bannerbanner
Уят. Почему женщины позволяют
Уят. Почему женщины позволяют

Полная версия

Уят. Почему женщины позволяют

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

В тот день молодые вместе вышли из дома и поехали на автобусе до города – машину пришлось оставить дома. На Саяхате им предстояло разъехаться в разные стороны. Еркебулан велел Назерке не ждать его после девичника, а вернуться на такси с Аселей и Ботой, которые тоже жили в Талгаре, и быть дома к одиннадцати.

Подруги Назерке уже познакомились на ұзату с её новыми приятельницами и поняли, что зря переживали – вполне хорошие девчонки. Организацию посиделок взяли на себя Юля с Куралай, а место выбрали по совету Малики. Девочки встретили Назерке, а потом Назерке встречала остальных. Когда появилась немного задержавшаяся в пробках Диана, позвали официанта и заказали еду с напитками. В первую очередь девушки начали расспрашивать невесту, как ей семейная жизнь, успевает ли Еркебулан с подготовкой к свадьбе. После нескольких бокалов вина плавно перешли к теме отношений, и каждая стала рассказывать историю знакомства со своим молодым человеком. Вспомнили, что надо сделать памятные фотографии, пока все относительно трезвые, а затем отправились на танцпол. Диана с Асель неожиданно признались, что курят, и предложили подымить в курилке. Разгорячённые после танца и алкоголя девушки запросто согласились составить им компанию, даже Назерке не стала отказываться от сигареты. До полуночи девушки несколько раз повторили застольно-танцевальную программу, а после одиннадцати часов Юля решила, что время позднее и пора домой. Её уговорили остаться ещё на полчаса, а затем попросили счёт и начали собираться.

Диана начала звонить Аскару, чтобы узнать, закончился ли мальчишник. Парень ответил не сразу, по голосу было понятно, что недостатка в пиве друзья не испытывали.

– Они не скоро закончат, – констатировала Диана, положив трубку. – Давайте такси вызовем.

Девушки вызвали машины, тепло распрощались друг с другом. Когда Назерке пришла домой, Зиягуль ещё не спала и пила одна чай на кухне.

– Вернулась? Как посидели?

– Хорошо. Мама, вы ещё не ложились?

– Скоро лягу, жарко, не могу никак уснуть. Будешь чай?

– Нет, спасибо! Вы идите, прилягте, я здесь всё уберу.

Назерке прибралась на кухне, приняла душ и легла одна. Без Еркебулана сон не шёл, она набрала его, но телефон был отключён. Поворочавшись, девушка уснула и крепко проспала до утра.

Проснулась она от того, что кто-то рылся в шкафу. Это Еркебулан искал чистую одежду.

– Проснулась? Уже одиннадцать часов. Пили вчера?

– Доброе утро! Да, немного. Во сколько ты вернулся?

– Ночью, ты уже спала.

– Я звонила тебе, почему у тебя телефон был отключён?

– Зарядка села. Вставай быстрее, маме помощь нужна, а ты спишь.

Последние дни перед свадьбой прошли в нервной спешке. Генеральная уборка снова поджидала Назерке, на этот раз в доме мужа. Зиягуль, раздав указания девушкам, отправилась по своим делам, а золовки умело слиняли после её ухода. Когда Назерке чистила в ванной кафель, пришёл свёкор.

– Что делаешь?

– А, папа! Я мою стены…

– Бросай свою тряпку, мне помощь нужна. Там у загона дверь сломалась.

– Иду.

Назерке не понимала, какая роль ей может быть отведена, если требуется починить дверь, но у Кадырбека было иное мнение. У двери загона слетела петля, и чтобы её приладить, нужно было подержать дверь на весу. Она была тяжёлой, но Назерке молча держала её, пока свёкор пытался вкрутить шуруп в отверстие накладки. У Кадырбека тряслись руки, поэтому ей долго пришлось держать тяжёлую, шершавую дверь. Когда дело было сделано, свёкор начал показывать овец, он каждую ласково трепал по холке и называл по имени. Ему хотелось приобщить сноху к уходу за скотом. Жена и собственные дети считали это стариковской блажью и наотрез отказались приближаться к загону.

