Полная версия
Реки жизни
Забавы наши иногда были и опасными. Как-то кто-то раскопал в одном из дворов кучу боевых патронов, оставленных ещё с войны нашими доблестными солдатиками или украденных у них и припрятанных на «всякий случай». Тут же пошли за речку в Зайцевский лес, разожгли на опушке большой костёр и бросили патроны в огонь. Попрятались по кустам и ждём. Скоро началась пальба, над головами засвистели настоящие пули. Кто-то вспомнил, что надо было пересчитать патроны, а потом считать выстрелы, чтобы знать, когда можно было выходить из укрытий. Но на это ума не хватило, и вот теперь мы сидели в кустах и боялись высунуться: было тихо, но вдруг если какойто патрон ещё не разорвался? Дураки, одним словом!
Слава Богу, всё кончилось благополучно.
Предметом вожделения каждого мальчишки был кнут. Не простой кнут, а ремённый, длинный – не короче 3-х метров, – как у пастуха. Нужен он был, конечно, больше для забавы, для «понта», потому что пасти животных не приходилось, овец, коз и коров пасли общинно. Выйти на улицу, волоча за собой длинную змею, небрежным резким движением подать кнут вперёд и, не дав ему полностью развернуться, сделать резкую подсечку назад. Хлоп! Вот что нам нужно было! Для пастуха это было способом подогнать, подстегнуть шалую корову, а для нас – всё равно, что взойти на пьедестал почёта.
Но кнут было удовольствием практически недоступным. Для его изготовления нужно было иметь массу свиных ремешков, разрезанных на полоски шириной 3—4 мм, замоченных в рассоле, а затем просмолённых в варе, смоле. Плетение кнута было довольно сложным ремеслом. Сначала нужно было замысловатым узором сплести основу кнута из 6—8 ремешков длиной около 1 м, потом количество ремешков уменьшалось до 4—6 (ещё 1 м), 3—4 (ещё 1 м), и двух, а на конце привязывался одиночный с полметра ремешок, к которому крепилась тонкая косичка из конского волоса. Она-то и давала главный эффект – хлопок. Косичку надо было тоже добыть: сходить на конюшню и выдернуть из хвоста какойнибудь конской особи пучок волос – но так, чтобы не «схлопотать» копытом в морду лица. Одним словом, счастливых обладателей таких кнутов в Курапово было не больше, чем владельцев в нынешнем селе мотоциклов.
Развлекались мы и ещё одной забавой, название которой запамятовал. Выстраивалась по росту живая цепочка ребятишек – в голове цепочки самый высокий и сильный, в конце – самые маленькие. Все крепко брали друг друга за руки и всей цепочкой, друг за другом, бежали вперёд, набирая скорость. Когда скорость оказывалась достаточно высокой, передний, самый сильный, резко уходил влево и начинал делать «подсечку, разворачивая цепочку по радиусу. Следующий за ним по росту делал то же самое, т.е. тянул цепь на себя и ещё больше усиливал эффект «подсечки». Чем дальше от центра находилось звено цепи, тем больший радиус она описывала, причём скорость развёртывания для коротеньких ножек малыша, болтавшегося на «хвосте», оказывалась непосильной, и он, как правило, спотыкался и падал. Такая забава часто кончалась для бедолаги разбитым носом или ссадиной на теле.
А игра в «войну»? Ею тогда увлекались все, и основная проблема состояла только в том, чтобы уговорить когонибудь из нас играть «немцев» или «белых». Все хотели быть «нашими» и никто не хотел быть «фашистом» и «буржуём». Дело решал жребий (орёл или решка) или считалка, и в роли «своих» и «чужих» приходилось выступать по очереди. Вставала во весь рост и проблема издержек игры в «войну» – это истоптанные огороды, испорченные грядки, раздавленные огурцы и помидоры. Наши «полководцы», естественно, не могли вдаваться в такие детали, как выбор театра военных действий, и приходилось довольствоваться тем, что было в наличии. К тому же война не знает различий между вскопанным огородом и необработанной землёй, а взрослые всегда выдвигали к нам совершенно необоснованные претензии. Но какая же война обходится без потерь?
