Полная версия
Предтеча
Карамзин, ссылаясь на римского историка, писал, что первые дни после смерти тирана бывают счастливейшим для народов, поскольку конец страдания “есть живейшее из человеческих удовольствий”. [17] Он же отмечал, что после жестокого царствования наступает царствование слабое. Карамзин оказался правым относительно России. К счастью, Путина94, не назовёшь слабым президентом.
Борьба двух враждующих партий за власть была неизбежна. В летописях факт этой борьбы отражается по-разному.
Согласно Псковской летописи: “В льто 7093-го (1585). … По смерти царе Иванове в царство царя Феодора Ивановича бысть шурин его Борис Годунов конюшеи в правителех и казанской намьстникъ. И вознесся властолюбиемъ, побьжен бысть от диавола, начат боярския великия роды изводити, но и под самим царемъ искати царьства, и род свои вынес и с томи восхотел царьствовати на многа лета: первое всех утуши окном князя Ивана Петровича Шуискаго, а Митрополита Дионисия посла в заточение, и гостя большаго московскаго Голуба казни, имъ же бе приказал царь Иван царьство и сына своего Федора хранити. И князь Иванъ67 (Шуйский) тогда не лучился при смерти, был во Пскове на наместничестве, и Борис бояся их, что ему не быти в приближении у царя, того ради над ними тако умысли”. [35]
Существует версия, согласно которой бояре планировали даже физически устранить фаворита, сообщали многие историки. В качестве «подсадной утки» был выбран князь Иван Мстиславский – троюродный брат царя Фёдора и названный отец самого Бориса. Он заманил его к себе на пир с целью передачи убийцам. Заговор вскрылся. Ивана Мстиславского (в 1585 году) постригли в Кирилло-Белозерский монастырь. «Борис же Годунов с своими советники надеяся на присвоение царское и их осилеваша: князя Ивана Фёдоровича Мстисловского пойма и сосла в Кириллов монастырь, там же и постригоша его». [33] Его сообщников (Воротынских, Головиных) посадили в темницу или сослали. По другой версии Козляков пишет о недоказанности вины Бориса в постриге первого опекуна царя Фёдора Ивановича и главы Боярской думы князя Мстиславского. Монашество ещё во времена Грозного служило надежной защитой от царского гнева. Царь Иван написал возмущённое письмо братии Кирилло-Белозерского монастыря, в котором выговорил им, что они чтят инока Иону – Ивана Васильевича Шереметева (Иван Васильевич Большой Шереметев (Иван Васильевич Большой Шереметев (в иноках – Иона; ум. 1577) – окольничий с 1548/1549, боярин с 1550, воевода, член Избранной рады и влиятельный член Земской боярской думы, сын Василия Андреевича Шереметева. Принимал активное участие в походе на Казань, в Ливонской войне и других военных кампаниях) – выше чудотворца Кирилла, но безрезультатно. Сомнительна правота автора «Нового летописца» который связывал решение Годунова с местью Мстиславскому.
Пискарёвский летописец гласил: “Лета 7094-го (1586) положил опалу царь и великий князь Федор Иванович на князя Андрея Ивановича Шуйского95 да на Петра Головина63 казначея: поделом ли, или нет, то бог весть. И князя Андрея сослали в Самару, и тамо скончался нужно. А Петра Головина привели на площадь да обнажили, а сказали, что кнутом его бити, да пощадил царь Федор Иванович. И сослали его в Орзамас, и тамо скончался нужно. Да в ту же пору казнили гостей Нагая да Русина Сенеуса с товарищи. А как царь Иван повеле убити князя Андрея Михайловича Шуйского, деда сего князя Андрея, а отец его князь Иван Андреевич в те поры был млад вельми. И дядька его взя да збежа с Москвы безвесно, да много лет пребываше с ним в нищете, укрывайся в Белоозерской стране, животину с ним пасяше и всякую страду страдаше. И не в кое время поеде царь Иван молитися к Троице в Сергиев манастырь. И тот дядька прииде в манастырь и почал бити челом царю государю о князе своем. И царь его пожаловал: на очи пустил и вотчину ему отца его и животы велел отдати; а дядьку пожаловал вельми за то”. [30]
По поводу регентства Ключевский отметил: “Умирая, царь Иван торжественно признал своего «смирением обложенного» преемника неспособным к управлению государством и назначил ему в помощь правительственную комиссию, как бы сказать, регентство из нескольких наиболее приближенных вельмож. В первое время по смерти Грозного наибольшей силой среди регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев; но вскоре болезнь и смерть его расчистили дорогу к власти другому опекуну, шурину царя Борису Годунову”. [24]
Боярин Никита Романович62 умер от инсульта в 1586 году. Умирая, он взял клятву с Бориса Годунова в покровительстве его пятерым сыновьям – молодым братьям «Никитичам», как их называли в народе. Его смерть обострила дворцовые интриги. Инициаторы неизвестны, но, очевидно, что именно представителям древних княжеских и боярских родов было выгодно избавиться от не в меру честолюбивого и удачливого Годунова.
