Полная версия
Повседневная жизнь, досуг и традиции казацкой элиты Украинского гетманства
Дома украинской элиты, равно как и помещения генеральной канцелярии, судов и других официальных мест были неплохо обставлены всевозможной мебелью. Самой распространенной были лавки (дубовые) и скамьи (сосновые). Лавки покрывались сукном (например, зеленым, голубым) или украшались пестрыми килимами139. Часто использовали лавы-кресла, боковые стенки которых и заплечья украшали плоской резьбой и росписью с мотивами цветов140. Более изысканной мебелью служили стулья с высокими резными спинками и низкими ножками. Часто стулья обивали красной или черной кожей, а также бархатом (к примеру, стулья, обитые красным сукном или пестрой кожей141).
Столы бывали весьма искусной работы. В описях мы видим столы липовые – длинные и круглые; стол круглый с ящиком; стол липовый на львиных лапах. Встречались и образцы гораздо более сложные – например, стол дубовый столярный складной на ножках, столы, крашенные разной краской из Робской волости. Во время обедов столы покрывали скатертями142. Имелась практика изготовления мебели в украинских монастырях143. Вероятно, местными были такие предметы, как «столик сосновый для посуды». А вот более изысканные образцы мебели могли быть и привозными: шкаф (аналог буфета), представляющий собой длинный стол с тремя ящиками до самого пола144. Попадаются и другие интересные образцы: «резной шкаф и поставец и стол, ноги резные»145, зеленая шкатулка, обитая белым железом, в ней 7 ящиков для хранения драгоценностей146. Все эти предметы имели утилитарное назначение, но одновременно украшали повседневную жизнь.
Кровати в домах старшины встречаются простые, например: липовая столярной работы147. Но бывали и западного стиля, с пологом (весьма распространенные в Польше): кровать резная с верхом на позолоченных столбах148. У Хмельницкого была кровать с «дамасским пологом»149, т.е. скорее всего восточного происхождения, что не удивительно, если учесть его союз с турецким султаном и крымским ханом.
Деньги на Украине обычно хранили в скрынях (род сундука), в которых складывали мешки. Например, в Киеве в погребе среди имущества Переяславского полковника Т. Цецуры была скрыня с ефимками и золотыми150. Другим способом хранения были бочки или бочонки. Так в Белой Церкви было конфисковано имущества И. Мазепы «17 бочонков ефимков и 11 бочонков серебряных рублей»151.
Если мебель не отличалась особенной изысканностью и роскошью, то посуда поражала богатством. Особенно было распространено столовое серебро и изысканное стекло.
Причем эти предметы роскоши в основном изготавливались в Украинском гетманстве и лишь частично импортировались из польских и немецких городов. Так в украинских областях сохранилась традиция производства стекла, уходившая корнями в Киевскую Русь и утраченная в Московской Руси после монгольского нашествия. В основном стекло производилось в гутах, представлявших собой сарай с печью. В Черниговщине и Киевщине таких производств насчитывалось более двух сотен. В них изготавливали как простую посуду, так и более утонченную – бутылки шаровидные, цилиндрические и четырехугольные, рюмки и бокалы, штофы, кувшины, жбаны, графины и крынки. Делали также сложны фигурные сосуды в виде бочонков или тыкв, медведей, коней, баранов.
Пить в Украине любили, поэтому видов стекольной продукции, предназначенной для этой процедуры, было множество: чарки, стопки, шкалики, рюмки и пивные кружки. Изготовляли также стеклянные сахарницы, чайницы, вазочки и чернильницы. Многие изделия были украшены волнистой изогнутой лентой, наложенной сверху в горячем состоянии. Такой вид отделки украинского стекла подтверждал его преемственность традициям Киевской Руси. Но украшали стеклянные изделия также лепкой и росписью. Причем мотивы росписи – пестрой и веселой, заимствовали из народного искусства.
В собрании Исторического музея в Москве хранится четырехугольный штоф из светло-фиолетового стекла с изображением хлопца в казацких шароварах и скрипача – сделанный в Украинском гетманстве. «Черкасское» стекло было очень популярно в Москве и в большом количестве туда экспортировалось, успешно конкурируя с московскими и петербургскими заводами даже в XVIII в. Экспортировалось оно также в Польшу, Ригу, Валахию, Турцию, Священную Римскую империю. Большое значение имел опыт украинских стеклоделов и для основанного во второй половине XVII в. в Москве производства.
