bannerbanner
Философская лирика. Собака из лужи лакает небо
Философская лирика. Собака из лужи лакает небо

Полная версия

Философская лирика. Собака из лужи лакает небо

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

На неизбежности кострах

Сгорают люди, как поленья.

Сжигает смерть, как Герострат,

Невосполнимые мгновенья…

Но мы их пестуем с любовью,

Пустоты заполняя болью.


К покинувшему буйство трав

И в небо взмывшему, как птица,

Мы все, земную боль прервав,

Однажды присоединимся,

Чтоб над прошедшим с лёгкой грустью

Из поднебесья улыбнуться…


Наш след, как отпечаток бед,

На вечность ляжет безупречно.

Сквозь жизни наши на просвет

Проступит профиль человечий,

Что вырезают обелиском

Скорбь за чужих и боль за близких.


Царску службу волочить парню неохота

Царску службу волочить

Парню неохота,

Стал от армии косить

Он под идиота.


Не по росту парню сшит

Сюртучок казённый.

И в казармы не спешит

Дурень просветлённый.


Знать блаженному милей

Грубые вериги…

Чёрту – ладан, водки злей,

Крест – попу-расстриге.


Подношенье – не приход,

Морда не лоснится.

Не указ законов свод —

Тките власяницу.


Не украсят дурачьё

Аксельбантов плети.

А в потугах на почёт

Взрослые как дети.


Эполеты хороши

Детям на игрушки.

Не заржавят палаши,

Пушки-побрякушки…


Слышишь, как в лихие дни

Что-то там пуляет?

То в солдатики свои

Дяденьки играют.


Чем игрушкой быть при них —

Лучше полководцем.

Да и выбор невелик —

Служба иль юродство.


С дураками не вяжись,

Что тебе их цацки?

Если сможешь, откажись,

От забавы царской.

1985


Лучше всех или как "Ще не вмерла" не запеть

Народиться может угораздить нас

Где угодно – белым, цвета беж,

Жёлтым, чёрным, в Африке и в Аззии,

В Кампучии или в Бангладеш.


Нас о том не известят заранее,

Чтоб соломку подстелить могли.

Даже захудалая окраина

Для кого-то будет пуп Земли.


Говорят – в семье не без урода. Есть

И такое. Что тому виной?

Речь веду не о семье народов здесь,

Нам семьи достаточно одной.


Той, что "Ще не вмерла" до рождения,

Что случится через много лет -

Как о ней в припадке вдохновения

Стих сложил подвыпивший студент. *


Не от вшитых генов незалежности

Иль иных достоинств правосек,

Чтоб сбежать от собственной ущербности,

Возомнит про то, что лучше всех.


С головой дружить не обязательно,

Чтобы высшей расою предстать.

Лишь свидомый (с польского – сознательный)

Может про правителя сказать:


"Недомерок, ростом метр с кепкою

И на образину – смертный грех -

Подрывает нашу веру крепкую

В то, что мы с Европой лучше всех!


Ходит от рождения пришибленный

Недоумок, нравственный урод.

Вроде как одна овца паршивая

Портит нам всё стадо – целый род.


Дан козёл нам свыше в управление

Без царя в свидомой голове.

Лучше всех он волей провидения,

Хоть совсем не нашенских кровей.


Не ходить ему в козлах заслуженных,

Лишь к обеду ложка дорога,

А когда всем будет не до ужина,

Быстро отобьют ему рога.


Он сбежит, сопьётся иль преставится.

Мы же те, кто в хате на краю,

В том что от неё потом останется,

Будем слать проклятья холую…"


 Где родиться, кабы знать заранее,

Чтоб не повторить судьбину впредь,

Про свою любимую окраину

"Ще не вмерла" снова не запеть?


Впрочем, есть на то иное мнение,

С чем не согласится правосек -

Бед причина вовсе не в рождении,

А в козлах породы лучше всех!

*Стихотворение "Ще не вмерла Україна" сочинено в 1862 г. Павлом Чубинским, местечковым львовским автором с польскими корнями. Написал он этот текст экспромтом "на коленке" в ходе студенческой пирушки (Павлу было тогда 23 года).