После ужина вернулись Арайлым и Айганым. Вернувшаяся раньше них Зиягуль стала ругать дочерей за безответственность.

– Я что, одна должна убираться? Завтра люди придут, как их принимать?

– Мам, ну не кричи, уши болят уже. Пусть Еркебулан с Назерке убираются, это их свадьба и их гости, – ответила Арай.

– А вы что? На всё готовое придёте? Здоровые девицы, скоро вам самим замуж!

– Когда пойдём, тогда уберёмся, мамочка! Что есть покушать?

– А вот сами сходите на кухню и узнаете. До старости вам прислуживать?

– Пошли, Айганым.

На кухне Назерке мыла посуду.

– Привет! Вы где были? Мама вас потеряла.

– К моей подружке ходили. Что делаешь?

– Посуду мою. Мы уже пожинали без вас. Есть хотите?

– Да.

– Давайте еду разогрею.

– А что там?

– Плов.

– А другого нет?

– Нет. Ещё салат есть в холодильнике.

– Давай лучше яичницу.

– На ночь?

– Ну да. Лучше яичницу, чем жирный плов.

И Назерке пожарила им яичницу и достала салат. Перекусив, золовки начали расспрашивать Назерке, умеет ли она наносить макияж.

– Нет.

– А на ұзату кто тебя красил?

– Визажист.

– Бәсе53! А мы сами красились.

– А на свадьбу разве мама не договорилась с визажистом? – удивилась Назерке.

– Не знаю, я ничего не слышала.

– Ой, я ведь сама накраситься красиво не смогу. А мама на ұзату в салон не ходила?

– Ходила. Узнай у неё, а то останешься без свадебного макияжа и без причёски. Покажи ещё раз платье!

И они отправились в спальню молодых за свадебным платьем. Назерке аккуратно достала его и сняла чехол.

– Кстати, а почему рукава такие длинные?

– Не знаю, говорят, у свадебного платья должны быть такие.

– Жарко же будет.

Назерке пожала плечами.

– А у меня не будет платья, когда я буду выходить замуж! – сказала Айганым.

– Почему? – удивилась Назерке.

– Ой, не слушай ее! Ей до своей свадьбы, как до Пекина раком! И кто её возьмёт? У нее ляжки толстые! – сказала Арай и тут же получила удар по спине от младшей сестры.

– Это тебя никто не возьмёт! Ты злая и тощая, как доска!

– Девочки, не ругайтесь!

– Ты не удивляйся, у нас чокнутая семейка, – покрутила пальцем у виска Арай. – Немного поживёшь с нами, такой же станешь.

– Ладно, давайте расходиться. Мне надо ещё маму найти и узнать про салон.

Назерке вышла из спальни с золовками и отправилась искать свекровь. Та отыскалась в беседке во дворе, она с кем-то увлечённо разговаривала по телефону. Завидев приближающуюся невестку, Зиягуль вопросительно вскинула голову. Назерке показала знаками, что подождёт в доме. Женщина кивнула в ответ и через несколько минут, закончив беседу, вошла в дом.

– Что хотела, қызым?

– Про свадебный макияж узнать. И про причёску.

– А что с ними?

– Я не вызвала мастера на завтра. Арай сказала, что перед ұзату вы в салон ходили. А в этот раз пойдёте? И можно с вами?

– Я по записи ходила, завтра вряд ли мастер будет свободен. Накрасься сама, ты разве не можешь?

– Могу, но для свадьбы не подойдёт. Всё-таки это самый важный день в моей жизни!

– Ладно, раз ты так сильно хочешь, давай позвоню соседке Дине, у неё дочка в Алматы в салоне работает. Может, у неё есть свободное время. Или, если у неё выходной, сюда пригласим. Прямо при тебе позвоню, не уходи.

