Полная версия
Лица прошлого
Светлана Корнилова
Лица прошлого
Информация об авторе
Корнилова Светлана Афанасьевна – филолог, писатель, автор научных статей, обладатель Гранта Правительства Москвы в сфере образования и науки.
Академик Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения.
Обладатель знака отличия в области культуры.
Награждена грамотами Правительства Москвы, Департамента образования, Общественного экспертного совета при уполномоченном по правам человека в городе Москве.
Член экспертного совета городской конференции «Мы – гордость России».
Предисловие
В книге причудливо переплетаются судьбы людей. Герои рассказов обделены вниманием родственников, любимых или коллег. Они балансируют на грани между добром и злом. Это люди самых разных профессий и социальных слоев, и каждый идет своей дорогой. Некоторые приходят к вере, которая дает силы противостоять жизненным обстоятельствам, как в рассказе «Лица прошлого». Героине предстоит пройти тяжелый путь, ее ждут драматические перемены. Но все-таки жизнь, закаленная в горниле страданий, труде и поисках, дает новый виток энергии и счастья, когда боль и раздражение отступают.
Эпизод
Я дружила с Ирой уже лет тридцать, с тех пор, как переехала в Москву. Мы с ней сошлись не сразу, однако её взгляды я всегда разделяла и даже помогала, чем могла. Она руководила большим фольклорным центром, где занимались взрослые и дети, а еще снималась в эпизодических ролях в кино. Ира была позитивной, активной и со сложным характером, она часто перегибала палку на совещаниях, когда пыталась отстаивать свою точку зрения, поэтому начальство её не любило. Но все, кто ее знал, Ирину обожали. Ее центр принимал участие в больших городских мероприятиях и организовывал праздники.
Я любила сочинять небольшие рассказы и порой давала их почитать подругам. И вот, наконец, я отнесла их в издательство и напечатала книгу. Одну я подарила Ирине, и она взяла её с собой на съемки, планируя почитать, пока ждет вызова на свой эпизод. Процесс задерживался, актеры переходили из павильона в павильон, и когда Ира уже приехала домой, книгу в сумке не обнаружила. Мне она тогда просто сказала, что рассказы ей понравились, и еще добавила, что это похоже на сценарии фильмов. Я успокоилась и больше не ждала никаких комментариев. Хотя было немного странно, ведь Ирина обычно долго рассуждает о прочитанном и рассказывает, как бы сделала сама. Я отпустила ситуацию и забыла.
Судьба потерянной книги оказалась непростой, – её заметила одна помощница и положила на стол режиссерам. Когда главный режиссер уже собирался домой, в павильоне никого не было, а на столе лежала забытая книга вместе с бумагами. Съёмки на следующий день должны были проходить в другом месте, а за собой киношники привыкли убирать, и Лев Борисович не был исключением. Он покрутил в руках книгу и положил в сумку, чтобы завтра выяснить, кому она принадлежит. Но в ближайшие дни Льву Борисовичу было не до книги.
Через несколько дней, когда съемки закончились, он поехал к брату на дачу. Там, после еды и за приятной беседой, Лев Борисович хотел показать брату смету фильма и полез за документами в сумку. Он тут же смачно выругался, когда вспомнил, что таскает чью-то книгу уже несколько дней, и положил ее на стол. Следом Лев Борисович извлек кипу бумаг, нашел три нужных документа, и они начали обсуждать цифры. Часа через два братья разошлись по спальням, а книга так и осталась лежать на столе.
Утром Лев Борисович встал первым, сварил себе кофе и собирался послушать новости. Вдруг на глаза ему попалась книга. Он покрутил её и открыл, чтобы взглянуть на фотографию автора. Это была уже не очень молодая тетка, и у Льва Борисовича почти пропало желание читать. Но что-то стрельнуло в голове, стоило пролистнуть книгу. Он сел и открыл первый попавшийся рассказ. Кофе был забыт, Лев Борисович прочитывал страницу за страницей.
Когда из своей спальни вышел младший брат, он спросил:
– Зачем ты это читаешь?
– Хочу знать, чем же закончится.
Геннадий заинтересованно посмотрел на брата и пошел варить кофе. Лев Борисович просто пролистал конец рассказа и убрал книгу в сумку. Геннадий пожал плечами, но ничего не сказал.
