Полная версия
Вот я
Он допускал, что были такие моменты, помимо мастурбации, когда он чувствовал себя комфортно в своем теле, но не мог вспомнить их – может, это было до того, как он переломал пальцы? Саманта была не первым его аватаром в «Иной жизни», но первой, чья логарифмическая шкура села по нему. Ему не приходилось кому-то объяснять свой выбор – Максу хватало наивности или правильности не интересоваться, – но как он объяснял это себе? Он не жалел, что не был девочкой. Не жалел, что он не был латиноамериканкой. И опять же не не жалел, что он не девочка-латиноамериканка. При всей своей почти непрестанной досаде на то, какой он есть, Сэм никогда не обманывался и не считал, что проблема в нем. Проблемой был мир. Это мир ему не подходил. Но много ли радости принесло Сэму это предъявление счета к несовершенству мира?
> Я не спал до 03:00, шарился на «Гугл-стритвью» по своему району и увидал себя.
> А будет после этого какая-нибудь туса?
> Кто-нибудь знает, как редактировать PDF? Искать очень уж лениво.
> Заголовок моих звездных мемуаров: «То были худшие времена, худшие времена».
> Какой именно PDF?
> У нас через три года кончится кленовый сироп?
> А там все будет на иврите? Если так, может, кто не такой ленивый, как я, создаст скрипт, чтобы все прогнать через переводчик?
> Я тоже его читал.
> Почему он кажется мне таким невероятно грустным?
> У кого-нибудь есть некстековская флешка?
> Потому что ты любишь всякую бодягу.
> Заголовок моих звездных мемуаров: «Я все делал по-вашему».
> Я пропустил статью про сирийских беженцев. Я в курсе, что там ужасная жесть, и знаю, что теоретически я от этого расстроюсь, но не могу найти способ почувствовать что-нибудь. Но от сиропа я хочу спрятаться под кровать.
> Они работают несколько недель, и все.
> Так спрячься и плачь кленовыми слезами.
> Саманта, у меня для тебя есть такое, что ты полюбишь, если у тебя еще нет этого, хотя, наверное, есть. По-любому, скидываю.
> Чудеснейшая песенка играет в наушниках у девушки через проход от меня.
> Сегодня самое популярное среди запросов: какие-то детишки в России на самодельной тарзанке, аллигатор кусает электрического угря, корейский старичок-лавочник отмудохал грабителя, пять смеющихся близнецов, две черные девчонки мутузят друг дружку на школьном дворе…
> Какая песня?
> Хочется сделать что-то значительное, но что?
> Уже все, я вычислил.
> Черт, я не знал, что на бат-мицву положено дарить подарки.
> Перекачивается вечность.
Сэм думал, не написать ли Билли – спросить, не присоединится ли она к нему на концерте современных танцев (или шоу, или как там это называется) в субботу. Штука прикольная, судя по описанию Билли в дневнике, который Сэм стащил из ее брошенного рюкзака, пока она была в спортивном зале, спрятал за своим куда более толстым и куда менее интересным учебником химии и проштудировал. Сэм не любил писать с телефона, потому что приходилось смотреть на собственный большой палец – палец, которому досталось больше других или который хуже других зажил. Который люди старались не замечать. Спустя недели после того, как к другим пальцам вернулся нормальный цвет и более или менее нормальная форма, большой оставался черным и перекошенным в суставе. Врач сказал, что палец не восстанавливается, и предлагал ампутировать его, чтобы инфекция не распространилась на всю кисть. Он сказал это при Сэме. Отец спросил: «Вы уверены?» А мать настояла на втором мнении. Второе мнение было таким же, и отец вздохнул, а мать потребовала показать руку еще одному врачу. Третий врач сказал, что прямого риска заражения нет, что у детей сверхчеловеческая сопротивляемость и «почти всегда эти существа находят способ исцелиться». Отец не очень поверил этим словам, но мать поверила, и через две недели чернота стала отступать к кончику пальца. Сэму еще не было восьми. И он не запомнил ни одного из врачей, не запомнил, как его лечили. Он плохо помнил даже сам несчастный случай и, бывало, гадал, не родительские ли воспоминания вспоминает.
