bannerbanner
Иван Грозный и Мария Темрюковна. Очищение
Иван Грозный и Мария Темрюковна. Очищение

Полная версия

Иван Грозный и Мария Темрюковна. Очищение

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 15

Возвышение Сильвестра было невозможно без отдаления Бармина, занимавшего пост настоятеля Благовещенского собора. Его обвинили в подстрекательстве к мятежу, отстранили и сослали в монастырь. Ставшее вакантным место занял поп Сильвестр. Курбский приписал Сильвестру заслугу, что именно благодаря его нравоучениям молодой царь стал вести праведный образ жизни. А на самом деле ситуация выглядит иначе: «После встречи с Сильвестром Иван IV и впрямь изменил образ жизни, «потехи царские», ловы и иные учреждения, еже подобает обычаем царским все оставиша». Не беспутство, а те развлечения, которые были приняты для государей, «еже подобает обычаем царским». Иван Васильевич вообще отказался от отдыха, отдавая себя только делам и молитвам»146. Как мы помним, «потехи» – это охота.

Давайте ознакомимся с короткой справкой о попе и его дружке Адашеве из Википедии.

«Протопоп Сильвестр147, год рождения не известен. Год смерти – 1566. Считается, что он был не только священником, но и политическим и литературным деятелем. Родом был из Новгорода. По версии историков, он и его родня вели торговлю за рубежом. Сильвестр свою духовную карьеру начал в Новгороде, затем продолжил ее в Благовещенском соборе Москвы. Работу, которую исполнял Сильвестр, на современном языке можно назвать секретарем-исполнителем. После пожара 1547 года Сильвестру было поручено вести надзор за работой художников, участвовавших в реставрации, восстановлении внутреннего убранства Кремля. <…> По одной версии протекцию ему оказал митрополит Макарий, и он же познакомил с молодым царем, по другой – Сильвестру протекцию оказали Старицкие, чтобы приставить его как доносчика к царю, по третьей версии – Алексей Адашев, с которым они подружились. Но самой распространенной версией знакомства Сильвестра и молодого царя Ивана IV является 29 июня 1547 года, когда вооруженная толпа прибыла к нему в Воробьево. По Курбскому, Сильвестр заговорил с Иваном властным голосом, восстав из толпы, обличая его, что пожары – напасть на Москву исключительно за грехи молодого царя в прошлом. И в конце своего выступления, он подкрепил свои слова «знамениями и чудесами».

«Алексей Адашев. Год рождения не известен. Год смерти – 1561. При Иване Грозном был окольничим, воеводой, приближенным человеком, дипломатом. Являлся начальником челобитного приказа, постельничим и хранителем личного архива царя вместе с печатью «для скорых и тайных дел». Его отец Федор Адашев был дипломатом, возглавлял московское посольство в Стамбуле – столице Османской империи. Именно он устроил сыновей Алексея и Даниила стряпчими и постельничими при малолетнем Иване IV. Адашевы часто встречались с великим князем и вскоре они сблизились. Федор Адашев сделал карьеру – стольник, окольничий, боярин и воевода. Стольник занимался обслуживанием трапезы государей. Окольничий – сан приближенного к царю по службе. Постельничий – должность придворного, в обязанность которого входило следить за чистой, убранством и сохранностью царской постели и спальной комнаты. Стряпчий – царский слуга, где наименование заимствовано от слова «стряпать», что означает делать, работать». Известно, что Адашева не было рядом с царем в Воробьево, когда толпа нагрянула к царю. Можно сделать вывод, что он остерегался за свою жизнь, ведь надеялись на кровопролитие. На духовное лицо вряд ли бы кто осмелился поднять руку. Получается, что поп Сильвестр появился рядом с царем не случайно, так как случайные знакомства не происходят рядом с престолом.

