Полная версия
К.С. Петров-Водкин. Мировоззрение и творчество
К. С. Петров-Водкин высказывал интуитивное предположение о существовании в дописьменные времена некой огромной человеческой культуры, состоящей в тесной связи с природой. Эти люди, по мнению художника, могли уметь «концентрировать и излучать из себя энергию, непосредственно действующую на предметы и претворяющую по желанию человека предметы-явления»153. По мнению художника, такая энергия могла стать средством общения между людьми, однако утратила свою силу с развитием языка и письменности. Таким образом, слово, по мнению художника, вытеснило из человеческого обихода эту энергию, не являясь ее эквивалентом, иллюстрируя собой как бы форму декоративного искусства, пришедшего на смену искусству, несущему смысл помимо «красивости».
Отличительным признаком произведений искусств словесной эры, по мнению К. С. Петрова-Водкина, является их поэтичность, в силу чего «мерилом их ценности и является только приятность (они нравятся), а не безусловная необходимость»154. Такие произведения искусства, как отмечает художник, «являют лишь позыв к действию, а не само действие, <…> говорят о предмете, не будучи сами предметами»155, порождая декоративное искусство, к которому К. С. Петров-Водкин относился резко отрицательно. Так, он отмечает, что в древние времена повторяющиеся элементы растительной или животной орнаментики имели когда-то заклинательный смысл – «смысл овладения предметом через его изображение»156. Интересно, что в докладе «О живописи», прочитанном им в общине художников в 1926 году, К. С. Петров-Водкин развивал эту тему, рассуждая о желании первобытного человека зафиксировать предмет. По мнению художника, изначальная тенденция изображения заключалась в желании осознать, а следовательно, воспринять, то есть победить данный предмет157. «Побеждать» предмет, по мнению К. С. Петрова-Водкина, следует и современным художникам, для того, чтобы лучше разглядеть и изобразить в нем типические черты.
По мнению К. С. Петрова-Водкина, чем грамотнее становился цивилизованный человек, тем сильнее притуплялись его органы восприятия. И наука, «лишенная полноты воспринимающих органов, связующей человека с миром»158, совершала открытия лишь для удовлетворения любопытства. Здесь можно вспомнить рассуждения А. Белого о том, что современный художник постепенно превращается в ученого, поскольку для того, чтобы творить, он должен сперва знать. А. Белый, в частности, выражал беспокойство тем, что «область искусств технический прогресс приближает все более к области знаний», которая, в свою очередь, разлагает творчество159.
К. С. Петров-Водкин противопоставлял связи человека с природой его взаимодействие с техникой, которое резко осуждал. «Колеса, рычаги, анализы и телеграфы пожирают своих же изобретателей, растерянно метущихся среди вздорных, враждебно скотских общественных отношений»160, – утверждал художник. Здесь можно вспомнить высказывание Н. А. Бердяева о том, что с помощью машины человек пытался овладеть природными стихиями, но вместо этого стал рабом созданной им машины и материальной социальной среды161. «Сознание ослабило в человеке силу инстинкта, сделало его биологически беззащитным. Органы его не изощрились от прогресса цивилизации, а, наоборот, ослабли. Человеку приходится с грустью вспоминать об утерянной первобытной силе»162, – отмечал философ.
Интересно, что К. С. Петров-Водкин, рассуждая о техническом прогрессе, утверждал, что ритм машины выбил художника из его творческого ритма, и тогда «в ход было пущено все сверхреальное в человеке, все контрастное машине, чтобы победить ее»163. Таким образом, становится понятно, что он видел в символизме силу, способную противостоять прогрессу техники. «Выдвигались миражи Метерлинка, доводящие чувство действительно до большого напряжения, но оказалось, что только самый процесс напряжения и захватывал – только толкание в тайную дверь, с обещаниями за ней, а когда посмелее скитальцы взломали эту дверь, – там нашелся склад старых пыльных вещей, негодных к употреблению: театральные светильники, картонные латы, куклы Пьеро и Коломбины – все не настоящее, все притворяющееся, за что не отдашь жизнь свою»164, – заключал К. С. Петров-Водкин. Стоит заметить, это сравнение удивительным образом напоминает цитируемый Д. С. Мережковским рассказ Тацита о том, как во время завоевания Иерусалима Титом Веспассианом римляне в поисках сокровищ проникли в самую отдаленную часть храма Соломонова, куда никто из иудеев не вступал из-за священного страха. Однако они не нашли там ничего, кроме голых стен. «Но если бы один из иудеев, стоявших извне, в ожидании громов и молний, увидел эту пустоту, то не почувствовал ли бы от нее большего ужаса, чем от всех громов и молний Саваофа?»165 – задавал риторический вопрос философ.