Сэм не запомнил, как во весь голос кричал: «Зачем меня?» – не от ужаса, не от гнева, не от смущения, но из-за обширности вопроса. Ходят легенды о матерях, руками подымавших автомобили, чтобы освободить зажатого машиной ребенка: это Сэм помнит, но не помнит сверхчеловеческого самообладания собственной матери, когда, встретив дикий взгляд Сэма, она пригасила его, объявив: «Я тебя люблю, я тут». Он не помнит, как металлическими скобами хирург собирал заново кончики его пальцев. Не помнит, как, очнувшись от пятичасового послеоперационного забытья, увидел, что отец заполнил его комнату всевозможными игрушками. Но помнит, во что они часто играли, пока он был совсем мал: «Где большой пальчик? Где большой пальчик? Вот я! Вот я!» После его травмы с Бенджи в это уже не играли ни разу, и ни разу никто не признал, что в это больше не играют. Родители старались щадить Сэма, не понимая, что стыд, скрывавшийся за этим молчанием, – как раз то, от чего его бы надо было избавить.
> Вот какое должно быть приложение: наводишь телефон на какой-то предмет, и он показывает видео, как эта штука выглядела несколько секунд назад. (Ясно, для такого нужно, чтобы практически каждый снимал и грузил практически все, что видит практически всегда, но ведь уже практически так и есть.) Тогда будешь видеть, что в мире происходит прямо сейчас.
> Чума. И можно поменять установки, чтобы выставить задержку побольше.
>?
> Можно увидеть мир вчерашний, или месяц назад, или в твой день рождения, или – ну это будет можно, когда подгрузят нужный объем видео, – люди смогут гулять по своему детству.
> Представь, как умирающий человек, который еще не родился, гуляет по своему дому детства.
> А если его снесли?
> И там тоже будут призраки.
> Призраки какие?
> «Умирающий, который еще не родился».
> А это вообще когда-нибудь начнется?
Стук в дверь перенес Сэма на другую сторону экрана.
– Проваливай.
– Ладно.
– Что? – спросил он, открывая Максу.
– Уже ухожу.
– Что это?
– Тарелка с едой.
– Нет, это не так.
– Тосты – это еда.
– За каким чертом мне могут понадобиться тосты?
– Чтобы заткнуть уши?
Сэм жестом пригласил Макса войти.
– Про меня говорят?
– Ага!
– Плохое?
– Ну, точно не поют «Наш друг хороший парень», не сомневайся.
– Папа расстроился?
– Я бы сказал, да.
Сэм вновь обратился к экрану, а Макс тем временем невозмутимо изучал комнату брата.
– Из-за меня? – спросил Сэм, не поворачиваясь.
– Что?
– Расстроился из-за меня?
– Я думал, ты этого и хотел.
– Ну, он не может быть таким сосунком.
– Да, зато мама может быть с железными яйцами.
Сэм рассмеялся:
– Абсолютно точно. – Он отключился и повернулся к Максу. – Они отдирают пластырь с такой скоростью, что новые волоски успевают вырасти и прилипнуть к нему.
– А?
– Я бы хотел, чтобы они уже развелись.
– Развелись? – переспросил Макс, и его организм срочно перенаправил кровоток в ту часть мозга, что маскирует панику.
– Конечно.
– Правда?
– Ты что такой темный?
– Типа, глупый?
– Ничего не знаешь.
– Не знаю.
– Ну, – начал Сэм, обводя пальцем край планшета – границу прямоугольной бреши в физическом мире, – ты бы кого выбрал?
– Для чего?
– Выбирать. С кем остаться.
Максу это не понравилось.
