обетование.
Где Закон, там – преступление. Закон производит гнев, поэтому обетование – от веры, чтобы оно было по благоволению и чтобы утверждению обетования быть для всего потомства – не только по Закону, но и от веры Авраама, который всем нам отец; как написано: «Тебя поставил отцом многих народов» – перед призывающим от небытия к бытию и животворящим мертвое Богом, которому он поверил и вопреки ожидаемому положился на надежду – поверил в то, что ему стать отцом многих народов по сказанному – «потомство твое будет таким». И живя на свете уже около ста лет, помыслив о мертвенности утробы Сарры и о своем омертвевшем теле, он верой не ослабел и ради обетования Бога в вере не поколебался, но в вере стал сильным – воздав Богу славу, став убежден, что Обещавший силен сделать – и это засчиталось ему в праведность. И не написано, что засчиталось ему только для него – но и для нас, которым ожидается засчитаться – возложившим веру на нашего воскресшего из мертвых Господа Иисуса, который за наши ошибки для нашего оправдания был предан (на казнь) и воскрес (V) – и теперь у нас, оправданных от веры, через нашего Господа Иисуса Христа с Богом мир: через Него верой, которой утвердились в надежде на славу для похвалы Богу, мы получили доступ к благому дару, и не только, но мы хвалим (Бога) в скорбях, познав – скорбь вырабатывает терпение, терпение – опытность, опытность – надежду, а надежда не постыжает – через данный нам Святой Дух любовь Бога изливается в наши сердца.
По времени Христос умер за еще неблагочестивых, когда мы были еще без сил. Едва ли кто-то и за праведного умрет, может за благодетеля кто-то и отважится умереть, а Бог устраивает для нас собственную любовь – когда мы были еще бестолковы, за нас умер Христос, и теперь намного лучше оправдавшись Его кровью, благодаря Ему от гнева будем спасены; и если будучи врагами, примирились с Богом через Его Сына смерть, намного лучше, примирившись, будем спасаться Его жизнью, и не только, но и через Господа нашего Иисуса Христа получим в Боге хвалу. Теперь благодаря Ему мы добились примирения – ведь из-за того, что через одного человека в мир вошла бестолковость, а через бестолковость – смерть, во всех людей прошла смерть, для нее все бестолковы. Бестолковость была в мире до Закона, но не вменена бестолковость, если Закона нет, и все-таки от Адама до Моисея смерть воцарилась и над теми, кто не бестолков – над отпечатлением преступления Адама, он – пример ожидаемого (всеми).
Но благой дар не то же, что ошибка. Если через ошибку одного умерли многие, много более стал полезен для многих Бога благой дар. Дарование с благоволением к одному человеку, Христу Иисусу – даяние не такое, как из-за одного бестолкового: там из-за одного – осуждение для приговора; здесь из-за многих ошибок – благой дар для праведности; и если из-за одного, ошибкой одного, воцарилась смерть, то через одного Христа Иисуса принимающие пользу благоволения и дара праведности много лучше будут царствовать от Жизни; и как из-за ошибки одного всем людям приговор, так через праведность одного всем людям для жизни оправдание; как из-за преслушания одного человека многие стали бестолковыми, так через послушание одного многие станут праведными. Закон пришел ошибке придать силу; и где получила силу бестолковость – с лихвой принес пользу благой дар, чтобы как бестолковость воцарилась для смерти, так через Господа нашего Христа Иисуса благой дар через праведность воцарился для вечной жизни.
(VI) Итак, что скажем – чтобы умножить благой дар, будем в бестолковости? – Да не будет. Разве живы будут в бестолковости те, кто из-за бестолковости получил смерть? Разве не знаете: кто омыт для Христа Иисуса – омыт для Его смерти, и после омовения и мы прежде смерти погребены вместе с Ним, чтобы как Христос через славу Отца был воскрешен из мертвых – так мы будем поступать согласно обновлению жизни; и если стали сродни Ему отпечатлением Его смерти – значит, и воскресением, познавая, что наш ветхий человек был распят с (Христом), чтобы тело от бестолковости освободилось, чтобы нам уже не быть рабами бестолковости – относительно бестолковости умерший стал праведным; и если умерли с Христом, верим – с Ним будем живы, познав, что поднятый из мертвых Христос уже не умирает, над Ним смерть больше не властна. Кто умер, сразу навеки умер для бестолковости, и пребывая живым, пребывает для Бога. В Иисусе Христе себе мы мыслим быть мертвыми для бестолковости и живыми для Бога.