Через несколько дней Лев Борисович позвонил брату:
– Я хочу снять фильм по книге, которую читал на даче. Написано коряво, но я ухватил смысл, и он засел в моей голове.
Геннадий хохотнул, сказал:
– Ты сошел с ума! Выкинь из головы эту блажь. В твоей квартире сотни сценариев от маститых писателей, а тут какой-то случайный рассказ.
Лев Борисович не стал спорить и положил трубку. Он с сомнением посмотрел на книгу и подумал, что ему нужно несколько дней, чтобы решить, стоит ли заниматься поисками автора. Он еще раз взглянул на фото женщины, и ему показалось, что она его ровесница. Лев Борисович открыл ящик стола, бросил туда книгу и с шумом захлопнул. На кого рассердился – не понятно.
Ирина тем временем чувствовала себя не комфортно и всячески пыталась найти книгу. Она даже звонила в павильон Мосфильма, где проходили съемки, но никто ничего не знал.
Прошло несколько дней. Лев Борисович приехал на площадку, чтобы провести кастинг для следующего фильма. Он открыл ящик стола и снова увидел книгу. Взял её, повертел и захватил с собой в павильон. Кастинг прошли уже человек 30, а «лица» он все еще не видел. Когда вошла очередная претендентка, Лев Борисович уже устал, но вдруг протянул девушке книгу и предложил рассказать о ее авторе. Он почти не слушал, что говорила актриса, пока не зацепился за ее фразу, что у него с автором отношения в настоящем или будущем. Это насторожило Льва Борисовича. Он посмотрел на девушку внимательнее и спросил:
– О чем эта книга?
– Все книги о любви и иногда о смерти. У этой – особенная энергетика, которая должна помочь читателю постичь себя.
Лев Борисович поблагодарил девушку и сказал, что ей перезвонят. Вечером, по приезде домой, он решил прочитать еще один рассказ и снова не мог оторваться от корявого, но захватывающего своей простотой текста. Он бродил по пустому дому и думал о том, что же в этой книге такого особенного. В выходные, после прочтения еще двух рассказов, у него появилось стойкое желание найти автора. Но зачем именно, пока не знал.
Когда Лев Борисович увидел на Мосфильме брата, предложил вместе пообедать. Он снова вспомнил про книгу:
– Я хочу найти автора той книги.
– Зачем? – спросил Геннадий.
Ответить Лев Борисович все еще не мог.
После обеда, по пути к себе в кабинет, Лев Борисович остановил делопроизводителя:
– Зайди, пожалуйста, через час в павильон номер 3. Я дам тебе книгу, надо связаться с автором.
– Конечно. А как быстро нужно найти?
– Еще вчера надо было, как всегда.
Ирина же перестала искать книгу. На съемки больше не приглашали, она успокоилась и забыла о потере.
Делопроизводитель позвонила в издательство, где напечатали книгу, но контакты автора там дать не смогли. Лев Борисович потерял надежду, но помог случай. На один из кастингов пригласили Ирину.
Книга, как талисман, постоянно лежала на столе, когда Лев Борисович искал актрис для эпизодов. Когда Ирина зашла в павильон, то увидела вдруг ее, свою книгу, на столе режиссера. Она не слишком хорошо отыграла, и всё время поглядывала в ту сторону. Все закончилось быстро, и ее отпустили. Но прежде, чем уйти, Ирина вдруг спросила:
– А чья это книга лежит на столе?
Лев Борисович напрягся и ответил вопросом на вопрос:
– А вы почему интересуетесь?
– Понимаете, возможно, это моя книга, – сказала Ирина, – я потеряла ее несколько месяцев назад тут, в павильоне. А эта книга – подарок подруги.
Лев Борисович предложил ей подойти поближе и взглянуть самой.
Ирина заторопилась к столу и уже точно знала, что это ее пропажа.
– Могу я записать ваш номер и позже задать несколько вопросов о книге? – спросил Лев Борисович.
Ирина сразу воспряла духом и ответила:
– Конечно, тем более, что автор – моя подруга.
Через несколько дней раздался звонок, и приятный мужской голос спросил Ирину.
– Да, я слушаю.
– Добрый день! Это Лев Борисович вас беспокоит.
– Добрый день. Чем могу помочь?