– Разве дети не делят, типа, время, или как-то так?
– Да, сначала так, но потом, понимаешь, обязательно придется выбирать.
Максу это сильно не понравилось.
– По-моему, с отцом веселее, – сказал он. – И гораздо меньше будут дергать. И наверное, больше всяких классных штук, и дольше у компа сидеть…
– Успеешь поразвлечься, пока не помрешь, от цинги или от меланомы, загорать-то будешь без защитного крема, или пока тебя не посадят в тюрягу за опоздания в школу каждый день.
– За это сажают?
– Посадят, если не свалишь сейчас отсюда.
– И я бы скучал по маме.
– А что мама?
– Она – это она.
Сэму его ответ не понравился.
– Но если бы остался с мамой, я бы скучал по папе, – продолжил Макс, – так что, наверное, я не знаю. А ты бы кого выбрал?
– Для тебя?
– Для себя. А я хочу там, где ты будешь.
Сэму это сильно не понравилось.
Макс запрокинул голову и смотрел на потолок, чтобы слезы закатились обратно в глаза. Почти как робот, но именно неспособность принимать неотъемлемое человеческое чувство и делала его человеком. Ну, или сыном своего отца.
Макс сунул руки в карманы – фантик от тянучки, огрызок карандаша с игры в мини-гольф, чек, на котором испарился текст, – и сказал:
– Вот я раз был в зоопарке…
– Ты был в зоопарке тыщу раз.
– Это анекдот.
– А.
– Ну вот, я раз пошел в зоопарк, поскольку слышал, что это, типа, лучший зоопарк в мире. Ну и, понимаешь, захотел увидеть сам.
– Наверное, было на что посмотреть.
– Ну, странность в том, что во всем зоопарке было только одно животное.
– Кроме шуток?
– Да. И это была собака.
– Аргус?
– Ты мне сбил весь рассказ.
– Повтори последнюю строчку.
– Я начну с самого начала.
– Давай.
– Однажды я пошел в зоопарк, поскольку слышал, что это лучший зоопарк в мире. Но дело в том, что там было только одно животное, на весь зоопарк. И это была собака.
– Надо же!
– Да, и оказалось, что это шитцу. Сечешь?
– И впрямь смешно, – сказал Сэм, не умея рассмеяться, несмотря на то, что искренне счел анекдот смешным.
– Ты понял, да? Шит зу?[5]
– Да.
– Ши. Тцу.
– Спасибо, Макс.
– Я тебе уже надоедаю?
– Совсем нет.
– Да, да.
– Вообще наоборот.
– А какой наоборот у надоедания?
Сэм запрокинул голову и, метнув взгляд в потолок, сказал:
– Спасибо, что не спрашиваешь, я ли это написал.
– А, – сказал Макс, комкая стершийся чек между большим и указательным пальцем, – это потому что мне наплевать.
– Я знаю. Ты единственный, кому наплевать.
– А оказалось, тут шитцу-семья, – заключил Макс, гадая, куда он направится, выйдя за дверь.
– Вот это не смешно.
– Может, ты просто не понял.
Истинный
– Па-ап? – позвал Бенджи, вновь вбегая на кухню с бабушкой на буксире.
Он всегда произносил «пап» с вопросительным знаком, как будто спрашивая, где отец.
– Да, дружище?
– Вчера, когда ты приготовил обед, у меня брокколи касались цыпленка.
– И ты вдруг об этом вспомнил?
– Нет. Весь день думаю.
– Все равно в животе все смешивается, – сказал Макс с порога.
– Откуда ты? – спросил Джейкоб.
– Из маминой вагины, – сказал Бенджи.
– И ты все равно умрешь, – продолжил Макс, – так не все ли равно, что там касалось цыпленка, который все равно мертв.
Бенджи обернулся к Джейкобу:
– Это правда, пап?
– Что именно?
– Я умру?