Энгельс говорил: «Случайность представляет собой форму, за которой скрывается необходимость». Приведем цитату неизвестного автора: «Случайность – это такая связь явлений, которая предопределена действием внешних причин». Лупе Виилма пишет: «На свете нет места для случайности, существует лишь закон причины и следствия».

Невзначай с молодым царем не могли появиться непонятные и незнатные личности. Поэтому согласны с предположениями исследователей, что эти персонажи – Алексей Адашев и поп Сильвестр были приставлены к Ивану IV как соглядатаи. Есть такая версия, что поп и царь были знакомы до пожара, потому что Сильвестр по протекции получил назначение из Новгорода в Благовещенский собор, куда ходили великие князья и цари. Но духовником он не был, эта должность до пожара была занята…

Кроме того, даже сам Сильвестр был выбран соглядатаем не просто так из числа множества священнослужителей. По мнению исследователей, выбор на него пал благодаря его дару убеждения, ораторскому мастерству и навыкам психолога, которыми он обладал. Поп сумел подобрать нужные слова и втереться в доверие к молодому Грозному. Самое страшное – он умел внушать царю чувство вины и потом на протяжении долгих лет проворачивал с ним этот фокус148.

Таким образом, Грозный был образцовым юношей, ведь семнадцатилетнему царю, который все время проводил за учебой, в молебнах, поездках по святым местам, просто не в чем было каяться и винить себя в случившемся страшном пожаре149. Он позаботился о московских погорельцах, «проявил разумную милость и даже заботу к остальным, повелев раздавать погорельцам «казну свою по рублю и по два и по пяти». Оставшихся без крова людей было тысячи. Даже Карамзин писал, что царь «изъявил попечительность отца о бедных: взяли меры, чтобы никто из них не остался без крова и хлеба»150.


НАЧАЛО РЕФОРМ ГРОЗНОГО

В ближайшем окружении Грозного были только представители боярских и аристократических родов. Он видел их грязное жадное нутро, ненасытный звериный оскал с детства. Царь не только отличался от них своей духовностью, религиозностью, образованностью, но и взглядами – он хотел править во благо народа и по справедливости. Глубокая набожность и осознание своей ответственности за судьбу страны стала смыслом его жизни. Он решил окружить себя простыми людьми и доверить им важные государственные посты, чтобы служили бы верно и честно отчизне, стали ему единомышленниками, «согласниками», как говорил сам царь. Грозный ознакомился с трудами просветителя и военного Ивана Пересветова. Он был выходцем из Великого княжества Литовского, со временем перешел на службу к русскому царю. Пересветов – автор нескольких работ, в том числе и «Сказания о Магмете-султане». В этой работе он показал образ идеального монарха, у которого по службе продвигаются не «по породе», «по роду», а благодаря личным качествам и профессионализму. Исследователи пишут, что из двух светлых умов современности, которыми считались Пересветов и Адашев, Грозный выбрал Адашева.

Историки посчитали труды Пересветова утопическими, но Грозный взялся за построение такого государства. Доказательством тому служит то, что он взял многих людей не из грязи в князи, а из «гноища»151 в вельможи. «Сильвестр и Адашев вряд ли достигли бы столь значительной власти, не осуществи они «кадровой перетряски», преследующей цель внедрения своих агентов в правительственные сферы. Едва войдя в доверие к царю Ивану, эти деятели кардинальным образом изменили состав Боярской Думы»152. В результате уговорили молодого царя не только расширить состав Боярской Думы, но и увеличить их полномочия, поделиться властью с новоявленными друзьями, ставленниками и освобожденным из заточения двоюродным братом Владимиром Старицким.

