Полная версия
Мой замечательный грузин
Коба попал в родную стихию. Ещё в Тифлисе, в железнодорожных мастерских, общаясь с рабочими, он приобрёл бесценный опыт находить с ними общий язык, чего не было у большинства революционеров из интеллигентной среды. К тому времени в Батуми сформировалась уже местная радикальная интеллигенция из числа социал-демократов. Она была пассивной и, так как состояла в основном из интеллигентных выходцев, сторонилась рабочих, предпочитая дискуссионную деятельность. Были, правда и слабенькие, ничего не значащие акции. Но Коба решил с ними пока не общаться и держал в тайне свой приезд. Ему претил их либерализм, стремление мирным путём проникнуть во властные структуры города и продвигать реформы через государственные органы власти.
Коба и его товарищи
В Тифлисе товарищи сделали ему несколько рекомендательных писем на случай, чтобы легализоваться и устроиться на работу. И это очень помогло. Ему хотелось живой и интересной и, главное, результативной деятельности. Результат – это то, что интересовало его больше всего. Тем более что накануне отъезда он был избран в состав Тифлисского комитета российской социал-демократической партии. Это говорило о многом, и в первую очередь о том, что у него теперь есть профессия и оплачиваемая из партийной кассы, пусть небольшая, но зарплата. И он хотел показать, что не зря товарищи оказали ему такое доверие.
В декабре в Батуми не самая лучшая погода. Промозглый холод, сырость. Сосо со своим тифлисским товарищем Костей Канделаки снимал квартиру у местных жителей недалеко от причалов. Хозяева квартиры жили в отдельном доме. И это было очень удобно. Наладив связи с рабочими, Коба вскоре узнал, что на жестяно-ящечном заводе Монташева имеется вакансия конторщика. И он туда отправился. Помощником управляющего по найму оказался человек из России, Сергей Прокофьевич Кудасов, отставной майор, всю жизнь просидевший в интендантской службе. Был он обладателем непомерно большого живота и маленькой лысой головы. Остальное не просматривалось. И ещё у него был мягкий приятный баритон. Когда Сосо зашёл к нему в кабинет, Сергей Прокофьевич дремал, закинув голову на угол спинки кресла.
– А? Что? – встрепенулся он, услышав скрип двери. – Вам чего, молодой человек?
Он внимательно изучал Сосо, впившись в него своими поросячьими глазками, поправляя видавший виды монокль.
– Что надо? – спросил он.
– Мне сказали, что у вас есть вакансия конторщика, и ваш человек проводил сюда, к вам, – тихо ответил ему Сосо.
Выглядел он опрятно и производил впечатление воспитанного местного парня.
– Аааа! А где вы раньше работали? – спросил помощник управляющего, понимая, что он возьмёт этого грузина хотя бы потому, что он сносно говорит по-русски. А такие для работы и отчётности ему нужны как воздух.
Торговый порт в Батуми, 1903 год
– Я работал в Тифлисе учителем, служил помощником управляющего князя Чиаурели, – тихо, словно стесняясь, ответил Сосо.
– Ого, это хорошо, – крякнул Сергей Прокофьевич. – Учились где?
– Духовная семинария, шесть классов.
– Священник, что ли?
– Нет! Сан не принимал.
– Это хорошо. Дюже набожных нам не надо. С математикой дружите?
– Конечно, куда сегодня без математики.
– А годков-то тебе сколько, сынок?
– Через неделю 24 стукнет, – подыграл ему Сосо и протянул рекомендательное письмо.
Пробежав по нему несколько раз, Сергей Прокофьевич стукнул по столу кулаком и промолвил:
– Быть тебе конторщиком, сынок. Положу тебе для начала пять рублей в неделю, а там посмотрим. Согласен?
– Согласен, – ответил Сосо, улыбаясь. – Спасибо большое. Что мне делать дальше?
– Аркадий! – громко крикнул помощник управляющего в сторону двери.
Мгновенно дверь приоткрылась, и появилась курчавая носатая голова уже немолодого человека с живыми бегающими глазами. Это он привёл Кобу к своему начальнику.
«Еврей», – подумал Сосо.
– Вот тебе наш новый конторщик. – Управляющий вдруг запнулся, будто ударился головой о стену. – А вы часом не пьющий? – вдруг спросил он.
– Я это дело терпеть не могу. Отец был запойный. Мы с матерью натерпелись. Для меня прежде всего работа.
Управляющий довольно улыбнулся:
– Ну, дружок, тогда тебя к нам сам Бог послал. Православному человеку пить можно только по праздникам и воскресным дням, да за Царя батюшку.
