bannerbanner
Чечня и власть Советов. 100-летний юбилей Чеченской автономии
Чечня и власть Советов. 100-летний юбилей Чеченской автономии

Полная версия

Чечня и власть Советов. 100-летний юбилей Чеченской автономии

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 13

Газета Грозный №19, 9 октября 1919 года. В Ингушетии. Владикавказ, 6 – 10 в беседе с корреспондентом Пресс-бюро правитель Ингушетии Бек-Бузаров сказал: «Ингуши одумались, никто не может их теперь прельстит примкнут к бандитам» Ингушский совет внес постановление, сто братья Джабагиевы, члены самозваного меджилиса в Тифлисе лишены народного доверия.

Газета Грозный №28, 18 октября 1919 года. Наш край. Ингуши о самозваном меджилисе: Съезд Ингушского народа, обсудив вопрос о Тифлиском самозванном меджилисе… От имени народа собирают денежные пожертвования как лично корыстных целях, так и в особенности агитационную деятельность в Ингушетии в большевистском духе, Съезд постановил ходатайствовать перед Главноначальствующим о разрешения комадировать трех членов съезда в г. Тифлис, в Баку с целью объявления в местной печати и доведена до сведения местных общественных деятелей, что Джабагиевы ингушским народом не уполномочены, и являются авантюристами ничего общего не имеющими с народом и в добавок похитившими огромные народные средства.

Официальное сообщение штаба войск южной стороны. Северного Кавказа. Банды Гикало и Узум-Хаджи напали 16-го сентября на аул Ст. Атаги. Жители аула, стоя на стороне Добармии, вступили в бой с бандами большевиков, но, ввиду превосходства бандам удалось зажечь несколько домов и ограбить аул. Узнав о нападении большевиков на дружественный аул части Добрармии были ночью двинуты на помощь и при их приближении банды красных бежали не приняв бой. Наша артиллерия преследовала их огнем. Начальник Штаба войск южной группы Северного Кавказа, Генерального Штаба Полковник Якубовский 18 октября 1919 г.

Газета Грозный №27, 10 октября 1919 года. Местная жизнь. Летучий агитационный отряд. В Грозный прибыл во главе со своим начальником Л. Г. Тер-Акоповым летучий агитационный отряд отделения военной пропаганды при штабе командующего войсками Северного, Кавказа. В 15 октября отряд выехал на позиции в Чечен-аул, где устроил для расположенных там воинских частей в двух различных пунктах концерта. Программа концертов была такова; вступительное слово на тему о текущем моменте инженере Калмыков или журналист, Александрович, музыкальное исполнение на гитаре в мандолине – г. Ушел а Бенжениц, патриотические и народные песни – артист московской оперы Курдиновский, патриотические стихотворения народного поэта К. Васильева в исполнении автора «Спите, орлы боевые!» и народные песни – Ганна Кармелюк, а в заключение раешниж и куплеты на совдепские темы автора куплетиста «Дяди Саша». Все исполнители выйдя большой успех, особенно артистов принял солдаты их позициях. На каждом концерте раздавалась литература.

