Полная версия
Грааль и Откровение Иоанна Богослова. Философия благородства
Теперь, если мы признаем, что эволюцией занимались ангелы, мы можем судить об истории и самих ангелов. О взлетах и падениях, а также о грехопадениях. Первые грехопадения ангелов, занимающихся эволюцией, произошли, наверное, тогда, когда на земле появились первые хищники, а хищники, например, грибы-хищники появились, мягко говоря, очень давно, и можно предположить, что и в дальнейшем падшие ангелы могли селекционировать и мутировать виды в нужном для себя направлении, выводя хищников и паразитов. И получалось так, что направление самой эволюции к идеалам вида животных – это чаще всего направление к быстроте реакции, скорости бега, способности агрессивно оттеснить соперников в размножении и прочь. Значит миллиарды лет эволюции – это история, а не просто божественное творение. И эта история далеко еще не закончилась.
Каков характер двойников? Чем, например, отличается двойник животного от двойника человека? Как известно, сейчас в Америке практикуется обучение обезьян языку глухонемых, причем так успешно, что обезьяны запоминают и пользуются огромным словарем, до двух тысяч слов. Основное развитие речи и интеллекта говорящих обезьян происходит, как правило, в первые годы жизни – чаще всего обезьяны доходят в развитии речи до уровня двух-трехлетнего ребенка. Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Дельфины, наверное, поумней обезьян, но не на много. И, надо полагать, даже много общаясь с человеком, тоже остаются на уровне трехлетнего ребенка. Пусть даже и четырехлетнего, разница несущественная. Значит, наблюдая за животным, можно составить себе представление и о двойнике этого животного, т.е. об ангеле, и значит, ангелы бывают очень разными – и такими как трехлетние дети (не говоря уже о надорганизменном разуме паучка), и такими как двойники великих деятелей истории и культуры. Это становится важным если обратить внимание на то, что, когда эволюция подошла к возможности возникновения предчеловеческого существа, разновидностей этих существ появилось много. Как будто многие расы ангелов конкурировали в этой области. По оценкам ученых уже четыре миллиона лет назад и потом позже сосуществовало одновременно по несколько разновидностей человекообезьян. Возникает впечатление, что многие из них были выведены как будто бездарно или второпях и через некоторое время вымерли. Может дело опять в увольнении очередной бригады архитекторов? Есть мнение, а их в теории антропогенеза огромное количество, что на самом деле никто не вымирал. Что на самом деле разные виды гоминид исчезали благодаря смешению, т.е. миксации и дальнейшей гибридизации. Но миксации и гибридизации возможны в относительном миролюбии или хотя бы терпимости разных видов гоминид друг к другу. Может, такое иногда и было, но далеко не всегда. Вот, с этой точки зрения, например, интересна история с неандертальским человеком. Он был многочисленнен, жил на территории Европы очень долго, полмиллиона лет, пользовался огнем, делал каменные орудия труда и охоты. 40 тыс. лет назад начал хоронить своих предков, верить в загробную жизнь, и в это же время у него появились эстетические украшения: подвески из зубов животных и проч. Размер мозга неандертальца превышал мозг кроманьонца. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев таково, что они могли говорить, и в их ДНК обнаружен ген, ответственный за речь. Неандертальцы были охотники, можно сказать, альфа-хищники, и царствовали на земле до тех пор, пока по непонятным для современной науки причинам не вымерли, исчезнув с лица земли полностью и навсегда. Существует мнение, что это кроманьонцы уничтожили неандертальцев. Одним из аргументов служит то, что на стоянках неандертальцев кроме костей разной дичи иногда находят так же и раздробленные и тщательно обглоданные кости кроманьонцев, то есть предков современных людей. А на стоянках кроманьонцев находят точно так же обглоданные кости неандертальцев. Но это, свидетельствуя о взаимной неприязни, однако говорит скорее о вытекающей из нее невозможности миксации и гибридизации, а не уничтожении. Десятки тысяч лет кроманьонцы жили на одной территории с неандертальцами не смешиваясь. Это наводит на размышления. Так же как и то, что палеонтологическая летопись свидетельствует и о вырождении неандертальского человека, о том, что ранние останки неандертальцев отличаются от поздних, подвергшихся некой физической и умственной деградации. Первые неандертальцы были значительно крупнее, физически совершеннее и сообразительней последних. И вот здесь нам сможет помочь информация об ангелах. Устные и письменные традиции многих религий и особенно письменность христианских подвижников говорит о том, что кроме двойников людей существует огромное количество неприкаянных, не прикрепленных