Помимо стеклянного ремесла на Украине было также распространено золочение. При этом изготавливали как предметы церковной утвари, так и столовое серебро. В церковной утвари использовали серебряные с золочением оклады икон, евангелий. Встречались дарохранительницы в виде моделей храмов.
Серебряная посуда тоже была весьма разнообразна. Прежде всего, это были кубки (с крышками и без), кружки (большие и малые), стаканы, чарки (для меда и для вина). Встречались складные стаканы (складные бочками). Из серебра делали солонки, блюда, тарелки, ковши и чашки («солонка с кровлею на трех ножках, золоченая местами с чернью»152). Мы видим у старшины подсвечники (шанданы), например, «шандан с щипцами, с порсуною, с древком незолоченым, на древке балка золоченая»153 или «шандан серебряный местами золоченый»154.
Стаканы выполняли также с золоченьем – не говоря уже о кубках, которые были настоящим произведением ювелирного искусства. Например, в вещах П. Полуботка встречаем кубки: «кубок большой, внизу мужик сидит на бочке, золочен местами» или «два кубка с кровлями, вызолочены в середине и снаружи, по краям внизу под ними мужики»155. «Достакан чеканный с кровлей, на достакане и на кровле персоны человечьи, около персон подпись латинскими словами» – серебряный с золоченьем156. Или в приданом дочери гетмана Самойловича: «стопка серебряная с крышкой, пугарь (стакан) золоченый с цветами, чарка золоченая с бирюзой и цветами»157.
Посуду делали и каменную, например чашка яшмовая. Часто встречаются предметы сервировки: серебряные кораблики (род соусника)158, «журавль золочен местами, стоит на одной ноге, около ноги змея серебряная золоченая, в другой ноге яблоко»159.
Сохранившиеся до наших дней серебряные с позолотой, гравировкой и чернением ложки украинской работы поражают воображение. У многих имеются витиеватые ручки, соперничающие с польскими аналогами160. Встречаются и серебряные ножи с чернением, ножи и вилки с черепахой в серебряной оправе161.
Существует мнение, что серебряную посуду использовали исключительно по праздникам, а в обычное время хранили в коморах, «погребцах» и даже в церковных подвалах в опечатанных сундуках162. Скорее всего, это было правдой только для отдельных особо скупых старшин. Источники дают слишком много примеров использования столового серебра старшиной, духовенством и другими представителями украинской элиты. Например, на приеме в Киево-Печерской Лавре все на столе (ложки, тарелки, кубки) было серебряным163.
К тому же, как мы увидим ниже, серебро нередко брали в дорогу. Другое дело, что, вероятно, старшина считала столовое серебро хорошим вложением «на черный день», своего рода инвестициями, часть которых надлежало держать в укромном месте – на случай войны или опалы.
Столовые приборы были к концу XVII века уже не отдельными предметами, а наборами, выполненными одним мастером. Например, у П. Шереметевой (Самойлович) в приданом были 12 полумисок, 24 тарелки, 20 ложек, 24 стакана и солонка – серебряные, с золочением – одного мастера и 24 ложки другого164. У П. Полуботка имелось «стаканов малых золоченых две дюжины»165. Встречаем набор чарок у Черниговского епископа Лазаря Барановича (черниговской работы)166. У Самойловича «12 ложек золоченых местами, стебельцы витые», «6 ложек, в середине золочены сплошь, с лица золочены местами, стебельцы короткие гладкие, на середине незолоченые, на концах на стебельцах личины медвежьи»167. У Мазепы имелась «шкатула оклеена кожею, в ней 2 дюжины ложек и ножей и вилок, пара ножей больших серебреные, да ложка большая столовая»168.
Серебро становится предметом обихода широких слоев элиты. Например, в приданом некой Прасковьи Товстолес, вдовы среднестатистического старши́ны (значкового товарища Черниговского полка), встречаем «коновка (высокая кружка) серебреная позолоченная в полгарца, ковш серебряный, рострухан (большая чаша) серебряный позолоченный с крышкой; шесть кубков серебряных с крышками +4 с позолотой, чарка серебреная позолоченная с лебедем; три душника серебряных; три дюжины серебряных ложок»169.