По сериалам в Боярской Думе представлено несколько человек. В 1530 году бояр было 12, к концу 1549 года их число увеличилось до 21 человека. Если раньше было 12 человек, которые вредили стране, то к 1549 году вредителей стало почти в два раза больше. «Перед нами настоящая, так сказать, кадровая революция, произведенная теми, кто спровоцировал народные волнения в Москве летом 1547 года, кто воспользовался в своих интересах душевным состоянием Ивана IV, возжелавшего править подданными во имя правды, любви и согласия. Основной смысл столь решительных перемен в количественном составе Боярской Думы заключался, на наш взгляд, в стремлении создать Сильвестру и Адашеву опору большинства в этом высшем государственном учреждении страны. Цель здесь ясна: усиление власти Сильвестра и Адашева, необходимое для успешного ведения намеченных Избранной Радой реформ. Отсюда следует, что поп Сильвестр с Алексеем Адашевым могли убеждать Ивана IV произвести решительные перемены в составе Боярской Думы, играя на негативном со времен боярского правления отношении царя к «великим родам» княжеской знати, тогда как на самом деле думали о том, как расширить Думу за счет своих реальных и потенциальных сторонников, чтобы таким образом укрепить собственное политическое положение. И они сумели добиться желаемого, перехитрив молодого, а потому неопытного и доверчивого царя»153.

Правительство Глинских разогнали, важные посты, кормления, наместничества заняли ставленники «Избранной рады». Чтобы отстроить сгоревшую Москву, были существенно подняты налоги. Вскоре выяснилось, что новые ставленники «набросились хищничать еще и похлеще, чем предшественники. Грабили не только горожан и крестьян, а даже мелких дворян разоряли их «продажами» (штрафами), отбирали поместья»154. Молодой Грозный получил информацию с мест, что народ ропщет и тяжело живет. И, видимо, тогда он решил восстановить всю полноту самодержавной власти, которой его лишили в детстве и продолжали отодвигать новые не знатные лица155. Первым шагом к этому стал созыв Земского собора.

Но готовы ли были отдать ее те, кто эту власть удерживал? Они ведь учинили столько бед, сожгли Москву не для того, чтобы лишь приставить соглядатаев к царю и сместить Глинских?

Для противодействия этой могучей силе ему нужна была помощь народа, представленного из разных сословий. Земские соборы были названы так не случайно. Закладывался смысл – собрать представителей выборных со всей земли русской с целью объединения всех слоев населения, определить проблемы, которые нужно решить, и выбрать первоочередные.

Точное число проведенных земских соборов неизвестно, ориентировочно от 4 до 10. Они предназначались, во-первых, для установления тесной связи царя и народа; во-вторых, «сделать народ и царя союзниками в противодействии разрушительной политике аристократической княжеско-боярской партии»156, в-третьих, совместно обсуждать и принимать важнейшие государственные решения, будь то внешняя и внутренняя политика, земельные и налоговые проблемы, вопросы войны и мира. Был взят ориентир на создание централизованного государства. А противодействовать планам царя по укреплению самодержавия должны были засланные казачки Адашев и поп Сильвестр. «Оба они были в «великой любви» (Кобрин) и «дружбе» (Валишевский) у Старицкого князя Владимира Андреевича, более 20 лет возглавлявшего вместе со своей матерью, княгиней Ефросинией, боярско-княжескую партию. Адашев и Сильвестр поддерживали «особые отношения» с князем Курбским (Валишевский). Пользуясь этими ставленниками, удельные князья могли влиять на государственную политику, оставаясь в тени»157.

Когда указывают продолжительность периода, в течение которого тот или иной правитель был во главе государства, пишут, что Грозный правил дольше всех, указывая период с 1533-го по 1584 год. Получается, что это некорректно, потому что он фактически не правил.

Фактический период его правления приходятся на годы с 1547-го по 1584-й.

В сериалах ничего не было показано о Земских соборах и каких-либо реформах Грозного.

В феврале 1549 года было проведено большое собрание с участием царя, митрополита, бояр, дворян, купцов, верхних слоев посадских жителей из разных регионов Руси. Число участников составило 374 человека. Условно их можно было разделить на четыре группы: духовные лица, бояре и государевы люди (так называемые дьяки), военнослужилые люди (дворяне и дети боярские), купцы и промышленники. Земский собор при Грозном сравним с адыгским «Хасэ» – сословным съездом представителей народа, дворянства и аристократии для решения проблем.

