Полная версия
Подлинное таро: история развития, культура, смыслы
Илл. 13. Семерки каждой из четырех китайских денежных мастей (1887)
Денежные карточные колоды обычно включают несколько десяток дубликатов карт. Так в полной колоде раннего карточного шаблона, известного как «карты-палки» (棍牌), содержится четыре дублирующих друг друга набора по 30 карт в каждом, разделенных на три масти (монет, связок монет и мириад связок), то есть всего 120 карт. В подобные колоды также обычно входят до шести особенных карт, родственных по функциям европейским джокерам.
Таким образом, идея играть в карты или бумажными листами, на которых что-то написано или напечатано на одной из сторон, вполне возможно, появилась у китайцев в конце танского периода (IX век), а карты с мастями и числами появились к XIII веку. Немаловажную роль в развитии игральных карт сыграло введение китайским правительством бумажных денег в 1023 году.
Путешествие на Запад
Арабские завоеватели
После падения Римской империи путь в Европу оказался открытым для наступлений единого исламского государства. Иберийский полуостров был завоеван арабами менее чем за десять лет, а на его отвоевывание европейцем потребовалось несколько сотен лет. За этот период в Испании был создан Кордовский халифат, отделенный от арабского халифата, а также построена Мескита (мечеть Кордовы), преобразованная после Реконкисты[9] в римско-католический собор. Арабы и берберы также вторглись на Сицилию и совершали набеги по всему югу Франции вплоть до 732 года, когда они были разгромлены у Пуатье. Позднее наступил период Мамлюкского султаната в Египте (1250–1517), и снова Европа подверглась набегам исламских войск. Примерно в это же время монголы вторглись в Левант.
Все эти процессы сопровождались активным культурным обменом, приведшим к появлению на захваченных территориях ранее неизвестных европейцам предметов, технологий, традиций и знаний. Благодаря арабам были переведены труды греческих и латинских авторов, основаны образовательные и медицинские учреждения. В XI веке под влиянием арабской культуры на юге Франции появились трубадуры (средневековые поэты-музыканты), в творчестве которых лейтмотивом выступает куртуазная любовь. За несколько веков до этого исламскими поэтами воспевалась целомудренная мистическая любовь. Соответственно, трубадуры могли знакомиться через Испанию не только с арабской, но и с персидской любовной лирикой[10].
Отдельные исследователи, такие как Гордон Стрэкан (1934–2010), высказывают предположение, что тамплиеры, спонсировавшие постройки христианских церквей и соборов в разных частях Европы, заимствовали некоторые архитектурные формы из исламского искусства, которые легли в основу готики. Так стрельчатая арка, являющаяся базовым элементом готического стиля, имеет исламское происхождение[11]. Кроме того, церковная архитектура Сицилии и Испании имеет достаточно примеров исламского влияния; использование тромпа[12], изобретенного на Ближнем Востоке, было распространено в романской архитектуре Европы, примером этого может служить норманнская церковь Сан-Катальдо в Палермо, каждый из куполов которой поддерживается четырьмя двойными тромпами.
Исторические события, оказавшие большое влияние на христианский мир, не могли не отразиться также в художественной литературе. Множество песен, стихов, полулегендарных и фантастических рассказов, основанных на тех же реальных событиях, передавались из уст в уста; они же способствовали формированию рыцарских романов, в которых доблестные христианские войны побеждали могучих сарацин, нередко предстающих в обличье нечистой силы. В этом народном и позднее авторском творчестве утверждались духовные ценности, важные с точки зрения христианства. Средневековые легенды об Артуре и его рыцарях включают такие темы, как куртуазная любовь, выбор между пороком и добродетелью, поиски важной христианской реликвии; их мы находим в образном ряду старших арканов таро. Итальянский писатель Итало Кальвино (1923–1985) поэтично отобразил связь карт таро с рыцарским романом о приключениях Роланда (Орландо) в следующем отрывке:
«Фигура Короля Мечей, призванная нам поведать сразу и о его ратном прошлом и о безотрадном настоящем, была положена рассказчиком слева от квадрата, напротив Десяти Мечей. И тут же ослепила нас густая пыль сражений, затрубили в ушах трубы, вот уже летают в воздухе обломки копий, сталкиваются конские морды, смешивая переливчатую пену, вот уже мечи то лезвиями, то клинками бьются о клинки и лезвия других мечей, и там, где образующие круг живые враги взлетают над седлами, чтоб опуститься уже не на коней – в могилу, в центре круга виден взмахивающий Дурлинданой паладин Орландо. Мы узнали его – это он нам излагал свою историю, полную терзаний и метаний, надавливая тяжелым как железо пальцем на каждую из карт»[13].
