bannerbanner
Собор Святых казаков и их святыни (Казачий патерик)
Собор Святых казаков и их святыни (Казачий патерик)

Полная версия

Собор Святых казаков и их святыни (Казачий патерик)

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 12

Во время своей службы в казачьем войске, Далмат выделался своей доблестью, отвагой и верностью Родине. Он прославился в сражениях и защите правды, став настоящим героем казачества. Все это время Далмат не упускал возможности услужить своим сослуживцам, помогая им в трудных ситуациях и поднимая дух.


Однако истинное призвание Далмата проявилось позже, когда он был старше. После пройденных испытаний и множества сражений, Далмат принял решение отойти от воинской жизни и посвятить себя служению Богу. Он отправился в святую землю, где в глухих лесах Урала он создал монастырь.


Монастырь Далматово, основанный преподобным Далматом, стал центром духовной жизни и источником благодати для многих людей. Благодаря своей мудрости и милосердию, Далмат стал покровителем жителей Урала и символом доброты и веры.


Преподобный Далмат умер в 1697 году, но его имя продолжает жить и воспеваться до сих пор. В 1997 году, к 300-летию его преставления, были написаны служба и акафист, посвященные ему. В 2004 году его имя было включено в Собор Сибирских святых и причислено к лику местночтимых святых Курганской епархии.


На Урале преподобный Далмат почитается особенно широко. Монастырь, основанный им, стал паломническим местом, куда приезжают люди со всех уголков страны, чтобы почтить память и попросить о помощи преподобного. Записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к преподобному Далмату ведутся в Далматовском монастыре.


Важным аспектом в почитании и памяти преподобного Далмата является его образ на иконах. К настоящему времени сложилась богатая иконографическая традиция изображения святого. Наиболее ранним изображением Далмата является его портрет, который находился в монастыре. В дальнейшем его изображение поновлялось и воспроизводилось на иконах.


Преподобный Далмат Исетский оставил нам великое наследие – пример мужества, непоколебимой веры и любви к родной земле. Его жизнь и дела до сих пор приносят свет и радость людям, вдохновляя нас следовать его примеру. Через молитвы к преподобному Далмату мы можем обрести душевный покой и помощь во всех трудностях и испытаниях.


12. Димитрий Ростовский (1651-1709).


Спасский монастырь был одним из самых значимых и крупных монастырей того времени, и его важнейшая икона была икона Богородицы Ватопедской. Эта икона изображена на иконе святого Димитрия Ростовского, которая была написана в последней трети XVII века.


В своей новой обители, иеромонах Димитрий продолжал проповедовать и писать свои книги. Он стал известен во всей России своими проповедями, которые были наполнены мудростью и духовной глубиной. Он также продолжал вести свой "Диарий", в котором записывал все важные события, происходящие в те времена.


Святитель Димитрий был не только проповедником и писателем, но и защитником Православия. Он активно выступал против унии и отстаивал Православие в тех местах, где оно было угнетено. Он часто упоминал о несправедливых притеснениях, которые испытывали православные верующие.


Как свидетель событий, святитель Димитрий мог поделиться множеством интересных историй из жизни Украины, Польши и Москвы. Он описывал все события с большим вниманием к деталям и показывал, как они влияли на судьбу Украины. Его записи были ценным источником информации о прошлом и дали нам возможность лучше понять историю того времени.


Помимо своей исторической значимости, святитель Димитрий также оставил нам множество духовных наставлений и молитв. Он был великим духовным наставником и помощником для многих людей своего времени. Его книги были распространены повсюду и оказали большое влияние на верующих.


Святитель Димитрий Ростовский оставил неизгладимый след в истории России и Украины. Он был благочестивым и мудрым человеком, который всегда оставался верен своим принципам. Его память почетно соблюдается и до сегодняшнего дня он считается одним из великих святых Православия. Икона последней трети XVII века, изображающая его, является драгоценным свидетельством его жизни и служения Богу.

В нашей истории возник момент, когда Киевский митрополит Гедеон Четвертинский решает повиноваться Московскому патриарху, хотя украинское духовенство не относится к этому новому изменению с энтузиазмом. Вместе с гетманом они уговаривают игумена Димитрия возобновить свою работу в монастыре Батурин, обещая ему всяческую поддержку.