к какому либо человеку в качестве двойника, ангелов, которых христиане называют бесами. Эти бесы, не являясь двойниками человека, однако очень мастерски пользуются человеческой психикой для того, чтобы подтолкнуть человека на всякие нехорошие чувства, мысли и поступки. Это говорит о том, что сами они когда-то тоже были двойниками, но кого? Может, в том числе и вымерших неандертальцев? Учитывая факт вырождения и исчезновения неандертальцев, задумаемся, на что такое плохое бесы соблазняют человека? Первое что приходит в голову это жестокость, агрессивность, но сомнительно, что это послужило причиной деградации. Более подходящими к этому обстоятельству можно предположить, тоже одни из самых распространенных искушений: гомосексуализм, анальный секс и кровосмешение. Могло ли это быть у неандертальцев? Вполне, ведь гомосексуализм это не только современное человеческое явление. Биологи, среди них, например, Д. Акинин, изучали гомосексуализм среди животных, преимущественно среди приматов, и информация на эту тему существует. При сильном и повальном увлечении этими вещами неандертальское человечество запросто могло исчезнуть с лица земли.
Для активного существования ангелы нуждаются в энергии, которую, видимо, они каким-то образом получают от Бога. Но занятия эволюцией, всегда связанные с энергетикой, предоставляют возможность перейти на автономное, независимое от Бога существование. Здесь частенько и происходит грехопадение ангелических рас с соответствующими тупиками эволюции. И тогда "бригада архитекторов" "увольняется", а некоторые и заключается под стражу как преступники. У ангелов, видимо, как и у людей есть и "полиция" и "тюрьмы" (иначе плохо бы нам пришлось). Ну, а дальнейшая эволюция поручается другим специалистам. Когда вымерли неандертальцы, их неприкаянные двойники, чтобы получить источник какой-нибудь суррогатной (например, гравитационной) энергии, наверное, начали строить пирамиды и прочь, и так возникали и исчезали цивилизации отпавших от Бога рас ангелов, которые легко принять за цивилизации инопланетных пришельцев. Но потом они ради получения энергии принялись соблазнять людей кроманьонского типа, ставши бесами, и в этом преуспели.
Кроманьонцы появились около 100 тыс. лет назад. Они занимались охотой и собирательством. Это было первым разделением труда. Так появились флегматики (собиратели) и холерики (охотники). Слово "темперамент" (от лат. temperans, "умеренный") ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности человека. Он различал четыре темперамента. После Гиппократа множество ученых психологов создавали свои описания типов темперамента, не всегда задумываясь, откуда взялись эти типы. Сейчас все эти описания, включая теорию Павлова о возбуждении и торможении, очень уязвимы для критики и практически не работают применительно к современным людям. Ведь касты и сословия людей смешиваются. Что получится если поместить полсотни породистых собак по одной от каждой породы в один вольер? Через три-четыре поколения по вольеру будут бегать помеси, подобные простым дворнягам. Посему, чтобы появился какой-то отдельный и особенный тип человека (порода), нужен многотысячелетний естественный отбор по фактору выживания при соответствующем типе занятий. Тогда вырабатывается и тип человека и, что не менее важно, тип двойника.
Труднее всего, наверное, принять идею бытия двойников последователям традиционных христианских конфессий, особенно православным. Как-то не ложится в православную голову то, что есть не только всем известные ангелы-хранители и бесы, но есть ещё и астрологические ангелы-двойники. Однако, двойников, и особенно своих собственных, визуально наблюдали многие люди, в том числе знаменитые. Царица Екатерина, Шаляпин, Есенин и многие другие. У Калиостро, по свидетельству современников, было даже много двойников. Ангел-характер, ангел-"человек", это, по сути, и воспринимается всеми как душа человека, которая живёт в человеке, выбирает и решает от имени человека и вместо него, возбуждая и направляя его желания. Выражение "спасение души" часто и означает, по сути, спасение на самом деле двойника. Идеи реинкарнации и кармы целиком держатся на этом представлении. И в этом есть доля истины. Двойник может быть христианином и, наверное, даже святым. Аэндорская волшебница вызвала двойника пр. Самуила. Иоанн Креститель пришёл в духе Илии. Сергий Радонежский взывал голосом ещё во чреве матери. Евреи знали о двойниках: "Они же говорили: это Ангел его (т.е. ап. Петра)" (Деян.12.15). Это место повествует не об ангеле-хранителе, почитаемом в Православной церкви, т.к. ангел-хранитель никогда не показывается, но всегда ощущается как совесть. Это должно быть аксиомой. Поэтому мы сразу хотим подчеркнуть именно разницу между двойником и ангелом-хранителем, без которой нам не обойтись в дальнейшем.