При этом цены на серебряную посуду были достаточно высокими. Например, в начале XVIII в. серебряные 6 ложек и 6 чарок стоили 13 рублей, золоченый кубок 55 рублей (для сравнения конь 5–35 руб., мех соболя – 10 руб.)170. Несмотря на это в домах украинской элиты встречалось помимо местных много работ немецких мастеров из Гданьска. На гданьских кружках в реалистической манере изображались многофигурные композиции, с деталями одежды и причесок171. Под стать им было и украинское серебро с позолотой. В описях соседствуют «серебро в ложках и чарках аштурской (испанской?) работы» наряду с серебром «подлым (т.е. простым – Т. Т.) стародубской работы172.
Старшина не только покупала, но и заказывала мастерам изделия. До наших дней дошел ковш сотника С. Бутовича в виде челна (№ 265) с гербом хозяина на ручке. Киевский мастер И. Равич выполнил кружку с гербом И. Мазепы (№ 24) – в форме, похожей на немецкую, но с изображением родной природы – цапли, голубя и белки.
Вообще, серебряные изделия часто украшали гербами – например, сохранились именные вещи И. Мазепы, митрополита Т. Щербацкого, генерального судьи И. Черныша, генерального хорунжия М. Ханенко с гербами их владельцев. Геральдические эмблемы украшались позолотой173. Сохранилась и серебряная чарка с гербом Богдана Хмельницкого, но скорее всего она была выполнена по заказу кого-то из старшин в конце XVII в. в память о великом гетмане174.
Еще в 50-х годах XVII в. П. Алеппский при описании «походного приема» Б. Хмельницкого отмечал: «He было ни серебряных блюд и кубков, ни серебряных ложек, ни иного подобного… они всем этим пренебрегают, находясь в походе; когда же бывают дома, на родине, тогда иное дело»175. Но уже в 80-е годы в быту старшины появляется множество предметов роскоши, предназначенных специально для походов. У старшины имелись даже серебряные рукомойники176. У гетмана И. Самойловича имелось 18 шкатулок, окованных железом, в них «склянцы, верхи золоченые, шурупы оловяные» от 4 до 24177. В одной из его таких шкатулок имелось 12 склянок, в том числе с водкой178. У дочери Самойловича был погребец серебряный в нем семь сулеек (плоская склянка) местами золоченых179. У П. Полуботка встречаем 19 «погребцов», обитых кожей или железом, в которых хранились «скляницы хрустальные»180. У Гвинтовки среди вещей, взятых в Сибирь, был «ложечник сафьянной шит золотом»181.
Простой бунчуковский товарищ182 Григорий Фридрикевич (хотя и пасынок И. Мазепы) в дорогу взял крест с мощами, ладовницу (патронаж), оправленную серебром, и молитвенник, а также черную и красную шкатулку с документами, складное зеркало, три хрустальные рюмки, пару ножей, ручники, серветки (салфетки – Т. Т.)… «пуздерко з четырьмя пляшками хрусталтными с серебряной чаркой», а также «постель» (видимо, перину) и шесть подушек. Фридрикевич умер в дороге, благодаря чему осталась эта уникальная опись. На руке покойного был перстень с печатью и обручальное кольцо183.
Походы гетманов вообще обставлялись с настоящей роскошью. Польская анонимная газета донесла до нас весьма примечательное описание похода И. Мазепы: «Облик ясновельможного пана гетмана, шатры, серебряная посуда – во всем могут равняться королевским»184.
Даже сосланные в Сибирь жены старшины взяли с собой ножик и вилку с янтарным черенком, вилки, оправленные серебром, щетки185 и гребень слоновой кости186.
В быту помимо серебряной посуды использовали, разумеется, и керамическую: миски, тарелки, куманцы (род фляжки), штофы187. Из редких предметов роскоши можно отметить тарелки из молочно-белого стекла с растительным орнаментом из Турции или Крыма, имевшиеся во дворце И. Мазепы в Гончаривке188, три фарфоровые чашки у И. Самойловича189 (фарфор, разумеется, тогда был только китайский).
Обилие посуды подразумевало обилие еды и выпивки.