Тогда из Москвы для Димитрия были посланы великие минеи Четы Митрополита Макария. Первая книга святого Димитрия "Жития святых" была опубликована в январе 1689 года. В 1690 году была готова ко второй книге, однако из-за смерти Московского патриарха разрешение на ее печать было дано только после нескольких месяцев при новом патриархе Адриане, который внимательно отнесся к работе Димитрия и поддержал его своим патриаршим указом и денежными подарками.


В 1692 году политическая обстановка в Украине снова обострилась. Димитрий, желая завершить свою работу, в феврале 1692 года отказался от игуменства, чтобы полностью посвятить себя любимому делу. В 1695 году была опубликована вторая книга "Жития святых". Во время печати второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря, где он занялся улучшением условий обители.


В 1696 году ему предложили стать игуменом Кирилловского монастыря, где находился его отец. После небольшого раздумья Димитрий принял предложение, но позже был направлен в Елецкий Успенский монастырь на должность архимандрита.


В новом монастыре архимандрит Димитрий проявил себя как способный администратор. Кондиция монастыря значительно улучшилась за время его пребывания там, и монастырь мог оказывать помощь нуждающимся, даже покупая хлеб и кормя голодающих из монастырской казны. В 1700 году Димитрий завершает свою третью книгу "Жития святых", радуя весь православный мир.


В то время у Димитрия возникла идея создать небольшую книгу на основе "Житий святых", в которой были бы сокращенные биографии святых за год. Так появилась новая книга "Мартиролог вкратце".


В 1701 году Димитрий был приглашен в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру. Однако из-за болезни и нежелания отправляться в Сибирь, поездка была отменена. Вместо этого он был назначен на Ростовскую кафедру.


По прибытии в Ростов Димитрий сразу же принялся за дело. Он обратился к пастве и духовенству с приветственным словом. Было заметно, что духовенство и паству Ростова поразило своеобразие и отсутствие благочестия. Большинство духовенства было неграмотным и заражено пороком пьянства. Божественные службы совершались без должного почтения. Митрополиту Димитрию пришлось приложить много усилий, чтобы изменить это положение и привить основы христианства в своей епархии.


23 марта 1701 года Димитрий был посвящен в митрополиты и утвержден в должности Тобольского и Сибирского митрополита. Он пожил год в Москве, где находилось Сибирское подворье, но из-за болезни отказался от поездки в Сибирь.


4 января 1702 года Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. В пути из Москвы в Ростов Димитрий заехал в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь и указал угол для своего погребения. Известно, что святитель поступил так, потому что считал Ростов своим душевным домом.


Митрополит Димитрий приложил огромные усилия, чтобы улучшить моральное состояние духовенства и паствы Ростова. Он организовал образовательные программы для духовенства и развил благотворительность. Под его руководством в Ростове была построена новая крепостная стена, защищающая город.

Сердце святителя Димитрия было полно любви к Богу и к людям, и его труды оказали огромное влияние на развитие православия в России. В 1709 году Димитрий скончался, оставив память своей благочестивой жизни и святыни. Его мощи сохраняются до сих пор в Зачатиевской церкви Ростовского монастыря, в точности по указанию святителя. Его жизнь является примером для всех нас, показывая, как любовь к Богу и служение людям могут изменить мир к лучшему.

Митрополит Димитрий, чья жизнь была полна проповедей, силы слова и заботы о воспитании паствы, занимал особое место среди других святителей своего времени. Его умение ясно и вразумительно обращаться к слушателям позволило ему заслужить прозвище "златоустый" еще при жизни.


Святитель Димитрий был настоящим проповедником покаяния. Большая часть его проповедей имела нравоучительный характер и нацелена была на вовлечение слушателей в более глубокие духовные размышления и развитие их христианской веры. Он также часто обличал общие пороки паствы, обращаясь ко всем слоям общества. Его проповеди были полны образов и примеров, которые помогали ему передать свое послание и внести поправку в поведение слушателей.


Однако святитель Димитрий не осуждал грешников или грозил им наказанием. Наоборот, он скорбел и плакал о необходимости обличать и карать людей за их проступки. Его целью всегда было помочь людям осознать свои грехи и изменить свою жизнь. В его сердце горела безграничная любовь к людям, и он говорил с ними как с добрым отцом или кротким другом.