"Отвергнись себя" (Мф.16. 24; Лк. 9. 23), "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её" (Мк. 8. 35) – всё это о двойниках. В другом месте Писания Он говорит: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное" (Мф.18.2) И это тоже о двойниках, об избавлении двойника от власти беса. "Сей же род изгоняется только молитвой и постом" (Мф.17.21) – здесь Христос снова объясняет, как избавить двойника от влияния бесов. От детства до юности если двойник мирно, так сказать, сосуществует с бесом, бес поэтапно вселяется в человека всё глубже и плотней (одержимость). Иногда его продвижение и врастание в душу и всё больший ее захват переживается и потом вспоминается человеком как некое глобальное грехопадение, как бы греховное прозрение, эстетическое открытие и вкушение сладости греха с намерением и в дальнейшем так же услаждаться. Причём грех может быть почти совершенно невинным или оправданным обстоятельствами, но всё же вселение беса совершается. Рост тела и развитие мозга даёт возможность древнему ангелу (почти ровеснику вселенной) всё более сложно и глубоко внедряться и отождествляться. И часто на старости лет самого человека почти и не видно, только двойник и бес, который чаще всего энергетический вампир. Тогда человек сам становится двойником своего беса. На этом можно не останавливаться подробно, это у всех на виду. Когда же (и если) человек начинает понимать, что он сотворён для богоподобия и богообщения, тогда начинается аскетическое возвращение в детство с потерей всех социальных достижений. Потому что "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное".
До Адама
Голем… по общеизвестной средневековой легенде – это глиняный истукан, оживляемый силой магии, и не наделенный ни бессмертной душой, ни интеллектом, но способный понимать и выполнять приказания: простейшую работу. Такого рода существо в еврейском предании не считалось человеком, и его можно было использовать как вещь или домашнее животное по мере надобности, а потом просто избавиться. Однако, если не воспринимать голем как символический образ, трудно предположить реальность такого глиняного фантастического существа. В пользу символической версии понимания говорит само название загадочного создания. Слово "голем" на иврите употребляется в значении – зародыш, например, в псалме Давида 138: "Зародыш (голем) мой видели очи Твои". Но главное значение этого слова выражено в библейском предании о сотворении Адама. Големом здесь называется прачеловек (кстати, тоже вылепленный из "красной глины") в которого еще не вошла душа. Но как могла возникнуть такая странная легенда о глиняном человеке-големе? Скорее всего, когда-нибудь у евреев было в обычае называть, или обзывать големами очень умственно отсталых людей, которым поручали самую примитивную работу. Это всё равно как сейчас иной раз обзывают кого-нибудь неандертальцем, животным или обезьяной. А потом в результате какой-нибудь истории, может быть, похожей на анекдот, которая, передаваясь из уст в уста, со временем исказилась и превратилась в легенду, а обзывательство трансформировалось в фантастически оживший глиняный истукан.
Голем, т.е. само это понятие, будет главной темой настоящей главы, только для дальнейших размышлений нам придётся перевести фантастический образ голема в научное представление. В научно-историческом смысле под големом можно было бы понимать человекообразное животное, умное, но ещё не духовное. Таким существом можно считать первобытного, например, кроманьонского человека. Что мы знаем о кроманьонском человеке? Благодаря современному уровню исторического знания мы можем с полным правом полагать, что это было вполне разумное существо, и более того, можно с уверенностью сказать, что если бы детеныша кроманьонского человека поместили в нашу среду, из него бы вырос нормальный и вполне культурный член общества. И кстати, известно, что если, например, изолировать современного младенца от человеческого общества, поместив его среди животных, то из него не вырастет человек в культурном, социальном и духовном смысле. Реальные случаи такого рода показали, что через приблизительно два года подобной изоляции такой человек будет навсегда потерян для социума.