– Дело в том, что я прочитал рассказы вашей подруги, и мне хотелось бы с ней переговорить.
– Я поняла. Свяжусь с ней и перезвоню вам.
Ирина закончила этот разговор и тут же набрала меня. Она рассказала историю о потере книги, как один режиссер нашел и прочитал ее, а теперь хочет пообщаться со мной. У меня в груди всё затрепетало, но я старалась не подавать виду. Только сказала Ире, что она может дать ему мой номер телефона. А еще я спросила, сколько лет режиссеру, Ира ответила, что он примерно нашего возраста.
Через несколько дней мне позвонили. Я с трепетом взяла трубку и услышала незнакомый голос. Мужчина представился и предложил встретиться. Он сказал, что пришлет машину, и меня доставят на Мосфильм. Я поблагодарила и назвала адрес.
Оделась просто, сделала своими силами легкий макияж и спустилась вниз. Машина уже ждала. Из нее вышел молодой человек, обратился ко мне по имени и отчеству и открыл дверь. Через минут двадцать мы подъехали к Мосфильму, и меня завели в павильон. Там было много людей, и стоял дикий гул. Мне нравилось. Я следовала за водителем до центра площадки, где меня остановили и попросили подождать. Я стала оглядываться. Мимо проносились мужчины и женщины, на лицах которых были написаны тревога, усталость, злость, непонимание, разочарование, испуг, и лишь на нескольких – радость. Я была поглощена этой безумной обстановкой и жадно впитывала киношную атмосферу.
Вскоре водитель сказал снова следовать за ним. Я шла и только внимательно смотрела под ноги, чтобы не наступить на провода на полу. Мы приблизились к небольшому столу. Высокий мужчина подошел и протянул руку:
– Лев Борисович.
Я навстречу подала свою руку и тоже представилась.
У мужчины были умные глаза, тяжелый подбородок с ямочкой и высокий лоб. С первого взгляда его внешность немного отталкивала, но уже через минуту ему хотелось доверять.
Он подвел меня к стулу, который стоял недалеко, и сказал:
– Подождите меня здесь, можете оглядеться пока.
– Конечно, не торопитесь. Я с удовольствием ознакомлюсь с необычной для себя обстановкой.
Бегло я оглядела павильон и людей, которые его покидали. А после перевела взгляд на тех, кто стоял около стола. Трое мужчин и одна женщина совершенно не привлекли моего внимания, – я смотрела только на Льва Борисовича. В этот момент я думала о том, как же нам понять друг друга. Он с большой планеты «Киномир», а – я никто. Интересно.
Вскоре меня снова пригласили к тому столу. Лев Борисович извлек из сумки мою книгу и открыл на закладке. Я удивилась, что он выбрал именно этот рассказ, «Крик души», который больше смущал, чем радовал меня. Лев Борисович начал обсуждать текст, он по-своему трактовал рассказ, и увидел героев совсем иначе. Я выслушала и предложила свою версию. Теперь пришло его время удивляться. Видимо, мужчины и женщины чувствуют материал по-разному. В конце разговора Лев Борисович объявил, что запросит смету для фильма и сообщит, когда мы сможем подписать контракт.
Вечером я позвонила Ире и рассказала о встрече. Она была поражена и очень рада, а потом сказала, что моим условием должно быть снять её в эпизоде. Конечно же, пришлось пообещать. Я продолжала писать, занималась домашними делами, встречалась с подругами и вскоре поняла, что экранизировать мой рассказ не будут. Немного обидно, но я старалась не зацикливаться. Правда, в новогоднюю ночь загадала заветное желание – снова оказаться на Мосфильме.
Мое желание было услышано и вот через несколько дней мне позвонили. Я сначала даже не сообразила, кто это, но после смогла разобрать сбивчивую речь девушки, которая назначила дату и время и положила трубку.
За мной снова приехала машина. Меня привели в небольшой и не слишком ухоженный кабинет на Мосфильме и предложили полистать журналы. Минут через десять вошел Лев Борисович. Костюм со светлой рубашкой делал его моложе, а может свет в павильоне был тусклым, но там он казался мне старше. Сейчас передо мной был импозантный и симпатичный мужчина. Я немного смутилась и, кажется, он это почувствовал. Попытался даже пошутить, но получилось скорее неловко.