В погребах украинской элиты мы встречаем: бочонок мускатного рейнского, бочонок секты (немецкое игристое вино)190, коричную и монгольскую водки191. Хорошим и полезным считалось венгерское вино192. Разумеется, присутствовало в повседневном рационе пиво, которое производили в собственных броварнях (его хранили во льду), квас и что более удивительно – анис193. К специфическим казацким напиткам, распространенным в Украине, следует отнести варенуху, горилку и медовуху.
Варенуху знаток запорожской старины Д. Яворницкий описывал так: «Смесь водки, меда, сушеных фруктов, преимущественно изюма, винограда, груш, яблок, сваренных вместе с имбирем и другими в этом роде пряностями». Сухофрукты и специальный набор трав заливали самогонкой и ставили в теплую печь. Там варенуха настаивается десять дней, и в результате получался вязковатый сладкий напиток, чем-то похожий на узвар, только весьма коварный при неосторожном употреблении. Готовили на Украине и всевозможные наливки: в источниках упоминаются сливовая, вишневая, персиковая, анисовая, грушевая, с полынью194.
Богдан Хмельницкий, видимо, предпочитал другим напиткам водку: на одном приеме он пил ее из небольшой серебряной чарки195, а на другом – из серебряного кубка196.
Иван Самойлович посылал В. В. Голицыну свое любимое катнарское вино. Гетман явно был гурманом, ибо советовал: «А советую оное после пути в погребе с четыре недели подержати в целости, после которого времяни объявитца в нем вкуси цвет»197. Совет выдает знатока, каковым, скорее всего, был и Голицын, так как ему не требовалось разъяснить, что вино в погребе должно было лежать плашмя… Производили это вино в Молдавии.
Украина была одной из первых европейских стран, где получило большое распространение кофе. Разумеется, попало оно туда с Востока. Сохранилось замечательное известие, что антиохский патриарх Макарий подарил Б. Хмельницкому «сосуд с кофейными бобами, т.е. с кофе, так как он любитель его»198. Не меньше кофе любил и другой гетман – Иван Выговский. Брацлавский полковник М. Зеленский писал ему: «что ваша милость любителство имешь в кафье, две оке199 вскоре посылаем»200. Можно тут вспомнить, что в Вене есть стойкое убеждение, что именно украинским казакам столица Австрии обязана своими знаменитыми кофейнями. Точнее – некому Юрию Кульчицкому, православному украинскому шляхтичу, казаковавшему, попавшему в турецкий плен и после освобождения осевшему в Вене. Во время осады города турками, Кульчицкий смог выполнить опасную миссию, за что получил право взять любую добычу из захваченного турецкого обоза. Кульчицкий предпочел 300 мешков кофе и сумел пристрастить жителей Вены к этому замечательному напитку, за что благодарные потомки и установили ему там памятник. В России, как известно, своими обычными силовыми методами приучал русскую знать к кофе Петр I.
Разнообразие еды на столах украинской элиты было обусловлено наличием всевозможной домашней птицы и скота. В хозяйстве на Украине водились утки, гуси, индюшки, куры, коровы, быки, козы, бараны, козы, овцы, свиньи. П. Алеппский писал: «Больше всего нас удивляли различные породы свиней разного цвета и вида. Они бывают черные, белые, красные, рыжие, желтые и синие; также черные с белыми пятнами, синие с красными пятнами, красные с желтыми пятнами, белые с рыжими пятнами, некоторые из них пестрые, а иные полосатые»201. На столах бывали языки коровьи, сыр, ветчина, утки сушеные202, колбасы, мясо свиное соленое и вяленое203.
Не редким деликатесом была дичь – лоси, кабаны, зубры, олени204.
В Украинском гетманстве выращивали гречу, пшеницу, рожь, овес, конопляное и льняное семя, горох, гречу, просо, ячмень, мак. В источниках есть упоминания о «левадах для сеянья овощей». В этих огородах росли капуста, морковь, репа, петрушка, лук, укроп205. Итальянец А. Вимино восхищался украинской спаржей («она не уступает самым высоким веронским сортам»), а также отмечал наличие (хотя и редкое), огородов с артишоками и сельдереем206. Из овощей делали известные заготовки на зиму: «Бураков (свеклы – Т. Т.) кадок девять, капусты шаткованой кадочка небольшая, сеченой капусты кадок четыре белой, огурцов кадок шесть, да боченков с огурцами два»207. Запасали также грибы и ягоды. В подвалах старшины встречаются и сушеные яблоки.