Чем таким духовным Адам отличался от человека-кроманьонца, мы разберем позднее. А сейчас пока сфокусируем внимание на кроманьонском человечестве и его истории. Что было на земле задолго до сотворения Адама, т.е. намного раньше, чем за 6 тыс. лет до нашей эры? Кто населял землю? Кто они были и чем занимались, предки нынешних людей? Ведь можно считать вполне установленным, что, например, Пасха, как весенний праздник скотоводов, свидетельствующий о довольно высоком уровне сознания и культуры, восходит к добиблейским временам. Благодаря последним данным не только археологии, но мифологии и особенно лингвистики, которые все более успешно и продуктивно используются в исторической науке. известно, что кроманьонский тип человека, начиная с 40 тыс. лет до Н.Э, имел свою интересную историю. Кроманьонский человек не только умел изготовлять орудия труда, строить жилища, шить одежду и проч., но владел речью, зачатками пиктографии, великолепно рисовал и, наверное, пел. Но самое удивительное то, что он имел историческое сознание и хранил исторические предания в виде сказов и мифов, сохранившихся до сих пор, в частности в виде сказок. Именно в те дописьменные времена для народных масс эпическая поэзия была единственным носителем исторической памяти. Действие в ней разворачивается в мифологической реальности, где время и пространство имеют уже другие, обобщенные свойства, т.е. в реальности архетипической, одним из проявлений которого является юнговское коллективное бессознательное. Поразительно еще и то, что символами пользовались уже тогда, т.е. они гораздо древнее букв и даже рун.
Виктор Калашников в книге "Атлас тайн и загадок" отмечает, что во времена мезолита из многих племен кроманьонцев самым характерным оказалось племя арийцев. Прародиной арийцев, как считают многие ученые, были большие острова, существовавшие когда-то вокруг нынешнего северного полюса. После глобальной катастрофы полюса земли сместились, и часть островов ушла под воду. С последующим наступлением "великих холодов" обитавшие там люди вынуждены были начать переселение на юг, вдоль уральских гор. Сначала это была необходимость. Но потом появился у арийцев вкус к передвижению, к открыванию новых мест. И появился первый на земле народ-путешественник, влекущийся к синему горизонту, к этой загадочной щели между землей и небом. Видимо, само переселение в лучший край, в новую и счастливую землю стало чем-то похожим на обычай, основанный, как это всегда бывает, на древних мифах и подражании предкам. Для других, более консервативных в этом смысле народов, сняться с места и отправиться в неведомые земли было делом непривычным и диковинным. Ведь не так просто решиться и отважиться на неизвестное. Для Ариев это стало типом жизни и сознания, чреватым многими последствиями.
На юге уральских гор был основан священный арийский град Аркаим. Отсюда арийцы начали расходиться в разные стороны. На восток в северо-западный Китай, на юго-восток в Индию, на юг в Персию и Иран, на юго-запад в Малую Азию, и на запад в Европу. В те времена давно уже обособились в отдельные касты три психологических типа людей: флегматики, холерики и сангвиники. На языке восточной психологии эти типы соответствуют трем "дошам": "слизи", "желчи" и "ветру". Интересно, что в христианской аскетико-монашеской письменности тоже выделены три соответствующие этим психологическим типам главные и древние страсти: скупость, гневливость и гордыня. Но продолжим. Разделение произошло по склонности к роду занятий. Флегматики были хозяйственниками, холерики – воинами и сангвиники – жрецами. Соответственно и селения разделились на три части: Мидгард – город хозяйственников (скотоводов и земледельцев), Асгард – жилище воинского сословия, и Алагард, в нем обитало сословие волхвов. "Ала" на многих языках, например, осетинском значит – волк, собака. Имена Велеса и Балора восходят к той же древнейшей индоевропейской основе wel/wal/wolf (волк) со значением: "имеющий отношение к Иному миру". Аналогично совпадение корней в скандинавском "валькирия" со славянским "волк" или "вылк". На древнерусском языке это звучит как "волх" (волк) или "волхв". Т.е. Алагард – это город волхвов и его название сейчас звучало бы как "Волхград".