Вероятность того, что у Годунова был свой человек в Кирилловом монастыре, не доказана, но эта версия была выгодна его обвинителям. Нет доказательств и насильственного пострижения князя Ивана Мстиславского. Место отца занял его сын боярин князь Фёдор Иванович Мстиславский96. Послам говорили: «Князь-де «поехал молитца по монастырям»». [18] Князь Иван совершил паломничество на Соловки, а через месяц принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Взаимоотношения Годунова с князем Иваном Мстиславским были достаточно идеалистичны. В лето 7093 (1586), князь Иван «Мстиславский с Борисом Годуновым велию любовь между себе имеша и о делех государских зело радеша и назва князь Иван Бориса сыном, а Борис его назва отцем себе». ». (Н.М. Карамзин. История государства Российского. Кн. 3. Т. X. Примечания. Н.М.) Годунов годился в сыновья князю Ивану Мстиславскому, который, как и Никита Романович, доверил ему судьбу своих сыновей. Согласно Пискарёвскому летописцу, “Лета 7095-го (1587) положил опалу царь и великий князь Федор Иванович на князя Ивана Петровича Шуйского67 и сослал его на Белоозеро, и велел постричи; и тамо скончася нужною смертию, и положен в Кирилове манастыре”. [30] Борису повезло со смертью Никиты Романовича, но Федосеев66 отмечает, что инициатором отстранения других регентов был сам Борис Годунов. «Вслед за расправой над «заговорщиками» тут же последовала акция против зятя Мстиславского – Симеона Бекбулатовича97
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Грозный
Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным (впервые – в «Истории Российской» Татищева), в постриге – Иона (25 августа1530, село Коломенское под Москвой – 18 (28) марта 1584, Москва) – государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчаный царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. (Подробнее в прим. в конце книги)
2
https://ru.wikipedia.org/wiki/Монголо-татарское_иго#:~:text=Монго́ло-тата́рское%20и́го
Татаро-монгольское иго (1223 – 1480 годы) – система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи. (Подробнее в прим. в конце книги)
3
https://ru.wikipedia.org/wiki/Забелин Иван Егорович (1820-1908 годы) – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы, Член-корреспондент по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), действительный тайный советник (1908).
4
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I
Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (30 мая [10 июня] 1672 года – 28 января [8 февраля] 1725 года) – последний царьвсея Руси (с 1682 года) и первый ИмператорВсероссийский (с 1721 года). (Подробнее в прим. в конце книги).
5
Домостро́й (полное название – Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам). (Подробнее в прим. в конце книги)
6
Александр Сергеевич Пу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва – 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) – русскийпоэт, драматург и прозаик. Подробнее в прим. в конце книги.
7
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рюриковичи
Рю́риковичи – княжеский, великокняжеский, позднее также царский (в России) и королевский (в Галицко-Волынской земле) род потомков Рюрика – первого летописного князя древней Руси. С течением времени род раздробился на множество ветвей. Большинство правителей Киевской Руси и образовавшихся после её распада русских княжеств были Рюриковичами.
8
https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексей_Михайлович
Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (9 (19) марта1629, Москва – 29 января (8 февраля) 1676, Москва) – второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 – 29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.
9
https://ru.wikipedia.org/wiki/Погодин, Михаил Петрович, (1800 – 1875 годы) – русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель.
10
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14648
Схи́зма («расщепление, раскол, распря») —раскол в Церкви или иной религиозной организации. (Подробнее в прим. в конце книги)
11
https://fb.ru/article/375540/mayorat–eto-poryadok-nasledovaniya-imuschestva-istoriya-vidyi-i-printsip-mayorata
Майорат – это закон, который регулировал часть положений такой отрасли права, как наследование. Согласно устанавливаемому им порядку, со времен правления Карла Великого и до XIX века, в Западной Европе все недвижимое имущество (замки, земли) могли наследовать только перворожденные дети. Остальные после смерти родителей получали только движимые вещи и деньги. Это правило исключало возможность разделения родовых земель. В России майоратство ввёл Пётр I.