Митрополит Димитрий также придавал большое значение просвещению. Он видел во всех расколах и заблуждениях результат невежества, и он поощрял обучение и развитие ума. Его "Алфавит Духовный" был хвалебным ода разуму, и он способствовал обучению молодых людей за границей. Он старался внедрить школьное образование в своей епархии, и в 1702 году он основал первую ростовскую школу. Школа была открыта для детей всех сословий и предлагала бесплатное образование. Однако из-за недостатка средств, школа прекратила свое существование всего через три года.


Несмотря на неудачу в создании школы, святитель Димитрий не переставал бороться за дело просвещения. Он приказал священникам обучать своих детей грамоте, и этот пример был последован и другими епархиями. За всю свою деятельность, святитель Димитрий также успел составить "Жития святых", работу, которая была признана важной для всей восточной церкви. Все его труды были направлены на распространение знаний и духовное развитие в вере.


Таким образом, митрополит Димитрий был выдающимся личностью своего времени. Его проповеди, силы слова и борьбы за образование и просвещение оставили яркий след в истории. Он был не только проповедником покаяния, но и великим учителем и воспитателем своей паствы, помогая им расти в христианской вере и развиваться как личности. Его труды по составлению житий святых и исторических работ позволили сохранить и передать ценные знания о вере и истории своего времени.

Митрополит Димитрий является одной из великих фигур в истории Русской православной церкви. Его проповеди и сила слова сделали его известным не только в своей эпохе, но и сегодня. Он оставил неизгладимый след в истории России и в сердцах своих прихожан.


Святитель Димитрий был проповедником покаяния. Он стремился возбудить высшие духовные запросы у слушателей и помочь им расти в христианской жизни. Он говорил о добрых и злых словах, об их силе и влиянии на наше окружение. Он учил, что доброе слово может сделать добрыми злых людей, а злое слово может привести к злым поступкам добрых людей. Эти учения были важными для детей, потому что они помогали им понять важность выбора правильных слов и поступков.


Митрополит Димитрий также известен своими обличительными проповедями, в которых он критиковал паству за ее пороки. Он не грозил наказанием, но скорбел и плакал о своей обязанности обличать и карать. Он старался приблизиться к грешникам, чтобы помочь им понять свое греховное состояние. У него горела безграничная любовь к людям, и он говорил с ними как с кротким другом и добрым отцом.


Святитель Димитрий также придавал большое значение делу просвещения. Он считал, что невежество является причиной всех нестроений в обществе. Он хвалил обычай посылать молодых людей за границу для обучения и призывал священников учить своих детей грамоте. Он основал первую ростовскую школу, где принимались дети всех сословий. Эта школа была бесплатной, и воспитание детей в ней отличалось разнообразием и широтой.


Несмотря на то, что первая ростовская школа прекратила свое существование всего через три года, святитель Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам самим обучать своих детей грамоте, и по его примеру в других епархиях также начали открываться школы.


На протяжении своей жизни Митрополит Димитрий также работал над составлением житий святых. Это была его любимая и страстно любимая работа. Он трудился без устали, чтобы завершить эту задачу до своей смерти. И его труды были увенчаны успехом.


Митрополит Димитрий оставил неизгладимый след в истории Русской православной церкви. Его проповеди, сила слова и забота о просвещении сделали его одной из великих фигур своего времени. Его учения о добрых и злых словах, о силе проповеди и о важности просвещения до сих пор актуальны и могут вдохновить детей на принятие верных ценностей и выбор правильного пути в жизни. св. Димитрия Ростовского – бесценное сокровище великой истории России. Этот выдающийся духовный деятель, родившийся в 1651 году в семье священника, оставил неизгладимый след в сердцах верующих людей.


Одной из самых известных и значимых событий в жизни св. Димитрия явилось открытие его нетленных останков в 1752 году. Во время ремонта храма, где был погребен святитель, его тело было обнаружено в нетлении. Это причинило величайшее волнение и изумление среди прихожан, поскольку нетление тела считалось сверхъестественным явлением.


Открытие нетленных мощей св. Димитрия сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Люди, обращавшиеся с молитвой к святому, получали исцеление от различных болезней и недугов. Во многих местах России исцеления происходили именно по молитве к святителю Димитрию.


После тщательной проверки Святого Синода, свидетельствующих о чудесах, бывших при мощах св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день его памяти был установлен на 28 апреля 1757 года. День обретения мощей святителя также пришелся на 21 сентября, а день его кончины – 28 октября. Со святителем была составлена служба, которую написал епископ Переяславский Амвросий. Житие святителя было написано Ростовским митрополитом Арсением.