В мифическом мироустройстве арийцев существуют еще и другие миры, например: Альфхейм – мир светлых и прекрасных эльфов, Свартальфхейм – подземный мир темных эльфов, цвергов или гномов (слово гном, если быть точным, имеет более позднее происхождение, это термин Парацельса: от слова гносис, знание), Ётунхейм – мир великанов. Но это уже не города арийцев, а как бы другие страны. В них жили чуждые, загадочные существа эльфы, светлые и темные, а также великаны.
Современный исследователь Владимир Щербаков считает, что Асгард, столица воинов-асов, находился в Старой Нисе (в современной Туркмении). Возможно, Азия (Асия) получила свое название благодаря асам. Например, сначала была земля асов, а потом просто Асия. Урал тоже близок по звучанию к самоназванию народа – арийцы. В эддической поэзии асы считаются богами. Поэтому Асгард – это верхний город Ариев, т.е. выше Алагарда и Мидгарда. Здесь в самом большом дворце "Валхалле" пировали воины (асы) во главе с Одином. С исторической точки зрения для нас всё это означает, что воины в арийских племенах стали социально выше не только хозяйственников, но и жрецов, ведь богами первоначально были представители жреческого сословия, а не воины. В соответствии с этим и надо понимать то, что воинское сословие заняло, бывшее когда-то жреческим, здание Валхаллу (волх и алла). Военные вожди в какой-то момент истории присвоили себе наследственную сакральность, бывшую когда-то только достоянием жреческой касты, и появились первые сакральные королевские роды. Происхождение от рода военных предводителей стало восприниматься мистически, как нечто священное. Все вместе это говорит о некоей перемене иерархии в обществе. Власть, бывшая с древнейших времен у жрецов, перешла к воинам. Этот важный момент истории должен был как-то отразиться в былинном эпосе, мифах и сказах.
В основе каждой народной легенды, прямо или косвенно, лежит реальность, бывшая когда-то очевидной. Один из виднейших историков А. Тьери сказал: "Легенда – это живое предание, почти всегда более правдивое, нежели то, что мы называем историей". По мнению многих современных исследователей, русские, например, сказки – это вполне исторический материал, но нельзя воспринимать их буквально. Мифологические представления в них требуют расшифровки. В сказке надо расшифровать архетип, т.е. образ, и мифологему, т.е. действие или поступок. За архетипом чаще всего стоит одно из вышеназванных сословий или его лидер, а за мифологемой типичное событие, имеющее некий ключевой смысл и неоднократно повторяющееся в истории. При знакомстве со сказками у детей часто имеет место феномен некоего предзнания. Т.е. когда мы впервые слушаем сказки, мы действительно узнаем странным образом давно знакомых героев и их приключения. Но это не память нашего мозга. Это память наших ангелов-двойников. Это они подтверждают достоверность событий: да, так все и было. Но они же и подсказывают, что за персонажами и событиями сказок стоит метаисторический смысл. Так, во многих древних сказаниях повествуется о трех героях-богатырях. В одной былине – три брата: старший – Вечерка, средний – Полуночка и младший – Зорька. В другой сказке тоже три брата: старший – умный, средний – так себе и младший – Иван-дурак. Известны также богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Во всех случаях, так или иначе, отражена память о трех сословиях, существовавших вместе еще во времена арийского единства. В скифском эпосе мы тоже встречаем трех братьев: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. Слово "ксай" (кшатрий) означает властитель, царь. Т.е. речь идет о скифских вождях. Старший Липо (от архаического Рипо) предводитель жрецов, живущих на уральских (репейских) горах. Его имя можно перевести как горный царь. Жрецы всегда старались жить на высотах, об этом недвусмысленно говорят легенды и мифы всех древних народов. Мы знаем, что у древних греков обителью богов был Олимп. Для индусов местом пребывания богов являлись высоты Гималаев. У японцев такой святой горой была Фудзияма, у древних персов – Эльбрус. До сих пор в Перу высоко в горах сохранились останки загадочного города Мачу-Пикчу.