События на полях «сражений» развивались с такой неумолимой последовательностью, что однажды мы даже дошли до того, чтобы в качестве оружия использовать самодельные самопалы! Брали медную трубку, наглухо заколачивали её с одного конца и прикрепляли к «рукоятке» или «прикладу». В «казённой» части трубки пропиливали маленькую дырку, забивали её с дула соскобленной со спичек серой, клали пыж и заряжали свинцовыми шариками или рублеными гвоздями. В дырку насыпали для поджига ту же серу, отводили ударник на резинке назад и бабахали! Что толку орать во всё горло «пух-пух!» или «кх-кх!«и доказывать, что ты первым обнаружил противника и «убил» его, если противник нагло отказывается выбывать из игры и утверждает, что ты промахнулся? Другое дело самопал: влепишь кругляшку из свинца или рубленых гвоздей в лоб или какую-нибудь другую часть тела – тогда уж не отвертишься и не скажешь, что в тебя не попали!
К счастью, кто-то из старших ребят вовремя вмешался в наши намерения и отговорил от такого натурализма в подражании взрослым. Самопалы стали стрелять исключительно холостыми зарядами или использоваться на «охоте» за воронами и воробьями.
Найти себе занятие или придумать развлечение не представляло для нас никакого труда. Само отсутствие прогресса на селе мы обращали в свою пользу. Например, Колька Шальнев по кличке Седан придумал увлекательную игру по дублированию учётов Лебедянского ГАИ. Участники игры соревновались между собой в том, кто больше запишет регистрационных номеров автомашин, курсировавших в послевоенное время по деревенским трактам. В конце недели подводились итоги игры, и определялся победитель. Самый удачливый из нас мог тогда похвастать списком на семь-восемь, максимум на десять, машин. В эту игру мы играли года два, а потом, когда автомобилизация страны быстро пошла вперёд, игра зачахла на корню: объектов охоты стало, хоть прудом пруди, и интерес к ним пропал незамедлительно.
Чисто «девчачьей» игрой считалась игра в вышибалы – для ловких и юрких мальчишек она была слишком статичной и нудной. Если какой-нибудь мальчишка «нанимался» играть в вышибалы, его тут же окружали сверстники в коротких штанишках и хором затевали нудную и бесконечную припевку:
– Тили-тили тесто, жених и невеста, тесто засохло, невеста издохла!
Мало кому удавалось «выдержать характер» и не сбежать от стыда в огород. Дружба с девчонками считалась предосудительной, и тот, кто выбирал себе в партнёры по игре представителей слабого пола, подлежал беспощадному остракизму. Мальчишечья компания была для него надолго заказана.
Настоящие теннисные мячи были у нас тогда большой редкостью, их привозили из самой Москвы, и редкие счастливые обладатели дрожали над ними, как над сокровищем. Играли в основном в тряпочные мячи, но игра от этого не становилась скучнее. Поэтесса Агния Барто, у которой маленькая Таня громко плачет над упавшим в воду мячиком, должна была бы внести кардинальные изменения в кураповскую версию стишка: наша Танюшка плакать бы не стала, она просто, не задумываясь, сиганула бы за ним в любую воду!
Ну, и, конечно же, девчонки играли в «дочки-матери», шили тряпичные куклы и возились с ними с утра до вечера. Каждая стекляшка, бусинка или цветная ленточка была у них на вес золота, парчи или хрусталя. Для некоторых девчонок куклами служили живые младенцы, но младенцев в пятидесятые годы было не так много, потому что большинство сельских мужиков остались навсегда лежать в чужих землях.
В старшем школьном возрасте к нам пришли другие игры и увлечения: мы с энтузиазмом осваивали волейбол и футбол, а зимой – лыжи и хоккей на льду. Надо сказать, что со спортивным инвентарём вообще, а с зимним, в частности, у нас было бедновато. Салазки были почти у каждого, а вот лыжи и коньки – у самых избранных. Настоящие клееные лыжи распределялись по школам да спортобществам, и купить их обычному деревенскому мальчишке было просто невозможно. Вероятно, сказывался дефицит древесины в стране. Кое-кому отцы мастерили лыжи из берёзовых дощечек: выстругав дощечку, они совали её в кипяток и загибали носок. Для неразумной малышни такие лыжи годились вполне, но тех, кто понимал в лыжах толк, эти самоделки, конечно, не устраивали.