Важным аспектом творчества, волновавшим К. С. Петрова-Водкина было взаимоотношение формы и цвета. В докладе «Наука видеть» он отмечал: «Первое впечатление, получаемое глазом от предмета, есть форма»166. Глаз, по мнению К. С. Петрова-Водкина, вначале воспринимает силу напряжения, с которой предмет воздвигся из окружающего. На этом этапе важное информативное значение имеют границы предмета. Затем, по мнению художника, человеческий глаз воспринимает окружающую среду, сопротивляющуюся данному предмету. Воздействующая на предмет среда «делает его индивидуальнейшим явлением, давая ему все несхожести и среди самых родственных явлений»167. Тяготение, также влияющее на предмет, по словам К. С. Петрова-Водкина, сообщает ему осевые показатели. В цвете автор «науки видеть» наблюдает волю предмета, принимающего либо весь луч, либо лишь части спектра. «Цвет показывает зрячесть предмета в отличие от слепых абсолютов: черного и белого»168, – утверждает художник.
Сопоставляя цвет и форму, К. С. Петров-Водкин констатировал: «В форме – в динамической сущности предмета – его борьба за противопоставление себя среде. В цвете же, в солнечной сущности предмета его общение со средой»169. По мысли художника, цвет и форма в повседневной жизни древнего человека были по своему назначению подобны словам. «Да это и были не более как разновидности одной и той же энергии, вбираемой и излучаемой человеком»170, – заключал автор «науки видеть».
Развивая проблему цвета и формы в своем докладе «Живопись как ремесло», прочитанном в 1910 году в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, где художник преподавал вплоть до 1917 года, К. С. Петров-Водкин приходит к выводу, что ХХ век совершенно потерял присущие ему цвет и форму, из-за чего «живопись из аскетического, глубокого по своим тайнам знания, ремесла стала дилетантством»171
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Подробнее об этом см. п. 1.3. данной работы.
2
Репин И. Е. Критикам искусства. Письмо в редакцию // Биржевые ведомости. 1910. 2 марта.
3
Гинсбург И. По поводу статьи «Критикам искусства» // Биржевые ведомости. 1910. 10 марта
4
Любитель. К инциденту «Репин–Водкин»: Протест тридцати художников // Петербургская газета. 1910. 21 марта.
5
См.: Ал. Гидони, М. Н. Волконский, С. Маковский, А. Ростиславов и др.
6
Петров-Водкин К. С. По поводу письма проф. Репина // Речь. 1910. 5 марта.
7
Ростиславов А. Репинская полемика // Театр и искусство. 1910. № 11. – С. 239.
8
Бакст Л. Открытое письмо И. Е. Репину // Биржевые ведомости (вечерний выпуск). 1910. 6 марта.
9
Ростиславов А. Вечер художественно-артистической ассоциации // Речь. 1912. 4 апреля.
10
Художественная жизнь. Собрания и рефераты // Вечернее время. 1912. 1 мая.
11
См.: Чуд. Лекция Петрова-Водкина // Русская художественная летопись. 1912. № 10. – С. 140–141.
12
См.: Брешко-Брешковский Н. Поверженные кумиры // Петербургская газета. 1912. 1 мая.
13
Кравченко Н. Культ уродства // Новое время. 1913. 8 января.
14
Загуляева Ю. Петербургские письма // Московские ведомости. 1913. 17 ноября.