Хорош совет Козьмы, но только не для нас

"Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану" (Козьма Прутков). "От дурака куда меньше вреда, если дать ему высказаться" (народная мудрость)


Заткнуть фонтан – совет Козьмы Пруткова,

Насколько он подходит нам и вам?

Молчанье золото? – Оно оковы,

Когда вокруг бардак, позор, бедлам!


Как можно на язык навесить гири,

Когда на семь и даже восемь бед,

На всё, что происходит в нашем мире,

Имеется единственный ответ?


Меч правосудия извлечь из ножен

И с кличем вековым "мать-перемать"

Всё порубить с плеча, чтоб "сколько можно?"

Вопросов нам потом не задавать!


Готовы мы по принципу "знай наших"

В прах разнести отеческий дурдом

И новую заваренную кашу

Расхлёбывать потом, но с полным ртом


Чего? – Не суть. Даёшь свободу слова!

Чем проще, тем верней народный глас!

И потому совет Козьмы Прудкова

Сегодня, извините, не для нас.


Про слова на букву Же

Кто с языком хоть краешком знаком

Не станет спорить здесь, дойдя до смысла -

Суть выражает слово целиком,

Где первой букве быть за машиниста.


Она поможет отыскать ответ

Вопросу вечному "камо грядеши",

Сомнения в ином сведя на нет,

В чём даже и святые не безгрешны.


Когда в начале слова наш маршрут,

Указан, то понять совсем не сложно,

К концу какому буквы Же ведут

Иль через что к нему наш путь проложен.


Возьмём к примеру нашу букву Же.

Желать и Жадность, Жалость или Жажда -

Всё из того, что пройдено уже,

И что ещё пройти нам не однажды


Случится, примем мы с "мерси боку"

Желаемое в розницу и оптом…

Но лыком среди слов на Же в строку

Зачем-то затесалось слово жопа.

* "мерси боку" – большое спасибо (фр.)


Свинство и любовь к деньгам

Быть лучше прочих я не дам зарок,

Последним не смогу я поделиться.

Но если бедность – это не порок,

То жадность, говорят, большое свинство.

Не будь свиньёй и Бога не гневи…

Поговорим мы лучше о любви.


Особый род любви – любовь к деньгам.

То чувство безответно лишь к ленивым.

И тот, кто роет рылом тут и там,

Найдёт свой клад под дубом, под оливой.

Засохнет если дерево в тот год,

Свинья от сожаленья не умрёт.


 * * *

Неплохо было б на купюрах обиходных,

Что люди в банки с трепетом несут,

Изобразить бы жёлудь знаком водным,

Отображающим свинячью суть.

Пятак на морде у свиньи, скажу я вам,

Из-за её пристрастия к деньгам!


Люцифер плевела сеет в мозг

Убеждения сеял в людей,

Идеолог и сеятель,Девил,

И оно от лукавых идей

Прорастало обилием плевел…


От посева того сорняки

Вырастали вне истин и логик.

Шили зэки тюремный прикид

С погонялами идеологий.


И каким бы ни был экслибрис,

В лагерях за тюремные пайки

Монархист, анархист и троцкист

Одинаково шили фуфайки.


Так идеи, что создал Господь

И нанёс на святые скрижали,

Обретали незримую плоть

И в материю преображались.


Их дубили красильщики в цвет

Беж, коричневый, красный, зелёный,

И пускался раскроенный бренд

На партийные стяги, знамёна.


Золотистый библейский виссон,

Шёлк атласный, аляпистый бархат

Подгоняли под нужный фасон

Консерваторы и демократы.


И катил их состав под откос

Одержимый вагоновожатый…

Люцифер плевела сеет в мозг,

С головами чтоб снять свою жатву.


Жизнь – театр абсурда

В театр абсурда психиатр приехал,

И режиссёру стало не до смеха,

Когда его всей труппою вязали,

Актёры весело смеялись и визжали.

В защиту шут лишь вышел на помост,

Но слов его не приняли всерьёз.