Пусть в вашем смертном теле не царствует для покорения своим желаниям бестолковость – не позволяйте вашим составным частям из-за бестолковости быть орудиями неправды; из мертвых все-таки оживая, предоставьте себя Богу и ваши составные части Богу быть оружием для праведности. Пусть не господствует над вами бестолковость – над вами не Закон, но благоволение, и если над нами не Закон, но благоволение, неужели все-таки останемся бестолковыми? – Да не будет. Вы знаете: кому представитесь рабами для послушания, тому вы рабы. Кому покоряетесь вы – бестолковости для смерти или послушанию для праведности? Вы были рабами бестолковости, но Богом (дан) благой дар, и от сердца вы покорились образчику учения, которому переданы – освободясь от бестолковости, вы поработились праведности. Говорю и по человеческому закону: как из-за немощи вашей плоти вы позволили вашим составным частям быть рабами нечистоты и беззакония, так теперь позвольте вашим составным частям быть рабами освящения праведностью; как вы были рабами бестолковости – так стали свободными для праведности. И какой тогда имели плод? Теперь которого стыдитесь, и конец тех дел – смерть. Теперь освободясь от бестолковости, став рабами Бога, ваш плод вы имеете через освящение, и завершение дел – вечная жизнь. Плата за бестолковость – смерть, а благой дар Бога в Господе нашем Христе Иисусе – вечная жизнь.
(VII) Разве не знаете, братья – говорю знающим Закон: у Закона власть над людьми на время, пока они живы. И замужняя жена дана Законом мужу живому, и если умрет муж, от законного мужа освобождена, но объявится изменницей, если станет с другим при живом муже. Если умрет муж – свободна от законного, чтобы ей изменницей не быть, став с другим мужем. Так вот, мои братья: через тело Христа вы сделались мертвыми для Закона, чтобы пробудившись из мертвых, вам стать другими, и вы Богу принесли плод. Когда были в плоти, в наших составных частях действовало страдание от бестолковости, по Закону плодонося смерть, а теперь умерев для Закона, которым удерживались, от него мы освобождены, чтобы быть рабами не ветхости буквы, но обновлению духа.
Итак, что скажем, (где) Закон – (там) бестолковость? – Да не будет, однако, о бестолковости я узнал только через Закон. О желании и не узнать, если бы не говорил Закон, «не пожелай». Бестолковость, получив направление через заповедь, произвела во мне все желания. Без Закона бестолковость мертва; и некогда без Закона жил я, а когда появилась заповедь – ожила бестолковость, а я умер, и нашлись для меня заповеди для жизни – они же для смерти. Бестолковость, получив направление через заповедь, меня заманила и собой убила. Закон свят, заповедь свята, праведна и блага – значит, благо мне стало смертью? – Да не будет – стала бестолковость, чтобы открыта стала бестолковость, ради блага для меня производя смерть, чтобы теперь слишком бестолковой стала бестолковость через заповедь.
Знаем, Закон – духовен, я – плотян. Поступив по бестолковости, не знаю, зачем (это) сделал, ведь поступаю не как хочу, но что ненавижу, делаю, и если делаю не что хочу, соглашаюсь с Законом, что он – добр, и теперь сделал (это) не я, но обитающая во мне бестолковость. И знаю, не обитает во мне, то есть в плоти моей, благо: удобнее мне желание, а не устраивание добра, и делаю не благо, которое хочу, но зло, которое не хочу, его делаю; и если делаю не что хочу, делаю это уже не я, но обитающая во мне бестолковость. И потому что когда хочу делать добро, удобнее мне зло – обретаю Закон и внутренним человеком сорадуюсь Закону Бога, но в моих составных частях вижу другой закон, воюющий против закона моего ума и пленяющий меня по закону бестолковости, существующей в моих составных частях. Значит, сам я умом служу Закону Бога, а плотью – закону бестолковости. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?