15
Выставка картин «Мир искусства» в С.-Петербурге // Огонёк. 1912. 18 февраля.
16
См.: Петров-Водкин К. Письма об искусстве. Письмо первое // Заветы. 1914. № 5. С. 1–4.
17
См.: Петров-Водкин К. На рубеже искусства // Дело народа. 1917. 20 мая, 28 мая, 4 июня.
18
См.: Петров-Водкин К. О «науке видеть» // Дело народа. 1917. 28 июня.
19
См.: Петров-Водкин К. Путь художника // Советское искусство. 1936. 17 ноября.
20
См.: Петров-Водкин К. Работать хорошо и радостно // Правда. 1936. 21 октября.
21
См.: Петров-Водкин К. С. Пушкин и мы // Литературный современник. 1937. № 1.С. 212–216.
22
См.: Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / Вст. ст., подг. текста и коммент. Ю. А. Русакова. – Л.: Искусство, 1970. – 631 с.
23
Пунин Н. Н. Русское и советское искусство / Сост. И. Н. Пунина, авт. вступ. ст. В. Н. Петров. – М.: Советский художник, 1976. – С. 213.
24
Грачева С. М. Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории, образования. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 2010. – С. 204.
25
Лебедева Ю. К. С. Петров-Водкин // Искусство. 1935. № 6. – С. 55.
26
Галушкина А. С. К. С. Петров-Водкин. – М.: ОГИЗ, 1936. – С. 12.
27
Малая советская энциклопедия / Гл. ред. Л. М. Мещеряков. – М.: Советская энциклопедия, 1931. – Т. 6: Огневики–Пряжа. – Стлб. 481.
28
Пунин Н. Оптимистическое искусство // Архитектурная газета. 1937. 12 января.
29
Эфрос А. М. Вчера. Сегодня. Завтра // Искусство. 1933. № 6. – С. 34.
30
История русского искусства / Под общ. ред акад. И. Э. Грабаря. – М.: Изд-во академии наук СССР, 1957. – С. 127.
31
История советского искусства: Живопись. Скульптура. Графика / Редкол. Б. В. Веймарн и др. – М.: Искусство, 1965. – Т. 1 – С. 80.
32
См.: РГАЛИ. Ф. 2010. Оп. 1. Ед. хр. 150. Отзывы зарубежных критиков. Газетные вырезки; РГАЛИ. Ф. 2010. Оп. 2. Ед. хр. 54. Отзывы прессы о выставках советского изобразительного искусства за границей, организованных высочайшим обществом культурной связи с заграницей (ВОКС).
33
Kuhn K-H. Mein Erlebnis Petrow-Wodkin // Bildende Kunst. 1966. № 1. – S. 12–13.
34
См.: Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. / Unter Mitwirkung von Fachgelehrten des In- und Auslandes; beаrb., redig. u. herausgeg. von Hans Vollmer. – Leipzig: VEB E. A. Seemann Verlag, 1956. – Bd. 3. K–P. – 640 S.
35
Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. / Unter Mitwirkung von Fachgelehrten des In- und Auslandes; besrb., redig. u. herausgeg. von Hans Vollmer. – Leipzig: VEB E. A. Seemann Verlag, 1956. – Bd. 3. K–P. – S. 577.
36
Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора К. С. Петрова-Водкина (Центральный дом литераторов, Москва, 1965); Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР К.С. Петрова-Водкина (ГТГ; ГРМ, 1966).
37
См.: Тарасенко О. Героический мир Петрова-Водкина // Художник, 1978, №1. – С. 14–26.
38
См.: Даниэль А. М., Даниэль С. М. Запад и Восток в творчестве К. С. Петрова-Водкина // Советское искусствознание. Вып. 25. – М.: Советский художник, 1989. – С. 131–146.
39
См.: Сарабьянов Д. Купанье красного коня // Творчество. 1962. № 7. – С. 16–17.