Собрание вошло в историю русского народа как Первый Земский собор. В летописях зафиксировано, что в один из дней, когда проходило это расширенное собрание, Иван IV вышел на площадь и произнес речь158. Мудрый царь попросил прощения у Бога и у собравшегося народа за все мучения, которые перенесли люди от бояр в годы его малолетства. Анализ ситуации в Московском государстве, говоря современными терминами, показывал разгул бандитизма и коррупции в судебной системе. Поэтому было принято решение в первую очередь произвести судебную реформу. В этот период времени в стране судопроизводство осуществлялось на основе Судебника 1497 года. К июню 1550 года был разработан новый свод законов в области юриспруденции, который в хроники попал как «Судебник Ивана Грозного».

Во все времена судьям запрещено брать взятки и выносить несправедливые судебные приговоры. Это было и в Средневековье. Но наказания судьям за «лихоимство», и «мздоимство» не было предусмотрено. Судебник Грозного ввел наказание в виде существенной суммы за неправомерно вынесенное судебное решение, если оно было умышленным. Предусматривалось наказание и за взяточничество. Лжесвидетелей тоже не забыли. По новому правилу за вранье им грозили кнутом или крупным денежным штрафом. Слово «тать» в Средневековье имело смысл «вор». Если человек, воспринимаемый обществом как вор, или не порядочный человек подавал жалобу, или обвинял кого-то в нарушении закона, то у него должно было быть 15–20 свидетелей из числа порядочных граждан. «Наместник не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины земскому старосте и двум целовальникам. В противном случае староста мог освободить арестованного и по суду взыскать с администрации штраф «за бесчестье». Подтверждалось право освобождать человека от наказания при надежном поручительстве»159.

Военный историк В. Е. Шамбаров приводит следующие сведения: «На заседаниях Собора говорили о беззакониях и обидах, которые чинились «всем христьянам», о бесправии простых людей перед власть имущими. Бояре винились и просили прощения. Царь обещал положить конец такому положению, но суровые наказания грозили только на будущее. Прошлое предавалось забвению, все опальные прощались. Отныне же все обиженные получали право подавать челобитные царю, рассматривать их требовалось быстро и без волокиты. <…> Судебник впервые в Европе обеспечивал неприкосновенность личности!»160. До судебника Грозного в ситуации, когда юридическое дело заходило в тупик, противостояние двух сторон выливалось в кулачные бои. В то время говорили, что «поле» выявит победителя – кто победил в кулачной битве, тот и прав. Реформа судебной системы запретила такие кулачные поединки и внесла такое новшество, как целование креста.

В результате судебной реформы был определен перечень из семи видов преступлений, по которым выносился смертный приговор: государственная измена, убийство, изнасилование, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, похищение людей. Было и одно важное «но»: каждый смертельный приговор вступал в силу только после утверждения его царем. Вынесенный аналогичный приговор для бояр и князей подлежал утверждению Боярской думой. Число бояр, входивших в нее, было увеличено с 18 до 41 человека. Был учрежден Челобитный приказ, то есть аналог нашего Министерства внутренних дел, а во главе приказа был поставлен Адашев. Судебная реформа при Грозном быстро подстраивалась под изменения реалий жизни.

В январе-феврале 1551 года по инициативе царя и митрополита прошел так называемый Стоглавый собор. Здесь возрождали сведенную на «нет» боярским правлением практику совместной работы государства и церкви. На обсуждение Иваном IV было вынесено 67 вопросов, которые можно объединить в условные группы161:

борьба с местничеством;

пересмотр вотчин, поместий,

кормлений;

о монастырских, княжеских и боярских

слободах;

о пошлинах за перевоз через реку и за проезд по

мосту;

о заставах по

рубежам;

об установлении вотчинных книг и о регламентации служб с вотчин;

об упорядочении дел раздачи

поместий;

о порядке обеспечения вдов боярских

детей;

о порядке надзора за ногайскими послами и

гостями;

о всеобщей переписи

населения.

