Полная версия
Два перстня Рюрика
Ребята, услышав слово «военная» тут же заинтересованно закрутили головами.
─ В ведической культуре каждый мужчина был воином и охотником, поэтому обряд воинской инициации начинался с самого рождения: повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы, тем самым мальчик с рождения готовился стать воином.
Не успел он произнести до конца свою мысль, как все мальчишки начали задирать рубахи и осматривать свои пупы. Батура не был исключением.
─ Ну, так чё? Наконечником обрезали или нет? ─ он осторожно трогал свой пуп пальцами руки, пытаясь понять, наконечником стрелы ему обрезали его или нет. ─ Ничего не понятно! А спрошу-ка я у деда.
─ Деда, скажи, а мне обрезали пуп наконечником или нет? ─ не удержался он, обращаясь с улыбкой к Брониславу.
─ Не сомневайся, наконечником обрезали! ─ кивнув ему головой, подтвердил свои слова дед.
─ А у меня? Меня? Меня? ─ загалдели мальчишки, пробиваясь к Бате с голыми животами.
Батя уже пожалел, что произнёс это, но стойко осматривал животы и кивал головой даже тогда, когда было непонятно. Наконец, довольные мальчишки тем, что они теперь тоже в какой-то степени люди военные, успокоились, дожидаясь того, что им теперь скажет Бронислав.
─ Как только парню нашему исполнялось три года, его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. ─ произнёс дед, начиная жалеть о том, что завёл этот страшный разговор. ─ И начинали учить мужским обязанностям. Даже прикрепляли к опытному воину.
─ А почему меня никто не учил этому? ─ вдруг произнёс Батура.
─ А ты посмотри на себя: маленький, хилый, болезненный! ─ дед пытался хоть как-то выкрутиться из той ситуации, в которую сам себя загнал. ─ Разве такого можно обучать военным приёмам? Конечно, нет!
─ А сейчас? ─ не сдавался Батура. ─ Я подрос. Почему меня не учат военному делу?
─ Женщины были против. ─ тихо произнёс дед, понимая, что проиграл этот бой.
─ И у меня тоже! ─ произнёс рядом сидящий с Батурой Огнедар.
─ И у меня! И у меня! ─ разнеслось с разных сторон.
─ Ну, вот! ─ обрадовался Батя, понимая, что они спасают его авторитет.
─ Но я хочу обучаться воинскому делу, как следует! ─ сжав кулаки, произнёс Батура. ─ Деда, помоги мне! Так они никогда меня учиться военному делу не отпустят!
Галдящие мальчишки вдруг замерли: они почувствовали, что сейчас произойдёт что-то очень важное!
─ Хорошо. ─ Бронислав уже пожалел, что затеял этот разговор, который настойчиво избегали все родители, так как он лишал их детской ласки. ─ Попробую. У меня когда-то был один друг воин-волхв по имени Световид. Но жив ли он, я не знаю!
Вздохнув, Бронислав поднялся, оглядел всех мальчишек и произнёс. ─ Мы с Батурой, скорее всего, уедем далеко, поэтому занятия на время прекращаются. Но вы помните то, о чём я вам говорил! ─ он поклонился своим слушателям, которые тут же повскакивали со своих мест и тоже ему поклонились.
На лицах большинства из них было разочарование, но никто не произнёс ни слова.
Когда дед Батуры произнёс то, что поведал ему внук, родной тётке Батуры, она кинулась к нему и, прижав его к груди, крикнула. ─ Не пущу!
Слёзы полились из её глаз. Двоюродные брат с сестрой подошли к Батуре и молча прощались с ним, обливаясь слезами. Лишь дед, выплакавший ранее свои слёзы, не мешал им делать то же самое.
Так прошло некоторое время и все родные постепенно поняли, что разлука с Батурой неизбежна. Сначала двоюродный брат, притянув к себе Батуру, обнял его и поцеловал молча. Потом это сделала тётя, и пошла собирать котомку на двоих в дорогу. То же сделала и двоюродная сестра, говоря ему от души что-то хорошее .
5.
Через несколько дней
Батура с дедом ехали на двух конях на север. Позади них осталось городище Никольевка, а впереди – долгая и трудная дорога по горам, долинам и болотам. Однако и здесь Батура не растерялся: получив заряд интереса к тому, что было в культуре у его предков на занятиях деда с мальчишками, он решил продолжить занятия во время езды.
─ Деда, а ты как-то на занятиях произнёс слово «честь», но так и не сказал, что это такое? ─ спросил Батура после долгого молчания, поравнявшись с дедом, когда они ехали по лесостепи.