40
См.: Научный архив РАХ РФ. Ф. 11. Оп. 2. Ед. хр. 4734. Кулакова С. И. Религиозно-философские взгляды К. С. Петрова-Водкина и их отражение в самаркандском периоде творчества (июль–октябрь 1921 года): Дипломная работа. (Научный руководитель: доцент А. И. Рощин). СПб., 1994.
41
Научный архив РАХ РФ. Ф. 11. Оп. 2. Ед. хр. 4734. Л. 39. Кулакова С. И. Религиозно-философские взгляды К. С. Петрова-Водкина и их отражение в самаркандском периоде творчества (июль–октябрь 1921 года): Дипломная работа. (Научный руководитель: доцент А. И. Рощин). СПб., 1994.
42
См.: Кулакова С. И. Религиозно-философские взгляды К. С. Петрова-Водкина // Русский язык, литература и культура: проблемы сохранения и развития: Материалы региональной научно-практической конференции 23–24 ноября 1999 года. – Шадринск: Изд-во Шадринского педагогического института, 2000. – С. 52—54.
43
См.: Кулакова С. И. Отражение идей русского космизма на страницах автобиографической повести «Хлыновск» К.С. Петрова-Водкина [Электронный ресурс] // www.radmuseumart.ru/news/ index.asp?page_type=1&id_header=3473 (27.03.2011)
44
См.: Чайковская В. И. Три лика русского искусства: Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов. – М.: Искусство-XXI век, 2006. – 200 с.
45
Чайковская В. И. Три лика русского искусства: Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов. – М.: Искусство-XXI век, 2006. – С. 104–105.
46
Борев Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд / Юрий Борев. – М.: 2008. – С. 194.
47
См.: Синявина Н. В. Религиозные и философские взгляды К. С. Петрова-Водкина // Сохранение и преумножение культурного наследия в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции 9–11 декабря 2002 года. Часть II. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 76–81.
48
Синявина Н. В. Религиозные и философские взгляды К. С. Петрова-Водкина // Сохранение и преумножение культурного наследия в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции 9–11 декабря 2002 года. Часть II. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 79.
49
См.: Грибоносова-Гребнева Е. В. Творчество К. С. Петрова-Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920–1930-х гг. / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. специальность 17.00.04 (Изобр. и декоратив.-прикладное искусство и архитектура) – М., 2008.
50
См.: Грибоносова-Гребнева Е. В. «Наука видеть» или искусство мечтать: о некоторых философских аспектах творчества К. С. Петрова-Водкина // Пунинские чтения – 2001: Материалы научной конференции 6–7 апреля 2001 г. – СПб., 2002. – С. 146–157.
51
Грибоносова-Гребнева Е. В. «Наука видеть» или искусство мечтать: о некоторых философских аспектах творчества К. С. Петрова-Водкина // Пунинские чтения – 2001: Материалы научной конференции 6–7 апреля 2001 г. – СПб., 2002. – С. 151.
52
См.: Грибоносова-Гребнева Е. Творчество К. С. Петрова-Водкина и «метафизическая живопись» // Искусствознание. 1999. Вып. 2. – М.: Искусствознание, 1999. – С. 372–401.
53
Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. – М.: Индрик, 2008. – С. 227.
54
См.: Зингер Л. Крамольные росписи // Волга. 1967. № 6. – С. 136–140.
55
См.: Тарасенко О. К. Петров-Водкин и традиции древнерусской живописи // Творчество. 1978. № 11. – С. 8–9.
56
См.: Тарасенко О. Петров-Водкин и древнерусская живопись // Вопросы искусствознания. 1995. № 1–2. – С.382–407.
57
См.: Адаскина Н. Л. «Право человека быть божественным…» // Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1995». Вып. XXVIII. – М.: Госу-
58
Дунаев М. Продолжение поиска // Православная беседа. 1996. № 4. – С. 10.
59
См.: Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. – М.: Галарт, 2001. – 304 с.
60
Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. – М.: Галарт, 2001. – С. 155.
61
См.: Русакова А. А. Символизм в русской живописи. – М.: Белый город, [2003]. – 328 с.
62
Там же. С. 301.
