bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Владислав Валерьевич Тарасенко

Этика «Слово пацана. Кровь на асфальте»

© ООО «Издательство АСТ»

* * *

Для кого будет полезна эта книга:

• для родителей и их детей, желающих детально обсудить сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» с помощью этики и философского знания,

• для преподавателей при воспитательной работе со студентами, для занятий по курсу философии и психологии,

• для всех желающих изучить этику и философию на практических примерах из нашей недавней истории,

• для всех тех, кто хочет быть готов к решению проблем в своем окружении, мире и себе.

* * *

«Книга будет полезна всем искателям вдумчивого анализа этических и философских вопросов, представленных в сериале „Слово пацана. Кровь на асфальте“. Несмотря на дискуссионность интерпретации некоторых терминов, книга позволяет понять моральные аспекты жизни и поведения, найти ответы на трудные вопросы и обрести инструменты для решения проблем в современном мире, то эта книга для вас».

И. В. Колесникова, доктор философских наук, профессор Президентской академии

«Многие родители хотели бы хоть как-то подготовить своих детей-подростков к жестким жизненным ситуациям, обеспечить их выживание, а еще лучше – их моральное и физическое благополучие даже в трудные времена. Но как провести такой разговор, откуда взять примеры, аргументы и ориентиры? В этом поможет внимательное изучение этой книги, а затем совместный с детьми просмотр сериала. Книга поможет семьям – и родителям, и их детям – глубже осознать собственную систему ценностей и убеждений. А может быть, даже и приблизиться к тому трудно достижимому в реальной жизни состоянию, при котором оба поколения смогут не просто обсудить важные темы, но даже стать единомышленниками в понимании любви, дружбы, верности, силы воли, собственного достоинства, чести…»

Р. К. Седых, клинический психолог, преподаватель НИУ ВШЭ

«Предлагаемая работа отлично подойдет всем, кто желает преодолеть разрыв между этическими вопросами и их практическим применением, использовать знания философии в повседневной жизни и быть готовым к принятию решений в сложных нравственных ситуациях как в личной, так и в общественной сфере».

Э. А. Пронин, доктор политических наук, кандидат социологических наук, профессор MГУ им. М. В. Ломоносова

Эта книга – одна из редких, но очень необходимых работ по этике. Автору удалось в доступной форме раскрыть и философски осмыслить сложные проблемы, актуальные для эпохи героев сериала, но при этом понятные и современной молодежи. Книга может служить хорошим методическим пособием преподавателям гуманитарных дисциплин и учителям школ в разработке увлекательных и содержательных уроков по философии и психологии, а также в практике воспитательной работы.

И. Е. Москалев, директор центра мониторинга качества образовательных программ ИГСУ Президентской академии

От автора

Рад представить вам эту книгу, которая имеет для меня особенное значение. В ней мы проведем анализ популярного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» с философской точки зрения и обсудим этические дилеммы, с которыми сталкиваются персонажи. Для меня это больше, чем просто книга – это путешествие в мир сложных моральных вопросов и внутреннего саморазвития.

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» захватывает своей жизненной силой и уникальной атмосферой. Он подарил мне много эмоциональных моментов и заставил задуматься над ценностями, которые нас мотивируют. Я решил поделиться этими мыслями и переживаниями с вами, чтобы мы могли вместе узнать больше о себе и мире, который нас окружает.

Книга направлена на то, чтобы помочь нам вместе разобраться в сложных этических вопросах, которые возникают в жизни героев сериала. Через анализ и обсуждение этих ситуаций мы сможем лучше понять себя и свои ценности, а также осознать, какие решения мы принимаем в повседневной жизни.

Для меня эта книга – не просто набор философских проблем. Это возможность усвоить уроки мудрости и морального взаимодействия, которые помогут нам стать лучше. Я искренне верю, что философия и этика – это не просто абстрактные понятия, а инструменты, которые могут изменить нашу жизнь к лучшему.

Так что давайте вместе отправимся в мир философии и этики через страницы этой книги. Я уверен, что она станет для нас источником не только знаний, но и вдохновения и самоосознания. Давайте будем открытыми, честными и готовыми к новым открытиям, которые принесет нам обсуждение философских и этических проблем сериала.

Я благодарен всем, кто прочитал мою рукопись и предложил свои идеи по развитию книги: Игорю Москалеву, Роману Седых, Эдуарду Пронину, Ирине Колесниковой и сотрудникам издательства за помощь в работе над рукописью.