Огнем и мечем. Огненная кара, постигшая сожженный до основания, до последнего курятника Чечен аул не оказалась еще достаточно убедительным предупреждением для соседних аулов и ряд новых эксцессов принудил русское командование принять новые суровые меры к наказанию виновных и обречь на гибель и разрушение новый ряд проживающих аулов. Снова загрохотали орудии у подошв притаившихся гор. Организованные и плохо вооруженные повстанцы, но их же выражению очень боящиеся зеленый фургона, – т. е. наших. «Они, вероятно, вспоминают времена Шамилю, времена покорения Кавказа, когда горы служили действительно, почти непроходимым препятствием и рассчитывают снова повторить то, что ушло давно в седую глубь веков навсегда и безвозвратно. Они не принимают в расчет, что именно эту «зеленые фургоны», – да еще «большие птицы» лишают самую неприступную гору всей ее безопасности. Имея орудия, бросающие снаряды на 10, 12 верст и пользуясь услугами аэропланов, корректирующих стрельбу, можно превратить в пустыню любой участок горы. Этого не следовало, бы забывать чеченскому полководцу, на выступление против Добрармии. Жужжит аэроплан, быстро и плавно скользя над головами идущей конницы. Головы задраны у всех к небу и лица менялись кровью от неудобной позы. – Ишь ты, как жарит! – А что, ребята он нас бомбой не жиганет? – Ну, брат, и сказал! Что же они там дураки сидят что ли? Чеченцам гостинчики принесут, а тут же видят-свои идут. аэроплан пролетал дальше белые направлении на молочно туманные силуэты гор. Вот показался вдали бронепоезд, тяжело пыхтя и стукаясь под тяжестью своих смертоносных орудий. Грозно смотрят пулеметы на притихшие горы, словно враждебно стучать колеса. Все технические средства войны к услугам противочеченского отряда. Однодневный переход и вдали показались какие то постройки. Издали поселок производит впечатление довольно большего городка с каменными этажными домами, утопающие в фруктовых садов. Станционные постройки вольно раскинулись по вселенному полю, окруженные каменными оградами и заборчиками. Голодные люди уже мечтали о сытном обеде, хлебе и вполне заслуженном отдыхе у гостеприимных жителей богатого, села, но напрасно. Это – Гудермес. Колоссальное кладбище целая такие чистенькие домики издали оказались голыми стенами сожженных жилищ. Нет ни одного целого или мало мальски похожего на, человеческое жилье строения. Видно, что обе воюющие стороны жгли и разрушали аул, заливали кровью его улицы. Вот лежит раскинув руки какая-то женщина. Шальная пуля настала не в дороге и положила конец ее бегству. Храня проходят лошади, испуганно косясь на труп. Дальше, дальше в горы, туда, где скрываются в скалах Чечни! Медленно и с опаской переходит конница через полотно разрушенной станции, мимо самого паровоза стоящего бронированного чудовища. Копошатся у сожженных сил рабочие, спешно восстанавливая путь. Завтра уже пойдут поезда на Петровск, завтра сожженная станция снова будет работать. Длинная, бесконечно длинная долина, расположенная между двух горных цепей, поросла высоким и пустым непроходимым кустарником. Ни пройти, не проехать. Дорога проходит точно между двух стенок темно-бурых стеблей, выше роста человека, иногда выше головы всадника. Казалось бы, что именно здесь чеченцы могли бы оказать наиболее упорное сопротивление, – однако все эти позиции были оставлены чеченцами без боя. Эта объясняется присутствием бронепоезда, нагоняющего невыразимую панику на чеченцев. Они предпочитают отходить к горам, надеясь на свои скалы и ущелья, как на места засад и на удобные крепости. Будущее покажет насколько справедливы эти надежды, – пока же чеченцы бегут, – не отступают, а паники бегут. Горят аулы, дымом стоят наполняя долину. Точно легкий синеватый туман окутан землю и едва уловимый запах гор щекочет нос и першит в горле. Каким, вероятно, страшным зрелищем кажется этот гигантский пожар, ушедшим в горы чеченцам. Подпись: Александр Тинъ.


Газета «Грозный» №20, 10 октября 1919 года. Очищение Чечни. Подробности похода Чуликова. 3-го октября начал чеченского… операция по очищению от большевиков и банд Узум-Хаджи Ибрагим Чуликов подошел к Урус-Мартану организованно… разделил на отряды из Нагорной Чечни, Бумутское ущелье и состоящими из 500 всадников двинулся на Старые и Новые Атаги. После небольшой атаки были взяты 5… Несколько аулов встретили Ибрагима Чуликова и его отряд как называется заняв Атаги в соответственном командовании, Ибрагим Чуликов начал оттуда… для освобождения большевиков и Узум-Хаджи. Планы Чуликова… Узум-хаджи, узнав о занятии Чуликовым Атагов послал подкрепление своим отрядам находящимся в Воздвиженской и ауле Дуба-Юрт, Подкрепление подошло туда к вечеру 7 октября. Имев в своем отряде лишь 500 всадников, 2 орудия и 8 пулеметов Чуликов пока идти в атаку на Воздвиженскую не решился послал требования Старым, Новым Атагам и аулу Гойты выставить в его распоряжение с первых двух аулов 400 всадников, а с последнего 250 всадников. Подкрепления аулами были присланы и 8-го октября Чуликов с 10 часов утра повел атаку на Воздвиженскую. После короткого, но упорного боя, потеряв убитыми 9 человек, ранеными 11 и без вести пропавшими 3-х, отряд Чуликова занял Воздвиженскую и преследовав далее отступавшего противника занял аул Дуба-Юрт, так же выбив оттуда Узум-Хаджи. В то время активно выступали повстанческие ячейки организованною комиссаром по очищению Чечни. Это повстанческие ячейки получив сведение о взятии Чуликовым Атагов вечером 6-го октября подняла восстания и находящийся там Узум-Хаджи отряд штаба открыл по повстанцем пулеметный огонь и последние потеряли убитыми 4-х человек, и в начавшийся было бой вмешались старики и остановили кровопролитие. Однако на требовании Шалинцев штаб Узум-Хаджи с отрядом удалился в нагорную Чечню. Вчера 8-го октября Чуликов двинулся для занятия столицы Чечни – Шали. Начав выступление с 500-ми человек Чуликов в настоящее время на много усилил свой отряд и кроме того послал требования по всем аулам плоскостной Чечни поставлять по мере его приближения известное количество всадников. Отряды Узума-Хаджи очищают всю плоскостную Чечню и отступают в горы. Таким головокружительным успехом сопровождается операция начатая комитетом по очищению Чечни.