Илл. 14. Король и десятка мечей из колоды «Висконти ди Модроне»
Таким образом, наследие, оставленное исламскими захватчиками, интеллектуально и материально обогатило европейцев, способствуя рождению новых идей, смыслов и предметов, повлиявших впоследствии на развитие европейского карточного искусства.
Персидские игральные карты
Путь игральных карт в Европу пролегал через множество стран, в результате чего их внешний вид, форма и структура претерпевали изменения. Согласно распространенному мнению, китайские наборы для карточных игр сначала попали в Индию, а затем в арабские страны (Персию, Аравию, Египет), прежде чем достигли Европы.
Ранние свидетельства индийской разновидности игральных карт под названием «ганджифа» относятся к XVI – XVII векам, когда они приобрели популярность при дворе Великих Моголов. Тем не менее, их предшественником являются персидские карты «канджифа», о которых мы мало что знаем. После широкого распространения этой игры стали появляться колоды уже с индуистскими образами, а к XX веку термин «ганджифа» на Среднем Востоке стал применяться уже к европейским игральным картам.
Самое раннее персидское упоминание этой игры встречается в поэме «Рубайят-э-Ганджифа» Ахли Ширази (ок. 1454–1535). Для каждой из 96 карт в колоде из восьми мастей дан короткий стих, показывающий, что у персов были те же масти, что и у моголов: «гулам» (раб), «тадж» (корона), «шашмир» (сабля), «ашрафи» (золотая монета), «чанг» (маленькая арфа), «барат» (документ), «танка» (серебряная монета) и «кимаш» (рыночные товары, как правило, изделия из ткани)[14]. Этот карточный шаблон известен как «могольская ганджифа»; каждая масть в нем имеет свой определенный цвет, что является отличительной чертой индийских настольных игр, и содержит по 12 карт, среди которых две фигурные карты: правитель и наместник/визирь.
Разница между индийской и персидской ганджифа выражается прежде всего в форме: персидские карты обычно прямоугольные, а индийские – круглые. Кроме того, колоды ганджифа знатных моголов, как правило, изготавливались с использованием дорогостоящих материалов, таких как слоновая кость, и разделялись на две части (гражданскую и военную), аналогично их предшественникам – китайским домино.
Илл. 15. Разные формы ганджифа
На сегодняшний день известно несколько шаблонов «ганджифы», каждый из которых имеет свою иконографию. Так в XVII веке появились колоды «дашаватара ганджифа» из 120 карт, изобретенные жрецами-браминами (см. цветную вклейку 3). Они были разделены на десять мастей, соответствующих десяти воплощениями, или аватарам, бога Вишну, что концептуально роднит их с упомянутыми в предыдущей главе тибетскими цакли.
Несмотря на первостепенное значение Индии и Персии в карточной истории, самые ранние известные на сегодняшний день образцы карт происходят из Египта. Таковы четыре фрагмента из «коллекции Кейра», которые в настоящий момент хранятся в Музее искусств Далласа, и один фрагмент, находящийся в афинском музее Бенаки. Они датируются XII и XIII веками и относятся к исламским игральным картами. Наличие цветочного фона, какое мы видим на данных картах, характерно для исламских предметов любого периода.
Илл. 16. Ранние игральные карты из «коллекции Кейра» (K.1.2014.1133 и K.1.2014.1132)
Кроме того, до нас дошел почти полный набор мамлюкских игральных карт (47 из 52 карт), известный как «игра царей и наместников». Вероятно, он был составлен из трех разных колод XV века; его обнаружил в 1939 году исследователь исламского искусства Лео Арье Майер в стамбульском дворце Топкапы. Граница некоторых карточных рисунков из этого набора имеет форму подковообразной арки, свойственной исламской архитектуре. Майер обнаружил, что в правом верхнем углу короля мечей написано слово «канджифа» (
). Следовательно, у мамлюкских и персидских игральных карт был какой-то общий предок, несмотря на их отличия в количестве и внешнем виде.Во всех вышеупомянутых карточных колодах наличествует одна масть, названная в честь монеты местной чеканки или валюты, например, «дирхам» в случае мамлюков, «ашрафи» и «танка» в персидских колодах, «сафед» (серебряная монета) и «суркх» (золотая монета) в индийской ганджифе. Позднее в народном воображении серебряная и золотая монеты стали отождествляться с луной и солнцем соответственно.