─ Есть такое правило у людей военных: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому!» ─ произнёс тот, смотря внимательно на сына.. ─ Как ты понял то, что я сказал?
─ Моя Душа принадлежит богу Роду. ─ обдумывая то, что сказал дед, Батура мыслил по-своему. ─ Значит и смерть моя зависит только от него, а не от меня. Сердце принадлежит женщине: это значит, что его я должен отдать той женщине, которая полюбится мне. Про долг и Отечество пока ничего не понял. А честь я не должен никому отдавать. Только пока не понимаю, почему и что такое «честь»!
─ Слово «честь» всегда было главным для нашего народа. ─ голос деда как-то даже заиграл звуком от того, для него самого это было не просто так. ─ Как бы тебе получше разъяснить. Честь – это внутреннее, нравственное достоинство человека. А мы – казаки! У казака главное – это его честь, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Это заверенье, утвержденье о том, что его поступок всегда будет по совести и чести, не опозорит его доброе имя, будет понят людьми и соответствует народным правилам и ведической военной традиции. Это определённый кодекс моральных правил и законов, которые воин никогда не должен нарушать. За их нарушение – презрение к нарушившему!
─ Так что же это за правила? ─ удивился Батура.
─ Поступай всегда по совести и справедливости и что есть кодекс чести воина! ─ произнёс дед, внимательно наблюдая за внуком: всё ли он понимает правильно. ─ И он делился на части.
─ Какие? ─ заинтересованно произнёс Батура, несмотря на то, что уже солнышко начало склоняться к горизонту.
─ О воине. Он: не ищет покоя и бездействия. Не служит деньгам и не имеет их власти над собой. Способен драться не только за себя, но и за других. Подчиняет свои прихоти разуму и воле. Сам признаёт и утверждает себя воином. ─ усмехнувшись, дед посмотрел на то, как внук воспринимает его речь. ─ вспомни, как твои друзья встали стенкой, защищая тебя!
─ И это всё? ─ слегка улыбаясь, произнёс недовольно Батура.
─ А вот ещё: каждый равен каждому, все равны всем, каждый равен всем. Ты станешь равным всем тогда, когда признаешь себя воином, когда признаешь воинское сословие и его власть над собой, и когда сословие признает тебя, и твою власть над ним. Каждый стоит за каждого. Отвергая одного, ты отвергаешь всех. Если ты, отвергаешь сословие – сословие отвергает тебя. ─ дед смотрел, как Батура после каждого его предложения хлопал глазами и подумал. ─ Ну вот, и спёкся ты мой внучек!
─ А ещё есть? ─ вопрос внука слегка озадачил его.
─ А вот нормы о вере! ─ дед усмехнулся и продолжил, погладив свои седые усы. ─ Если ты не веришь сословию, значит, ты отвергаешь сословие. Верь не тому, что говорят, а верь тому, что ты видишь. Ищи собственных убеждений. Верить как все, значит, верить не во что. Никогда не поднимай веру над рассудком. Твоя вера в сословие – это твоя верность сословию.
─ А ещё есть какие-то нормы? ─ кивнув головой и принимая то, что говорит дед, произнёс Батура.
─ Да, есть семь норм! ─ усмехнулся Бронислав, глянув на озадаченного внука. ─ Вот, например, нормы, связанные со словом: тебе цена – твоё слово. Не говори двух слов там, где от тебя ждут только одного слова. Если ты можешь смолчать – не говори ничего. Слушай не то, что говорят, а то, что пытаются скрыть при помощи слов. Признавая кого-то равным себе по сословию, отвечай за его слово как за своё.
─ Пока мне не всё понятно, но я постараюсь запомнить всё! ─ горя желанием, произнёс внук и тут же добавил. ─ Ещё!
─ Хорошо, а это – про дело! ─ усмехнувшись, произнёс дед. ─ Не делай ничего наполовину. Если ты воин, понятия «хочу», «могу», «должен» значат для тебя одно и тоже. Будь там, где труднее. Пропусти вперёд того, кто может принести больше пользы делу, чем ты.
Батура кивал головой при каждом правиле, соглашаясь с ним и впитывая его, а когда закончились, тут же произнёс. ─ Ещё!