100.000 руб. за голову Чуликова. Узумом-Хаджи определено вознаграждение в 100.000 руб. деньгами тому, кто доставят ему живым или мертвым руководителя движения Ибрагима Чуликова, причем такое лицо что его обещанию будет им сразу произведено в чин Ротмистра.

«Вестник» чеченского комитета. На днях чеченским комитетом по очищению Чечни от банд большевиков был выпущен печатный «Вестник» газетного формата, где были, скомбинированы все сведения, касающиеся организации антиповстанческого движения и освещающие в истинном свете все положение в Чечне. «Вестник», разбросанный с аэропланов над аулами имел огромный успех. Очевидцы рассказывают что когда № «Вестника» попал к Узуму-Хаджи, то он рвал на себе волосы и отдал приказ предавать смертной казни всех тех, у кого найдут «Вестник», приказ этот имел обратный результат, и «Вестник» оказал значительное влияние на развитие восстания против Узум-Хаджи. 8-го сентября 1919 года Чечня под прикрытием нашего бронепоезда ведутся работы по исправлению железнодорожного пути.


В Нагорной Чечне. Повстанцы и Чечня. Газета «Грозный» №37, 31 октября 1919 года. Из авторитетного источники нам сообщают высокоинтересные сведения о положении в нагорной Чечне, иуда укрылись разгромленные банды Узума-Хаджи и Гикало. Бежавший из района Воздвиженской Гикало в настоящее время находится в Шатое, отряд же его по прежнему расположен в Шаро-Аргунском, ущелье Ставки Узума-Хаджи – Ведено, а разъезды его отряда доходить до выхода из Веденского ущелья. Чеченцами освобожденной от повстанцев плоскостной Чечни установлена строгая блокада нагорной Чечня и вообще, принять действительные меры к охранению достигнутого спокойствия. Жителями сел. Шала сформировано четыре сотни, которые по сегодня охраняют выход не допустить проникновения мятежных элементов за плоскость. Во многих аулах плоскостной Чечни организованы отряды аульной самообороны, имеющей целью порядка и спокойствия. Всадникам этих отрядов на аульных средств установлено жалование по 1000 руб. месяц. Строго проводится в жизнь приказ ген. Драценко о прекращении доступа продовольствия, в нагорную Чечню. В понедельник 21 октября по горным тропам в Шали на базар приехало несколько жителей Нагорной Чечни за хлебом, но всех их шалинцы прогнали из своего аула и посланцы уехали без хлеба. Под влиянием этих мер, а также благодаря широко поставленной агитации в нагорной Чечне все усиливаются враждебные повстанцам настроения, готовясь вылиться в открытую вспышку, горные аулы: Махкеты, Эльстанжи, Агашты, расположенные между Шатоем и Ведено уже прислали к Чуликову своих представителей, которые дали ему от имени приславших их аулов обязательство – не допускать в самом аулы большевиков и узум-хаджинцев. Еще более важным представляется тот факт что многих аулах горной Чечни отряд Гикало и вообще большевики объявлены кровниками. Благодаря этому все большевики, подвившиеся на территории таких аулов, обречены на смерть. Что касается грузинского отряда которым командовал генерал, то этот отряд совершенно рассыпался и входившие в его состав пятеро национальные проходимцы пытаются выбраться из негостеприимной Чечни. Если этого им и удастся достигнут, то с очень облегченным багажом, так как чеченской заставой, поставленной в горах за Шатоем отбирается у таких беглецов решительна все, до белья включительно. Тавдоны от шедшие с Узумом-Хаджи в Ведено покидают его и направляются домой. Ввиду распада своей «армии» Узум – Хаджи – объявлял набор добровольцев, обещая им плату в тысячу рублей в месяце. Однако успеха этот набор не имеет. Для поднятия духа своего воинства Узум-Хаджи усиленно распространяет слухи о прибытии к нему на помощь в ближайшее время турецких дивизий. Уверения эти, однако, так фантастичны, что никакого доверия к ним население нагорной Чечни не считает. В общем можно констатировать, что параллельно росту разложения и растерянности в рядах повстанцев, в населении нагорной Чечни вся усиливаются травные настроения подготовляющие почву для открытого выступления против Узума-Хаджи и Гикало. Положение такое же, какое в свое время наблюдалось и в плоскостной Чечне: не хватает только парного толчка, чтобы началось открытое восстание против Узума и его соратников которое закончится окончательным освобождением своей Чечни.