Он только потом поймёт, что этот чем-то привлекательный рябой невысокий чубатый грузин с короткой щёткой чёрных усов, в аккуратном видавшем виды костюме говорит чистую правду. Работа для него действительно самое главное в жизни.
– Хвалю, – довольно отметил он. – Аркадий, ты понял?
– Понял, понял, – защебетал тот, готовясь делать какие-то записи в тетрадь огрызком карандаша.
– Возьми заявление у господина Джи…
– Джугашвили, – поправил его Сосо.
– А вы что, беспаспортный еврей? – настороженно спросил управляющий.
– А с чего вы взяли? – удивился Сосо. – У меня вот паспорт.
Сергей Прокофьевич как-то быстро и решительно почти выхватил паспорт у Сосо и стал листать страницы.
– Вот, есть, грузин. Слава богу. А почему фамилия такая? Джуга – это еврей по-вашему? Швили – сын.
– Нет, не так, – пояснил Сосо. – Предки моего отца из Осетии. В Гори много таких. Их фамилия была Джугаевы. Ну а по-грузински – Джугашвили. А мать у меня Геладзе. Там написано. А почему такая неприязнь к евреям? – спросил он с ехидцей.
Сергей Прокофьевич поманил его пальцем к себе и тихо сказал:
– Вот видишь, Аркадий – голова, а паспорта нет. Только из-за головы его и держу. Без паспорта нельзя – закона нет.
– Аркадий! Обязательно рекомендательное письмо приложи, своди его к фотографу, заполните анкету собственноручно, – подчеркнул управляющий. – Затем проведёте инструктаж. Представьте десятникам и, если господин Джугашвили всё сделает правильно, несите ко мне бумаги и приказ о его назначении на должность конторщика.
Аркадий оказался говорливым, шустрым мужиком, прекрасно знающим то дело, на которое поставлен. И часа не прошло, как они посетили фотографа, он сам быстро заполнил анкету, взял у Сосо заявление на приём на службу и шепнул на ухо:
– Ты, братец, держи уши востро, ты какой-никакой, а начальник для простолюдинов, лишнего не болтай, больше слушай и на ус мотай. Здесь у нас бунтари объявились, какие-то социалисты-демократы. Эсдеками называются. Они в цеха не ходят. У ворот ошиваются и листовки рабочим раздают. Ты от них держись подальше. Полиция их всех наперечёт знает, но не трогает.
Коба сделал удивлённое лицо и вытаращил глаза на Аркадия. Тот перекрестился:
– Крест даю. Держись подальше от пришлых из России. Беглые, видать, от закона-то. Одним словом, смутьяны.
– А может, вы, Аркадий, посоветуете мне, с кем дружбу водить? Можно хотя бы на первых порах, – сказал ему Коба. – А то как одному?
– А ты меня держись, и не пропадёшь.
– Это само собой, – ответил ему Коба.
– Ну, полезнее всего с десятниками. Они с тобой сами будут стараться дружить. Я вас чуток позже познакомлю. И ещё вот у нас недавно совсем молодой появился, тоже из Тифлиса, Канделаки Коция. Мы его по-нашему Костей зовём. Хороший, культурный парень. Десятником поставили.
Коба довольно усмехнулся. Всё срослось, как и задумывалось. И он начал действовать. В этот же день вечером, купив охапку газет, он развалился поудобнее на кровати и стал просматривать прессу. Ему на глаза попалась статья норвежского писателя-филателиста, посетившего Батуми в 1899 году, чуть более года назад. И вот что он писал:
«Город расположен в болотистой, нездоровой, но чрезвычайно плодородной местности. Он окружён лесами, полями кукурузы и виноградниками. Там и сям вершины гор выжжены, и по их голым склонам бродят курды и пасут своих баранов. Над верхушками густых лесов высятся развалины старинных замков. Жизнь в Батуми отчасти носит латиноамериканский характер. В столовую гостиницы люди приходят, одеваясь в модные платья, в шёлковых туалетах и драгоценностях. Улицы в городе широкие, но не мощёные. Ездят и ходят по песку. В гавани кишмя кишат корабли. Небольшие парусные суда, которые приходят сюда с юга, даже из Турции. И большие европейские пароходы, совершающие рейсы из Батуми на Александрию и Марсель».
Сосо отбросил газету и закрыл глаза. Он вдруг вспомнил, как чуть больше трёх лет назад, будучи семинаристом выпускного курса, он, как всегда, спрятался в дровняке и штудировал «Капитал» Маркса. Его нашёл Миха Цхакая и сказал:
– Сосо! Гермоген хочет сегодня с тобой вместе провести вечернюю молитву.
– Помолиться вместе со мной? – удивился Сосо.
– Да, хочет именно с тобой.
– И где?
– У себя, как обычно, где же ещё. Во внутренней церкви.
