Полная версия
Иван Грозный и Мария Темрюковна. Очищение
Чтобы понять, насколько пагубным было местничество, приведем условный пример из Сталинградской битвы. Предположим, что майор вызывает лейтенанта, приказывает взять роту солдат и отправиться в разведку за «языком». В ответ от лейтенанта слышит: «Товарищ майор, выполнить ваш приказ не могу. Мой отец командовал батальоном в Гражданскую, дед командовал батальоном в Первую мировую. Поэтому могу взять под командование только батальон». И майор вынужден искать другого человека, который может привезти «языка». Вызывает второго лейтенанта, дает такой же приказ и получает аналогичный ответ. И так до того момента, пока не найдется лейтенант, чей отец или дед не командовал батальоном.
В. Б. Кобрин пишет, что Грозный любил эти местнические разборки: «Почему Иван Грозный, который любое местническое дело, если ему хотелось, прекращал одним суровым окриком: «Не дуруй!», сам охотно влезал в местнические счеты, допускал их даже среди опричников, умело пользовался ими, чтобы возвысить тех, кто у него «во времени» (в фаворе), и унизить тех, кто близок к опале?»167. В это сложно поверить, так как, когда враг налетает неожиданно и нужно выдвигать рать, царю не до местнических разборок.
Следующим шагом стал указ царя об отмене местничества в войсках (1549–1550). Теперь не профессиональному боярину-главнокомандующему с голубой кровью могли дать «заместителя» – профессионального военного из незнатного боярского рода. В 1555 году был составлен специальный справочник «родовитости» знати. Нам привычно слышать «справочник телефонов», а тогда был свой «справочник знатности», называемый Государев родословец. В помощь к нему ввели и другой справочник военной службы – разрядные книги. В них систематизировали информацию о военной службе знати за период времени с 1475-го по 1556 год, то есть нужно было выбрать данные за более чем 80-летний период о военных, воеводах, службе в мирное время, систематизировать информацию для быстрого поиска, начиная от Ивана III.
Доктор исторических наук К. Ф. Дзамихов приводит сведения, что идея ликвидации местничества принадлежит Михаилу Алегуковичу Черкасскому – первому российскому генералиссимусу168, Новгородскому и Московскому воеводе, главнокомандующему сухопутными войсками России, служившему у трех царей. Петр I, уезжая из Москвы, наказывал подданным слушаться Михаила Черкасского и «исправлять, не описывая, все, о чем станет говорить господин Черкасский».
Для Азовского похода Михаил Алегукович на собственные средства построил для Петра I два корабля, а об одном из кораблей царь отзывался как об одном из лучших. Возвратившись из первой заграничной поездки, Петр не обрезал бород только у боярина Т.Н. Стрешнева и у князя М.А. Черкасского, ввиду уважения их преклонного возраста и общего к ним почитания. Михаил Алегукович вторым браком был женат на внучке Дмитрия Михайловича Пожарского.
Россияне знают о национальных героях – Козьме Минине и князе Дмитрии Пожарском как организаторах и лидерах народного ополчения в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Но именно Дмитрий Мамстрюкович Черкасский (Каншао-мурза) – кабардинский князь, потомок Темрюка Идарова – отца Марии Темрюковны, вдохновил русские полки и отряды следовать за Мининым и Пожарским освобождать Москву.
Сегодня в Нижнем Новгороде и в Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому. Лидеров освободительного движения на самом деле было трое и изначально планировалось увековечить трех человек. Есть версия, что на первом эскизе памятник был трехкомпонентным и первоначальный эскиз с тремя лидерами сохранился в одном из берлинских музеев. Но незаслуженно забытым, вычеркнутым из истории отечества оказался князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский. Писатель М.Н. Загоскин в своей книге «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» упомянул Дмитрия Черкасского: «По выходе неприятеля из Кремля войско князя Пожарского… вступило Спасскими воротами во внутренность этого древнего жилища православных царей русских. Впереди всей рати понизовской ехал верховный вождь, князь Димитрий Михайлович Пожарский; по правую его руку на лихом закубанском коне гарцевал удалой князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский; с левой стороны ехали: князь Дмитрий Петрович Пожарский-Лопата, боярин Мансуров, Образцов, гражданин Минин, Милославский и прочие начальники».