«Свадебный» король Чечни. Из весьма авторитетных источников нам сообщают, что Узум-Хаджи в целях поднятия упавшего начатого им дела, прибывшего к нему недавно из Константинополя Иналук Арсанукаева, выдающегося себя за князя Дышнинского, президентом союза горячих народов, утвержденным турецким султаном и действующим по полномочию турецкую правительство. Эта выходка произвела обратные результаты. Чеченцы плоскостной и Нагорной Чечни, высмеивая назначенного президента, называют его «свадебным королем», или «свадебным генералом», т. е. человеком на час и для смеха.

Наш край. Хасав-Юрт. Газета «Грозный» №35, 29 октября 1919 года. Как всем известно 9-го запрели 1918 года злодейскими была разграблена и сожжена туземным населением Хасав-Юртовского и частью Веденского округов, цветущая и насчитывающая до 800 торгово-промышленных предприятий слобода Хасав-Юрт, имевшая до 1200 дворов. Красовалась она чистыми и вымощенными булыжником улицами и славилась богатейшими на весь Северный Кавказ фруктово-виноградными садами. Жители этой слободы более года скитались на чужой стороне и, конечно, в течении этого времени повидали не мало горя. Но наконец в мае месяце с. г. с приходом Добрармии, открылся в слободу путь и беженцы ее один за другим хлынули вслед за войском. По приезде хасав-юртовцы увидели, что от цветущей слободы остались одни лишь развалины. Сады почти совершенно погибли, т. к. за отсутствием хозяев плодовые деревья частью порублены теми же туземцами, а частью засохли, а виноградники номерами или попрели в земле. Для приведения их в должный порядок, безусловно, не мало потребуется времени, сил и средств. В Хасав-Юрт был назначен начальник округа, управления которого обосновалось в этой разоренной слободе; именно с ним была открыта и почтово-телеграфная контора. На местах была назначена участковая власть и правительственные старшины селений округа. Узнав о том, что в слободе ни имеется управление округа, почтово-телеграфная контора, а главное гарнизон войск, слобожане стали возвращаться с своими семьями и с ними возвращались также разоренные русские и немцы окрестный слобод селений, хуторов и колоний. Когда в слободе появилась часть жителей составлявшая небольшое общество, то прежде всего было преступлено к организацию своего слободского правления. Старшиной слободы был избран Иван, Малюшенко, который и до переворота состоял в этой должности 14 лет. Дальнейшей задачей переселенцев являлись восстановление своих разоренных домов, но для этого требовался материал, которого не было. Тогда по распоряжению властей туземных населением слободы и только некоторыми жителями окрестных селений брал в очень ограниченном количестве доставлен награбленный ими с построек лесной материал и кое-какие домашние вещи, пришедшие почти что в негодности. В целях скорейшего заселения слободы, жители собрались на сход 4 августа с. г., где поста желающим приступить к постройке дать необходимый материал. Приблизительно 3 месяца слобожане и окрестные хуторяне прожили спокойно, а за тем последние стали вновь подвергаться разграблению со стороны тех-же туземцев При, этом пострадали вновь заселившиеся хутора: Кок-рек, Прянившников, Акайчиковский, Рамваевский (Покровский) и Симсир. Так как дальше грабить было некого и очередь была за слободой, то в одну прекрасную ночь было сделано нападение на южную часть слободы. Вскоре после этого грабители напали и на управление округа, а вслед за этим сделали вторичное нападение слободу и железнодорожную станцию, но оба эти нападения были отбиты. Наконец, банды чеченцев, разобрав железнодорожный путь между Хасав-Юртом и Гудермесом организовали в широком масштабе последнюю попытку разграбления слободы 8 октября после обеда со стороны Ауховских селений показались с гор масса верховых и пеших чеченцев, которые решили сделать нападение на гарнизон и железнодорожную станцию и взять слободу в свои руки. Банда была в Слободе встречена засевшей цепью войск, началась перестрелка, которая продолжались ровно сутки. В результате банда вынуждена была отступить с значительными потерями. По окончании боя стили выясняться бедствия, причиненные слободе новым нашествием бандитов. Отовсюду раздавались плач, крики и стоны, родители разыскивали своих детей, а дети родителей. Оказались жертвы среди мирных жителей, в числе которых был зверски убитый и сожженный старшина Малюшенко. Его труп, обгорелый с разможженной головой, был найден на окраине слободы возле казенного бассейна. Человек 50 мужчин, женщин и детей взято чеченцами в плен и уведены в Ведено; в число их попал назначенный перед этим нападением в слободу священник. Участь, постигшая их неизвестна. В разорении слободы и в перечисленных нападениях за последнее время, главную роль играли ауховцы, которыми также вырублен и общественный лес, более 100 десятин. Так много перестрадавшие и перенесшие столько бед жители Хасав-Юрта надеются что зверствам туземных бандитов будет похоже конец и слобода получит в ближайшем времени возможность зажить мирною жизнью.