Тогда Лев Борисович предложил сходить в кафе. Отличная идея, чтобы взять паузу. Мы дошли почти молча, и я присела за столик.
Почти сразу он с полным подносом подошел ко мне и предложил выбрать блюда. Я взяла салат, кофе и запеканку, и мы принялись за еду. Беседовали мало, лишь изредка перекидывались замечаниями. Как вдруг он спросил:
– А вы давно пишете?
– Года четыре, наверное.
– И как все начиналось?
– Знаете, я никогда не обладала хорошей памятью, не умела быстро запоминать стихи и уж точно не думала, что буду переносить текст из головы на бумагу. Но случился карантин, и всех нас закрыли дома. Чтобы не сойти с ума, я открыла компьютер и попробовала писать. Мне нужен был этот творческий выброс. Пару лет никому не показывала, только самым близким друзьям. И вот однажды все восемь рассказов отдала специалисту, знающему книжный рынок, и с содроганием стала ждать ее отзывов. Тогда я даже не призналась, что являюсь автором этой писанины. Она сказала, что «талантливо», а я даже не поверила. Сложности с самооценкой. Вот такая история.
Я откинулась на спинку стула и стала с удовольствием пить вкусный кофе. Лев Борисович доел мясо и тоже перешел к напитку. Мы уже более мягко смотрели друг на друга.
– Ну что, начнем работать здесь? – спросил он.
– Мне кажется, в кабинете будет все же удобнее, – ответила я и встала.
Мы вернулись в кабинет, и Лев Борисович положил на стол мой рассказ и свои записи с вопросами. Мы стали вычитывать текст и разбирать буквально каждую строчку. Тут я поняла всю нестройность и корявость материала, но править пока не умела. Мы читали часа полтора, а он все упорнее относился к работе. К нам вдруг заглянул какой-то молодой человек, что-то сказал Льву Борисовичу и скрылся. Я уже хотела молить о пощаде, когда режиссер спросил:
– Как вы?
– Терпимо, – ответила я, хотя уже плохо соображала.
– Мы прочли только пятнадцать листов, но уже вечер и у меня еще назначена встреча.
Я быстро поднялась, собрала вещи и поинтересовалась:
– Меня отвезут домой?
– Конечно.
Через пять минут в кабинете появился водитель. Лев Борисович в это время кому-то звонил, я махнула ему на прощание и вышла.
Дома крутила в голове весь процесс работы над текстом. Я была так впечатлена, что мне буквально хотелось летать. Около десяти вечера зазвонил телефон, и я удивилась, кто бы это мог быть так поздно. Я услышала голос режиссера и почему-то сильно обрадовалась.
– Добрый вечер! Простите, что поздно, хотел извиниться, что не смог попрощаться.
– Добрый вечер! Бросьте, это мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Ведь главное – наш творческий процесс.
– Да, потому я и звоню.
И мы обсудили, когда встретимся снова. Лев Борисович дал домашнее задание по тексту, я пообещала сделать небольшие выписки в интересующих его местах.
На следующей встрече работа шла бурно. Мы вычитывали и правили, спорили и выясняли подробности. Иногда тяжело сходились во всех пунктах. Я уже привыкала к его стилю работы, он тоже быстро разобрался во мне. Процесс шел быстрее, но возникало много спорных вопросов. На этой встрече мы «добили» текст, и Лев Борисович попросил меня в следующий раз присоединиться к подбору актрисы. Я согласилась с удовольствием и стала ждать новой встречи.
На площадке Мосфильма я появилась уже без сопровождения водителя. Открыла дверь павильона, тихонько вошла и стала следить за съемочным процессом, в который погрузились все участники, от актеров и режиссеров до помощников.
У меня в запасе было еще пять минут, и я смотрела, как Лев Борисович давал указания второму режиссеру, оператору и актерам. Процесс завораживал. Вскоре меня заметила одна женщина, и поинтересовалась, как я сюда попала и кого ищу. Пока она отправилась ко Льву Борисовичу, я присела и продолжила наблюдать.