63
См.: Поспелов Г. Г. Русское искусство начала ХХ века: Судьба и облик России. – М.: Наука, 1999. – 128 с.
64
См.: Даниэль С. М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. – СПб.: 2002, – 304 с.
65
Даниэль С. М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. – СПб.: 2002, – С. 155.
66
См.: Степанова С. С. Кузьма Петров-Водкин и Александр Иванов: проблема органичной формы [Электронный ресурс] // www.radmuseumart.ru/project/index.asp?page_type=1&id_header=3444 (25.03.2011).
67
См.: Вакар И. «И, юноша, твой плач на огненном коне»: «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина // Культура. 2006. 8–14 июня.
68
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 126.
69
Цит. по: Зингер Л. Планетарное мироощущение // Творчество. 1979. № 11. С. 4.
70
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 138.
71
Там же. С. 139.
72
Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. – Мн.: 1999. – С. 132.
73
Там же. С. 16.
74
Там же. С. 204.
75
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 152–153.
76
Бердяев Н. Философия свободы. – М.: 2000. – С. 46.
77
Бердяев Н. А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма // Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: 2004. – С. 537.
78
Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ю. А. Русакова. – Л.: Искусство, 1970. – С. 480.
79
Бердяев Н. А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма // Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: 2004. – С. 537.
80
Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: 2004. – С. 68.
81
Цит. по: К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы / Сост. Е. Н. Селизарова. – М.: Советский художник, 1991. С. 302.
82
Там же. С. 301–302.
83
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 315.
84
Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: 2004. – С. 268.
85
Бердяев Н. А. Новое средневековье // Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: 2004. – С. 566.
86
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 236.
87
Флоренский П. А. Смысл идеализма. – Сергиев Посад: Типография Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1914. – 96 с.
88
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 222.
89
Там же. С. 222.
90
Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. – М.: Типография В. М. Саблина, 1909. – С. 8.
91
Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. – М.: Типография В. М. Саблина, 1909. – С. 26.
92
Там же. С. 30.
93
Гершензон М. О. Творческое самопознание // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. – М.: Типография В.М. Саблина, 1909. – С. 85
94
Франк С. Этика нигилизма // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. – М.: Типография В. М. Саблина, 1909. – С. 175.
95
Чайковская В. И. Три лика русского искусства ХХ века: Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов. – М.: Искусство – ХХI век, 2006. – С. 88.
96
Овечкина И. С. Космизм и русское искусство первой трети ХХ века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. – Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусства 1999. – С. 12–13.
97
Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – М.: 2004. – С. 67.
98
Там же. С. 67.
99
Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. – Мн.: 1999. – С. 179–180.
100
Цит. по: К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 297.
101
Там же. С. 298.
102
Там же. С. 296.
103
Флоренский П. А. Эмпирея и Эмпирия. // Флоренский П. А. Оправдание космоса / Сост., вступ. ст. и прим. К. Г. Исупова. – СПб. 1994. – С. 157.
104
Флоренский П. А. Эмпирея и Эмпирия. – С. 157.
105
Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. – Цит. по: Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – М.: 2004. – С. 210.
106
Там же. С. 210.
107
Там же. С. 212.
108
Блок А. О современном состоянии русского символизма // Поэты на кафедре. В. Брюсов, А. Блок. Сборник / Сост. С. И. Гиндин. – М.: Знание, 1991. – С. 43.
109
Мережковский Д. С. Грядущий хам // Мережковский Д. С., Гиппиус З. Н. 14 декабря: Роман. Дмитрий Мережковский: Воспоминания / Сост., вст. ст. О. Н. Михайлова. – М.: Моск. рабочий, 1991. – С. 534.
110
Там же. С. 536.
111
Там же. С. 542–543.
112
Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 433–434.
113
Там же. С. 428.
114
Иванов В. Эллинская религия страдающего Бога // Эсхил. Трагедии / пер. Вяч. Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 349.
115
Там же. С. 349.
116
Настоящее имя: Борис Николаевич Бугаев.
117
Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ю. А. Русакова. – Л.: Искусство, 1970. – С. 422.