Самой распространённой маркой коньков были «снегурочки». Но самыми лучшими считались «дудки» («канадки») и «ножи» («норвежки» или беговые). Их привозили, как и всё хорошее, из Москвы. Если на «снегурках» можно было кататься по любому льду или по любой укатанной или обледенелой дороге, то «дудки» и «норвежки» годились только для гладкого, как зеркало, льда. Таковой предоставляла нам в пользование река в первые дни своего замерзания. Когда же выпадал снег, мы пытались его разгребать и поддерживать нашу игровую площадку по возможности чистой до самой весны. Естественно, коньки были без ботинок – мы привязывали их к валенкам, что, кстати, было очень практичным с точки зрения предохранения от ушибов во время хоккейных баталий. Позже, конечно, кое у кого стали появляться «дудки» и на ботинках.
Хоккейные клюшки мы вырезали из веток черёмухи, ясеня или вяза, и выглядели они солидно – как дубинки крестьян из армии Болотникова. Играли мы, естественно, в русский хоккей по правилам футбола, но наша увлечённость от игры была ничуть не меньше, чем у какого-нибудь детского спортивного общества «Динамо».
Первым моим спутником по играм стала двоюродная сестра Ирина, дочка дяди Коли и тёти Кати, которая вместе со своим братцем Евгением и сестрой Линой гостила во время и после войны в Курапово, проживая по очереди то у бабки Семёнихи, то у своей тёти Шуры (Гараниной).
Из рассказов матери мне известно, что наши с кузиной люльки в избе были подвешены к потолку рядом, а потому ритм нашей малосознательной, но кипучей деятельности во многом совпадал. Вероятно, это соседство в самом раннем детстве заложило основу для нашей духовной близости в будущем. Ирина и в школьные годы не забывала приезжать из Тарасовки в Курапово. Это она научила меня танцевать популярные в пятидесятые годы танцы. Вместе с ней мы готовились и поступали в институты, а, будучи студентами, довольно часто, пока не обзавелись семьями, навещали друг друга или встречались на студенческих вечерах.
Говорят, что задолго до того, как научиться говорить, мы с Ириной придумали слово «айс» и успешно общались между собой при помощи этого единственного слова. Удивительно, что мы овладели им одновременно и манипулировали им ничуть не хуже любого папуаса или затерянного в Замбези племени «тумба-юмба», словарный запас которых не намного превосходил вокабуляр Эллочки-Людоедки.
Мы просыпались и кто-нибудь из нас произносил:
– Айс!
– Айс! – с приветственной интонацией отвечал другой.
Вкусив, что Бог послал, вернее, что давали родители, мы от радости начинали дрыгать ножками и орать это самое слово до тех пор, пока нас не выносили гулять. Если нам чтото не нравилось, то мы, тут же солидаризируясь друг с другом, «айсовали» об этом родителям. И наоборот, когда мы чем-то восторгались, то спешили засвидетельствовать свои чувства всё тем же восклицанием. Слово было ёмким по смыслу и в зависимости от ситуации и контекста могло означать, что угодно.
Потом, когда я стал студентом иняза, мать в шутку говорила, что предпосылки к изучению иностранных языков у меня проявились уже в младенчестве. Ведь магическое слово «айс» и на немецком и на английском языках означает «лёд».
Вторым по счёту товарищем стала снова девочка. Её звали Люся, она была внучкой бабки Борисихи, к которой сын Иван и невестка Наташа частенько подкидывали своё чадо из Москвы. Люся была девочкой молчаливой, сосредоточенной и спокойной, то есть типичным флегматиком. Тем не менее, мы умудрялись спорить, ругаться и даже драться между собой. Вероятно, происходило то самое слияние флегматичного города с сангвиническим селом, о котором тогда много говорили с партийных трибун. Последнее столкновение с Людмилой произошло в шестидесятилетнем возрасте: москвичка прибежала ко мне «жаловаться» на нашего козлёнка, якобы откусившего на её огороде ветку вишни. (Сейчас Людмила присматривает за 90-летним отцом, который несмотря на свой возраст, трудится на огороде и поёт песню «Помирать нам рановато»22).