В Российском государственном архиве древних актов хранится «Описание «в лицах», касающееся свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой», где можем прочитать: «Главным распорядителем был царский дядя боярин Иван Никитич Романов, а дружками при государе – князья Дмитрий Черкасский и Дмитрий Михайлович Пожарский, при государыне – Борис Михайлович Шеин и Роман Петрович Пожарский».
Дмитрий Мамстрюкович Черкасский служил во славу и мощь России. Он был не только воином, но и дипломатом. В 1613 году многочисленные сторонники выдвигали его кандидатуру на царский престол, но он отказался, поддержав всецело Петра Алексеевича.
Вернемся к отмене местничества. К. Ф. Дзамихов пишет: «Считаем нужным подчеркнуть, что сам Михаил Алегукович – человек, понявший вредность и пагубность местничества, базировавшегося исключительно на основе родовитости, сам принадлежал к одной из самых высокородных российских фамилий.
В России в XVII веке было 16 «первостепенных» и 15 «второстепенных» родов, из которых 20 были княжескими. Знатность и родовитость определялись по месту, занимаемому родом среди этой 31 фамилии. Известный историк С. М. Соловьев в своей работе «Чтения и рассказы по истории России» приводит этот список в следующем порядке: «1. Черкасские. 2. Воротынские. 3. Трубецкие. 4. Голицыны. 5. Хованские. 6. Морозовы. 7. Шереметевы. 8. Одоевские. 9. Пронские. 10. Салтыковы. 11. Шеины. 12. Репнины. 13. Прозоровские. 14. Буйносовы. 15. Хилковы. 16. Урусовы.
15 второстепенных фамилий: 1. Куракины. 2. Долгорукие. 3. Бутурлины. 4. Ромадановские. 5. Пожарские. 6. Волконские. 7. Лобановы. 8. Стрешневы. 9. Баратынские. 10. Милославские. 11. Сукины. 12. Пушкины. 13. Измайловы. 14. Плещеевы. 15. Львовы».
Весной 1682 года в Москве произошло восстание стрельцов, поддерживавших сводную сестру малолетнего царевича Петра Софью, стремившуюся к власти. Она в то время была провозглашена правительницей России при царевичах Петре и Иване. В этой сложной ситуации Михаил Алегукович занимал твердую позицию поддержки Петра I»169.
Местничество было отменено Федором Алексеевичем Романовым в 1682 году. Царь созвал особый собор, поставил вопрос об отмене местничества, получил одобрение. Федор Алексеевич распорядился сжечь все разрядные книги. Огонь безразлично уничтожил записи о том, представители каких боярских или дворянских фамилий служили при том или ином царе, при каких обстоятельствах, в какие годы, какие должности они занимали, кто кем командовал или кто под чьим руководством служил.
С одной стороны, поставили точку на вреднейшем явлении. С другой стороны, с точки зрения историографии потерян большой пласт информации для историков и для исследователей, интересующихся своими родословными. Но только через 132 года с момента, когда борьбу с местничеством начал Иван IV, это явление было отменено.
Ликвидация местничества в армии укрепила ее, потому что сломала многолетнюю монополию боярско-княжеских родов на получение самых высоких военных постов. Одновременно власть получила право привлекать профессионалов из дворянской среды. Если представители боярско-княжеских семей были одними из самых богатых семей на Руси, то многие дворянские семьи нуждались в земельных наделах. В течение периода времени, когда власть была в руках бояр, много земель перешли им или их родственникам. Параллельно с этим проходил процесс обезземеливания дворян, являвшихся основной частью вооруженных сил. Основным источником пропитания семей, в том числе и военных, в Средневековье была земля. И чтобы привлекать на военную службу достаточное число военных, нужна была соответственная площадь земельных наделов. И русский царь столкнулся с очередной сложностью – проблемой нехватки земли для дворян, находившихся на военной службе. Земельный вопрос также обсуждался на Стоглавом соборе. Грозный обратился к церкви для решения этого сложного вопроса, страну ожидал земельный передел.