В плену у чеченцев. В субботу с вечерним петровецким поездом не вернулся в Грозный подпоручик Еременко, бежавший из чеченского плена. Еременко был взят в плен в Кади-Юрте 20 дней назад, когда маленький отряд русских в количестве 35 человек два дни отбивался от скопища чеченцев в 8000 человек. По израсходовании патронов нашим отрядом, чеченцы ворвались в здание станции и перебили большинство защитников. Подпоручина же еременко после того, как его раздели до рубашки, взял за руку и объявил своим пленником, чеченец Атабей из аула Цонторой. Не смотря на то, что часть чеченцев настоятельно требовала расстрела Еременко, Атабею с односельчанами удалось его отстоять. Отведенный в аул Цонторой, он прожил там 18 дней и на конец бежало при помощи того же Атобея и другого чеченцы Абу-Бажара. Эти два чеченцы, веди его только ночью проведя через селение Ойсунгур и оставили подведя на версту к Кади-Юрт. На дорогу дали Еременке бурку, папаху и на ноги чусты, так как у него кроме рубашки и брюк не было ничего. Подведя к Кади-Юрту, вещи эти чеченцы отобрали и он босой и в одной рубашке добрались до своих, где его конечно обогрели и одели. Будучи в плену Еременко видел еще троих солдат своего отряда. Относительно же судьбы оставленных он ничего не знает. Обращались с ним чеченцы все время хорошо и кормили тем же, что ели сами.

Местная жизнь. Бегство грузин из Чечни. Из Чечни сообщают, что 19-го октября грузинские офицеры и инструктора во главе с генералом Кереселидзе покинули Шатой, направляясь в Грузию, и выражая негодование по адресу обманувших их чеченских главарей, уверявших, что чеченцы жаждут борьбы за национальные идеалы и независимость и нуждаются только в оружии и инструктором; при уходе ими оружия. Поэтому Аргунское ущелье стало на себя русские из рода Гикало. Одеты они очень плохо и питаются хлебом, вымеленным из чеченского склада. Горные чеченцы относятся к большевикам отрицательно, и в военных действиях принимают участие под давлением сил.

