bannerbanner
Джеймс Бонд, его друзья и враги. Сборник статей
Джеймс Бонд, его друзья и враги. Сборник статей

Полная версия

Джеймс Бонд, его друзья и враги. Сборник статей

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Определяющим показателем того, что речь идет именно о камео для актера или представителя шоу-бизнеса является степень соответствия (или точнее, несоответствия) популярности и таланта исполнителя масштабу роли, которую он играет. Именно поэтому для Мадонны, всемирной знаменитости, амплуа инструктора по фехтованию Миранды Фрост (Фильм "Умри, но не сегодня»" является именно камео, в то время как для какой-нибудь начинающей актрисы эта была бы пусть и маленькая, но полноценная роль. Люди, не обладающие актерскими дарованиями, конечно, не в состоянии претендовать даже на это, поэтому их участие в фильме обычно сводится к позиции статиста или участника массовки.

Существует и еще один спорный момент. В списки камео часто включают – ну как тут избежать избитой фразы "с упорством, заслуживающим лучшего применения" – людей, малознакомых аудитории, но обладающих широкой известностью в узких кругах. Майкл Уилсон, продюсер франшизы, появляется практически во всех фильмах бондианы, начиная от «Шпиона, который меня любил» до «СПЕКТРА». Но можно ли назвать его появление в фильмах полноценным "камео"? Продюсеры, режиссеры и сценаристы, вне всяких сомнений, являются в кинопроизводстве людьми весьма значимыми, но для аудитории важен не сам процесс, а результат – зрелище, которое она видит на экране, а в нем безраздельно царят другие люди – актеры.

Именно поэтому такого рода камео являются по сути политкорректным наименованием того, что в обычной речи принято называть "использованием служебного положения в личных целях" – или, в более мягком формате, способом в форс-мажорном порядке решить проблемы массовки, используя все возможные человеческие ресурсы, в первую очередь свои собственные.

К примеру, в фильме "Золотой глаз" закрыть собой брешь, образовавшуюся ввиду острой нехватки кадров в руководящем органе министерства обороны России вызвался продюсер Майкл Уилсон, лично принявший участие в сцене заседания этого высокого органа, причем не где-нибудь, а в Зимнем дворце. Первый продюсер бондианы, Альберт Брокколи тоже участвовал в камео-ролях и, в частности, был замечен в качестве праздношатающегося туриста в голубой рубашке на площади Сан-Марко в Венеции (Фильм «Мунрейкер»).

Кроме самих участников кинопроизводства, в камео бондианы активно снимаются их родственники: так, дочь Роджера Мура Дебора Мур в фильме "Умри, но не сейчас" исполнила роль стюардессы, которая приносит Бонду (не своему отцу, Роджеру Муру, а новому Бонду, актеру Пирсу Броснану) его любимый напиток – водку с мартини.

Дольф Лундгрен (он Ханс Лундгрен, род. в 1957г.),  – американский киноактёр, кинорежиссёр, и продюсер шведского происхождения, стал знаменитостью после того, как исполнил роль советского боксёра Ивана Драго в 4-ой части «Рокки».

В молодые годы судьба занесла горячего скандинавского парня в Австралию, где он учился в Сиднейском университете и, чтобы оплатить учебу, подрабатывал вышибалой в ночном клубе. Там его заметила американская певица, актриса и модель, уроженка солнечной Ямайки Грейс Джонс, приехавшая в страну антиподов на гастроли. Впечатлённая физическими статями рослого и крепкого парня, Джонс наняла его в качестве телохранителя; став не только работником, но и любовником певицы, Лундгрен отправился вместе с нею в Нью-Йорк.

В фильме "Вид на убийство" Джонс стала девушкой сразу двух персонажей – героя (Бонда) и антигероя (Макса Зорина), и благодаря ее протекции Лундгрен тоже получил эпизодическую роль, которая была его дебютом в кино, но ретроспективно, с учетом его дальнейшей известности, она может расцениваться и в качестве "камео".