Когда Главрежа увезли в психушку,

На радостях устроили пирушку.

Лишь трезвый шут кричал в одном исподнем,

Что психиатр и сам из преисподней.

А значит, и шуту туда дорога…

Так люди потеряли веру в бога.


Под лозунгами творчества, свободы

И самовосхвалению в угоду

Себя поставив вровень со стихией,

Провозгласив намеренья благие

Себе дорогу проложили в ад,

Где правит бал рогатый психиатр.


Жизнь с нуля

Однажды на страстной неделе

В один из очень постных дней

Проснуться в собственной постели,

А может, вовсе не в своей,


Продрать глаза и, в изумленье

Уставившись на потолок,

Подумать – нынче ж воскресенье,

Как я забыть об этом мог?


Себе ведь обещанье дал я

Всё в жизни изменить – начать

Жать капитально на педали,

А не мотаться по ночам


Незнамо где и с кем… Ведь статус

Достичь сумеет человек

Лишь тот, кто сменит буйный градус

На тишину библиотек.


С нуля начну жить в понедельник,

Чем страшно удивлю родню.

Привычку дело на безделье

Менять я выжгу на корню.


Воздушных замков строить планы

И рисовать их на песке

Сейчас начну… вот только встану…

Но почему в одном носке


Вступаю в новую неделю?..

Так – год за годом много лет,

Ведь между первым и последним

Днём разницы особой нет.


Приглашение на шоу Страшный суд

Когда ведут по жизни нас любовь и знания,

И вера нам – не молоко прокисшее,

Какое ждать нас может наказание,

Когда оно, конечно, от Всевышнего?

Нам даже приглашенье принесут

На шоу представленье – Страшный суд.


Все индульгенции купившие заранее

Поборники добра и добродетели,

Участники высокого собрания

Мы будем вызываться как свидетели,

Рвачей и лицемеров обличать,

На жизни соучастников стучать.


Весьма возможно, человек я безответственный,

Но если и грешу, то ненамеренно,

По совести живущих всех приветствую,

Хоть совесть есть понятье эфемерное…

А потому на шоу Страшный суд

Билетов мне, увы, не принесут.


В пику Соломону

"Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь".. (Соломон)


В мир благоденствия, возможно,

Для всех людей открыта виза.

Но если мы туда не вхожи,

Откуда взяться оптимизму?


Надежды юношей питают

И вдохновляют на свершенья,

Чтоб тайной негой истекая,

Бежать от плотских искушений.


С молочной зрелостью покончив,

Любой из нас остепенился,

Был молотилкой обмолочен

И будто заново родился,


Всем доказал, что не убогий,

Не слушал «Марью Алексевну»

И на обочине дороги

Не рос как во поле обсевок…


На ярмарке пустых амбиций,

Где всех роднит налёт сусальный,

Взирая на чужие лица,

Мы удивляться перестали.


Не удивляют нас мерзавцы,

Ни жадность, ни тупые рыла,

Ни даже мысль – откуда взяться

Тому, что нас бы удивило.


Во многой мудрости печали,

Как Соломон сказал, в избытке,

Но мы её не замечали,

Приумножали не под пыткой.


Жизнь проскакали в ритме скерцо,

Блаженство да пребудет с нами!

А от дурных реминисценций

Спасёт слабеющая память.


Под тяжестью познаний горбясь,

Находим глупые ответы.

И раз нет мудрости без скорби,

То нафига нам мудрость эта?


Пусть на душе скребутся кошки,

И с мудростью у нас не очень,

Нам Соломон не свет в окошке

С премудростью ближневосточной.


Екклесиаст о подарках

Подарки портят сердце! Много —

Волнение… За что дают?

А мало – гнать таких с порога,

С неподающим надо строго…

А люди – просто ни в тую,


Какой порыв на них накатит?

Что если ультрафиолет…

И лет на восемь? В результате:

Подарков на всю жизнь не хватит,

Кардиограмма – хуже нет,


Таблеток груда на подносе,

Левосторонние шумы

И санитары с миной постной…

Когда же сердце на износе —

Беги подарков, как чумы.