– Макс, зачем? Для чего это было нужно?
– Я умру!
– Через много-много-много лет.
– А это что-то сильно меняет? – спросил Макс.
– Могло быть и хуже, – заметил Ирв. – Ты мог бы быть Аргусом.
– А почему Аргусом быть хуже?
– Ну, знаешь, одной лапой уже в печи.
Бенджи испустил жалобный вой, и тут, будто принесенная невесть откуда световым лучом, Джулия распахнула дверь и вбежала в комнату:
– Что случилось?
– А ты почему дома? – спросил Джейкоб, которого в этот момент все достало.
– Папа говорит, я умру.
– Вообще-то, – сказал Джейкоб с натужным смешком, – я говорил, что ты проживешь очень-очень-очень долгую жизнь.
Джулия взяла Бенджи на руки со словами:
– Конечно, ты не умрешь.
– Тогда приготовьте два замороженных бурито, – попросил Ирв.
– Привет, дорогая, – сказала Дебора, – а я уже тут начала ощущать эстрогеновое голодание.
– Мама, откуда у меня вава?
– У тебя нет никакой вавы, – вмешался Джейкоб.
– На коленке, – сказал Бенджи, указывая на совершенно здоровое колено, – вот тут.
– Наверное, ты упал, – предположила Джулия.
– Почему?
– Там нет абсолютно никакой вавы.
– Потому что падать – это часть жизни, – сказала Джулия.
– Это истинная жизнь, – сказал Макс.
– Красиво сказал, Макс.
– Истинная? – спросил Бенджи.
– Настоящая, – пояснила Дебора.
– Почему падать – это настоящая жизнь?
– Это не так, – сказал Джейкоб.
– Земля все время падает к Солнцу, – сказал Макс.
– Почему? – спросил Бенджи.
– Из-за притяжения, – ответил Макс.
– Нет, – настаивал Бенджи, обращаясь к Джейкобу, – почему падать не истинная жизнь?
– Почему не истинная?
– Да.
– Не уверен, что понял твой вопрос.
– Почему?
– Почему я не уверен, что понял твой вопрос?
– Да, это.
– Потому что разговор стал непонятным и потому что я всего лишь человек, у меня крайне ограниченный ум.
– Джейкоб.
– Я умираю!
– Ты перегибаешь палку.
– Нисколько!
– Ни в коем случае!
– Я нет.
– Нет, Бенджи.
Дебора:
– Поцелуй там, Джейкоб.
Джейкоб поцеловал несуществующую ваву.
– Я могу поднять наш холодильник, – заявил Бенджи, не вполне понимая, готов ли он прекратить плакать.
– Это замечательно, – сказала Дебора.
– Ни фига не можешь, – возразил Макс.
– Макс говорит: «Ни фига не можешь».
– Отстань от ребенка, – попросил Джейкоб театральным шепотом: – Если говорит, что может поднять холодильник, значит, может поднять.
– Я могу его далеко унести.
– Я разберусь, – сказала Джулия.
– Я могу мысленно управлять микроволновкой, – сказал Макс.
– Только не ты, – ответил ей Джейкоб, слишком небрежно, чтобы можно было поверить. – У нас все отлично. Мы шикарно проводим время. Ты просто пришла в неудачный момент. Нерепрезентативный. Но у нас все классно, и сегодня у тебя выходной.
– Выходной от чего? – спросил Бенджи маму.
– Что? – не поняла Джулия.
– От чего тебе нужен выходной?
– Кто сказал, что мне нужен выходной?
– Папа только что сказал.
– Я сказал, что мы даем тебе выходной.
– От чего? – спросил Бенджи.
– Вот именно, – добавил Ирв.
– От нас, ясно же, – сказал Макс.