─ Хорошо, а это правила про путь воина. ─ Бронислав, довольный тем, что такие сложные правила не вызывают отторжения у внука, усмехнувшись в седые усы, продолжил. ─ Сильный всегда выживает, слабый всегда погибает. Не жди, когда тебя собьют с ног. Позаботься о себе заранее – начни первым. Идти прямо вовсе не означает всегда идти правильно. Не ступай в один след дважды. Если ты не можешь идти вперёд, хотя бы твёрдо стой на одном месте.
─ А ещё какие-то есть правила? ─ поинтересовался Батура.
─ Есть правила о цели. ─ произнёс дед, лукаво смотря на внука. ─ Каждая стрела летит в цель. Цель состоит не в том, чтобы бороться, а в том, чтобы побеждать. Цель, которую оставляешь ты, присваивает себе твой противник. Не жди больших побед от достижения малых целей. Если ты достиг всех своих целей – значит, ты уже умер.
─ Какие сложные правила! ─ Батура почесал у себя за ухом, чтобы настроиться дальше. ─ Ещё!
─ Это правила про то, чтобы во всём знать меру. ─ дед внимательно посмотрел на внука, чтобы убедиться, понимает ли тот его слова, и продолжил. ─ Не отделяй себя от сословия ни в большом, ни в малом. Не показывай никому ни своей боли, ни своей радости. Открытая душа – пустая душа. Не желай плохого другому – не получишь сам. Во всём том, что происходит с тобой в жизни, вини только самого себя. То, что ты держишь твёрдой рукой, у тебя никто не отнимет!
Батура молча посмотрел на деда и лишь головой кивнул, впитывая то, что сказал Батя.
─ А это про достоинство. ─ Бронислав усмехнулся, как бы спрашивая себя. ─ Не пора ли заканчивать?
Но внук настойчиво кивал головой и дед продолжил. ─ Это – о достоинстве. Тебя можно уничтожить, но победить – никогда. Никогда ни о чём не жалей. Никогда ни о чём не проси. Презри просящего. Предложи сам помощь другому, если он в ней нуждается. Не верь Богу, который делает тебя рабом и ничтожеством.
Батура, услышав много такого, о котором много думал и не понимал, вдруг открыл глаза широко и кивал головой, соглашаясь с этим.
─ Ну и напоследок запомни такие правила! ─ Бронислав, довольный тем, что рассказал внуку то, что вряд ли смог бы рассказать в обычных домашних условиях, выдохнул разом. ─ Обещай только то, что ты можешь дать. Верни себе то, что ты потерял. Не трогай чужого, оно для тебя проклято. Прости того, кто готов простить тебя. Презри роскошь и богатство. Тебе принадлежит только то, что ты можешь унести с собой!
─ Про Душу и смерть ты правильно всё понял. ─ Бронислав начал постепенно объяснять то, что недавно произнёс. ─ Про сердце ты не всё правильно понял. Как же ты будешь жить без сердца? Ты станешь жестоким, бессердечным к людям!
─ Но ты же сам мне это сказал – таким должен быть воин! ─ не понимая, в чём ошибся, произнёс Батура.
─ Тут надо понимать так: если ты отдашь своё сердце девушке, то останешься бессердечным. ─ дед улыбался, заставляя внука понимать то, к чему тот был совсем не готов. ─ Но, вот, если ты встретишь девушку, которая тебя так полюбит, что готова будет тебе отдать своё сердце, то ты?
─ То у меня снова будет сердце! ─ довольно произнёс Батура, рассуждая логически. Но тут он снова подозрительно посмотрел на деда, который улыбался уже открыто. ─ А разве можно вообще быть без сердца? Тётя мне говорила, что у меня больное сердце, которое может в любую минуту остановиться, и я умру. А как же жить, когда ты отдал своё сердце? Выходит, у тебя нет сердца, и ты умер?
─ Здесь речь не идёт о том сердце, которое кровь качает, а о том, которое любит! ─ дед смотрел на внука и видел, что тот начинает улыбаться.
─ Значит, если я полюблю девушку так, что буду готов отдать ей своё сердце, а она – мне своё, потому что полюбила тоже, то у меня будет сердце её, а у неё – моё? ─ удивлённо рассуждал Батура, руками показывая, как должно перемещаться сердце-любовь.
Дед меж тем с удовлетворением наблюдал за тем, как его внук рассуждает, водя по воздуху руками, и улыбался.
─ А как я узнаю, что полюбил девушку? ─ неожиданно спросил Батура.