12
http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0137988
Удельная система – период в истории Русского государства, охватывающий годы со смерти Мстислава Великого в конце I трети XII века до образования единого Русского государства при Иване III в конце XV века. Распад Киевской Руси открывает новый период в отечественной истории. Раньше его принято было называть «удельным периодом», то есть временем, когда каждое княжество распадалось на несколько самостоятельных или полу самостоятельных «уделов». Современные историки обычно именуют эту эпоху периодом «феодальной раздробленности».
13
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепостное_право_в_России
Крепостное право в России – существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. (Подробнее в прим. в конце книги)
14
https://zen.yandex.ru/media/id/594a2d8c7ddde8e638fbf619/chem-otlichalos-krepostnoe-pravo-ot-rabstva-5b45d220ccce4f00a9f313c3
Раб, или «говорящая вещь», целиком и полностью принадлежал своему хозяину. Это было закреплено законом и примерами могут служить законодательства Древнего Рима, Византийской империи, британских американских колоний и США в 1619–1865 годах и т.д. Раб, являясь объектом права, был неправомочен: в суде за поступки раба отвечал его хозяин. Как и любое другое имущество, раба можно было купить, продать, подарить или завещать. Хозяин сам определял степень и меру наказания своего раба и не был ответственен за смерть своего раба. Лишенный права собственности, раб целиком и полностью и содержался своим хозяином. Не распространялся на рабов и институт брака: их отношения не были юридически закреплены и могли существовать только по доброй воле своего хозяина.
15
https://ru.wikipedia.org/wiki/Раскол_Русской_Церкви
Раскол Русской Церкви – церковный раскол в 1650-х – 1660-х годах в Русской Православной Церкви, связанный с реформой Патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими. Приверженцы старых обрядов, впоследствии получившие название «старообрядцы», были преданы анафеме на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.
16
https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловьёв,_Сергей_Михайлович, (1820 – 1879 годы) – русскийисторик; профессорМосковского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академикИмператорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник
17
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключевский,_Василий_Осипович, (1841–1911 годы) – российский историк, заслуженный профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским, председатель Императорского общества истории и древностей при Московском университете, тайный советник.
18
https://ru.wikipedia.org/wiki/Поместная_система
Поме́стная систе́ма – порядок служилого землевладения, установившийся в Русском государстве в XV и XVII веках. Юридические основы «Поместной системы» Русского государства были закреплены в Судебнике 1497 года. В основе поместной системы лежало поместье – участок казённой (государственной) земли, данный государем (великим князем, царём) (на срок службы или пожизненно) в личное владение служилому человеку (дворянам) под условием службы или одновременно как награда за службу (государственную, в основном военную) и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца.
19
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдор_Иванович
Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (31 мая (10 июня) 1557, Переславль-Залесский – 7 (17) января 1598, Москва) – царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святойблаговерный Феодор I Иоаннович, царь Московский». Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).
20
https://ru.wikipedia.org/wiki/Годунов,_Борис_Фёдорович
Бори́с Фёдорович Годунов (1552 – 13 [23] апреля1605) – боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля1598 года по 13 (23) апреля1605 года – русскийцарь.
21
https://ru.wikipedia.org/wiki/Карамзин, Николай Михайлович, (1766– 1826 годы)-
историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, создатель «Истории государства Российского» (1803—1826) – одного из первых обобщающих трудов по истории России, Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
22
https://ru.wikipedia.org/wiki/Костомаров, Николай Иванович
Николай Ива́нович Костомаров (1817 – 1885) – российскийисторик, публицист, поэт и общественный деятель, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, действительный статский советник. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России. Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества.
23
https://www.prlib.ru/history/619780#:~:text=4%20декабря%201597%2024%20ноября,и%20ранее%20Указ%20не%20распространялся
Указ об «урочных летах» от 24 ноября (4 декабря) 1597 г., которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. Согласно Указу, крестьяне, бежавшие от своих хозяев «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению назад. На бежавших шесть лет назад и ранее Указ не распространялся.
24
https://ru.wikipedia.org/wiki/Судебник_Ивана_IV
Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года – сборник законов периода сословной монархии в России; памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утверждён Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного.