Сплошная сублимация: домашняя близость обернулась чувственным отдалением, чувственное отдаление обернулось стыдом, стыд обернулся отчуждением, отчуждение обернулось страхом, страх обернулся возмущением, возмущение обернулось самозащитой. Джулия порой думала, что, если бы им удалось проследить цепочку до самого истока их отстраненности, они могли бы и в самом деле вернуть былую открытость. Травма Сэма? Ни разу не заданный вопрос – как это могло случиться? Ей всегда казалось, что этим умолчанием они оберегают друг друга, но быть может, они старались ранить, перенести рану с Сэма на себя самих? Или все началось еще раньше? Не предшествовало ли взаимное отчуждение их знакомству? Принятие этого изменило бы все.
Возмущение, выросшее из страха, выросшего из отчуждения, выросшего из страха, выросшего из отдаления, выросшего из близости, было слишком большой тяжестью, чтобы нести весь день, каждый день. Так куда же переложить это с себя? На детей, конечно. Виновны были и Джейкоб, и Джулия, но Джейкоб в большей степени виновен. Он становился с ними все суше, понимая, что они стерпят. Он понукал, потому что они не отвечали. Он боялся Джулии, но не боялся их, так что они получали предназначенное ей.
– Хватит! – приказал он Максу, возвышая голос до рычания. – Хватит!
– Себя затыкай, – огрызнулся Макс.
Джейкоб с Джулией переглянулись, отмечая этот первый случай открытого бунта.
– Чего-чего?
– Я молчу.
Джейкоб пустился во все тяжкие:
– Макс, я ничего с тобой не обсуждаю. Я устал от обсуждений. Мы слишком многое обсуждаем в нашей семье.
– Кто обсуждает? – спросил Макс.
Дебора подошла к сыну:
– Переведи дух, Джейкоб.
– Я только и делаю, что перевожу.
– Поднимемся наверх на минуточку, – сказала Джулия.
– Нет. Это наше с ними дело, а не твое со мной. – И потом, вновь оборачиваясь к Максу: – Иногда в жизни, в семье нужно просто делать то, что нужно, без нескончаемых разбирательств и переговоров. Действуешь по программе.
– Да, действуешь по погрому, – сказал Ирв, изображая Джейкоба.
– Пап, перестань, ладно?
– Я могу поднять всю кухню, – сказал Бенджи, трогая отца за локоть.
– Кухни вообще не поднимают, – сказал Джейкоб.
– Нет, поднимают.
– Нет, Бенджи. Кухню нельзя поднять.
– Ты такой сильный, – сказала Джулия, охватывая пальцами запястья Бенджи.
– Испепелен, – сказал Бенджи и добавил шепотом: – Я могу поднять нашу кухню.
Макс посмотрел на мать. Она прикрыла глаза, не имея желания или возможности защитить его, как защитила младшего брата.
Удачно разразившаяся на улице собачья свара всех притянула к окну. Драки не было, но две собаки облаивали надменную белку на суку. И все же удача. К моменту, когда семейство заняло прежние места на кухне, минувшие десять минут уже будто отдалились словно бы на десяток лет.
Джулия, извинившись, отправилась в душ. Она обычно не принимала душ в середине дня, и ее удивила сила той руки, что направила ее в ванную. Она услышала звуки, доносившиеся из комнаты Сэма, – тот явно нарушал ограничение своей ссылки, – но не задержала шагов.
Она захлопнула и заперла дверь, бросила сумку, разделась, изучила себя в зеркале. Подняв руку вверх, она рассмотрела вену, идущую по нижней стороне правой груди. Груди у Джулии опали, проступил живот. Такое происходит мелкими, незаметными шажками. Кустики лобковых волос, поднимающиеся к животу, потемнели – казалось, что потемнела и сама кожа. Все это было не новостью, а процессом. Неприятные обновления в своем теле Джулия начала отмечать и чувствовать, по крайней мере, с рождения Сэма: раздувающиеся, а потом усыхающие груди, раздавшиеся и шершавые бедра, ослабление всего, что было упругим. Джейкоб говорил и во вторую пенсильванскую ночевку, и еще не раз, что любит ее тело, каким бы оно ни стало. Но даже веря ему, Джулия в иные вечера чувствовала побуждение извиниться.