─ Наши Сибирские предки очень строго следили за соблюдением космических законов о чистоте Рода и Крови, и умели свои роды защитить от вырождения. Так, они говорили: «Не допускайте Чужеземцев к дочерям вашим, ибо совратят дочерей Ваших и растлят Души их чистые, и Кровь народа Великого погубят, ибо первый мужчина у дщери оставляет образы Духа и Крови. Чужеземные образы Крови из детей человеческих Светлый Дух изгоняют, а смешение крови приводит к погибели, и сей Род, вырождаясь, погибает, не имея потомства здорового, ибо не будет той внутренней Силы, что убивает хвори – болезни».
─ Это что же значит? ─ удивился Батура. ─ Я должен любить кого-то из своих знакомых по городищу?
─ Не совсем так: это может быть любая девушка, но она должна быть из нашего казачьего рода! ─ дед, как мог, пытался объяснить требования предков. ─ Согласно, этих законов первый мужчина в жизни девственницы, оставляет свой Образ – это психологический и часто физический портрет будущего ребенка, которого она родит. И только от этого первого мужчины зависит здоровье и полноценность будущего ребенка.
─ А как можно узнать, кто перед тобой – целомудренная девушка или наоборот? ─ Батура сам удивился, что задал вопрос, который в последнее время начал его беспокоить всё чаще и чаще.
─ Символом сексуальности и женственности на Руси были волосы. Распущенные волосы были только у незамужних девушек. Их часто называют просто «девками». ─ дед посмотрел внимательно на Батуру, словно хотел убедиться, интересует это его сильно или просто спросил он об этом. ─ Слово «девка» произошло от слова «дева» – целомудренная, чистая, святая. Волосы девки должны были укреплены кожаным или вышитым налобным обручем или подвязываться «в хвост» тесьмой или кожаным ремешком, так как существовало поверие «оставлять волосы распущенными без обруча – беда случится». Девушек с распущенными волосами часто именовали колдуньями – они приносят беду. После потери девственности волосы заплетались в косу.
6.
Там же
Батура смотрел на деда, который почесав затылок и видя перед собой лес на закате дня, вдруг произнёс. ─ А что, если мой друг отправит тебя в лес выживать на несколько суток? Что будешь делать?
─ А что, так может быть? ─ удивился Батура.
─ Да, он так часто делал когда-то. ─ тихо и загадочно произнёс дед последние свои слова.
─ Не знаю! ─ честно признался внук. ─ Может, буду делать то, что мы с тобой делали, когда ходили в лес и на рыбалку.
─ Уже хорошо, что хоть что-то помнит! ─ подумал Бронислав и осторожно спросил. ─ Вот тебе пить захочется, что будешь делать?
─ Найду воду и попью! ─ ответил внук без колебаний.
─ А как ты её найдёшь, если в этом лесу никогда не был? Ну, вот в этом лесу найди воду! ─ такой требовательности Батура от своего деда никак не ожидал и даже немного растерялся. Но тот настаивал. ─ Давай, найди, найди!
Позади них расстилалась лесостепь, в впереди – лес дремучий и непонятный. В какой-то момент Батура даже растерялся.
─ Я помню, ты говорил: «Вода – источник жизни». ─ пролепетал Батура и сник головой.
─ Что ж, придётся напомнить! ─ строго произнёс Бронислав, но тут же спохватился: сам виноват – внука так и не научил самому главному – выживать в лесу! И начал разъяснять ему. ─ Если без еды можно продержаться достаточно долго, то без воды придется туго. А потому найти источник воды – одна из первоочередных задач, чтобы выжить в лесу, особенно летом. Ручейки нужно искать в низинах и оврагах! Осмотри местность на наличие следов от ручейков. Если ты их обнаружил, то стоит пройти вниз по ручейку до места, где могла собраться вода.
Батура завертел головой в поисках низины и, увидев овраг, тут же пальцем показал на него. Они оба, повернув лошадей в сторону оврага, подъехали к нему. Действительно, в самом низу оврага среди кустарника поблёскивала водичка.
─ Хорошо, ручеёк мы нашли. ─ видя довольное лицо Батуры, улыбнувшись, согласился Бронислав. Но тут же добавил. ─ А если не нашёл, то что?
Батура пожал плечами, опустив голову.
─ Если же поиски ручья не увенчались успехом, придется собирать воду с деревьев, или травяную росу. ─ начал воспитательную работу дед. ─ Не хнычь и не сдавайся! Для сбора конденсата с дерева, на ветку с листьями одевают большие листья, бересту и завязывают их сверху. Можно собрать росу тканью, а потом выжать влагу в емкость для питья. Посудой в данном случае может служить выгнутая береста и все, что не впитывает в себя влагу!