В Средневековье во всех странах Европы церковь обладала обширнейшими земельными угодьями, в том числе и в Московии. Но принудительно отнимать земли у Русской Православной церкви царь не стал. Он хотел открытого обсуждения проблемы и принятия совместного согласованного решения. К тому же, во главе церкви стоял его учитель и наставник Макарий. Отъем земель вызвал бы не только недовольство церкви, но и стал бы ударом в спину своему учителю. В результате постановлением Стоглавого собора 1 мая 1551 года было принято решение: передать государству земли, полученные церковью после 1533 года, то есть после смерти Василия III.
Год 1553-й был выбран не случайно. Именно после смерти отца Грозного начались годы лихолетий боярского правления, сравнимые с 90-ми и приватизацией после предательского развала СССР.
По поводу приобретения церковью новых площадей в будущем пришли к соглашению – после 1 мая 1551 года только после одобрения главой государства.
Решили вопрос возврата дворянам и крестьянам земель, отнятых у них насильно за долги или по иным предлогам боярами и переданных церкви. Князья тоже лишались права без согласования с главой государства продавать или передавать свои земли церкви.
К сожалению, большинство историков, в том числе и Радзинский, которого часто показывают по центральным каналам, Стоглавый, Земский соборы преподносят так, как будто все решения были заранее приняты Грозным, и они лишь утверждались во время этих соборов, то есть принимались, потому что участники соборов боялись перечить царю. Есть и такая точка зрения, когда соборы сравнивали со съездами народных депутатов СССР, когда с трибуны оглашались решения, а присутствующие безропотно поднимали руки. Н. М. Пронина оценивает их следующим образом: «Так была решена острейшая проблема, решена совершенно без крови и без потрясений, совершенно парламентским, как сказали бы теперь, методом, с помощью объективного анализа и взаимных мудрых уступок…»170.
Можем уверенно констатировать, что первым, кто начал решение «жилищного вопроса» для военнослужащих, был никто иной как Иван Грозный. В наше время военным дают квартиры, субсидии, компенсируют затраты за наем жилья. В Средневековой Руси квартир не было, была земля и доход, который можно было от земли получить. Вот и решал Иван IV вопросы обеспечения пропитания и земельного надела, где служивые могут построить себе дом.
Иван Васильевич познал много горя и видел много зла, чинимого в годы его детства боярскими кланами. Он был абсолютно иным человеком и хотел править по справедливости. Доказательством тому служит его реформаторская деятельность, когда принятие важнейших вопросов он начал выводить из ведения бояр и передавать профессиональным госслужащим (дьякам, подьячим). И оставил народу право личного обращения к царю на тот случай, если люди не смогли найти удовлетворяющее их решение на свою проблему. «В целом реформы Ивана Васильевича превращали Россию в новый, доселе не существовавший тип государства, земскую монархию. Сильная и централизованная вертикаль власти, а наряду с ней – развитое самоуправление в горизонталях»171.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ
ГРОЗНОГО. КАЗАНЬ
Военные походы Грозного были не завоевательными, а объединительными. Для этого нужно рассказать о Великом шелковом пути и так называемом «монголо-татарском иге».
В современном мире, покупая товар через приложение на телефоне, даже из Китая, мы не задумываемся о том, каким способом покупка прибудет к нам, довезут ли ее морем, по железной дороге, автотранспортом или на самолете. Мы все хотим очень быстро и недорого получить желаемую покупку. Современная Россия развивает ледокольный флот, чтобы доставлять через русский Север по Севморпути товары из Китая по всему миру. Маршрут существенно короче и экономически выгоднее всех существующих, за счет чего достигается экономия на топливе, стоимости фрахта судна, заработной плате экипажа, пошлинах.