Минут через двадцать Лев Борисович вручил мне папку и попросил взглянуть на фото актрис. Я внимательно просмотрела всех претенденток и отобрала несколько. Режиссер снова подошел ко мне, и мы отправились вместе в кабинет. Через пару минут туда вошла девушка лет тридцати, одна из кандидаток, и они стали по-приятельски разговаривать с режиссером. Несколько раз на неё взглянула, но это была не та актриса, которую я искала. Когда девушка вышла, я быстро описала, какой вижу героиню, и сказала, что выбрала три фото, но идеально не подходит ни одна. Лев Борисович посмотрел на часы, мне тоже было пора домой. Вызвали машину и я уехала.
Вечером, когда я перебирала варианты героинь в голове, снова раздался звонок. Когда мы с режиссером рабочие моменты, я спросила:
– А нет ли еще одной папки с фото актрис?
– Конечно есть, – ответил Лев Борисович, – но, знаете, порой бывает, что по фото лицо может подойти, а сыграть актриса должным образом не сможет.
– Да уж…Но можно мне все-таки подготовить папку?
– Хорошо, сделаем. Завтра как раз можно подписать все бумаги, заодно и посмотрите.
Мы договорились, и я снова стала ждать с ощущением чуда.
Когда водитель привел меня в кабинет, Лев Борисович уже был там. На столе лежала папка, которую он мне протянул. Я листала фото и вдруг увидела девушку лет 33–45, мой взгляд тут же остановился на ее лице. Позже, когда я показала фото Льву Борисовичу, он что-то невнятно пробурчал, но отказываться сразу не стал. Пообещал, что ее пригласят на пробы. Я подписала бумаги и отправилась домой. Эта сказка быстро заканчивалась, а меня как магнитом тянуло обратно в павильон. Уже дома я стала представлять сцены из будущего фильма и игру той девушки, меня стали одолевать сомнения.
Неделю я провела в ожидании. Только Ирине я рассказала обо всём, что видела и слышала на кинофабрике.
– Ира, я ведь даже предположить не могла, что со мной будут советоваться при экранизации моего произведения.
– Да, есть режиссеры, которые берут сценарий автора и всё, «до свидания», – подтвердила подруга. – Разве что потом могут пригласить на последний контрольный просмотр.
– Как приятно, что здесь ко мне проявили такое уважение! Интересно, Лев Борисович так работает с каждым автором?
Наконец мне позвонила помощница и пригласила снова в павильон. Перед поездкой я решила купить костюм и туфли, накрасить ресницы и завить волосы. Даже Лев Борисович меня не сразу узнал, за что извинился и одарил комплиментами. На кастинг пригласили пять актрис. Мы должны были их просмотреть и определиться, чтобы начать съемочный процесс. Я снова стала рассматривать папку с фото, и вдруг мне понравилось еще одно лицо. Почему я его не увидела в предыдущий раз?
В кабинете появилась женщина лет сорока, и режиссер начал с ней беседовать о роли. Актриса что-то невнятно отвечала, и Лев Борисович её быстро отпустил. После вошла другая, более смелая, но тоже никакая. Следом влетела девушка-ассистентка и что-то нервно объясняла режиссеру. Мне понравился её типаж, о чем я сразу заявила, а Лев Борисович кивнул и согласился. Были еще две актрисы за сорок, но тоже не те. Хотя последняя, пожалуй, подходила больше всех. Я решилась показать режиссеру найденное недавно фото, и мы согласились, что эту кандидатуру обязательно нужно посмотреть.
Чуть позже мы отправились в кафе, чтобы выпить кофе с пирожными.
– Мы вас не слишком напрягаем всем этим? – спросил Лев Борисович.
– Что вы! Это как глоток свежего воздуха для меня. Настоящее счастье, когда ты можешь заниматься творчеством и быть среди людей. Я как раз хотела поблагодарить вас за такую возможность. Одиночество лишает человека жизненных сил и возможности быть счастливым. Рада, что занята делом и смогла соприкоснуться с миром кино. Это так здорово! Еще раз спасибо вам.
– Бросьте, нас свел счастливый случай. И если все получится, будет прекрасно. Скажите, вот мне всегда интересно, а что читают писатели?