В чистых реках водилась всевозможная рыба. Поэтому на столах и в кладовках старшины мы встречаем белую рыбицу, связки визиги, осетровую и сиговую икру, семгу208, спинки осетровые209, сома210. У Самойловича имелись осетры, стерляди, белужина, семга, угорь, визига, щука, язи211.
Помимо легендарного украинского сала, в XVII в. употребляли сливочное и растительное масла212, встречаем также масло конопляное и уксус213.
Разнообразными были и десерты. Встречаем цытрину (лимоны) в патоке, имбирь в патоке, шафран214. «Заморскими» гостинцами (подарки патриарха Макария) были финики и абрикосы215.
Заморских сладостей и специй в Украине было много. П. Алеппский писал, что купцы привозят «оливковое масло, миндаль, оливки, рис, изюм, смоквы, табак, красный сафьян, шафран, пряности, персидские материи и хлопчатобумажные ткани в большом количестве из турецких земель на расстоянии 40 дней пути. Но все это очень дорого»216.
Дорого-то-дорого, но пряности постоянно встречаются в рационе украинской элиты. Это настолько вошло в привычку, что сыновья Самойловича требовали в Москве «кореня розного, перцу, шафрану, гвоздикового ценомону, цетвару, сахару, кардамону, поварню построить и повара велить дати штобы кушаня варить искусно»217. В доме у Самойловича имелись: мускатный орех, имбирь, изюм, миндаль, каракатица (sic! – Т. Т.), икра, орехи волосские, цитроны в патоке, лимонный сок, ореховое масло218. Лимоны и имбирь в патоке были достаточно распространенным лакомством219. Лимон в патоке стоил пятнадцать фунтов три рубля. Фунт шафрана – семь рублей (как бочонок мускатного рейгского). Для сравнения: десять спинок осетровых – шесть рублей, пара соболей двадцать четыре рубля220.
Даже жены ссыльных старшин взяли с собой «корицы фунт, мешок крухмел… мешечик миндалних ядер, коробочка жестяная з гвоздикою… перец фунта два… инбирю в мешечке фунта з два»221. И в другом месте: «…да в том же коробку пряныя зеля гвоздика, корица, инбирь, мушкатния орехи и шафран» 222. Говоря о пристрастии к пряностям, можно вспомнить, что в середине XVII в. французский инженер Боплан говорил, что жители Украины «едят перец так, как мы горох»223.
Как мы видели, гетманы принимали иностранных послов у себя дома и там же угощали обедом. Незабвенный Гоголь полагал, что собрания старшины проходили в общественных местах: «Раз старшины села собрались в шинок и, как говорится, беседовали по чинам за столом, посередине которого поставлен был, грех сказать чтобы малый, жареный баран»224. Надо отметить, что Гоголь был потомком казацкого полковника Иосифа Гоголя225, и мы не раз будем апеллировать к его творчеству на этих страницах.
Но по описанию современника С. Величко приемы старшины времен И. Мазепы проходили прямо в гетманской «столовой избе»226. Сохранилось много свидетельств, что торжественные события (Рождество, Пасха и т.д.) отмечались в домах полковников, причем даже с присутствием жен227.
Источники донесли до нас мало описаний меню банкетов старшины. Современный анонимный священник отмечал обычай «объедания» на банкетах «що чинят политикове»228. Итальянец А. Вимина отмечал, что «гетманский стол не скуден добрыми и вкусными яствами». На приеме в Киево-Печерской Лавре патриарху Макарию «сначала подали сласти и варенье: варенье из зеленых сладких грецких орехов, цельных, в обвертке, варенье из вишен и иные сорта со многими пряностями… еще подавали хлеб на меду с пряностями и водку». Затем «подавали постные кушанья с шафраном и многими пряностями всякого сорта и вида, печеные из теста в масле блины… Для питья подавали сначала мед, потом пиво, затем отличное красное вино из собственных виноградников». В конце приема принесли черешню, вишню, смородину и крыжовник229. На другом обеде в монастыре «после сладкого и водки подавали царские кушанья, каких мы никогда в жизни не видывали: супы с яйцами, начиненными пряностями и рыбные с миндальным молоком, соусы же все с чистым шафраном, хотя у них он очень дорог, а миндаль еще дороже» (31/8 фунта – червонец)230.
