Полная версия
Дискурсивно-профессиональная подготовка
Это означает, что в концепции дискурсно-професиональной подготовки необходимо комплексно применять достоинства риторического, культурноречевого и коммуникологического направлений в яыковом образовании и использовать в процессе речевого воспитания, реализуя изрядно забытое воспитывающее обучение.
1.3. Потенциал воспитывающего обучения в языковом образовании
Основоположником воспитывающего обучения традиционно считают И. Ф. Гербарта на основании его часто цитируемого утверждения: «Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств»117. Прежде чем утверждать приоритет Гербарта в воспитывающем обучении, следует разграничить содержание этого понятия с дидактическим принципом воспитывающего характера обучения. Без этого мы всегда будем колебаться, целесообразно ли говорить о воспитывающем обучении как таковом, когда есть принцип, устанавливающий, что любое обучение должно сказываться на воспитании обучающегося.
Философия Гербарта, на которой основывается его педагогическая система, является прямой продолжательницей кантианства. Кант полагал, что «цель воспитания… – превращение человека, рождающегося нравственно индифферентным, в существо нравственное… через дисциплину, т. е. через укрощение животной дикости, через культуру, т. е. через обучение и наставление в общежительной мудрости; морализацию, т. е. приучение к выбору только благих целей»118. Педагогика Гербарта основывалась на управлении, обучении (Гербарт называет его преподаванием) и нравственном воспитании: «укрощение» ученика достигалось через управление им; обучение предполагало развитие многосторонности интереса, обеспечивающего истинное познание мира и выявление склонностей и способностей воспитанника; нравственное воспитание призвано было «научить питомца хотеть и действовать»119, руководствуясь волей и характером.
Гербарт в центр своей педагогической системы помещал обучение. Его философия опиралась на постулат, что «каждая вещь вообще проста, множественность же признаков, или иллюзия таковых, происходит лишь при соединении нескольких вещей, т. е. вследствие того, что представляющая простое качество вещь становится к нескольким другим в (изменяющиеся) отношения. Таким образом, у нее есть признак А в отношении вещи М, признак В в отношении другой вещи N, признак С в отношении вещи О и т. д.»120. Отсюда гербартовская многосторонность интереса – есть способ познания вещи в себе, которое объективно, в отличие от индивидуальных взглядов, могущих претендовать на раскрытие только одного качества вещи. Индивидуальный интерес, кристаллизующийся в процессе обучения, есть тот «круг мыслей» воспитанника, который восходит к настойчивому желанию познавать интересующий предмет и через соответствующее волевое действие (поступок) приводит к формированию характера, поскольку «характер в своем отношении к индивидуальности почти всегда проявляется в борьбе, потому что он прост и устойчив, а из глубины ее вытекают все новые причуды и вожделения»121.
Человеческая душа у Гербарта есть также простое качество. Под давлением, производимым на нее вещами, она формирует те или иные представления. Следовательно, умножая знания в процессе обучения, мы умножаем количество представлений, что приводит Гербарта к мысли: «Границы круга мыслей служат границами и для характера»122
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Карасик В. И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. С. 147. URL: http://www.cyberleninka.ru›Грнти›n/diskurs (дата обращения: 24.01.2024).
2
Fairclough N. The Dialectics of Discourse. Recontextualization, Rescaling and Emphasis by Alelign Aschale. Addis Ababa University. 2013. Р. 4.
3
Кожемякин Е. А. Институциональные дискурсы: программа сравнительных исследований // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 2007. № 2. С. 96–106.
4
Попова Т. П. Характеристики институционального дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. T. 7. № 6, ч. 2. С. 296.
5
Там же, с. 297.
6
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.
7
Под концептуализацией здесь понимается процесс обретения понятием, термином характера концепта в сознании обучающихся, который, вслед за Д. С. Лихачевым, трактуется как «соединение словарного значения с личным или общественным опытом человека» (Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Дмитрий Лихачев. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 151).
8
Голованова Е. И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 32–35.
9
Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., Изд-во Моск. ун-та. 1980. С. 63.
10
Несмотря на то, что в научной литературе принят термин «военный дискурс», автор сознательно предпочитает употребление термина «воинский дискурс» не потому, что он не различает паронимы «военный» и «воинский», а оттого, что предпочитает рассматривать дискурс с позиции требований к его носителю – военнослужащему, а не в части, касающейся объективных требований к дискурсу, предъявляемых условиями военной службы.