Проход по Суэцкому каналу платный, контейнеровоз может «случайно» перекрыть канал, могут напасть пираты… Все эти форс-мажорные ситуации имеют последствия. Страховые компании оценили убыток для мировой экономики от блокирования канала контейнеровозом «Эвер Грин». Сумма потерь составила 6,66 млн долларов в минуту, или 9,6 млрд долларов в день. По Севморпути никакой контейнеровоз якобы случайно не сможет перекрыть путь и вызвать пробки. Одновременно развитие северного канала будет финансовым ударом по США и НАТО, которые контролируют не только Суэцкий, но и остальные важнейшие судоходные артерии мира. У России есть Транссиб, во время Специальной военной операции подписали соглашение о развитии нового транспортного пути протяженностью 7200 км. Это позволит развить торговлю с Индией, Ираном, Азербайджаном, со всеми странами Ближнего Востока и Азии. Аналогичные функции в древности выполнял Великий шелковый путь.
У Шелкового пути было несколько направлений. С товарами в древности передвигались паломники, путешественники, ученые, технологии, мировоззрения и даже религии. Этот путь существовал несколько тысяч лет172.
Когда президент В. В. Путин встречается со своими иностранными коллегами, он всегда называет цифры товарооборота между странами, говорит о динамике, надеется на увеличение сотрудничества. Производить товары, конечно, хорошо, не менее важно их продавать. А еще лучше – зарабатывать на транзите через свою территорию.
«Самая крупная торговая империя того времени – Ромея (Византия) – контролировала узловой пункт мировой торговли – Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы). Сохранившиеся свидетельства позволяют судить о том, что в начале XIII века в год таможенные сборы давали империи порядка 33 тонн золотого эквивалента. В эпоху же наивысшего могущества Венеции ее годовой бюджет был скромнее – около 5 тонн золота»173.
Шелковый путь, который был экономической артерией Евразии, прерывался на три столетия и был возрожден только при Чингисхане, эффективно функционировал при его потомках174. Чингисхан собрал под своим контролем огромную территорию, ввел важные законы, которые стимулировали торговлю, приносившие доход не только купцам, но и государствам, княжествам, через земли которых проходил Великий шелковый путь. Он, признанный в 2000 году ЮНЕСКО величайшим полководцем всех времен и народов, создал армию, которая, обеспечивая безопасность для торговцев, приводила к процветанию регионы. На пути следования караванов возникали не только караван-сараи, ремесленные поселения, богатые города, даже государства. Там, где чахла торговля, происходил обратный эффект. «Золотая Орда была не национальным государством в современном понимании этого слова, а именно торговой империей»175, – пишет Д. В. Белоусов.
Современные историки ставят под сомнение сам факт существования «иго». Член РГО, этнограф А. В. Осташко отмечает, иероглиф «И-Го» в переводе с китайского языка означает «Единое государство», где «И» – «один», «единый», а «Го» – «страна», «государство»176.
Д. В. Белоусов пишет: «Иго» – это 300-летний порядок на Руси, который прекратил кровопролитную гражданскую войну. «Татаро-монгольское нашествие с востока» – это процесс объединения Русского государства. <…> А основным противником ордынцев (русских царей и князей, и татарских ханов и мурз) и их народов в период ордынского правления в Московии-Руси был именно спесивый католический Запад»177. Исследователи отрицают и факт того, что в этом процессе принимали участие монголы. Ученые из разных областей науки не нашли монгольских письменных источников «иго», нет даже устных преданий о Чингисхане в Монголии, считающейся его родиной, архитектурных памятников, возвеличивающих факт доминирования в течение 250–300 лет над Русью, лингвистических, культурно-бытовых заимствований, нумизматических следов, военно-стратегических и оружейных, фольклорных, генетических и антропологических. Проводили даже эксперимент над животными: армейскую конницу отправили в поход из Киргизии города Фрунзе в Москву, чтобы проверить, как лошади повторят ордынский путь. Лошади, пройдя 3000 километров в течение времени с мая по август, были измождены… Ни о каких баталиях и речи быть не могло. Обратно бедных лошадок отправляли в товарных поездах178. Другие приводимые доказательства касаются того, что не хватило бы фуража и железа подковать многочисленную конницу орды, добраться без карт в неведомые земли. Историки утверждают, что первые карты появились лишь в эпоху географических открытий, а это случилось через 200 лет после «монгольского» нашествия.