С самыми искренними пожеланиями,Владислав Тарасенко

Введение. Почему философские проблемы невозможно решить, но необходимо решать

Знания – это не просто сведения или данные, а такая информация, которая помогает решать жизненные проблемы и задачи.

Многим людям – даже неплохо образованным, не так-то просто отличить реальное знание от фейков или мнений дилетантов. Получать знания и оценивать их достоверность и ценность для решения проблем помогают различные направления философии и науки.

Очень важно уметь применять философские и научные знания в повседневной жизни.

В этой книге вы получите инструменты, которые позволят использовать этические знания при решении насущных проблем.

Этика – раздел философии. Она занимается сбором и систематизацией знаний, которые помогают людям решать нравственные и моральные проблемы.

С древних времен и до наших дней этика исследует различия между добром и злом, моральными и аморальными, справедливыми и несправедливыми поступками, ставит и изучает философские проблемы.

Давайте разберемся с тремя видами проблем, которые исследует этика – нравственными, моральными и этическими. В популярных работах эти проблемы часто смешиваются, а термины используются как синонимы. Это распространенная ошибка.

Моральные проблемы – это проблемы обществ и сообществ. Они обусловлены конфликтами и дилеммами между ценностями и нормами различных групп.

Моральные проблемы решаются сообществами и их лидерами. Множество моральных проблем мы можем видеть в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» – например, проблему справедливости и справедливого распределения ресурсов, проблемы конфликтов между группами из-за разных ценностей и моральных представлений. В книге мы будем разбирать моральные проблемы и анализировать те решения, которые приводили к формированию или изменению морали – то есть коллективных норм, правил и ценностей.

Нравственные проблемы связаны с личностью и ее поступками – например, с внутренними противоречиями (дилеммами) между убеждениями и взглядами отдельного человека.

Пример нравственной проблемы – дилемма выбора человека между противоречащими ценностями. Например, в первой серии сериала мы видим, как Андрей по прозвищу Пальто делает выбор между семейными ценностями и ценностями «пацанов», а в заключительных сериях Марат и Вова Адидас пытаются отказаться от ценностей, идеалов и норм преступного сообщества.

В ситуации личного нравственного выбора нормы общества сталкиваются с принципами и ценностями человека, и выбор между ними бывает более чем непрост. Нравственные дилеммы возникают при решении, которое не является идеальным, а варианты выбора имеют последствия, которые часто противоречат нашим убеждениям, вызывают внутреннее противостояние или сопротивление со стороны окружающих людей.

Этика описывает и изучает нравственные и моральные проблемы и дилеммы, помогает отвечать на вопросы о том, как относиться к людям из других сообществ, что такое справедливость и как справедливо распределить ресурсы внутри групп или нашего общества.

Этическое знание помогает принимать решения в конфликтных ситуациях и учитывать интересы и ценности сторон.

Кроме того, этическое знание имеет свои внутренние проблемы, которые решают философы совместно с правоведами и лидерами профессиональных сообществ. Этические проблемы касаются вопросов о том, насколько актуально наше этическое знание, как наши знания о морали и нравственности можно описать в нормах права или нормах профессиональных сообществ. Решение этических проблем требует обоснованных решений, так как этика сильно влияет на право и правовые нормы, принятые в обществе. С древних времен и до наших дней правоведы и философы работают вместе. Они анализируют практические ситуации и проблемы, формируют этические и правовые решения.

Выход сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» инициировал дискуссии об этических проблемах демонстрации насилия в СМИ и романтизации преступности. Многие критики считают, что сериал создает неправильные нормы и представления об успехе среди молодежи. Они высказывают опасения о возможном увеличении преступности.

При обсуждении этических проблем возникает вопрос о влиянии подобных сериалов на общество и о возможных правовых решениях, например, таких как запрет на демонстрацию подростковой жестокости.

Еще одной интереснейшей темой для формулировки этических проблем является анализ причин интереса молодежной аудитории к сериалу. Один из авторов сериала, Жора Крыжовников[1], утверждал, что изначально сериал создавался для аудитории от 40 лет. Для него стало полной неожиданностью то, что сериал стал очень популярным среди молодежной аудитории.