11
Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: Наука, 2006. С. 10.
12
Аннушкин В. И. Риторика. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 19.
13
Там же, с. 8.
14
Там же, с. 35.
15
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2006.
16
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2008. С. 181.
17
Ранке Л. Л. Государи и народы Южной Европы в шестнадцатом и семнадцатом веках. Ч. 1. СПб., 1856.
18
Маркс К. К критике политической экономии / Собр. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 13, с. 7.
19
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М.: Прогресс, 1977. С. 332.
20
Там же, с. 357.
21
Подробнее см.: Зверев С. Э. Военная риторика Средневековья: монография / С. Э. Зверев. СПб.: Алетейя, 2011. 208 с.
22
Аверинцев С. Другой Рим: Избранные статьи. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. С. 89.
23
Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.
24
Юнгер Э. Лейтенант Штурм // Юнгер Э. Рискующее сердце / Пер. с нем. В. Б. Микушевича. СПб., 2010.
25
Декларация прав человека и гражданина, 1789.
26
См.: Зверев С. Э. Пафосы общественной речи в политической риторике Демосфена // Общественные науки. 2013. № 1. С. 36–44; Зверев С. Э. Пафосы общественной речи в судебном красноречии XV–XIX веков // European Social Science Journal. 2012. № 11(2). С. 87–97.
27
Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915.
28
«Нужно защищать общество»: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975–1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005. С. 149.
29
Геллнер Э. Нации и национализм. URL: http//www.royalib.com>book>gellner-nas… (дата обращения: 09.12.2022).
30
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. URL: http//www.litmir.me>br?b=236025&p=1 (дата обращения: 09.12.2022).
31
Цит. по: Зверев С. Э. Военная риторика Нового времени. СПб.: Алетейя, 2012. С. 174.
32
Там же, с. 186.
33
Fairclough N. Critical discourse analysis: the critical study of language. Р. 83.
34
Шарп Д. От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения. М.: Новое издательство, 2012. С. 32–33.
35
Цит. по: Зверев С. Э. Военная риторика Второй мировой. Речевое воспитание войск в годы войны и в межвоенный период. СПб.: Алетейя, 2014. С. 531.
36
Там же, с. 384.
37
Платон. Собрание сочинений в 4-х т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Т. 3. М.: Мысль, 1990.
38
Любопытна история превращения простой ленточки в знак. Впервые практика ношения в Америке на одежде желтой ленточки была описана в 1980 г. во время кризиса с американскими заложниками в Иране (Donald Fry and Virginia Fry. Continuing the Conversation Regarding Myth and Culture: An Alternative Reading of Barthes, American Journal o f Semiotics, VoI. 6, №. 2/3, 1989, pp. 183–197). Самая популярная песня в США в 1972 г. «Завяжи желтую ленточку вокруг старого дуба» повествовала о судьбе заключенного, боявшегося, что его любимая перестала его ждать. В письме он просит, если ее чувства еще живы, повязать желтую ленточку по стволу дуба, растущего у дома женщины, чтобы он понял, проезжая после освобождения на автобусе, стоит ли ему выходить. В период Войны в Заливе (1991) желтая ленточка стала использоваться как патриотический символ того, что американских солдат ждут дома, породив своего рода «желтую лихорадку». Как видим, семиотические процессы развиваются независимо от национальности и территориальных границ.
39
Валуев А. П. Еще несколько мыслей о воспитании // Морской сборник. 1857. № 2. С. 233.
40
Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего. URL: http://librebook.me/apologiia-vol1 (дата обращения: 14.11.2022).
41
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. С. 371.
42
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. С. 364.
43
Лернер И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М.: Изд-во РОУ, 1995. С. 20.
44
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995. С. 73.
45
Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 297.
46
Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. СПб., 1810. С. 3.
47
Об ораторском искусстве. М.: Госполитиздат, 1963. С. 96.
48
Аннушкин В. И. Эволюция предмета риторики в истории русской филологии (XI – середина XIX вв.): Автореф. дисс. … д-ра филол. наук. М., 1997. С. 33.
49
Гофман В. А. Слово оратора. Изд. 2-е, испр. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 7.
50
Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Старые мехи и молодое вино. Из наблюдений над русским словоупотреблением конца ХХ века. СПб.: Златоуст, 2001. 72 с.
51
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. С. 11.
52
Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902. С. 63.