Но девчонки меня окружали до тех пор, пока во мне не проснулось мужское начало. Как только оно дало о себе знать, так мне тут же стало стыдно водиться с ними. Возникла потребность окружить себя подобными себе. Естественным товарищем по играм стал, конечно, двоюродный брат Митька. Он был старше меня на два с половиной года, но это для меня не имело значения. Митька тоже был не очень привередлив и принял меня в свою компанию, часто выступая в качестве «патрона» и заступника.
Митька жил на хуторе, т.е. в переулке, что напротив нашего дома. Я часто приходил поиграть к нему и его товарищам – Ёрке Кроликову и Тольке-Арбузу. Они тоже были на полтора-два года старше меня, но охотно брали меня в свою компанию. Ходить играть к Митьке было далеко и опасно. По пути нужно было преодолеть два препятствия – своеобразные Сциллу и Харибду. Пройдя метров двести по переулку или хутору, я останавливался перед домом бывшего кулака и нашего соседа Михаила Максимовича и осматривал диспозицию. Если она была благоприятной, то есть, если его петух был занят мирным обхаживанием своих кур, то я, не теряя времени, быстро прошмыгивал мимо «Сциллы» и бежал дальше. Но бывало и так, что петух неожиданно выбегал изза плетня и перегораживал мне путь. Тогда начиналась игра в «непускалки»: я пытался обойти его по противоположной стороне переулка, а петух, отлично владея искусством тактики, мгновенно угадывал мой маневр и снова оказывался перед моим носом. Я знал, что идти напролом не имело смысла, потому что эта чёртова птица умела хорошо драться. Уверен, если бы её приобщить к соревнованиям бойцовых птиц, его хозяин бы вмиг озолотился. Она грозно, как орёл, клекотала, по-боевому распускала перья, надувалась, краснела, как индюк и делала подскок вверх. После этого петух устремлялся на противника, то есть, на меня и больно клевал в ногу. При удачном подскоке он мог клюнуть и в глаз, так что шутки с ним были плохи.
– Митька! – орал я во всё горло, еле сдерживая слёзы.
До Митькиного дома было далеко целых сто метров, и мой призыв о помощи не всегда достигал его ушей. Иногда на помощь приходил Толька-Арбуз – его дом находился ближе, а иногда помогала отогнать обидчика какая-нибудь проходящая мимо баба, и я с облегчением на душе, сломя голову, бежал подальше от опасного места. Вот тут-то и подстерегала меня Харибда. Я был всегда настолько расслаблен удачным прохождением КПП «Сцилла», что забывал о следующем, охраняемом козлом Гаврилы Борисовича, соседа тёти Шуры. Козёл почему-то не ходил в стадо – вероятно, из-за своего противного нрава, и всегда слонялся вокруг дома в поисках возможностей совершить какую-нибудь гадость. Пару раз он сшибал меня рогами и пытался топтать ногами, нанося материальный ущерб в виде царапин, ссадин и порванной лямки штанов. Но моральный ущерб по сравнению с материальным не шёл ни в какое сравнение. При одном виде козла меня бросало в дрожь. Козёл был самим воплощением чёрта, которого я увидел на иллюстрациях к произведению А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
Козёл узнавал меня сразу. Он не блеял, не мекал, а молча, с противной ухмылкой на своей козлиной морде шёл на меня и тряс бородой. Ноги мои врастали в землю, я замирал на месте и как кролик удава ждал приближения врага. И если в этот момент не выбегал Митька, или не появлялся ещё какой-нибудь спаситель, то дело вполне могло бы кончиться «летательным» исходом. Я был для козла слишком лёгкой добычей, при желании он мог так наподдать меня рогами, что я бы отлетел от него на несколько метров.