Для ответа на этот вопрос о том, почему появилось сочетание «монголо-татарское иго», обратимся к книге Д. В. Белоусова: «В 1182 году состоялись выборы хана, но почти все претенденты на престол из числа потомков Хабул хана просто отказались от этой обременительной должности. Тогда дружина Тэмуджина предложила избрать его ханом под именем Чингис, что стало неожиданностью для самого Тэмуджина. <…>
В 1206 году на великом курултае Чингис был вновь избран ханом, но уже всех племен Восточной степи. По обычаю, новый хан должен был дать объединенному улусу имя. Просто имя. По татарским источникам, Чингисхан провозгласил «Мгел олыс», что значит «Вечный Удел» (держава, страна, данная в управление Богом). Это название – от татарского «Мге» – Вечный. По арабским источникам, Чингисхан провозгласил «Могол Улус». <…> Чингисхан просто назвал имя объединенного улуса «в память славного имени какого-то древнего и могучего народа или рода» (русский монголовед, академик Б. Владимиров). <…> Кстати, спустя 200 лет (в середине XVI века) у чингисидов даже было государство Могулистан. Не моНголистан, а Могулистан. Тимур строил империю Великих Моголов, и его назвали императором Моголов»179.
В Средневековье не было государств в понятном нам сейчас смысле слова. В книгах и на старинных картах Европы территорию, которую для удобства назову предшественником СССР, именовали Тартарией. Примеров тому множество. Обратимся к приведенным историком Д. В. Белоусовым сведениям из энциклопедии Британика, изданной в 1771 году: «…Тартария – громадная страна в северной части Асии, граничащая с Сибирью на севере и на западе, которая называется Великая Тартария. Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются астраханскими, черкасскими и дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются калмыками тартарскими и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; узбекскими тартарами и монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, тибетскими – живущие на северо-западе от Китая»180. Из французской энциклопедии 1765 года автор приводит не менее интересную цитату: «…Тартария – громадная страна, включающая в себя части Азии, на севере от турецкого государства, Персии, Китая и до Северного ледовитого океана. Тартария делится на три основные части, а именно: Китайскую Тартарию, которая принадлежит императору Китая; Независимую Тартарию, которая регулируется различными ханами; Русскую Тартарию, которая занимает огромную территорию… Маленькая Тартария является провинцией, зависимая от Турции… Она была названа Маленькой Тартарией, чтобы отличить ее от Великой Тартарии в Азии».
Напрашивается вывод, что территории и народы, живущие в землях, через которые проходил Великий шелковый путь, назывались тартарами, а потом буква «р» выпала и стали «татары».
Этнограф Осташко пишет, что слово «Тартария» – «Grande Tartarie» – это искаженное латинское слово «territorium» – территория, то есть некое гигантское пространство, а не страна. Если «Могол» означал «великий», а «Тартария» – «огромная территория, на которой живут разные народы», то получаем «Великие народы, живущие на огромной территории». Читаем у Д. В. Белоусова: «Сегодня татар известно превеликое множество: касимовские, крымские, литовские, бордаковские (татарские), белгородские, донские, енисейские, тульские… Одно только перечисление всевозможных татар займет полстраницы. В летописях упоминаются татары служивые, татары крещеные, татары безбожные, государевы татары и татары бусурманские. То есть термин этот имеете чрезвычайно широкую трактовку. <…>
Этнос с названием «татары» возникает в восточном краю Евразии в VI–VIII вв. н.э. и, включая в свой состав «другие тюркские народы», оставшиеся неприкаянными после распада Тюркского каганата, распространяется на запад в достаточно быстрых по историческим меркам темпах. Средневековые татары никогда не говорили на языке халха (то есть монгольском), родным был средневековый татарский язык – один из тюркских языков. <…>
Почему к вымышленным монголам немцы-фальсификаторы XVII–XVIII веков добавили именно татар? Загадка решается, если вспомнить, что татары – это европейское собирательное название всех евразийских (восточных) народов. <…>
Привязка слова «татары» к определенной этнической группе начинается лишь с XVII века. Название татар в Азии исчезло и перешло на поволжских тюрок (подданных Золотой Орды), где с течением времени превратилось в этноним. <…> Окончательно термин «татары» как обозначение волжско-уральских и сибирских оседлых тюркоязычных народов утвердился лишь в ХХ столетии.