И вдруг она вспомнила. Конечно, вспомнила: для того эта вещь и оказалась при ней, чтобы она вспомнила именно в этот момент. Тогда она этого не понимала. Не понимала, зачем она, ни разу в жизни ничего не укравшая, крадет. Именно затем.
Поставив ногу на край раковины, она поднесла дверную ручку ко рту, согревая и увлажняя своим дыханием. Раздвинув срамные губы, она сунула в них ручку и, нажав сначала осторожно, потом смелее, принялась вращать. Джулия почувствовала, как по телу прошла первая волна какого-то добра и ее колени ослабли. Она присела на корточки и, оттянув вниз горло свитера, обнажила одну грудь. Еще раз смочила металлическую шишку языком и вновь вставила ее между губ, потерла небольшими круговыми движениями о клитор, затем слегка постукала, и ей нравилось, как теплый металл стал льнуть к ее плоти, каждый раз слегка оттягивая ее.
Джулия оказалась на четвереньках. Нет. Она на ногах. Где она вообще? На улице. Да. Привалилась к машине. На стоянке. В поле. Нет, согнулась, лежит животом на заднем сиденье машины, ступни на земле. Брюки и трусы спущены, чтобы оголить зад. Она вжимается лицом в сиденье, отставляя зад. Расставляет ноги, насколько позволяют брюки. Ей хочется, чтобы их трудно было расставить, чтобы что-то не пускало. В любой момент их могут застать. Тебе стоит поторопиться, говорит она ему. Ему? Отдери меня. Это Джейкоб. Заставь кончить. Отымей меня как хочешь, Джейкоб, и иди себе. А меня брось тут, чтобы по бедрам стекала твоя сперма. Отдери и уходи. Нет. Все не так. Вот она снова в том самом салоне фурнитуры. Мужчин нет. Только дверные шишки. Вжимая ручку в клитор, она полизала три пальца и сунула внутрь, чтобы почувствовать сокращения мышц, когда будет кончать.
Внезапный толчок, как резкая судорога, что так часто вырывает из полузабытья. Но это не было падение – не Джулия упала с кровати, а что-то упало на нее сверху. Что за чертовщина? Не вызвал ли слишком обильный прилив крови к тазу какой-то неврологический синдром? Мастурбация – это, в сущности, напряжение сознания, но внезапно Джулия оказалась беззащитной перед собственным сознанием.
Сквозь крышку своего соснового гроба она видит Сэма, такого красавца, в костюме, стоящего над ней с лопатой в руке. Этого она не хотела. Это не доставляет ей удовольствия. Какой красивый мальчик. Какой красивый мужчина. Все нормально, любимый. Все нормально, все хорошо. Она застонала, он завыл, оба животные. Он зачерпнул лопатой землю и опрокинул на Джулию. Так вот как оно бывает. Теперь я знаю, и ничего не поменяется.
И тогда Сэм ушел.
И Джейкоб, и Макс с Бенджи ушли.
Все ее мужчины ушли.
И снова земля, теперь с лопат чужаков, по четыре лопаты враз.
Потом и они ушли.
И она осталась одна, в самом тесном за всю жизнь доме.
Обратно в мир, к жизни, ее вернуло жужжание – звук стряхнул с нее оцепенение невольной фантазии, и ее обожгла полная абсурдность того, чем она занята. Кем она себя возомнила? Внизу сидят родители мужа, через коридор – ее сын, ее пенсионный счет больше, чем сберегательный. Она не устыдилась, а просто почувствовала себя дурой.
Она не могла определить источник шума.
Телефон, но такого гудка она еще ни разу не слышала.