Прославление святителя Димитрия Ростовского явилось единственной канонизацией в России на протяжении всего XVIII века. Они были прославлены не только верующими, но и самой императрицей Елизаветой Петровной, которая пожаловала ему серебряную раку и облачение из золотой парчи. Важное событие произошло в 1763 году, когда мощи св. Димитрия были перенесены в новую раку в Ростове. В церемонии участвовали виднейшие русские иерархи времени, а также сама императрица Екатерина II.


Сегодня честные мощи святителя Димитрия находятся в Иаковлевском храме справа от царских врат. Они являются объектом поклонения и молитвы для многих верующих, которые обращаются к нему с просьбами о помощи. Святой Димитрий стал тем, кто помогает людям в трудные моменты жизни, их исцеляет и направляет на путь праведности.


Великая жизнь и деятельность св. Димитрия Ростовского остается великим примером для всех православных христиан. Он учил людей добру, помогал им в болезнях и нуждах. Мы должны помнить о его трудах, чтить его память и воспринимать его учение как направление к духовному росту и спасению.


13. Святой исповедник Иоанн Русский. 1711.

История праведного Иоанна Русского является примером веры, мужества и благочестия. Родившись в казачьей семье и воспитавшись в духовности, он по достижении зрелого возраста был призван на воинскую службу и служил солдатом в армии Петра Первого. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн был взят в плен татарами и продан турецкому начальнику.


В плену Иоанна пытались обратить в мусульманство, предлагая ему земные блага и наслаждения. Однако, святой Иоанн был тверд в своей вере и не согласился отречься от христианства. Он мужественно переносил жестокости и унижения, которые наносил его хозяин. Никакие угрозы и обещания не могли отклонить его от святочества.


Его бесстрашие и праведная жизнь очаровали его господина, который перестал мучить и побивать святого Иоанна. Он даже позволил ему жить свободно, где хочет, но Иоанн предпочел остаться в помещении конюшни, где мог тайно подвизаться в молитвенном уединении. Он несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждающимся и делился с ними своей скудной пищей.


Конечные дни своей жизни праведный Иоанн провел в служении Богу и помощи ближним. Он занемог и призвал священника, чтобы принять благословение на исход. Получив Святые Христовы Тайны, он ушел к Богу. Его смерть произошла 27 мая 1730 года.


По сообщению о смерти Иоанна, его хозяин передал его тело священникам, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребении собрались все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.


История праведного Иоанна Русского – это история веры, стойкости и благочестия. Он оставил нам пример, как противостоять испытаниям и не соглашаться на компромиссы, сохраняя веру и истинные ценности. Его жизнь служит напоминанием о необходимости бороться за свои убеждения и проявлять милосердие к ближним.


14. Святитель Иоанн Максимович 1715 г.


Служба Святителя Иоанна в Тобольске была связана с огромными трудностями и испытаниями. Митрополит посвятил себя работе по проповеди Евангелия и христианизации сибирского народа. Он открыл в Тобольске семинарию для подготовки новых духовных работников, а также основал приходские школы для образования детей. Святитель Иоанн также организовал монастыри и церкви по всей Сибири, совершал обширные пастырские поездки, чтобы проповедовать и приобщать людей к вере.



Митрополит Иоанн также проявил великую заботу о благотворительности и социальной помощи нуждающимся. Он основал приюты и больницы, где оказывалась помощь бедным и больным. Святитель Иоанн использовал свое влияние и прибегал к добровольным пожертвованиям для поддержки своих благотворительных дел.



Святитель Иоанн также проявил себя как просветитель и защитник прав верующих. Он боролся с язычеством и исламом, проповедуя Христово учение и защищая права православных христиан. Он активно участвовал в борьбе за сохранение православия в Сибири и защищал верующих от притеснений и отступлений от веры.



Служение Святителя Иоанна в Тобольске продолжалось до его смерти в 1715 году. Он был похоронен в Тобольском Свято-Троицком мужском монастыре, в котором он также оставил свой след благочестивыми делами. В 1992 году Святитель Иоанн был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.



В своей жизни и служении Святитель Иоанн проявил высокую духовность, посвящение служению Богу и людям, а также глубокую заботу о благотворительности и образовании. Он остается одним из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви и является примером для верующих и духовных работников.