На вопрос о причинах популярности сериала среди молодежи попытался ответить писатель Евгений Гришковец в своем Телеграм-канале:

«У меня нет точного и простого ответа. Только предположение. Может быть, наши сегодняшние юные увидели в фильме стихию „настоящей“ жизни. Увидели, как их сверстники безоглядно и мгновенно принимают решения, они не замуштрованы, не отягощены обязательствами перед родителями, системой, перед своим будущим, которого у них нет: но им на это насрать… Для них нет тяжести закона, уголовного кодекса и общественных норм, придуманных, написанных и спущенных на них государством и взрослыми. У них есть кодекс, правила и собственные понятия о справедливости, которые они сами себе придумали и сами исполняют. Для них нет торжественных клятв, присяг и других официальных ритуалов. Для них есть только нерушимое „слово пацана“. Сами придумали, сами дали и сами соблюдают. Настоящая, большая, страшная, лихая, кровавая и романтическая жизнь.

В сегодняшнем заидеологизированном, демагогическом, фальшивом мире, в котором дети наши слышат бесконечное количество слов, которые ничего не значат и ничего не стоят… Они захотели „слово пацана“. За которое надо отвечать и спрашивать… Строго, страшно, по-настоящему… Они, разобщенные, знакомящиеся в интернете, „висящие“ в сети, играющие в сети, не знающие настоящей „пацанской“ дружбы, не вкусившие кровавой драки, без дискотек и клубов с безумными танцами и дурманом…

Возможно, именно стихия вольности, беззакония и торжества смелости и силы зацепила в фильме наших аккуратных внешне мальчиков и девочек, в которых страсти и желания накопились и тлеют… В мальчиках и девочках, которые уже готовы осваивать или уже осваивают азы будущей чиновничье-номенклатурной жизни или будущее офисно-айтишной растительности»[2].

На мой взгляд, любое популярное художественное произведение приковывает внимание потому, что подсвечивает социальные, моральные и нравственные проблемы, которые возбуждают и волнуют читателей и зрителей, заставляет их задуматься о вечных философских вопросах – например, о несправедливости мира, о трудностях нравственного выбора и изменении личности, о человеческих иерархиях и жестокости групповых норм и правил.

С помощью этического знания можно строить различные гипотезы о том, какие ценности и потребности молодежной аудитории затронул сериал. Например, еще одна из проблем эпохи доступного интернета – повышенный контроль и опека со стороны взрослых. Не секрет, что родители часто жестко контролируют детей через современные средства связи, снижая таким образом их самостоятельность и возможности для принятия собственных решений. Контроль может привести к формированию проблемного поведения – например, инфантилизма, безответственности и негативных эмоций. Подростки в ситуациях постоянного контроля могут чувствовать себя подавленными, беспомощными и некомпетентными.

Можно предположить, что сериал позволяет зрителю-подростку пережить прямо противоположную ситуацию – отсутствия контроля, самостоятельности в принятии решений, независимости от родителей, наличия своей тайной жизни. Если эта гипотеза верна, то сериал высветил высокую потребность юных зрителей в реализации таких ценностей, как самостоятельность и проактивность. И эта потребность является феноменом морали и проблемой этики.

Моя точка зрения заключается в том, что моральные, нравственные и этические проблемы следует обсуждать, а не скрывать. Обсуждение проблем помогает развивать знания и находить решения. Философия предлагает открытый и недогматичный подход к решению проблем, позволяя постоянно искать новые знания.

Знание, которое мы добываем в результате формирования решений моральных, нравственных и этических проблем, является философским. Это – карта в сложном мире морали.

Философское знание открыто для обсуждения и не бывает окончательно завершенным. Мы анализируем моральные и этические вопросы и часто меняем свои взгляды и понимание проблем. Мы часто ошибаемся. И это нормально.

Древнегреческий философ Аристотель отметил, что общество постоянно меняется, и, соответственно, меняются наши моральные и нравственные проблемы, меняется этика – наше философское знание проблем и их решений. Таким образом, мы постоянно ищем новые знания и решения.

Знание этики снижает риски воспроизводства насилия и зацикливании на прошлых ошибках, учит опыту предыдущих поколений и готовит общество к решению новых проблем.

В этой книге сюжеты популярного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» используются для того, чтобы научиться добывать этическое знание в процессе анализа нравственных, моральных и философских проблем. Я рекомендую читать и исследовать вопросы из книги в группе или семье для того, чтобы обсудить сериал с новой стороны – со стороны этики.