Письмо Чеченца-фронтовика. На имя правителя Чечни получено письмо от старшего урядника 4-го чеченского полка Эсенмурзаева с просьбой разостлать по аулам или опубликовать его обращение к своим единоверцам чеченцам и другим магометанам в котором он упоминая, что Бог наказывает их за ослушание святого Корана, разорением и разрушением селений, предупреждает, что у генерала Деникина имеется такая сила и столько припасов, что он в одну неделю может очистить всю Терскую область от мятежников и что войска его ближе от Москвы и скоро ее возьмут, и потому советуют бросить пьянство и грабежи и исполнять приказы генерала Деникина.

Беженцы армяне. Грозненский Армянский Национальный Совет приступил к обложению местных Армян с целью собрать деньги для снаряжения и отправки на родину по предписанию главного командования армянских беженцев призывного возраста на Северном Кавказе.

«В горах Кавказа». 1919—1920. А. Костерин

Исторический очерк Горского революционного движения. Владикавказ. 1921.

1917—1918 г. г. Волна февральской революции вспыхнула народности бывшей Терской области. Вековой гнет царского деспотизма пал и народности Кавказа почувствовали возможность освободиться из-под опеки царских чиновников и офицеров.

По своему классовому состоянию горцы не отличались резко друг от друга. Исключительно только в Кабарде и Балкарии сохранился класс помещиков-феодалов, князей, «узденей». Только здесь он был достаточно мощен и организован. Среди других народностей помещики были слабы и малочисленны. Но все народности имели одного общего врага в лице царского правительства, которое своей политикой лишило их лучших земельных угодий и национально-культурного развития. Кроме того горцы объединялись общей религией. Культурная отсталость способствовала могучему влиянию шейхов и мулл. Это экономическое и культурное однородное состояние дало возможность горцам на первых порах выступать с общими лозунгами, во главе с шейхами и муллами, помещиками и кулаками.

Это движение выливалось в национально-религиозные формы, направленные против русского влияния, русского деспотизма.

Но за этот же период революционная Горская беднота стала организовываться для борьбы с контр-революцией. В организованных формах бедноты в силу различия экономического и культурного развития не было единства.

Кабарда и Балкария организовалась вокруг духовенства, которое здесь стояло на стороне кулаческого крестьянства, ведущего борьбу с князьями. В Осетии еще с 1905 года существовала революционная организация «КЕРМЕН», вылившаяся затем в коммунистическую партию. В февральскую революцию «КЕРМЕН» имела уже свои отряды, которые с оружием в руках стали отстаивать свои права.

С первым же ударом октябрьской революции все казачьи и контр-революционные круги стали организовываться для борьбы с нарастающим движением бедноты. Начался 1918 год, охваченный пламенем национальных войн.

Вся Терская область развалилась на клочки. Каждая народность стремилась отмежеваться от других и захватить в свои руки наибольшее количество благ. Главным обладателем этих благ являлось казачество, вместе с тем оплот контр-революции. Внутри народностей шла борьба интернациональных групп с националистическим и фанатическим угаром. Но их голоса тонули в общем хоре разбушевавшихся страстей. Под грохот этих событий контр-революции усиленно стягивала свои силы. И когда к лету 1918 года удалось ввести в русло разбушевавшиеся страсти контр-революция во главе с казачьими верхами открыто выступила. Были моменты, когда казалось, что разгул реакции окончательно зальет берега Терека. Лишь отдельные островки – Кизляр, Грозный, Владикавказ – еще держались и с беззаветной стойкостью отражали удары царских полковников. Но затем объединенными национально-революционными силами восстание было раздавлено.