Благодарение Богу за Господа нашего Иисуса Христа – (VIII) теперь тем, кто во Христе Иисусе, нет приговора; закон Духа жизни в Христе Иисусе от закона бестолковости и смерти тебя освободил; Бог (сделал) невозможное для Закона, в чем он был бессилен из-за плоти, в отпечатке бестолковой плоти послав своего Сына, и в плоти приговор за бестолковость Он вынес бестолковости, чтобы правда Закона исполнилась в тех нас, кто поступает не по плоти, но по Духу: пребывая по плоти, мыслят что плоти, по Духу – что Духа; помышление плоти – смерть, помышление Духа – жизнь и покой. Помышление плоти – вражда на Бога, оно не подчиняется Закону Бога и не может; пребывая в плоти, быть достойными Бога не могут. Если в вас обитает Дух Бога – вы не в плоти, но в Духе. У кого Духа Христа нет, тот не Его. Если Христос в вас – тело мертво для бестолковости, а дух жив для праведности. Если Дух поднятого из мертвых Иисуса в вас обитает – через Его Дух, вселяющийся в вас, Поднявший из мертвых Христа будет подавать жизнь и вашим смертным телам.
Братья, это значит, мы – не должники плоти, чтобы жить по плоти. Если живете по плоти – ждете смерть, если духом все-таки умерщвляете дела плоти – будете живы: кто Духом Бога ведом, он – Бога сын. Вы приняли не дух порабощения снова для страха, но приняли Дух усыновления, в котором восклицаем: «Авва Отче!» Сам Дух подтверждает нашему духу, что мы – дети Бога, а если дети, значит наследники, наследники Бога, сонаследники Христа – если страдаем вместе, чтобы вместе прославиться; и мыслю, страдания нашего времени недостойны славы, грядущей открыться в нас.
И сотворенный мир уповает на откровение сыновей Бога – он подчинен суете без охоты, по принуждению, в надежде, что сам будет освобожден от порабощения тлению для свободы в славе детей Бога. Мы знаем, он весь изнывает и мучается до поры, и не только – но и мы внутри с начатком Духа в ожидании усыновления и избавления от нашего тела сами изнываем и надеждой будем спасены. А видящая надежда – не надежда; кто видит – зачем надеяться? И раз надеемся на то, что не видим – через терпение ждем, и при нашем бессилии идет на помощь Дух, ведь о чем молиться, как должно нам, не знаем – но сам Дух взывает за нас вздохами неизреченными, и Проникающий в сердца знает помышление Духа, который по Богу взывает за святых. И знаем, что все идет на благо любящим Бога, призванным по изволению – ведь кого Он заранее узнал, того и предопределил быть соответствующими образу своего Сына, чтобы Ему быть рожденным первым из многих братьев; и кого предопределил – тех и призвал; кого призвал – оправдал; кого оправдал – прославил.
И что скажем на это? – Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Кто не пощадил своего Сына, но предал Его (на казнь) вместо всех нас – с Ним все нам разве не дарует? Кто будет обвинять избранных Бога – Бога оправдывающего? Кто осуждающий? Умерший и воскрешенный Христос Иисус пребывает по правую руку Бога, Он взывает за нас. Что отделит нас от любви Христа? Скорбь, теснота, гонение, голод, лишения, опасность, меч? – В Писании написано так: «Каждый день умерщвляемы за Тебя, почтены за овец на заклание» – но благодаря Возлюбившему нас, во всем этом мы одерживаем победу и убеждены: ни смерть, ни жизнь, ни власть, ни небесный вестник, ни настоящее, ни грядущее, ни сила, ни высота, ни другое нечто сотворенное не сможет в Господе нашем Христе Иисусе отделить нас от любви Бога.
