bannerbanner
Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям
Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям

Полная версия

Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

4.      Уважение. Частично об этом было сказано выше. Вспомните себя в эти годы. Вспомните свои мысли. Что, если бы к вашему поиску отнеслись с уважением? Вам стало бы легче тогда доверять своим взрослым? Покажите, что интересуетесь сущностными сторонами жизни ребенка, его эмоциями. В этом может помочь, например, такой вопрос, как «Что хорошего случилось с тобой за день?». Очень часто дети закрываются, видя, что те или иные важные для них стороны жизни родителями обесцениваются. Постарайтесь понять увлечения ребенка, найти общее в ваших с ним интересах. Возможно, таким образом удастся подобрать поле для увлекательного совместного досуга, который сможет существенно укрепить ваши взаимоотношения. Если же вы видите, что ребенок не в духе или что-либо у него не получается – не спешите с советами и оценками. Это тоже может восприняться как давление и заставить его закрыться. Лучше спросить: «Нужна ли тебе помощь?», поинтересоваться, как именно вы могли бы ему помочь, если это в данном случае требуется. Такая постановка вопроса оставляет пространство для самостоятельных действий, а также открытую дверь для обращения к вам, если на то будет воля самого ребенка. Это создает чувство надежности. Вы также можете сказать: «Если тебе нужна будет какая-либо моя помощь или поддержка в чем-то – ты всегда можешь ко мне обратиться, и я буду рада/а помочь». Разумеется, если какие-то просьбы ребенка будут доставлять уже вам дискомфорт, это также можно будет обсудить, установив разумные границы ваших отношений, речь не идет об исполнении любых прихотей и потворствовании. Семья – та площадка, на которой ребенок учится взаимодействию. Важно сохранять баланс во взаимоотношениях на принципе взаимного уважения личности, пространства, времени, ресурсов другого.

5.      Ответственность. Как бы мы ни были загружены, все же мы несем ответственность, в т.ч. юридическую, за своих детей – этого не упомянуть нельзя. Важно осознать пользу хорошего с ними контакта. И, конечно, это большая работа, осуществлять родительские обязанности. Но гораздо легче и эффективнее делать это, когда вы со своим ребенком в одной команде. Не занимайте позицию «моя хата с краю», «не знаю уже, что с ним делать, сделайте вы что-нибудь». Да, быть родителем не всегда просто. Но это очень творческая и при соответствующем настрое весьма интересная «профессия». Благодарный ли это труд? Зависит от того, что мы сеем. Безусловно, необходимо верить, что в нашей родительской роли есть смысл и все не напрасно. Можно даже выразиться, что «не взрослые рожают детей, а дети рождают взрослых». Родительство – мощнейшая практика на пути личностного созревания и духовного роста. С полной ответственностью занимаясь воспитанием своих детей, налаживанием с ними душевного контакта, доверительных отношений, базой которых является безусловная любовь, мы обретаем смыслы и расширяем свое присутствие в этой жизни. Добрый вклад, который делает каждый родитель в своего ребенка, рождает здоровое общество, а, следовательно, является основой всеобщего гармоничного бытия.


Список используемой литературы:

1.      Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание = Self-concept development and education: пер. с англ. / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

2.      Гиппенрейтер Ю.Б. Чувства и конфликты / Ю.Б. Гиппенрейтер. Лучшее из «Общаться с ребенком. Как?». – М.: АСТ, 2022. – 159 с.

3.      Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

4.      Корчак Януш (Гольдшмидт Э.Х.). Как любить ребенка / Я. Корчак; пер. с пол. Е. Зениной, Э. Тареевой; худож. Л. Орлова; вступит. ст. М. Кузьмина. – М.: Книга, 1980. – 481 с.

5.      Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 336 с.

6.      Петрановская Л.В. Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения: пособие для приемных родителей / Л. Петрановская. – М.: Студио-Диалог, 2010. – 96 с.

7.      Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно/ Л. Петрановская. – М.: АСТ, 2014. – 142 с.

8.      Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2021. – 336 с.