Архиепископ Черниговский Иоанн был известен своими добродетелями, образованностью, писательством и переводами духовных сочинений. Он также был опытным в делах церковного управления, даже несмотря на свой возраст – он был старше 60 лет.



Когда святитель Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года, он начал служить в обширной Сибирской епархии, в которую входили современные епархии Екатеринбурга, Омска, Томска, Иркутска и других. Как и в Чернигове, он быстро завоевал народную любовь. Он вел скромную и исполненную молитвы жизнь, особенно ночью. Он был щедрым и сострадательным, помогая бедным, особенно вдовам и сиротам, и делая это скрытно. Как настоящий евангельский пастырь, он не только учил свою паству, но и шел впереди, примером для других в добродетелях.



Продолжая свою просветительскую и миссионерскую деятельность в Сибири, святитель Иоанн путешествовал по региону, находил способных священников для миссионерства и заботился о строительстве новых храмов.



Святитель Иоанн также обогатил духовенство и паству своими образовательными сочинениями. Он написал пятикнижие "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею", а также книги "Феатрон поучительный царем, князем и владыкам" и "Богородице Дево". В его сочинении "Богомыслие в пользу правоверных" просыпается все его благоговение.



Иоанна святитель скончался 10 июня 1715 года в своей келье в Тобольске, стоя на коленях.



Исходно останки святого Иоанна были помещены в Успенском соборе в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Однако, через 26 лет, после реконструкции, могила была оставлена под открытым небом, что беспокоило поклонников, а также самого Иоанна, который был архиепископом Тобольска. Для защиты его могилы был построен храм в честь архангела Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Евгений Тобольский сообщил, что над могилой святителя происходят чудеса, и что сам храм был построен в его честь, как место исцелений. Архиепископ Евгений также просил разрешения на перенос гроба святителя в новое место, так как старое место было в плохом состоянии. Когда архиепископ спустился с духовенством в склеп, он обнаружил останки святителя, покоившиеся в нетронутом гробу, а также его клобук и мантию. В настоящее время святые мощи Иоанна находятся в Тобольском соборе, в приделе, посвященном его имени.



Чудеса от святых мощей Иоанна продолжаются и по сей день.



21 января 1916 года митрополит Иоанн был причислен к лику угодников Божьих. Память святителя Иоанна отмечается 10/23 июня – днем памяти Собора Сибирских святых.



© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024


Свидетельство о публикации №224012800938


15. Иннокентий Кульчицкий 1731, епископ Иркутский.


Епископ Иннокентий: первый православный архиерей Восточной Сибири



Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий) родился в 1680 или 1682 году в Черниговском полку, на территории тогдашней Гетманщины. Он происходил из шляхетского рода Кульчицких. Получив образование в Киевской коллегии, Иван в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской лавре.



Путь на Восток начался для инока Иннокентия в 1710 году, когда его пригласили преподавать в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он читал курсы по философии, метафизике и нравственному богословию. В 1719 году Иннокентий был переведен в Александро-Невский монастырь в Петербурге с назначением на корабль "Самсон".



В 1720 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия возглавить православную духовную миссию в Китай. 5 марта 1721 года в присутствии Петра I Иннокентий был рукоположен во епископа Переяславского для этой цели. Однако добраться до Китая миссии не удалось – она задержалась в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии.



В январе 1727 года Синод учредил Иркутскую и Нерчинскую епархию и назначил епископа Иннокентия её правящим архиереем. Таким образом, он стал первым православным епископом Восточной Сибири. Епископ Иннокентий активно занимался устроением новой епархии, открыл духовную школу в Селенгинске.



Свой жизненный путь святитель завершил в Вознесенском монастыре под Иркутском 27 ноября 1731 года. За свои труды и подвижническую жизнь епископ Иннокентий был прославлен в лике святых в 1804 году. Его считают одним из первых канонизированных святых синодального периода Русской православной церкви. Память святителю совершается 26 ноября и в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших.


Почитание и прославление


Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.



Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий (Иванов) в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. О нетленных останках святителя он был достаточно наслышан и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на праздник епископ Софроний, также будущий угодник Божий, изменить решение губернатора не удалось. Владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, но … не смогли увидеть гроба – он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. После отъезда губернатора даже следов снега не могли обнаружить.



Спустя семнадцать лет после этого чуда, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим.

На страницу:
11 из 12