Конец всегда начала лучше,

Ведь человек кузнец и жнец…

А вот меня сомненья мучат.

Добавлю я на всякий случай —

Это смотря какой конец!


Коваль, судьбы своей дневальный

В орало меч перековал,

Да сам попал на наковальню…

Когда б он знал итог финальный,

Ковать бы век не начинал.


Подарки портят сердце! Много —

Волнение… За что дают?

А мало – гнать таких с порога,

С неподающим надо строго…

А люди – просто ни в тую…


Екклесиаст о смехе и печали

Ходить в дом плача об умершем

Куда главней, считал мудрец,

Чем пировать – ведь разомлевших

От пьянства и совсем не евших

Ждёт одинаковый конец.


С подобным кто ж не согласится….

И как поведал царь царей:

От смеха злы людские лица,

Но если горе приключится,

То скорбь их делает добрей.


Печаль в своей одежде мрачной

Не отправляется на бал,

Где высший свет в мазурке скачет.

И сердце мудрых в доме плача,

А сердце глупых там, где гвалт.


Уж лучше слушать обличенья

От мудрого, чем в песнь глупца

Вникать с особенным почтеньем

И ждать какого-то значенья

От ламца-дрица-гопцаца.


Смех глупых – что в костре терновник,

Треск хвороста из-под котла,

В котором плавает половник…

И слышать нам уже не внове,

Что это тоже суета.


А притесняющий кого-то

Иной влиятельный мудрец,

Каких бы ни достиг высот он,

С ним ясно всё до подноготной —

Глупец и в Африке глупец.


Баллада о "Лучше всех"

Себя с рождения всех лучше

Вдруг ощутить – спасибо, мать,

За данную нам свыше сущность —

Сомнением себя не мучив,

Свой путь особый осознать.


Ни комплексов тебе, ни стрессов,

Ведь ты назначен быть таким

Самим всевышним – повсеместно

Твои блюдёт он интересы

И набивает сундуки,


Сказав: «Всех прочих ты не очень,

Сын, сторонись, Моих – держись!»

И силой высших полномочий,

Авторитетов и пророчеств

За них мы держимся всю жизнь.


Жить с тайной миссией особой

Во все отпущенные дни,

Едва лишь выйдя из утробы —

Как это сделать, нам подробно

Изложит равви-духовник.


Его поймёшь ты, может статься,

Не так, как он хотел вменить

Нам всем… а ты уже зазнался —

Ты гений, а кругом мерзавцы

Тебя желают отравить.


Охолонись, они же стадо,

А ты для них что поводырь,

Всё делающий так, как надо,

Твердя заблудшим до упада —

«Не убивай, не лги, не тырь!»


Перекроить весь мир под кальку,

Как заповедовал пророк,

Ты призван – где немного тальку

Подсыпать, где убрать фекальку

Тебе вручили мастерок


И циркуль, чтобы перемерить

Точнейшей мерой из всех мер,

Где у туземцев зад, где перед,

И жить по совести, по вере —

Ты лучше всех, миссионер!


А если, эка незадача,

Какой-нибудь Авимелех

Про стадо думает иначе

И что-то выпишет на сдачу,

Ты и получишь больше всех.

(Из книги «Лучше всех или завоевание Палестины»)


Без харакири нельзя

Мир совершенен в своих катаклизмах

(Тем, кто одет и обут)…

Жить можно было при социализме.

Социализму капут.


Жить по понятиям принято в стае

Даже для тех, кто клыкаст.

Честь – это главное для самурая.

Нет самураев у нас.


Некому сделать себе харакири,

Чтобы отчизну спасти.

В мире с одною заботой, что стырить,

Честь у воров не в чести.


Рыцарем ордена был наш царь Павел.

Тот же печальный итог -

Сыном задушен был в собственной спальне,

Орден царю не помог.


Ложи людей не спасут и мундиры,

Суд Страшный не избежать…

(Что не мешает служителям клира

Алчить, блудить и стяжать).


Даже угодник всего лишь приспешник

Карты убогим кропить.

Что же тогда остаётся нам грешным? -

Жребий свой не торопить.