Зиягуль набрала по телефону соседку, попросила к трубке её дочь и записала невестку на макияж с причёской.

– Ну всё, утром поедешь в салон, сейчас мне адрес скинут. Вот видишь, как я для тебя договорилась за день до мероприятия! Даже для дочерей меньше сделала.

– Большое спасибо, мама! Вы просто чудо! – пропела Назерке и обняла женщину.

– Всё для счастья детей! От вас только жду внучка, больше ничего не прошу. Не тяните с этим, ладно?

– Хорошо…

– Вот и договорились, а теперь иди спать, нам рано вставать. Завтра самый важный день в твоей жизни!

Счастливая Назерке пожелала свекрови спокойной ночи и отправилась в спальню. Еркебулан уже уснул и негромко похрапывал.

Утром молодых разбудила Зиягуль, она сама приготовила завтрак и велела сыну отвезти Назерке в город. Когда пара выезжала из дома, проснулись и вышли к завтраку остальные домочадцы. Еркебулан отвёз невесту в район Зелёного базара, где находился салон, и попросил позвонить ему, когда она закончит дела.

Дочка соседки оказалась совсем юной девушкой. Она с важным видом продемонстрировала снимки своих работ и рекомендовала Назерке сделать пучковые ресницы. Но когда мастер принялась за работу, Назерке поняла, что попала к новичку. Девушка пролила мицелярную воду, неумело работала кистями и иногда не могла определиться, закрывать ли её клиентке глаза или, наоборот, смотреть вверх. При этом она без умолку что-то рассказывала и засыпала Назерке вопросами.

Через полтора часа визажист закончила работу и развернула Назерке лицом к зеркалу. Невеста подняла глаза и не узнала себя в отражении. Макияж был ужасен: он подчеркнул недостатки кожи, состарил и сделал лицо неузнаваемым, а пучковые ресницы превратили глаза Назерке в щёлочки. Ей захотелось плакать, закричать, чтобы мастер переделала работу, но времени на это не было – в смежном зале уже ждал стилист по волосам. Второй специалист справился с работой намного лучше, что позволило Назерке обрести умиротворение. Расплатившись за услуги, она позвонила жениху, но тот долго не отвечал на звонок. Назерке вышла на улицу и звонила ему до тех пор, пока он не ответил.

Еркебулан приехал через полчаса. Сказал, что докупал в магазине «Рахат» сладости и не слышал звонков. Назерке обратила внимание, что жених был каким-то странным, будто заторможенным, а взгляд его был отсутствующим. Она рассказала ему, что ей не понравился свадебный макияж, сделанный в салоне, на что он только произнёс: «М-м-м!», даже не посмотрев на неё.

К обеду пара вернулась в дом, куда начали стекаться родня жениха. Некоторых из них Назерке уже знала, но большая часть просила показать им невесту. Кадырбек развлекал гостей, а Зиягуль поила их чаем и гоняла дочерей по кухне. Увидев невестку, женщина обрадовалась.

– Долго вы! Почему задержались? Всё хорошо?

– Да, после салона сразу сюда поехали.

– Хорошо тебя накрасили, а причёска какая! Сходи за платком, а то неудобно перед гостями. И возвращайся, мне помощь нужна.

– Сейчас.

Через несколько минут девушка заступила на кухонную вахту и разливала всем чай. Каждому гостю она отдавала «сәлем54», а Зиягуль получала көрiмдiк55 от тех, кто видел Назерке в первый раз. После этого свекровь отлучилась в местный салон красоты и поручила детям ухаживать за гостями. Еркебулану она на ухо шепнула, чтобы он присматривал за отцом. Кадырбек после ухода жены устроил гостям экскурсию по участку, особенно хотелось мужчине похвастаться ягнятами. Арай и Айганым успели за это время нарядиться и подкраситься, а Назерке с Еркебуланом сидели со старушками за столом и слушали их рассказы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Қыздар – девочки.