Прежде чем приступать к обсуждению, стоит изучить терминологию и теоретические аспекты проблемы, чтобы быть готовым к анализу и обсуждению. Далее обсудите содержание сериала и эпизоды с точки зрения рассматриваемых этических проблем, а также подготовьтесь к дискуссии, выступлению с собственной точкой зрения. В книге вы найдете вопросы для обсуждения и материал для углубленного изучения проблем, что позволит погрузиться в проблематику этики и подготовиться к полноценным дискуссиям.

Напомню, что у этических вопросов часто нет однозначных ответов, и нашей целью является обсуждение, изучение и получение новых знаний в области философии и этики.

Желаю удачи в исследовании этических проблем!

Благодарности

Автор выражает признательность Роману Седых, Игорю Москалеву и Эдуарду Пронину за обсуждение идей и поддержку при написании книги.

Терминология введения

Знание – информация, помогающая нам в решении наших проблем, реализации целей и интересов.

Проблема – вопрос или конфликт, требующий решения или дальнейшего исследования для того, чтобы снизить риски и угрозы, получить новые возможности.

Этика – философское знание о морали и нравственности, изучающее моральное поведение, правильность и неправильность действий и ценностные ориентации.

Мораль – множество правил и принципов, коллективных ценностей и убеждений, определяющих то, что считается правильным или неправильным в обществе, сообществе или группе. Эти правила могут быть культурными, групповыми, организационными, религиозными или установленными законами. Мораль указывает людям, как им следует действовать и каких ценностей они должны придерживаться.

Моральная проблема – проблема конфликта или противоречий между различными моральными правилами или принципами, убеждениями и коллективными представлениями о правильном и неправильном поведении.

Нравственность – набор правил и принципов, черт характера и качеств личности, определяющих то, что человек считает правильным или неправильным, справедливым или несправедливым по отношению к себе и к другим. Нравственность проявляется в том, как человек относится к другим людям, как он обращается с животными и природой, и как он соотносит свои поступки с установленными нормами общества.

Нравственная проблема – ситуация, в которой возникает конфликт между нравственными и моральными принципами, приводящая к дилемме в принятии решения.

Нравственные дилеммы – это сложные ситуации, в которых сталкиваются различные моральные принципы или ценности, и выбор между ними может быть непростым. Они возникают, когда нужно принять решение, которое не является идеальным с точки зрения этики, а варианты выбора могут иметь последствия, которые противоречат нашим убеждениям или вызывают внутреннее противостояние.

Этическая проблема – проблема философского и общественного знания о морали и нравственности – например, о принципах и нормах общества и частной жизни, возможностей и ограничений реализации этих норм в правовой системе государства.

Тема 1. Проблема свободы воли и моральной неоднозначности Ералаша и Марата

Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Чёрт знает, что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, – знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. А впрочем что у кого болит, тот о том и говорит.

Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы

В чем проблема?

Большинство современных философов, правоведов и теологов признают, что у человека есть свобода воли – возможность выбора между добрыми и злыми поступками. Это означает, что нельзя однозначно предсказать, какой выбор сделает человек. Если бы у нас не было свободы воли, все наши поступки можно было бы легко объяснить и предсказать через характер или анализ предыдущих действий.

Кроме того, без предположения о свободе воли не была бы возможна правовая система. Если у человека нет свободы выбора, значит, он неподсуден, а его деяния определялись не им, а обстоятельствами непреодолимой силы.

Без представлений о свободе воли невозможно объяснить развитие и изменения человека.

Свобода воли предполагает, что люди сложные, противоречивые и изменчивые существа. Они могут попеременно совершать как добрые, так и злые поступки, и их интересы и мотивы могут меняться со временем.

Это создает особые проблемы для этики – философской науки, которая изучает моральное и нравственное поведение людей. Из-за сложности нашей природы и нашей способности к выбору, получение знаний о морали и нравственности становится непростой задачей, а простые решения и схемы, как правило, плохо работают или создают ложные иллюзии понимания человека.

Например, Достоевский устами одного из героев удивляется тому, что красота и прелесть могут быть в злых делах и поступках. Это говорит о том, что граница между добром и злом, моральными и аморальными, нравственными и безнравственными поступками людей является сложной и требует постоянного анализа и изучения с помощью этического знания.