Даже с ножом у артерии сонной,

С грязи поднявшись в князья,

Можно прожить без братков и масонов -

Без харакири нельзя.


Смысл жизни и суть бытия

Смысл бытия

Для чего мы живём – для того, чтоб нас после спасали

И хранителей сонм неизменно над нами кружил?

Мы ж ответа не зная, в спасение веря едва ли,

Вновь и вновь повторяем безумства свои виражи.


Оправданья себе мы не ждём, но свободою воли

Выкупаем мы право надеяться, верить, любить,

И на землю с высот опадая осенней листвою,

Принимаем безропотно «не укради, не убий!».


Возлюби как себя самого – достоверней не скажешь,

Но единых рецепторов с нами у ближнего нет.

Только силой любви ощущая, что чувствует каждый,

Постигаем мы то, что поведал нам Новый завет.


Исповедуй любовь воплощеньем Божественной сути,

Что гнездится в душе, а не в нравоученьях святош,

На любом рубеже и тропе, большаке, перепутье

С ней ты счастье земное и смысл бытия обретёшь.


Тяга к правоте

Религия, прозрение, духовность…

А дальше что продолжит этот ряд?

Стремленье к идеалу безусловно,

Оно присуще даже упырям.


Благоговенья чувство всем знакомо,

А сколько бед с намерений благих…

Ведь тяга к правоте дана любому,

Себя кто отличает от других.


В какой она предстанет парадигме,

Одежде или вовсе в неглиже?

Коль истину искать в Священных книгах,

В Коране правда будет в парандже.


В буддизме ей ходить бритоголовой,

Для избранных – обрезанной слегка.

Для скептика она во всём условна

И в бубенцах для Ваньки-дурака.


Прелесть жизни несут озорные потоки

Прелесть жизни несут озорные потоки,

Норовящие всё поворачивать вспять.

Те потоки должны быть свежи и жестоки,

Чтоб барьеры крушить, чтобы рёбра ломать.


Где засоры и вонь, где господствует плесень,

Там соседствует вера с потребностью лгать.

Не с того ли в науку так верят балбесы,

Чтобы вечные истины ниспровергать?


К новой жизни Господь свой шлагбаум поднимет,

Наши ржавые рельсы исчезнут вдали.

Время смоет препоны и нас вместе с ними,

О пощаде его бесполезно молить.


Прелесть жизни несут озорные потоки,

Захлестнула меня их шальная струя.

Как бы ни были наши похмелья жестоки

И ужасны пороки – в них суть бытия.


Про кирпич и Божий бич

Что занесён над каждым Божий бич,

Вершащий суд свой в мановенье ока,

Про то, как можно сгинуть и не охнуть —

Мир должен помнить, глядя на кирпич.


Не просто так по прихоти своей

Он скатится на голову зеваки.

Лишь тайные увидев в небе знаки,

Он заповедь нарушит – Не убей!


С рождения прошёл он сквозь огонь.

Подъёмником доставленный на крышу

Он будет ждать покорный и притихший,

Когда рукой, бедром или ногой


Незримый жест пошлёт его в полёт.

Обычный человек в рабочей робе

Без умысла кого-нибудь угробит

Из тех, кто вверх лица не задерёт.


Но есть у кирпича своя беда —

Не оказаться вовремя на крыше,

Не выполнить назначенное свыше,

И не оставить о себе следа


Среди других, расколотых на треть,

На свой подъёмник в небо опоздавших…

А нам, случайной смерти избежавшим, —

Лежащим кирпичам Осанну петь!


Локтем в живот иль ногами вперёд

Нам чувство локтя, как фактор решающий

Для процветания, жить не даёт.

Очень знакомо оно сотоварищам:

Локтем в живот – не ногами вперёд.


Хоть бы и так… Не одни мы на глобусе,

Чтобы разнежиться и загорать.

Место под солнцем – окошко в автобусе,

Сесть не успели – извольте стоять.


На ногу чью-то встав непреднамеренно,

Люди при этом не дышат ровней.

Если невротик забился в истерике,

Нервам соседей не стать здоровей.


