Полная версия
История одного Карфагена
А его младший брат Митя тоже был очень хороший и добрый мальчик. Но только он был очень уж жалостливый.
(…)
В общем, у Мити всегда дрожал голосок и дергались губенки, когда он вместе с детьми пел эту песню («Жил был у бабушки…").
А когда Митя доходил до грустных слов: «Напали на козлика серые волки», ─ он всякий раз заливался в три ручья.
И вот однажды дети собрались у рояля и запели эту песню.
Они благополучно спели две строчки. Но когда дошли до грустного места о том, как козлик пошел в лес, Митя начал всхлипывать.
Маленький Володя, увидев это, обернулся к Мите, сделал страшное лицо и нарочно ужасным и громким голосом запел:
На-па-а-ли на-а коз-ли-ка серые вол-ки…
Тут Митя, конечно, не выдержал и зарыдал еще больше.
Старшая сестра сделала брату замечание ─ зачем он дразнит Митю.
И на это маленький Володя ответил:
─ А зачем он боится? Я не хочу, чтобы он плакал и боялся. Дети должны быть храбрыми.
Митя сказал:
─ Тогда я не буду больше бояться.
(…)
─ Вот теперь молодец!.
Из этого рассказа, в первую очередь, можно подчеркнуть какие-то невероятные зверства семьи Ульяновых: зачем было постоянно петь эту песню, если все знали, что она доводит Митю до слёз?
Почему-то читая это, мне становится очень жалко Михаила Михайловича, который всё это как-то и зачем-то писал.
Если внимательно изучить воспоминания, то становится понятно, что маленький Володя действительно довольно часто доводил маленького брата. С одной стороны, из этого делаются какие-то далеко идущие выводы о жестокости Ленина в течение всей его жизни, а с другой – это вполне нормально: многие дети вредничают и доводят других. Интересно, что Зощенко попытался повернуть историю, компрометирующую маленького Ленина, в его пользу. Кроме того, эти рассказы читали многие поколения, впитывая такое поведение как образец, что не может не огорчать.
Ещё один образ, раздутый советской пропагандой для природнения детей к революционеру, – это образ дедушки-Ленина: ребёнок должен был чувствовать, что это родной человек, который будет о нём заботиться. Такое ощущение, что он, с одной стороны, великий, а с другой – такой же, как мы, очень сильно эксплуатировалось и постоянно культивировалось. Были, например, такие стихи:
Когда был Ленин маленький,С кудрявой головой,Он тоже бегал в валенкахПо горке ледяной.Приписывается это Агнии Барто, но действительно ли это написала она – непонятно. И в качестве чего это было написано: самостоятельного стихотворения или как пародия на Маргариту Ивенсен? Вот несколько строчек из её стихотворения:
Когда был Ленин маленький,Похож он был на нас,Зимой носил он валенки,И шарф носил, и варежки.Как мы, шалить умел он,Как мы, он петь любил,Правдивым был и смелымТаким наш Ленин был.Такая слащавость, вокруг кого бы она не строилась, очень сильно портит восприятие, потому что в какой-то момент от этого начинает тошнить, даже если рассказывают о самом прекрасном. А Ленин, к тому же, далеко не самый прекрасный.
Следующий шаг в биографии революционера – это его прекрасная учёба в гимназии, которая показала выдающийся ум и всё остальное. При этом сегодня из разных воспоминаний выплывают разные подробности учёбы, согласно которым всё шло не так гладко. Например, многие вспоминали, что у молодого Ленина не было друзей: вроде бы, его все уважали, но близко с ним никто не общался. Это очень интересно, потому что, оглядывая всю биографию Ленина от начала и до конца, вообще трудно сказать, что хоть когда-нибудь он с кем-нибудь дружил. Иногда говорилось, что с Мартовым и Зиновьевым Владимир Ильич был наиболее близок, но не похоже, чтобы он изливал им душу (вопрос даже насчёт Крупской и Арманд).
Страшной трагедией для семьи стало участие Александра Ульянова в 87-м году в организации продолжателей «Народной воли» и в неудачной попытке покушения на Александра III. В результате этого старший брат Ленина был арестован и повешен 20-го мая 1887-го года. Тем не менее, даже эта трагедия породила огромное количество мифов, циничных анекдотов, и приобрела такой же мифологический характер, как и прочие факты биографии. Через много-много лет эту историю преобразовал Фазиль Искандер в романе «Сандро из Чегема», где выяснилось, что у чегемцев был свой миф о Ленине:
Чегемцы про него говорили, что он хотел хорошего, но не успел. Чего именно хорошего, они не уточняли. Иногда, стыдясь суесловного употребления его имени и отчасти кодируя его от злого любопытства темных сил природы, они не называли его, а говорили: Тот, кто Хотел Хорошего, но не Успел.