Благодаря военной реформе царь первым в Европе создал профессиональную армию с пехотой, стрельцами, кавалерией и мощной артиллерией. Впервые для военных была введена форма, сшитая по единому образцу. Именно несогласие боярских кланов с реформой в системах управления, регулирования земельных отношений и попытки ликвидировать местничество стали поводом для очередных попыток убить Грозного и его семью.

В современной России 89 субъектов (области, губернии, республики, края), внутри которых свои районы, внутри районов муниципалитеты, а сами субъекты объединены в федеральные округа. Главы субъектов назначались из Москвы, теперь меняется система так, чтобы их избирал народ на выборах. Каждый работающий человек платит подоходный налог. Платят налоги индивидуальные предприниматели, организации и самозанятые. Деньги пополняют казну, распределяясь в федеральный, региональный и местный бюджеты. И все мы, несмотря на то, что являемся представителями разных национальностей, носителями разных религий, являемся единым российским народом. Но, как пишет В. А. Мазуров, «во время вступления Иоанна Васильевича на престол на Руси (ее тогда называли Русия) отсутствовало ощущение единства нации. В памяти народа еще сохранились междоусобные войны, покорение Москвой некоторых княжеств. Население в значительной части считало себя больше тверичами, псковичами, смолянами, костромичами и прочими, чем руссами»162. «Административно-территориальное деление московского княжества еще не стало унифицированным. Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы, а станы – на волости. Но сохранялись еще и такие единицы, как земли, существовали военные округа и судебные (губы). Управление территориями государства осуществлялось наместниками и волостелями. Они вершили суд над местным населением и собирали с него «кормы» в свою пользу»163.

«Кормления»164 были частью административной системы управления, когда из центра присылали представителя – наместника, в функции которого входили сбор с населения пошлин. Но эти пошлины оседали в карманах наместников, то есть они кормились за счет населения. Для контроля за деятельностью этих наместников Иваном IV и были учреждены специальные приказы, то есть государственные учреждения, где были такие должности – земский староста и целовальник.

Каждому времени свои должности. Наше время заполонили «менеджеры», «мерчандайзеры», «провайдеры», «дистрибьюторы» и прочие непонятные должности с заимствованными названиями. В Средневековье целовальник выполнял работу налогового инспектора, судебного пристава и участкового. Это государственные служащие, которые должны были собирать финансовые подати, исполнять судебные решения и следить за правопорядком на вверенных им территориях. Перед вступлением в должность человек должен был давать клятву служить отечеству честно и обязательно целовать крест. И именно целование креста определило название должности – целовальник.

Основная цель реформы сводилась к устранению со временем должности наместника. Но до этого времени наместников должны были контролировать и сверху и снизу. Сверху – сам царь, снизу – земские старосты и целовальники.

Городское и сельское население из своей среды должны были избрать доверенных лиц – старост, целовальников, сотских и десятских. Им поручалось заведование, как бы сейчас сказали, муниципальным хозяйством и сборы налогов. Старостам вверялось рассмотрение всех судебных дел, кроме уголовных. С полномочиями на них возлагалась и такая же высокая ответственность. И, как легко можно догадаться, все эти новшества в системе управления были встречены «в штыки» родовитыми боярами и князьями. Их хотели лишить доступа к бюджету региона, который прямиком попадал в их карман, и заменить бюджетником на зарплате.