Обычно хуторские играли в «войну», прятки и казаки-разбойники. Когда игры надоедали, то «хуторяне» начинали планировать набег на чей-нибудь огород. Чаще всего объектом наших интересов были огороды Гаврилы Борисовича и Турок, соседей тёти Шуры слева и справа. У Гаврилы Борисовича рано подрастали огурцы, созревала «папировка», наливались подсолнечные семечки, а у Турок нас привлекала скороспелая дуля. Кстати, дуля, сорт мелкой груши, стояла на границе двух огородов, и её принадлежность к «турецкой» стороне нашей стороной всегда оспаривалась.
К огурцам мы пробирались по-пластунски, тем более что заборов и изгородей между огородами не было. Участки отделялись большими лозинами и липами, которые мы использовали как плацдарм для получения доступа к соседским яблокам. Мы залезали на деревья и с нависавших над яблонями сучьев легко доставали вожделенные плоды. Этот путь назывался у нас «воздушкой».
Соседи были начеку и зорко следили за нашими передвижениями, так что рискованные предприятия заканчивались чаще всего нашим позорным бегством с театра военных действий и «крупным» разговором с родителями. Место для убежища было чрезвычайно удобным, мы бежали на зады, к которым примыкало колхозное поле с подсолнечником. Оно простиралось на сотни метров, и найти нас в нём было практически невозможно. Мы выходили из него в каком-нибудь безопасном месте, где нас никто не ждал, и возвращались домой, как ни в чём не бывало. Когда тётя Шура или мать Тольки-Арбуза по жалобе пострадавших приступали к Митьке или Тольке с расспросами, то они, не моргнув глазом, напрочь отрицали содеянное и говорили, что «турки» приняли за нас каких-то других ребятишек.
Однажды мы сделали набег на один из дальних огородов, где по сведениям Митьки наливались соком кукурузные початки.
– Ох, Борькь, и сладкая эта кукуруза! – закрыв от умиления глаза, убеждал меня Митька в необходимости полакомиться неизвестным «фруктом»23.
Слева направо: Юра и Коля Шальневы, Саша Лукашков (1955г.)
Огород с кукурузой находился на другой стороне хутора, поэтому мы прошли сначала на зады и уже оттуда беспрепятственно, где ползком, где пригибаясь, проникли на нужный участок. Кукуруза стояла плотным частоколом на небольшой площади и хорошо маскировала нас от постороннего взгляда. Однако початки находились на недосягаемой для нас высоте, и чтобы достать до них, нам пришлось браться за стебли и нагибать их к земле. Это нас и погубило. Только Митька положил один початок за пазуху, как за моей спиной раздался голос:
– Вы что тут делаете?
Я обернулся: в двух шагах передо мной стояла Инга, московская племянница хозяйки огорода, высокая длинноногая девица лет на семь-восемь старше нас! Ответ на такой тривиальный и риторический вопрос вряд ли требовался, и мы с Митькой, пренебрегая правилами вежливости, бросились бежать. Митька куда-то исчез сразу, как будто сквозь землю провалился, а я заметался по огороду, как неразумный заяц, выбирая не самый безопасный путь к отступлению, и немедленно стал объектом преследования длинногачей Инги.
Мне всё-таки удалось выбраться на проулок, потом – на хуторской порядок, а оттуда – зайцем прямиком поскакать по направлению к дому. КПП «Сцилла» и «Харибда» были пройдены мгновенно и без всяких приключений. Достигнутая было на огороде фора в десяток метров на прямой дистанции стала постепенно сокращаться: всё-таки разница в возрасте и длине шагов была существенной. Кроме того, как мне стало известно потом, Инга занималась в Москве лёгкой атлетикой. Но деревенская выправка тоже чего-то стоила, кроме того, меня подгонял страх, и я припустил к дому с удвоенной энергией.
К финишу мы пришли почти одновременно. Я замешкался у калитки, и не смог во время просклизнуть во двор под защиту «крепостных» стен, и тут же почувствовал на спине руку Инги.
– Ага, попался!
Всё-таки неприятное это чувство попадаться с поличным! Слава Богу, мне не пришлось больше испытать в жизни такого стыда и позора, какой я испытал в раннем детстве при уличении в совершении «кукурузной» кражи! Впрочем, говорят, что чувство стыда с возрастом притупляется. Не знаю. Как говорят англичане, ит дипендз.