Может, Джейкоб купил Сэму смартфон на замену подержанной раскладушке, на которой тот весь последний год строчил сообщения со скоростью Джозефа Митчелла? Они обсуждали вариант сделать ему такой подарок на бар-мицву, но до нее еще оставались недели, и тогда Сэм еще не угодил в историю, да и все равно они эту идею отвергли. И так уже слишком много штук, затягивающих всех в глубины трескучего где-то-там. Эксперимент с «Иной жизнью» практически похитил личность Сэма.
Она слышит гудок.
Джулия поискала в плетеной корзине со всякими туалетными штучками, в медицинском шкафчике: малые и большие пузырьки адвилла, жидкость для снятия лака, органические тампоны, детское масло, перекись водорода, медицинский спирт, бенадрил, неоспорин, полиспорин, детский ибупрофен, судафед, пьюрелл, имодиум, колэйс, амоксициллин, аспирин, мазь ацетонид триамцинолона, лидокаиновый крем, ранозаживляющий спрей, ушные капли, физраствор, мазь бакторбан, зубная нить, лосьон с витамином Е… все, что только может потребоваться. И когда мы успеваем обзавестись столькими потребностями? Столько лет ей ничего не было нужно.
Она слышит гудок.
Где же это? Она смогла бы убедить себя, что гудок доносится от соседей за стеной, или даже что он ей почудился, но жужжание послышалось вновь, и на этот раз она поняла: источник звука в углу, возле пола.
Джулия опустилась на четвереньки. В корзине с журналами? За унитазом? Она просунула руку за стульчак, и едва ее пальцы коснулись телефона, как он зажужжал снова, будто тоже прикоснувшись к ней. Чей это? Еще один гудок: пропущенный вызов от ДЖУЛИЯ.
Джулия?
Но Джулия это она.
Что с тобой стряслось?
И-э-т-о-н-е-п-р-о-й-9-ё-т
Сэм знал, что все рухнет, только не знал, как именно и когда это случится. Родители разведутся и в конце концов возненавидят друг друга, сея беды, как тот японский реактор. Это было ясно, хотя и не им. Сэм старался не следить за их жизнью, но трудно было не замечать, как часто отец засыпает перед телевизором, где уже закончились новости, как мать только и делает, что подрезает деревья на своих архитектурных моделях; как отец каждый вечер выставляет на стол десерты, как мать всякий раз, когда ее лижет Аргус, говорит, что ей «мало места», как она увлеклась статьями о путешествиях, а у отца вся история поиска состоит из сайтов о недвижимости, как мать неизменно берет Бенджи на руки, едва в комнате появляется отец; с какой яростью отец стал ненавидеть зажравшихся спортсменов, которые «даже не стараются»; как мать пожертвовала три тысячи Национальному общественному радио, а отец в отместку купил «веспу»; трудно было не замечать отмену аперитивов в ресторане, отмену третьей сказки перед сном для Бенджи, отмену взглядов в глаза.
Сэм видел то, что родители не могли или не позволяли себе видеть, и это только сильнее бесило его, потому что быть не таким глупым, как твои родители, отвратительно, это как сделать большой глоток молока, ожидая, что в бутылке апельсиновый сок. Оказавшись не таким глупым, как родители, Сэм знал, что однажды ему скажут: выбирать не придется, а на самом деле нужно будет выбирать. Он знал, что скоро не захочет или не сможет притворяться в школе и его оценки покатятся по наклонной плоскости в соответствии с каким-то законом, который он, как считалось, знал; что выражения родительской любви будут тем ярче, чем больше их будет печалить его печаль, и что за разлуку он получит компенсацию. Виня себя за то, что так много на него взвалили, родители позволят ему соскочить с крючка спортивной секции, и он сможет выторговать побольше времени за компьютером, и обеды пойдут все менее экологичные и здоровые, и довольно скоро Сэм двинется прямым курсом на айсберг, а его родители тем временем будут друг с другом соревноваться в игре на скрипках.