Глава 2
Женщины в украинском гетманстве
Говоря о повседневной жизни и традициях казацкой элиты, нужно помнить о той важной роли, которую в Украинском гетманстве играли женщины. Их положение отличала свобода, экономическая независимость и серьезные юридические права, которые делали украинских женщин активными членами общества – в религиозной, политической и семейной сферах жизни. Во многом эта свобода шла из западных традиций, частично перенятых из Польши и в чем-то сохранившихся со времен Киевской Руси.
Так или иначе, но история донесла до нас целую галерею замечательных женщин Украины, которые, несмотря на трагические и суровые времена, находили в себе силы и умение играть достойную роль в обществе, а нередко – даже руководить своими мужьями и сыновьями. Южные страсти, которым часто были подвержены даже самые выдающиеся казаки, делали роль женщин еще более заметной, а иногда и ключевой. Но украинские пани, не довольствуясь ролью прелестниц (какими зачастую бывали прекрасные полячки), нередко активно влияли (хотя и посредством своих мужчин) на политическую жизнь Украинского гетманства. И казакам только и оставалось, что вздыхать по примеру гоголевского Солопия Черевика: «Господи боже мой, за что такая напасть на нас грешных! И так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил!»231.
Юридическую основу свободного положения женщины в украинском обществе заложил Литовский статут, который, как известно, стал и главным сводом законов Украинского гетманства. Артикул 39 Статута постановлял, что «княгини, пани, вдовы, княжны, панны, девки шляхтенки и всякого другого сословия женского пола» являются людьми «вольными», т.е. свободными. Никого из них силой замуж выдавать без их согласия нельзя. И наоборот, каждая была вольна «по совету приятелей их» за кого хотят выходить замуж232. Любопытно, что украинское духовенство тоже считало решение о вступлении в брак или в монастырь – делом личным, которое не может совершаться по принуждению233, а главным препятствием к браку полагало насилие (отмечая при этом «Тего тепер не маш»)234. То есть ни отец, ни брат, ни опекун не имел права распоряжаться судьбой женщины, что, разумеется, делало их свободолюбивыми, гордыми и знающими себе цену.
Так П. Алеппский, путешествуя по Украинскому гетманству, отмечал: «Женщины нарядно одеты, заняты своим делом, никто не бросает на них нахальных взглядов»235.
Юридические свободы украинских женщин дополнялись экономическими, что делало их положение уже совсем независимым. В частности, сестры и братья имели равные права при дележе имущества матери (материзны), которое не переходило к мужу, а оставалось собственностью жены вплоть до ее смерти. От имений отца (отчизны) дочери могли получить после его смерти четвертую часть. Выходя замуж девушка могла через суд потребовать от отца выделения ее доли из материзны (если ее мать к тому времени умерла). Это последнее положение было особенно актуально, учитывая, что часты были случаи повторных браков, и в этом случае закон становился орудием в борьбе панн со «злобными мачехами». К тому же, закон вставал на сторону девушки, если она выходила замуж против воли отца – тот все равно обязан был выделить ей долю из имущества покойной матери.
Жены и вдовы казацкой старшины активно отстаивали свои материальные права, добиваясь от генерального суда подтверждения своих владений236. Причем если вдовы отстаивали права на имущество своих покойных мужей не имея других покровителей, то особенно примечательны случаи, когда жены здравствующих мужей приводили в порядок семейные дела, добиваясь соответствующих подтверждений универсалами гетмана237. Бывали случаи, когда именно жены старшин захватывали соседское имущество (или имущество родственников), при этом мужья их играли совершенно пассивную роль238. Правда, справедливости ради надо отметить, что обычно так действовали дочери известных полковников.
Получив права на имущество, украинские женщины распоряжались им самостоятельно. Например, сохранилось письмо Настасьи Маркович, дочери Нежинского полковника Степана Забелы239, к своему «свату», т.е. свекру ее дочери – бывшему Лубенскому полковому есаулу Андрею Петровскому. В письме Настасьи речь шла о неподобающем поведении ее дочери, невестки А. Петровского, в связи с чем она передавала ему право распоряжаться имуществом дочери, включая драгоценности «до зросту детей».
Украинские женщины, наряду с мужчинами, составляли духовные завещания, распоряжаясь в них принадлежавшим им имуществом240.