По последним данным генетических исследований, татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов колоссальны. <…>
Весь курс мифоистории пестрит перлами о том, как татары нападали, как русские шли на татар и т.д. Но… нигде не указывается, что татары являются нашим симботом, народом-напарником. Татарские части всегда входили в состав русских войск, участвовали во всех русских войнах – и междоусобных, и в битвах с внешним врагом. Татары дрались против Мамая на Куликовом поле вместе с московской ратью, татары первыми атаковали врага в шведской и Ливонской войнах; в 1410 году под Грюнвальдом объединенное польско-русско-татарское войско наголову разгромило крестоносцев, сломав хребет Тевтонскому ордену – причем именно татары приняли первый удар. Можно сказать, что татары – это русская легкая конница. Или русские – татарская кованная рать.
Представители татарской знати за века совместной жизни постепенно смешивались с русскими и дали начало множеству известных дворянских фамилий, в том числе: Аксаковы, Апраксины, Ахматовы, Басмановы, Булгаковы, Бунины, Вельяминовы, Гоголи, Горчаковы, Державины, Измайловы, Кантемировы, Карамазовы, Кочубеи, Мичурины, Рахманиновы, Салтыковы, Строгановы, Талызины, Татищевы, Темирязевы, Третьяковы, Тургеневы, Тютчевы, Уваровы, Урусовы, Ушаковы, Ханыковы, Шаховские, Шереметьевы, Юсуповы. Нигде более в мире христианские государи не допускали столь тесного сближения со своими мусульманскими подданными»181.
Доктор исторических наук А. В. Пыжиков о происхождении термина «монголо-татарское иго» приводит следующее: «…нужно сказать о популярном в Литве «отце» польской истории Яне Длогуше (1415–1480), четверть века возглавлявшем канцелярию Краковского архиепископа. Он культивировал взгляд на Московию как на сугубо «варварскую» землю. Именно им была окончательно сформулирована концепция так называемого татарского ига, противостоящего Руси»182. Далее эта теория перекочевала в труды других поляков и прозападных историков, внушавших, что монголо-татарское вторжение отбросило Русь во тьму веков, из которой ее вытащил Запад. Исследователи отмечают, что монголо-татары, которые были угнетателями, появились в «истории» Российской империи после воцарения Екатерины II.
Современные историки пишут, что Тимуджин, получивший титул Чингисхана, не монгол: «Чингисхан родился на территории России (СССР), ныне это Ононский район, почти ненаселенная местность к югу от Читы», «… жители Приононья были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым (в отличие от степняков и татар). На фоне подчеркнуто монголоидных черт народов Забайкалья и Амурского бассейна эти европеоидные черты отмечались всеми средневековыми наблюдателями. Соплеменников Чингисхана «отличали зеленые и синеватые глаза», китайские историки называли их «стеклянными». <…>
…и Чингисхан, и его внук Батый – оба были европеоидами, блондинами с голубыми глазами и рыжими бородами. Первоисточники гласят, что таковыми были все в роду Бурджигинов / Борджигинов. Да и само название Бурджигин / Борджигин означает «имеющий голубые глаза», отмечает персидский хронист Рашид ад-Дин»183.
Мустафа Кемаль получил фамилию Ататюрк – отец турков, как признание за вклад в становление нации, и Тимуджин, как факт признания своих заслуг перед народом, получил титул Чингисхана.
Историческую науку подкрепляют русскими былинами, в которых богатыри едут в Орду, но не на войну, а в определенную территорию. Профессор А. В. Пыжиков приводит сведения, что Батый, как предводитель, прибыл не верхом, а на кораблях, спускался с дубовых сходней. Злые татары, описываемые в былинах, обитают на Западе, а не на Востоке: «В одной песне красную девицу сватают на чужую сторону за злодея-татарина, но оказывается она не в восточных степях, что было бы естественно, а в Дунайской реке»184.