Дебют викинга не прошел незамеченным, он начал получать новые роли, а после выхода на экраны четвертого "Рокки" "вошёл в зал как парень Грейс Джонс, а через 90 минут вышел как кинозвезда Дольф Лундгрен".


Советский полковник Роза Клебб: туфли не для золушки

Роза Клебб – один из наиболее выдающихся злодеев (точнее, злодеек) киноленты "Из России с любовью" и всей бондианы. Начальник оперативного отдела "СМЕРШ" в чине полковника; в киноверсии переходит из Советского "СПЕКТР", возглавляемый Блофельдом. Непревзойденный специалист по вопросам подбора персонала для тайных операций.

Любимый прием кастинга агентов-мужчин – удар металлическим кастетом по голому торсу кандидата; лица, выжившие после этой проверки, считаются прошедшими собеседование. Для юных девушек существуют два варианта проверки: литературный и экранный. В экранном Роза Клебб кладет руку на голую коленку соискательницы, проверяя ее реакцию. Если та не убегает, и остается сидеть на месте, ее кандидатура одобрена. В книжном варианте Клебб, одетая в прозрачную ночную рубашку с глубоким вырезом, ложится на диван, и приглашает соискательницу сесть рядом и познакомиться поближе. Если та убегает, громко хлопнув дверью, тест пройден; если остается, то, скорее всего, тоже – но случай такого рода Флемингом не описан.

Любимое оружие, если не считать кастета – ботинок со спрятанным в нем острым и отравленным клинком. В кадровой работе умело использует метод кнута и пряника. Заявив Татьяне Романовой, что если она откажется от выполнения задания, то будет расстреляна, полковник Клебб обещает ей в случае успеха миссии звание капитана государственной безопасности. Татьяна простодушно верит ее словам, хотя и носит всего-навсего чин капрала, – заметим, никогда не существовавший в Советской армии и органах госбезопасности. Может быть, Флеминг считал, что советский капрал – это звание, соответствующее лейтенанту? В армиях Запада капрал – звание лиц младшего командного состава, примерно соответствующее сержанту или младшему сержанту; в русском переводе Татьяну иногда называют сержантом, однако и в романе, и фильме она именно капрал (Corporal). Логичней Для Клебб было бы сразу же пообещать девушке звание подполковника из старых советских анекдотов («Может ли женщина быть полковником? Нет, она может быть только под полковником!»).

Стоит отметить, что Роза Клебб – это первый полноценный образ женщины-злодея в кинобондиане, и создатели фильма приложили немало усилий, чтобы он вошел в историю киноисдустрии, или, во всяком случае, даной франшизы. Во многом в этом, вне всяких сомнений, есть заслуга самого Флеминга, в романе которого Клебб изображена еще более отталкивающим персонажем, чем в фильме (хоть это и трудно представить). Писатель наделил свою героиню максимально возможным количеством отталкивающих черт: она крайне непривлекательна внешне, в отличие от большинства женщин, не следит за собой, неряшлива и к тому же постоянно курит.

Стремясь сделать ее образ как можно более отвратительным, Флеминг явно перестарался, потому что Клебб у него одновременно: а) использует секс в качестве одного из инструмента выполнения заданий руководства; б) является бесполой и практически асексуальной («Природа преподнесла ей редкий и бесценный дар – бесполость, это олицетворение равнодушия и холодности у человека» – утверждает автор); в) имеет экзотические наклонности.

В фильме дан только легкий намек на это в одной из сцен, когда она остается наедине с Татьяной. В эпизоде приезда на "остров СПЕКТРа" Клебб тоже демонстрирует неоднозначные сигналы: с одной стороны, она явно неравнодушна к мужским статям Гранта, с другой – вздрагивает, когда подручный Блофельда пытается взять ее за руку. Еще одна черта этого персонажа которая, что называется, "задействована по полной" в романе Флеминга, хотя на киноэкране не столь очевидна – это ее садизм.

В фильме показано, что она не останавливается перед тем, чтобы использовать для достижения поставленных целей любые средства, однако действует скорее по любимому мафией принципу "ничего личного, только бизнес". В романе же Флеминга Клебб получает явное удовольствие от того, что мучает свои жертвы.