(IX) И при подтверждающей мне совести моей в Святом Духе, в Христе истину говорю, не лгу – есть мне великая печаль и непрестанная боль моему сердцу. Я молился самому быть отверженным от Христа за моих братьев, сородных мне по плоти, которые Израильтяне: усыновление – их; заветы, слава, обетования, законоположение, служение; их – отцы, от них Христос по плоти, над всеми Сущий Бог, благословенный в веки. Аминь.
Здесь не то, что Слово Бога прошло мимо – все-таки «призовется к Тебе потомство Исаака»; но не все, кто от Израиля, они – Израиль; потомство Авраама – не все чада, это значит, если чада по плоти, не значит, чада Бога, которым из потомства мыслится быть чадами обетования – ведь вот слово обетования: «В тот срок приду, и будет Сарре сын»; а Ревекке, еще не родившей и одновременно зачавшей от отца нашего Исаака еще не сделавших ни благо, ни дурно – для того, чтобы изволение Бога осталось по (Его) выбору и не по делам, но – от Призывающего, ей было сказано: «Больший будет рабом меньшего»; как написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава – возненавидел».
Тогда что скажем? Неужели у Бога несправедливость? – Да не будет. Он сказал Моисею: «Сжалюсь над тем, кого жалую; посочувствую тому, кому сочувствую». Значит, (благой дар) не для желающего и поступащего, но для пожалованного Богом; и фараону Писание говорит: «Для того тебя воздвиг, да на тебе покажу силу Мою, да возглашено будет знание о Мне по всей земле» – значит, Он жалует кого хочет, и кого хочет теснит.
А ты мне скажешь: «Тогда зачем обвиняет? Кто противостанет воле Его?» – О, человек! Кто ты, возражающий Богу? Создание не скажет создателю: «Зачем меня сделал таким?» У горшечника разве нет власти над глиной из своего замеса один сосуд сделать для почитания, а другой – нет? И что, если Бог, желающий выказать гнев и известить о силе своей, (здесь) от большого великодушия и чтобы известить об обилии блага своей славы, сосуд гнева, приготовленный для погибели, поменял на сосуд милости, который предуготовил для славы, и призвал нас не только от иудеев, но и из народов? Как Осия говорит: «Назову не моих людей – люди мои, и не возлюбленную – возлюбленная; и будет – на месте, на котором сказал им – „Вы не люди мои“, тут будут призваны сыновья Бога Живого»; а Исайя о Израиле восклицает: «Пусть число сыновей Израиля даже как песка в море – крохи будут спасены. Господь изречет слово на земле, доводя до конца и прекращая»; и как предрек Исайя: «Если Господь Саваоф не оставил бы нам потомство – мы стали бы как Содом и такими, как Гоморра».
И что скажем? – Что народ, не стремящийся к праведности, праведность получил, праведность от веры, а Израиль, устремляясь к «закону о праведности», Закон не постиг. Это почему? – Он устремился не от веры, но от дел – и споткнулся о Камень преткновения, как написано: «Вот кладу на Сионе Камень для преткновения и скалу для препятствия. Кто с Ним получил веру – не постыдится». (X) И братья, сердца моего расположение и Бога моление – за их спасение и за них ручаюсь – имеют ревность по Богу, но вне познания, не ведая о праведности Бога и о собственной праведности – ища «постановление», праведности Бога они не подчинились: для праведности всех верящих вершина Закона – Христос.
Моисей пишет о праведности от Закона: «Это сделавший человек от этого жив будет», а праведность от веры говорит так: «Да не скажешь в сердце твоем – „Разве кто-то взойдет на небеса?“ – это низвести Христа; или – „Разве кто-то сойдет в бездну?“ – это отвести Христа от мертвых»; и говорится так: «Рядом с тобой речение сердца твоего и уст твоих» – это речение веры, о которой возглашаем, что если устами твоими признаешь Господа Иисуса и сердцем твоим веришь, что Бог поднял Его из мертвых – будешь спасен. Сердце верит в праведность, уста во спасение признают; и говорит Писание – каждый, «кто с Ним получил веру – не постыдится». Нет различия между иудеем и эллином – для всех, Его призывающих, подающий обилие блага – сам Господь всех, и «каждый, кто призовет знание о Господе, будет спасен».