В кипише общем, издёрган и выпивши,

Катит народ из Гоморры в Содом.

Вот и доехал ты, друг мой не выпавший,

В город-пустырь под названьем Дурдом.


В том мегаполисе с глупым названием,

Что надоело, как детям драже,

Хата твоя та, что самая крайняя,

Разницы нет, на каком этаже.


Даже рассудком отъехавши в сторону

И отрешившись от бед и тревог,

Не поддавайся суждению вздорному,

Что хата с края вдали от дорог,


От переездов, где мчатся истории

Локомотивы, сбивая с пути

Тех, кто задумал с кондуктором спорить и

Место в автобусе не оплатил.


Жить для себя – это так, тем не менее

Ты осознать это должен, старик —

С каждым ушедшим твоим соплеменником

Жизнь и твоя сократилась на миг.


И как итог, в опустевшем автобусе

Некому будет толкаться в пути,

А сам автобус с покатого глобуса

Сбросит взбесившийся локомотив.


Нам чувство локтя – не фантасмагория

И не ужастик, что спать не даёт.

Выбор у нас, если верить истории,

Локтем в живот иль ногами вперёд.


Автограф наших неудач

Сперва мельчают интересы,

Затем тускнеет жизни цель.

Не скрыть вчерашнему балбесу

Следы унынья на лице.


Былых сражений флибустьеры

Не вспоминают мать твою…

В непритязательности серой

Себя меж ними узнаю,


Иные вылиняли краски…

Невзгод житейских ураган

В себя вмещает под завязку

Вином наполненный стакан.


Немало мы всего хлебнули…

Когда окончится вино,

Мы, осушив напариули,

Увидим собственное дно,


Где сквозь находки и потери,

Муть дней былых и прочий срач,

Чем жили мы, удостоверит

Автограф наших неудач.


О посмертном признании

В согласии с законом мирозданья,

Которому альтернативы нет,

Стремление к посмертному признанью

В ребёнке формируют с малых лет.


Прилежные – те строят свои планы

И делают, что взрослые велят.

А кто из нас особо бесталанны

Об этом даже думать не хотят.


Живут, как бог им на душу положит

«Здесь и сейчас», в конце, но в полный рост.

А как из задних в первые возможно

Им вырваться – поведает Христос,


Научит жить в согласии с Заветом.

Бессмертье ждёт того, кто заслужил…

Но нужно ли признание посмертно

Тем, кто при жизни им не дорожил?


Когда в твоих ладонях целый мир

Из чаши полной радостей, страданий

Одним дано испить, тебе ж – хлебнуть,

В конечный пункт прибыть без опозданий,

Не зная, где кончается твой путь.


В поту холодном кто не просыпался.

Но если ты, забыв про Часослов,

Как в фильме «Остров», смерти испугался,

То значит к встрече с Богом не готов.


Когда же ты не схимник, не отшельник,

Затерянный в глазницах чёрных дыр,

А видишь храм как неба отраженье,

Тогда в твоих ладонях целый мир.


Эх, кольчужка-то коротковата

Из двух зол выбрав меньшее, ладно живём,

К идеалам высоким стремимся.

Всходы зёрен проросших, не ставших жнивьём,

Поклевать залетают синицы.


Что мешает им вызреть, какая судьба-

Лиходейка свои строит козни,

Если наших созревших надежд молотьба

Наступает лишь осенью поздней?


И когда время наших прозрений придёт,

То какие нарушить нам скрепы,

Чтобы цепи несметных проблем и забот

Обратить в молотильные цепы?


Чтобы мудростью лет налитое зерно

Получить с запоздалых колосьев,

Опыт дней, пролетевших как кадры в кино,

Пригодился кому-нибудь после.


У лампадки какой не дышать на фитиль,

Оказавшись в своей аппаратной,

Чтоб про жизнь не подумать, монтируя фильм —

Эх, кольчужка-то коротковата.


Небес изорванный палас

Когда по улицам спешим

Заботам вечным на потребу,

Прочь вылетают из-под шин

На страницу:
2 из 3