2

Нағашы – родственник по материнской линии.

3

Міне, біздің қызымыз келді! – А вот и наша дочь пришла!

4

Кел, қонақтармен сәлемдес – Иди, поздоровайся с гостями.

5

Қыздың өмірдегі басты міндеті – тұрмысқа шығып, ана болу – Самое важное в жизни девушки – выйти замуж и стать матерью.

6

Қызым, неге кешігіп келдің? – Дочка, почему ты так поздно вернулась?

7

Мен кітапханада бөгелдім, бізге реферат жазу тапсырылған. – Я была в библиотеке, нам задали написать реферат.

8

Жақсы – хорошо

9

Ұнап тұр ма – Нравится?

10

ұяламын – стыжусь

11

Тез бол! – Давай быстрее!

12

Масқара, қызым – Позор, дочка!

13

Қаладан шаршап келеді – Из города придёт уставшим.

14

Жеңге – жена брата

15

Пысық келін – шустрая сноха

16

Көп күлген бір жылайды – Тот, кто много смеется, плачет (казахская поговорка)

17

Ұят ғой – стыдно же.

18

Қазақша түсінесің бе, Назерке? – Ты по-казахски понимаешь?

19

Әрине! – Конечно!

20

Жарайсың – Молодец!

21

Неткен кішіпейіл қыз! – Какая скромная девушка!

22

Неке – мусульманский обряд бракосочетания.

23

Құда түсу – установление договорённости о браке родственниками молодых, сватовство.

24

Қыз узату – обряд, завершающий сватовство, помолвка.

25

Бас құда – человек, которому отводится ведущая роль при сватовстве.

26

Көрімдік – подарок за показ невесты или новорождённого.

27

Қалың мал – калым, выплачиваемый единицами домашнего скота.

28

Қоржын – сумка со сладостями и безделушками.

29

Киіт – подарки сватам, обычно в форме верхней одежды или драгоценных украшений.

30

Ал енді өзіміз шәй ішейік! – А теперь попьём чай сами! (имеется в виду, что без гостей, своей семьей).

31

Құдағи – сватья.

32

Чапан – верхняя мужская национальная одежда.

33

Той бастар – символический подарок-комплимент для гостей.

34

Алло, сынок! Я сейчас сижу в банке. Они мне могут дать только два миллиона. Брать, не брать? Как думаешь?

35

Масқара, тойда уят болады! – Стыдно, на свадьбе стыдно будет!

36

Өз қолыммен өсірдім – Своими руками растил

37

Айт (здесь: Курбан Айт) – мусульманский праздник жертвоприношения, на который обычно режут баранов

38

Қызым – дочка

39

Сәлеметсіз бе! – Здравствуйте!

40

Келін шай – казахская традиция, по которой новоиспеченная сноха после свадьбы встречает гостей в доме мужа и собственноручно разливает им чай

41

Жаным-ау – Душенькая моя

42

Пиалушки – чашки

43

Келін – сноха, невестка

44

Бопешка (от казахского «бопе») – лялечка, крошка.

45

Жан – дословно «душа», обращение к любимому человеку, аналогом которого в русском языке может являться обращение «дорогой», «дорогая».

46

Ата-ене – родители мужа.

47

Ене – свекровь (на казахском языке).

48

Тұр – вставай.

49

Бешпармак – традиционное казахское горячее блюдо.

50

Баурсаки – маленькие несладкие булочки из дрожжевого теста.

51

қыз жасауын көрсету – обряд показа приданого невесты.

52

Татешка – тётенька.

53

Бәсе – Вон оно что!

54

Обычай отдавать «сәлем» состоит в том, чтобы молодые жены приветствовали родственников мужа поклоном, выражая почтение

55

Көрiмдiк – плата за впервые увиденного человека (обычно невесту или младенца).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4