В Средневековье была такая беда, когда простых людей и служилых хомутали долгами и обращали в холопов. Иван Васильевич распорядился снизить проценты, под которые людям выдавали деньги, кроме того, продлить сроки возврата долгов. Человек, который не смог вернуть долг, становился холопом, то есть рабом того, кому должен. По распоряжению царя вводилось новое правило, когда человека «можно было считать холопом только на основании кабалы, оформленной в земском или губном учреждении. И беглым признавался лишь тот, чей хозяин мог предъявить такую кабалу»165.

Коротко рассмотрим такое явление, как местничество, создаваемые им проблемы и то, как решал их Грозный.

Клановость – это явление, встречающееся во всем мире и во всех областях человеческой деятельности. Предположим, что есть стоматолог, который сумел получить не только широкое признание в своей профессиональной среде, но и открыл стоматологическую клинику или даже сеть клиник. Его желание направить своих детей в выборе будущей профессии по своим стопам и передать эту сеть – абсолютно нормальное и естественное. И если его дети пойдут по его стопам и продолжат дело отца, то клановость в этом формате становится синонимом слова «династия». Династии бывают в артистической среде, научной, военной. Но есть и обратная ситуация. Это когда человек пытается добиться определенных благ, целей с привлечением родственников, знакомых, одноклассников и многих других лиц, но преступным путем, за счет присвоения денег из государственной казны. В таком случае слово «клан» приобретает иное значение, аналогичное слову «мафия». А местничество – абсолютно иное явление в Средневековой Руси.

К. Валишевский писал: «Бояре спорили из-за места за столом у своего общего друга. Жены высших чиновников ссорились из-за места в церкви. Духовенство также считалось местами: епископ отказывался есть из одного блюда с менее знатным духовным лицом. Во время крестных походов монахи ссорились из-за того, кому какое место занимать в процессии»166. Все это противостояние называлось словом «местничество» и оно было крайне губительным во время военных конфликтов.

Рассмотрим определение из Википедии: «Местничество – это система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве: чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять. Местничество было в значительной степени перенято из польско-литовского законодательства. Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определенной фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков – сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не проявил. Между аристократами часто возникали «местнические споры» – кто знатнее, кто имел право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа. Борьбу с местничеством начал Иван Грозный в 1549–1550 годы. Местничество отменено только 12 января 1682 года».

Местничество было крайне вредным явлением в системе государственной власти. Перед началом каждого военного похода составляли список воевод первого уровня, которые должны были принимать участие в походе. Вслед за этим составляли список второго (нижнего) уровня – фамилии начальников «сотен» по полкам. И после оглашения всех списков на царя сыпались «челобитные» недовольных своим назначением военных, мол, унизили меня, мой род и лишили карьерного роста в будущем моих потомков. Была и другая проблема, связанная с этим. Предположим, что есть молодой аристократ, который по местническому закону имеет полное право возглавить войско, но носитель голубой крови очень молод, ему всего отроду 15–18 лет.

Царя смущал не возраст, а отсутствие военного опыта, знаний и навыков. Можно вспомнить молодого военного гения – Александра Македонского, но это редкое исключение. Царь никак не мог доверить людям без опыта возглавить свои полки, вверив жизни сотен тысяч людей.

Для решения проблемы Грозный предложил для этих молодых потомков известных родов «стажировку». Это на современном языке так называется, но смысл был именно такой. Основополагающим условием местничества был «случай», но, переводя это слово на юридический язык, оно звучит как «прецедент». Выходом из ситуации, позволившим молодым парням-«новикам» набираться опыта на военной службе, но при этом не унижать их «местническое достоинство», стало новшество: служба на нижних чинах, малых должностях не считается «случаем», то есть «прецедентом».

Таким образом, Иван Васильевич дал возможность молодым людям знатного происхождения набираться опыта у менее знатных, но профессиональных воевод и «не скатываться» по средневековой карьерной лестнице. Тем самым он избежал множества «подковерных войн», интриг, разбирательств и прочих сопутствующих проблем.

На страницу:
9 из 15