Средний Арпо представлял вайшьев (скотоводов и земледельцев). Имя младшего Коло означало солнце, и соответствовало русскому Зорьке, рожденному на заре под солнцем. Тогда, если продолжить эту параллель, Липо соответствует Вечерке, и Арпо – Полуночке. Каждый из братьев представляет собой определенный образ-архетип. Способ и традиция передачи информации через миф сложились в дописьменную эпоху, когда устное предание было единственным способом сохранить в памяти потомков исторические события. Эти события, повторяясь многократно, превращались в тип сказочного предания – сказ. Чтобы найти исторические корни былин и сказок, надо отправиться в кроманьонский неолит, и даже раньше, когда складывалась социально – возрастная структура общества. Исследователь древнейшей идеологии В. Пропп на материале волшебных сказок показал эту структуру. В самом низу социальной лестницы были неженатые, самые младшие по возрасту. Сильные, молодые люди, способные заниматься охотой жили на окраине селений, и в случае опасности, с охотничьим оружием в руках защищали племя от врагов. Свою одежду они красили красной охрой, скрывающей пятна крови, своей и чужой, которой пачкались во время охоты и сражений. Этот профессиональный цвет стал символом огня и крови, и когда каста воинов выделится, красный цвет будет означать солнце.
Когда бесшабашный, опрометчивый и дерзкий возраст оказывался позади, человек становился другим. И когда, уже остепенившийся, бывший охотник женился, то уклад его жизни менялся. Он становился отцом семейства, занимался хозяйством, и цвет его одежды теперь становился коричневым или черным (под цвет земли). Вершину социальной лестницы занимали старцы, и цвет седины – белый – был символом мудрости, мистичности и аристократического образа жизни, т.е. белые одежды не должны были пачкаться ни при работе с землей, ни кровью при охоте. Но вот, очень постепенно, на протяжении многих тысячелетий принадлежность к воинам, хозяйственникам и жрецам стало диктоваться уже не столько возрастом, сколько талантом и наработанным мастерством с соответствующим типом характера. Внутри племен стали образовываться профессиональные сообщества воинов-охотников, хозяйственников-земледельцев и мудрых жрецов. Однако возрастной статус, став символическим, продолжал существовать. Старшими в обществе были властители-жрецы в белых одеждах. Священнослужители арийцев испокон веков делились на три категории. Первая категория: Ута – высшие жрецы, общающиеся с богами. Вторая: Дебилала – певцы гимнов. И третья: Пшут – травники-лекари и шаманы, изгоняющие злых духов. Это разделение сохранилось и в более поздних религиях, включая современные.
Вообще, на жреческой касте надо бы, наверное, остановиться более подробно. Потому что, например, жрец и волхв – это далеко не одно и тоже. Появление первых сангвиников, предположительно, произошло около 40 тыс. лет назад, а до этого было только два темперамента – флегматики (собиратели) и холерики (охотники). В соответствии с запросом эпохи на земле появилась первобытная интеллигенция, первые мудрецы, мистики и пророки. Слово "жрец" означает служитель, слуга, т.е. это были служители Бога, священнослужители. Первая по важности социальная обязанность жреца – это суд. В любой спорной ситуации, которые, наверное, были не редкостью в первобытном обществе, нужен авторитетный человек, который примет некое справедливое решение. Верховные жрецы и были судьями, т.к. суд священнослужителя предполагал молитвенное обращение к Богу за помощью в принятии правильного решения. В дальнейшем на протяжении многих тысячелетий сангвиники (а также их двойники) развили в себе способность к интуитивной проницательности, и могли по изменчивым чертам лица и выражению глаз безошибочно определять судебную истину в любой спорной ситуации. Жрецы-судьи, таким образом, были царями и священниками, и общество под их властью было религиозным и справедливым. Скорее всего, память о нем сохранилась как золотой век Сатурна. Некоторые современные богословы отождествляют Сатурна с Сатаной, имея, разумеется, в виду то, что в те далекие времена Сатана был еще безупречным и святым ангелом. Образ древнейшего и забытого двуликого Бога Януса, в подчинении у которого был Сатурн, может указывать на то, что Бог открылся тогдашнему человечеству еще только в двух лицах-ипостасях, и надо думать, что в самом начале религия представляла собой некий первичный реликтовый монотеизм.