По представлению чегемцев, над которыми в мое время молодежь втихомолку посмеивалась, Ленин был величайшим абреком всех времен и народов. Он стал абреком после того, как его старшего брата, тоже великого абрека, поймали и повесили по приказу царя.
Его старший брат не собирался становиться абреком. Он собирался стать учителем, как и его отец. Но судьбе было угодно другое. Оказывается, в Петербурге в те времена, как и в Абхазии, тоже бывали всенародные скачки. И вот старший брат Ленина, увлеченный скачками, не заметил, что слишком высовывается из толпы и мешает царю Николаю проехать к своему почетному месту, чтобы любоваться скачками.
Брат Ленина не хотел оскорбить царя, но так получилось. Люди царя не подоспели вовремя, чтобы очистить дорогу перед царской лошадью, а царь на то и царь, чтобы, не останавливаясь, ехать к своему почетному месту. И когда царь Николай, одетый в белую черкеску и сидя на белой лошади, доехал до брата Ленина, а тот, увлеченный скачущими всадниками, его не заметил, царь при всем народе стеганул его камчой, сплетенной из львиной шкуры, и поехал дальше.
С этого все началось. Оказывается, род Ленина был очень гордым родом, хотя люди этого рода всегда бывали учителями или метили в учителя.
…
Но мы отвлеклись. А между тем царь Николай стеганул брата Ленина, совершенно не подозревая, какие грандиозные исторические события повлечет за собой эта мгновенная вспышка царского гнева.
Брат Ленина ушел в абреки, взяв с собой двух-трех надежных товарищей, с тем чтобы кровью царя смыть нанесенное ему на людях оскорбление. Но жандармы его поймали и повесили вместе с его товарищами.
И тогда Ленин еще мальчиком дал клятву отомстить за кровь брата. Конечно, если бы царь Николай был таким же, как Большеусый, он тут же уничтожил бы весь род Ленина, чтобы некому было мстить. Но царь Николай был довольно добрый и слишком доверчивый царь. Он не думал, что род учителей может оказаться таким гордым. И тут он дал промашку.
Ленин ушел в абреки, двадцать лет скрывался в сибирских лесах, и жандармы всей России ничего с ним не могли поделать. Наконец он подстерег царя, убил его и перевернул его власть. По другой версии он его только ранил, а Большеусый позже его прикончил. Но так или иначе, царь уже не в силах был удержать власть, и Ленин ее перевернул.
Этот миф Искандера, на самом деле, отражает очень многие представления. Так, разговоры о том, что Ленин пошёл в революцию из-за мести, велись в самые разные времена. Что касается абреков и 20 лет в сибирских лесах – это понятно, но если перечитать кусок, то можно заметить, как реальная история мягко перетекает в миф, что с Лениным происходит на каждом шагу.
После окончания гимназии Владимир Ульянов поступил в Казанский университет, но очень быстро оттуда ушёл, поскольку принимал участие в студенческих волнениях и был в числе тех, кто после препирания с начальством ушёл, швырнув свой билет на выходе в лицо какого-то преподавателя. После этого он, разумеется, был исключён и отправлен в поместье «Кокушкино», принадлежавшее родственникам его матери (её отцу – Александру Дмитриевичу Бланку). Обычно эту историю старались замалчивать, потому что она не вписывалась в главный канон: надо было объяснять, откуда у родственников Ленина было какое-то поместье – фраза о том, что его отец был учителем (пусть и начальником всех учителей) звучала куда лучше. Точно так же никогда не привлекали внимания к факту о том, что директором гимназии, где учился Володя Ульянов, был отец Керенского.
Некоторое время после этого Ленин провёл в «Кокушкино», а затем его мать купила деревню Алакаевку, где они пытались заниматься сельским хозяйством, но не очень успешно. Всё это время Владимир много читал и в 91-м году экстерном сдал экзамены в Петербургский университет и стал адвокатом, занимаясь всякими мелкими делами (в отличие от того же сына директора гимназии, который стал модным адвокатом по политическим делам).
С этого же времени будущего революционера начала интересовать политика, заниматься которой в 90-е годы было практически невозможно. Это время – конец правления Александра III и начало правления Николая II. По большому счёту, это всё ещё время после убийства Александра II народовольцами, в результате чего атмосфера стояла жуткая: за любое действие, чуть-чуть направленное против власти, вполне можно было попасть в тюрьму или даже на каторгу. У большинства людей, которые ещё в 80-е бурно жили общественной жизнью, появилось несколько путей: продолжить подпольную борьбу с очень большим риском, отказаться от всего и начать жить своей жизнью, перейти к малым делам (например, пойти в земства), или всё-таки пытаться что-то делать (но как?). Проблема заключалась в том, что среди молодёжи были очень сильны социалистические идеи, и Ленин не хотел ограничиваться спокойной работой в земстве или либеральными мечтаниями. При этом социализм – это огромное течение с множеством идеологов и разных направлений. Вставал вопрос: что делать? Конечно, в предыдущем поколении подавляющее большинство исповедовало крестьянский социализм (народничество), то есть веру в то, что народ совершит революцию, если его поведут за собой интеллигенты. Однако, Ленин решил не надеяться на народ и обратиться к учению, которое только начинало распространятся, – марксизму.