– О, я далеко не писатель, это мой первый несовершенный опыт. А читаю я сейчас об Иисусе и о волхвах. Он меня интересует в первую очередь как историческая личность. Еще с детства я знала, что это родной сын Бога. И Бог сперва сотворил вселенную, звезды, элементарные частицы и генетический код, а позже передал своего сына в руки римских палачей, потому что это было необходимо для прощения грехов человеческих. У меня появилось много вопросов, а иногда хочется просто верить… Вот вы знали, что в Европу волхвы попали благодаря Святой Елене, матери императора Константина? Она возвратилась из паломничества с большим каменным саркофагом и объявила, что ей удалось найти тела трех Царей. Мощи хранились в Константинополе, однако после смерти Константина их перенесли в Милан. В XII веке Германский император Фридрих Барбаросса разграбил Милан и завладел мощами, а позже они оказались в Кёльне. Поиски правды о волхвах оказались подобием трудоемких археологических раскопок. Ученые возились с рассыпающимися фолиантами и пергаментными свитками.
Многие их считали магами, которые принесли три дара: золото, ладан и смирну. Но на самом деле, это могли быть и не цари. Их называли magi, т. е. «волшебники». Возможно, они практиковали некое тайное учение. Есть версия, что это были астрологи из Персии и Вавилона.
Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» излагает связанные с волхвами персидские легенды. Предполагается, что волхвы основали братство, которое сохраняло сокровенную мудрость.
Лев Борисович немного удивился моему рассказу, но промолчал, и мы пошли к выходу.
Вечером я захотела описать все пережитые эмоции, чтобы подольше сохранить их в памяти.
Лев Борисович снова перечитал рассказ и тоже проникся историей волхвов. Он решил непременно об этом сообщить мне, поэтому сразу позвонил:
– Сегодня мне принесли из библиотеки подборку книг о волхвах. Знаете, у меня теперь тоже много вопросов.
– Любопытно, – сказала я и тихонько засмеялась, – хотите расскажу еще кое-что? Известно ли вам, что Фома присутствует только в Евангелии от Иоанна? Ни Матфей, ни Марк, ни Лука о нем не пишут. К тому же, рассказ Иоанна хронологически не совпадал с историями трех других евангелистов. Однако его текст был включен в Библию, как раз из-за истории про Фому.
– Это тот, который неверующий?
– Да, он. Только Иоанн изображает Фому лишенным веры учеником. В других евангелиях о нем говорилось с величайшим почтением. Нужно было дискредитировать Фому, точнее говоря, его последователей. В ранней церкви существовал фундаментальный раскол, связанный с Евангелиями от Фомы и от Иоанна. Они различались настолько, что получить дальнейшую жизнь могло лишь одно из них.
– Позвольте спросить, откуда вы все это знаете?
– Пожалуйста, дослушайте. Это всё восходит к самому началу Библии, как считают многие историки. В стихе «Да будет свет» Иоанн и Фома отождествляют Христа с исконным светом, светом творения. Однако после их толкования расходятся. Согласно Фоме свет не только положил начало сотворению Вселенной, но и поныне присутствует во всем сущем, и особенно в человеке, который создан по образу и подобию Божьему. Иоанн же провозглашал, что свет был только в Христе, а весь прочий мир остался погруженным во тьму. Путь к свету можно отыскать лишь через поклонение Христу. На тот момент точка зрения Иоанна была, видимо, более прагматичной. Позже Фома проповедовал на Востоке и дошел до самой Индии. Распространяя веру, он окрестил тысячи людей и в особенности прославился одним деянием, – крещением трех волхвов. Вот такая история, дорогой Лев Борисович. Поэтому я пока и не вижу актрису на роль героини фильма. Не представляю ту, которая пройдет этот путь к прозрению и свету. А ведь говорят, что дорогу осилит идущий. Надо, наверное, выяснить у актрис, веруют ли они в Христа.
– Да уж, вы поставили передо мной еще больше вопросов. Нужно обдумать это все хорошенько и завтра обязательно встретиться, – на этом мы закончили и попрощались.
Вечером следующего дня меня снова ждал кастинг. Первой была худенькая девушка с тонкой талией. Я подумала, что возможно она сможет сыграть человека, убитого горем, но начало жизни с мужем, когда она правит домом, вряд ли осилит. У второй девушки были более волевые черты лица, и она очень громко общалась со всеми в павильоне. Скорее всего, эта актриса больше подходила на роль героини. Но у первой девушки был более мягкий и обволакивающий голос, который соответствовал моему персонажу.
После завершения проб мы со Львом Борисовичем направились к машине, которая ждала внизу.