В этой борьбе с российской контр-революцией сыграло видную роль революционно-национальное движение горцев без мулл, шейхов и помещиков. Отношение вождей этого движения к российской контр-революции находит яркое отражение в речи Наркома по национальным делам Асланбека Шерипова на Народном съезде. Здесь говорили, что казаки 300 лет были революционерами. Нужно было иметь мужество, чтобы сказать это когда казаки до февраля 1917 года, а в некоторых местах и позже, до настоящего времени, были оплотом и опричником империализма. Здесь говорилось, что казачество платило контрибуцию царизму. Но они брали контрибуцию с тех, кто веками боролся за свободу, кто погибал в этой смертельной борьбе и от земельного голода. Нам здесь говорят, что казачье движение – это народное движение против отдельных советов и красноармейской вольницы. Тем, кто упрекал левый сектор в недостаточно серьезном отношении к вопросу, самим не следует объяснить такое большое явление, копаясь в мелочах. Чтобы принять это движение, нам надо сделать хотя краткий обзор истории революции в Терской области. Когда после февральского переворота приехали сюда члены 4-ой Государственной Думы Караулов и Паша Чермоев и сообщили, что там, в центрах, произошла революция, здесь не все это поняли и почувствовали. Казачество поддерживалось монархическим кулаком и когда он пал, оно лишилось таким образом поддержки. А казаки знали, что те, кто лишь терпел и страдал от империализма, кто был загнан в пустынные горы силою завоевателей, потребует земли и не только в резолюциях, а на деле и казачеству придется потесниться. И казаки, коим это было невыгодно, находили себе союзников среди тех, горцев, которые и 60 лет тому назад боролись против нашей свободы. Это союз объединенных горцев – Терско-Дагестанское правительство. Те, когда старались направить стремления горцев в другую сторону. Мы тогда боролись, чтобы направить Горскую массу по этому пути, по которому она теперь и идет. Погромы со стороны масс солдат, шедших с фронта и погромы в городах имевшие тогда место, провоцировались. Наше духовенство и помещики старались направить народное негодование именно против бессознательных людей. но я укажу и еще обстоятельства. Те полковники и казачьи офицеры, кои предлагали выгнать всех пришлых и разделить с горцами их земли, те толкали горожан в наступление на Чечню, обещая помощь, а потом в Грозненской станице вывесили белый и объявили себя нейтральными. Когда казаки и наши верхи по особым соображениям признали Советскую власть они думали, что это признание ни к чему не обяжет, но когда увидели, что революция в области развивается, захватывая все более широкие круги населения, они испугались за порядок и благополучие и пошли против Советской власти. Полковник Рымарь, который на Моздокском Съезде призывал благословение на поход против Чеченцев, потом признал Советскую власть и дальше стал одним из руководителей борьбы против Советов. Но контр-революционеры есть во всех группах. И у нас Чеченцев, те которые мне предлагали на моздокском Съезде признать Советскую власть, образовали потом Атагинский Народный Совет враждебный нам. Я знаю, что в Грозном казаки агитировали за наступление Советских войск на Чеченцев, но на помощь не пошли. Помощи не дали и отпечатали во множестве экземпляров особое объявление, почему не дали помощи и эту бумагу Кизлярский Совет передал контр-революционному Атагинскому Совету. Чеченско-ингушская фракция считает это движение контр-революционным по самой его сущности. Здесь определенная группа населения думает вернуть свои привилегии. И все контр-революционеры с восхищением смотрят, за этим движением. И если это движение не будет раздавлено, то найдет поддержку и в Чечне и Кабарде и по всей Терской области. Если здесь задают мне вопросы, смущающие других, то и я спрошу – не понимаю, Казачья Крестьянская фракция не отмежуется от Казачьего Крестьянского Моздокского Совета. Мы отмежевались от нашего Атагинского. Здесь получается двусмысленное положение. Отмежуйтесь и оно станет ясным. Конкретно я скажу, что если в Терской области в ближайшее время в эти дни не будет создан единый революционный фронт, то мы представители трудовых народов будем разбиты. В Чечне нет интеллигенции, но есть трудовой народ и в его отношение к Советской власти мы верим больше, чем в резолюции казачества о признании Центральной Советской власти. Здесь мы заявляем, что когда будет надо, мы покажем, как боремся за свободу. Во время Шамиля мюриды необразованные, не окончившие юридического факультета как Мамулов, воевали и умирали за