Вечером я получил от матери выволочку и дал ей твёрдое обещание в чужие огороды больше не лазить. Каюсь, выполнить это обещание было очень трудно – почти невозможно. Соблазн получения вкусной подножной подкормки для вечно полуголодного мальчишки был слишком сильным. Кроме того, лазание по огородам рассматривалось нами как своеобразный спорт, связанный с приятно-жутким ощущением перегонки адреналина в крови.
Попутно хочу порассуждать на тему воровства и баловства. В обществе эта тема по-настоящему никогда не обсуждается. Она принадлежит к тем болезненным проблемам, о которых все знают, но стараются не говорить, а если и начинают дискутировать, то говорят не о коренных причинах, а её симптомах – как о вреде курения или о злоупотреблении алкоголем.
Девяносто процентов краж (если не больше) у нас в стране совершалось и, возможно, совершается до сих пор на почве обездоленности населения государством. Пусть читатель не сомневается – автор всей душой выступает за сильное государство, призванное защищать своих граждан, обеспечивать слабых, старых и больных и регулировать, а не созерцать безучастно экономические и политические процессы в стране. В нашей истории, к сожалению, власти чаще всего выступали в ипостаси насильника и вымогателя и с успехом продолжают это дело и поныне. И при советской власти, и при «демократах» народу не хотят платить по труду. Платят по-прежнему, по понятиям.
А народ наш внешне терпел это и терпит пока, но внутренне никогда не мог с этим примириться и при первой возможности старался компенсировать себя за поборы и недоплату несанкционированным присвоением государственного или общественного имущества, то есть тривиальной кражей. Никто никогда не подсчитывал ежегодный ущерб от этих краж по всей стране великой, но думаю, он мог бы сравниться с наблюдаемой в нынешние дни утечкой капитала за границу, а может быть, и переплюнул бы её в несколько раз.
Взять у государства, особенно по месту своей работы (что охраняешь, то и имеешь!), в сознании народа никогда по-настоящему и не ассоциировалось с воровством. И не ассоциируется до сих пор. Нельзя доводить народ до ручки. Плати ему за работу так, чтобы он мог содержать себя и свою семью, тогда общественное сознание у него будет настолько высоким, что он поймёт, что воровать у государства – это, значит, подрывать собственное благополучие. Наше же государство до сих пор идёт путём наступления на горло народу и не даёт ему никак оправиться то от одного потрясения, то от другого. Политика бомжирования народа и приводит к тому, что страна превращается в сборище злоумышленников, которые, в отличие от чеховского героя, свинчивают уже не гайку на грузило, а целые рельсы или километры свинцового кабеля.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Автор был удостоен за нее звания лауреата Всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лескова.
2
Разница между деревней и селом состоит в том, что в селе, как правило, имелась церковь, а в деревне церкви не было.
3
См. подглавку «Кулачные бои» в главе 10.
4
В детстве автор этой статьи на подворье своего деда нашёл медную монету времён Елизаветы Петровны.
5
РГИА фонд 799 опись 26 1913 г. дело 1415 «О пособии на достройку церкви в с. Курапово Лебедянского у. Тамбовской губернии, 1913 г.
6
В конце сороковых в школе обучалось не менее двухсот учеников! Вот ещё одна печальная иллюстрация разгрома деревни!
7
Москва, «Press-Book.ru», соответственно в 2016г. и 2020 г.
8
Ядовитое вещество, применяемое для отбеливания тканей. Использовалось также при варке домашнего мыла в сороковых годах.
9
По некоторым данным, супруги Жихаревы уехали в Ивановскую область к сыну Василию и его ивановской жене, где их следы для нас затерялись.
10
Эти часы исправно служили до шестидесятых годов, а когда они остановились, мать привезла их в Москву и попросила меня отремонтировать. Ни одна часовая мастерская не взялась за их ремонт. Мне удалось в частном порядке найти одного умельца, но неожиданно пришлось уезжать в длительную командировку, а по возвращении из командировки следы этого умельца потерялись.
11
То есть, при входе в избу слева.