25
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ливонская война
Ливонская война 1558—1583 годов – крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское (с 1569 года – Речь Посполитая), Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России. (Подробнее в прим. в конце книги)
26
https://ru.wikipedia.org/wiki/Козляков,_Вячеслав_Николаевич
Вячесла́в Никола́евич Козляко́в (род. 24 апреля1961) – российский историк, доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина, писатель.
27
Казарезов Владимир Васильевич (1937– 2017) – советский хозяйственный, государственный и политический деятель, а также писатель и художник.
28
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдор_II_Годунов
Фёдор II Борисович (1589—10 (20) июня 1605) – второй русский царь из рода Годуновых (с 13 (23) апреля по 1 (11) июня1605 года). Его царствование – кратчайшее пребывание лица мужского пола на русском престоле (и второе по краткости после правления его тётки Ирины Годуновой). С ним может поспорить лишь Игорь Ольгович, правивший в Киеве с 1 по 13 августа 1146 года.
29
ru.wikipedia.org›Соборное уложение 1649 года
Собо́рное уложе́ние – свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года. Памятник русского права. По окончании Смутного времени, правительство новой династии – Романовых – приступает к активной законотворческой деятельности.
30
https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы
Рома́новы – русскийбоярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года – династиярусских царей, с 1721 года – императоров всероссийских, впоследствии – царей Польских, великих князей Литовских и Финляндских, герцогов Ольденбургских и Гольштейн-Готторпских и великих магистровМальтийского ордена.
Прямая ветвь рода Романовых на всероссийском престоле пресеклась после смерти императрицы Елизаветы Петровны5 января1762 года. Согласно её завещанию, титул императора и русский престол унаследовал её племянник – сын царевны Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, принявший имя Пётра III, которого династический договор признавал членом императорского дома Романовых.
31
https://ru.wikipedia.org/wiki/Боханов,_Александр_Николаевич
(1944) – советский и российский историк и историограф, специалист по истории России XIX – начала XX веков. Доктор исторических наук. Автор и соавтор школьных учебников по истории.
32
https://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus «всеобщий», «вселенский») – крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,3 миллиарда человек.
Католическая Церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации. Догматы католицизма устанавливались до и после разделения церквей в 1054 г.; окончательно католический символ веры был утвержден в середине XVI в. (так наз. Тридентское исповедание веры)
33
https://ru.wikipedia.org/wiki/Православие
Правосла́вие (буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу – «правильное мнение») – одно из основных и древнейших направлений в христианстве, сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии, в эпоху семи Вселенских соборов. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).
Православие, по смыслу слова, рассматривающее себя – в отличие от ересей – как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной Церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальныхпоместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Православная Церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры, утвержденный на первых двух вселенских соборах 325 и 381 гг., и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическуюЦерковь, основатель и глава которой – Иисус Христос
34
https://ru.wikipedia.org/wiki/Варфоломеевская_ночь
Варфоломе́евская ночь (фр. massacre de la Saint-Barthélemy – резня святого Варфоломея) – массовое убийство гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около трёх тысяч человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.
Расправы организовывались представителями католической партии во французской феодальной знати, такими как семейство Гизов. Резня произошла спустя шесть дней после свадьбы королевской дочери Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых видных и знатных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже. Резня началась 23 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, спустя два дня после покушения на убийство адмирала Гаспара Колиньи, военного и политического предводителя гугенотов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Протестантизм
Протестанти́зм, или протеста́нтство (от лат. protestatio – «протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение») – одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Протестанты (гугеноты) не верят в Святых и Папу Римского, не признают икон и креста. Для богослужения не нужен монастырь, Бог может жить только в сердце человека. Каждый человек сам читает Библию и сам трактует свои поступки. У протестантов нет особой формы богослужения, а священником может быть даже женщина. Крещение возможно только в зрелом, сознательном возрасте.
Результатом правления Ивана III стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства, за это он получил прозвище «собиратель земли русской». В том числе, при нём был принят нынешний герб России – двуглавый орёл. Было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости; принят Судебник – свод законов государства; проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения; построен нынешний Московский Кремль и главный кафедральный собор Русского государства – Успенский собор.
35
Иван III Васильевич (в позднейшей российской историографии также Иван Великий; 22 января 1440 – 27 октября 1505) – великий князьМосковский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.
Результатом правления Ивана III стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства, за это он получил прозвище «собиратель земли русской». В том числе, при нём был принят нынешний герб России – двуглавый орёл. Было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости; принят Судебник – свод законов государства; проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения; построен нынешний Московский Кремль и главный кафедральный собор Русского государства – Успенский собор.