Бронислав вздохнул, понимая, что упустил много времени на обучение внука самым важным вопросам и теперь ему придётся самому навёрстывать.
─ Ты помнишь, как мы разводили костёр, когда ходили на рыбалку? Ведь скоро стемнеет, нужно согреться и защитить себя от диких зверей. ─ дед ещё надеялся, что внук скажет: «Да!», но тот только отрицательно замотал головой. ─ А вот это что?
И Бронислав показал два камушка из отдельно привязанного к поясу мешочка.
─ Не помню! ─ моргая глазами, ответил внук. ─ Камушки.
─ Это огниво! ─ дед посмотрел на внука и спросил. ─ А как ими пользоваться?
─ Нужно собрать пучок сухой травы и ударить над ним камень о камень. ─ произнёс Батура, ещё не веря в правильность своего ответа.
─ Да, и подуть! ─ добавил Бронислав, снижая свою сердитость. ─ А что будешь делать, если не будет камней?
─ Залезу на дерево и спрячусь от зверей! ─ произнёс вслух внук мысль, которая тут же ему пришла в голову.
─ Так. Может, ты и прав! ─ засомневался Бронислав, но тут же спросил. ─ А как же ты уснёшь на дереве? Ведь стоит тебе отпустить ветки из рук, как ты тут же полетишь вниз головой!
─ А я привяжу себя поясом к стволу дерева! ─ нахально произнёс Батура, неожиданно поняв, что его фантазии иногда оказываются правильными, а потому выдал деду очередную свою придумку.
─ Так. Может и получится. ─ согласился с ним Бронислав, уже успокаиваясь. ─ А внук-то может соображать, когда трудно!
─ Ну, ладно. А если дождь польёт как из ведра? ─ не унимался он.
─ Сооружу укрытие! ─ начал опять фантазировать Батура. ─ Найду поваленное ветром дерево, наложу на него веток и спрячусь под него. Вода и не попадёт ко мне, так как я сяду под ветками. И костёр там разожгу!
─ А что есть в лесу будешь? ─ дед улыбался, видя, что в трудной ситуации у внука начинает работать голова, как следует.
─ В лесу можно поживиться ягодами, грибами, травами, корой деревьев. Может, удастся порыбачить! ─ Батура улыбался: неожиданно он и сам понял, что вопрос выживания – это его любимый вопрос.
─ А если начнёшь замерзать, а костра рядом нет? ─ Бронислав начал придумывать трудные ситуации.
─ Прыгать на месте буду, бегать! ─ быстро ответил Батура, улыбаясь деду.
─ И самое главное правило выживания в лесу – ни в коем случае не бойся и не сдавайся! ─ дед напомнил то, о чём много раз говорил внуку, когда они шли в лес за грибами или за сухими деревьями. ─ Страх – твой главный враг, потому как он не дает трезво оценить ситуацию. Нужно взять себя в руки, подышать больше и спокойно все обдумать. В конце концов, воспринимай все случившееся с тобой, как приключение и новый опыт.
Батура только кивнул головой в знак согласия.
Всё остальное время до приезда к Световиду Батура на практике учился с помощью деда выживать в лесу.
7.
Училище Световида
─ Ба! И кто это нас посетил? ─ вдруг услышал Батура голос человека, который вышел на тропинку. ─ Если память не подводит, это Верблюд собственной персоной! Да ещё Белого Медведя с собой прихватил!
Человек с седыми пышными волосами, бородой и усами улыбался и глядел на деда Батуры, у которого радостно светились глаза, и не сходила с уст улыбка. Человек же в светлом халате и тёмном плаще протянул к нему руки, радостно приветствуя их с дедом. Кони их тут же остановились.
Батура, видя, что дед спрыгнул со своего коня, поступил также как и он.
Оказавшись на земле, дед быстрыми шагами направился к этому человеку и, не доходя до него за два-три шага, опустился на оба колена и поклонился до земли. Батура, видя это, автоматически сделал то же самое, но при этом подглядывал за дедом.
─ Здравствуй, Гепард мой, Световид! ─ улыбаясь, произнёс он, поднимая голову и смотря на него.
─ Здравствуйте, уважаемый Учитель! ─ Батура удивился тому, что слова его вылетали независимо от того, хочет он это говорить или не хочет.
─ Здравствуйте, друзья мои! ─ усмехнувшись, произнёс Световид, рукой показывая, что им нужно подняться и встать на ноги. ─ То-то я думаю, что это сегодня мой ворон раскаркался? Оказывается, он Белого Медведя почуял!