Иллюстрация проблемы в сериале

Одна из особенностей героев сериала заключается в том, что они неоднозначны. Персонажей сложно определить заранее как положительных или отрицательных. Они способны совершать как добрые и благородные, так и злые поступки, которым сложно дать однозначную моральную оценку. Вдобавок герои меняются по мере развития сюжета и событий.

Например, в жизни Ералаша есть трогательный момент, когда он подарил утюг своей бабушке. Этот поступок легко вызывает у нас положительные эмоции и восхищение. Однако стоит узнать, что этот утюг был куплен на деньги, полученные преступным путем, и ситуация становится гораздо сложнее. Мы начинаем сомневаться, как оценить ее в целом.

Также вызывает сострадание поступок Марата, который помогает пьяному соседу избежать обморожения. Мы видим, что Марат может быть чутким и заботливым человеком, готовым помочь другим в трудных ситуациях. Однако в этот же день Марат отбирает вещи и деньги «чушпанов», которые бесправны и страдают от насилия. Этот конфликт в его поступках вызывает у нас смешанные чувства.

Поведение героев неоднозначно и зависит от ситуации. Родители Андрея и Марата относятся к ним как к детям. И у себя дома ребята действительно ведут себя по-детски – резвятся, играют и даже слушаются родителей. Выйдя на улицу, они начинают жить по законам группировки, которые противоречат их семейным ролям. Ничего детского в их поведении не остается.

Мы наблюдаем неоднозначность и противоречивость ролей персонажей. Герои сериала демонстрируют сложность людской натуры. Они показывают, что каждый способен к добрым и плохим поступкам и что оценить собственные поступки человеку достаточно сложно. Это заставляет задуматься над природой морали и нравственности, а также над своими ценностями и принципами.

Этическая постановка проблемы

Амбивалентность – то есть способность совершать и добрые, и злые поступки – является отражением сложности человеческой природы и моральных противоречий. Амбивалентность позволяет нам проявлять разные аспекты нашей личности в зависимости от ситуации или контекста. Мы можем испытывать как хорошие, так и плохие чувства, мотивы и намерения. Это делает поведение человека морально неопределенным.

Проблема моральной неопределенности часто возникает в поведении главных героев сериала. Они оказываются на грани между законом и преступностью, дружбой и предательством, моральным и аморальным поведением. Эта двусмысленность вызывает вопросы о том, насколько они на самом деле плохие или хорошие, и как окружающая среда и ценности влияют на их решения и поступки. Двусмысленность, изображенная в сериале, поднимает важные вопросы о границах морали, влиянии обстоятельств на формирование личности и нашем собственном понимании правильного и неправильного.

Причины моральной двусмысленности могут быть разными. Она может быть связана с неясностью ценностей в обществе, возможностью различных интерпретаций этических принципов или различием восприятия и оценки ситуаций.

Сложность и двусмысленность человека также могут рассматриваться как проявление свободы воли. Человек имеет способность совершать как добрые поступки, основанные на своих моральных убеждениях и сочувствии к другим людям, так и злые, основанные на эгоистичных мотивах, негативных эмоциях или влиянии внешних факторов.

Одной из главных причин моральной непредсказуемости является субъективность моральных ценностей. У каждого человека своя система ценностей, основанная на его опыте и убеждениях.

Например, все герои сериала хотят справедливости, при этом нормы ее субъективны – каждый понимает справедливость по-своему.

Оценка того, что является правильным или неправильным, хорошим или плохим, может быть разной для разных людей. Моральные ценности формируются на основе убеждений, норм, культурных особенностей и личного опыта каждого человека, поэтому они могут быть субъективными.

Субъективность моральных ценностей может вызывать разногласия и конфликты в обществе, так как разные люди могут иметь разные мнения о том, что является морально верным или неправильным. Признание этого подчеркивает важность уважения к разнообразию мнений, а также способность принимать моральные решения, учитывая многообразие взглядов.

Кроме того, внутренние конфликты и слабости человека могут быть еще одной причиной моральной двусмысленности. Человек может ощущать конфликт между своими желаниями и обязательствами. Иногда он может совершать плохие поступки под влиянием эмоций, искушений или недостатка самообладания.

Человек является социальным существом и подвержен внешнему влиянию. Окружающая социальная среда, нормы и стандарты поведения могут оказывать влияние на наши моральные решения. В некоторых случаях социально приемлемое поведение может конфликтовать с нашими внутренними убеждениями.

На страницу:
1 из 3