Сосо знал, что Гермоген иногда приглашает на совместную молитву особо проблемных семинаристов. В этот раз жребий выпал, как видно, на него. Уже стемнело. В семинарии стояла мёртвая тишина, только были слышны шаги надзирателей и монахов, медленно прохаживавшихся по коридорам второго этажа, заглядывавших в спальни семинаристов. Сосо спокойно, даже как-то с вызовом и гордо поднятой головой не спеша следовал к Гермогену.
Дверь была открыта, и Сосо зашёл внутрь. Преподобный Гермоген стоял на коленях перед образами и молился.
– Помолимся вместе, сын мой, – пригласил он Сосо, указав на место рядом с собой.
Молились они долго. Затем Гермоген пригласил его в трапезную к столу и предложил сесть.
– Чаю будешь? – спросил он.
Сосо смутился и ответил:
– Буду.
Гермоген налил ему чай и поставил вазу с сушками.
– Ешь, дитя моё.
Какое-то время они пили чай молча. Потом преподобный вдруг начал совершенно с неожиданного.
– Я вчера видел Кеке.
Сосо напрягся.
– Мать волнуется за тебя. Домой, говорит, ты перестал ездить. Пишешь редко. А когда приезжаешь, дома не ночуешь, и друзья твои совсем не похожи на слуг Божьих. И книги какие-то бесовские держишь у себя дома. Она меня попросила поговорить с тобой.
– О чём, отец Гермоген?
– Ты намерен посвятить себя служению Богу или нет? Ответь мне честно.
– Нет, не намерен, – спокойно ответил Сосо.
Гермоген замолчал, словно обдумывая, что сказать человеку, отрёкшемуся от Бога. Казалось, что священник шокирован таким ответом, но Гермоген, сделав паузу, продолжил:
– Я в этом не сомневался. И понимаю, что наша семинария с её порядками хотя и является престижным заведением, существующие в ней порядки далеки от норм и правил, угодных Богу. Палочная дисциплина, унижение, карцеры, запреты на всё что можно и нельзя, всё это, кроме ненависти к руководству и архимандриту, ничего другого не пробуждает. Поэтому семинария и стала рассадником революционных идей. За три года отчисленные семинаристы убили двух архимандритов. Но Господь здесь ни при чём. Не он послал нам эти испытания. Мы сами взяли этот грех на душу. Но Господь призывает нас к терпению. Проходя с молитвой через страдания и муки, мы сами очищаемся от скверны и ближе к Отцу нашему небесному становимся.
Гермоген перекрестился и перекрестил Сосо.
– Ты ешь, – сказал он. – Я же знаю, что вы, семинаристы, всегда голодные. Сколько вас ни корми. Растёте. Не поспешил ли ты со своим решением? – спросил он. – Может, стоит ещё раз всё обдумать? С твоими способностями прямая дорога в епископат, сын мой. Не знаю, что ты найдёшь на своём поприще, а что потеряешь – вижу.
– Святой отец. – Сосо отодвинул чашку. – Я ещё на первом курсе стал атеистом. Вы правы, существующие здесь порядки очень способствуют тому, чтобы человек отвернулся от церкви.
Гермоген печально улыбнулся, перекрестил Сосо ещё раз.
– Храни тебя Господь, сын мой. Вижу, это, по всей вероятности, неминуемо должно было с тобой случиться. Нельзя человеку быть слугой двух богов. Похоже, ты своего выбрал. Ты очень много читаешь всякого и разного, и не все твои книжки лежат на нужных полках. Это пройдёт. И тот, кого ты выбрал – он не Бог!
– А почему вы меня не спрашиваете, верю ли я в Бога? – вдруг с вызовом спросил его Сосо. – Это же главный вопрос, как считает моя мать. И, наверное, вы тоже так думаете.
– Мать, видимо, да. Это из-за незнания. Я же твёрдо знаю, что ты веруешь. Если твоё дело правое, значит, оно Богу угодно. Будешь постарше, ты это поймёшь. Без Бога в этом мире не делается ничего хорошего, доброго и нужного. Мать твоя мне говорила, что из трёх её детей выжил только ты. Хотя был самый слабенький и с проблемной ножкой…
– Вы и про это знаете? – оторопел Сосо.
– Да! Знаю! И значит, ты был Ему угоден. Помни это. Но есть одна опасность. Я хочу тебя предупредить.
– Какая? – спросил его Сосо.
– Когда человек перестаёт думать о Боге, тем паче верить в него, рядом с ним всегда появляется сатана. Душа человеческая не терпит пустоты. Поэтому, как бы там ни было, дорогу в храм не забывай. И не закрывай своего сердца.