свободу. И если теперь Вы не найдете среди нас мюридов Газавата, то найдете мюридов революции, которые пойдут умирать за свободу, как шли те мюриды». Горцы сдержали слово и белогвардейцы были выброшены с Терека. Конец 1918 года проходит в усиленном закреплении революционных завоеваний. Кабарда и Балкария очистились от влияния князей. Их угодия отходили к крестьянству. Громадные табуны лошадей послужили для организации красных конных частей. «КЕРМЕНИСТЫ» закрепляли свое влияние на бедноту. В Ингушетии народилась коммунистическая организация. Лишь наиболее культурно отсталая Чечня оставалась под влиянием мулл и националистических чувств. Но и здесь уже намечалась будущая коммунистическая организация среди Чеченской молодежи. Их ярким выразителем был Аслан-Бек Шерипов. Насколько резко становились уже тогда революционные вопросы, видно из воззвания Аслан-Бека к трудовым Чеченцам: «Проснитесь все честные Чеченцы. Наши предки гибли за эту свободу, за землю Вы все должны восстать как один человек. Не должны быть партий и их главарей шейхов, а должен быть единый трудовой Чеченский народ. И тогда Вы защитите свободу, власть и завоюете землю. Мы молодежь верим, в то, что еще не погибли в Чечне герои и борцы за народную свободу. Все, что здесь пишется, сознается народом. Чувствуется и думается, но никто не смеет говорить и действовать. Будьте же смелы, ведь все в руках народа, только поймите друг друга, объединитесь и тогда Вам никто не будет страшен. Мы верим в то, что народ проснется, он уже просыпается, возьмем в свои руки власть и сами будем творить свою жизнь. И восставший народ вопреки злой воле, темной воле шейхов и мулл должен защитить народную власть, ту власть, которая дает Вам землю и волю. На нашей стороне будет победа, ибо на нашей стороне есть вера и любовь, вера в торжество правого дела, в разум Чеченского народа и любовь к свободе». Но национальный фундамент победы над бандами Бичерахона был слишком неустойчив для закрепления Советской власти. Было ясно, что настанет время, когда интернационально-революционное движение столкнется с национально-шовинистическим. Единственной революционной опорой могла быть организованная беднота. На расслоение Горской массы и было обращено все внимание. Вместе с тем усилия Советвласти соединиться с центром, увенчались успехом. Кизляр явился тем окном, через которое лилась из центра волна революционного подъема и коммунистических идей. Девятадцатый год обещал быть годом окончательной победы революции. В это время XI армия, боровшаяся с Добровольческой армией, не выдержала натиска и стала отходить на Кизляр. Таким образом Терской Красной Армии, еще ни окрепшей после боев с Бичераховым, пришлось столкнуться с главными силами Добровольческой Армии. Оттеснив XI армию на Кизляр, Добровольцы бросились на Терцев, подавляя их численностью и организованностью. Здесь то и сказалось слабость Советвласти, опиравшейся главным образом на национально самоопределившиеся народности. Горцы не учли классового момента борьбы Красной Армии с Доброармией. Поэтому активная помощь Красной Армии была ими оказана слабо. Горцы выжидательно следили за исходом борьбы, не оценив врага. Наиболее активное сопротивление было оказано Кабардинцами и Осетинами-«Керменистами». Под давлением белых Кабардинские части отошли в Чечню. Укрывшиеся в горах «Керменисты» ушли через перевал в Грузию. Контр-революционная же часть горцев вполне ясно представляла себе происходящие события и оказала активную помощь добровольцам. Все верхушки предавали дело национального освобождения, начиная с Кабардинских князей и кончая пресловутым Горским правительством в Т. Х. Шуре. Красная Армия под давлением Доброармии стала отходить часть в Грузию, другая часть в Чечню. Но под аулом Ачхой-Мартан отряд Красной армии подвергся поголовному ограблению со стороны Чеченских контр-революционеров, причем до 700 красноармейцев было выдано Добровольцам. Отдельные отряды Кабардинцев и керменистов еще долго бились в своих горах, но затем вынуждены были также уйти в Грузию. Ингушетия и Чечня укрыли у себя красноармейцев и кабардинцев, но сами не проявили активности по отношению к белым. Главная масса красноармейцев скопилась в Чечне в сел. Гойты. Добровольцы вначале не выявили себя, но боязнь, что укрывшиеся красноармейцы составят угрозу в их тылу и стремление пробиться к Петровску заставляло действовать их решительней. В начале марта Добровольцы предъявили требование Чеченцам выдать красноармейцев и не мешать исправлению железной дороги на Петровск.

На страницу:
4 из 13

Другие книги автора