9.      Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. – М.: Изд-во МПСУ, 2011. – 10 с.

10.      Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Трикста: Академический проект, 2005. – 334 с.

Жизненные позиции и окейность по Э. Берну через призму стилей воспитания родителя

Шеремет Мария Владимировна

Практик МПАП




«Люди по своей природе склонны и способны

жить в гармонии с собой, другими и природой.

Если человека оставить в покое

(при условии необходимой заботы о его нуждах),

он будет следовать своему естественному

стремлению быть здоровым и счастливым,

ладить с другими людьми и

уважать другие формы жизни»


Клод Штейнер


Многолетние исследования ученых в области психологии доказали, что тип детско-родительских отношений в семье – это один из важнейших факторов, который формирует характер ребенка и особенности его поведения. Поэтому нарушение системы семейного воспитания и дисгармония в детско-родительских отношениях часто становится причиной психологических проблем у ребенка и даже может провоцировать возникновение детских неврозов.

В данной статье я рассматриваю связь типов семейного воспитания и детско-родительских отношений и «окейности» ребенка, по сути его самооценки.

Понятие окейности в транзактном анализе ввел Берн в 1962 году. Окейность – это жизненная позиция человека, в которой отражена система эмоционально подкрепляемых базисных убеждений и представлений о самом себе, других людях, окружающем мире.

В личном разговоре с Уайтом Тед Нови определил окейность следующим образом: «Я приемлемое человеческое существо, которое имеет право жить и удовлетворять свои нужды, и ты – приемлемое человеческое существо, которое имеет право жить и удовлетворять свои нужды». Стюарт и Джойнс описывают окейность следующим образом: «И я, и ты как люди имеем значение, ценность и достоинство. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя – таким, какой ты есть. Это формулировка скорее сущности, чем поведения».

Ричард Эрскин описал окейность как: «Убеждение и сопутствующее ему ощущение успокоенности: что бы со мной ни случилось, какой бы плохой ни была ситуация, я буду учиться и расти благодаря полученному опыту.»


Таким образом, окейность можно понимать как выражение того, как я ценю и воспринимаю себя, тебя и других. В разрезе детско-родительских отношений это означает, как ребенок воспринимает себя – других, свое – других место в отношениях, свою-другого ценность. Понятие окейности в транзактном анализе похоже на определение «Образа-Я», данное Блохиной Т.С., – совокупность образов чувств и представлений о своих действиях в отношении себя и окружающих. Образ Я имеет взаимосвязь с телесными переживаниями и социально-психологическим развитием человека. Так же и в транзактном анализе «окейность» формируется в социальном взаимодействии с окружением, прежде всего семьей, в раннем детском возрасте.

В классической статье «Классификация позиций», опубликованной в Бюллетене транзактного анализа в 1962 году, Эрик Берн представил четыре жизненные позиции и обрисовал психологические процессы, которые присущи каждой из них:

Я – ОК, Ты – ОК

Я – не ОК, Ты – ОК

Я – ОК, Ты – не ОК

Я – не ОК, Ты – не ОК


Таблица 1

О'Кей в отношении нас самих и также О'Кей или не О'Кей в отношении другого человека




Никакие отношения не существует изолированно. Все наши взаимодействия с людьми происходят во множестве контекстов: семья, друзья, сообщества, команды, организации, общество в целом и, по восходящей, весь мир. Ребенок имеет дело со сложной сетью отношений дома, в школе, в кружках, в районе проживания и в рамках виртуальной информации (интернет). Он может воспринимать себя как «О'Кей», например, в семье, где у него со всеми хорошие отношения. Он может чувствовать агрессивное отношение со стороны окружающих в учебном заведении, что заставляет его перемещаться в позицию «Я – не О'Кей», по крайней мере, на тот период, пока он находится там. Он может видеть, что в социальных сетях молодых людей представляют в черном свете, однобоко, и станет идентифицировать себя с такими же, – примет позицию «Я – не О'Кей», потому что «мы – не О'Кей». И т.д.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5

Другие книги автора