Понятно, почему это течение было чуждо предыдущему поколению. Как мы знаем, Маркс считал главным революционным классом рабочих, но какой пролетариат в России в 60-е годы? В 80-е их число увеличивалось, но всё ещё странно было думать, что революцию совершат рабочие. А вот в 90-е начали появляться социалисты, начиная с Георгия Валентиновича Плеханова, которые стали обращать внимание на перемены, произошедшие в стране: разрастание городов, развитие промышленности и появление маломальского рабочего класса. В сочетании с тем, что крестьяне не оправдали ожиданий, многие социалисты, включая Ленина, перешли на сторону марксизма.
Ленин довольно быстро стал убеждённым врагом народников, и уже в 90-е годы он начал спорить с ними в работе «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов», где проявилась одна из главных черт Ленина, которая будет преследовать его на протяжении всей жизни, – ужасное хамство: он совершенно не стеснялся в выражениях и называл народников всеми возможными для публикации словами. Вот, что он писал:
Не долго сможет продержаться примирительное, трусливое, сентиментально-мечтательное народничество.
…
Прежде чем перейти к этой ребячьей идее…
…
Это самое главное и самое безобразное искажение теории Маркса.
…
Какого сорта и качества это ломание г. Михайловского…
…
Как только наш субъективный философ попробовал перейти от фраз к конкретным фактическим указаниям, так и сел в лужу.
Исходя из этого, возникает ощущение, что на фейсбуке Владимир Ильич чувствовал бы себя вполне неплохо, потому что подобную полемику ведут и до сегодняшнего дня, что трудно назвать особенностью соцсетей – дело в чём-то другом.
Так, Ленин спорил с народниками, исповедуя марксизм, и в соответствии со своими новыми идеями он, вместе с рядом единомышленников, в 1895-м году создал подпольную организацию с очень значимым названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Интересно, что под союзом понималось не собрание рабочих, а именно «Союз борьбы за…», то есть какое-то объединение революционеров, которые будут бороться за рабочий класс.
Обычно, во всех советских курсах истории партии говорилось, что это первая организация, объединившая марксизм с рабочим движением. Что имелось в виду? К этому времени существовали разнообразные марксистские кружки и организации в разных городах России, которые, в основном, сидели, читали «Капитал» и размышляли, а параллельно с этим разрасталось рабочее движение со своими экономическими требованиями. Так, члены Союза начали агитировать рабочий класс в надежде привить ему политическое мышление и поднять на борьбу. Иными словами, они хотели объединить марксистскую теорию и рабочую практику.
Однако, неожиданным образом вылезло предыдущее поколение, от которого Ленин всю свою жизнь старательно отмежёвывался, потому что, по сути дела, они занимались тем же, что и народники, только по отношению к рабочим.
В течение всей жизни у Ленина появлялась мысль о том, что рабочий класс сам не справится. Скорее всего, он опирался на Маркса, который говорил: «Партия – это авангард рабочего класса». Так, Ленин хотел их научить и повести за собой, не думаю о том, что рабочие могли сами чего-то хотеть. Интересно, что в это же время в Англии начали образовываться профсоюзы, и там рабочие начинали действовать самостоятельно.
Под конец 90-х Союз ограничивался только листовками, но несмотря на страшные усилия по конспирации, его членов всё-таки арестовали, посадили и выслали – Ленина отправили в Шушенское, ещё одно мифологическое место. Здесь он женился на Крупской и написал книгу «Развитие капитализма», в которой доказал, что капитализм в России существует. Это стало очень важным шагом, потому что народники всю свою деятельность строили на мысли об отсутствии капитализма в России. Для них этот явный недостаток полуфеодальной страны 19-го века – это отставание, в результате которого не было угнетения рабочих, и была возможность прихода к социализму, минуя мучительный период капитализм.
Однако, Ленин сказал, что капитализм в России развивается. Конечно, он был прав, потому что 90-е годы – это золотое десятилетие промышленности, с бурным развитием заводов, фабрик, шахт, железных дорог и ростом рабочего класса. Но вот проблема, которая будет существовать вплоть до последних дней жизни Ленина – рабочих всё равно недостаточно. Неужели революцию будет делать рабочий класс всего из нескольких районов? Кроме того, что он вообще из себя представляет? Даже в Москве и Петербурге, не говоря уже о более мелких городах, очень многие работали на заводе только зимой, а летом уходили в деревню к семье, чтобы заниматься там сельским хозяйством. И кто они после этого по сути: рабочие или крестьяне? От этого очень сильно зависит человеческая психология и их действия во время революции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.