В карточном наборе Топкапы фигурные карты носят следующие названия: malik (правитель), na’ib malik (наместник или заместитель правителя) и than na’ib (второй заместитель). Однако титула thana na’ib не существовало; без него мамлюкский карточный набор структурно подобен персидской колоде, в каждой масти которой содержится по 12 карт. Игра царей и наместников содержит десять очковых и три фигурные карты в каждой из четырех мастей: клюшках для поло («човганах»), мечах («саифах»), чашах («туманах», или «туменах») и монетах («дирхамах»). Эти масти соответствуют значимым должностям при дворе мамлюкского султана: джукандарам[15], командирам дворцовой стражи, виночерпиям и казначеям. Слово «тумен» означает «несметное число» (10 000) на тюркских, монгольских и чжурчжэньском языках, что роднит эту масть с «десятками мириад» связок монет
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Согласно словарю «Как правильно? С большой буквы или с маленькой?» (Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К., 2002) корректно написание слова «Таро» с прописной буквы. Многие термины, связанные с игральными картами, были заимствованы из европейских языков, в которых это слово обычно пишется с прописной буквы, отсюда обилие переводной литературы с подобным подходом. Однако автор, следуя примеру других русскоязычных исследователей, предпочитает слово «таро» писать со строчной буквы, поскольку оно стало нарицательным именем существительным (колод таро великое множество).
2
Donovan Tristan. It's all a game: the history of board games from Monopoly to Settlers of Catan. New York: Thomas Dunne Books, 2017. P. 13.
3
Ibid. P. 14.
4
«Мантика» (др. – греч. μαντική) – это искусство узнавания прошлого, настоящего и будущего, осуществляемое посредством обращения к духовным силам.
5
Culin St. Chess and Playing-Cards. Washington: Government Printing Office, 1898. P. 683–684.
6
При каждом броске можно набрать от 1 до 4 очков.
7
В переводе Джайдевы Сингха (1979) «Шива-сутры» содержат 77 афоризмов, а в переводе Марка Дичковски (1992) – 79 афоризмов. Индо-американский ученый в области информатики Субхаш Как считает, что в каноническом тексте предполагается 78 афоризмов, так как число 78 само по себе имеет важное значение в системе ведического знания. См.: Vasugupta. Siva Sutras: The Yoga of Supreme Identity. Delhi: Motilal Banarsidass, 1979; Vasugupta. The Aphorisms of Siva: The Siva Sutra with Bhaskara’s Commentary, the Varttika. Albany: SUNY Press, 1992; Kak S. C. The Astronomical Code of the Ŗgveda. New Delhi: Aditya, 1994.
8
В корейском ньоуте количество обычных клеток, не считая клеток-станций, равняется 24 (8 × 3), столько же клеток в каждом рукаве игрового поля индийского чаупара, количество фишек в обоих этих играх равняется 16 (8 × 2). Кроме того, полная колода корейских игральных карт htou-tjyen разделена на 8 мастей. Однако в древнеегипетском сенете и древнемесопотамской царской игре Ура каждому игроку полагается по 7 фишек.
9
Реконкиста (исп. Reconquista – отвоевывание) – длительный процесс возвращения пиренейскими христианами захваченных маврами земель на Пиренейском полуострове, продлившийся с 732 по 1492 года.
10
См. Найман А. Г. О поэзии трубадуров // Песни трубадуров / Пер. со старопровансальского, сост., примеч. А. Г. Наймана. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1979. С. 4–6.
11
См.: Strachan Ch. G. Chartres: Sacred Geometry, Sacred Space. Edinburgh: Floris, 2003.
12
Тромп – сводчатая конструкция в форме части конуса, поддерживающая основание купола и обычно имеющая вид ступенчатой ниши.
13
Кальвино И. Замок скрестившихся судеб // Кальвино И. Собрание сочинений. В 3-х т. / Пер. с итал. СПб.: Симпозиум, 2001. Т. 2. С. 36–37.
14
См. Chatterjee Kumkum. Cards and culture: cultural cosmopolitanism in Mughal India // On Modern Indian Sensibilities: Culture, Politics, History / ed. by Ishita Banerjee-Dube, Sarvani Gooptu. London: Routledge India, 2017.
15
Джукандар – эмир, носивший султанский деревянный шест с загнутым концом для игры в поло.