─ Не понимаю, про кого это он говорит? ─ удивился Батура, вставая на ноги. ─ Они что, совсем одурели? Сначала какая-то женщина мне во сне про Белого Медведя что-то говорила, теперь этот седовласый старец про него что-то говорит.
Чтобы понять, к кому это относится, Батура начал осторожно вертеть головой и осматривать местность.
─ Там, возле большого дерева, которое, если не ошибаюсь, называется сосна, сражаются в поединке какие-то взрослые воины. ─ отметил про себя Батура, внимательно присматриваясь ко всему, что его окружало. ─ За Учителем стоит идол Перуна. Значит, это и есть то училище, куда вёз меня дед!
И уже не обращая внимания на то, что Учитель и его дед по-дружески обнялись, начал разглядывать местность.
─ Домик красивый. И прудик с чистой водой. Может, рыбка водится.─ отмечал Батура местность. ─ Деревья раскидистые, большие. И лужок просторный.
Его рассуждения прервал громкий голос деда. ─ Батура, ну-ка иди, знакомься с Учителем!
И притянул к себе его рукой. Батура, не зная, как себя вести в этом случае, просто посмотрел в лицо седовласого старца.
─ Помнишь, Световид, как много лет назад, ты мне пророчески сказал, прощаясь: «Однажды твой внук, защищая честь сестры своего друга, вызовет на поединок человека, который будет старше его на три года, и не уступит ему, хотя тот будет его сильней. И на голове его врага будет повязка с пером Чёрного Ворона»? ─ дед посмотрел на Световида и произнёс дальше. ─ Ты тогда велел привезти его. Вот он! Батура – это и есть тот самый боец!
Батура смотрел на двух седовласых мужиков, которые говорили о чём-то далёком, но, как это ни странно, каким-то образом касающегося его самого.
Световид, улыбаясь, смотрел на Батуру, а Батура, ничего не понимая, на него.
─ Так значит, его зовут Батура? ─ усмехнувшись, произнёс Световид. ─ И всё произошло в точности так, как сказали руны?
Бронислав только головой кивнул, показывая, что всё было именно так.
─ И сколько нашему отроку лет? ─ вдруг спросил Световид, разглядывая Батуру. Но стоило деду открыть рот, чтобы сообщить, как Световид рукой показал ему, что скажет сам. ─ Ему восемь лет!
Оба, Батура и его дед тотчас кивнули головой.
─ А скажи, Бронислав, мать его после исполнения года купала каждый день с наговорами на крепость, на здоровье, на удачу? ─ Световид внимательно посмотрел на деда Батуры.
Тот, глядя в глаза Световиду покачал головой.
─ А когда у младенца прорезался первый зуб, отец сажал сына на коня?
Опять вопрос Световида заставил деда отрицательно качать головой.
─ Значит, не наблюдали, хватался ребёнок за гриву, падал ли он с коня, получится ли из него характерник! ─ видно было, что Учитель сожалеет об услышанном. ─ А ты, есаул, где был?
─ Где! Где! ─ дед Батуры вдруг взорвался. ─ Мать Батуры умерла при родах. Отец далеко на службе погиб. Воспитанием его занялась моя сестра с мужем. Думаешь, я им этого не говорил? И так говорил. И сяк! Да только не слушали они меня: им, видишь ли, по нраву были сладкие речи князей да гиксосов, как вода просачивающихся к нам с торговыми делами! И, между тем, на ухо говорящим нашим женщинам, что это делать нельзя. Мол, надо любить своих детей! А вдруг они упадут и разобьются?!
─ Да, я понимаю! ─ Световид задумался о чём-то своём.
─ А не поздно ему начинать учёбу? ─ вдруг спросил дед. ─ Ведь обычно начинают гораздо раньше?
─ Нет. Это особый случай! ─ произнёс Световид, показывая рукой, чтобы оба путника проходили к дому. ─ Но проверка покажет, сможет ли он обучаться в моей школе!
К этому времени оба поединщика, тихо и мирно разговаривали между собой, рассматривая прибывших. Подозвав одного из них взмахом руки, Световид распорядился. ─ Отвези вот этого мальца в лес: посмотрим, способен ли он к выживанию в таких условиях!
─ Вот что, Батура, тебе придётся поехать в лес и там пробыть семь суток! ─ произнёс Световид, обращаясь к нему. ─ Назад придёшь своим ходом. Вот и посмотрим, чего ты стоишь! И заслуживаешь ли ты того, чтобы дед твой так хлопотал за тебя!