Ходили слухи, что ни одна пытка не проходила без личного участия Розы Клебб, – пишет Флеминг. – В ее кабинете в шкафу висел халат, покрытый пятнами крови, и стоял раскладной стул. Когда она выходила из своего кабинета, одетая в этот халат, с раскладным стулом под мышкой, и шла подземными коридорами, даже сотрудники СМЕРШа замолкали и наклонялись над столами, пока она не возвращалась обратно.

У Флеминга Клебб – один из руководителей СМЕРША, начальник его оперативного отдела. План СМЕРШа заключался в том, чтобы с помощью двойной приманки – "медовой ловушки" в лице красавицы Татьяны Романовой и шифровального прибора, названного в книге "Спектром", а в фильме по очевидным причинам переименованного в "Лектор", выманить лучшего агента британской секретной службы Джеймса Бонда в Стамбул, подсунуть ему "куклу" прибора, а потом убить в поезде, представив смерть как самоубийство, после чего подбросить на место происшествия компрометирующие материалы, дающие возможность дискредитировать и Бонда, и британскую разведку (судя по всему, поработав ккое-то время в британской разведке, Флеминг узнал многое и о ловушках, которые ставят друг другу враждующие разведки и о грязных методах, которые они не стесняются использовать).

В фильме операцию в Стамбуле организует не СМЕРШ, а "СПЕКТР", который, во-первых, подстрекает Бонда украсть "Лектор", чтобы затем вернуть его русским (разумеется, не безвозмездно), и во-вторых, хочет расправиться с самим Бондом. Чем же агент 007 успел не угодить "СПЕКТРу", с учетом того, что "Из России с любовью" являлось лишь второй лентой кинобондианы?

Ответ очевиден – тем, что он успел сделать в первой, а именно сумел помешать планам СПЕКТРа и ликвидировал доктора Но, который был сотрудником этой организации. Ненависть СПЕКТРа к Бонду и стремление его уничтожить кажутся сильно преувеличенными: в конце концов, агент с двумя нулями просто выполнял приказ начальства (Что называется, "ничего личного…"). Быть может, криминальный гений Блофельд обладал даром предвидения, и заранее предчувствовал, какой урон ему самому и его детищу способен в дальнейшем нанести агент 007?

Более простое объяснение заключается в том, что и гроссмейстер Кронстин, новый директор по планированию СПЕКТРа, разработчик операции, и Роза Клебб, и главный исполнитель Грант (хотя в фильме об этом прямо не сказано, Грант некогда был «главным палачом» СМЕРШа) в недавнем прошлом были ответственными сотрудниками СМЕРШа, поэтому имели свои счеты с британской разведкой. Правда, теперь они перешли на работу в частный бизнес, однако кто сказал, что нельзя совместить в своей работе приятное с полезным? Помошники Блофельда, прошедшие огонь и воду, предусмотрели и учли, казалось бы, все возможные проблемы, с которыми можно было столкнуться в ходе операции, вплоть до мельчайший деталей, за исключением одной, фатальной для них – фантастической везучести 007, его способности выходить живым и невредимым из любой ситуации.

Гибель Клебб в фильме и романе в целом похожи, хотя и различаются в деталях. После неудачной попытки покушения на Бонда Блофельд возложил всю ответственность за провал на Кронстина, а Роза Клебб получила шанс исправить ошибку (хотя едва ли из этого можно делать вывод о том, что глава "СПЕКТРа" был джентльменом), что она и попыталась сделать, проявив максимум изобретательности. Встретив Бонда в гостиничном номере, она сначала пытается застрелить его из стрелкового оружия, замаскированного под телефонный аппарат; когда это не удается, набрасывается на него с вязальными спицами, кончики которых были отравлены нервно-паралитическим ядом (по мнению британцев, яд – это любимое оружие советских и российских спецслужб); когда же и эта попытка проваливается, колет его отравленным клинком, выступающим ботинка – на этот раз удачно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4