Он встал. Сосо встал за ним тоже. Гермоген перекрестил его.
– Иди спать, сын мой.
– И что мне теперь делать? – спросил Сосо святого отца.
– Ничего. Живи как жил. О нашем разговоре никому никогда не рассказывай. А главное, помни: самое важное – это Его вера в тебя. Твоё мнение здесь вторично! Все люди – дети Божьи, независимо от того, верят они в него или нет. Тебе ли это не знать!
От этих воспоминаний его отвлёк скрип открывающейся на улицу двери. Сосо вскочил с кровати и подошёл к окну. Это был Костя. Он словно на крыльях влетел в комнату, держа в руках листок бумаги.
– Что это у тебя? – спросил Сосо.
– Это наши тифлисские парни, которых выслали сюда, они готовы хоть сейчас встретиться и поговорить с тобой.
– А что они из себя представляют, эти ребята?..
– Молодёжь, из фабричных, есть рабочие железнодорожники, и есть каменщик, и даже отчисленный студент из Ставрополя, один типографский рабочий, все оказались здесь за участие в стачечном движении. Наших держат здесь как постоянных рабочих, как ссыльных. Остальные местные, из крестьян в основном, работают на общих условиях, то есть временно. Сейчас поймёшь, почему. Что касается рабочих, работающих у Ротшильда, там картина такая: постоянно работающих нет вообще, кроме конторских… Ну, скажем так, почти нет. Есть заказ на нефть, мазут или керосин – рабочих приглашают. Нет заказа – их увольняют.
– То есть их реально увольняют? – спросил Коба.
– Да, предупреждают честь по чести, за две недели, и на вольные хлеба. Затем снова нанимают, как только появляется заказ.
– Получается, что неквалифицированные рабочие?
– Конечно. У меня таких из десяти десять. Какая там квалификация – тару сбивать. Ящики да бочки. Что такое марксистское учение, здесь особенно не разбираются. Главное – гроши. Тут один из Питера приехал, работяга, языкастый такой, говорит местным, что на Путиловском заводе 35 рублей ему платили, плюс выходное пособие. А здесь 15 рублей. Так они заволновались, вот третью неделю недовольствуют. Спичку брось – и рванёт. Этот питерский, похоже, из анархистов.
– Ха-ха, – тихо засмеялся Коба. – Главное, что он льёт воду на колесо нашей мельницы. Пусть недовольствуют. Вот мы туда и бросим эту спичку. И из искры действительно разгорится пламя. Давай, завтра на вечер собирай людей. И вот ещё что. Меня приняли на работу конторщиком. Я теперь твой начальник. Как и договорились ранее, помни: Кобы здесь нет. Здесь есть Учитель. Жандармы не должны знать, что Коба в Батуми. Откроем для рабочих курсы русского языка и математики, и поехали с песнями и плясками в революцию.
Настроение у него в этот вечер было прекрасное.
– А где?
– Я пока не знаю. Пусть они предложат сами. Только для начала давай соберёмся и встретимся с их вожаками. И пусть будут осторожнее. И место встречи должно быть в секрете, я понял из разговора в администрации: каждый второй здесь стукач, поэтому узнать место они должны в последний момент, а до этого пусть собираются где хотят.
– Сосо, послушай, а что если собраться в Барцхане, на квартире Ило. Это мой родственник. Он живёт один с дочерью и сыном Васико. Он у нас в портовой службе служит, на маяке. Дома почти не бывает, потому что смотритель маяка сейчас на обучении в Петербурге.
– Не подставим человека?
– Нет! Маяк – закрытая территория. У Ило свисток есть, чтобы полицию вызывать, и забор там крепкий. Сам увидишь.
– Хорошо! Давай сделаем встречу на самом маяке. Только не надо толпой ходить. По одному. Раз – и прошмыгнул. Посмотрел, убедился, что никого нет, даёшь сигнал следующему. Я хочу посмотреть это место.
– Учитель! Не учи учёного. Здешний народ живёт на деньги от ворованного на складах керосина. Они ли не знают, как маскироваться?
На том и порешили. Но Ладо не уходил и вдруг спросил:
– Коба, а ты помнишь учителя русского языка Лаврова?
– Конечно, помню. Такую сволочь разве забудешь? А почему ты про него вдруг спрашиваешь?
– Ты знаешь, почему он был такой сволочной?
– Почему?
– У него дочь, как и ты, ещё ребёнком попала под фаэтон и с тех пор не ходила. Вот он на нас и срывал своё горе.
– А зачем ты мне это всё рассказываешь, Ладо?
– Дело в том, что у жены этого Лаврова объявились родственники в Америке, и он с женой увёз ребёнка туда. И девушка уже ходит! Представляешь?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.