53
Рибо Т. Логика чувств. СПб., 1910. С. 36.
54
Там же, с. 39.
55
Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 2, с. 553.
56
Лапина О. А., Белоконь О. А. Особенности ценностных ориентаций подростков России и Франции // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/belokon.pdf.(дата обращения: 12.08.2022).
57
Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2, с. 555.
58
Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов, 1999. С. 62.
59
Пешков И. В. Введение в риторику поступка. М.: Лабиринт, 1998. С. 268.
60
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 113.
61
Риторика и стиль. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 16.
62
Пешков И. В. От «К философии поступка» к риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996. С. 8–9.
63
Мысли о воспитании и обучении Ф. Рабле и М. Монтеня. М., 1896. С. 113.
64
Ажам М. Искусство говорить публично. СПб., 1908. С. 36.
65
Миртов А. В. Уменье говорить публично. Теория, задачи, упражнения. М., 1927. С. 4.
66
Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений. СПб.: Изд-во Императорской Российской академии, 1834. Кн. 10, с. 211.
67
Ладыженская Т. А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1996. С. 7.
68
Об ораторском искусстве. М.: Госполитиздат, 1963. С. 99.
69
Аннушкин В. И. Риторика. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 8.
70
Аннушкин В. И. Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. М.: Русская школа, 2010., С. 95.
71
Там же, с. 112.
72
Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. С. 176.
73
Аннушкин В. И. Риторика. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 118.
74
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
75
Юнина Е. А. Современная риторика в философско-культурологическом измерении. Пермь: Гос. тех. ун-т, 1998. С. 20.
76
Она же. Риторическая культура и ее современные проблемы: Автореф. дисс. … д-ра филос. наук. М., 1998. С. 8
77
Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. С. 355.
78
Там же, с 285.
79
Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 326.
80
Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902.
81
Юнина Е. А. Современная риторика в философско-культурологическом измерении. Пермь: Гос. тех. ун-т, 1998. С. 20.
82
Там же, с. 27.
83
Иванова С. Ф. Путь к современной риторике. М., 1990. С. 6.
84
Там же, с. 103.
85
Москвин В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов-н/Д: Феникс, 2008. 637 с.
86
Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. 320 с.
87
Москвин В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов-н/Д: Феникс, 2008. С. 7.
88
Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. С. 11.
89
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: РИПОЛ, 2002. С. 12.
90
Аристотель. Риторика. Поэтика. О душе. М.: Мир книги, 2007. С. 79.
91
Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
92
Гриффин Эм. Коммуникация: терии и практики. Пер. с англ. X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2015. 688 с.
93
Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002.
94
Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. С. 102.
95
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: «Наука», 2006. С. 203.
96
Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. С. 54.
97
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С. 330–332.
98
Зенкин С. Н. Работы о теории: Статьи. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 38.
99
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006. С. 146.
100
Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. С. 11.
101
Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 130
102
Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. С. 13.
103
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: РИПОЛ, 2002. С. 172.
104
Там же, с. 177.
105
Речевая коммуникация на современном этапе: социальные, научно-теоретические и дидактические проблемы // Материалы между-нар. научн.-метод. конф. В 2 ч. М., 2006. Ч. 1. С. 10.
106
Стернин И. А. Практическая риторика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 5.
107
Там же, с. 22.
108
Ворожбитова А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дисс. … д-ра. филол. наук. Краснодар, 2000. С. 6.
109
Стернин И. А. Практическая риторика. С. 187.
110
Гурьева З. И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: к созданию интегративной теории: Автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Краснодар, КубГУ, 2003. С. 8.
111
Ворожбитова А. А. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система. Сочи: СГУТиКД, 2002. С. 5.
112
Земская Ю. Н. Основы общей риторики. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2000. С. 7.
113
Речевая коммуникация на современном этапе: социальные, научно-теоретические и дидактические проблемы // Материалы между-нар. научн.-метод. конф. М., 2006. Ч. 2, с. 168.
114
Курцева З. И. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2011. С. 10.
115
Юдина Т. В. Теория общественно-политической речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 38.
116
Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. С. 211.
117
Гербарт И.-Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении. М., 1906. С. 199.
118
Фогель А. Философские основания педагогии. Митава, 1892. С. 61.
119
Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. Т. 1. С. 166.
120
Буссе Л., Геффинг Г. Мировоззрения великих философов: Пер. с нем. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 24.
121
Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения, с. 161.
122
Там же, с. 241.